522 ...в веси глаголемой Клементъевой... – Имеется в виду село Клементьево, ставшее подмонастырской слободой. 523 ...в прежнихъ Служебниках печатных... А в старыхъ Потребникахъ харатейных и писменых... – Сопоставление печатных и рукописных книг свидетельствует о текстологических навыках, свойственных участникам «книжной справы». 524 ...Крутицкого митрополита Иону... – Иона, митрополит Подонский и Сарский, управлял московской патриархией в 1614–1619 гг. 525 ...митрополита Иону... архимарита чюдовского Аврамия с товарыщи... В то бо время... на Москв патриарху не сущу... – Названы участники церковного собора 1618 г. Митрополит Иона в отсутствие патриарха управлял, достаточно неумело, церковными делами, доверяясь мнению клеветников и доносчиков, в том числе головщика Логина (см. сноску 36). 526 ...полъского королевича Владислава... – Владислав, сын короля Сигизмунда III Вазы, с 1632 по 1648 г. польский король, в 1610 г. был претендентом на русский престол. 529 ...епитимию наложиша... – Т. е. назначили наказание, достаточно мучительное, с боль-шим количеством поклонов, с содержанием «в дыму» вдали от Троице-Сергиева монастыря. 530 ...патриархомъ Филаретомъ. – Патриарх Филарет, в миру Федор Никитич Романов (1550-е-1633), отеццаря Михаила Федоровича. Возглавлял боярскую оппозицию при Борисе Годунове, насильственно пострижен в монахи (1601), сослан в Антониево-Сийский монастырь. Был востребован из ссылки Лжедмитрием I, поставлен ростовским митрополитом (1605). При Лжедмитрии II провозглашен патриархом (1608), направлен в составе посольства в Польшу за царевичем Владиславом (1610); до 1619 г. находился в Польше в качестве пленника. По возвращении в Москву стал патриархом и соправителем царя. 531 ...по свидтельству вселнскихъ патриархъ... – Подразумеваются восточные патри-архи – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Сохранились документы, подтверждающие сношения московских властей с восточными патриархами. См.: Греческо-русские связи середины XVI–haчaлa XVIII вв.: Греческие документы московских хранилищ. Каталог выставки/Составитель Б. Л. Фонкич . М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. Красногорского монастыря монах Дионисий объявил следующее: находясь в мире, он жил в селении Валдукурее, имел жену и детей. В отрочестве один из них Василий лишился зрения и два года не видел света. Казалось, не было возможности возвратить зрение, и оставалась только надежда на милость и помощь Божию. Положено было сходить в Красногорский монастырь помолиться чудотворной иконе Божией Матери. И вот, когда отец вел слепого сына своего в монастырь, зрение его стало проясняться, а в обители после молебна и совершенно возвратилось. Это так подействовало на отца, что он оставил мир и поступил в братство Красногорского монастыря; при монастыре же для работ остался с ним и прозревший сын Василий. Это чудо произошло в 1636 году. 17. Живший в Красногорском монастыре монах Иона оставил тот монастырь и перешел в Сийский. Когда отсюда, по воле настоятеля, он был отправлен для рыбных промыслов на Белом море, близь селения Варзуги его постигла тяжкая болезнь; три месяца лежал он совершенно расслабленный. Признав болезнь наказанием Божием за нарушение обещания им прежде данного – жить в Красногорском монастыре безвыходно, – он на одре болезни приносит чистосердечное раскаяние и решил возвратиться в Красногорский монастырь. Лишенный сна за все время болезни он внезапно уснул и, проснувшись, сел к удивлению с ним бывших, а затем и стал ходить. Жившая в одном с ним доме малолетняя дочь вдовы говорила пред тем матери своей, что пришла Пресвятая Богородица из Черной горы и исцелила монаха Иону. Окончив порученное дело, монах Иона переселился из Сийского в Красногорский монастырь, где и оставался до смерти. Чудо это совершилось в 1637 году. 18. Пинежского уезда, Немьюжского прихода священник Андрей показал, что в 1640 году помощью и заступлением Божией Матери он получил исцеление от болезни глаза, который не мог смотреть четыре месяца. По вере в силу исцелений, обильно подаваемых от св. иконы Грузинской, он дал обет сходит в обитель Красногорскую и отправить молебен Божией Матери Прекращение болезни было внезапное.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1 Св. Троица. Разбойник с Илией и Енохом в вертограде. Пасть ада. Русский храм, возле которого сидят в пещерах люди. Шествие праведников в рай. Распятие Иисуса Христа Иисус Христос на вратах адовых (изображение с вариантами повторено три раза). Воины ведут Иисуса Христа на Голгофу. Явление ангела Св. женам. Иисус Христос беседует с апостолами. Надписи: 1) Бога ииктоже виде нигдеже… 2) Тления нас древняго Христос избавити хотя… 3) Древа ради Адам прельщен, древа же ради крестнаго паки спасл еси разбойника… 4) Поемше же ведоша Иисуса Христа на Голгофу. 5) Живоприятнаго гроба мироносицы жены рыдающе достигоша. 6) Иоанн свидетельствует о Нем и воззва глаголя… 7) Возмите врата князи ваша… 8) Повеле Господь связати сатану… 9) Адам низведен бысть, лестию прельщен… 10) Днесь Христос смерть попра… 11) Воскресе Христос, и первозданные восташа… 12) Враг бо пленися, ад… 13) Да убелится тварь, да возвеселятся земнороднии. 14) Но адову крепость растерзав, совоздвигл еси мертвыя. 15) Крестом Твоим, Христе, хвалимся и воскресение Твое поем и славим. Сошествие Иисуса Христа во ад – одна из самых любимых тем русских иконописцев, и разнообразие второстепенных деталей композиции на разных иконах чрезвычайно велико. Греческий подлинник удерживает древнюю византийскую основу, но расширяет ее, увеличивая число ангелов и праведников: ад в виде темной пещеры среди гор и холмов. Светозарные ангелы связывают веельзевула, начальника тьмы; они поражают и преследуют копьями также и других демонов, и обнаженных и связанных людей, смотрящих вверх. Множество разломанных запоров ада. Врата ада с вереями ниспровергнуты; Христос стоит на них и берет Адама правой рукой, Еву – левой. По правую сторону Иисуса Христа Иоанн Предтеча указывает на Него; Давид и другие цари в стеммах и нимбах. Налево пророки – Иона 2574 , Исаия, Иеремия, праведный Авель и другие разные лица в нимбах. Вокруг блестящий свет и множество ангелов 2575 . Сийский иконописный подлинник предлагает три перевода сошествия во ад и воскресения: два сложных (л. 184=перевод Москалева и л. 198), в формах вышеописанных с добавлением явления ангела св. женам и явления Самого Иисуса Христа ученикам, и один с дополнительными характерными изображениями по углам иконы, каковы: а) прор. Иезекииль, с воздетыми руками, смотрит на небо, откуда сквозь облака пробиваются лучи; у ног пророка – поле, усеянное костями и черепами; надпись: «видение Иезекииля пророка прообразова общее воскресение»; б) пророк Иона, извергаемый китом, с надписью: «освобождение Ионы от кита прообразовало воскресение Сына Божия»; в) воскрешение сына вдовы наинской и г) воскрешение Лазаря. Все эти изображения имеют тесную связь с главным изображением. Такой подбор их нам доводилось видеть в старинных русских стенописях, например, в ярославской церкви Иоанна Предтечи и в Воскресенском соборе г. Борисоглебска.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557 Подобные Иона и Вассиан Пертоминские, или Соловецкие. Июнь, 12 1561 Преподобный Симон Сойгинский. Ноябрь, 24 1562 Святитель Гурий, Архиепископ Казанский. Октябрь, 4 1563

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Селения Мудьюги, Архангельского уезда, Иван Андреев мучился десять недель жестокою внутреннею болезнью, тело его находилось в каком-то оцепении. Наслышанный о чудесных исцелениях от иконы Божией Матери в Красногорском монастыре, он на одре болезни молил Царицу Небесную о исцелении недуга своего. И болезнь вскоре прошла, точно невидимая рука с каким-то треском оторвала её. В благодарность за то исцелённый приходил в Красногорский монастырь помолиться чудотворной иконе, и тогда же поведал о сем братии монастыря. 16 Красногорского монастыря монах Дионисий объявил следующее: находясь в мире, он жил в селении Валдокурье, имел жену и детей. В отрочестве один из них, Василий, лишился зрения и два года не видел света. Казалось, не было возможности возвратить зрение, и оставалась только надежда на милость и помощь Божию. Положено было сходить в Красногорский монастырь помолиться чудотворной иконе Божией Матери. И вот, когда отец вел слепого сына своего в монастырь, зрение его стало проясняться, а в обители после молебна и совершенно возвратилось. Это так подействовало на отца, что он оставил мир и поступил в братство Красногорского монастыря; при монастыре же для работ остался с ним и прозревший сын Василий. Это чудо произошло в 1636 году. 17 Живший в Красногорском монастыре монах Иона оставил тот монастырь и перешёл в Сийский. Когда отсюда, по воле настоятеля, он был отправлен для рыбных промыслов на Белом море, близ селения Варзуги, его постигла тяжкая болезнь; три месяца лежал он совершенно расслабленный. Признав болезнь наказанием Божием за нарушение обещания им прежде данного, – жить в Красногорском монастыре безвыходно, – он на одре болезни приносит чистосердечное раскаяние и решил возвратиться в Красногорский монастырь. Лишённый сна за всё время болезни он внезапно уснул и, проснувшись, сел к удивлению с ним бывших, а затем и стал ходить. Жившая в одном с ним доме малолетняя дочь вдовы говорила пред тем матери своей, что пришла Пресвятая Богородица из Чёрной горы и исцелила монаха Иону. Окончив порученное дело, монах Иона переселился из Сийского в Красногорский монастырь, где и оставался до смерти. Чудо это совершилось в 1637 году. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Чрезвычайное благочестие было отличительным характером Василия, исполненного уважения к уставам святой Церкви, которая наслаждалась миром в тридцатилетнее его княжение, и подобно как при Иоанне славилась великими угодниками Божиими. Новгород и Псков, в последние годы своего величия, украсились новыми обителями, зиждителями коих были два соименные Саввы, Ефрем и Никанор, и двое владык, святые Евфимий и Иона, а на рубеже Ливонском ископана Печерская обитель, священнослужителями, бежавшими от гонений из Дерпта. Но наипаче процвел монастырями дикий север, который оживили своими пустынными подвигами выходцы Валаама и Белоозера, искавшие уединения в лесах новой Вологодской епархии, учрежденной на место Пермской. Уже издавна основались там Св. Дионисий Глушицкий и ученик его Григорий, и Павел Комельский; подражателями их были Корнилий и Феодосий Тотемский, и Антоний Сийский, и еще позже, при Грозном, три Александра, Комельский, Свирский и Ошевенский, и многие другие, чьи имена и деяния не могут взойти в краткий обзор сей. Знаменитые отшельники: Нил Сорский , писатель иноческого устава, и Кирилл Новоозерский и Нил Столбенский, спасавшийся в пределах Твери, где незадолго пред тем, просияла память Макария Колязинского, были также современниками Василия, а другом его и наставником великий Даниил, игумен Переяславский. Однакоже, в отсутствие ересей, иные темные облака пробегали по небосклону Церкви: несогласие возникло между Серапионом, Владыкою Новгорода, и игуменом Волоколамским Иосифом, которого не ограждал он от жестоких притеснений удельного Князя. Митрополит Симон, с согласия великокняжеского, покровительствуя новой обители, переписал ее к своей церковной области от Новгорода, за что Серапион наложил запрещение на игумена с братиею и горько выразился о лице Митрополита. Суд соборный лишил его престола, и в Троицкой лавре, прежней своей обители, блаженно окончил он дни свои на молитве, примиренный с Первосвятителем и с самим Иосифом. Удаление Св. Серапиона было весьма чувствительно для Новгорода, который после него, в течении семнадцати лет, оставался без Владыки, до посвящения Макария. Сей будущий Митрополит всея Руси, показал еще у Св. Софии, чего могли от него надеяться Церковь и отечество. Он ободрил духовенство и народ, огорченные долгим отсутствием Святителей: все монастыри мужеские и женские приняли от него устав общежития, обновился и украсился при нем древний Софийский храм, и в самый отдаленный север проникли его пастырские заботы: – там посланный им для проповеди слова Божия, инок Илия, обратил к Христианству диких обитателей, и с благословения Макария устроил первую церковь , во имя Крестителя, по просьбе самих Лопарей. 37. Варлаам

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иона (Собина) епископ рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин), епископ рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру; архиепископ Полоцкий и Великолуцкий с 06.04.1563 Афанасий (Палецкий), епископ рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 Елевферий, епископ рукоположен архиепископ Полоцкий и Великолуцкий Пафнутий, епископ рукоположен с 1566 (1567) 26.11.1570 (1569) Варлаам, епископ рукоположен 21.07.1586 Григорий, епископ упоминается около 1616 Иов, епископ рукоположен архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое; 24.06.1594 Галактион, архиепископ с 1593 по 1608 удалён с кафедры тушинцами; 13.07.1610 (1609, 1613) Кафедра пустовала около четырёх лет. Герасим, архиепископ рукоположен в 1612 (Великим постом) 20.02.1617 Арсений (Апостол), архиепископ свт., бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 1615 по начало 1626 на покое; 29.04.1630 Иосиф (Курцевич), архиепископ бывший епископ Владимиро-Волынский и Брестский с августа 1626 по 21.03.1634 отлучён и сослан в Сийский монастырь; 15.06.1642 Софроний, архиепископ, свт. рукоположен с 05.10.1634 Серапион, епископ рукоположен с 29.01.1654 13.09.1654 Иосиф, архиепископ рукоположен с 1655 по апрель 1656 на покое; в начале 1657 Филарет, архиепископ рукоположен с 10.08.1656 по 1658 архиепископ Смоленский и Дорогобужский Стефан, архиепископ рукоположен с 09.05.1658 по 1661 по доносу вызван в Москву в 1661–1666 состоял при Архангельском соборе в Москве Суздальская и Юрьевская С 1672 года Имена Сведения Стефан, архиепископ повторно с 1666 по 02.07.1679 лишён сана и сослан в Новгородский Лисицкий монастырь; 1679 Маркелл, архиепископ рукоположен с 21.03.1680 по 06.09.1681 митрополит Псковский и Изборский Павел (Моравский), архиепископ бывший архиепископ Коломенский и Каширский с 06.09.1681 по ноябрь 1681 митрополит Рязанский и Муромский Иларион, архиепископ, свт. рукоположен с 11.12.1681 митрополит с 25.03.1682 по 28.02.1705 на покое; 14.12.1708 (1707) Ефрем (Янкович), митрополит бывший митрополит Сербский 18.03.1712

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

21. Ферапонт хирот. 9 мар. 1539, из игум. Ферапонтовских; † в мар. 1548. Погребён в Суздальском соборе. 22. Иона Собина хирот. 21 февр. 1544 из архим. Чудова монастыря; † 1548. Погребён в Суздальском соборе. 23. Трифон Ступишин хирот. 10 мар. 1549 из архим. Симонова монастыря; в 1551 оставил епархию. С 1563 архиепископ Полоцкий. 24. Афанасий, кн. Палецкий , 18 июня 1551 хирот. из игум. Кирилло-Белоезерских; упом. 2 февр. на соборе; в 1564 уволен на покой туда-же. С 1566 архиепископ Полоцкий. 25. Елевферий хирот. в 1564 из архим. Троице-Сергиевских; до 1567; (†...?) 26. Пафнутий , с 1567; † 26 нояб. 1569. 27. Варлаам хирот. в 1570, из игум. Махрищского монастыря; † 1586 и погребён в Махрищском митре. V. Архиепископы Суздальские и Торусские 28. Иов в 1587 хирот. из архим. Спасо-Евфимиевских; с мая 1589 архиепископ; в 1592 уволен на покой; † 24 июня 1594. Погребён в Спасо-Евфимиевом мнтре. 29. Галактион хирот. 1593 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; в 1609 изгнан и †. Погребён в Суздальском соборе. 30. Герасим в 1612 (в великий пост) хирот. в Казани из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; до 1615 († ...?). 31. Арсений , Грек, перев. из Твери 1616 (упом. в окт.), а в начале 1626 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1630. 32. Иосиф Курцевич , епископ Волынский, прибыл в Москву в июле 1625, определён в авг. 1626, а 22 мар. 1634 отлучён и послан в Сийский мнтрь; † 15 июня 1642 – в Зилантове. 33. Серапион 5 окт. 1634 хирот. из игум. Тольгских; † 1663 (упом. в мае). Погребён в Суздальском соборе. 34. Софроний хирот. 29 янв. (sic) 1654 из архим. Хутынских и в мор † 13 сент. 1654 (в Москве). Погребён в Суздальском соборе. 35. Иосиф хирот. 1655, упом. в февр. (sic) 1655, из ризничих Саввы-Сторожевского монастыря; упом. в апр. 1656 (а 1658 бывший, в Казани). 36. Филарет хирот. 10 авг. 1656, из иноков Саввы-Сторожевского монастыря, а 1658 перев. в Смоленск. 37. Стефан хирот. 2 мая 1658–60. После при Архангельском соборе в Москве (в февр. 1661). VI. Архиепископы Суздальские и Юрьевские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно древнему Студийскому уставу лошади и волы в монастыри не допускались. В Пертоминском монастыре был такой случай: иноки неосмотрительно поставили скотный двор близко к обители. Но в неделю мясопустную он сгорел, в пожаре погибли весь корм и две коровы. Монахи сильно горевали о потере, так как в монастыре всегда было скудно с продовольствием. Но вскоре после пожара старцу Авраамию во сне явились святые Вассиан и Иона Пертоминские и ободрили иноков. «Не скорбите, братия, о случившемся пожаре, – сказали святые, – ибо все сгоревшее восполнит вам Господь; тот двор стоял нехорошо – близко от монастыря, теперь же снова устройте этот двор, но около своего озера» (РНБ. Соф. 182/182. Л. 194). И действительно, через три дня после чудесного явления святых в монастырь прибежала росомаха; братия поймали зверя и продали его за двадцать гривен серебра. На эту сумму они построили новый скотный двор около озера. А Соловецкий игумен святитель Филипп (Колычев) предусмотрительно построил коровий двор далеко за монастырем – на Муксолме. «За внешними службами заканчивался круг монастырских строений и начиналась вотчина – «подмонастырье»» (Никольский. Т. 1. Вып. 1. С. 274). В трех деревнях, принадлежавших Сийскому монастырю в 1556 году, стояли житницы, где также хранился хлеб. Между озерами Михайловским и Долгим была устроена мельница (Макарий. Антониев Сийский монастырь. С. 5, 8–13). По мере того как монастырь богател, расширялся, его хозяйство становилось все более разветвленным, соответственно увеличивалось количество служебных построек и дворов. В конце XVI века Кирилло-Белозерский монастырь был одним из самых богатых среди русских обителей и самым большим по занимаемой территории. «Если бы путешественник в конце XVI в. вошел через «Святые ворота» на монастырский двор, – писал Н. К. Никольский , замечательный знаток истории и быта Кирилловской обители, – и направился к церкви Успения, то прежде всего он увидел бы направо от ворот, насупротив трапезы, две игуменские келлии, между ними «сенцы дощатые» и рядом с кельями на той же стороне (в 1601 г.) – до пяти братских келий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

330. Русское духовенство и иночество защищали веру Православную от расколов и ересей. Иноки русские и пастыри церкви русской обороняли веру Православную от расколов и ересей, самоотверженно защищали пред всем светом и пред сильными мира сего правду и истину, проводили в сознание общества русского просвещенные, высоконравственные идеи, словом и делом, всем образом жизни своей подвижнической они воспитывали и просвещали массу темного русского люда и высоко поднимали в глазах его авторитет и красоту жизни православно-христианской. Навстречу старорусским богатырям, гордым своею вещественною силою, выступил, в лице иноков и подвижников русских, целый сонм других богатырей, ополченных силою духовною, величием религиозно-нравственного подвига, и народ увидел и сознал, что подвиг этих последних богатырей выше и труднее, святее и спасительнее. И весь народ перешел на их сторону, им стал сочувствовать, пред ними благоговеть; им покорялся часто и физический русский богатырь, снимая свои боевые доспехи и облекаясь сам в монашескую мантию. 331. Среди русских святых много лиц из всех сословий и состояний. Но не одни только князья и духовенство, а весь народ русский, из всех сословий и состояний своих выставил великих носителей православно-христианского духа как истинную красоту и славу церкви Православной и земли русской. В светлом лике угодников Божиих, воспитанных Православною Россиею и украшающих собою нашу святую церковь, есть очень много лиц княжеского рода (как, напр.: Равноапостольный Владимир, Всеволод, чудотворец Псковский, Константин Муромский, Александр Невский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский и мн. др.), иноческого звания и священного сана (каковы: Михаил, Петр, Алексий, Иона, Филипп - митрополиты всероссийские, и многое множество других); но есть также немало лиц боярского рода, каковы: преподобный Варлаам, Сергий Радонежский, Павел Комельский, Савва Вышерский и др.; из среднего сословия: Феодосий Печерский, Варлаам Хутынский, Корнилий Вологодский и др.; наконец и из крестьян: Александр Свирский, Антоний Сийский, Кирилл Новоозерский и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1476...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010