По православному учению, с момента Воплощения Господь подвержен всем тем безгрешным страстям, которым подвержен каждый человек. В.Н. Лосский пишет о Человечестве Христа, что оно «обладало бессмертием и нетленностью природы Адама до грехопадения, но Христос добровольно подчинил его условиям нашей падшей природы. Не только человеческая природа, но и то, что было противоприродно – последствия греха, – были приняты на Себя Христом, Который тем не менее оставался вне первородного греха в силу Своего девственного рождения» 31 . Современный греческий богослов митр. Иерофей (Влахос) пишет: «Зачатие Иисуса Христа произошло посредством творящей силы Пресвятого Духа, а не через восприятие семени, потому что Христос должен был принять природу чистую и непорочную – природу Адама до грехопадения. Однако для одержания победы над тленностью и смертью плоть Христа должна была быть смертной и подверженной страстям, какой она стала после падения Адама. Т. о., Тело Христа было совершенно непорочно и безгрешно, как тело Адама до падения. Что же касается тленности и смертности – как тело Адама после падения» 32 . Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 103–105; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 139–145; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 140–150; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 392–406. Вопрос 39. Соединение Божественной и Человеческой природ во Христе: действительность и образ соединения (Ин.3:13; 1Кор.8:6; Флп.2:6–8; Рим.9:5), орос Халкидонского Собора. Следствия соединения природ (Ин.3:13; 1Кор.2:8; Рим.5:10; 1Кор.15:47; Ин.5:22–23; Лк.22:42) Ответ. Наиболее ясное и полное свидетельство Иисуса Христа о Себе, как Сыне Божием, мы видим в беседе Христа по случаю исцеления Им расслабленного при овчей купели, совершенном в субботу. Евангелист Иоанн, повествующий об этом чуде, замечает, что иудеи, узнав об этом чуде, искали убить Иисуса Христа, «зане сия творяше в субботу». Иисус Христос в оправдание Свое говорит им: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю». Этот ответ иудеи поняли буквально, т. е. в том смысле, что Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим, в собственном смысле, и усвояет Себе равенство с Богом: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» ( Ин.5:18 ). В дальнейшем Иисус Христос не только не указал иудеям, что они неправильно поняли Его слова, но напротив, с новой силой стал говорить о Своем Богосыновстве, указывая на Свое внутреннее единение с Богом Отцом: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин.5:19 ). В беседе в притворе Соломона Христос Спаситель сказал: «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Кто надеется на себя, тот глуп (Притч. 28:26). Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою (Иер. 17:5). Более того, лично мне кажется проявлением крайнего непочтения к Богу заявлять Ему: " я еще могу отпасть по своей свободной воле " . Если бы Ваша жена сказала Вам: " У меня свобода воли, я еще могу от тебя уйти " , или Ваш ребенок заявил, что еще может, по своей свободной воле, от Вас отречься, порадовало бы Вас таковое их смирение? Как же можно говорить такое Богу? Будет ли правильно вместо того, чтобы со смиренной благодарностью принимать Божии обетования, заявлять в лицо Богу, что, может быть, ничего у Него и не выйдет, и слово Его окажется ложным, из-за того, что мы со своей " свободной " волей можем Ему противостать? Неужели Бог совсем упустил это из виду, когда давал Свои обетования? Кто лучше знает, отпадем мы или нет — мы или Бог? Если Он говорит: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отецодно (Ин. 10:27-30), то может ли Он лгать или ошибаться? Господь говорит, что Его овцы не погибнут вовек, и представляет порукой тому Божие всемогущество: то, что овцы даны Ему Отцом, по Его замыслу и воле, то, что Он Сам, Иисус Христос, есть всемогущий Бог, то, что Он есть Пастырь добрый и полагает за них жизнь (Ин. 10:11). Невозможно дать более твердого обетования. Те же самые люди, которых Он предузнал, предопределил, призвал и оправдал, будут прославлены (Рим. 8:28-30), ничто не послужит им к погибели, но все послужит ко благу. Даже опасность отпадения — вполне реальная — послужит ко благу, ибо научит их со страхом и трепетом искать — и находить — надежное и непоколебимое прибежище в Боге. Может ли конкретный христианин быть уверен, что эти обетования относятся лично к нему? Бог затем и дает обетования, чтобы каждый конкретный христианин в них верил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

В нынешний праздничный день мы восстанавливаем каноническое единство и полноту церковного общения в единой Поместной Русской Православной Церкви. Сегодня завершается путь, одобренный IV Всезарубежным и последующим за ним Архиерейским Собором минувшего года. Догмат о единстве Церкви выражается в Символе Веры, утвержденном Вселенскими Соборами на основании Евангелия Христова. Господь наш Иисус Христос, Начальник и Совершитель нашей веры и спасения, основал на земле только одну Церковь, ей единой вручил истинную веру, ее одну сделал сокровищницею благодатных даров Своих. Он того желал и о том особенно молился Отцу Небесному, чтобы все Его последователи, т.е. все православные христиане были «едино стадо» под управлением Его, «Единаго Пастрыя» (Ин. 10, 16.). К утверждению единства и нераздельности Церкви служат еще следующие изречения Спасителя: «Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет и всякий город, или дом, разделившийся сам в себе не устоит. Кто не со Мною, говорит Христос, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает » (Мф. 12, 25-30). Существенные основания единства Церкви апостол Павел объясняет подобием единства членов тела человеческого. «Ибо, как тело одно, говорит апостол, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос... И вы – Тело Христово, а порознь члены» (1 Коринф. 12, 12, 27). Какая же, дорогие о Вознесшемся Господе отцы, братие и сестры, существенная для нас обязанность вытекает из понятия о единстве Церкви? По слову апостола Павла, все верующие, образуя в составе Церкви одно тело, должны «сохранять единение духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3), не уклоняться от общения в таинствах и не отделяться от вселенского согласия церковного непослушанием Богоучрежденному в Церкви Священноначалию. «Не обольщайтесь, братие, – говорит священномученик Игнатий, – кто последует расколоучителю, тот не наследует Царствия Божия, кто держится чуждаго учения, тот не имеет части в страдании Христовом». Священномученик Киприан Карфагенский свидетельствует, что люди, уклоняющиеся от общения с Церковью, «хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, – грех их не смоется и самою кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (О единстве Церкви). Весьма выразительно тот же святой отец говорит: «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

http://pravoslavie.ru/22116.html

– «Так ли следовало блюсти душу брата? – сказал апостол Иоанн. – Но дай мне проводника, я поищу того, которого ты погубил». Апостол Иоанн пришел к разбойникам и просил их, чтобы они провели его к старшине своему. Разбойники повиновались. Увидев святого, юноша от стыда убежал в пустыню; апостол же Иоанн, забыв старость свою, погнался за ним, говоря: «Обратись, сын мой, к отцу твоему! Не отчаивайся: я грехи твои приму на себя, только остановись и подожди меня, ибо Господь послал меня к тебе!» Юноша с трепетом и стыдом пал к ногам святого, не смея взглянуть на лицо его; апостол же Иоанн, как нежно любящий отец, обнял, обласкал его, привел в город с великой радостью, что нашел заблудшую овцу, много поучал, наставляя на покаяние. Юноша, совершая трудные подвиги покаяния, угодил Господу и получил прощение грехов, с миром перешел в жизнь вечную. II. По примеру св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова нам должно любить ближних своих, – любить не на словах только, а на самом деле, от всей души, оказывать им в жизни потребные услуги, а при случае даже не щадить и жизни своей для спасения ближних. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ), – говорит празднуемый ныне св. апостол. Побуждений любить друг друга очень много: и природа, всем нам общая, и наше духовное отношение друг к другу, и заповедь Спасителя нашего, и пример Его, и нравственное достоинство любви, и великая польза, от нее проистекающая, – все побуждает нас любить друг друга. а) Действительно, кто мы друг другу по природе нашей? Братия. У всех нас на земле один прародитель Адам, а на небе один общий отец – Бог. Значит, все мы составляем одно великое семейство и поэтому должны любить друг друга как единокровные. б) Составляя одно семейство как люди, все мы, по званию христиан, находимся еще в ближайшем сродстве между собой – составляем, по учению апостола, одно духовное тело, у коего глава – Христос, а мы члены ( Еф.5:23,30 ). Но в каком отношении находятся члены одного естественного тела? Враждуют ли они между собой? Вооружается ли, например, рука против ноги, глаз против уха? Нет, они действуют согласно между собой, взаимно содействуют друг другу и находятся в таком содружестве, что если страдает один член, то с ним страждут и другие ( 1Кор.12:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мистически Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть евхаристическая актуализация (явление) воплощения Божественного Логоса – предвечного Сына Божьего . Принимая в себя обожённые Тело и Кровь Христовы, человек приобщается Таинству Боговоплощения. Уподобляясь Пресвятой Деве Марии, он становится вместилищем Христа, делается Христоносным. Исполняясь благодатной Новой Жизнью во Христе, он через Него соединяется с жизнью Самого Троичного Божества – Отца, Сына и Святого Духа. По учению Святой Церкви истинный смысл человеческой жизни состоит в «стяжании» спасительной нетварной благодати Божией. Человек, однако, способен к восприятию Полноты благодати Святой Троицы лишь в меру своей психофизической ограниченной природы и степени духовного совершенства. Ср. Мф.19:12 : «…кто может вместить, да вместит». Восприятие человеком божественной благодати не есть единовременный юридический акт, а есть следствие постоянного духовного подвига совершенствования «внутреннего человека» по образу Божьему, содействием Духа Святого, через нравственное и евхаристическое христоуподобление, участие в освящающих и спасительных таинствах Церкви Христовой. Ср.: Фил.2:5 : «Братья, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»; 1Петр.1:15–16 : «Возлюбленные, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Благодать (греч. «энергиа»), подаваемая человеку исключительно по воле Божией, не имеет «количественных» или «качественных» ограничений или онтологических (сущностных) отличий, «ибо не мерою дает Бог Духа» ( Ин.3:34 ). Дух Святой – Сокровищница Благодатных Даров и Свершитель нашего Богоусыновления, ниспосылается каждому члену Церкви Христовой в святых Таинствах Крещения и Миропомазания. Ср.: 1Кор.12:13 : «Ибо все мы одним Духом крестились (погрузились – авт.) в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом»; 1Кор.12:4–7 : «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения (в Церкви – авт.) различны, а Господь один и тот же; и действия (проявления Духа – авт.) различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу». Умножение благодати Божией в человеке означает лишь степень её преображающего спасительного действия. См. Ин.1:16 : «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Жизнь в Боге именуется в Евангелии пребыванием в Славе Божией. В Богочеловеке Христе Присутствие Бога и Славы Божией – совершенны. Ср.: Ин.10:30 : «Я и Отецодно»; Ин.17:5 : «…ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого Славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»; Ин.17:22 : «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Степени же эсхатологического прославления человека в Царстве Небесном – различны, ибо, по св. ап. Павлу, «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор.15:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Христос есть путь (как прежде Он назвал Себя дверью, 10:7) потому, что в Нём и Им даны человеку все средства к спасению, усвояя которые верою, человек приходит к Богу. Христос есть истина потому, что Он, как Бог воплотившийся, сообщил людям откровение божественной истины. Христос есть жизнь (ср. 1:4), потому, что, как Бог, Он есть источник жизни, так что кто верою не принимает Его в себя (ср. 6 и д.; 11:25 и далее), тот подлежит смерти. – Никто не приходит к Отцу и пр.: так как Христос есть Искупитель и только верою в искупительные заслуги Его возможно спасение, то чрез Него только и можно достигнуть блаженства или, что то же – прийти к Отцу. – Если бы вы знали Меня и пр.: Я и Отец одно, говорил Господь (10:30); во Христе, говорит св. Ап. Павел, обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ), в нём полное откровение Бога, как в образе ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Следовательно, познание Его человеком есть вместе познание и Отца Его – Бога. Господь, по-видимому, отрицает познание Его учениками (если бы), и действительно, более полно и совершенно они познали Его только со дня Пятидесятницы, по принятии особенных даров Святого Духа (ст. 20). «Ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало... Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщил им совершенное ведение» (Злат., ср. Феофил.). Но первые шаги на этом пути они уже сделали (ст. 4): отныне знаете Его и видели Его. Господь открыл им, особенно на вечери сей, так много, что мог сказать, что именно отныне они узнали Его более чем прежде, и видели Его, невидимого, видели во Христе, как видно из последующего (ср. Феофил.). 8. Ин. 14:8 . Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Исх. 33:18 . 9. Ин. 14:9 . Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Ин. 12:45, 1:18 ; Кол. 1:15 ; Евр. 1:3 ; 2Кор. 4:4, 6 . 10. Ин. 14:10 . Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Среди значений греческого слова hemera («день») нет такого, которое соответствовало смысловому значению индуистского понятия «юга». А если Бхагавад-Гиту переводит ее «истинный» знаток Свами Прабхупада, то вообще спорные термины можно опустить, а текст адаптировать к христианскому окружению, в результате чего смысл фрагмента Бхагават-Гиты оказывается еще ближе к приведенному выше отрывку из Нового Завета: «По земному исчислению, тысяча эпох, вместе взятых, равна одному дню Брахмы. И так же долго длится его ночь» 75 . Ну кто теперь догадается, что «эпоха» не соответствует новозаветному понятию «день»? Не правда ли удобно заниматься переводами индуистских книг, особенно имея перед глазами текст Библии ? Вторым условием подобного подхода к подборке цитат является полное игнорирование тех из них, которые не отвечают целям данной подборки. Например, слова из Бхагавадгиты: «Как в этом теле сменяется детство на юность, зрелость и старость, так воплощенный сменяет тела» 76 не следует сопоставлять со словами из Священного Писания : «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» ( Евр.9:27 ). При доказательстве «братства религий» эти противоречия необходимо просто не замечать. В принципе, используя подобный подход, можно доказать все что угодно, особенно тем людям, которые другие религиозные учения изучают по книгам апологетов «братства религий». Рассмотрим пример «непредвзятого» толкования Библии бахаистами. Например, бахаисты пишут: «Следует отметить, что в учении Бахаи говорится о двух категориях пророков. «Независимые» (великие) Пророки, или Явители, такие как Бахаулла, Мухаммад, Христос, Будда, являлись в этот мир изначально совершенными, Они подобны совершенным зеркалам, отражающим сущность Бога в максимальной степени, доступной людскому восприятию; поэтому Каждый из Них мог с полным правом заявить: «Я и Отецодно», «Никто не приходит к Отцу, кроме как чрез Меня» и «Я есмь Бог»» 77 . Бахаисты цитируют здесь фрагменты из следующих стихов Священного Писания: «Я и Отецодно» ( Ин.10:30 ); «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Как видим, если Иисус Христос эти слова сказал о Себе, то бахаисты относят их в том числе к Будде, игнорируя другие слова Христа: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» ( Ин.10:8 ). Разве Будда не пришел до Христа? Тогда почему эти слова не применяются по отношению к Будде? Может быть, потому, что в этом случае все попытки бахаистов найти подтверждение своим учениям в Священном Писании рассыплются. По сути, аргументы бахаистов представляют собой форму обмана тех, кто доверяет бахаистской литературе, содержащей подобного рода «доказательства» из Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010