Не удалось извлечь искомое из базы (((

Согласуется ли такое воззрение Отцев с самой историй евангельской? Конечно, согласуется; как это мы сейчас покажем. А когда мы докажем, что Иисус Христос , будучи истинным Богом, имел намерение скрывать Свое Божество от неподготовленных к приятию сей истины людей, если поймем и те побуждения, которыми при этом руководствовался Господь наш и Учитель, то, надеюсь, поймем, почему Он Себя прямо и буквально не называл Богом, хотя и был Им, хотя и учил Своих апостолов вере в Себя, как Бога. Об этой вере скажем несколько слов, прежде чем обратиться к евангельской истории. Спаситель открывал ее и святым апостолам, и даже неверным иудеям, когда они прямо спрашивали Его: кто же ты? «От начала Сущий, как и говорю вам» ( Ин.8:25 ), – отвечает Господь. «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ); «Я и Отецодно» ( Ин.10:30 ). В этих изречениях Господь открыл Свое предвечное бытие и единосущие с Отцем. Когда фарисеи выражали сомнение в учительских полномочиях Спасителя, то Он прямо заявил Свое Божественное право прощать грехи. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» и пр. ( Мк.2:10 ). Эту власть, эту славу Господь имел «прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). Он исповедует Себя всеведущим и вездесущим: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин.10:15 ); «и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» ( Мф.11:27 ); «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Нужно ли толковать о том, что здесь Спаситель говорил лично о Себе, а не о том перевоплощении отвлеченного безличного мирового духа, какого здесь разумеет гр. Толстой? Не мировую эволюцию мирового духа, а Свою личную жизнь определяет Он в заключительной беседе Своей с учениками: «уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» ( Ин.16:27–28 ). Много еще можно найти в Евангелии Христовых слов, из коих видно, что Он исповедал Себя Богом, хотя и не говорил прямо: Я Бог. Ясно, что этими вышеприведенными словами Господь удостоверяет вопрошающих, что Он есть Существо вечное, лично и сознательно жившее до Своего плотского рождения и предназначенное к возвращению к прежней славе, равной с Богом. Из этих изречений видно, что, хотя Господь Иисус Христос ни разу не называл Себя Богом, но что сей догмат со всею определенностью и ясностью содержится в Его речах.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Алкать, жаждать, утруждаться и спать, очевидно, свойственно человеку, но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но жене самарянской дать воду живую, от которой пьющий не будет уже более жаждать, но не мокрыми ногами ходить по поверхности моря и утишением бури укрощать возмущение волн, без сомнения, есть дело божественное. И как не одного и того же естества дело – плакать из сострадания по умершем друге и его же, по удалении камня от четверодневной могилы, воскрешать к жизни силою одного слова; или висеть на дереве и в то же время превратить день в ночь и поколебать все стихии, или быть пригвожденным (ко кресту) и в то же время отверзать вере разбойника двери рая (о многом умалчиваем), так не одному и тому же естеству свойственно говорить «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ), и – «Отец Мой более меня» ( Ин.14:28 ). Ибо хотя в Господе Иисусе одно лицо Бога и человека, однако иное то, откуда происходит общее того и другого уничижение, и иное то, откуда проистекает общее их прославление. От нашего (в Нем естества) у Него есть меньшее Отца человечество, а от Отца у Него есть равное с Отцом Божество. По причине этого-то единства лица, которое должно разуметь по отношению к тому и другому естеству, и о Сыне Человеческом читаем, что Он сшел с неба, тогда как Сын Божий восприял плоть от Девы, от Которой родился, и обратно о Сыне Божием говорится, что Он распят и погребен, тогда как Он претерпел сие не божеством, по которому Единородный совечен и единосущен Отцу, а немощным человеческим естеством Отсюда все мы и в символе (веры) исповедуем Единородного Сына Божия распятым и погребенным, сообразно с сими словами апостола «...ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор.2:8 ). А когда Сам Господь наш и Спаситель, научая Своих учеников вере посредством вопросов, спросил «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» и когда на их ответ, что различно об этом думают, Он сказал: «...а вы за кого почитаете Меня?» Меня, т. е. Сына Человеческого, Которого вы видите в образе раба и в истинном теле, за кого вы Меня принимаете? Тогда блаженный Петр, по вдохновению свыше и на пользу от своего исповедания всем народам отвечал «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:13–16 ). И достойно назван блаженным от Господа и от Сего первообразного Камня стяжал твердость и силы и имя свое тот, который по откровению Отца исповедал одного и того же и Сыном Божиим и Христом, потому что одно из сих (наименований), взятое отдельно от другого, не служило во спасение, напротив, одинаково было опасно исповедать Господа Иисуса Христа только Богом, и не человеком или признавать Его только простым человеком и не Богом!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пророчество Спасителя, как нам известно, исполнилось: храм Иродов был уничтожен до основания римлянами при императоре Веспасиане. Юлиан Отступник пытался восстановить его, но, по сказанию историка Аммиана Марцеллина, постройка не увенчалась успехом, будучи чудесным образом несколько раз разрушаема. Нам же дороги и те камни, на которых стоял второй храм, где совершилось множество знаменательных библейских событий. Тут Господь Саваоф являл Славу Свою, здесь находился кивот с манной, скрижалями Завета и прозябший жезл Аарона; в указанном святилище воспиталась Пренепорочная Богоотроковица Мария, но важнее всего то, что Спаситель мipa часто бывал в нем, ибо, как Он сам говорил, «Ему надлежало быть в дому Отца Его Небесного» ( Лк. 2:49; 19:47; 21:37–38 ; Мк. 11:27 ). Здесь встретил Его праведный Симеон, поднявши на руки при вдохновенных словах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром!» Сюда Христос в детстве приходил на праздник Пасхи с родителями по плоти; здесь Он, будучи 12-летним отроком, удивил мудростию еврейских законоучителей, сюда на кровлю Он был перенесен при искушении от диквола; отсюда Он изгнал бичом торжников; здесь избавил от осуждения жену-блудницу и ублажил вдовицу, принесшую две лепты; сюда Он при кликах народа «Осанна! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» торжественно вступил за несколько дней до вольного страдания; здесь Он многократно учил народ, обличал книжников, фарисеев и саддукеев, а главное, словом и чудесами утвердил истину Своего Божества ( Ин. 7, 8 и 10 гл.). Нигде так ясно и подробно Спаситель не объяснял, что Он Бог, как в храме. Вот Его речи: «Тогда (евреи) сказали Ему: Кто же Ты? Иисус сказал: от начала Сущий. Как и говорю вам» ( Ин. 8:25 ). Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам, прежде, нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 8:58 ). «Я и Отец Одно» ( Ин. 10:30 ). Тут иудеи схватили каменья, чтобы побить Его... за то, что Ты, говорили они Спасителю, будучи человек, делаешь Себя Богом ( Ин. 12:31–33 ). Иисус отвечал им: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мip, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: «Я – Сын Божий» (ст.36), верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Поэтому-то и как Господь славы именуется распятым (см.: 1Кор. 2:8 ), так и от вечности равный Богу – превознесенным, ибо, поскольку единство лица пребывает нераздельным, один и тот же по плоти есть всецелый сын человеческий, а по единому со Отцом Божеству – всецелый Сын Божий. Следовательно, все, что во времени приобрел Христос, Он приобрел по человеку (secundum hominem), к Которому прилагалось то, чего Он прежде не имел. Ведь по силе Божества Сын имеет без различия все то, что имеет Отец, так что все принятое [Христом] от Отца по образу раба, Им же самим и даровано по образу Божию. Ибо в отношении образа Божия Он и Отецодно ( Ин. 10:30 ), в то время как по образу раба Он пришел «не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего» ( Ин. 6:38 ) Его. По образу Божию «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ), по образу же раба «душа Его скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ). Один и тот же, как проповедует апостол, и богат, и нищ (см.: 2Кор. 8:9 ). Богат, поскольку, как говорит евангелист, «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» ( Ин. 1:1–3 ); нищ, ибо ради нас «Слово стало плотью и обитало с нами» ( Ин. 1:14 ). И что же такое уничижение Его, что такое Его нищета, если не принятие рабского образа, посредством которого было сокрыто величие Слова и совершилось домостроительство (dipensatio, греч. οκονομα) человеческого искупления? Ведь первородные узы (vincula originalia) нашего пленения не могли быть расторгнуты без человека от нашего рода и нашего естества, который, однако, не подлежал бы предосуждению греха, и мог бы своей непорочной кровью смыть «погибельное рукописание», [смертный приговор, изданный против нас] (см. Кол. 2:14 ). Как было от начала предопределено Богом, так и свершилось, когда исполнилось предуказанное время, так что многообразно ознаменованное обетование пришло к долгожданному совершению; не подлежит сомнению то, что всегда возвещалось непрестанными свидетельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/hr...

Второе отношение: Бога истинна от Бога истинна . Однажды апостол Филипп дерзнул попросить Господа: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. На это милосердный Господь ответил: Видевший Меня видел Отца, и добавил: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 8–11). И снова сказал: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин. 16, 15), и еще раз повторил: Я и Отецодно (Ин. 10, 30), когда евреи подняли на него руки с камнями, чтобы убить Его, сказав: за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (Ин. 10, 33). Что они, ослепленные грехом, видели, то и говорили. А они во Христе — или лучше сказать, на Христе — видели только тело человеческое, но то, что таилось за пеленой плоти, за багряницей крови, было скрыто от их глаз. Смотрите-ка, обычная медная проволока, брошенная на землю, и медный провод, передающий мысль и голос, выглядят одинаково для взора неразумных, неискушенных людей. Пелена заволакивала их духовное зрение, и они смотрели, но не увидели сущность Его Божественную в существе человеческом. Его могли видеть крещеные, очищенные и освященные. Его видели святые апостолы и все духовные люди на протяжении веков, подобно святым отцам Никейским. Бог во Христе, — свидетельствовал апостол Павел (2 Кор. 5, 19). Это Божие откровение. Но то, что Рожденный от Бога — Бог истинна от Бога истинна , разве не вытекает это из понятия о родителе и потомстве, существующего во всех царствах жизни? Истинный Бог мог родить только истинного Бога. Третье отношение: рожденна . То есть Сын Божий рожден от Бога. Свет рожден от Света, Истина — от Истины, Жизнь — от Жизни, Слава — от Славы, Бог истинный от Бога истинного. Разум человеческий в известной мере способен понять рождение плоти от плоти, но плохо постигает рождение духа от духа. Но Бог есть дух (Ин. 4, 24). Телесное рождение есть лишь тень, символ рождения духовного. Мессия, Спаситель наш — не смерть от смерти, не тьма от тьмы, не тлен от тлена, не немощь от немощи, но Свет от Света, Бог истинный, рожденный от Бога истинного. И поскольку Он рожден в вечности, то и вам, если будет нужно, Он явится в вечности. Он явит Себя тогда, когда вы покинете мир сей и врата его захлопнутся за вами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Христианство началось с веры в пришествие в мip, в вочеловечение единородного, единственного Сына Божьего и в наше усыновление — в Нем и только в Нем — Его Отцу. Христианство есть дар двойного откровения: откровения Отцом — Сына, «которого не знает никто, кроме Отца», и откровения Сыном — Отца, «которого не знает никто, кроме Сына», но в явлении Которого нам, в приведении к Которому нас и состоит дело спасения человека и мipa, совершенное Христом. « Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими… Возлюбленные, мы теперь дети Божии! » (Ин. 3:1—2). Следовательно, поверить во Христе — это значит прежде всего поверить Ему, что Он Сын Божий единородный и потому — явление в мipe знания Отца, любви к Отцу, жизни Им и в Нем; а также явление Любви Отчей, которой Он «вечно любит Сына и все отдал Ему». Поверить, далее, что это свое единородное, единственное сыновство Сын дарует нам, нас усыновляет Богу Отцу: «Се восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу нашему…». И, наконец, поверить и узнать, что в Сыне своем возлюбленном Отец, которого « мip не познал » (Ин. 17:25), являет и дарует нам Свое отцовство, любит нас той любовью, которой любит Он Сына. И потому что в сыновстве Сына — все знание Отца, вся любовь к Нему, все единство с Ним, потому что Сын и Отец — одно (Ин. 10:30), знающий Сына знает Отца, имеет доступ к Нему и в жизнь вечную. Этим сыновним знанием Отца, доступом к Нему в Сыне, живет Церковь, их возвещает как спасение и жизнь вечную, И потому таинство Евхаристии, в котором исполняет себя Церковь как новое творение, как Тело Христово и как причастие царству будущего века, есть, на последней глубине своей, таинство знания Отца, доступа, восхождения к Нему в Сыне Его единородном. Апостол просил: « Господи, покажи нам Отца и довлеет нам » (Ин. 14:8). И вот, в Сыне Божьем Отец показан и явлен нам: « Видевший Меня, видел Отца » (Ин. 14:9). И не только видел, но имеет доступ к Нему, знает Его как Отца. VII Ты от небытия в бытие нас привел ecu… Будучи знанием Отца, благодарение есть каждый раз и узнавание мipa.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева; то и находящийся вне Церкви, мог бы также спастись. Господь, в научение наше, говорит: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф.12:30 ). Нарушитель мира и согласия Христова, восстает против самого Христа. Кто собирает отдельно от Церкви; тот расточает Церковь Христову. Господь говорит: Я и Отецодно ( Ин.10:30 ); а в другом месте, об Отце, Сыне и Святом Духе написано: Сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ), Думает ли кто, что сие единство, основывающееся на непременяемости Божественной, и соединенное с небесными таинствами, может разделяться и рассекаться в Церкви от разногласия противоборствующих желаний? Кто не признает сего единства; тот не соблюдает закона Божия, не питает веры в Отца и Сына, и не знает истинного пути к спасению. Сие таинство единства, сей союз неразрывного согласия, изображены в Евангелии, где сказано, что риза Господня не была разделена на части и разодрана, но получена вся в целости одним из воинов, кому досталась она по жребию, и, таким образом, хитон остался неразделенный. Священное Писание говорит о сем следующее: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет ( Ин.19:23–24 ). Хитон имел единство свыше, т. е. с неба, от Отца, и по тому самому никак не мог разделяться между получающими, но удерживал всю неразрывную и крепкую целость свою. Тот не может владеть одеждою Христовою, кто разделяет и расторгает Церковь Христову. Напротив, когда, по смерти Соломона, Царство и народ его разделились, то Пророк Ахия, встретившись на поле с Царем Иеровоамом, разодрал одежду свою на двенадцать частей, и сказал: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал ( 3Цар.11:31–32 ). Итак, поскольку двенадцать колен разделились, то Пророк Ахия раздирает и свою одежду. Но, поскольку народ Христианский не может разделяться, то и хитон Христов, истканный свыше, не был разодран распинателями и, оставшись целым и нераздельным, он указывал сим на твердое согласие Христиан, которые облекаются во Христа, т. е. таинством и знамением своей одежды Иисус Христос предызобразил единство Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010