В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика М. М. приведено в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» (Ч. 3. § 13. 25): «Святой Моисей Мурин, старец с круглою курчавою бородою» (Ерминия ДФ. С. 171). Эта характеристика внешности М. М., изображаемого, как преподобный, в монашеских одеждах (хитон, мантия, схима, куколь лежит на плечах), является актуальной практически для большинства его сохранившихся образов и остается неизменной, в т. ч. в памятниках рус. средневековья. Тем не менее в рус. иконописных подлинниках, уже в наиболее раннем известном его варианте - Софийском списке подлинника Новгородской редакции кон. XVI в. с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова, нет к.-л. упоминаний о специфических чертах внешности М. М., указывающих на его происхождение, т. е. на то, что он был мавром. Об этом напоминает только прозвание при имени, причем составитель подлинника рекомендует уподоблять облик святого облику прп. Сергия Радонежского: «Святый Моисей Мурин. Сед, брада Сергиева, уже, правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: в мале себе понудим (по списку Филимонова - «и не обленимся»). Ряска вохра с багром» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 137). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) по списку Филимонова описание М. М. находится в соответствии и с Житием, и с известными образами святого, уподобленного (по виду бороды) свт. Афанасию Великому: «…подобием стар, лицем черн, волосы на главе черны и кратки, мало сед, браду уже и короче Афанасия великаго, ризы преподобническия и епитрахиль, рука благословенна, в другой свиток, а в нем написано: «В мале себе понудим, а не обленимся братие, да приимем грехов прощение…» Моисей родом мурин, черн лицем, черноплотный эфиоп, священствова 15-ть лет, поживе 75 лет» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 432). В сводном же подлиннике, изданном С. Т. Большаковым (1903), приведен вариант, известный по Софийскому списку, т. е. с уподоблением облику прп. Сергия Радонежского ( Большаков. Иконописный подлинник. С. 132). Для составителя «Руководства к писанию икон» (М., 1910) акад. В. Д. Фартусова источником для описательного портрета М. М. стало Житие преподобного, к-рым составитель щедро воспользовался, в т. ч. в части характеристики физических свойств святого: «...старец 76 лет, арабского типа, ростом высок, телосложением очень сильный, в начале был атаманом разбойников, лицем черен, телом очень худ от поста, волосы коротки, курчавы, черны с проседью, борода мала и курчевата, подвизался в египетской пустыне, имел сан священства; одежды: власяница, убогая мантия, по мантии епитрахиль». Фартусов предлагает в руке святого «писать хартию с его изречением» и приводит 3 варианта текста для свитка, ни один из которых не совпадает со словами, приводимыми в ранних подлинниках ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 178).

http://pravenc.ru/text/2564010.html

- 592 с., ил; 19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания - Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. - 288; 20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. - М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. - 928 с.; 21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. - 4-е изд. - М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. - 700 с., фотогр.; 22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. - М.: Лепта-Пресс, 2003. - 368 с., 8 ил. (Лики святости); 23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Серда-Пресс, 2000. - 768 с.; 24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века/Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. - М.: Правило веры, 2003. - 560 с., фотогр. http://www.pravoslavie.ru/put/060207183816 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Tweet Поделиться target="" > Поделиться Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено, войдите или зарегистрируйтесь , чтобы продолжить Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Апостола Павла об отношении закона и Евангелия». Так думаем, во-первых по­тому, что это – предмет весьма трудный, сложный и обширный, требующий специальной к нему подготовки и продолжительных работ. Во-вторых, в самых посланиях Апостола Павла с совершеннейшею ясностью и полнотою дана эта историческая почва, насколько она требуется для раскрытия учения Апостоль­ского о законе дел и законе веры. Впрочем, это уклонение, в виде роскоши допущенное моло­дым ученым и свидетельствующее о его любознательности, не могло, надеемся, оказать существенного вреда его работе, ко­торая, сколько знакома она нам из кандидатского рассуждения, по глубине экзегетического анализа, систематически стройному изложению мыслей, широте и ясности исследования составит, без сомнения, изрядный вклад в нашу богословской экзегети­ческую науку. Посему желательно, чтобы составитель отчета исполнил обе­щание свое: «что сделано нами, покажет в скором времени наше сочинение». Определили: Принять к сведению. XIX. Отзывы о кандидатских сочинениях действительных студентов: а) доцента Александра Мартынова о сочинении Ми­хаила Любского на тему: «Письма св. Иоанна Златоустог о, как источник для его биографии и характеристики его личности». «В кратком введении (I–VI стр.) автор показывает исто­рическое значение писем св. Иоанна Златоуста . Для последних четырех – пяти лет жизни великого святителя эти письма слу­жат почти единственным источником биографических сведений, так как другие исторические источники или совсем перестают говорить, или упоминают лишь кратко о судьбе Златоуста после удаления его в ссылку. Кроме тою письма святителя дают —338— богатый материал и для ознакомления с ходом общественных событий того времени, так как св. изгнанник не переставал следить за ними и принимать в них значительное участие при посредстве своих приверженцев и друзей. «Этот исторический интерес главным образом и пресле­дует г. Любский честнейшем рассмотрении писем вели­кого святителя. Он располагает их в строго хронологиче­ском порядке и следит по ним за всеми частными обстоя­тельствами скорбной жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—490— довал в этом деле и цель политическую, – хотел воз­высить положение церковной власти в государстве, хотел заставить светскую власть публично покаяться в тех оскорблениях, какие она некогда нанесла власти церковной в лице митрополита Филиппа 1545 . Это предположение под­тверждается характером молебной царской грамоты к мощам св. Филиппа, в которой царь желает пришествия святителя в Моску и потому, «чтобы разрешить согре­шение прадеда нашего царя и великого князя Иоанна, со­вершенное против тебя нерассудно завистью и не сдержан­ною яростью», причем царь Алексей Михайлович тор­жественно заявляет: «преклоняю сан свой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение своим к нам пришествием, да уничтожится поношение, которое лежит на нем за твое изгнание; пусть все уве­рятся, что ты примирился с ним. Умоляю тебя, и честь моего царства преклоняю пред честными твоими мощами, повергаю к молению всю мою власть, приди и прости оскорбившего тебя напрасно... Оправдалось на тебе еван­гельское слово, за которое ты пострадал, что всякое цар­ство, разделившееся на ся, не станет; и теперь у нас нет прекословящих тебе, нет ныне в твоей пастве никакого разделения» 1546 . Религиозный и впечатлительный Алексей Михайлович действительно готов был тогда преклонить свой царский сан и честь царства своего под святительскую руку, которая будет направлять его. Эту свою готовность подчиниться верховному архипастырю церкви он выразил в письме к составителю ненавистного Ни­кону Уложения боярину Одоевскому, причем царь косвенно порицает и бояр, гонящих церковную власть: «где го­нимый и где ложный совет? пишет он боярину. Где обавники соблазнители и мздою ослепленные очи? Не все ли погиб злою смертью и исчезли на веки? Не все ли в здешнем мире приняли месть от прадеда моего царя Ивана Васильевича, а на том свете вечную муку, если не раскаялись? О блаженны заповеди Христовы! О блаженна истина не лицемерная! О блажен во истину и треблажен —491— тот кто исполнил заповеди Христовы и пострадал от своих за истину.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макарий, иером. Онежского Крестного мон. Макарий, митр. Московский и Всея Руси Макарий, митр. Новгородский Макарий, патр. Антиохийский Максентий, римский имп. Максим Грек , прп., св. Максим Исповедник Максим Новый Богослов, св. Максим, адресат дк. Фёдора Максим, митр. Киевский и Владимирский Максимилла, старц. Максимин, римский имп. Максимова Н.В. Малафеев Сёмка, отец Д. Микифорова Малыгин Фёдор Иванович, каргопольский воев. Малышев В.И. Мануил I Комнин, ц. греческий Манькова И.Л. Мардарий, иеродк., келейник патр. Никона в Ф. мон. Маремьяна Феодоровна, адресат пртп. Аввакума Марисов Федот Тимофеевич, с. б., племянник патр. Никона Мария (Мариам), мать Иисуса Христа, библ. Мария Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Мария Ильинична (Милославская), црц., первая жена ц. Алексея Михайловича Мария, жена бр. Н.А. Зюзина Мария, сестра Лазаря Четверодневного, библ. Марк, ев. и ап., библ. Марк, стар. Симонова мон. Маркел, архиеп. Вологодский Маркел, ч. дк., сопровождал патр. Никона в ссылку в Ф. мон. Маркелко, стр. Маркина Н.Д. Мартинов Гаврилко, вологжанин Мартарий Зеленецкий, прп. Мартынов Гришка, стр. Мартынова М.В. Мартюхин Иван, посетитель патр. Никона в В.Н.-И. мон. Марфа Алексеевна (в постриге Маргарита), црв., дочь ц. Алексея Михайловича Марфа, игн. Воскресенского мон. Марфа, сестра Лазаря Четверодневного, библ. Маршев, фабрикант Маслеников Иван, земский староста Матвеев Артамон Сергеевич, бр., полковник, гол. стр. Матвеев Герасим, беглый Матвеев Гераська, дк. села Завидова Матвеев Дмитрий, грек, перев., курьер у патр. Никона Матвеева Е.Н. Маттес-Хохлфелд Е. (Mftthes–Hohlfeld Elke) Матфей Властарь , составитель сборника «Синтагма» Матфей, архиеп. Сарайский Матфей, архим., посол халкидонского митр. Гавриила Матфей, ев. и ап., библ. Матфей, патр. Константинопольский Матхаузерова С. Матюшкин Афанасий Иванович, ст., ловчий Матюшкин Пётр Иванович, д. дв., комнатный ст., ок., бр. Махов А.Е. Маясова Н.А. Мезенцов Трошка, гол. казачий Мелетий Грек, иеродк. Мелетий Пигас, патр. Александрийский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

166 Николай Семенович был прихожанином кафедрального храма Воскресения на крови и запечатлен на известной фотографии у входа в храм вместе с иосифлянским духовенством. Скончался в 1963 году в Устюжне, в родном доме по улице Красных Зорь, куда семейство Н. С. Петровых перебралось из Ленинграда в 1941 году. Нина Николаевна скончалась в 2000 году. 168 Проект епархиального собрания, составленный в процессе переговоров с властями и имевший своей целью получение легализации епархиального управления. 174 «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее…» Богословский сборник. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001. С. 341. 177 В завещательном распоряжении митрополит Иосиф призывает архипастырей «наблюдать в особенности строжайшее хранение чистоты веры от настойчивых покушений со стороны отверженного верующим народом «обновленчества» и тщательнейшее уклонение от всяких компромиссов и сепаративных соглашений с ними» (Акты Святейшего Патриарха Тихона… С. 489). 178 См.: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. Тверь: Булат, 1996. С. 497. 180 «Обзор главных событий церковной жизни в России за время с 1925 года до наших дней»/Выписки из журналов Архиерейского Синода, переписка с Патриархом Московским Тихоном, митр. Евлогием и другими о положении Православной Церкви в Советской России//ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 7. Как установлено, автором «Обзора» был Георгий Александрович Косткевич (1904–1973), духовный сын известного киевского священника Анатолия Жураковского , активный церковный деятель, помощник и тайный курьер православных архиереев на Украине. 181 Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М.: Сретенский монастырь, 2004. С. 260–262. 182 «Обзор главных событий церковной жизни в России…»//ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 7. Митрополит Кирилл узнал о выборах только в феврале 1927 года от начальника VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова и отрицательно отнесся к ним. Спустя два с половиной года митрополит Кирилл писал о них епископу Иоасафу (Удалову): «Но митрополит Сергий опытный делец. Он сделал меня «центральной личностью» в совершенно неведомой мне затее об избрании меня в патриархи, а теперь хочет сделать центром каких-то неведомых, но граничащих, по Вашим словам, с уголовщиной, выступлений против него». Выписка из данного письма приведена в письме епископа Иоасафа епископу Дамаскину (Цедрику), находящемуся в следственном деле последнего (Архив УФСБ по Брянской области. Д. П-8979. Л. 2. Цит. по: Мазырин А. В. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей//Богословский сборник. Вып. 11. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 419).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

л. 160. Тогоже препод. отца нашего аввы Касияна Римлянина сказание разсудно о злых осмих помышлениих. Нач. Первое воображение общежительствующих счинивше слово. Бесед 8. л. 186. Тогоже о воспоминании смерти и ненавидети мира и яже в мире. Нач. Братие и отцы, коль добро поучение, коль на пользу воспоминание, во еже подвизатися и бдети нам. л. 187. Блаженнаго Диадоха, епископа Фотики а кипрьския Иллирика, словеса постническа, главизн 100. Следует разделение на 10 пределов. Далее озаглавливается: Блаженнаго епископа фотийскаго Диадоха главизны деятелныя разума и разсужениа духовнаго 100, коего ради подобает разума в предиявленное Господу наставляющи нас доспети свершение, да каждо иже по образу благовестническия притчя, словесное семя плодствуим. Нач. Всякаго духовнаго, братие, вид ни да преходит вера, надежда и любовь. Книга Диадоха прекращается 66 главой. Письмо Германа Тулупова, послесловия нет. 675. (1614.) Минея четья мес. март, полууст., напис. 1630 года Германом Тулуповым, в лист, 180 листов. л. 1. Ведение в книге сей. л. 2. Мес. марта в 9 день, Григория мниха и презвитера игумена обители Пантократоровы, Слово похвалное св. великомучеником 40-тим. Нач. Елма праведному похваляему, якоже рече Соломон, возвеселятся людие. л. 11. Мес. тогоже в 11 день, житие блаженнаго отца нашего, преосвященнаго архиеп. Великаго Новаграда, Евфимия. Нач. Понеже убо онем великим и божественным мужем. Составитель жития, не назвавший себя по имени, в предисловии говорит, что он писал по приказанию архиеп. Ионы, преемника и друга Евфимиева, а в заключении чюдес, коих 6, след: Сия же аз слышах от самых неложных уст, иже ту бывших и исповедавших ми истину, и проч. Издано с 11 чуд. в Пам. стар. русс. лит., вып. IV. л. 31. Мес. тогоже в 14, мучение св. мученика Александра. Нач. Во времена Максимияна нечестиваго царя гонение велие на христианы по всей земли. л. 46. Мес. того же в 17, житие и подвизи препод. отца нашего Макария чюдотворца игумена, составльшаго обитель Святыя Живоначалныя Троица, иже есть Колязино именуемо. Нач. Праведник аще постигнет скончатися, в покои будет. В конце (л. 57 об.) обретение мощей препод. Макария колязинскаго, маия 26, начин. Велика и ветха сокровища, дивно и радостно откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Балкан в целом; сюда стали прибывать тысячи паломников. В 1466 г. между Рильской обителью и рус. мон-рем Св. Пантелеимона на Афоне (населенном в то время сербами - см. ст. Афон ) был заключен договор об оказании взаимной помощи. Постепенно в Рильском мон-ре возобновилась деятельность книжников, иконописцев и странствующих проповедников. В мон-рях Зап. Болгарии и Македонии работали книжники Димитрий Кратовский, Владислав Грамматик , монахи Мардарий, Давид, Пахомий и др. В Сборник 1469 г., написанный Владиславом Грамматиком, был включен ряд сочинений, связанных с историей болг. народа: «Пространное житие св. Кирилла Философа», «Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию» и др., основу «Рильского панегирика» 1479 г. составляют лучшие произведения балканских писателей-исихастов 2-й пол. XIV - нач. XV в. («Житие св. Иоанна Рыльского», послания и др. сочинения Евфимия Тырновского, «Житие Стефана Дечанского» Григория Цамблака, «Похвальное слово св. Филофее» Иоасафа Бдинского, «Житие Григория Синаита» и «Житие св. Феодосия Тырновского» Патриарха Каллиста), а также новые сочинения («Рильская повесть» Владислава Грамматика и «Житие св. Иоанна Рыльского с малой похвалой» Димитрия Кантакузина ). Потир. 1731 г. (СНИМ) Потир. 1731 г. (СНИМ) В кон. XV в. в Рильском мон-ре работали монахи-переписчики и составители сборников Спиридон и Петр Зограф; для хранившихся здесь Сучавского (1529) и Крупнишского (1577) Евангелий в монастырских мастерских были изготовлены уникальные золотые переплеты. Книгописная деятельность велась также в мон-рях, расположенных в окрестностях Софии,- Драгалевском, Кремиковском, Сеславском, Лозенском, Кокалянском, Куриловском и др. Драгалевский мон-рь был возобновлен в 1476 г.; инициатором его обновления и украшения стал зажиточный болгарин Радослав Мавр, портрет к-рого в окружении семьи был помещен среди росписей преддверия монастырского храма. В 1488 г. иером. Неофит с сыновьями, священником Димитром и Богданом, на собственные средства построили и украсили ц.

http://pravenc.ru/text/149675.html

10) Д. Богдашевский, проф. Объяснение труднейших мест послания ап. Иакова. Киев 1894 г. 11) Теодорович. Послание ап. Иакова. Вильно, 1898 г. 12)  В. Мышцын . Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад. 1894 г. стр. 210–219 (к истолкованию Иак. 2:14–26 и Рим. 1:28; 4:2, 5 ; Евр. 11:31 ). 13) Иеромонах Георгий (Ярошевский). Соборное послание св. ап. Иакова. Опыт исаг.-экзегет. исследования. Киев. 1901 г. 14) Const. de Tischendorf. Novuni Testament graeco edic. crit. VIII. Из него мы приводим разночтения наиболее древних и авторитетных кодексов: Sin.  – Синайского 1-й половины IV b.; В . Ватиканского IV b.; А . – Александрийского V b.; С . св. Ефрема Сирина V b. К . – Московского IX b.; L и Р также IX b. и древнейших переводов: Vu l g. – Вульгаты (IV), Эфиоп., Копт., Армянск., Сирск., и др. Толкования бл. Феофилакта, Н. Розанова , Фаррара. Некрасова, преосв. Никанора, преосв. Михаила, прот. Хераскова представляют почти на русском языке также для истолкования посланий Иакова, ап. и ап. Иуды. 3  Ср. Иером. Георгий, цит. сочинение, стр. 25: „Высоконравственная жизнь Иакова, брата Господа, до обращения его в христианство даёт также достаточное объяснение его возвышению в епископа иудео-христианства». Стр. 51–52: „Иакову были дороги Иудейские обычаи и обряды не как имеющие спасительное значение, но как вековые преимущества его народа, как наследие отцов, как то, в чём он воспитался и вырос. А такое отношение к Иудейским обычаям и обрядам, не представляя собой ничего противного христианству, между тем имело важное историческое значение. Оторвать сразу иудео-христиан от их обычаев и обрядов значило бы оторвать многих от Церкви и спасения... Ап. Иаков был привлекательным выразителем евангелия для иудейской нации. Важность такого отношения его к национальному обряду и обычаю сознавали все апостолы и потому единогласно избрали его в епископа Иерусалимской церкви и руководителя всего иудео-христианства. 6  В богословской литературе ап. Иаков считается составителем и этого соборного послания. Во всяком случае, ему принадлежала мысль написать послание от лица собравшихся (ст. 20) и существенная часть его (28–29 ср. 19–20). На него, как на писателя обоих посланий, указывает и сходство их по форме приветствия (радоватися) и по языку (ср. еп. Михаил, толков. Апост., ч. 1, стр. 392).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Является важнейшим из изданий, осуществленных М. Н. Оно увидело свет в Венеции в типографии Антонио Вортоли (Θιλοκαλα. 1782). Прп. Афанасий Паросский и прп. Паисий Величковский в качестве единственного составителя указывают М. Н., не упоминая о прп. Никодиме Святогорце ( Paschalidis. 2016). В то же время автор Жития прп. Никодима, иером. Евфимий Ставруда, сообщает, что в 1777 г. М. Н., поселившись в келлии св. Антония в Карее (на месте, где в наст. время расположен скит ап. Андрея Первозванного), поручил прп. Никодиму работу по сверке текста, а также по написанию предисловия и «житий», т. е. кратких биографических сведений, предваряющих публикацию творений отдельных авторов ( Εθμιος. 2007. Σ. 10-11). Очевидно, что работа была окончена к 1781 г., т. к. в окт. этого года было получено цензурное разрешение на печатание «Добротолюбия» (Θιλοκαλα. 1782. Σ. 1207). Представление о том, что к кон. 1777 г. вся работа над «Добротолюбием» была уже завершена, не соответствует прямому свидетельству Жития прп. Никодима Святогорца и не учитывает, что пространное упоминание благотворения Иоанна Маврокордата в предисловии к «Добротолюбию» (Ibid. Σ. 5-6) могло появиться только после его встречи с М. Н. и всех договоренностей о печатании книги в Венеции. Следов., отредактированный прп. Никодимом Святогорцем текст книги был выслан М. Н. позже, предположительно в 1778-1779 гг., а в Смирну в 1777 г. М. Н. привез подготовительные материалы ( Kontouma. 2012. P. 196). Столь серьезный вклад прп. Никодима Святогорца в издание (подчеркнем, что, несмотря на молодость, прп. Никодим был очень хорошо образован и подготовлен к такого рода деятельности: Paschalidis. 2016) не умаляет того факта, что сама антология была собрана и систематизирована непосредственно М. Н. Именно ему, имевшему высокий авторитет и происходившему из аристократической семьи, было под силу осуществить столь масштабный проект, предполагавший поиски и копирование рукописей святоотеческих творений в различных книжных собраниях островов Эгейского м. и Св. Горы (Ibidem). В этом смысле М. Н. может рассматриваться как подлинный «отец «Добротолюбия»». Поиски древних рукописных прототипов этого сборника, якобы положенных М. Н. в его основу, тем более таких, в к-рых содержался бы полный набор включенных в него текстов, по словам С. Пасхалидиса, «напрасный труд», т. к. проведенные в последние годы изыскания показали, что, с одной стороны, окончательный состав и композиция были определены М. Н., а с другой - список, содержавший полный и окончательный вариант «Добротолюбия», несомненно, остался в Венеции, в типографии Вортоли, как было принято в то время (Ibidem; ср.: Παπαδπουλος. 2000. Σ. 45-56; рукописи, к-рые могут быть связаны с подготовительным этапом издания «Добротолюбия», подробно описаны в ст.: Paschalidis. 2016). О составе антологии см. подробнее в ст. «Добротолюбие» .

http://pravenc.ru/text/2561450.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010