одному воспитаннику из семинарий: Владимирской, Волынской, Воронежской, Донской, Екатеринославской, Калужской. Кишинёвской, Киевской, Костромской, Курской, Литовской. Минской, Могилевской, Новгородской, Орловской, Подольской, Полтавской, Рязанской, Симбирской, Ставропольской. Таврической, Тамбовской, Тверской, Харьковской и Холмской; в) в Московскую академию 20, именно по одному воспитаннику из семинарий: Архангельской, Вифанской, Вологодской, Волынской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Костромской, Могилевской, Московской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Рижской, Смоленской, Ставропольской, Тверской, Тульской, Холмской и Ярославской; г) в Казанскую академию 18, именно по одному воспитаннику из семинарий: Астраханской, Владимирской, Вятской, Иркутской, Казанской, Красноярской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Таврической, Тобольской, Томской, Тульской и Уфимской; 2) остальные затем казённокоштные вакансии в академиях: С.-Петербургской – 5, Киевской – 5, Московской – 10, Казанской – 12, предоставить лучшим из имеющих явиться к приёмным испытаниям в качестве волонтёров; 3) поручить Советам духовных академий, по окончании приёмных испытаний в академиях, представить Святейшему Синоду сведения, требующиеся определением Святейшего Синода от 12 января 1849 года, с указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число воспитанников академий, и 4) предписать семинарским начальствам, чтобы, при избрании воспитанников в академии, а) обращали, согласно особым постановлениям высшего духовного начальства, самое строгое внимание на благонадёжность избираемых как по способностям, успехам в учении и благонравию, так и по состоянию здоровья и склонности их к продолжению духовного образования, б) на основании указа Святейшего Синода, от 19 марта 1871 года за 14, обязали избранных при самом отправлении подписками, по прибытии на место, не отказываться от поступления в академию, а по окончании академического курса учения от вступления в духовно-учебную службу, в) выслали по предписанному в приведённом указе Святейшего Синода порядку таковые подписки, вместе с другими требуемыми

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) В состав нового академического курса вызвать на казенный счет из семинарий: Московской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Ярославской – по 2 воспитанника из каждой; из Вифанской, Нижегородской, Вологодской, Одесской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Калужской, Смоленской и Холмской по 1 воспитаннику из каждой – всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сие представить установленным порядком на благоусмотрение Св. Синода. 3) Об имеющем быть приеме в академию для желающих поступить в оную напечатать объявления в «Церковных Ведомостях», издаваемых при Св. Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по основному богословию, начальным основаниям и краткой истории философии, греческому языку и одному из новых языков по выбору экзаменующихся; для письменных упражнений назначить два сочинения по богословским предметам и одно – философско-литературного характера. XV. В виду множества желающих поступить в студенты Академии и трудности избрать достойнейших из них рассуждали о мерах к наиболее точной оценке приемных экспромтов. Определили: 1) Поручить чтение и оценку приемных экспромтов не одному, как делалось доселе, а двум наставникам, а именно – наставнику той науки, по которой дана тема, и члену Совета, по назначению сего последнего. 2) Отметки цифрами, поставленные на экспромте тем и другим из вышеуказанных лиц, должны иметь равное значение; из поставленных отметок обычным порядком должен выводиться средний балл, который и принимается во внимание при оценке способностей и научной зрелости ищущих поступления в Академию. —62— XVI. Имея в виду известность, какую приобрели отличными по своим достоинствам учеными трудами Высокопреосвященный Савва, Архиепископ Тверской и Преосвященный Виссарион, Епископ Костромской, рассуждали о возведении их в степень доктора. Справка: По § 143 устава духовных академий, «лица, приобретшие известность отличными по своим достоинствам учеными трудами, возводятся в степень доктора без испытания».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12.269 Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская 10.965 Костромская Курская 11.675 13.905 Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская 11.311 14.529 Пензенская Пермская Полтавская 11.628 16.051 Псковская Рязанская Самарская 17.237 25.952 С.-Петербургская Саратовская 13.938 21.518 Симбирская Смоленская 14.682 Таврическая Тамбовская 11.150 14.788 Тверская 10.158 Тульская 15.585 Уфимская Харьковская Херсонская 10.495 13.215 Черниговская 11.919 1.8331.112 13.752 Ярославская 11.146 232957 52.856 285.813 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 22.379 25.447 Подольская 21.619 25.121 Волынская 10.674 Могилевская 26.400 21.518 Минская 20.007 28.877 Полоцкая Литовская 3 ) 28.894 Оренбургская Астраханская Донская 11.465 15.090 Архангельская Холмско-Варшавская 152715 24.293 177.008 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 11.383 11.383 в) Сибирские Тобольская Томская 17.817 21.221 Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 23.117 27.679 20.554 417.012 84.871 501.883 Приложение 3 Ведомость о числе церковно-приходских школ и учащихся в них к 1 января 1898 года НАИМЕНОВАНИЕ ENAPXIЙ. ENAPXIЙ грамоты. ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская 13.685 18.037 Вологодская 1 ) 15.566 18.785 Воронежская 17.580 22.040 Вятская 2 ) 13.674 19.732 Екатеринбургская Екатеринославская 12.671 16.112 Казанская 10.936 Калужская 12.816 16.569 Кишиневская Костромская Курская 14.263 17.964 Московская 11.524 16.664 Нижегородская 11.692 Новгородская 10.623 14.590 Олонецкая Орловская 12.502 16.081 Пензенская Пермская Полтавская 13.892 20.387 Псковская Рязанская

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

оказываются 51 сочинение. В среднем же выводе на каждое сочинение приходится почти 3¼. В частности, отличные баллы (5 и 5-) получили: двое из десяти студентов Вифанской семинарии, один из четырех Вологодской и один из пятнадцати Московской. Балл 4½ получили: один из семи студентов Владимирской семинарии, один из двух Волынской, один Литовской, один Рижской, один из двух Тобольской, один Томской, один Харьковской и один из пяти Черниговской. Баллы 4+, 4 и 4– получили: шестеро из Московской семинарии, трое из Вифанской, по двое из Владимирской, Вологодской, Курской, Нижегородской, по одному из Воронежской, Могилевской, Новгородской, Полтавской, Рязанской, Тамбовской и Черниговской. Кроме того баллом 4+ отмечены сочинения одного студента университета и одного окончившего курс в кадетском корпусе, а баллом 4– сочинение воспитанника Учительского Института. Балл 3½ получили: по двое из семинарий – Владимирской и Нижегородской и по одному из Вологодской, Калужской, Киевской, Московской, Одесской, Орловской и Смоленской. Этим же баллом (3½) помечено сочинение одного воспитанника гимназии. Не вполне удовлетворительные баллы (3+, 3 и 3-) получили: пять студентов Вифанской семинарии, четверо Ярославской, трое Рязанской, по двое Владимирской, Воронежской, Костромской, Московской, Полтавской, Тверской, Тульской, Холмской, Черниговской и по одному Волынской, Вятской, Донской, Калужской, Минской, Олонецкой, Пензенской, Подольской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Таврической и Тамбовской. Баллом 3+ отмечено сочинение одного воспитанника гимназии. Совершенно неудовлетворительные баллы (2½ и ниже) получили: четверо Московской семинарии, трое Рязанской, по двое Вятской, Могилевской, по одному Костромской, Орловской, Пензенской, Полтавской, Тифлисской, Тобольской, Холмской и Черниговской. Баллом 2½ отмечено сочинение одного воспитанника гимназии. Низший балл (1-) получен одним иностранцем-славянином. Более или менее общий недостаток сочинений, получивших баллы неудовлетворительные, тот, что в них мало или совсем ничего не сказано на тему, или самая тема понята неправильно. В некоторых сочинениях, кроме того, замечены грамматические ошибки (Виф., Вятск., Моск., Пенз., Самар., Тифл.). Резко бросается в глаза смешение с безыскусственной народной поэзией таких произведений, как «Слово о полку Игореве» (Са-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нем находятся роды жителей Сибири на 26 листах, после коих имеется пропуск 9 листов. Далее идут роды Вычегодского Усолья (до 159 л.), Яранска (до 176 л.), Перми (до 230 л.) Соликамска, Пошехонья, Городецка, Устюжны (с 302 по 340 д.), Торжка, Костромы и разных мест (с 395 по 569 л.). Далее опять идут роды по городам, как то: Орла, Казани (с 594 по 608 л.) и др. На листе 624 пишется, с и года. Из Литийного писаны разных городов и разных мест рублевые, и за иные вклады. На полях Синодика есть несколько цифровых данных, означенных обычным письмом и славянским (напр., р з а, р ч а , 1744, 1791). В начале Синодика значится род атамана Рязанова, потом род казака Гаврилы, а в конце род бурмистра Василия Петрова из Городца. 4 . Дальнейшим Синодиком может быть назван Синодик с довольно приличной застежкой и общим поминовением, представляющим некоторого рода сокращение того, который находится в первом. Здесь содержатся роды жителей Переяславля, Ростова, Ярославля, Старицы, Твери, Кашина, Углича, Костромы, Юрьевна, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Курмыша, Алатыря, Пензы, Казани, Симбирска, Уфы, Астрахани, Коломны, Мурома, Рязани, Серпухова, Ельца, Тулы, Воронежа, Боровска, Калуги, Козельска, Одоевска, Козлова, Мценска, Шацка, Брянска, Стародуба, Масальска, Ряжска, Волуйска. С внешней стороны и сей Синодик представляет те же черты, что и первый, как в каллиграфии, так и в переплете. Указания на полях стольже нечасты. В начале Синодика находится указание главам. На обратной стороне доски приклеен листок бумаги, на котором написано следующее: «Книга эта в течение 154 лет от ежедневнаго ее чтения, пришла было в крайнюю ветхость до такой степени, что Афонский схимонах Иоанн с затруднением уже исполнял по ней поминальное послушание. Из-за чего и представил ее оригиналом г. Наместнику Иеромонаху Павлу на зависящее его распоряжение, повелением коего в переплетной она и приведена в обновленный вид в 1888 году». 5 . Но вышеуказанная нужда обнаружилась еще раньше и по другой причине, а именно, вследствие расхода бумаги книги, почему она, как и предшествующие ей Синодики, заменена новыми изданиями. Из числа этих новых Синодиков первым может быть назван Синодик, содержащий роды жителей Вятки или Хлынова. На первой странице его говорится о причине заведения его в 1744 году по благословению Архимандрита Геннадия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Жеребцов до этого времени приступал к нему несколько раз и все напрасно; он решился осадить его и принудить к сдаче голодом. Он прокопал около монастыря ров от одного заворота реки Костромы до другого; потом прокопал подобный же ров еще теснее. Сидевшие в монастыре успели как-то дать знать своим под Ярославль. Пришедшие на помощь им Лисовский и Наумов стояли на противоположном берегу Волги, в селе Селище, и долго не могли раздобыть судов. Пока они искали лодок и плотов, Жеребцов стрелял по ним через реку. Так прошло две недели. Они отошли от Костромы, услышав, что Шереметев посылает против них ополчение с низу. Наумов и Лисовский думали удобнее переправиться через Волгу ниже. Они двинулись к Юрьеву-Повольскому, и, не доходя тридцати верст, напало на них ополчение, посланное Шереметевым, близ села Решмы, когда они стали было переправляться. Русские напали на них на судах и жестоко поразили Наумова, который думал было укрыться на острове; у него отняли и оружие, и все запасы, и лошадей, а те, которые остались живы, переплыли обратно босые и голые 209 . Лисовский с Наумовым ушел назад, потому что за отрядом, разбившим Наумова, шел с войском боярин Шереметев. Боярин Федор Шереметев всю зиму с ратными людьми удерживал в повиновении Казанскую и Вятскую земли. Там главными сторонниками вора были инородцы, татары и черемисы: их поднимала вообще ненависть к русским, ненависть побежденных к завоевателям. Шереметев разбил черемису под Чебоксарами 22 декабря, а потом под Свияжском 1-го января, рассеял большое скопище черемис, татар, чуваш и русских воров, ставших с инородцами за одно. Это скопище составилось из уездов Цывильского, Чебоксарского, Свияжского, Кокшайского, Алатырского и Арзамасского. Их топтали и кололи как свиней, и наложили трупов верст на семь, говорит современное известие 210 . В отдаленных краях Московского государства поляки и казаки не успели дать себя знать, поэтому тут упорнее держались вора, чем в краях ближе к Москве. В конце февраля (22 числа), когда уже восстание охватило столько уездов и земель, из отдаленного Саратова прибыли посадские к царику с изъявлением покорности 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В восемь заканчивалась ранняя, а в девять начало поздней, но к восьми уже шли на исповедь, и буквально была давка! При этом надо сказать, что в Костроме (она была хранима Богом) было четыре храма. Ярославль с гораздо большим населением имел два действующих храма. В Иваново тоже больше население, чем в Костроме, а был один храм. У нас было четыре городских храма, и пригородные храмы были милостью Божией. Тем не менее, храмы всегда были битком, просто битком! Если на службу опоздать, чуть попозже прийти, то можно было либо в притворе постоять, либо на паперти, где уже вообще ничего не слышно. Народ в храмах всегда был. — А кто пел тогда? — Хоры пели. В Словинке даже в сельском храме не было дефицита певчих. Вот сейчас стал дефицит! Монахини из закрытых монастырей, которые разошлись по сельским приходам, обучали. Поэтому я и говорю, что знали службу. При этом была у них какая-то страсть к познанию… не в смысле губительной страсти! И они друг перед другом соревновались. Уж если она батюшке подсказала, у неё всё, нос до потолка! И они обучали и певчих, как на послушании. Певчих было достаточно. Потом стало похуже. Когда наша певчая Анна Федоровна уезжала, псаломщицу тетю Шуру уже уговаривали. И Анна Федоровна удивлялась: «Уговаривать тебя надо! Как ты не понимаешь?» Поменьше стало народу. А так проблем не было в певчих. Вот сейчас отец Виктор приехал в Березовец, ему надо обучать кого-то. Обучаться страшно. А тогда даже сельский хор был достаточно большой. Мы с папой жили в Ильинском Кадыйского района, в Словинке он прослужил более восемнадцати лет, и всегда хор был очень наполненный. И чтецов было достаточно. Хотя в советский период мужиков мало было в храме, но были. Может, процентов двадцать-тридцать от общей массы, не больше. А женщины практически все ходили в храм. — Из чего складывалось содержание сельского священника в те же семидесятые годы? — Совершенно свободно. Приход выплачивал все подати: в фонд мира, в детский фонд Ленина, а иначе храм закрывали. И денег хватало — народу же было много.

http://pravoslavie.ru/45046.html

Для дальнейшего расширения и координации благотворительной работы необходимо иметь ясную картину усилий епархий в данной сфере. Для этого по моему благословению Отдел церковной благотворительности и социального служения разослал Преосвященным соответствующие анкеты. К сожалению, только треть епархий заполнили их и вернули в Отдел. Есть немало положительных примеров усилий епархий в сфере благотворительности и социального служения. Среди наиболее деятельных в данной области необходимо выделить Воронежскую, Калужскую, Костромскую, Краснодарскую, Ставропольскую и Тамбовскую епархии. Неплохо обстоят дела с возрождением церковной благотворительности в Астраханской, Йошкар-Олинской, Красноярской, Омской, Петрозаводской, Рязанской, Санкт-Петербургской и Симферопольской епархиях. Особая активность проявляется в деле опеки детских домов, яслей и приютов. В целом ряде епархий есть благотворительные столовые. Существуют единичные примеры создания богаделен (Вятская, Костромская, Красноярская, Орловская, Петрозаводская, Рязанская епархии), патронажных служб (Воронежская, Йошкар-Олинская, Калужская, Симферопольская и Тамбовская епархии). В некоторых местах открыты магазины для неимущих (Барнаульская, Екатеринбургская, Йошкар-Олинская, Кировоградская, Костромская, Красноярская и Чимкентская епархии). В Астраханской, Вятской, Омской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Тамбовской епархиях действуют благотворительные фонды и организации, соучредителями которых выступили Епархиальные управления или отдельные приходы. К сожалению, неудовлетворительными остаются межъепархиальные контакты в делах милосердия. Сотрудничество существует лишь в отдельных случаях, и основано оно главным образом на личных отношениях правящих архиереев. Речь идет о положительных примерах взаимодействия между Вятской, Костромской, Ярославской и Ивановской, Новгородской, Петрозаводской, Псковской и Санкт-Петербургской епархиями. Оптимистическими и вселяющими надежду являются благотворительные планы большинства епархий. Однако некоторые из них связывают будущее социального служения лишь с получением финансовой или иной поддержки от соответствующего Синодального отдела. Это не путь решения проблемы. Необходимо более активно привлекать к реализации благотворительных проектов местных спонсоров, а не ждать помощи сложа руки.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Истории совместного осмысления Чижовым и его " римским " другом, знаменитым художником А.А. Ивановым Православной традиции в иконописи посвятила свой рассказ Светлана Степановна Степанова, доктор искусствоведения, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. О сегодняшнем состоянии чижовских училищ в Костромском крае поведал краевед-подвижник, глава проекта " В глубинку " Алексей Анатольевич Зайцев. От Костромского землячества собравшихся приветствовал член его Правления Константин Юрьевич Горбунов - художник, профессор Академии живописи Ильи Глазунова, заостривший внимание слушателей на проблеме длиной в столетие, связанной с возведением памятника Фёдору Васильевичу. В ноябре 1917 года памятник должны были торжественно открыть в центре Костромы, к 40-й годовщине со дня кончины славного земляка, но грянула революция, когда стране стало уже не до " Чижовых " . Ныне в сквере у здания костромского железнодорожного вокзала уже более шести лет сиротливо лежит закладной камень, возвещающий о " скором " появлении на этом месте монумента. Дело - за деньгами. В мемориальном вечере приняла участие праправнучка Фёдора Васильевича по линии Екатерины Трифановской научный сотрудник Института социологии РАН, кандидат социологических наук Елена Павловна Сало, поделившаяся сложными, а порой и трагическими хитросплетениями своего генеалогического древа. Мероприятие прошло при поддержке Общероссийской общественной организации " Деловая Россия " , которую представляла руководитель дирекции проекта " История российского предпринимательства " , вице-президент " Деловой России " Ирина Владимировна Захарова. Была создана Инициативная группа по увековечиванию памяти Фёдора Васильевича, поставившая конкретные задачи на ближайшее будущее. А это прежде всего восстановление креста на могиле Чижова в Даниловом монастыре в Москве, а также наименование безымянной магистрали вдоль Ярославской железной дороги в черте Москвы его именем. Запланировано также открытие мемориальных досок и памятных знаков на здании Ярославского вокзала, где долгие годы была служебная квартира Чижова как председателя правления Ярославской железной дороги; на сохранившемся двухэтажном каменном флигеле усадьбы Чижова на Садово-Кудринской (ныне Дом-музей А.П. Чехова), где Чижов жил последние годы (1874 - 1877);

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/09/...

а) По редакции росписи с 70-ю кафедрами: б) По редакции «прежней» росписи с 72 кафедрами: В области патриарха: Кострома, Галич, Юрьевец-Повольский, Арзамас, Темников, Звенигород, Севск, Путивль, Вязьма, Белев, Кошира, Ливны. Володимер, Суздаль, Вологда, Кострома, Галич, Звенигород, Переяславль-Залесский, Белоозеро, Севск, Путивль, Тула, Белев, Темников, Коломна, Кошира, Калуга, Серпухов, Можайск, Лух, Юрьевец-Повольский. У митрополита Новгородского: Городец, Олонец, Холмогоры, Каргополь, Ладога, Кольский Острог. Луки Великие, Городец, Холмогоры, Каргополь, Кевроль, Мезень, Кольский Острог, Олонец, Вага, Чаронда. У митрополита Казанского: Чебоксары, Симбирск, Свияжск, Уфа, Уржум, Обоянь. Чебоксары, Симбирск, Свияжск, Уржум, Уфа. У митрополита Астраханского: Терки, Саратов, Царицын, Самара, Черный Яр, Красный Яр. Терки, Самара, Царицын. У митрополита Сибирского: Верхотурье, Тюмень, Томск, Енисейск, Лена, Дауры. Томск, Лена, Енисейск, Верхотурье, Тюмень, Дауры. У митрополита Ростовского: Углеч, Романов, Пошехонье, Устюг, Соль-Вычегодская, Тотьма. Углеч, Устюг, Ярославль, Тотьма, Пошехонье, Соль-Вычегодская. У митрополита Псковского: Торопец, Опочня, Погост, Порхов. Торопец, Гдов. У митрополита Смоленского: Трубчевск, Дорогобуж, Белая, Ярославец. Брянск, Дорогобуж, Вязьма. У митрополита Тверского: Старица, Зубцов, Клин, Ржев-Володимеров. Кашин, Старица, Ржев-Володимеров. У митрополита Вятского: Соль-Камская, Яренск, Чаронда, Вымь. Соль-Камская, Яренск, Кай-Городок, Кунгура. У митрополита Нижегородского: Гороховец, Балахна, Курмыш, Арзамас. Арзамас, Балахна, Алатырь, Курмыш. У митрополита Рязанского: Тамбов, Воронеж, Шацк, Ряжск. Тамбов, Воронеж, Шацк, Ряжск. У митрополита Белгородского: Курск, Сумы, Яблонов, Ахтырка. Курск, Ливны. Итого: 70. Итого: 72. Некоторая разница в городах, обозначенных в той и другой росписях, показывает, что первоначальный проект Феодора Алексеевича об открытии новых епископских кафедр, прежде чем появился в своей вполне обработанной редакции, имел, очевидно, несколько переделок. Окончательною его редакциею, в которой он поступил на предварительное рассмотрение патриарха, должно, как кажется, признать так называемую «прежнюю» роспись с 72 кафедрами. Это соображение подтверждает, с одной стороны, полное тожество с означенными в этой росписи городами всех тех городов, которые удержаны в сокращенной позднейшей росписи их от 27 ноября и, с другой стороны, то обстоятельство, что с этою, именно, «прежнею росписью» в 72 кафедры имели дело составители позднейших сокращенных росписей 59 , как показывает, например, сравнение, произведенное в документе, помещенном в приложении 5-м, в «Полном Собрании Законов», под 898 и в «Собрании Государственных Грамот и Договоров», ч. 4 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010