4. Вопрос «о Церковном календаре и единой дате празднования Пасхи» снят с повестки дня Великого Собора, несмотря на его актуальность для православной паствы Антиохийской Церкви, ожидающей от полноты Православной Церкви пастырской позиции по этой проблеме. 5. Раздел, связанный с оценкой диалога с другими христианами, проект которого предполагалось составить в ближайшее время до созыва Великого Собора для включения в документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», до сих пор не был ни составлен, ни одобрен. 6.Содержание документа «Автономия и способ ее провозглашения» должно быть одобрено, прежде чем оно будет включено в повестку дня Великого Собора. 7. Последний предсоборный этап был отмечен отсутствием реального и эффективного вклада Православных Церквей в подготовительную работу, медленным темпом работы секретариата и отсутствием ясности относительно графика и работы сессий; это может привести к срыву синодальных сессий. 8. Последнее предложение Вселенского Патриархата от 31 мая 2016 года перенести разрешение спора с Иерусалимским Патриархатом до окончания Великого Собора противоречит инициативе Вселенского Патриарха от 5 апреля 2016 года и ответу на него Антиохийского Патриархата, а также показывает неуважение к данной серьезной проблеме, которая отразится на Святом и Великом Православном Соборе. Святой и Великий Православный Собор не может проводиться, когда прервано Евхаристическое общение между двумя Апостольскими Церквями, принимая во внимание евхаристический характер данного Собора. Выдвинутое предложение в преддверии Собора оставляет лишь один и притом неприемлемый путь – участвовать в Великом Соборе, не совершая при этом Евхаристии, так как не было найдено решения в связи с продолжающимися уже более трех лет каноническими нарушениями Иерусалимского Патриархата (см. заявление Синода Антиохийской Церкви от 1 июня 2016 года относительно данного спора). 9. Проблема в связи с нарушением Иерусалимским Патриархатом юрисдикционных границ приобрела волнующие и угрожающие масштабы вследствие заявлений Иерусалимского Патриархата в переписке с Антиохийским Патриархатом, что другие территории в канонической юрисдикции Антиохийской Церкви принадлежат Иерусалимской Церкви.

http://pravoslavie.ru/94071.html

4) вопрос «Церковный календарь и общее празднование Пасхи» был снят с повестки дня, несмотря на важность этого вопроса для православных верующих Антиохийского Патриархата, которые ожидают, что Православная Кафолическая Церковь выразит по нему свою пастырскую позицию; 5) предполагалось, что текст с оценкой существующих диалогов с другими христианами будет составлен за короткое время до созыва Великого Собора с тем, чтобы включить его в документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Но этот текст не подготовлен, и до сих пор в отношении его содержания еще не был достигнут консенсус; 6) текст «Автономия и способ ее провозглашения» требует консенсуса в отношении его содержания с тем, чтобы в окончательном виде включить его в повестку дня Великого Собора; 7) недостаточная вовлеченность Православных Церквей в подготовительную работу на деле и по существу, медлительность секретариата, отсутствие ясности в отношении программы заседаний Великого Собора и того, как они будут проходить, все то, что стало преобладать на последнем этапе подготовки, может привести на Соборе к путаным обсуждениям; 8) недавнее решение Вселенского Патриархата от 31 мая 2016 года с предложением отложить на период после Святого и Великого Собора Православной Церкви решение спора с Иерусалимским Патриархатом игнорирует инициативу Вселенского Патриархата от 5 апреля 2016 года и ответ на нее Антиохии, равно как и не учитывает серьезности этого вопроса и его возможных последствий для Святого и Великого Собора. Этот Собор не может состояться, пока не восстановлено церковное общение между двумя Церквами в силу евхаристической природы этого Собора. Кроме того, принятие вышеупомянутого решения, и тот факт, что Собор должен уже вот-вот начаться, ставит Антиохийскую Церковь перед одним единственным неприемлемым выбором: она примет участие в Великом Соборе, но не сможет участвовать в Божественной Евхаристии по той причине, что не удалось найти окончательное решение проблемы продолжающегося уже в течение трех лет вторжения Иерусалимского Патриархата (см. Сообщение Священного Синода Антиохийского Патриархата от 1 июня 2016 года по вопросу об этом споре);

http://sobor2016.patriarchia.ru/db/text/...

Митрополит Иларион отметил, что Отдел внешних церковных связей сделал официальное разъяснение по тематике предстоящего Собора в связи с распространением в околоцерковной среде слухов и инсинуаций вокруг него. Например, Собор называют «восьмым вселенским собором», на котором восторжествует антихрист и будет заключена уния с католиками, введен новый календарь, второбрачие духовенства и другие новшества. Митрополит Волоколамский Иларион Далее митрополит Иларион рассказал о позиции, которую занимает РПЦ на разных этапах подготовки Собора. Повестка дня Всеправославного собора будет состоять из шести тем, и митрополит Иларион остановился на каждой их них, рассказывая, о каких важных изменениях удалось договориться РПЦ: 1. «Православная диаспора» Собрание Предстоятелей постановило предложить Святому и Великому Собору сохранить институт Епископских собраний «до тех пор, пока не придет время и не созреют условия для применения канонической акривии». 2. «Автономия и способ ее провозглашения» Делегация РПЦ последовательно отстаивала позицию, которая заключалась в том, что вопрос предоставления автономии той или иной своей части является внутренним делом каждой Поместной автокефальной Церкви, равно как и вопрос о характере и объеме прав, предоставляемых автономной Церкви. 3. «Важность поста и его соблюдение сегодня» Делегация нашей Церкви предложила несколько поправок, направленных не на изменение текста, но на его прояснение. В частности, в девятом пункте документа добавлено упоминание о евхаристическом посте для приступающих к Причащению . 4. «Таинство брака и препятствия к нему». Основные замечания Русской Церкви сводились не столько к тексту документа, сколько к его концепции. Также у нашей делегации имелись замечания к одному из пунктов документа, посвященному вопросам духовного родства в контексте заключения церковного брака , который, возможно по ошибке, содержал противоречащие канонам положения. 5. «Миссия Православной Церкви в современном мире». Основная часть наших поправок была направлена на актуализацию документа и устранение тех его положений, которые носили слишком явный отпечаток времени его составления – эпохи социализма и холодной войны. Также по нашему предложению был добавлен абзац, посвященный гонениям на христиан Ближнего Востока. 6. «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»

http://pravmir.ru/vsepravoslavnyiy-sobor...

дискриминаций. Был также одобрен «Регламент Всеправославных предсоборных совещаний», выработанный Межправославной подготовительной комиссией 1986 г. Совещание составило повестку дня IV Всеправославного предсоборного совещания, к-рому предстоит изучить и принять решения по 4 связанным между собой темам: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи. Когда по этим темам будет достигнуто единое мнение, должно собраться IV Всеправославное предсоборное совещание, после него уже можно планировать созыв Св. и Великого Собора Восточной Православной Церкви. Тематика предстоящего IV Всеправославного совещания изучалась на заседаниях Межправославной комиссии 10-17 нояб. 1990 г., 7-13 нояб. 1993 г., 1-2 марта 1999 г., на конференции канонистов 9-14 апр. 1995 г. 21 янв. 2004 г. на встрече с Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул важность проведения В. С. и выразил пожелание его скорейшего созыва. Арх.: Архив ОВЦС МП. Переводы мат-лов предварит. Совещаний: Протоколы Подгот. комиссии Св. Правосл. Церквей, собравшейся в Свящ. Великой Ватопедской обители на Св. Горе 8-23 июня 1930 г.: Пер. с греч. К-поль, 1930. (Маш.); Проекты результативных документов Комиссии при Свящ. Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправосл. Предсобора. М., 1968. (Маш.); На путях к Великому Собору: Докл. Межправосл. подгот. комиссии на 6 тем 1-го этапа. Шамбези, 1971; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора 16-28 июля 1971 г. Шамбези, 1973; 1-е Всеправосл. предсоборное совещание. Шамбези, 21-28 нояб. 1976 г.: Протоколы-тексты. 1976 г.; Очерк Св. Болгарской Правосл. Церкви: «Православное монашество». Шамбези, 1982; 2-е Всеправосл. предсоборное совещание. Шамбези, 1985; Межправосл. подгот. комиссия 15-23 февр. 1986 г. Шамбези; 3-е Всеправосл. предсоборное совещание: Протоколы и тексты. Шамбези, 28 окт.- 6 нояб. 1986 г.; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора 10-17 нояб. 1990 г. Шамбези, 1991; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора, 7-13 нояб. 1993 г. Шамбези, 1994. Лит.: Всеправосл. совещание на о. Родосе: [Подборка мат-лов]//ЖМП. 1961. 11. С. 5-29; 3-е Всеправосл. совещание (Родос, 1-15 нояб. 1964 г.)//Там же. 1964. 12. С. 1-5; Заявление главы делегации РПЦ на Всеправосл. совещании в Женеве//Там же. 1968. 7. С. 7-8; Комиссия по подготовке Всеправосл. Собора продолжает свою работу//ИБ ОВЦС МП. 1999. 3. С. 29-30; Скобей Г. Н. Межправосл. сотрудничество в подготовке Св. и Великого Собора Восточной Правосл. Церкви//ЦиВр. 2002. 2 (19). С. 54-199. Г. Н. Скобей Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором

http://pravenc.ru/text/155530.html

«Священный характер брака утверждается Православной Церковью как ее фундаментальное и неоспоримое учение. Свободный союз между мужчиной и женщиной является необходимым условием брака». Обращается внимание на то, что «В современном мире настоящую угрозу для православных христиан представляет давление, которое оказывается с целью признания новых форм сожительства». Как сказано в тексте, «Православная Церковь с любовью призывает своих чад, мужчин и женщин, и всех людей доброй воли сохранять верность священному характеру семьи». Фото: О. Варов/patriarchia.ru Проект документа « Важность поста и его соблюдение сегодня » подчеркивает, что «Православная Церковь, неуклонно следуя предписаниям святых Апостолов, правилам Соборов и святоотеческому преданию в целом, всегда указывала на высокое значение поста для духовной жизни человека и его спасения». Смягчение требований поста возможно, однако не должно приводить к умалению этого важного установления. Проект документа « Автономия и способ ее провозглашения » определяет правило получения автономии в рамках автокефальной Церкви. Все эти документы – отражение того, что Церковь продолжает нести свои миссию в мире – свидетельствует об Истине и руководит верных к вечному спасению. Миссия апостолов продолжается – и все мы, как православные люди, призваны к участию в ней. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 января, 2016 28 января, 2016 28 января, 2016 30 октября, 2018 16 октября, 2018 29 сентября, 2018 22 июля, 2016 19 июля, 2016 4 июля, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/sobranie-predstoyatele...

Была утверждена процедура разработки и согласования тем каталога. Теперь предполагалось их поэтапное разделение между ответственными Церквами, которые обязались в шестимесячный срок изучить каждая свою тему и подготовить доклад. Секретариат в Шамбези обязывался рассылать полученные доклады по всем остальным Церквам, чтобы те могли изучить их и внести свои предложения. После этого, по соглашению Вселенского Патриархата и Предстоятелей других Церквей, должна быть собрана Межправославная подготовительная комиссия и Всеправославное предсоборное совещание для формирования окончательного досье по каждой теме. Согласно принятому регламенту, Святой и Великий Собор может быть созван Вселенским Патриархом, по согласию с Предстоятелями других Поместных Православных автокефальных Церквей и только по окончании рассмотрения всех тем на Всеправославных предсоборных совещаниях. 16–28 июля 1971 года в Шамбези была созвана первая Межправославная подготовительная комиссия. Она рассмотрела доклады Церквей по шести темам из обширного каталога и представила на утверждение первому Всеправославному предсоборному совещанию согласованные проекты документов по этим темам. Вместе с тем, уже стало очевидно, что разработка всего обширного каталога может явиться делом целых десятилетий из-за обилия включенных в него тем. Ни одна Поместная Церковь кроме Русской, не смогла за прошедшие после первого Родосского совещания 10 лет справиться с этой огромной работой. Поэтому комиссия выразила пожелание, чтобы Первое всеправославное предсоборное совещание пересмотрело данный каталог в сторону его значительного уменьшения. На первом Всеправославном предсоборном совещании, состоявшемся 21–28 ноября 1976 года в Шамбези, перечень предлагаемых для обсуждения на Всеправославном Соборе тем был сокращен до десяти наиболее актуальных: 1) православная диаспора; 2) автокефалия и способ ее провозглашения; 3) автономия и способ ее провозглашения; 4) диптихи; 5) календарный вопрос; 6) препятствия к браку; 7) приведение в соответствие церковных постановлений о посте;

http://religare.ru/2_90160.html

Тема автокефалии последовательно включалась в каталоги Всеправославных совещаний. Первоначально она формулировалась так: Провозглашение автокефалии: а) кто ее провозглашает; б) предпосылки и условия; в) способ провозглашения автокефалии; г) какие Церкви признаются ныне автокефальными Затем ее название сократилось до следующего: " Автокефалия и порядок ее провозглашения " . Разрабатывать эту тему, как и тему автономии, было поручено Элладской Православной Церкви. Тем не менее, доклады по данной теме представили и другие Церкви, в том числе Русская. Их рассмотрела созванная 7-13 ноября 1993 года в Шамбези Межправославная подготовительная комиссия. Глава Секретариата по подготовке Святого и Великого Собора, митрополит Швейцарский Дамаскин, провел сравнительный анализ мнений Поместных Церквей и представил Комиссии свой доклад об их совпадениях и расхождениях. Из него явствует, что греческие Церкви (Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская и Элладская) единодушно отвергают единоличное право какой-либо Церкви даровать автокефалию своей части, выдвигая на первый план соборный способ принятия решения об автокефалии. При этом, согласие всей семьи Православных Церквей провозглашается ими conditio sine qua non (обязательным условием) для появления новой автокефальной Церкви. Утверждается, что каноническая компетенция в провозглашении автокефалии должна принадлежать Всеправославному Собору, или, по крайней мере, единодушному решению всех Поместных Церквей, при этом инициатива провозглашения автокефалии должна исходить, согласно греческим докладам, от Вселенского Престола " ввиду необходимости достижения всеправославного консенсуса " и непременно с согласия Церкви-Матери. Позиция Русской Православной Церкви по вопросу об автокефалии и способе ее провозглашения на основании постулата о равенстве всех Церквей, независимо от их древности и апостольского происхождения утверждала принцип полной независимости Церкви-Матери в деле дарования автокефалии какой-либо своей части. При этом утверждалось, что такое провозглашение автокефалии " должно сопровождаться последующим признанием новой Автокефальной Церкви со стороны всех Поместных Автокефальных Православных Церквей-Сестер, в чем проявляется единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3) " .

http://religare.ru/2_90160.html

Тема автокефалии последовательно включалась в каталоги Всеправославных совещаний. Первоначально она формулировалась так: Провозглашение автокефалии: а) кто ее провозглашает; б) предпосылки и условия; в) способ провозглашения автокефалии; г) какие Церкви признаются ныне автокефальными. Затем ее название сократилось до следующего: «Автокефалия и порядок ее провозглашения» . Разрабатывать эту тему, как и тему автономии, было поручено Элладской Православной Церкви. Тем не менее, доклады по данной теме представили и другие Церкви, в том числе Русская. Их рассмотрела созванная 7-13 ноября 1993 года в Шамбези Межправославная подготовительная комиссия. Глава Секретариата по подготовке Святого и Великого Собора, митрополит Швейцарский Дамаскин, провел сравнительный анализ мнений Поместных Церквей и представил Комиссии свой доклад об их совпадениях и расхождениях. Из него явствует, что греческие Церкви (Константинопольская, Александрийская , Иерусалимская и Элладская) единодушно отвергают единоличное право какой-либо Церкви даровать автокефалию своей части, выдвигая на первый план соборный способ принятия решения об автокефалии. При этом, согласие всей семьи Православных Церквей провозглашается uмu condimio sine qua non (обязательным условием) для появления новой автокефальной Церкви. Утверждается, что каноническая компетенция в провозглашении автокефалии должна принадлежать Всеправославному Собору, или, по крайней мере, единодушному решению всех Поместных Церквей, при этом инициатива провозглашения автокефалии должна исходить, согласно греческим докладам, от Вселенского Престола «ввиду необходимости достижения всеправославного консенсуса» и непременно с согласия Церкви-Матери. Позиция Русской Православной Церкви по вопросу об автокефалии и способе ее провозглашения на основании постулата о равенстве всех Церквей, независимо от их древности и апостольского происхождения утверждала принцип полной независимости Церкви-Матери в деле дарования автокефалии какой-либо своей части. При этом утверждалось, что такое провозглашение автокефалии «должно сопровождаться последующим признанием новой Автокефальной Церкви со стороны всех Поместных Автокефальных Православных Церквей-Сестер, в чем проявляется единство духа в союзе мира (Еф. 4:3)» .

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

Вся церковная Россия знала и почитала схиигумена Савву и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) из Псково-Печерского Успенского монастыря, архимандрита Тавриона (Батозского) из Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой, архимандрита Кирилла (Павлова) из Троице-Сергиевой лавры. Духовничеством занимался и пребывавший на покое в Троице-Сергиевой лавре архиепископ Сергий (Голубцов), который 1968 г. до кончины написал здесь более 500 икон. Архиепископ Сергий скончался от воспаления легких в своей келье 16 июня 1982 г. Большим событием церковной жизни 70-х гг. явилась канонизация 6 октября 1977 г. просветителя Америки, Сибири и Дальнего Востока митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) , совершенная в ответ на просьбу Священного Синода Православной Церкви в Америке. В 1979 г. по благословению Святейшего Патриарха Пимена к лику общерусских святых был причислен местночтимый Харьковский святитель Мелетий (Леонтович). В 1980 г. наша страна праздновала 600-летие победы на Куликовом поле. Самое широкое участие Церкви во всенародном торжестве многим людям открыло глаза на огромную значимость патриотического служения Русской Православной Церкви; упоминание имени преподобного Сергия рядом с именем святого князя Димитрия Донского в отдельных публикациях юбилейного года помогло духовноищущим людям обратить мысленный взор к идеалу Святой Руси и вступить на путь воцерковления. Православная Церковь праздновала память о Куликовской битве, как и подобает, в день Рождества Пресвятой Богородицы, что побудило людей нецерковных, но непредубежденных с уважением отнестись к православному юлианскому календарю. В 70-х гг. укреплялись связи Русской Церкви с Церквами-Сестрами. В апреле и мае 1972 г. Святейший Патриарх Пимен совершил паломничество в Святую землю и другие страны Ближнего Востока, встретился там с Предстоятелями Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. В этот период продолжалась подготовка к Всеправославному Собору. В сентябре 1976 г. в Шамбези близ Женевы состоялось Первое предсоборное всеправославное совещание; в нем участвовала и делегация Русской Церкви. На совещании были уточнены темы, которые предстояло обсудить на Соборе: 1) православная диаспора; 2) автокефалия и способ ее провозглашения; 3) автономия и способ ее провозглашения; 4) Диптихи; 5) календарный вопрос; 6) препятствия к браку; 7) приведение церковных требований о посте в соответствие с требованиями современной эпохи; 8) отношение поместных православных Церквей к прочему христианскому миру; 9) православие и экуменическое движение; 10) вклад поместных православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К церковному диссидентству примкнуло и несколько священнослужителей. Репутацию диссидентов получили и те священники, которые в своей деятельности руководствовались не политическим расчетом, а искренней пастырской тревогой за положение Церкви, болью о духовном состоянии русского народа, о распространении в народе пьянства, о падении нравственных устоев, разрушении семьи. Частые нарушения законов со стороны органов власти по отношению к церковным общинам побуждали и высокопоставленных церковных деятелей к действиям, направленным на защиту Церкви. Так, 26 октября 1977 года епископ Полтавский Феодосий (Дикун) обратился к главе государства Л.И.Брежневу с письмом, в котором протестовал против оскорбительных действий многих представителей власти в их обращении с верующими людьми и потребовал прекратить практику регистрации треб, исполняемых приходскими священниками; предоставить возможность архиереям рукополагать столько священнослужителей, сколько нужно для нормальной жизни приходов; не препятствовать реставрации церквей и молитвенных домов; освободить Церковь от диктата уполномоченных, предоставить больше прав епископам церковных дел; не допускать печатного оскорбления религиозных чувств верующих, прекратить практику принудительного закрытия церквей; дозволить расширение церковно-издательской деятельности. В 1970-е годы укреплялись связи Русской Церкви с Церквами-Сестрами. В апреле и мае 1972 года Патриарх Пимен совершил паломничество в Святую Землю и другие страны Ближнего Востока, встретился там с Предстоятелями Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. В этот период продолжалась подготовка к Всеправо-славному Собору. В сентябре 1976 года в Шамбези близ Женевы состоялось Первое Предсоборное Всеправославное Совещание; в нем участвовала и делегация Русской Церкви. На Совещании был уточнен каталог тем, которые предстоит обсудить на Соборе: 1) Православная диаспора; 2) Автокефалия и способ ее провозглашения; 3) Автономия и способ ее провозглашения; 4) Диптихи; 5) Календарный вопрос;

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010