IV. Материалы иностранные Путешествия Корнилия Де Бруина через Московию (при Петре Великом). Перевод с Французского Д. Члена П.П. Барсова, с предисловием. Ко дню празднования двухсотле-тия рождению Петра I V. Смесь Выписка из ведомости о свободных местечках, селах и деревнях в Малой России и т.п., составленная в 1762 году, Мая 20 дня. Сообщил Граф. А.К. Губдович Надгробное слово Григория Цамблака Российскому Архиепископу Киприяну. Со-общ. Д. Член Архимандрит Леонид Указ Московской Духовной Консистории в Пехрянское Духовное Правление об учинении вдове лейб-гвардии Ротмистра Глеба Салтыкова, Дарье Николаевой дочери, обыска в мучительствах и убийствах людей в селе ее Троицком и в самой Москве. Сообщ. Д. Член Н. П. Розанов Выписка из дела о вдове Салтыковой, судившейся за жестокость в обращении с людьми и многие смертоубийства. Сообщ. П.И. Мельников Материалы для истории Хлыстовской и Скопческой ересей, собранные П.И. Мель-никовым и им же сообщенные. Отдел I. Соловецкие документы о Скопцах Об образе Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской. Д. Члена Г.Д. Фили-монова Рапорт Московского Архангельского Собора Протоиерея Петра Алексеева об ис-поведи и причастии Пугачева с товарищами. Сообщ. Д. Член Архимандрит Леонид Опровержение примечаний на книгу Г. Ансильйона под заглавием: «Эстетические рассуждения» Рязанского Архиепископа Феофилакта. С. предисловием О.М. Бодянского. Сообщ. Д. Член И.А. Чистович Объяснение О.М. Бодянского Протокол Заседания Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1871 года, Ноября 12 дня Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1872. Апрель-Июнь. Книга вторая I. Исследования Сношения России при Петре Первом с Южными Славянами и Румунами. Доцента Новороссийского Университета А. Кочубинского Историческое описание Борисовской Тихвинской пустыни, составленное по мона-стырским письменным памятникам и записям Д. Членом Архимандритом Леонидом. С че-тырьмя изображениями

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

                В.С. – Батюшка, а я хотел бы вспомнить историю, которая произошла несколько лет назад перед избранием Святейшего Патриарха Кирилла. Мы с нашими паломниками приехали помолиться к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы в Богоявленский собор в Елохово. Приложились к Казанской… Не помню, успели ли все паломники приложиться к мощам святителя Алексия… А в храме находилось сорок пять человек наших паломников, один автобус, и еще, может, было человек пятнадцать-двадцать в это время. И вдруг служители засуетились, расстилают ковры.  Входит местоблюститель патриаршего престола, в то время митрополит Кирилл, и с ним – представляете, батюшка? – больше трехсот архиереев. Весь Архиерейский Собор, который в те дни собрался в Москве для избрания Патриарха Московского и всея Руси. И Святейший Патриарх, а тогда еще местоблюститель  митрополит Кирилл, служит молебен святителю Алексию, а затем – панихиду по почившему патриарху Алексию Второму и по патриарху Сергию. И после панихиды прозвучало  слово митрополита Кирилла – жаль, если никто его не записал… Он сказал: «Здесь покоятся два великих русских патриарха. Патриарх Сергий отстоял Церковь в годы, когда казалось, что всё будет разрушено. Он сумел отстоять ее своим подвигом, своей молитвой. А патриарх Алексий возрождал то, что сохранил патриарх Сергий. И два патриарха покоятся рядом».                  о.Н. – Недавно была высказана мысль о том, что если бы не было поворота 1943 года в отношениях Церкви и государства, то вряд ли был бы тот духовный подъем, какой начался у нас в 1988-м году. Мы в этом году отмечаем и четверть века памятного празднования 1000-тия Крещения Руси, с которого началось наше духовное возрождение…                  В.С. – У нас еще один звонок. Слушаем вас, говорите, пожалуйста.                  Слушатель. – Несколько минут назад вы обсуждали тему возрождения Церкви во времена Сталина. Вы знаете, очень бы хотелось вспомнить очень важное событие, ключевое событие, после которого это и произошло. По молитвам митрополита Ильи явление Богородицы, Которая сказала ему, чтобы передали властям, что необходимо открывать церкви и священников возвращать на свои места.

http://radonezh.ru/text/podvig-patriarkh...

43 Вскоре потом (1253 г.) папа написал воззвание к богемскому, моравскому, польскому, сербскому и другим народам, чтобы они вместе с россиянами (подвластными Даниилу) под знаменем креста ударили на монголов, дал обещание Даниилу созвать собор для рассуждения о правой вере и соединении церквей, предписал ляхам, чтобы они не порицали веры греческой – православной. Вследствие всего этого после долгих убеждений со стороны польских князей и вельмож новому уже папскому легату удалось возложить на Даниила королевский венец и заставить русского князя признать Иннокен тия своим отцом 44 . Вопреки, однако ж, предписанию папы крестовый поход против татар не состоялся по причине разногласий западных королей. Иннокентий в 1255 г. скончался; вслед за тем и Даниил прекратил всякие сношения с Римом, и преемник Иннокентия Александр IV (1257 г.) писал уже к Даниилу, что он, «забыв духовные и временные благодеяния церкви, венчавшей его на царство, и не исполнив своих обетов, погибнет, если с новым раскаянием не обратится на путь истины», что «клятва церковная и булат мирской накажет неблагодарного» 45 . Между тем епископам ольмюцкому и бреславскому дал приказание, чтобы они церковным проклятием и войсками заставили Даниила возвратиться к своему долгу, т.е. к повиновению папе 46 . После Даниила Романовича до половины XIV в. не было уже сколько-нибудь важных, а тем менее успешных сношений между папами и галицко-волынскими князьями. Около 1324 г. король польский Владислав Локетек с прискорбием извещает папу Uoahha XXII о кончине двух князей, внуков Дании ловых, однако называет их «схизматиками» 47 . В 1372 г. папа Григорий XI наряжал из польских епископов коммиссию для исследования: существуют ли в южной России церкви (римско-католические) со борные, или только приходские? И к прискорбию своему узнал, что до того времени не было там «ни соборных, ни приходских церквей, в которых бы служили предстоятели латинские» 48 . II. Внутреннее состояние Церкви 1. Церковная иерархия и управление Известия о волынской духовной иерархии этого периода очень скудны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В–третьих, исполнением заповедей Божиих. Полагая себя в руки Божий всецелою преданностию Его Премудрой и Святой воле, мы не должны, однако ж, сами предаваться беспечности непростительной, или еще хуже — деятельности преступной. Один Господь знает, как и куда повести нас, однако ж несомненно, что будущее Его водительство совершенно будет сообразоваться с настоящим нашим, угодным или не угодным Ему состоянием. Господь будет к нам таков, каковы мы к Нему. «С преподобным преподобен будеши», взывает к Нему Пророк, «с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс.17,26–27). Что же сотворим? — Будем творить то, что заповедал Господь. Чрез пророка Своего Моисея он сказал возлюбленному народу Своему: «аще слухом послушавши гласа Господа Бога твоего хранити и творити вся заповеди Его… приидут на тия вся благословения сия и обрящут тя… благословен ты во граде, и благословен ты на селе: благословена исчадия чрева твоего, и плоды земли твоея, и стади волов твоих, и паствы овец твоих… благословен ты, внегда входити тебе, и благословен ты, внегда исходити тебе… Аще же не послушавши гласа Господа Бога твоего храни ти и творити заповеди Его… приидут на тя вся клятвы сия и постигнут тя. Проклят ты во граде, и проклят ты на селе; прокляты житницы твои и останцы твои; проклята исчадия чрева твоего и плоды земли твоея, и стада волов твоих и паствы овец твоих; проклят ты, внегда входити тебе, и проклят ты, внегда исходити тебе» (Втор.28,1–19). Итак, желаем ли благоденствовать, будем творить заповеди. Хождение в воле Божией есть единственное основание народного счастия. Без сего и упование наше будет постыждено, и молитва не принесет плода своего. Ибо смотрите, что говорит Господь к Израилю: «не приходите явитися ми. Егда прострете руки ваша ко мне, отвращу очи мои от вас; и аще умножите моление, не услышу вас, руки бо ваша исполнены крове» (Ис.1,15). В другое время хотел молиться об них пророк Иеремия; но Господь предупреждает его: «не молися о людех сих и не проси, еже помилования быти им, и не моли, ниже приступай ко мне о них, яко не услышу тя». За что? — За преступление воли Его. «Слово заповедах им рекий: услышите глас мой, и буду вам в Бога, и вы будете мне в люди, и ходите во всех путех моих, в нихже повелех вам, да благо будет вам. И не услышаша мене, и не внят ухо их; но поидоша в похотех и стропотстве сердца своего лукаваго… Се гнев и ярость моя лиется на место сие» (Иер.7,16,23–24,20). Ярость и гнев за беззакония на целый народ! Таков закон народоправления Божия, и он всегда в точности был соблюдаем, особенно же в отношении к народу израильскому. Ибо всякий раз, как он забывал Бога истинного и предавался порокам, испытывал казнь за казнию, пока, будучи вразумлен, познавал истину и отступал от неправд своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

4) Первенствующий и царствующий град градов явил его от истинно благочестивых родителей, как бы некую животворную искру, ибо с самых пелен он стал озарять мip и умел гасить нечестие едва только занявшегося еретического пламени. Имена его родителей свидетельствуют, что они даны были им в виду особого обстоятельства, ибо с Феодором соединенная для брачного сожи- —5— тия Евдокия произвела славного (εδκιμον) и богодарованного (θεοδρητον) Никифора и, как небесный отпрыск, возрастила его в древо. Благочестие их было настолько замечательно и славно, что за истину избрали опасности, ссылки и бичевания. Думаю, что как бы предуказанием на будущую судьбу сына и некоторым предъизображением было то, что сын и отец подвергались опасности за одинаковый образ мыслей, хотя и не в одно и тоже время. 5) Случилось, что в то время, когда Константин 2449 держал бразды царской власти, Феодор исполнял должность нотария и служил в царском секрете. 2450 Украшенный чистым светом правого исповедания и веры, как другой Авраам, он был обвинен чрез донос пред жестоко гнавшим ее (веру), что почитает иконы Христа, Его пречистой матери и всех святых. Враг истины, благодаря неожиданности слуха, возмутившись духом, приказал, чтобы тот предстал пред ним и немедленно оправдался в распространившейся относительно его молве. Феодор явился, как на пир, и, не признавая за собой вины, слух признал совершенно истинным. Когда царь узнал истину, а непреклонная твердость мужа, возбудивши его упорство, воспламенила его гнев, он разразился необычайными угрозами и присудил его, как преступника, к бичеванию. Не смирив его поруганием, судья свирепо взглянул на него, отнял у него плащ и чин, и присудил к тяжелой ссылке. —6— 6) Спустя потом некоторое время, царь приказал вызвать его из Пимолиссы, – ибо эта крепость была назначена для ссылки, – и возвратить в столицу, надеясь, как кажется, что суровое обращение с ним научило его признавать хорошим то, что считал таковым сам, но нашел его тверже алмаза, выше угроз и запугивания и готовым к другим, если потребуется, более суровым наказаниям. Он безбоязненно шел на это и хотел скорее украситься язвами Христовыми, чем преступить церковные законоположения, позволяющие по обычаю апостольскому и отеческому изображать Христа Бога нашего и поклоняться Ему. Когда святой муж устами исповедал спасение и признал себя принадлежащим к стороне, противной тирану, то подвигнул его к другим родам пыток, которые перенеся весьма твердо, был он изгнан в Никею Вифинскую, где, проведя благочестиво остаток жизни и дав всем пример твердости в истинной вере, преставился к жизни вечной и покою в чаянии получить награду за труды в то время, когда будет исследоваться все, содеянное нами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И тия церкви имут сие, егда мудрствуют право. Понеже и Спас не отрицание, но исповедание петрово «камень» именова. Кое есть исповедание? Еже: Ты ecu Христос, Сын Бога живаго. И Христос рече на сем камени создатися Церкви Его. Якоже «соборной» Церкви быти оной, в нейже исповедуют Самого Христа с Петром и прочими иными апостолы просте 341 . Церковь. « Церковь » глаголет, якоже есть собрана от всех языков Христу, камени краеугольному, всячески Самому Христу соединена, яко да сохранит невредиму веру Его. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Исповедую омовение едино в прощение грехов, – и сие есть болшее дарование от всех дарований, яже даде Бог. Ибо несть омовение законнаго и ветхаго чина, ниже служба зримая, или жертва, яже многажды совершаема, не имут силы очищати. И наипаче егда приношаху безсловесная животна в жертву о словесных человецех. Яко не явльшейся еще истине, безгрешному Христу, ниже горе носимой крестом живой и истинной жертве тела Его, ниже очищение совершенное бе, ниже обновление естества человеческаго. Понеже бысть сие, и Христос пожреся нас ради, и от ребр Его имамы воду и кровь – сими обновляемся и бываем новое создание. И кровию живем, водою же, соединеною Святому Духу, погрузившеся трищи 342 в воду оную освященную, очищаемся призыванием и именованием Святыя Троицы. Абие же отраждающеся, бываем сынове Света, и сынове Божии по благодати, облекшеся во истиннаго Сына, Иисуса Христа, Бога нашего. Яко обретается Он, Иже крестися кровию Своею нас ради, с нами невидимо в воде, и облекает нас во образ Святыни Своея и нетления. И Павел вопиет 343 и глаголет сие: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. И сего ради Христос крестися, да вложит в воду благодать Духа и вид святыни Своея. И кийждо, иже мыется водою, освященною Духом, именованием Святыя Троицы, приемлет вид чистоты и безгрешия, и просвещения 344 Христова в плоть. И сие есть крещение. Человек, иже облекается во Христа невидимо, и бывает безгрешен весь и исполнен Святаго Духа. И аще сохранит благодать, яко же рече некий благодатный, пророк, апостол, и ангел бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

200 В отличие от других версий речь идет о купели, а не о помещении баптистерия. Поэтому закономерно встает вопрос, а был ли возведен такой баптистерий или дело ограничилось устройством открытой большой купели для масового крещения на месте бывшего языческого теменоса? Последнее представляется, учитывая скоропалительность акции и большое количество ее участников, более вероятным и удобным. Первый, ранний храм во имя апостола Петра строился здесь уже без такой спешки и более основательно, почему он назван «великим и прекрасным». He исключено, что более поздний крестообразный мартирий рядом с перестроенным к концу VI в. в виде Восточной базилики храмом св. Петра был возведен как раз в память о месте устройства той купели, в которой из рук Капитона приняли святое крещение язычники-херсонеситы. По традиции на этом месте могла быть со временем, взамен открытой купели, сооружена еще одна крещальня, следы которой отмечал К. К. Косцюшко-Валюжинич. 202 В отличие от версии греческого Жития, в грузинском тексте «малое торжище» («малая агора») названа регионом города, – той формой локальной территориальной общности горожан, которая была, очевидно, унаследована от античного полиса (Со- рочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – С. 51). Следовательно, это место понималось как добровольно уступленный горожанами район. 203 Принято, следуя тексту греческого Жития (§ 17), полагать, что в восточной части города был расселен отряд солдат в 500 человек (ср.: Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке. – С. 549). Между тем, грузинская версия вносит в это представление существенные коррективы. В ней идет речь о поселении Феоны и его родственников, а также тех людей, которые сопровождали командира и епископа, но не о 500 солдатах: именно поэтому «род Феоны» смог смешаться с херсонитами и пополнить ряды граждан города. Солдаты же имперского отряда, видимо, убыли из Херсона после выполнения Капитоном порученной ему миссии. Все версии Жи- тия не противоречат такому заключению. В этом случае становится понятно, почему в херсонесской воинской части – арифмоне баллистариев, поставленном на государственное довольствие, служили, по данным Константина Багрянородного, сами херсониты и их сыновья (Константин Багрянородный. Об управлении империей. – Гл. 53. 147–158, с.254, 255).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нач.: «От нивы, жатвы радование, от винограда плоди снедей, а от Писаний, учение животворно».   219/356 Каллист Катафигиот. Главы 1806 г. 4о. 23х170. III+78 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Афанасий. В конце два листа вне нумерации пустые. Нумерация буквенная писца. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются следы жучка, с незначительными потерями текста. Переплет картон с кожаным корешком. Без украшений. Записи На л. I запись писца: «1806 года декабря 17 дня начал писать сию книгу святаго Каллиста Катафигиота». Там же другой руки: «1855. Двапуть (дважды?) прочтох сию книгу, но весма високаго разума, того ради моего кусаго непостизал». На л. 78 запись писца: «Сию книгу написал мон(ах) Афанасий за келлию свою». На последнем припереплетном листе пробы пера, отдельные слова, подпись: «Макарий иеромонах». Ниже в простой рамке: «Софизмы Соломон». Содержание л. II. Предисловие о св. Каллисте. «Каллист преподобнейший отец наш иже и Катафигиот нарицаемый». Нач.: «Кто же бе и кое име отечество и где отшелническое совершил есть житие, ничтоже из сих от повестей уразумехом». л. 1. Каллиста Катафигиота главы (1-92). «От Каллиста Катафигиота силлогистических, и высочайших глав хранимыя, о Божественне соединении, и житии зрителне». Нач.: «Всяко животно, от рожденнаго лучшим естественным своим действом, и покоя причащается и сласти равныя, и о сем радуется, и пристраствует сих ради».   220/357 Петра Дамаскина книга вторая 1785 г. 4о. 21х15. II+75 л. В конце один лист вне нумерации без текста. Полуустав аккуратный одного почерка. Писец монах Клеопа. Нумерация буквенная писца. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются следы жучка, с незначительными потерями текста. Переплет картон с кожаным корешком. Без украшений. Записи На л. 75 об. запись(подпись) Дорофея иеромонаха, запись библиотекаря Михаила Коматовича: «Труди се да раздвоил сие листове ове слеплене книге па немногодо едан край оста 1912. Библиотекарь Михаило Коматович». Владельческая запись по нижнему колонтитулу (лл. 1-7): «Сия книга мне монаху Клеопе от с(вя)тия горы монастира Хиландара год писа во с(вя)том граду Иерусалиму 1785 марта 15 числа».

http://bogoslov.ru/article/6191995

Лучшие представители Македонской династии и династии Дук, Комнинов и Палеологов, занимавших византийский трон с IX по XV в., свой прямой долг полагали в покровительстве просвещению, не щадили материальных средств для постановки научного образования на должную высоту и сами нередко принимали живое участие в просветительском и научном движении своего времени. Уже в середине IX в. Варда, дядя императора Михаила III, открыл в Константинополе высшую школу, наподобие университета, отдав под него свой Магнаврский дворец. Щедро награждая труд профессоров, он объявил обучение бесплатным, сам посещал лекции и похвалами и наградами возбуждал научное соревнование молодежи. Македонская династия дала из своей среды ряд ученых. Уже Василий Македонянин, основатель этой династии, человек, лишенный образования, умел ценить науку и дал прекрасное образование своим детям. Его сын, Лев, питомец Фо-тия, славился своими энциклопедическими познаниями в области философских, богословских и естественных наук и отличался таким пристрастием к древним классикам, что его сравнивали с Юлианом Отступником. Константин Порфирогенет, сын и преемник Льва, и сам был ученым, и ревностно содействовал духовному просвещению. Его страсть к науке заходила так далеко, что без научной библиотеки он не считал возможным обходиться даже в военных походах. Алексей I Комнин и вся его семья (жена Ирина и дочь Анна) известны также замечательнейшей любовью к просвещению и покровительством ученых. В царствование Комнинов встречаем в Византии даже такое учреждение, которое можно назвать Академией наук: эта коллегия, или Академия, состояла из 12 ученых, ближайшим своим назначением имевших содействие успехам науки в Империи и преподавание высших научных курсов. В спорных научных вопросах, не исключая и богословских, представители этой коллегии подавали обыкновенно первый голос. Все это содействовало развитию просвещения в Византии и поднятию интереса к науке, выдвинуло на сцену ряд ученых людей, заявивших о себе литературной деятельностью, и даже создало особые направления в богословии и науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

—126— тия 683 . Так именно и поступала она, думается нам, в рассматриваемом нами вопросе. Признавая в принципе единоличное епископское рукоположение незаконным, но не отрицая его действительности по существу, церковь в отдельных случаях, в силу присущего ей права, по каким-либо уважительным соображениям находила иногда возможным признать и допустить его. Нам думается, что с такой точки зрения весьма было бы возможно выяснить и вопрос об отношении православной церкви к иерархии европейских старокатоликов. По каноническим правилам, эту иерархию нельзя, как мы видели признать законной: но в силу того только, что она ведёт своё начало от единоличного рукоположения, нет ещё оснований сомневаться в её действительности по существу. Если же так, то Святейший Правительствующий Синод, во внимание к имеющим получиться отсюда высокой важности последствиям, как высшая власть церковная, имеет полное право допустить в настоящем случае изъятие из общего правила и, признав иерархию европейских старокатоликов, принять их в братское общение с Православной Русской церковью 684 . Свят. Афанасий не только признал епископом единолично рукоположенного Сидерия, но, видя в нём человека полезного для церкви, даже возвёл его впоследствии на Птолемаидскую митрополию. Неужели же братское единение с православною церковью многих тысяч европейских старокатоликов нельзя признать такою уважительной причиной, которая давала бы полное основание высшей церковной власти воспользоваться в настоящем случае принадлежащим ей правок и преступить, по выражению Синезия, строгость закона?! Рассмотренный нами вопрос о законности епископского единоличного рукоположения имеет значение лишь для европейских старокатоликов. Что же касается старокатоликов американских, то их глава, архиеп. Вилатт, от —127— европейского старокатолического епископа Герцога принял только низшие церковные степени и сан пресвитера, епископское же рукоположение получил каноническим порядком от трёх епископов в Коломбо на острове Цейлоне. Иерархия американских старокатоликов имеет таким образом, по-видимому, гораздо более твёрдую постановку и со стороны единоличного рукоположения возражений против себя не возбуждает. Если и можно сделать ей возражение с этой стороны, то уже в другой форме и гораздо менее серьёзного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010