поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Последние публикации   13 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы   12 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 2. 1956–1958 годы   11 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 1: 1949–1955 годы   19 марта 2012 Ольга Васильева: " В 1921-22 годах большевики последовательно создают из Церкви образ врага " К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе   19 марта 2012 Андрей Зайцев Ольга Васильева: " Христиане не могли не защищать свои святыни, хотя силы были неравными " К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Качественные товары для холодильного оборудования http://climatplc.ru/ - цена.

http://religare.ru/25_217.html

поиск:   разделы   рассылка СЮЖЕТЫ Церковно-государственные отношения. Документы по истории Церкви   тексты (609)       Архив сюжета. Мониторинг СМИ   25 декабря 2012 Юлия Бирюкова Донское духовенство и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году   24 декабря 2012 Михаил Бабкин Регулирование имущественных прав православного монашествующего духовенства в " Своде законов Российской империи " (изд. 1876–1917 гг.)   21 декабря 2012 Андрей Мановцев Сталин: гонитель Церкви   19 декабря 2012 Валерий Вяткин Мирянин во священстве   17 декабря 2012 О форме для брачных обысков   13 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы   12 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 2. 1956–1958 годы   11 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 1: 1949–1955 годы   05 декабря 2012 Игумен Филипп (Рябых) Гражданская симфония звучит по-новому   28 ноября 2012 Евгений Глобенко, Ольга Богданова Алексей Константинович Светозарский: Настало время осмысления " С тех лет остались документальные кадры: сидит дамочка эмансипе, стриженая, с папиросой и копается в Дарохранительнице "   19 ноября 2012 Андрей Зайцев Почему восстановили патриаршество?   19 ноября 2012 Дмитрий Ребров Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/11_7_25_611_105_4.htm...

Николай (Ярушевич), митрополит Будущий митрополит Николай (в миру Борис Дорофеевич Ярушевич) родился в 1891 г. В 1922 г. хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Неоднократно арестовывался. В 1923–1926 гг. в ссылке в Коми (Зырян) АО. В 1927–1928 гг. временно управляющий Ленинградской епархией, епископ Петергофский. С 1935 г. архиепископ Петергофский. В 1936–1940 гг. временно управляющий Новгородской и Псковской епархией. С 1940 г. архиепископ Волынский и Луцкий, Экзарх западных областей Украины и Белоруссии. С 1941 г. митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины. В 1942–1943 гг. временно управляющий Московской епархией. С 1947 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. По его инициативе была создана Богослужебно-календарная комиссия. Скончался в 1961 г. 1. 2 января 1958 г. ПЕТУШКИ ВЛАДИМИРСКОЙ КИБИРЕВСКИЙ 4 ЕПИСКОПУ АФАНАСИЮ САХАРОВУ ПРИВЕТСТВУЮ ВАС ДОРОГОЙ ВЛАДЫКА С РАДОСТЬЮ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И НОВЫМ ГОДОМ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ЖЕЛАЮ ВАМ ДОЛГОДЕНСТВИЯ МИРНОГО И СЧАСТЛИВОГО АРХИПАСТЫРСТВА ВО СЛАВУ НАШЕЙ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БРАТСКИ ЛЮБОВЬЮ ОБНИМАЮ. МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ Д. 37. Л. 98. Телеграфная лента. 2. 24 апреля 1959 г. ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ПРИВЕТСТВУЮ ВАС ДОРОГОЙ ВЛАДЫКА РАДОСТНЫМ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ОБНИМАЮ И БРАТСКИ ЛОБЫЗАЮ ВАШУ СВЯТЫНЮ С ПОЖЕЛАНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ НА МНОГИЕ ГОДЫ С ЛЮБОВЬЮ=МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ Д. 40. Л. 10в. Телеграфная лента. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

От московской паствы Дорогой, незабвенный, Высокопреосвященнейший ВЛАДЫКО НИКОЛАЙ! Доблестный воин и исповедник Христов! Наш любимейший архипастырь! Нам было так хорошо с тобой. Мы никогда не забудем твоих прекрасных, благоговейнейших богослужений. Твои проповеди и особенно проповеди последнего года были для нас «источником воды живой». Мы получали духовную моральную силу, испытывали такую «радость спасения», которой никто не отнимет у нас. Твоя пламенная вера в Бога! Твоя любовь к Церкви, к верующему православному народу была для нас светом, большой отрадой, поддержкой в нашей духовной жизни! Ты наш «Пастырь добрый и овцы слушают голос Его и идут за Ним, по чуждем же гласе не идут, но бегут от него». Великая милость Божия к нам, грешным, что в такое сложное, трудное для нашей Церкви время, Бог даровал нам такого архипастыря как ты. Мы полностью оцениваем твои труды и болезни, понимаем все исключительное, огромное значение твоей плодотворнейшей деятельности на благо и утверждение Русской Православной Церкви! Твой уход для нас, православных христиан, был удар, живая неисцельная рана. Мы жили надеждой, что ты вернешься к нам. Но Бог судил иначе. Царство Небесное! Вечный покой! Блаженство райское со всеми святыми да даст тебе Господь, наш дорогой, незабвенный, любимый Владыко Николай! Мы просим у тебя прощения. Прими наш земной поклон и глубокую благодарность за твою любовь, за твою доступность, за твое внимание к нам. Ведь сколько людей со своим горем и нуждами ходило к тебе, и твое сердце и двери были открыты для всех. До конца дней нашей жизни мы будем молить Бога, Пречистую Богородицу, святителя Николая о твоем вечном упокоении! Вечная память! Любящая тебя, преданная тебе, бесконечно благодарная тебе Твоя московская паства 13.12.1961 г. Москва Читать далее Источник: Златоуст XX века (Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников) — СПб: «Нева-Визит», 2003. - 256 стр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В Минобороны Украины озвучили обвинения и угрозы в адрес представителей Церкви 29 апреля 2022 г. 14:59 Главное управление разведки Министерства обороны Украины в крайне тенденциозном заявлении обвинило епископат и духовенство Русской Церкви в поддержке идеологии русского мира и военной операции на Украине, а также в том, что служители Русской Православной Церкви будто бы «получили четкие указания агитировать родителей и родственников молодых россиян побуждать их заключать контракт о военной службе».  Также оопубликован список архиереев Русской Церкви, которые якобы «сотрудничают с российскими пропагандистами и оккупационными подразделениями информационно-психологических операций». Список, в котором перечислены 247 представителей Церкви, составлен столь небрежно, что в него, в частности, включен митрополит Николай (Ярушевич), скончавшийся в 1961 году.  Комментаторы отмечают, что заявление  ГУР Минообороны Украины является очередным шагом для обоснования преследования Украинской Православной Церкви. Власти Украины проводят акции, направленные на разжигание ненависти к УПЦ и создание фундамента для запрета и преследования на территории Украины. По материалм издания «Русская народная линия» Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5965910.ht...

Владыка открывал нам, грешным, свою прозорливость. Была у меня неприятность на работе, хотела даже уйти. Пошла к Владыке за советом и так волновалась, что меня трясло как в лихорадке, и я забыла все свои вопросы, но он, наш дорогой Владыка, благословил меня и спросил: «Ну что, на работе неприятности? Ты обойдись с ними по-хорошему, а я помолюсь, и все будет хорошо». Я удивилась и спрашиваю: «Как Вы, Владыка, узнали, что у меня на работе неприятности?» Он отвечает: «А как же, я сердца читаю». Я еще больше разволновалась, сердце трепетало – если земной человек читает сердце, то как же Господь нас, грешных, терпит на этой земле! Пришла я на работу. Где мои враги и что повлияло на их совесть, что они не могли прямо на меня смотреть? Конечно, это было по молитвам нашего дорогого Владыки, что-то проникло в их совесть, и они сами себя без слов осудили, и больше никаких неприятностей не было. Все было хорошо, и я продолжала работать в том же месте. 1961 год. 9. Сколько воспоминаний о нашем дорогом Владыке! Получили мы трехкомнатную квартиру, и моя дочка говорит: «Мама, давай пригласим Владыку, чтобы он освятил нашу квартиру». А я ей говорю: «Дочка, Владыке теперь не до нас!» Но она меня не послушала. Как она приглашала – не знаю. Она была юная, на все смотрела по-детски. И вот, в большом восторге говорит: «Мама, я пригласила Владыку, и он придет к нам!» И вот настал трепетный день, никогда его не забудем... Приезжает наш дорогой Владыка к нам, недостойным и грешным людям. Правда, он нам сказал: «Простые люди, а как с вами легко!» И вот мы встречаем дорогого Владыку, стоим в дверях: папа, мама и я, грешная, в трепете и слезах от волнения, а дочка побежала на улицу к машине и идет за Владыкой вслед. Подходит он к порогу нашей квартиры, остановился, не переступая порога. Мы его приглашаем войти, а Владыка говорит: «Здесь все чужие» (до трех раз сказал), потом вошел в квартиру. Мы встали на колени, и он нас благословил. Потом говорит дочке: «Ну, покажи, где твой уголок». Она ведет его в комнату, где мы с ней спали, там у нас молитвенный уголок, где всегда на аналое лежит открытая Псалтырь и он, наш дорогой Владыка, подошел и благословил обеими руками большим крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

23 октября 1914 года Николай Ярушевич был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым) - иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита. 24 октября Ярушевич уже рукоположен во иеродиакона, а 25-го - в сан иеромонаха. Вскоре он выехал на фронт - началась Первая мировая война. Ярушевич служил духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914-го - священником лейб-гвардии Финляндского полка. На фронте отец Николай тяжело заболел: у него развился ревматизм с осложнением на сердце. Впоследствии болезнь сказалась роковым образом... Ярушевич, отозванный с боевых позиций, возвратился к научно-педагогической работе в академии. С 19 августа 1915 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В декабре 1916 года он был назначен священником церкви Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице. Грянула Октябрьская революция. О судьбах верующих людей нашей страны в целом и Николая Ярушевича в частности можно сказать словами Нового Завета: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2:13). Возможно ли было сохранить веру в Бога под игом воинствующего атеизма? Кому-то покажется, что нет. Но не зря великие философские русские умы считали русский народ «богоносцем», единственно сохранившим полноту сердечного постижения Христа. Именно на Русской земле сбылось предрекание Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.,7:18). История Русской церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает эти слова. Несмотря на то что Троцкий и его последователи со знанием дела лепили из Церкви образ врага и сделали всё для её уничтожения, врата ада не одолели её. Невзирая на тревожные годы, Ярушевич не оставлял научных занятий: в 1917 году он защитил диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.», став магистром богословия и удостоившись Макарьевской премии. Следом Ярушевич подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», но не успел её защитить. Рукопись погибла во время блокады Ленинг рада.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Делает ли он что-нибудь, он делает так, как делал бы перед Самим Богом, призывая помощь Божию в каждом добром деле. Думает ли о чем-либо, он думает как бы перед Лицом взирающего на него Господа и освещает свои думы, свои мысли мыслью о Господе, Источнике жизни и добра. Желает ли он чего-нибудь, решается ли на что-либо, становится ли на тот или иной жизненный путь, – он все делает как бы в присутствии Самого Господа, непоколебимо веруя своим сердцем, что «от Господа направляются шаги человека» ( Притч. 20:24 ). И эта вера в вездеприсутствие Божие оберегает его в минуты греховных искушений, когда грех или порок стучится в его сердце, – помогает ему избежать ложных, ошибочных, греховных шагов на пути его жизни. А когда по немощи духа он согрешит, эта вера поможет ему встать из ямы греха и с надеждой на помилование припасть к ногам Того, Кто прощает самого грязного, падшего, разбойников и блудниц, кающихся перед Ним, обнимая их Своею любовью. Вот так живет, так верует тот, кто знает и никогда не забывает, что над ним простерт Промысл Божий и что он и ведет каждого из нас по жизненному пути до конца наших земных дней. И какую любовь обещает Господь верному рабу Своему! Мы хорошо знаем об этом из слов 90-го псалма пророка Давида: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я буду в скорби; избавлю его и прославлю его; долготою дней насышу его, и явлю ему спасение Мое» ( Пс. 90:15–16 ). Пусть эти слова псалма вдохновляют нас жить верой в то, что Господь, Который все видит, в руке Которого жизнь и смерть каждого из нас, во всем поможет нам, не оставит и нас Своею Отеческою любовью, если мы не оставим Его. С этой верой в Промысл Божий, верой в то, что Господь всегда с нами, будем жить, будем дышать, ею будем укреплять свой слабый дух. Кто с такой верой уйдет ко Господу, тот удостоится услышать тот же сладчайший голос Божий, какой услышали прощенные блудницы, исцеленные больные от Господа Иисуса Христа в дни земной Его жизни: «Вера твоя спасла тебя». Читать далее Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди/Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Наша надежда Однажды ночью апостолы плыли в лодке по Генисаретскому озеру. Поднялась буря; апостолы испугались за свою жизнь. Под утро, когда ученики Христовы в ужасе, в смятении чувств носились в лодке по волнам, они увидели Господа Иисуса, идущего по воде. Они не узнали Его и, подумав, что это призрак, который им предвещает скорую гибель, громким голосом закричали. Тогда Спаситель говорит им: «Ободритесь; это Я, не бойтесь». Ученики ободрились настолько, что апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». И на эти простодушные слова Господь ответил: «Иди». Петр вышел из лодки; сила веры совершила над ним чудо: он пошел по воде. Но бушующие волны отвлекли внимание Петра от ожидающего его Иисуса; он испугался, и вера его поколебалась; он стал погружаться в воду и утопать. В отчаянии он воскликнул: «Господи, спаси меня!» Господь ему ответил: «Маловерный! зачем ты усомнился?», взял его за руку, ввел в лодку, и наступила тишина ( Мф. 14:22–34 ). Это евангельское сказание напоминает нам о том, что Господь наш Иисус Христос – наша крепкая надежда на всех путях нашей христианской жизни. И днем и ночью Он говорит нашему верующему сердцу: «Это Я, не бойся»; «Я с вами» ( Мф. 28:20 ). В отчет на вопль нашей души «спаси меня» Он всегда простирает Свою всесильную и любвеобильную руку помощи. Не случайно земная жизнь уподобляется бурному морю житейскому. Множество всяких бед, всяких тревог и забот встречается у каждого из нас на земном пути. Но Господь не оставил нас одинокими и беспомощными. Он каждому из нас дал разум, который способен понимать, что полезно, что вредно. Он вложил в каждого из нас совесть, которая говорит нам о том, что худо и недостойно звания человека, и что хорошо и угодно для Господа. Он оставил Свое святое слово, которое научает нас, как жить христианину, как надо встречать земные скорби, и как во имя любви ко Господу надо, призывая помощь Божию, с терпением переносить эти скорби, как надо веровать в то, что Бог Всемогущий может сделать все, ибо нет ничего для Него невозможного. О, христианин! Сколько бы ни было у тебя бед, какие бы скорби ни разрывали твое сердце, не забывай Божьего призыва: «Призови Меня в день скорби, Я избавлю тебя» ( Пс. 49:15 ). Не забывай этого обещания Господа Бога, к Нему обращайся во всех своих бедах и скорбях, особенно тогда, когда никто и ничто вокруг тебя не может помочь тебе. Всегда веруй, что Господь никогда не оттолкнет того, кто обращается к Нему. В этом счастье нашей жизни земной; счастье в том, что мы не одни совершаем свой земной путь. С нами всегда наш Сладчайший Спаситель! Читать далее Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди/Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Но каким образом болезни помогают Богу руководить духовной жизнью людей? Во-первых, они могут служить вразумлением страдающему от грехов человеку, что отвратит его от грехов будущих, погасит страсти и взрастит в нем противоположные добродетели. В одном из писем игумен Никон (Воробьев) проводит прямую связь между страстью гнева и болезнью: «За твою гневливость, несдержанность и проч. Господь старается смирить тебя» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби). Во-вторых, человек может не делать тяжких грехов, но и не стремиться всеми силами к исполнению заповедей Божиих, к добродетелям, что также является отступлением от Бога по слову Спасителя: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ) и Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Лк. 11:23 ). С. И. Фудель пишет, что в таком случае также попускаются болезни: «Когда верующий человек отказывается от подвига своей веры, от какого-то узкого пути и страдания внутреннего, то Бог — если Он еще благоволит его спасать — посылает ему страдание явное: болезни, лишения, скорби, чтобы хоть этим путем он принес “плод жизни вечной”» (Фудель С. И. Воспоминания//Собрание сочинений в трех томах. Т. 1.). Втретьих, Бог посылает болезнь, чтобы «наше сердце расположить к делам любви и милосердия». Другими словами, духовную пользу получают здоровые люди, которые заботятся о больных. Митрополит Николай (Ярушевич) пишет: «Оттого и встречаются на твоем пути плачущие и скорбящие, больные, ищущие проявления твоей братской любви и милосердия, чтобы ты исполнил эту Божественную заповедь нашего Господа Иисуса Христа (о любви)» (Николай (Ярушевич), митр. Пастырь Любви. Толкование на Мф. 5:7 ). Вчетвертых, болезни выступают средством духовного совершенствования праведника, испытания верности. Примерами могут служить праведный Иов и апостол Павел, который так осознает духовный смысл своей болезни: чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть , а также: Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2 Кор. 12:7,9 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/pochemu-ljudi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010