Накануне обсуждался текст о миссии Православной Церкви 23 июня. ПРАВМИР. Представители десяти Православных Церквей в третий день Собора на Крите провели три рабочие сессии и обсудили вопросы о православной диаспоре, об автономии и способах ее провозглашения и о важности поста и его соблюдения. В ходе обсуждения предстоятели и иерархи Поместных Православных автокефальных Церквей внесли ряд предложений. Ожидается, что пересмотренные тексты, принятые Собором, будут подписаны в ближайшие дни, передает РИА Новости. В Соборе не участвуют четыре из 14 Православных Церквей, включая крупнейшую — Русскую Церковь, на территории которых проживают две трети православных христиан. Архиепископ Телмисский Иов заявил на брифинге, что Собор «продолжается в хорошем духе сотрудничества, братской любви, единства, состоялись очень интересные дискуссии». По его словам, текст о диаспоре — второй документ, который будет подписан. Накануне обсуждался текст о миссии Православной Церкви. «Текст о миссии церкви в современном мире готов, в него внесли изменения, предложенные Церквами. Есть лишь проблема одновременного перевода на разные языки. Официальный текст должен быть очень тщательно переведен. Думаю, что сегодня вечером этот процесс должен завершиться», — сказал митрополит Нигерийский Александрос. Он назвал очень демократичной обстановку на Соборе. «Все участвуют, все излагают свою точку зрения, ко всем относятся с уважением. Идет широчайшее участие в обсуждении всех предложений. Диалог ведется открыто и очень демократично», — сказал митрополит. В работе Всеправославного Собора должны были принять участие делегации 14 поместных автокефальных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской (Греческой), Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии. Идея проведения Всеправославного Собора возникла в 1960-е годы. В общей сложности подготовка к нему велась на протяжении 55 лет. На Всеправославном Соборе будут обсуждаться документы (6 документов), проекты которых были одобрены всеми Православными Церквами на предсоборных совещаниях: «Православная диаспора», «Автономия и способ ее провозглашения», «Важность поста и его соблюдение сегодня», «Таинство брака и препятствия к нему», «Миссия Православной Церкви в современном мире», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

http://pravmir.ru/sobor-na-krite-obsudil...

В докладе Александрийской Патриархии подчеркивается, в частности: Следовательно, Вселенская Патриархия с согласия всех Православных Церквей имеет, согласно порядку, инициативу в общих вопросах Церкви, среди которых оказывается и учреждение автокефалии. До сих пор было доказано, что Константинопольская Церковь приступала к учреждению автокефалии не без мудрости и размышления, и что ей всегда оказывалось подобающее уважение. Это служение Вселенской Патриархии вытекает из необходимого наличия координирующего фактора для порядка и гармонических отношений между Церквами. Вывод таков, что из основных принципов управления Церкви и ее жизни мы приходим к твердому мнению, что автокефальные Церкви имеют юрисдикцию, ограниченную границами их предела, и не могут даровать автокефалию, тогда как они могут даровать автономию святым храмам и святым монастырям, которые находятся в пределах их церковной юрисдикции. Возобновление в наши дни практики созыва Всеправославного Совещания и достижение частого общения Председательствующих Православных Церквей с Вселенской Патриархией дает Церкви возможность совместно выносить решения в случае учреждения автокефалии (пар 9). В обширном докладе Иерусалимской Патриархии подводится Следующий итог: Провозглашение автокефалии всякой поместной Церкви должно осуществляться на основе комплекса канонической традиции и, в особенности, установленных Вселенскими Соборами критериев и долгой практики церковной деятельности, поскольку только таким образом провозглашение автокефалии будет каноническим. В докладе Элладской Церкви выделяются те же канонические критерии и тот же способ провозглашения автокефалии какой-либо поместной Церкви. I V . Под другим углом зрения подводятся итоги у Православных Церквей, подчеркивающих роль Церкви-Матери в процессе провозглашения автокефалии какой-либо поместной Церкви и считающим логическим вытекающим последствием выражение всеправославного консенсуса по этому вопросу. Итак, св. Русская Церковь предлагает в своем докладе следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а. Православная Диаспора, б. Автокефалия и способ ее провозглашения, в. Автономия и способ ее провозглашения, и г. Православные Диптихи. Эти вопросы затрагивают конкретные реальные проблемы, занимающие серьезно большинство Православных Церквей и охлаждающие, иногда, их братские отношения. Многообразие национальных Диаспор почти во всем мире, в сочетании с широким развитием административной системы автокефальных Церквей различных национальных государств, усложнили вопрос канонической административной организации православных общин, пребывающих в Диаспоре. Сложности возникают, в основном, из-за использования, во-1-х, реальных или гипотетических пастырских вопросов по поводу переосмысления многовековой канонической традиции, во-2-х, из-за национальных или националистических чувств относительно обусловленности основных институтов установленной административной системы Православной Церкви. Несомненен тот факт, что Православная Церковь служила и служит народу, однако нельзя также сомневаться и в том, что она делает это, не предавая своего экклезиологического лица и не поворачиваясь к бесплодному этнофилетизму, иссушающему Церковь в конъюктурных выборах Нации. Тем не менее, Православная Церковь пережила и переживает в новое время болезненный опыт периодических этнофилетических тенденций, искажающих объективную оценку незыблемых критериев канонического предания. В частности по вопросам Диаспоры и Автокефалии в докладах поместных Православных Церквей, направленных в Секретариат по подготовке Святого и Великого Собора, отмечаются значительные расхождения. Эти расхождения, не игнорируя, конечно, авторитет или силу православного канонического предания, основываются, в основном, или на эклектическом выборе отдельных канонических критериев, или на выгодном толковании соответствующих канонических правил, или же на провозглашении необходимости приспособить соответствующие канонические правила к de facto сформированным условиям. В качестве общего знаменателя всего многообразия толкований выступает преодоление установленных канонических рамок организации и управления Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Особые условия, в которых находится наша Церковь, обязывают и заставляют активизировать зарубежную деятельность», — продолжил митрополит Иларион. Председатель ОВЦС рассказал о взаимоотношениях между Поместными Православными Церквами, о подготовке к Всеправославному Собору, начавшейся более 50 лет назад. В 1961 году прошло Всеправославное совещание, на котором было озвучено более ста тем, интересующих Православные Церкви. На последующих встречах каталог тем был сокращен, и Православные Церкви согласились о том, что обсуждение будет проходить по десяти основным вопросам — они были сформулированы в 1976 году первом Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези. В их числе — такие темы, как православная диаспора, автокефалия и способы ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, календарный вопрос, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение Православных Церквей к остальному христианскому миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранения расовой дискриминации. Эти темы обсуждались и продолжают обсуждаться на межправославном уровне. За прошедшие годы было достигнуто согласие по восьми из десяти тем. Митрополит Иларион также озвучил мнение, что некоторые из подготовленных ранее документов — например, касающиеся вопросов экуменизма и утверждения в обществе христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами — должны быть переписаны с учетом современной проблематики, в частности, гонений на христиан в Северной Африке и в Юго-Восточной Азии. Была отмечена необходимость тщательно подготовить Собор не только с содержательной, но и с процедурной стороны, чтобы на нем были учтены позиции каждой из Поместных Церквей. Для этого при принятии решений необходимо строго следовать принципу консенсуса. Коснувшись темы межхристианских отношений, владыка Иларион упомянул о том, что важным вопросом во взаимоотношениях с католиками, помимо богословского диалога, является сотрудничество в вопросах социального служения и сохранения нравственных основ жизни людей. «Здесь у нас очень широкое поле для взаимодействия, потому что в современном секулярном мире и православные, и католики сталкиваются с одними и теми же вызовами, — констатировал он. — Это, прежде всего, вызов секулярной идеологии, которая вообще не признает абсолютных нравственных ценностей, в связи с чем сейчас на Западе пропагандируется гомосексуализм, вводятся законы об однополых союзах, однополым парам предоставляется право усыновлять детей и т.д. По отношению ко всем этим вопросам у нас и католиков подход практически одинаковый. И мы сегодня, не имея согласия с Католической Церковью по целому ряду богословских и экклезиологических вопросов, можем трудиться вместе для защиты традиционных нравственных ценностей, и это направление сотрудничества мы активно развиваем».

http://patriarchia.ru/db/text/3314760.ht...

Во-вторых, он считает, что не Церкви должны голосовать, а каждый архиерей на Соборе должен обладать правом голоса, вне зависимости от голоса своего Патриарха. Причем о. Петр думает, что в рамках этой сессии у румын и славян будет возможность известить греков о падении Византии, потому как они, похоже, до сих пор не в курсе, а организация и функционирование всеправославной соборности могла бы тогда быть осмыслена в призме более реалистичных и гибких принципов, не покушаясь на сущность православной экклесиологии. На второй сессии, где-то через полгода-год можно было бы обсудить канонические и литургические проблемы, которые терзают сегодня Православную Церковь. Решения по этому вопросу уже должны приниматься не простым, а абсолютным большинством, с обязательностью для всех. И лишь на третьей сессии можно обсуждать отношения православных с остальными христианами и другими религиями. И вот тут можно принимать решения на основе консенсуса. «Однако, – пишет о. Петр, – обсуждение лишь отношений с другими, не имея никаких отношений между собой и не решая то, что болит, в первую очередь, у нас (кстати, не ясно даже, кто такие эти „мы“?), мне представляется абсурдным и бессмысленным». Есть еще два документа: «Православная диаспора» и «Автономия и способ ее провозглашения». На мой взгляд, из всех представленных на Собор документов это единственные, которые являются актуальными и требующими всеправославного рассмотрения и утверждения. И знаете, скажу вам по секрету, у меня такое чувство, что Константинопольскому Патриарху тоже очень важен именно первый из них. Оба документа – компромиссные для Константинополя, потому что до недавнего времени Вселенские Патриархи настаивали на том, что канонические территории каноническими территориями, да и то, как сказать… но православная диаспора – это святое: по умолчанию она – сфера интерес… ой! простите, сфера архипастырской любви и попечения Константинопольского Престола .  Тот факт, что, в итоге длительных переговоров, удалось прийти к консенсусу, что автономию в пределах своей юрисдикции учреждает каждая Автокефальная Церковь по своему усмотрению – это великое достижение канонической и экклесиологической правды. Без преувеличения можно сказать, что это важнейший документ, из предлагаемых к принятию, который, в самом деле, чрезвычайно актуален и, как показали церковно-исторические события ХХ в., жизненно необходим. О его положительных и, скажем так, сомнительных местах я уже высказывал свои соображения в статье «О церковной автономии: Сможет ли Константинополь быть независимым арбитром?», опубликованной на Правмире 01.02.2016. Кому интересно, может сходить по ссылке, к сказанному тогда мне добавить нечего.

http://pravmir.ru/horosho-li-chto-russka...

Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата в США и Канаде не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены. Константинопольский Патриархат не принял меры к укреплению их канонического сознания и был ими втянут в антиканонический процесс легализации раскола на Украине путем создания параллельной церковной структуры и предоставления ей автокефального статуса. Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви. В отсутствие официальной просьбы об автокефалии со стороны епископата Украинской Православной Церкви Патриарх Варфоломей принял к рассмотрению просьбу, исходящую от украинского правительства и раскольников, что полностью противоречит его собственной позиции, которую он до последнего времени занимал и о которой неоднократно заявлял, в том числе публично. В частности, в январе 2001 года в интервью греческой газете «Неа Эллада» он говорил: «Автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят». За последними односторонними действиями и высказываниями Патриарха Варфоломея стоят чуждые Православию экклезиологические представления. Недавно, выступая перед собранием иерархов Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей утверждал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата», что «для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая " заквашивает все тесто " (Гал. 5:9) Церкви и истории». Эти высказывания трудно оценить иначе как попытку перестроить православную экклезиологию по римско-католической модели.

http://patriarchia.ru/db/text/5268282.ht...

Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей завершилось в Женеве (+фото) 28 января, 2016. Новостная служба Предстоятели одобрили проект документа Миссия Православной Церкви в современном мире. 28 января. ПРАВМИР. С 21 по 28 января 2016 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы проходило Собрание Предстоятелей Православных автокефальных Церквей.   В собрании принимали участие Святейший Патриарх Константинопольский Патриарх Варфоломей, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав. Не смогли присутствовать блаженнейшие Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва и Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним. Они были представлены официальными делегациями своих Церквей, сообщает сайт ОВЦС. Предстоятели подтвердили свое решение созвать Святой и Великий Собор Православной Церкви. Он пройдет с 16 по 27 июня 2016 года в Критской православной академии в Хании (Греция). Присутствующие одобрили проект документа Миссия Православной Церкви в современном мире. Проект решения Собора по теме Таинство брака и препятствия к нему подписали главы делегаций всех Поместных Церквей за исключением Грузинской Православной Церкви и Антиохийской Православной Церкви. Глава последней выразил письменное несогласие с документом. Для вынесения на Всеправославный Собор утверждены темы: Православная диаспора, Автономия и способ её провозглашения, Значение поста и соблюдение его сегодня, Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром. Согласно решению Собрания Предстоятелей, все одобренные тексты будут опубликованы.

http://pravmir.ru/sobranie-predstoyatele...

Рождественскому, Петрову и Успенскому постам могут придать общецерковный обязательный характер 2 февраля, 2016. Новостная служба Проект соборного документа предписывает соблюдать все без исключения установленные Церковью посты 2 февраля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал участникам Архиерейского Собора   в Москве 2 февраля о значимых моментах проекта документа «Важность поста и его соблюдение сегодня», который был подготовлен Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези для рассмотрения на Всеправославном Соборе. В проекте документа впервые общецерковно утверждается обязательный характер Рождественского, Петрова и Успенского постов, которые, в отличие от поста Святой Четыредесятницы, не упоминаются в древних священных канонах, приводит слова Предстоятеля пресс-служба Московской Патриархии . Как подчеркнул глава РПЦ, в документе раскрывается духовный смысл поста и конкретизируется практика его соблюдения в современных условиях. «Несмотря на распространяемые врагами Церкви слухи о якобы готовящейся на Соборе отмене постов или их сокращении, проект соборного документа прямо предписывает соблюдать все без исключения установленные Церковью посты», — сказал Патриарх. Подготовка к Всеправославному Собору проходила 21 по 28 января 2016 года в Шамбези близ Женевы на Собрании Предстоятелей Православных автокефальных Церквей. Проект решения Собора по теме Таинство брака и препятствия к нему подписали главы делегаций всех Поместных Церквей за исключением Грузинской Православной Церкви и Антиохийской Православной Церкви. Глава последней выразил письменное несогласие с документом. Для вынесения на Всеправославный Собор утверждены темы: Православная диаспора, Автономия и способ её провозглашения, Значение поста и соблюдение его сегодня, Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром. Согласно решению Собрания Предстоятелей, все одобренные тексты были опубликованы. Кроме этого Предстоятели обсудили и приняли решения об учреждении Всеправославного секретариата, об участии инославных наблюдателей при начале и завершении работ Собора.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskomu-petro...

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры и братии Свято-Духовского скита Лавры в связи с грядущим Всеправославным Собором 8 июня, 2016. Новостная служба Братия Почаевской Лавры солидарны и согласны с мнением Священного Синода Болгарской Православной Церкви, Архиерейского Синода РПЦЗ 8 июня. ПРАВМИР. Братия Свято-Успенской Почаевской Лавры и братия Свято-Духовского скита Лавры опубликовали обращение в связи с грядущим Всеправославным Собором. Возлюбленные во Христе отцы, братия и сестры! С 16 по 27 июня 2016 года на острове Крит (Греция) состоится Всеправославный Собор, которого к сожалению не отменить. На нем будут рассматриваться следующие документы: — Автономия и способ ее провозглашения; — Важность поста и его соблюдение сегодня; — Отношения Православной Церкви с остальным христиан-ским миром; — Миссия Православной Церкви в современном мире; — Православная диаспора; — Таинство брака и препятствия к нему. Более всего вопросов и замечаний вызывает документ под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Очень аргументировано, богословски — грамотно высказали свои замечания и предложения о внесении изменений в данный документ Священный Синод Болгарской Православной Церкви, Архиерейский Синод РПЦЗ, Священный Кинот Святой Горы Афон, Каменец – Подольская епархия УПЦ, митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь). Насельники Свято-Успенской Почаевской Лавры разделяют обеспокоенность своих собратьев монахов, архиереев, священников, боголюбивых мирян, которые заботятся о своем спасении и о судьбах Церкви Христовой. Мы благодарны тем, кто потрудились и высказали свои замечания и предложения для исправления предоставленных документов. Братия Почаевской Лавры солидарны и согласны с мнением Священного Синода Болгарской Православной Церкви, Архиерейского Синода РПЦЗ, Священного Кинота Святой Горы Афон, Каменец – Подольской епархии УПЦ, митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь). Очень важно для нас и суждение владыки Вениамина, митрополита Владивостокского и Приморского, выраженное им в письме участникам конференции «Всеправославный Собор: мнения и ожидания», которая проходила 19 апреля 2016 года в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете.

http://pravmir.ru/obrashhenie-bratii-svy...

Результаты состоявшегося на Крите Собора обсуждались на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля прошлого года. Отметив, что «основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса», Синод констатировал, что «проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус». Вместе с тем Священный Синод признал, что «состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви, начатого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году». На том же заседании Священного Синода изучение принятых на Крите документов было поручено Синодальной библейско-богословской комиссии, которая подготовила соответствующее заключение. Ныне оно представлено на рассмотрение Архиерейского Собора. «Полученные нами копии документов Критского Собора Комиссия сравнила с теми предсоборными текстами, которые уже были рассмотрены нашим Архиерейским Собором в феврале 2016 года», рассказал Святейший Патриарх. Сравнение показало, что документы «Важность поста и его соблюдение сегодня» и «Автономия и способ ее провозглашения» и были приняты Критским Собором без внесения существенных содержательных поправок. Анализ документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» показал, что в целом он претерпел изменения в лучшую сторону с учетом высказывавшейся в его адрес критики. Так, в документ было внесено важное упоминание об отвержении униатства. «Тем не менее, многие формулировки остаются не вполне ясными и удовлетворительными, они могут быть поняты в том смысле, что речь идет о восстановлении единства христиан, а не о восстановлении единства с Церковью отделенных от нее христианских сообществ, указал Его Святейшество. Некоторыми критиками документа именно так и был прочитан этот соборный текст. К сожалению, наши поправки не были учтены».

http://patriarchia.ru/db/text/5073298.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010