Источником распространения первых изображений М. являлась Воронежская кафедра. После канонизации свт. Антоний рассылал иконы и реликвии М. (частицы мощей, облачений и гроба святого) по всей России, особенно в места служения святителя, в большие мон-ри, подвижникам благочестия, туда, где освящались во имя нового святого храмы и приделы, отдельным лицам по их просьбе. Паломникам, приезжавшим поклониться мощам М., владыка дарил его иконы, образки на финифти, гравюры, Житие, акафист, печатные тропарь и кондак, изображения открытия мощей или вид Митрофанова мон-ря ( Савостьянов. 1852. С. 136). Ранние по созданию иконы часто дополняются в надписи на фоне или по контуру нимба словами «новый чудотворец». Паломнической реликвией «из Собора в г. Воронеже» является икона с отверстием для святыни 1833 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст./ГЭ. Л., 1990. С. 37. Кат. 110). Подчас произведения заказывались как отклик на чудесные события - напр., икона ок. 1837 г. с надписью Г. Петрова об исцелении его сына Григория (ГМИР). При разработке изображений нового святого учитывалась иконография канонизированных ранее святителей: нек-рые изводы свт. Димитрия Ростовского стали образцами для икон М. В основанной иером. Аникитой (Ширинским-Шихматовым), составителем Жития М., церкви во имя М. в скиту прор. Илии на Афоне находилась икона святителя, освященная в раке святого («снятый весьма живо и точно список с иконы угодника Божия, писанной по явлению»). Образ был исполнен личным художником А. А. Павлова, в прошлом чиновника при обер-прокуроре Синода, к-рый временно проживал в Воронеже в доме губернатора (Путешествие иером. Аникиты (в мире кн. С. А. Ш.-Шихматова) по св. местам Востока в 1834-1836 гг./Предисл. свящ. В. Жмакина//ХЧ. СПб., 1891. 1. С. 92, 95; см. также: Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена рус. Пантелеймоновского монастыря священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 82-86). Др. икона М., привезенная из Воронежа иером. Аникитой на Афон, находится в русском Пантелеимоновом мон-ре - это ростовое изображение святителя в его «парадной» иконографии, со Смоленской иконой Божией Матери; на окладе чеканное условное изображение Благовещенского собора ( Митрофан (Волкодав), иером. Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию». М., 2002. Ил. на вкл.). Иконостас для храма во имя М. в Пантелеимоновом мон-ре был привезен из России в 1846 г. с.-петербургским купцом С. М. Комаровым (впосл. схим. Серафим). Позднее иконография М. разрабатывалась в афонских живописных мастерских (напр., образ М. вместе с вмч. Пантелеимоном и свт. Иоасафом Белгородским 10-х гг. XX в. из рус. скита Крумица на Афоне).

http://pravenc.ru/text/2563404.html

ч. и Н. Староверы искали заступления и помощи у последних святых пустынножителей, прославленных Русской Церковью до раскола,- преподобных Дамиана (Диомида, в схиме Диодора) Юрьегорского и Н. Список Особой редакции Жития (ОР) был обнаружен в старообрядческом Олонецком сборнике (БАН. Осн. собр. 33.3.27, нач. XVIII в.). Несмотря на краткость текста ОР содержит сведения об отшельнической жизни святого. Он обрывается на сообщении о том, что Н. в Великий пост, выкопав у кельи яму, постился 40 дней. Переписчик, видимо, имея перед собой дефектный текст, без конца, заключает: «...и тако умре». В ПР сообщается, что о Великом посте, проведенном пустынножителем в яме, поведал иером. Феодосий, проживший с Н. в пустыне 2 года. Возможно, иером. Феодосий оставил письменные воспоминания о старце, которые использовал составитель полного Жития и следы которых нашли отражение в ОР. О иером. Феодосии в ПР говорится, что он ушел без разрешения старца в «дальчайшую» пустыню, где «созда убо жертовник и начат литоргисати», за что был выдворен из пустыни игум. Никоном. В сер. XIX в. др. иером. Феодосий, постриженик и игумен Кожеозерского монастыря (июнь-сент. 1867), буд. настоятель Веркольской пуст., составил адаптированный вариант Жития (ГААО. 20 р Ц (542), ок. 1858 г.). В Кожеозерском монастыре, а после упразднения обители - в приходе, где службы совершались до сер. XIX в. 2 раза в год (в праздник Богоявления и в день памяти Н., 3 июля), долгое время хранились шуба «под паволокою», подаренная отшельнику патриархом Иоасафом I, клобук и мантия преподобного. Мощи оставались при храме свт. Николая в медной раке, над ней был помещен образ Н., на нем «венец и цата серебряные, чеканные, позлащенные, рака медная, около раки решетка железная». На гробнице положен белый покров, на покрове - крест из серебряного кружева и небольшое Евангелие киевской печати с медным распятием. Над гробом чудотворца находились медный крест с финифтью и икона Богоявления. В алтаре храма был установлен образ преподобных Александра Ошевенского и Н.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Составителем «О. р. с.» был иером. Арсений (в миру Валентин Троепольский), родившийся в Москве. Он обучался в Московском ун-те, в 1825 г. поступил в московский Симонов мон-рь, где его наставником стал иером. Иларион (Ремезов); в 1830 г. был пострижен в монашество с именем Арсений, в 1831 г. рукоположен во диакона, а в 1832 г.- во иерея. В 1833 г. иером. Арсений перешел в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь , в 1835 г. принят в братство Киево-Печерской лавры , с янв. 1837 г. находился в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , в дек. переведен в Заиконоспасский в честь Нерукотворного образа Спасителя московский мужской монастырь . С 1842 г. был наместником московского Симонова монастыря , а в 1847 г. переведен в Саввин Вишерский мужской монастырь . С 1852 по 1854 г. находился в Балаклавском во имя великомученика Георгия Победоносца мужском монастыре , откуда перешел в малоярославецкий Черноостровский Николаевский мон-рь; с 1857 г. находился в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Скончался в с. Наро-Фоминском Верейского у. Московской губ. (ныне г. Наро-Фоминск Московской обл.), где и был погребен. На протяжении жизни иером. Арсений (Троепольский) занимался чтением сочинений духовного содержания, из к-рых делал пространные выписки, а также составлением различных текстов, большая часть которых посвящена молитве. Незадолго до кончины он объединил свои материалы в 15-томное собрание -«Подвижнический сборник, содержащий выписки из святых отцов, в XV частях», 10-ю часть к-рого составляла созданная весной 1863 г. сводная авторская редакция «О. р. с.». В ее состав входят авторское предисловие, 7 глав, называемых «свиданиями» (первые 5 из них содержат рассказы странника, а 6-е и 7-е «свидания» представляют собой диалоги с его участием), и аналитическое «содержание», соответствующее разделению текста на параграфы. Работа над 1-м рассказом странника, содержавшим критический разбор различных наставлений, повествование о поисках и об обретении непрестанной устной Иисусовой молитвы по научению старца, а также о ее благотворных действиях, завершена 6 нояб.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

Память о Н. сохранялась в Троицком скиту вместе с памятью о его учителе, а также о др. ученике прп. Елеазара - Никодиме . Все трое были погребены в одной часовне, имена Н. и Никодима произносились во время панихид, к-рые служили у раки прп. Елеазара. Сообщение об учениках прп. Елеазара находится в рукописном сборнике, принадлежавшем архим. Досифею (Немчинову); в его состав входят «Повести о соловецких пустынножителях» и «Верное и краткое исчисление... преподобных отец соловецких...»: «Въ Анзерахъ въ Троицкомъ скиту въ часовне при мощахъ преподобнаго Елеазара по обеимъ его сторонамъ опочиваютъ два его ученика, одесную - преподобный Никодимъ, бывший по немъ строителемъ, по ошую страну - преподобный Никифоръ подвижникъ» (РНБ. Солов., Анз. 1195/1366. Л. 34 об.). Оба ученика, Н. и Никодим, названы здесь преподобными. Однако сведения о Н. не вошли в текст главы, посвященной прп. Елеазару, в составе Соловецкого патерика (1873), притом что они содержатся в непосредственном источнике этой главы, к-рым послужил очерк И. Я. Сырцова «Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита…» ( Сырцов. 1873). При подготовке этого текста для Соловецкого патерика его редактор Н. В. Елагин сократил рассказ об учениках прп. Елеазара, исключив всякое упоминание о Н. Он оставил лишь фразу о др. ученике святого - Никодиме, к-рого нарек «любимым учеником» Елеазара. Вслед. этого память о блаженном Н. полностью изгладилась из Соловецкого патерика. В нем и в последующих соловецких изданиях его затмил образ др. знаменитого постриженика Елеазара - московского свящ. Никиты Минина (впосл. патриарх Никон). Отчасти эту оплошность исправил иером. Никодим (Кононов) , составитель Архангельского патерика. Он воспроизвел в патерике сведения о Н. по Житию прп. Елеазара. В своем исследовании сочинения архим. Досифея (Немчинова), посвященного «исчислению» Соловецких святых, иером. Никодим (Кононов) уделил ученикам прп. Елеазара особое внимание, включив имена Н. и Никодима в составленный им «Диптих соловецких подвижников благочестия» ( Никодим (Кононов). 1900. С. 73, 101). В этом «Диптихе...» он поместил их имена в одном ряду с именами пустынножителей Соловецкого о-ва Ефрема, Никифора, Иосифа, Тихона, Феодула, Порфирия, Трифона, Иосифа, Севастиана, Тимофея, Саввы, Нестора . Впосл. пустынножители были прославлены в Соборе Соловецких святых, учрежденном в 1993 г. по благословению патриарха Алексия II . Однако имена Никодима и Н., учеников прп. Елеазара, в Собор Соловецких святых не вошли. Возможной причиной их «забвения» послужило то, что они не были упомянуты в сочинении архим. Досифея (Немчинова), а мнение иером. Никодима (Кононова) так и не было принято во внимание. Вслед. этого Никодим и Н. все еще остаются в числе «незримых миру подвижников благочестия», память о к-рых сохраняется лишь в Соловецкой обители.

http://pravenc.ru/text/2565482.html

его коадъютором с правом наследования должности настоятеля Елецкого мон-ря был назначен униат. иером. Иларион Колковский. Ранее, в 1633 г., кор. Владислав IV по тем же причинам назначил коадъютором К. сына Иеремию. В сент. 1646 г. К. издал в Чернигове свою последнюю книгу - «Перло многоценное». К. скончался в Елецком мон-ре. По данным А. В. Верзилова, после смерти К. мон-рь с его имениями занял «лях свецкий» Мариан Оранский. Он стал нареченным игуменом обители без принятия сана, очевидно, в связи с тем, что в униат. Елецком мон-ре почти не было братии, и после смерти К. он существовал номинально. В. Г. Пидгайко Сочинения «Зерцало богословия» По мнению исследователей, является наиболее ранним в истории Западнорусской митрополии фундаментальным богословским компендиумом. Свое 1-е сочинение К. издал в 1618 г. в Почаеве на собственные средства, по-видимому, при поддержке польск. магната-кальвиниста А. Фирлея, считавшего мон-рь своей собственностью (полное название книги: «Сиа книга, нарицаемая Зерцало богословия, избранна от многих книг богословских, трудолюбием съставлена еромонаха Кирила Транквелиона и проповедника слова Божия, его власным коштом и накладом выдрукована в монастыру Почаевском, в маетности его милости пана Андреа Фирлея, року 1618 месяца марта 12 дня»). В то время игумен Почаевского монастыря судился с Фирлеем, доказывая, что территория обители не является владением последнего, т. к. ее предоставила мон-рю предыдущая владелица Почаева Анна Гойская (ум. в 1618 или 1619). Поскольку К. был в этом споре на стороне Фирлея (на которого ориентировалась также незначительная, враждебная игумену часть братии во главе с назначенным Фирлеем «старшим монастыря» иером. Киприаном (Толмачевичем)), то очевидно, что типография, напечатавшая книгу, не была монастырской, вероятно, у К. к тому времени была своя передвижная типография. «Зерцало Богословия». 1618 г. Титульный лист. Составитель иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) (РГБ) «Зерцало Богословия». 1618 г. Титульный лист.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Примечательно, что в греческом тексте § 4 Заявления слова: «они (природы) различаются» (they are distinguished) – переданы глаголом διακρνονται (а в § 7 появляется однокоренное этому глаголу существительное δικρισις). Этот глагол для умозрительного различения природ употреблял только Севир Антиохийский, и в сравнении с теми глаголами, которые в таком же контексте использовали халкидониты и свт. Кирилл Александрийский (χωρζονται, διστανται, μερζονται, διαφρουσιν, διατμνονται и др.) он отмечен характером более субъективного различения 48 , то есть даже на уровне терминологии здесь усматривается уступка со стороны православных участников Смешанной комиссии. Продолжение следует Источники Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 4. Liber de haeresibus. Opera polemica/hrsg. B. Kotter. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1981. (PTS; Bd. 22). Schwartz E. Codex Vaticanus gr. 1431, eine antichalkedonische Sammlung aus der Zeit Kaiser Zenos. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1927. (ABAW XXXII; Bd. 6). Shenouda. The Nature of Christ by His Holiness Pope Shenouda III. Cairo, 21991. Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами/составитель и редактор К. Шайо, пер. с англ. К. Бурмистров. М.: ББИ, 2001. Литература Давыденков О. , прот. Христологическая система умеренного монофизитства и её место в истории византийской богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2020. Ларше Ж.-К. Христологический вопрос (по поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы)/пер. с франц. иером. Саввы (Тутунова)//БТ. 2007. 41. С. 146–211. Феодор (Юлаев) , иером. Максим Исповедник , прп. Антропология. Христология. Сотериология. Церковь и ее таинства. Аскетика. Эсхатология. Значение и влияние//ПЭ. 2016. Т. 43. С. 76–95. Феодор (Юлаев) , иером. Монофелитство. Монофизитство//ПЭ. 2017. Т. 46. С. 672–696. Lebon J. Le monophysisme sévérien: Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcedoine jusqu’à la constitution de l’Église Jacobite.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Евангелие «Учительное». 1696 г. Титульный лист. Составитель иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) (РГБ) Евангелие «Учительное». 1696 г. Титульный лист. Составитель иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) (РГБ) На обороте титула в разных экземплярах помещены различные стихи: на герб Раины Могилянки-Вишневецкой, «на стародавний клейнот княжат Вишневецких», «на стародавний клейнот княжат Корецких». Разные части тиража имеют посвящения разным лицам - покровителям К. в его издательской деятельности: католич. магнату кн. Юрию Чарторыйскому, православным - кн. Самуилу Корецкому и кнг. Р. Могилянке-Вишневецкой. В пространном посвящении кн. Чарторыйскому К. указывает, что он в свой сборник включил «з Бесед евангельских и почасти апостольских, которых преложила з грецкого языка на словенский стараням, промыслом и коштом своим святой памяти ея милость княжна Чарторыйская София, пани Боговитинова, хорунжина волынская». Среди прочего К. сообщал о негативном отношении к себе со стороны правосл. духовенства и потому просил об особом покровительстве князя. Очевидно, магнат-католик предоставил К. убежище и защищал от противников. Автор благодарил кн. Чарторыйского «за оное добродейство и особливую щедробливость, котору я дознавши в дому вашей княжей милости». В «Предмове до чительника» К. критически оценивает состояние правосл. образования и проповеди того времени: «Виноград Христов зарос дикостью летораслий, и под тенем змиеве лежут, и хитрые лисове жируют, зеленый виноград поломали». К. резко отрицательно отзывается об обучении православных в протестант. школах: «Ибо око мое видело в роде моем много таковых человеков обоих станов, як свецкого так и духовных, которыи удалися за чужими науками и разными постилями [учениями] противных Церкви Божьей, за арианскими, понурскими и кальвинскими, яко мухи на сладости меда, и ядом горести смертоносной душ своих и людских забивались». Все это заставило К. взяться за написание книги ради спасения «братии моей, рода моего российского». Книга делится на 2 части. Первая часть содержит 69 поучений - от Недели о мытаре и фарисее до конца года (индикта), заканчивается проповедью «О Закхее и вере его». Вторую часть открывает поучение «О начале индикта, сиречь новаго лета», завершает - проповедь на праздник Успения Пресв. Богородицы; в этой части - 36 проповедей. В конце книги помещены собранные в отдельную группу 4 проповеди по особым случаям: «Поучение приточное на посвящение церкви новосъзданной», «Поучение на пострижение мнишескаго чина», «Поучение на шлюбе, внегда обручается муж к жене и та к нему», «Поучение на преставление верного человека».

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Иером. Иоанникий Кохила (PLP, N 13684) подвизался в Великой Лавре на Афоне (в BHG он ошибочно назван Иоанном). Сведений о нем почти не сохранилось. В «Проскинитарии святой Лавры», написанном проигуменом Макарием Тригонисом (Προσκυνητριον τς γας Λαρας. Ενετα, 1772. Σ. 59), об Иоанникии Кохиле говорится как о «просиявшем в святой Лавре» святом и составителе Жития М. К. ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 141-143; см. также: Halkin. 1936. P. 40). Его память празднуется в Соборе всех преподобных Великой Лавры, во 2-е воскресенье после дня памяти прп. Афанасия Афонского (5 июля). Об Иоанникии Кохиле упоминается во 2-м тропаре 4-й песни канона Собору всех преподобных Великой Лавры, составленного совр. гимнографом мон. Герасимом Микраяннанитом ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 142). Парафразы Житий М. К. на новогреческом языке Наиболее ранней из парафраз ЖФ является составленная иером. Дионисием, которого отождествляют с прп. Дионисием Ритором († 1606 или 1609) или иером. Дионисием Загореем (Ibid. S. 155). Сохранилось 11 кодексов, содержащих этот текст (Ibid. Σ. 165-175). Издание осуществлено мон. Патапием Кавсокаливитом (Ibid. Σ. 393-450). Еще одна парафраза ЖФ была создана в XVIII в. прп. Никодимом Святогорцем († 1809). ЖФ передано в этом тексте с нек-рыми сокращениями. Текст был опубликован в 1803 г. в Венеции в составе сб. «Новый Эклогион» ( [ Νικδημος Αγιορετης ]. Νον Εκλγιον. Ενετα, 1803. Σ. 341-354 (рус. перевод: Афонский патерик. М., 18977. Ч. 1. С. 32-52; совр. рус. перевод: Новый Эклогион: Избр. жития святых, пересказанные прп. Никодимом Святогорцем. Псков, 2008. С. 552-574). Беседа была опубликована в греч. «Добротолюбии» в ином переводе ( Rigo. 2005. P. 184; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 175-177). Третья парафраза ЖФ принадлежит перу мон. Иакова Неаскитиота, афонского книжника XIX в. ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 177-182). Ее текст не издан. Известна также неопубликованная парафраза ЖИ, сохранившаяся в единственной рукописи афонского мон-ря Ксенофонт (Ath. Xen. 30, XVIII в.). ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 183; о менее значимых агиографических памятниках, в той или иной степени посвященных М. К., см.: Ibid. Σ. 185-189). Жизнь М. К.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

3. АФВМ. 73031. Рукопись монаха Иосифа. Стихи. 1894 г. (продолжение). 4. АФВМ. 7302. Рукопись монаха Иосифа. О покаянии и девстве и др. 1894 г. 5. АФВМ. 7304. Рукопись монаха Иосифа. Выписки из творений свв. Отцов и стихи. 1896 г. 6. АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. 7. АФВМ. 7306. Рукопись монаха Иосифа. 1901 г. 8. АФВМ. 7307. Рукопись монаха Иосифа. 1902 г. 9. АФВМ. 7305. Рукопись монаха Иосифа. 1902—1904 гг. 10. АФВМ. 7308. Рукопись монаха Иосифа. 1903—1906 гг. 11. АФВМ. 7309. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Спеши в объятия покаяния. 1905—1906 гг. 12. АФВМ. 8115. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Кончина схимонаха Авеля и др. 1906 г. 13. АФВМ. 7339. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. 1907 г. 14. АФВМ. 8279. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Ищи утешения в Господе и др. 1910 г. 15. АФВМ. 82791. Рукопись монаха Иосифа. 1911—1912 гг. 16. АФВМ. 8087. Рукопись монаха Иосифа. Мир Твой даждь нам, Сыне Божий. 1912 г. 17. АФВМ. Без номера. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Времена небывалых в истории войн многомиллионных армий европейских и прочих народов, в которые пролито море человеческой крови, поливает землю не без воли Божией. 1915 г. 18. АФВМ. 8088. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 19. АФВМ. 80881. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 20. АФВМ. 7314. Рукопись монаха Иосифа. 1916—1917 гг. О любви монаха Иосифа к книге говорит также иером. Сергий (Иртель), составитель краткого Валаамского патерика (См. Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20). Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20. Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам: Воспоминания //Русский паломник. 2. 1990. С. 112—113. Иеромонах Иоасаф (в миру Иван Шабалин), из мещан города Вятки. Духовник Валаамского монастыря. Скончался 11 июня 1905 года. Погребен на старом братском кладбище. Сам монах Иосиф пишет о нем как своем духовнике в следующем дневнике: АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. Л. 330.

http://bogoslov.ru/article/1091817

     К 625-летию основания Сретенской обители в Москве вышел альбом «Лики древнего собора». Он посвящен фрескам собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери, созданным в начале XVIII века. В альбоме представлены наиболее яркие и выразительные образы, сохранившие особую художественную красоту. Составитель альбома – насельник Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков), – предлагает нам остановить внимание на отдельных фрагментах – ликах Спасителя, Божией Матери, апостолов, святых. Лики древнего собора: фрески собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери : фотоальбом/составитель иером. Игнатий (Шестаков); вступ. ст. А.Л. Баталова, иером. Игнатия (Шестакова). – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2022. – 112 с.: ил.      – Отец Игнатий, в конце 2021 года в Издательстве Сретенского монастыря вышел альбом «Лики древнего собора», посвященный фрескам собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Большинство фотографий из книги принадлежит Вам. Почему возникло желание сделать этот альбом? – Когда в 2005 году проводилась реставрация, которая сама по себе была более объемной и длительной, чем сейчас, я воспользовался моментом и сделал достаточно много фотографий на разных ярусах собора, что позволяли очень внушительные леса. Тогда действительно удалось очень многое увидеть, рассмотреть и отснять в достаточно хорошем качестве.      Тогда же снимали и другие фотографы. В основном Владимир Чистяков, который, насколько помню, провел объемную съемку уже ближе к концу реставрационных работ. В 2009 году в издательстве «Белый город» вышел альбом, в который и вошли в основном его фотографии. Альбом так и назывался «Фрески собора Сретенского монастыря» и был приурочен к 15-летию возрождения нашей обители. Это, по сути, было целое классическое научное издание, в котором были даны схемы расположения фресок, имелась большая научная статья Светланы Липатовой о истории монастыря, архитектуре собора, отдельно об истории бытования и реставрации фресок, иконографической программе росписи и ее художественных особенностях.

http://pravoslavie.ru/144437.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010