Единичные мон-ри василиан в составе Киевской митрополии действовали к 1793 г. в прибалтийских владениях Речи Посполитой: в Жмудском старостве (Подубисский мон-рь) и в Курляндском герцогстве (Якобштадтский и Иллукстский мон-ри). По 3-му разделу Польши (1795) последние центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок присоединились к Российской империи. На территории России оказались почти все приходы униат. Киевской митрополии, кроме 31 прихода К. е. и 37 приходов Брестской епархии на землях, отошедших Пруссии, в 1796 г. из них была образована Супрасльская епархия. В 1795 г. Феодосий Ростоцкий был отстранен от управления униат. Церковью из-за отказа принять присягу на верность имп. Екатерине II Алексеевне . Указом императрицы от 6 сент. 1795 г. была ликвидирована К. е. и все др. униат. кафедры, кроме Полоцкой, Полоцкий архиеп. Ираклий Лисовский фактически стал главой униат. Церкви в России. С 1795 г. Ростоцкий жил под надзором в С.-Петербурге, являлся митрополитом на покое, в отдельных случаях выступал с заявлениями и распоряжениями по указаниям российских властей. Так, по их требованию 7 янв. 1796 г. он издал указ об учреждении Супрасльской епархии, что было утверждено 25 окт. 1797 г. властями Пруссии. В 1794-1796 гг. подавляющее большинство униат. приходов на Киевщине и Брацлавщине перешло в Православие. В 1795 г. была закрыта Радомысльская семинария, в июле следующего года - Житомирская семинария. В 1795 г. была упразднена Минская семинария при минском василианском мон-ре, закрыты богословская школа в Полоцке, Жировицкая и Борунская философские школы с 300 учениками, Якобштадтская риторическая школа в Курляндии с 200 учениками. Продолжали работать Новосверженская семинария при мон-ре василиан в мест. Нов. Свержень Минского у. и Лавришевская семинария в Брестской епархии, в них было небольшое число студентов: в 1795 г. в Новосверженской семинарии обучалось 6 чел. До 1795 г. Новосверженская семинария входила в К. е., в 1798 г. перешла под управление Брестского епископа, в 1810-1828 гг. вновь вошла в митрополичью епархию (Литовско-Виленскую). В 1795 г. на Киевщине закрылся Белиловский монастырь, на Подолье были упразднены Малиевецкий и Грановский василианские мон-ри.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Прежде здесь возвышался гордо мужской униатско-базилианский монастырь, основанный около 1067 г. В 1839 году, когда произошло воссоединение униатов, монастырь был обращен в православный и приписан к Полоцкой епархии. В 1850 г. он переходит во вновь образованное викариатство Рижской епархии, а в 1880 г. становится женской третьеклассной общежительною обителью. Монастырский храм в честь Рождества Богородицы был построен для униатов еще в 1806 году владельцем местечка Иллуксты графом Платером-Зибергом. При обители находится трехклассное духовное училище с 1881 г. В нем воспитываются дети местных инородцев – латышей и эстонцев, которые потом являются деятелями на школьном поприще и разносят свет православия по всему Прибалтийскому краю, осуществляя таким образом православно-просветительскую миссию Иллукстской обители. Управляет Иллукстским Рождество-Богородицким монастырем игуменья. Свято-Духов монастырь в Якобштадте. Находится обитель эта в самом городе, расположенном на левом берегу р. Двины, против местечка Крейцбурга и считается заштатным, приписным к Иллукстскому монастырю с 1880 года. Не известно, когда именно       основан Свято-Духов монастырь. Очень может быть, что время его       основания относится к 1670 году, когда по фундационной грамоте       курляндского герцога Якова русский поселок на реке Двине из слободы был обращен в город Якобштадт. Основателем его был русский купец Раткович – свидетель чудесного исцеления от Якобштадтской иконы Богоматери, и до сих пор находящейся в обители. Последняя в 1795 г. вошла в состав Полоцкой епархии, а в 1817 г. упразднена, хотя еще в продолжение 50 лет в нее назначались игумены. Окончательно закрыт был монастырь только в 1866 году. В обители два храма. Один из них освящен в честь Сошествия Святого Духа. Он имеет два придела и построен в 1888 г. на месте древнего храма, воздвигнутого в 1670 – 1675 г., возобновленного на средства Прибалтийского братства в 1882–1884 гг. и взорванного злоумышленниками в 1885 году. Другой храм во имя Св. Николая Чудотворца построен в 1774 г. В нем находится древний образ Св. Николя Чудотворца и древняя икона Знамения Богоматери, имеющая форму складня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тем не менее он три века остался неизменным хранителем и православной веры, и русского народного духа. Все русское население Ковенской губернии приютилось к Сурдегам, разместившись в соседних уездах. Не смотря на свою окончательную зависимость от сильного туземного населения, разъединенное друг от друга, разброшенное на большом пространстве, лишенное православных церквей русское население в огромном большинстве ни в чем не изменило своему народному характеру: не приняло унии, не совратилось в католицизм, сохранило русские народные обычаи и правильное великорусское наречие. Значение этого монастыря еще более увеличивается от того, что он был в Ковенской губернии одиноким хранителем русской народности. Сурдогский монастырь стал предметом особого почитания русских людей в Риге и других городах Прибалтийского края. Нынешний Успенский каменный храм построен рижанами в 1812 г. Все постройки обители, церковная утварь и ризницы устроены также при помощи рижан. Ежегодно и до настоящего времени ко дню Успения Божией Матери рижане толпами идут в далекие Сурдеги, и туда же со всех сторон Ковенской губернии идет русское сельское население на поклонение местночтимой Сурдегской иконе Богоматери. При обители ныне находится школа грамотности и приют для мальчиков. Управляет Сурдегским Свято-Духовным монастырем архимандрит. Женские обители Антолептский Рождество-Богородичный монастырь в Ново-Александровском уезде. Эта второклассная общежительная обитель расположена в местечке Антолептах, в 30 в. от уездного города Новоалександровска. Основана она в 1893 году и имеет один храм в честь Рождества Богородицы. При ней имеется училище для девочек. Управляет игуменья. Курляндская губерния Обителей мужских нет, женских 8. Женские обители Иллукстский Рождество-Богородицкий монастырь в Якобштадтском уезде. В 13 в. от станции Либаво-Роменской ж. д. «Еловка», в 20 в. от Двинска и в 80 в. от уездн. г. Якобштадта, на одном из притоков Западной Двины и в четырех верстах от нее расположена Иллукстская обитель. Она занимает центральную часть местечка Иллуксты и окружена со всех сторон живописными хвойными лесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Далее, постоянно выражаемый Преосвященным Арсением попечения о поднятии церковного православного пения и об освобождении его от замеченного им при обозрении епархии произвола и своеволия напевов, привели к открытию в Риге в 1891 г. „Общества любителей православного церковного пения». В своей речи при открытии Общества Преосвященным были высказаны пожелания, чтобы общество давало тов., характер и направление в духе православной церкви всем существующим в Рижской епархии хорам, помогало им и развивало по епархии строго православное церковное ныне, которое бы возбуждало религиозное чувство и молитвенность, а не питало чувственность; было цензурное и чуждое произвола и своеволия 12 . Наконец, в ІІрибалтійскомъ крае издано много лютеранских-латышек их и эстонских книг, в числе их много книг с взглядами чуждыми и часто враждебными православной 13 . Чтобы предохранить чад православной церкви латышского и эстонского происхождения от чтения книг вредных в патриотическом и религиозном отношении, Преосвященным пред-принято было издание книг в истинно – православном дух для назидательного чтения туземцев, на что даже исходатайствована им правительственная субсидия. Рижская православная паства, движимая чувствами глубокой признательности к своему Архипастырю, Преосвященнейшему Арсению за его неусыпная заботы и труды во благо пасомым» в день исполнившаяся 25-летия его служены св. церкви и отечеству 2 Февраля (это – день посвящены Владыки во диакона) во всех храмах г. Риги приходских и домовых вознесла благодарственный молитвы к Господу Богу, в течении четверти века даровавшему силы Архипастырю к совершенно многотрудного его служения и въ то же время молилась Всевышнему о продлении дорогих дней высокочтимая Владыки на пользу церкви и отечества. Въ этот день многая из светских высокопоставленных лиц и обществ гор. Риги, как то: г. г. ЛИФЛЯНДСКІЙ губернатор Зиноьье.з, попечитель Дерптского Учебного Округа с ближайшими своими сотрудниками по управлению округом и начальниками учебных заведены, Их Высокопревосходительства, г-жи Мансуровы, Рижское Николаевское купеческое общество, общество отставных воинских чинов, председатель Совета Рижская Петропавловская Православного Братства, комитет Рижской Садовниковской богадельни, Якобштадтское Православное Братство и из Митавы г. губернатор Свербеев – и многие друге почитатели Владыки, как светские так и духовные, приветствовали Его Преосвященство телеграммами с исполнившимся 25-летием его служения в священном сане, выражая ему свои благопожелания. К этому же дню для личного приветствия Его Преосвященства были отправлены в С.-Петербург со св. иконами от Рижскоградскаго духовенства, членов и чинов консистории протоиерей И. Динденберг и от Рижских духовно-учебных заведены– семинарии и училища ректор семинары протоиерей H. Дмитровский, а также сюда прибыл и Ревельский благочинный священник Иисонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но что же делать, когда сердце не терпит в таких делах, в коих только у Вашего Величества можно искать крепкой опоры и живого движения к правде. Печальное якобштадтское событие вынуждает обратить зоркое внимание на этот именно угол, который как будто ускользнул совсем от внимания правительства. А между тем, здесь едва ли не самое опасное польское гнездо, какое только есть в России, – и с какою ловкостью оно устроено и укрыто от надзора! Мне хочется объяснить в кратких словах, почему это произошло. Причины исторические и объясняются нагляднее с помощью карты. Угол этот составляется из так называемого издревле Зельбургского благочиния, к коему принадлежат вся придвинская часть Фридрихштадтского уезда и весь уезд Иллуксткий – узкая полоса, на 9/10 своей фигуры примыкающая к Витебской и Ковенской губерниям. По истории видно, что по обе стороны Двины было тут старинное владение полоцких князей с русским населением, вдававшимся в латышское. Тут велась долго упорная борьба между русскими, немцами, литвой и поляками. К XVI веку произошло разделение. Правый берег остался за Польшей (Лифляндские уезды – Динабургский, Режицкий, Люцинский); левый берег, под именем Зельбургского округа, вошел в Курляндию, состоявшую тоже под протекторатом Польши. Итак, вот с того времени поляки перемешались здесь с немцами в общем интересе (тогда Плятеры, Зиберы и пр., родом немцы, приняв католичество, превратились в поляков). Население однако было чисто-русское и православное. Самый Якобштадт основан в 1670 г. русскими и назван по имени герцога Иакова. Иезуит Палевин в 1582 г., проезжая в Россию, останавливался в Иллуксте и не нашел во всем околотке ни одного дома католического. Но владыки полоцкие, к епархии коих принадлежал край, первые изменили, перешли в унию и стали распространять ее. Появились иезуиты, василианские монахи, и в XVIII столетии обращение в унию совершалось массами, – к концу его все население (кроме Якобштадта со старым его монастырем) было оторвано от православия. Совращения продолжались и по присоединении Курляндии к России (1795 г.), пока не совершилось воссоединение 1839 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Псковской губернии: муж. монастыри – 1) николаевский с ватку или в валку в IIckobe, 2) великопустынский спасский , 3) верхнеостровский петропавловский, 4) гремяческий близ Пскова, 5) дворецкий холмский, 6) за великими воротами псковский алексеевский, 7) демянский рождественский, 8) завеличьский кожанов близ Пскова, 9) златоустовский псковский медведев, 10) климентовский близ Пскова, 11) княжицкий николаевский, 12) краснодворский пантелеимонов псковский, 13) кудин торопецкий, 14) на Малах рождественский изборский, 15), медовский, 16) молочков порховский, 17) немчинов успенский, 18) никитский псковский с поля, 19) пантелеимонов псковский в бору, 20) петропавловский псковский сироткин или серектин, 21) плесский николаевский, 22) порховский спасский, 23) путятинский псковский, 24) ирденская или рдейская пуст., 25) покровский псковский в углу, 26) ростков, 27) серебряницкий, 28) шкнятин или скнятин введенский. 29) с лугу стефановский, 30) устейский троицкий, 31) хвоинский новоржевский, 32) хлавицкий троицкий, 33) феофилова успенская пуст. 34) успенский кулебацкий, 35) образовский с поля, 36) кательников богословский, 37) заборовский николаевский, 38) с поля николаевский, 39) введенский за петровскими воротами, 40) введенский шолвицкий, 41) борисоглебский черехский, 42) азаревский, 43) святоотецкий, 44) успенский кебский, 45) флоролаврский, 46) николаевский опоческий, 47) николаевский каменоградский 48) спасский надолбин, 49) любятовский, 50) николаевский перынский, 51) якобштадтский эстляндской губ . Девичьи монастыри – 1) варварский с за петровских ворот, 2) воскресенский со стадища во Пскове, 3) домантовский с усохи близ Пскова, 5) екиманский полонищский близ Пскова, 6) завелический ильинский близ Пскова, 7) запсковский ильинский, 8) зачатиевский псковский, что в торгу, 9) изборгский рождественский, 10) медовский, 11) нововознесенский с полонища псковский, 12) опоцкий успенский, 13) с песков архангельский псковский, 14) порховский успенский, 15) с болота трехсвятительский близ Пскова, 16) с болота васильевский, 17) знаменский и 18) торопецкий предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Главная цель братства заключалась в поддержании, оживлении и усилении православно-русского дела в крае. Средства к достижению высокой цели употреблялись самые различные: устроение новых храмов, возобновление древних храмов и монастырей, поддержание существующих бедных храмов, открытие школ, благотворение бедным, удовлетворение запросов православнаго населения в крае посредством издания и распространения книг. За 12 лет своей деятельности при императоре Александре III братство израсходовало на удовлетворение различных нужд православнаго населения Прибалтийскаго края свыше 300,000 рублей, не считая обеспечения различных учреждений на местах недвижимой собственностью и крупных пособий, исходатайствованных братством для этих учреждений. Император Александр III внимательно следил за благотворной деятельностью православного Прибалтийского братства и радовался его успехам, помогая ему по временам и материально из личных средств. Так, когда было доведено до сведения Государя об уничтожении пожаром, происшедшим от взрыва, произведенного неизвестным злоумышленником, 16 января 1885 г., только что возобновленного братством Якобштадскаго Св. – Духовскаго храма, то почивший Государь из личных своих средств пожертвовал братству на задуманное им возобновление храма 5000 р., а когда впоследствии до сведения его было доведено об окончании постройки и освящении возобновленного храма, то 19 июня 1888 года почивший Государь послал председателю братства следующую телеграмму: „Императрица и я искренно радуемся, что Якобштадтский православный храм возобновлен и освящен стараниями и усердием православного братства. Радуемся и за православное население, которое снова приобрело свою святыню. Сердечно поздравляем всех”. По окончании же десятилетия со времени открытия братства, император Александр III в следующих словах одобрил всю предшествующую полезную деятельность его: „весьма утешительно и делает честь председателю, членам и деятелям братства. Дай Бог и впред с таким же успехом вести дело православия”.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/im...

Икона Якобштадтская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Якобштадтская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Якобштадтская Якобштадтская икона Божией Матери – православная святыня Латвии – была обретена во время русско-шведской войны 1654-1667 гг. При переправе через Двину одним из солдат-шведов, обратив внимание на плывшую по воде дощечку, пронзил её копьём и вынес на берег. Там он обнаружил, что по древку копья от дощечки течёт кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Потрясенный увиденным, солдат принёс икону в ближайший православный храм Святого Георгия в слободе Гольмгоф (позже — город Якобштадт, сегодня — Екабпилс). Обретший икону солдат перешёл из католичества в православие и присоединился к местной монашеской общине. Вскоре от Якобштадтской иконы стали совершаться исцеление немощных и бесноватых. Просить заступничества Божией Матери к этой иконе часто приезжали русские купцы. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров. В 1675 году, перед иконой Пресвятой Богородицы произошло чудо исцеления бесноватого крестьянина. Поражённый чудом, присутствовавший при нём православный купец Яков Раткевич, дал обет построить в обители новый храм и вскоре выполнил своё обещание, выстроив храм во имя Святого Духа. Во время Первой Мировой войны по решению епархиального начальства чудотворная Якобштадтская икона была эвакуирована в глубь России, а после революционной смуты следы её затерялись. В 2008 году московские иконописцы по благословению Патриарха Алексия II создали новый список чудотворного образа по сохранившимся описаниям. 26 июля 2008 года в Екабпилс святыня возвратилась в Свято-Духов мужской монастырь. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Якобштадтская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-548

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Якобштадтская " Описания иконы Описание иконы Якобштадтская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии До начала XX века Якобштадтская икона Божией Матери была единственной чудотворной святыней Латвии. Святой образ был обретен во время русско-шведской войны 1654–1667 гг. При переправе через Западную Двину солдат шведской армии Яков Гудынский поддел копьем плывшую по реке дощечку. На берегу он с ужасом обнаружил, что по древку копья от дощечки течет кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Шведский солдат принес образ в ближайший православный храм святого Георгия Победоносца. Храм, при котором была небольшая монашеская община, находился в слободе Гольмгоф (с 1670 года – г. Якобштадт, ныне – г. Екабпилс). Передав образ братии монастыря, солдат принял православие, а затем иноческий постриг и навсегда остался в обители. В 1675 году чудотворная икона Божией Матери была перенесена в новый, построенный на пожертвования православного купца Якова Раткевича, Свято-Духовский храм. Более трех столетий Якобштадтская икона была единственной чудотвор[...] Икона Якобштадтская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Якобштадтская икона Божией Матери – православная святыня Латвии – была обретена во время русско-шведской войны 1654-1667 гг. При переправе через Двину одним из солдат-шведов, обратив внимание на плывшую по воде дощечку, пронзил её копьём и вынес на берег. Там он обнаружил, что по древку копья от дощечки течёт кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Потрясенный увиденным, солдат принёс икону в ближайший православный храм Святого Георгия в слободе Гольмгоф (позже — город Якобштадт, сегодня — Екабпилс). Обретший икону солдат перешёл из католичества в православие и присоединился к местной монашеской общине. Вскоре от Якобштадтской иконы стали совершаться исцеление немощных и бесноватых. Просить заступничества Божией Матери к этой иконе часто приезжали русские купцы. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров. В 1675 году, перед иконой Пресвятой Богородицы произошло чудо исцеления бесноватого крестьянина. Поражённый чудом, присутствовавший пр[...]

http://pravicon.com/icon-464

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Якобштадтская До начала XX века Якобштадтская икона Божией Матери была единственной чудотворной святыней Латвии. Святой образ был обретен во время русско-шведской войны 1654–1667 гг. При переправе через Западную Двину солдат шведской армии Яков Гудынский поддел копьем плывшую по реке дощечку. На берегу он с ужасом обнаружил, что по древку копья от дощечки течет кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Шведский солдат принес образ в ближайший православный храм святого Георгия Победоносца. Храм, при котором была небольшая монашеская община, находился в слободе Гольмгоф (с 1670 года – г. Якобштадт, ныне – г. Екабпилс). Передав образ братии монастыря, солдат принял православие, а затем иноческий постриг и навсегда остался в обители. В 1675 году чудотворная икона Божией Матери была перенесена в новый, построенный на пожертвования православного купца Якова Раткевича, Свято-Духовский храм. Более трех столетий Якобштадтская икона была единственной чудотворной иконой Латвии. К ней съезжались паломники, по молитвам перед святым образом совершались многочисленные чудотворения. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров; в 1878 году крестный ход со святыней вокруг обители остановил быстро распространявшийся огонь. Почитание чудотворного Якобштадтского образа Пресвятой Богородицы было поистине всенародным: ежегодно с 1901 по 1914 год икона приносилась из Екабпилса для поклонения в Ригу, Митаву (Елгаву) и Спасо-Преображенскую пустынь. Во время первой мировой войны чудотворная икона была утрачена. В 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II московские иконописцы по сохранившимся описаниям создали новый список чудотворного образа. До перенесения в Ригу и Екабпилс список пребывал в Ризоположенском храме Московского Кремля, где в праздник положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне он был освящён. 19 июля Якобштадтская икона была торжественно встречена в Риге, а 25 июля святыня возвратилась в Свято-Духов мужской монастырь, где и будет пребывать всегда. Иконография иконы необычна – небольшой по размерам (приближенный к оригиналу) образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках поддерживают предстоящие архангелы Михаил и Гавриил, на заднем плане изображен Свято-Духов монастырь в современном виде. 31 июля 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II празднование Якобштадтской иконе Божией Матери внесено в Православный церковный календарь. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Якобштадтская " .

http://pravicon.com/info-209

  001     002    003    004    005    006