Кострома Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.767966; 40.926858 Россия, Кострома Кострома, Костромская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Областной центр. Расстояние от Москвы до Костромы 370 км к северо-востоку. На реках Волга, Кострома. Население – около 300 тыс. человек. Субъективно Уютный, тёплый город. Если вечером с площади Сусанина, окружённой дореволюционными зданиями, проехаться в конном экипаже мимо такой достопримечательности Костромы, как Богоявленско-Анастасиин монастырь, о XXI веке почти ничто не напомнит. Для знакомства с Костромой достаточно двух дней. А кому-то хватит вполне и одного. Особенности городского быта Когда тепло, на наклонном бетонном обрамлении Волги множество костромичей, не имеющих пылесосов, моют ковры. Хозяйки из домов, не имеющих водопровода, стирают белье в специальных купальнях. История города [ править править код ] По данным историка В. Н. Татищева, Кострому основал около 1152 г. суздальский князь Юрий Долгорукий. До нас же дошло упоминание о Костроме, относящееся лишь к 1213 г., когда её сожгли в княжеских междоусобицах. В 1238 г. город разорили монголы. В наибольшей силе Костромское княжество пребывало с 1272 по 1276 г., когда её князь Василий Ярославич, брат св. Александра Невского, владел великим княжением Владимирским, оставаясь в Костроме. При этом князе были построены храм Воскресения на Дебре и Успенский собор. Убежище московских князей Окончательно в состав Московского княжества Кострома вошла в 1364 г. В этот северный город московские князья убегали, когда грозила опасность с юга: в 1382 г. Димитрий Донской с семьей ушел сюда от Тохтамыша, а в 1408 г. его сын Василий прятался здесь от Едигея. Город был важным портом, используемым восточными и русскими купцами. Поэтому его два или три раза разоряли ушкуйники – речные разбойники из Великого Новгорода, – не щадя ни русских, ни заграничных купцов. В 1386 г. Димитрий Донской ходил на Новгород с большой ратью, чтобы наказать вольный город за очередное разграбление Костромы; новгородцы сожгли посады с 24 монастырями, готовясь к осаде, но потом откупились деньгами и обещанием поймать виновных.

http://azbyka.ru/palomnik/Кострома

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь В воскресенье, сентября 19 (1876 года), отслуживши у себя в монастыре обедню и возвратясь от братской трапезы, я собрался в Москву в сопровождении моего келейника монаха Аркадия. Погода была свежая и сырая. В тот же вечер, в 8 часов, я отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Я пристал в гостинице «Ростов» напротив самого Кремля. Узнавши от гостинника, что еще можно застать в соборе утреню, я тотчас туда пошел, однако службы мы уже не застали, но служившие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и Ростовским чудотворцам: Леонтию 56 , Исаии 57 , Игнатию 58 и Феодору 59 , честные мощи коих почивают в самом соборе. Когда служащий священник делал первый запев Богородице, то обращался к иконе Владимирской, а при втором запеве, призывая святителей Леонтия и Исаию, обращался направо и делал поклон, а при именах святителей Игнатия и Феодора обращался налево и также делал поклон, и так продолжал во все время служения молебна. Один из священников был так внимателен, что сам вызвался показать нам достопримечательности собора 60 . Собор, строенный в начале XIII столетия, с тех пор мало изменился. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная 61 . Икона Богоматери, чудотворная, весьма чтимая гражданами и богато украшенная, одна из тех семи, говорят, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия; в Ростов она перенесена Владимиром Мономахом и поставлена в соборе, и поэтому-то и называется Владимирской, хотя (как замечает весьма справедливо в своей книге граф М. В. Толстой ) гораздо правильнее надлежало бы ее называть не Владимирской, а Владимировой 62 . Верхние узкие окна собора и расположение алтаря сохранились в первобытном виде. Горнее место имеет шесть ступеней восхождения, по обе стороны седалища для служащих о двух ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Гавриил, архиепископ Тверской и Кашинский (Розанов Василий Федорович) Родился 26 января 1781 года в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Костромской, а затем в Троицкой лаврской духовных семинариях и по окончании назначен учителем пиитики в Костромской духовной семинарии. 15 октября 1811 года пострижен в монашество и назначен префектом Вологодской духовной семинарии, а 24 октября возведен в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря, С 11 сентября 1814 года – ректор Вологодской духовной семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1819 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург и определен законоучителем 1-го кадетского корпуса. С 1820 года – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор духовной семинарии. 18 сентября 1821 года хиротонисан во епископа Орловского. 22 мая 1828 года переведен в Екате- ринославскую епархию. 31 декабря 1832 года возведен в сан архиепископа. 9 мая 1837 года назначен архиепископом Херсонским и Таврическим. 1 марта 1848 года переведен в Тверь. 15 февраля 1857 года уволен на покой с правом управления Калягиным монастырем. 18 марта 1858 года переведен в Тверской Желтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 года. Погребен в соборной церкви Желтикова монастыря. О преосвященном Гаврииле высказывались различные мнения. Он активно занимался епархиальными делами. Будучи Херсонским архипастырем, преосвященный Гавриил построил в Одессе архиерейский дом с церковью и несколько новых церквей в городе, открыл семинарию, основал женский Михайловский монастырь с епархиальным женским училищем, успешно вел борьбу с расколом. Он всегда был добрым отцом пасомых, и особенно в годы тяжких испытаний. Во время чумы 1837 года преосвященный принял все меры предосторожности, чтобы избежать распространения заразы. Он призвал народ к покаянию. Сам неоднократно посещал карантины. В ответ на эту деятельность преосвященного Гавриила о нем написано немало теплых строк, из которых делаем выдержку: «Одесский Архангело-Михайловский училищный монастырь – это учреждение есть незабвенный памятник пастырской заботливости о сиротах духовного звания, обыкновенно погрязающих в невежестве и грубости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кострома. Музей деревянного зодчества. Музей деревянного зодчества.    Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь Координаты: 57.775434, 40.889331 Проезд:автобус 14 до остановки " Ипатьевская слобода " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь расположен близ города Костромы, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу реки Волги. Ипатьевский монастырь избежал обычной участи храмов после революции. Он не был разрушен или превращен в складские помещения. На его территории был устроен музей-заповедник. В его помещениях расположились музеи. Обычный для небольших городов краеведческо-исторический музей, богатая коллекция церковной утвари и икон и даже, как ни странно, музей естествознания. После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Зеленые насаждения на монастырской территории появились около ста шестидесяти лет назад. Разросшиеся дубы и лиственницы обрамляют памятники древнего зодчества. В настоящее время все строения Ипатьевского монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников. Рядом с монастырем расположен Музей деревянного зодчества под открытым небом. Свайные баньки, ветряные мельницы, избы воспроизводят облик северной русской деревни. Многообразны церкви разных типов и объемов. Часть экспозиции музея находится на территории монастыря. При подготовке статьи использованы материалы с www.kostroma.ru 

http://sobory.ru/article/?object=00521

Кострома. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Главный соборный храм в честь Успения Божией Матери с приделом св. вмч. Федора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII века повелением Костромского князя Василия Ярослав. Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Построение Успенского собора стоит в связи с явлением Феодоровской иконы Божией Матери. Время явления св. иконы устанавливается не ранее 1259 г. (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 г. (последний год княжения Василия). В течение шести веков соборный Успенский храм неоднократно был перестраиваем, расширяем и видоизменяем изнутри и извне, настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII в., но не есть вид первоначального его состояния. В конце XVIII столетия, после пожара 18 мая 1773 г., Успенский собор был возобновлен повелением императрицы Екатерины II, на что было отпущено из Государственной коллегии экономии 12000 руб. Это последняя капитальная перестройка храма. Особый придел при Успенском храме в честь вмч. Федора Стратилата устроен в XVII в. по грамоте митрополита Сарского, данной в 1666 г., а ранее, по предположению, престол во имя Федора Стратилата был в одном из предалтарий храма. В 1835 г. Феодоровский придел распространен в длину прикладкою к придельной наружной каменной стене во всю длину западной стены главного Успенского храма. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Древнее предание относит время построения каменного Успенского собора к XIII веку, когда удельный костромской князь Василий Ярославович (младший брат святого равноапостольного князя Александра Невского) стал великим князем владимирским. Как писал в начале XX века историк П.С.Троицкий, «к устроению нового каменного дорогого храма (каменные храмы были тогда очень редки) условия благоприятствовали князю как нельзя лучше.

http://sobory.ru/article/?object=23506

(Доклад, читанный в заседании IV Костромского Областного Археологического Съезда 22 июня 1909 г.) Предлагая просвещенному вниманию Гг. членов настоящего Съезда напечатанные мною материалы, касающиеся Костромской старины, позволяю себе в дополнение и объяснение их в связи с общей русской историей сказать несколько слов. Базисом своих работ, предназначенных для Съезда, я ставлю исследования об упраздненных монастырях. В предисловии к своей книге «Упраздненные монастыри Костромской епархии» я указал, что главным источником для составления этой брошюры послужили рукописи покойного (3 февраля 1866 г.) костромского историка, протоиерея М.Я. Диева. Кроме того, я пользовался и другими рукописями, принадлежащими мне и собранию И.А. Вахромеева, а в особенности – исследованиями покойного (11 февр.1878 г.) протоиерея И.Д. Троицкого, историка Ярославской епархии. Я включил в свою книгу лишь 53 упраздненных монастыря, опустив те, которые впоследствии были отчислены к Ярославской епархии. Этот пропуск сделан мною на том основании, что в своих предыдущих трудах 1 я имел возможность довольно подробно коснуться истории указанных монастырей, упраздненных в разное время. Костромская территория с давних времен входила в состав обширной Ростовской епархии, пределы которой совпадали с границами Ростовского княжества. Затем, при учреждении в 1213 г. епархии Суздальской, часть Костромской области отошла к последней, и только в 1745 г. из этой области была образована самостоятельная епархия. В 1788 г., при округлении границ епархий сообразно с пределами наместничеств, г. Любим с близлежащими селами отошел от Костромской епархии к Ярославской, a несколько сел по нагорной стороне Волги – наоборот, от Ярославской к Костромской. Известно, что обитатели всех северо-восточных епархий древней Руси отличались склонностью к подвижничеству. Об этом свидетельствует многочисленный сонм св. угодников, а также повсеместное обилие монастырей и пустынь, большинство которых теперь уже не существует. Огромное количество монастырей Северной Руси обращало на себя особое внимание древних путешественников-иностранцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/k...

Вышеприведенные цитаты из посланий апостола Павла приснопамятный владыка Кассиан некогда избрал для своей автобиографической книги «Жизнь под осенением иконы Божией Матери Федоровской», которая была опубликована уже после его кончины . Двадцать четыре года он управлял Костромской епархией. Изучая светлый образ приснопамятного владыки, хочется сказать, что слова апостола напрямую относятся к нему – истинному пастырю Церкви Христовой. Отдавая сегодня дань трудному, подчас подвижническому, жизненному пути одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви прошедшего XX столетия – архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского), вспоминается молитвенный образ пастыря-проповедника, который покойный владыка оставил в сердцах и памяти людей, знавших его. Оценивая его талант учителя и наставника, осознаешь, что владыка обладал даром неподдельной церковности, которому невозможно научиться из книжек. Несомненно, этому способствовало то обстоятельство, что он происходил из семьи потомственных священнослужителей – священнические корни его династии восходят к XVII веку. «Церковность, – писал священник Павел Флоренский, – это новая жизнь в Духе. Критерий правильности этой жизни – красота. Есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть единственный путь к определению, что православно, а что нет. Знатоки этой красоты – старцы духовные» . Подлинная церковность – это церковная данность, церковная красота, благолепие церковное, идущее из глубины веков, передающееся духовно, идущее от избранничества. Именно она наложила отпечаток на все пастырское и неразрывно связанное с ним проповедническое служение владыки Кассиана. Невозможно разделить пастырство и проповедничество подлинных избранников Божьих. Митрополит Питирим (Нечаев) так писал о подлинной красоте: «…Красота – в гармонии… Гармония формы и внутреннего содержания и является той красотой, которая способна спасти мир» . Недаром свои автобиографические записки он озаглавил «Жизнь под осенением иконы Божией Матери “Фодоровской”». Он был крещен, рукоположен и жил, ощущая действительную помощь Пресвятой Богородицы, в особенности почитая ее Феодоровский чудотворный образ .

http://bogoslov.ru/article/3779857

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Корнилий Доклад на Освященном Соборе 2007 года Доклад Освященному Собору Октябрь 2007 г. Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас! Преосвященнейшие владыки, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, иноки, благочестивые миряне, участники Освященного Собора! Прошло два года с того момента, когда Освященный Собор избрал мое недостоинство предстоятелем нашей Церкви. Для меня это было совершенно неожиданным событием в жизни, т. к. я не имел соответствующего архипастырского и житейского опыта. Но, подчиняясь святой воле Собора, я принял на себя эту огромную ответственность, уповая на помощь Божию и поддержку Братии. Конечно, за прошедшие два года было немало ошибок и просчетов, прошу Христа ради простить меня за них. Но хочу заверить всех вас, что делал я их не по злому умыслу. Истекший период был для меня насыщен значительными событиями: знакомством с состоянием дел в епархиях и приходах, проведением совещаний и съездов, поездками по России и ближнему зарубежью, участием в государственных мероприятиях, встречами с политическими и государственными деятелями, руководителями городов и регионов, представителями общественных и религиозных организаций. За это время состоялись визиты на Украину и в Молдавию, посещения Уральской, Ярославской и Костромской, Казанско-Вятской, Петербургской и Тверской и других епархий. Совсем недавно была продолжительная поездка по приходам Новосибирской и всея Сибири епархии. Были освящены храмы в городах Боровске, Егорьевске, Йошкар-Оле, в селе Кувакуш и в селе Малиновка Томской обл. С Божией помощью удалось участвовать в Крестных ходах в Казанско-Вятской, Уральской, Ярославской и Костромской, Московской и Нижегородской епархиях. Некоторые из этих крестных ходов были совершены впервые и надеюсь, что они станут доброй традицией. Также принимал участие в заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ; в заседании комитета Государственной Думы, в работе Конгресса соотечественников в Санкт-Петербурге. Состоялись встречи с уполномоченным по правам человека РФ В. П. Лукиным и с руководителем Федеральной таможенной службы России А. Ю. Бельяниновым. Результатом последней встречи стала недавняя передача нашей Церкви икон и церковных ценностей, изъятых российскими таможенниками.

http://religare.ru/2_46513.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010