132 . Если даже слух людей не всегда телесен, как ты можешь ждать в Боге звуков – показателей человеческой слабости – и свойственных телу органов слуха? О Боге говорится, что Он слышит, потому что Он знает. Мы знаем лишь то, что услышали, и слушаем прежде, чем мы сможем узнать. В Боге же, поскольку Он знает все прежде бытия его ( Дан. 13:42 ) 84 , знание предшествует слышанию. Выражая ту мысль, что Сыну не остается неведома воля Отца, мы говорим: «Он услышал». Нет в Боге ни звука, ни слога, которыми обычно выражается воля, но единство воли созерцается в божественных тайнах и выражается в наших символах. 133 . Что же значит: Не от Себя говорить будет ( Ин. 16:3 )? Следующее: Дух не говорит без Меня, ибо говорит истину и выдыхает премудрость; Дух не говорит без Отца, ибо Он Дух Божий; Дух слушает Отца, ибо всё от Бога 85 . 134 . Сын все получил от Отца, как Он Сам сказал: Все предано Мне Отцем Моим ( Мф. 11:27 ). Сын обладает всем, чем обладает Отец, о чем Он тоже сказал: Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16:15 ). И все, чем Он обладает по единству природы, по этому же единству от Сына получает Дух, как Сам Господь Иисус свидетельствует о Своем Духе: Потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:15 ). Следовательно, возвещаемое Духом – от Сына, а данное Сыном – от Отца. Таким образом, не от Себя говорят Сын и Дух, ибо Троица говорит ничего в Себе Самой. 135 . Если ты задумаешь считать слышание недостатком Святого Духа, сходным с несовершенством, присущим человеческому телу, так ты дойдешь и до оскорбления Сына, ибо Он сказал о Себе: Как слышу, так и сужу ( Ин. 5:30 ) – и еще: Сын ничего неможет творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего ( Ин. 5:9 ). Если это верно, как верны и следующие слова Сына: Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16. 15 ), то Сын и Отец одно по божеству 86 . Одно – по природе и сущности, а не Один, как утверждает ересь Савеллия. Одно по свойству сущности не может быть разделено, и поэтому Сын может творить лишь то, что услышал от Отца, поскольку Слово Божье пребывает вовек 87 , а Отец никогда не отделен от действия Сына. Сын знает, что совершаемое Им угодно Отцу, знает и Отец, что Сын творит по Его желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

И далее Он утверждает, что как Отец знает Его, так и Он знает Отца, и душу – Свою полагает [за овец], потому что эту заповедь Он получил от Отца (ср. Ин.10:15, 18 ). И когда иудеи спрашивали Его, не Он ли Христос, – то есть [Христос] Божий, ведь и до сих пор иудеи ожидают Христа Божия, а не Самого Отца, ибо никогда не было написано, что Христос – это Сам грядущий Отец, – Иисус ответил им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне ( Ин.10:25 ). О чём свидетельствуют? – Конечно, о том, что Сам Он и есть Тот, о Котором они спрашивали, то есть Христос Божий. Также и об овцах Своих, которых никто не похитит из Его руки, Он сказал: Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и Аз и Отец едино есмы 80 (unum sumus) ( Ин.10:27–30 ). Но и здесь хотят отстоять свои позиции те глупцы, а скорее слепцы, которые не видят, что, во-первых, слова Аз и Отец обозначают Двух, и, во-вторых, слово есмы (sumus) сказано не от одного Лица, поскольку сказано во множественном числе, ибо тогда (Он сказал) едино есмы (unum sumus), а не един есмы (unus sumus). Если бы Он сказал един есмы (unus sumus), тогда это могло бы подкрепить их утверждение, ведь слово един (unus) указывает на единственное число. Здесь же, когда Он обозначает единство (unum) Двух Лиц мужского рода словом среднего рода (что указывает не на единичность, а на единство (ad unitatem), на подобие, на соединение, на любовь Отца, Который любит Сына, и на послушание Сына, Который покоряется воле Отца), и говорит: Аз и Отец едино есмы (unum sumus), то этим Он показывает, что Те, Кого Он уравнивает и объединяет, суть Двое. К этому Иисус добавил, что Он много добрых дел показал от Отца, ни за одно из которых Он не был достоин быть побитым камнями ( Ин.10:32 ). [Он сказал это], чтобы иудеи по этой причине не считали, что им следует побить Его камнями за то, что Он якобы хотел, дабы Его считали Самим Богом, то есть Отцом, на том основании, что Он сказал: Аз и Отец едино есмы. Тем самым, чтобы показать, что Он есть Сын Божий, а не Сам Бог, Он сказал: Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы – боги (...) и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём ( Ин.10:34–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Потому когда говорит: Аз и Отец едино есма, то словом: едино, говорит о единстве сущности. Отец и Сын – «одно по сущности, а не по личности» ( Ориген Selecta in Ps. 135 ), не так, как у Шведенборга, одно в котором божественное – Отец, а человеческое – Сын; не так, как у Савеллия, – Yιοπατηρ Сыноотец, или у Ноэта, Сын то же, что Отец. Ренан, повторяя Шведенборга, пишет: «Бог не говорит с Ним (с Иисусом), как с кем-то вне Его; Бог в Нем... Он живет в Боге ежеминутным общением... Но он не провозглашает Себя единосущным Богу». – Справедливо, что Сын находится в постоянном внутреннем общении с Отцом ( Ин.8:16 ). Но ложь, будто Сын не признавал Себя единосущным Отцу: Он говорит прямо: Я и Отецодно. Ложь и то, будто «Бог не говорит с Ним, как с кем-то вне Его». Сын и Отец действуют как два отдельные лица. Отец свидетельствует о Сыне голосом с неба: и прославих и паки прославлю ( Ин.12:30 ). Ст. 31–36. Как и прежде, иудеи схватились за каменья, чтобы бросать их в Иисуса за мнимое богохульство ( Ин.8:57 ). «Много добрых дел показал Я вам от Отца моего: за которое из них хотите побить Меня камнями»? говорил им Господь. «Добрые дела» – дела любви ( 1Тим.6:18 ; Быт.44:4 ), исцеления разнообразных больных, питание голодных. И народ свидетельствовал о Нем: «все делает доброе, глухих творит слышащими и немых говорящими» ( Мк.7:37 ). «Показал от Отца», силою Отца, пребывающего в Сыне, показал дела – еврейское выражение, значит то же, что совершил дела ( Пс.4:6, 70:20, 83:8 ). Много добрых дел для вас сделал, за которое из них хотите убить? Какая горькая жалоба, какая изумляющая кротость в этом вопросе! Иегова точно так же жаловался устами пророка ( Мих.6:3 ). И апостолы проповедовали: «Того, который благотворил и исцелял больных, вы умертвили» ( Деян.10:38–39 ). «Иудеи сказали – хотим побить тебя камнями – за то, что ты, будучи человек, делаешь себя Богом». Если бы иудеи думали, что Иисус выдает себя только за божественного человека, то не сказали бы: «Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не два начала, но одно Начало, Отец – глава Сына. Ибо Отец родил Бога истинного, называемого Еммануилом. А Еммануил значит: с нами Бог ( Мф.1:23 ). 15 . И если хочешь знать, что родившийся от Отца и после вочеловечивыйся есть Бог, то выслушай слова пророка: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:36–38 ). Видишь ли, что Бог вочеловечился после законодательства Моисеева? Прими же и другое свидетельство о Божестве Христа, недавно прочитанное: Престол Твой, Боже, вовек ( Пс.44:7 ). А чтобы по причине явления Его во плоти здесь не подумал кто, что Он с течением времени получил достояние Божества, ясно говорится: Ты возлюбил правду... посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Евр. 1: 9 ). Видишь ли, что Христос Бог помазан от Бога Отца? 16 . Хочешь ли знать и третье свидетельство о Божественности Христа? Выслушай слова Исаии: труды Египтян и торговля Ефиоплян ( Ис.45:14 ), и потом: они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель ( Ис.45:14–15 ). Видишь ли, что Бог Сын имеет в Самом Себе Бога Отца, когда почти то же самое говорит, что сказал в Евангелии: Я в Отце и Отец во Мне ( Ин.14:10 )? Не сказал: Я – Отец, но: Я в Отце и Отец во Мне. И в другом месте, не сказал: Я и Отец, едино есмь; но: Аз и Отец одно ( Ин.10:30 ), чтобы мы не отделяли Одного от Другого или не смешивали чрез Сыно-Отечество. Они суть Едино по достоинству Божества, поскольку Бог родил Бога; суть Едино по власти царственной, ибо не над одними царствует Отец, а над другими Сын (как Авессалом, восстававший против своего отца), но над которыми царствует Отец, над теми же царствует и Сын; суть Едино, так как нет между ними никакого разногласия или расстояния, ибо не иное хотение Отца, а иное -Сына; суть Едино, так как не иные твари Христа и иные – Отца, ибо едино творение всего, творение Отца чрез Сына: ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились ( Пс.148:5 ), говорит псалмопевец.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), не есть только себялюбие... Напротив, Бог есть Любовь, – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы – пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Блаж. Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью». Чрез Личность Духа Святаго и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову ап. Павла: потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5). Свидетель Иеговы: – Как вы себе это представляете: один Бог и несколько его личностей? Православный: – Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... Обратите внимание на следующий библейский стих: … дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа (Кол. 2, 2). Свидетель Иеговы: – Но как вы объясните то, что сын меньше Отца? Он сам говорил о себе: … Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28). О Божественности Христа Православный: – Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28), и другие тексты: Я и Отецодно (Ин. 10, 30), и следующий стих: Я не один, но Я и Отец (Ин. 8, 16). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существуют, подтверждают и показывают два следующих текста: Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин. 14, 9); и другой текст: … ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его Истинная Человеческая Природа.

http://pravoslavie.ru/106551.html

– Ред.), олимпийская свора. Совсем другое дело – Святая Троица христианская. Частные имена здесь либо неведомы, либо сокрыты. Возвещены человечеству лишь имена родственные: Отец, рождающий Сына; (Сын, рождающийся от Отца. – Пер.) и Дух [Святой], исходящий от Отца. Отец, Сын и Святой Дух. Ни малейшего упоминания о тезисе, антитезисе и синтезе. Ни тени каких-либо столкновений и несогласий. Никаких признаков наличия сообщничества, основанного на недоверии. Нечто неслыханное и не отмеченное в истории рода человеческого или, по крайней мере, забытое. Это – Христово Откровение о Святой Троице, Его раскрытие Троичного Божества. И никогда Христова Церковь не упоминает о Святой Троице, не подчеркивая Ее единства и единосущия. Святая Троица – один Бог, а не три. Вопреки сему, триада индийская, а равно и египетская, и эллинская – это три бога с тремя разными индивидуальными именами, без родственной смычки и без единого и тождественного духа. Так это в Индии и в Египте, в Элладе и в Риме. Так это во всем языческом мире, где только упоминается какая-либо «божественная триада». А теперь, Феодул, вот тебе руководство, чтобы мог ты отличить Святую Троицу в единстве от не-святой триады в раздоре, отделяя правду от обмана и свет от тьмы, и обрести жизнь, чуждую всякой смертоносной плесени. Сказал Господь Иисус, Сын Предвечного Отца: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Мф.11:27 ). Я Божий Сын ( Мф.27:43 ). Я и Отецодно ( Ин.10:30 ). Отец во Мне и Я в Нем ( Ин.10:38 ). Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего ( Ин.15:23 ). Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин.16:15 ). Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу ( Ин.16:28 ). Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое... [и] Который от Отца исходит. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26; 15:26 ). И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю вам, да прославится Отец в Сыне ( Ин.14:13 ). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины (в серб.: Духа Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это последняя речь Иисуса в Евангелии от Иоанна. Она почти полностью повторяет то, что Иисус говорил в других речах и, следовательно, служит своего рода эпилогом к полемике с иудеями, разворачивавшейся на протяжении всего предшествующего повествования. «Иисус же возгласил и сказал» Термин «возгласил» (κραξεν) в буквальном переводе указывает на значительное повышение громкости голоса («закричал», «громко воззвал», слав. «возопил»). Этот термин употребляется Иоанном в тех случаях, когда он передает слова, на которых Иисус акцентировал внимание слушателей ( Ин. 7:28, 37 ). В том же значении в современном русском языке употребляется слово «подчеркнул». В данном случае, в соответствии со смыслом произносимого, термин указывает на то, что предваряемая им краткая речь Иисуса «подводит итог многих линий Его учения». Этих линий здесь намечается восемь, и каждая из них имеет магистральный характер: 1 . Вера в Иисуса есть вера в Пославшего Его. Этот тезис суммирует то, что Иисус неоднократно говорил иудеям о Своем нерасторжимом единстве с Отцом: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин. 5:23 ); «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне» ( Ин. 5:37 ); «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» ( Ин. 6:40 ); «Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете» ( Ин. 7:28 ); «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня» ( Ин. 8:16 ). Подобно тому, как в международных делах главу государства представляет его чрезвычайный и полномочный посол, Бога Отца представляет на земле Его полномочный Посланник. Он послушен Отцу и выполняет волю Его ( Ин. 6:38 ), но в то же время, в отличие от земного посланника, Он равен Отцу ( Ин. 5:18 ). Это делает Его миссию уникальной и несопоставимой с какими бы то ни было формами земного посланничества или посольства. 2 . Видение Иисуса есть видение Отца. Бог Отец по Своей природе невидим: Его «никто никогда не видел» ( 1Ин. 4:12 ). Он – Тот, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ). Однако Богочеловек Иисус делает Его видимым для людей: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Иудеям Иисус говорит: «Я и Отецодно» ( Ин. 10:30 ). А Филиппу на Тайной вечере скажет: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9 ). Те же, кто не веруют в Иисуса, не могут увидеть Бога и услышать Его голос: «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» ( Ин. 5:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Еще сказал, что Он врач и что пришел к больным, а не к здоровым. На самом деле, здоровых и не было на свете, но было много таких, которые, нося в себе тяжкие недуги, в горячке воображения мнили себя безупречными. Еще сказал, что Он Сын Божий, что старше Он праотца Авраама и что имя Ему – от начала Сущий (в ц.-сл. и серб.: Начаток. – Пер.) ( Ин.8:25 ). Пришел Он к людям как посланник Своего Небесного Отца, единого живого Бога, питающего отеческую любовь к человекам и желающего через Него, Своего предвечного и Единородного Сына, усыновить всех людей – в ответ на их веру и свободное произволение – и ввести их в Свое бессмертное Небесное Царство. Еще сказал, что верующий в Него имеет жизнь вечную ( Ин.3:16 ); принимающий Его принимает и Отца, пославшего Его ( Мф.10:40 ), и идущий за Ним спасает свою душу. А не чтущий Его не чтит и Отца Его ( Ин.5:23 ), ибо вещает Он: Я и Отецодно ( Ин.10:30 ). Я и Отецодно ( Ин.10:30 ). Доколе свет с вами, веруйте в свет ( Ин.12:36 ). Без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Я к Тебе иду, Отче ( Ин.17:11 ). Ты дал Мне власть над всякою плотью ( Ин.17:2 ). Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28618 ). Это – свидетельство Мессии о Самом Себе, выраженное в словах, которое в полной и преизобильной мере подтвердилось Его делами. Никогда ни один человек в истории мира не говорил с такой силой и властью. И никогда испокон веку ни один человек, как Он, не являл столь могучие дела, как Он. Не Ангел [Он] и не человек, а Сын Божий и Бог от Бога. Ведь будь Он Ангелом, разве великий Архангел Гавриил, воевода Ангелов, снисходил бы [на землю], чтобы возвестить о Его рождении? А будь Он человеком, разве Иоанн Креститель, величайший из людей, рожденных женами ( Мф.11:11 ), стал бы Его предтечей и служителем? Глас с небес Радуйся, Феодул! Радуйся и веселись, ибо явился Еммануил, Бог от Бога, истинный Мессия и Спаситель людей. Не Ангел, не человек и не от тленного людского семени, но бессеменно рожденный от Бога и Пречистой Девы Марии в подземной вифлеемской пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

12:30). Впрочем, великому можно многое говорить о себе уничиженно; но уничиженному неприлично возвещать о себе что–нибудь великое и высокое. То бывает по снисхождению, и имеет свою причину в немощи слушающих; или лучше — для того, чтобы расположить к смиренномудрию, чтобы убедить, что Он облечен плотью, чтобы научить слушателей — не говорить о себе ничего великого; а также — потому, что слушатели считали Его противником Божиим, не верили, что Он пришел от Бога, думали, что Он разоряет закон, завидовали Ему и враждовали против Него за то, что Он назвал Себя равным Богу. А когда кто, сам по себе незначительный, говорит о себе что–нибудь великое, то для этого нет никакой причины, ни благовидной, ни неблаговидной: это будет только безумием, бесстыдством и непростительной дерзостью. Итак. Для чего (Христос) говорит уничиженно, при своем неизреченном и великом существе? Как по вышесказанным причинам, так и для того, чтобы не сочли Его нерожденным. Так и Павел, по–видимому, убоялся чего–то подобного, почему и сказал: « кроме Того, Который покорил Ему все » (1 Кор. 15:27). Действительно, нечестиво даже и помыслить это. Если бы, с другой стороны, Он был меньше Родившего, и иного существа, а между тем Его почли бы равным, то не сделал ли бы Он всего, чтобы не считали Его таким? Но Он поступает напротив, говоря: « Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне » (Ин. 10:37). Равным образом и тогда, когда говорит, что « Я в Отце и Отец во Мне » (14:10), Он указывает нам на равенство. Ему следовало бы со всей силой опровергнуть это, если бы Он был меньше, и решительно никогда не говорить: « Я в Отце и Отец во Мне », или: « Я и Отец — одно » (10:30), или: « видевший Меня видел Отца » (14:9). А между тем Он, когда у Него была речь о силе, говорил: « Я и Отец — одно » (10:30), и когда была речь о власти, опять говорил: « как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет » (5:21). Но этого Он не мог бы делать, если бы был другого существа; а если бы и мог, то Ему не следовало бы этого говорить, чтобы не подумали, что (у Них) одно и тоже существо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Потому всякий верующий и любящий Господа стремится пройти Его же путем, иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–7, 8). В этом кенотическом самоумалении Господь остается единым с Отцом: Я и Отецодно (Ин. 10, 30). Усвоив человеческую природу (и в силу этого – человеческую волю), Он предает эту волю в волю Отца: да будет воля Твоя (Мф. 6, 10); как заповедал Мне Отец, так и творю (Ин. 14, 31); Я соблюл заповеди Отца Моего (Ин. 15, 10); Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Ин. 4, 34); не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30); ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38); не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Господь дает образ совершенной любви ( Бог есть любовь Ин. 4, 8]), совершенного послушания Богу, совершенного единства с Ним. Он просит Отца даровать подобное же (хотя не сущностное, но благодатное) единство и верующим во Христа, то есть " рабам Христовым " : соблюди их во имя Твое, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11); да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21); да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17, 26). Только в свете этого и может рассматриваться антиномия, предложенная Б.П. Вышеславцевым: Бог хочет, чтобы человек был Его рабом – и Бог не хочет, чтобы человек был Его рабом. Эти антиномичные положения, в силу их несовместимости, уничтожают друг друга в плане эмпирического мышления, и оба неразрывно актуализируются в акте веры [CXCI]. Встреча Бога и человека происходит по взаимному волеизъявлению: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6) – спрашивает Господь у расслабленного; Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12),– говорит Господу прокаженный. Зов Бога к человеку и человеческий отклик на этот зов всегда есть дело свободы, веры и любви, а не акт насилия и принуждения. Человек волен откликнуться, а волен и спрятаться от Бога, прикрыв свою наготу смоковными листьями. Но коль скоро Бог устанавливает такие отношения с человеком, признавая его свободу, то и человеческая свобода вольна откликнуться на призыв долженствования, покрываемого любовью, или отвергнуть его. Но и сама сфера человеческого долженствования не полна без того, чтобы включить в нее свободу воли как нечто должное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010