«Автономия и способ ее провозглашения» Данная тема впервые обсуждалась на Межправославной подготовительной комиссии в 2009 году. Делегация Русской Православной Церкви последовательно отстаивала позицию, которая заключалась в том, что вопрос предоставления автономии той или иной своей части является внутренним делом каждой Поместной автокефальной Церкви, равно как и вопрос о характере и объеме прав, предоставляемых автономной Церкви. При этом представители некоторых Поместных Церквей полагали, что решение о провозглашении автономной Церкви также как и в случае с предоставлением автокефалии должно приниматься на основании общеправославного согласия, достижение которого — прерогатива Константинопольского Патриарха. Тем не менее, при обсуждении данной темы позиция нашей делегации получила поддержку многих Поместных Церквей и легла в основу подготовленного Межправославной подготовительной комиссией проекта документа. На состоявшемся в октябре 2015 года Пятом Всеправославном предсоборном совещании данный документ был принят без изменений. «Важность поста и его соблюдение сегодня» Составленный в 1986 году проект документа по теме поста не вызывал серьезных замечаний ни у Русской Православной Церкви, ни у других Поместных Церквей, в отличие от более раннего проекта по данной теме, который предполагал реформирование дисциплины поста и потому был существенно переработан по настоянию нашей Церкви. В настоящем документе не только не идет речь об отмене или смягчении дисциплины постов, но и, наоборот, впервые упомянуты в качестве общеобязательных для всех православных христиан Рождественский, Апостольский и Успенский посты, о которых ничего не говорилось в древних канонических документах. На заседании Специальной межправославной комиссии в марте-апреле, а также Пятого Всеправославного предсоборного совещания в октябре 2015 года, на которых обсуждался данный документ, делегация нашей Церкви предложила несколько поправок, направленных, впрочем, не на изменение текста, но лишь на его прояснение. Некоторые из этих поправок были приняты. В частности, в девятом пункте документа добавлено упоминание о евхаристическом посте — воздержании с полуночи от вкушения пищи для приступающих ко Святому Причащению.

http://patriarchia.ru/db/text/4436825.ht...

Опубликован проект документа «Автономия и способ ее провозглашения» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор 28 января ПРАВМИР. В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года публикуется документ «Автономия и способ ее провозглашения». Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения»,  рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной  автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Любые односторонние действия в деле предоставления автокефалии должны быть исключены 2 февраля 2016 г. 11:50 Среди тем, ставших предметом рассмотрения в процессе подготовки к Всеправославному Собору, — автономия и способ ее провозглашения, а также автокефалия и способ ее провозглашения. С ходом предсоборного процесса участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви ознакомил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Его Святейшество, в частности, отметил, что в согласованном документе «Автономия и способ ее провозглашения» подтверждается право каждой автокефальной Церкви самостоятельно предоставлять ту или иную степень автономии какой-либо своей части, за исключением епархиальных структур, расположенных в регионах православной диаспоры. Особо Предстоятель Русской Православной Церкви остановился на теме «Автокефалия и способ ее провозглашения». «Наша Церковь, как и целый ряд других Поместных Церквей, неоднократно настаивала на том, что ее разработка должна быть завершена, а проект документа — вынесен на Всеправославный Собор, — сообщил Его Святейшество. — На Межправославной подготовительной комиссии 2009 года уже было достигнуто принципиальное согласие относительно процедуры провозглашения автокефалии. В первую очередь должно быть получено согласие Церкви-Матери, затем — достигнут общеправославный консенсус. После этого издается томос об автокефалии, подписываемый Предстоятелями всех существующих общепризнанных автокефальных Церквей». По этой теме остается нерешенным только лишь порядок подписания томоса. «Несомненно, и этот вопрос можно было бы согласовать, если бы изучение темы было продолжено», — уверен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По его мнению, важно, что уже имеется общее понимание необходимости консенсуса всех Церквей, исключающее любые односторонние действия в деле предоставления автокефалии. Информационная служба Архиерейского Собора Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4365372.ht...

Архив Пн Автономия и способ ее провозглашения 28 января 2016 г. 15:35 Решение V Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези, 10-17 октября 2015 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения», рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и  г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной  автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится.  а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. 

http://patriarchia.ru/db/text/4361129.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Автономия и способ её провозглашения 3 мин., 05.02.2016 Решение V Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези, 10-17 октября 2015 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения», рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении.

http://foma.ru/avtonomiya-i-sposob-eyo-p...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос «Автономии и способа её провозглашения» и обсудил текст, предоставленный ему Пятым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 10-17 октября 2015), одобрив его с некоторыми незначительными поправками в нижеизложенной редакции. Вопросы документа, которыми занимался Собор относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь может просить автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашённой автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. в) В функционировании института автономии существуют различные формы его применения в церковной практике, определяемые степенью зависимости Автономной Церкви от Автокефальной. г) При некоторых формах автономии степень зависимости Автономной Церкви выражается посредством участия её Главы в Синоде Автокефальной Церкви.

http://pravmir.ru/avtonomiya-i-sposob-ee...

Мировые войны, Русская революция, изгнание греков из Малой Азии и другие события препятствовали проведению Собора. Тем не менее, с 8 по 23 июня 1930 года в афонском монастыре Ватопед состоялось совещание, на котором представители Поместных Церквей согласовали круг тем, которые достойны соборного обсуждения. Среди них была и тема «Предпосылки и способ предоставления автономии и автокефалии». В начале заседания с докладом выступил секретарь комиссии митрополит Швейцарский Дамаскин, который рассказал, в чем Православные Церкви согласны, а в чем их позиции расходятся.  Приведем несколько наиболее важных цитат из этого доклада: - «все святейшие Православные Церкви согласны, что необходимо всеправославное согласие для провозглашения автокефалии». В 1961 году на острове Родос состоялось Первое Всеправославное совещание с участием большинства Поместных Церквей. Встреча подтвердила важность обсуждения проблемы автокефалии на грядущем соборе. На I Всеправославном предсоборном совещании в 1976 году тема «Автокефалия и способ ее провозглашения» была включена в список 10 тем повестки Святого и Великого Собора. В ноябре 1993 года на Межправославной подготовительной комиссии в швейцарском Шамбези тема автокефалии наконец начала обсуждаться по существу. - «Каноничное предоставление автокефалии невозможно без предварительного подтверждения всеправославного консенсуса». - «Экклезиологическая и каноническая основа института автокефалии гарантирует равночестность автокефалии всех поместных автокефальных Православных Церквей». В результате дискуссии Поместные Церкви (на совещании отсутствовали только Иерусалимский и Грузинский Патриархаты) почти полностью согласовали текст документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», согласно которому предоставление автокефалии в дальнейшем будет возможно лишь с одобрения всех Поместных Церквей, а «Церковь, провозглашенная автокефальной, вводится в качестве равноправной в общение Православных Церквей и имеет все общеправославно установленные канонические привилегии (диптихи, поминовение, межправославные отношения и т.д.).».

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Патриарх Кирилл о предоставлении автокефалии: Любые односторонние действия неприемлемы 2 февраля, 2016. Новостная служба В рамках этой повестки остается нерешенным порядок подписания томоса 2 февраля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл рассказал участникам Архиерейского Собора в Москве 2 февраля к какому выводу пришло Собрание Предстоятелей Поместных Православных церквей по автокефалии и способах ее провозглашения. В согласованном к Всеправославному Собору проекте документа «Автономия и способ ее провозглашения» подтверждается право каждой автокефальной Церкви самостоятельно предоставлять ту или иную степень автономии какой-либо своей части, за исключением епархиальных структур, расположенных в регионах православной диаспоры. Предстоятель заострил внимание участников архиерейского собора на теме «Автокефалия и способ ее провозглашения», сообщила пресс-служба Московской Патриархии. «Наша Церковь, как и целый ряд других Поместных Церквей, неоднократно настаивала на том, что ее разработка должна быть завершена, а проект документа — вынесен на Всеправославный Собор. На Межправославной подготовительной комиссии 2009 года уже было достигнуто принципиальное согласие относительно процедуры провозглашения автокефалии. В первую очередь должно быть получено согласие Церкви-Матери, затем — достигнут общеправославный консенсус. После этого издается томос об автокефалии, подписываемый Предстоятелями всех существующих общепризнанных автокефальных Церквей», — рассказал Патриарх. В рамках этой повестки остается нерешенным порядок подписания томоса. «Несомненно, и этот вопрос можно было бы согласовать, если бы изучение темы было продолжено», — отметил глава РПЦ. По его мнению, очень важно, что имеется общее понимание необходимости консенсуса всех Церквей, исключающее любые односторонние действия в деле предоставления автокефалии. Подготовка к Всеправославному Собору  проходила 21 по 28 января 2016 года в Шамбези близ Женевы на Собрании Предстоятелей Православных автокефальных Церквей .

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-o-pred...

О церковной автономии: Сможет ли Константинополь быть независимым арбитром? О некоторых мелочах в проекте документа, которые не дают чувству глубокого удовлетворения переполнить мое сердце 1 февраля, 2016 О некоторых мелочах в проекте документа, которые не дают чувству глубокого удовлетворения переполнить мое сердце На Всеправославном предсоборном совещании предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21–28 января 2016 года был утвержден проект документа «Автономия и способ ее провозглашения» . Своими мыслями по поводу некоторых пунктов документа поделился протоиерей Игорь Прекуп. По правде сказать, довольно сложно комментировать уже принятый на столь высоком уровне документ. Невольно относишься к нему как к некой данности, которую бессмысленно как-то оценивать или обсуждать, а надо просто принимать к сведению и исполнению. Но, коль скоро открыто обсуждение, внесу свои «5 копеек», но, подчеркну: эти «копейки» – мои личные, кровные, не претендующие ни на какое конвертирование в твердую валюту. Протоиерей Игорь Прекуп Итак, документ оставляет несколько двойственное чувство. Во-первых (начнем, все же, с хорошего), я испытал чувство глубокого удовлетворения от п.2, гласящего: «Инициирование и завершение процедуры предоставления автономии какой-либо части канонической юрисдикции Автокефальной Церкви входят в ее каноническую компетенцию, к которой относится Церковь, провозглашаемая автономной». Кто хоть немного сталкивался с этой проблемой, знает, сколько крови попортила нам позиция Константинопольской Патриархии, настаивавшей в течение всего ХХ в. на своих привилегиях в этом вопросе, из-за чего в каноническом словаре РПЦ даже родился неологизм «Самоуправляемая Церковь», лишь бы не нервировать Константинополь. В принципе, это достижение даже не прошлогоднее. Впервые эта позиция была сформулирована в документе «Автономия и способ ее провозглашения», принятом в процессе работы Межправославной подготовительной комиссии, заседавшей 9–17 декабря 2009 г. в том же Шамбези. В прошлом году эта позиция была подтверждена принятием рассматриваемого документа, а теперь еще и обнародована.

http://pravmir.ru/o-tserkovnoy-avtonomii...

На декабрьских заседаниях Межправославной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Дополненный проект по автокефалии предусматривает такую процедуру предоставления автокефалии какой-либо церковной области, которая начинается с рассмотрения соответствующей просьбы об этом Поместным Собором Церкви-Матери. В случае положительного решения Церковь-Мать извещает об этом Вселенскую Патриархию, которая далее информирует прочие автокефальные Церкви и выясняет наличие по данному вопросу всеправославного консенсуса. Провозглашается автокефалия соответствующим Томосом, который подписывает Константинопольский Патриарх и Предстоятели прочих Православных Церквей. В проекте документа «Автономия и способ ее провозглашения» признано, что предоставление автономии относится к исключительной компетенции соответствующей автокефальной Церкви. Следовательно, прошение о предоставлении автономии рассматривается автокефальной Церковью, которая, в случае положительного его решения издает соответствующий Томос, определяя территориальные границы автономной Церкви и степень ее самостоятельности. Затем Предстоятель автокефальной Церкви сообщает прочим Церквам о провозглашении новой автономной Церкви. Результаты деятельности Межправославной подготовительной комиссии имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. Но уже сейчас можно с удовлетворением отметить, что результаты этих заседаний стали значительным вкладом в дело укрепления общеправославного единства. Отношения с Константинопольским Патриархатом Особое значение для межправославных отношений  приобрел Патриарший официальный визит в пределы Константинопольской Церкви, состоявшийся в июле. Есть основания надеяться, что в те дни была открыта новая страница в отношениях между двумя Патриархатами. Эти отношения должны выстраиваться не в духе соперничества, а в атмосфере доверия и сотрудничества.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010