В 1705 г. в якобштадтском Свято-Духовском храме ген.-фельдмаршал Б. П. Шереметев отслужил молебен по случаю победы 15 июля 1705 г. над шведами в сражении при Гемауэртгофе (ныне Мурмуйжа, Латвия). Шереметев подарил храму икону-складень Божией Матери «Знамение», а также пожаловал купленный им фольварк Пелит. В 1774 г. на пожертвования бурлаков и плотовщиков рядом со Свято-Духовским храмом была построена небольшая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца в традициях североевроп. протестант. зодчества - зальное сооружение под высокой 2-скатной кровлей. Е. м. входил в состав Полоцкой епархии, с 1836 г.- в состав Рижского вик-ства Псковской епархии. Во время Отечественной войны 1812 г. Е. м. был разорен войсками имп. Наполеона I и пребывал в запустении. Решением Святейшего Синода от 30 апр. 1817 г. Е. м. был упразднен, строитель Серафим переведен в Крыпецкий во имя святого Иоанна Богослова монастырь , а храмы обращены в приходские. Однако и после этого решения до 1853 г. в мон-рь назначались игумены. В 1852 г. при Свято-Духовской ц. проживало 2 инока. 23 февр. 1853 г. решением Рижской духовной консистории обветшавшая Свято-Духовская ц. была закрыта, а ее приход объединен с якобштадтской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1783-1787) и стал называться Свято-Духово-Покровским. Поскольку Покровская ц. считалась приписной к илукстскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю , Свято-Духовская ц. Е. м. оказалась приписана к Илукстской обители. Но вплоть до 20-30-х гг. XX в. считалось, что к Илукстскому монастырю (с 1880 женский) приписан якобштадтский Покровский мон-рь. Торжества по случаю освящения Свято-Духовского собора (1885-1888). Фотография. 19 июня 1888 г. (ГПИБ) Торжества по случаю освящения Свято-Духовского собора (1885-1888). Фотография. 19 июня 1888 г. (ГПИБ) 1 нояб. 1884 г. был освящен новый 5-главый деревянный Свято-Духовский храм, однако 16 янв. 1885 г. он сгорел. В 1885-1888 гг. по проекту архит. А. П. Кизельбаша был построен и 19 июня 1888 г. еп. Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым) освящен одноименный каменный собор - крестообразный в плане, 5-главый, с высокими деревянными кровлями и куполами укр. типа и декором в визант. стиле из кирпича и тесаного камня. Одновременно по проекту архит. Р. Ю. Пфлуга возведена колокольня. Купол и паруса храма украсили иконы рижского худож. П. А. Зыкова, а карниз под крышей - майоликовый фриз с орнаментом, изготовленный на фабрике М. С. Кузнецова в Твери.

http://pravenc.ru/text/189597.html

Во время сугубой ектении возносились прошения о единстве Православной Церкви, о мире на Украинской земле и благодарственные прошения о здравии и долгоденствии Высокопреосвященнейшего митрополита Александра. По окончании Божественной литургии было совершено славление перед Якобштадтской иконой Пресвятой Богородицы и возглашены уставные многолетия. От лица Латвийской паствы владыку Александра поздравили епископ Даугавпилсский Александр и епископ Елгавский Иоанн. Преосвященные владыки преподнесли в дар владыке комплект из двух панагий и креста; от Даугавпилсско-Резекненской епархии епископ Александр преподнес дикирий и трикирий. Затем были зачитаны поздравительные адреса Президента Латвии Эгилса Левитса, председателя Сейма Латвийской Республики Инары Мурниеце, президента министров Латвийской Республики Артурса Кришьяниса Кариньша, а также Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Митрополит Таллинский Евгений поздравил владыку Александра и вручил Его Высокопреосвященству орден Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата священномученика Сергия Ракверского I степени. Митрополит Евгений передал приветственный поздравительный адрес Эстонской Православной Церкви и преподнес в дар комплект из двух панагий и креста, а также икону преподобного Феодора Санаксарского. От Виленско-Литовской епархии митрополита Александра поздравил митрополит Виленский Иннокентий, который преподнес Его Высокопреосвященству складень с изображением всех икон Пресвятой Богородицы, которые прославились на территории Литовского государства. Митрополит Пензенский Серафим подарил архипастырю панагию с иконой всех святителей Пензенских, среди которых изображен священномученик Иоанн, архиепископ Рижский, и двухтомник, посвященный святителю Иннокентию Пензенскому. В ответном слове митрополит Александр поблагодарил прибывших архипастырей, духовенство и всех верующих за теплые слова и поздравления. « " Не нам Господи, не нам, но имени Твоему " , — говорится в одном из псалмов. И действительно, лично я не достоин всех этих прекрасных подарков и теплых слов, которые звучали сегодня здесь, — сказал владыка Александр. — Я в первую очередь благодарен Господу Богу, Пречистой Владычице нашей Деве Богородице и священномученику Иоанну, архиепископу Рижскому и Латвийскому, ибо без их неизреченной, но явственно осязаемой помощи служение мое было бы невозможно и тщетно… Поэтому в эти праздничные дни прошу ваших святых молитв о мне грешном, а я же, в свою очередь, молюсь постоянно о всей своей латвийской пастве».

http://patriarchia.ru/db/text/5476617.ht...

Спасо-Преображенская пустынь в Митавском уезде. Эта обитель, приписная к Рижскому Троице-Сергиеву женскому монастырю, находится в 40 в. от г. Риги и в 10 в. от своего губ. г. Митавы. Она основана в 1899 году на дарованной с Высочайшего соизволения в 1894 г. Министерством Государственных имуществ казенной лесной даче. В обители один каменный храм, оснащенный 20 июня 1899 года в честь Преображения Господня. При ней находится странноприимный дом, в верхнем этаже которого посещается церковно-приходская школа. Ежегодно 8 мая в Спасо-Преображенскую пустынь приносится с крестным ходом местночтимая Якобштадтская икона Богоматери. Лифляндская губерния Мужская обитель 1, женская 1. Мужская обитель Алексеевский монастырь в Риге. Второклассный общежительный Алексеевский монастырь, находящийся в центре города, учрежден по определению Св. Синода от 21 мая 1896 года и открыт при приходской Алексеевской церкви 1 июля 1896 года. Прежде на этом месте находился монастырь бенедиктинок, основанный рижским архиеп. Альбертом II в 1257 году. Петр Великий, взяв Ригу, приказал перестроить бывшую монастырскую церковь Св. равноап. Магдалины приспособительно к православному богослужению. Перестроенная церковь была освящена во имя Св. прп. Алексия, человека Божия. 11 марта 1746 г. Высочайшим приказом велено разрушить пришедшую в ветхость Алексеевскую церковь и на ее месте построить новую. Воздвигнутая и освященная в 1749 г. церковь во имя того же святого и составляет ныне единственный храм обители, имеющий на хорах приделы во имя Св. вмчц. Екатерины и во имя Св. Димитрия Ростовского . В историческом отношении Алексеевская церковь замечательна тем, что в 1848–1845 гг. здесь совершилось первое присоединение латышей и эстов из лютеранства. В алтаре в отдельном киоте хранится напечатанное при императрице Елизавете Петровне большое сребропозлащенное Евангелие, весящее 1 п. 37 ф. Управляет Алексеевским монастырем архимандрит. Женская обитель Свято-Троицкий Сергиев монастырь в Риге. Расположенный на Суворовской улице г. Риги общежительный Сергиев монастырь первоначально был основан 1 мая 1891 г. фрейлинами Высочайшего Двора Екатериной и Наталией Мансуровыми на Ключевой улице в виде приюта для бедных девочек и богадельни для престарелых женщин. 5 октября 1892 г. приют был преобразован в общину, проведенную на Суворовскую улицу. Определением Св. Синода от 31 декабря 1901 г.–12 янв. 1902 г. община возведена на степень монастыря, торжественно открытого 15 сентября 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В царствование Алексея Михайловича некоторые православные семейства, теснимые в Литве, бежали в Якобштадт и в 1673 г. устроили здесь деревянную церковь во имя сошествия Св. Духа на апостолов, и при ней рядом был основан мужской монастырь. С древних времён эта церковь славилась чудотворною иконою Божией Матери, которая и доселе привлекает множество богомольцев не только православных, но и других вероисповеданий. В 1878 г. Якобштадт был объят пламенем; пожар грозил уничтожить Свято-Духовскую церковь вместе с Никольскою. По обнесении с молебным пением Якобштадтской иконы вокруг опустелого места внезапно ветер подул в другую сторону, и церкви остались целы. Чрез три года при новом пожаре огонь уничтожил жилище настоятеля церкви, повредил Никольскую церковь, но Свято-Духовская церковь, близко тут же стоявшая, осталась целою. Благочестивые люди возобновили древний храм с его святынею; но чрез два с половиной месяца, от злодейской руки, последовал страшный взрыв внутри храма, отчего разнесло часть церковной крыши, и едва успели вынести главные святыни; храм сгорел до основания; но чудотворные иконы Божией Матери и святителя Николая остались невредимыми. Теперь вновь устроен прекрасный храм, и все стремятся с молитвой веры поклониться благодатной святыне. Мироточивая 149 Мироточивая В алтаре Благовещенского собора в Москве находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Мироточивою. Икона эта была перенесена в 1368 г. из Царьграда в Москву митрополитом Пименом. Ладинская Ладинская Близ г. Прилуки Полтавской губернии находится Ладинский Покровский девичий монастырь, который славится чудотворною иконою Божией Матери, именуемою Ладинскою. Нерукотворенная Иорданская – в Иерусалиме Икона, именуемая Иорданской, находится в Иерусалиме, в Старой Патриархии. Икона в селе Дубоемцах В селе Дубоемцах Смоленской губернии находится икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. Белоцерковская В Белоцерковской Троицкой церкви Сенницкого уезда Могилевской епархии находится чудотворная икона Божией Матери, спасшая в 1170 году новгородцев от мести великого князя Суздальского Андрея Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Шпилевская, в монастыре близ г. Сум, в 12 вёрстах. Крестный ход из монастыря в Сумы в Октябре, а на третий день Светлого Праздника обратно в монастырь. Шуйская (Одигитрия-Смоленская), 1654г., Июля 11 и 28, Ноября 2, во вторник Пасхи и в первое воскресенье Петрова поста, во Владимирской епархии, в г. Шуе, в соборном Воскресенском храме (Русский Паломник 1891, Экономисса, на Афоне, в лавре святого Афанасия, 5 Июля. Божья Мать на престоле, справа святой Михаил Синадский, слева святой Афанасий Афонский . Югская (Южная-Одигитрия), 1615г., Июля 28, в Югской пустыни, Ярославской епархии, близ Рыбинска, (Кормчий. 1896 привезена основателем пустыни старцем Дорофеем из Псково-Печерского монастыря. Юсковская, в селе Юсковцах, Полтавской епархии, Лубенского уезда Икона чудной кисти. Явленная, см. Фанеромени. Якобштадтская – в Якобштадте, Рижской епархии. Яноборская. Ярославская, XIII в., Июня 8, в Ярославле, в соборе. Ярославская-Казанская, 1588г., Июня 2, в Ярославском женском монастыре. Ярославская-Печерская, 1823г., Мая 14, в Ярославле, при Архиерейском доме. Яскинская, или Яскино-Печерская, 682г., Мая 3; принесена в Киев из Царьграда в 1085г. Ястребская, на о. Кипре, найдена чрез ястреба в терновом кусте; празднование 9 Июля. Яхромская (Успение), 1462г. Октября 14, во Владимирской епархии, в Космине монастыре, на р. Яхроме, Юрьев-Польского уезда. Без всякого сомнения, и во многих других местах обретаются святые иконы, более или менее давно, по вере и местным преданиям, чтимые яко чудотворные; но сведений о них мы никаких не имеем. Впрочем, «Икону и не свидетельствованную и не объявленную чудотворной благоговейно чтить всегда справедливо и полезно» – учит нас святитель московский Филарет. «Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу»... Выслушаем ещё несколько уроков от того же учителя Церкви. «Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие нет? На сие могу отвечать просто: не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы: то, как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, без сомнения, выше и сокровеннее действий и тайн природы? Изъясните мне: каким образом одни и те же силы стихии – земли, воздуха, света – у одного и того же растения – лилии – дают листку зеленеть, а цветку, возникающему из зелёного стебля, белизну? А если сего не можете сделать, то кольми паче не можете требовать, чтобы изъяснили вам, каким образом сила благодати простирает своё действие чрез один ею избранный естественный предмет и даёт ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия... Сокровенность и неизъяснимость даже нужна в действиях благодати, дабы дать свойственное место и достоинство вере. Если бы не было сокровенного и неизъяснимого: к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим; открытое и объяснённое просто знаем...»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

По пришествии сюда западных рыцарей-меченосцев, Ерсика была разорена, православные церкви разграблены, последний князь Ерсики, Всеволод, должен был признать власть иноземцев. Началось насаждение другой веры. Но Православие не исчезло, оно сохранялось в ливонское, и в более позднее, польское, времена. Существовали целые селения, жители которых исповедовали православную веру. В некоторых из них жили простые крестьяне, но в селениях на Даугаве (Западной Двине) люди были связаны с обширной в то время Двинской торговлей. В те древние времена по Западной Двине (Даугаве) шел древний путь из «варяг в греки». По этому пути русские купцы и торговцы из стран Востока вели торговлю с немецкими и шведскими городами, с так называемым Ганзейским союзом (остров Готланд, Висбю, Любек). Река соединяла Ригу и Балтийское море с русскими землями. А ближайший русский город – Полоцк, важный торговый партнер Риги. К Полоцкой епархии и относились тогда приходы Латвии, в том числе и Никольский храм Риги, существовавший с XIII века. Сохранились многочисленные грамоты Полоцких владык в Ливонию, они свидетельствуют об активной церковной жизни здесь. Полоцкие грамоты – это интереснейшие документы! Как они написаны! «Возлюбленным сыновьям, пану бургомистру и тем почестливым ратманом и старосте церковному святого Николы Полторею, также всему поспольству места Рижского, суседям детей наших, их милости бояр Полоцких и мещан, благословляем вас, наших суседов и приятелей», – так, например, пишется в грамоте 1469 года. Владыка Полоцкий пишет бургомистру и магистрату Риги, именует их «суседями и приятелями», шлет им благословение, а старосту православной церкви называет по имени. В польское время насаждалась уния, как и везде в Речи Посполитой, целые села из православных стали униатскими. Существование здесь унии доказывает древность нашего Православия, ведь в унию обращали не католиков и не лютеран, а именно православных. Но многие тогда твердо стояли в Православии. Твердыней веры веками являлся Свято-Духов монастырь в городе Якобштадте (ныне Екабпилс), с его прославленной святыней – чудотворной Якобштадтской иконой Пресвятой Богородицы и большим пятиглавым собором. Монастырь ни одного дня не был униатским, при нем существовали братство и школа для православных детей.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/28/...

Мужской Свято-Духов монастырь в Екабпилсе, в 150 километрах от Риги, возрожден исключительно моими заботами. Это древняя обитель с очень богатой и интересной историей, ей около 500 лет. В стенах монастыря пребывала наша прославленная святыня – чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы, Одигитрия Латвийского Православия. Икона эта явленная, и явилась она очень давно, в октябре 1654 года. Тогда шла война между Россией, Польшей и Швецией, военные действия велись на территории Латвии. Однажды отряд, воевавший на стороне Швеции и состоявший в основном из наемников, переправлялся через Даугаву, как раз неподалеку от монастыря. Один из воинов, по имени Яков Гудынский и по вероисповеданию католик, поддел своим копьем дощечку, плывшую по реке. Он вынес ее на берег на острие копья и увидел, что по древку стекает кровь. Это была не просто дощечка, а небольшая православная икона Пресвятой Богородицы! Икона кровоточила в том месте, где в нее вонзилось копье. Страх и раскаяние овладели этим человеком. Он отнес икону в монастырь, где остался и сам, приняв Православие и постригшись в монахи. Со временем икону вставили в доску большего размера, где были написаны ангелы, – получилось, что два ангела держат образ Пречистой Владычицы, украсили его драгоценной ризой, поставили в большой киот. От иконы совершалось множество чудес, исцелений, знамений, к ней из разных мест стекались толпы паломников. Якобштадтскую икону почитали даже протестанты! К сожалению, святыня исчезла. В годы Первой мировой войны ее эвакуировали в глубь России, а затем революция, гражданская война, и икона в Латвию не вернулась. Следы ее затерялись, что стало с нею, никто не знает. У нас оставались только списки. Их было несколько, но ни один не заменил исчезнувшую святыню. Когда в 1996 году монастырь в Екабпилсе был открыт, сразу стало ясно: нужно вернуть в древнюю обитель ее святыню. Мы начали поиски, они продолжались долгое время, но результатов не дали. И тогда решили написать новый список. Писали его в Москве, а освящал образ Святейший Патриарх Алексий II в древней Ризоположенской церкви, домовом храме Московских митрополитов, это было в 2008 году 15 июля, в этот день наша Церковь празднует обретение мощей священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. Так 15 июля Латвийская Церковь обрела две великие святыни – чудотворную икону Пресвятой Богородицы и нетленные мощи священномученика Иоанна. В своем слове Святейший Патриарх Алексий II сказал, что «эта икона скоро,очень скоро будет прославлена не только в Латвии, но и во всей нашей Церкви». Я тогда засомневался в сказанном, но эти пророческие слова исполнились в тот же день.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/28/...

Уверенно звучащие слова Митрополита Рижского и всея Латвии Священно-Архимандрита Свято-Духово монастыря Александра своей глубинной простотой вливаются в душу каждого, утверждая веру в возможность такого божественного явления: " Когда люди в Москве и Риге своими глазами увидели чудеса мироточения, исцеления и спасения от катастрофы, исходящие от представшей вновь Якобштадтской иконы (список выполнен московским живописцем), стало ясно, насколько значимо в наше время возвращение в обитель святыни, ушедшей из-за грехов человеческих - нелюбови, коварства, хитрости и обмана. Многие утерянные святыни возвращаются по мере вразумления людей, когда они, наконец, стали нужны не для музейных выставок, а для человеческого сердца " . Жанна ЧАЙКИНА упраздненный Свято-Духов монастырь в городе Якобштадте, основанный в XVII веке и упраздненный в 1866 году. Здесь находятся: Якобштадтская чудотворная икона Богоматери, древняя икона — складень Знамения Божией Матери и древняя икона святого Николая чудотворца. При монастыре Владимире-Мариинское училище. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Был приписан к Рождество-Богородицкому монастырю, 3 класса, общежительному, в местечке Иллуксте, в Якобштадтском уезде, в 264 верстах от Митавы. Мощные вязы, которые были посажены монахами монастыря в 18 веке и во всей красе видны на рисунке начала 19 века, благополучно дожили до наших дней и не только создавали уютную атмосферу обители, но и как природные насосы в течение 300 лет спасали ее от грунтовыз вод, уровень которых на этой территории очень высок. Они были варварски вырублены в 2010 году. Грунтовая вода уже видимо устрашающе поднимается в стенах храмов. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09083

Не все дожидаются этого света - уходят обратно в мирскую жизнь. Я был пострижен много лет назад в иночество в Свято-Духовом монастыре, был здесь послушником. Позднее служил в приходской церкви А.Невского в Рижском монастыре, в женском - под Елгавой. Служить трудно, но радостно. В Свято-Духову обитель поставлен на службу в апреле этого года. Во многом благодаря стараниям епископа Даугавпилсского Александра монастырь постепенно укрепляется, в нем возрождается иноческая жизнь " . Один из реставраторов монастыря - схимник Игорь, сказал: " При новом настоятеле внешний вид обители обновляется. За два месяца удалось позолотить первый купол, крест Никольской церкви, отреставрировать часовню, памятную чугунную доску, некоторые иконы. Город отдал монастырю, по сути, его же здание, в котором раньше размещалось приходское Владимиро-Мариинское училище. После ремонта здесь появится реставрационная студийная мастерская - идею настоятеля Алексия поддержал митрополит Рижский и всея Латвии и епископ Даугавпилсский. Огромная заслуга в возрождении монастыря принадлежит благочинному протоиерею отцу Георгию, прекрасному организатору " . " СВЯТЫНИ НУЖНЫ ДЛЯ СЕРДЦА " И вот уже Крестный ход под торжественное пение икосов, обращаясь к Пресвятой Богородице со словами " На путь покаяния, Дева, настави нас " , направляется из ворот Свято-Духова мужского монастыря к городской площади, где в 15.00 прибытие Якобштадтской иконы благоговейно приветствуется высокими и не очень высокими чинами православного духовенства, прихожанами, горожанами и гостями города. Драгоценную святыню при соблюдении всех почестей устанавливают на специальные носилки с резными ручками. Славя Богородицу, Крестный ход начинает шествие в сторону монастыря, распространяя вокруг аромат церковного ладана. Вернувшаяся в этот день к людям Якобштадтская чудотворная икона Пресвятой Владычицы Богородицы степенно плывет мимо мирской суеты: мимо магазинов и парикмахерских, мимо ремонтных мастерских и современных офисов, озаряя привычные жителям Екабпилса будни своим неповторимым чудодейственным светом.

http://sobory.ru/article/?object=09083

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Латвию из России возвращается чудотворная Якобштадтская икона Божией Матери 10.07.2008 Латвийская Православная Церковь готовится к торжествам по случаю принесения из Москвы в Ригу и Екабпилс Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы . В преддверии этого события 10 июля в нижнем храме рижского собора Рождества Христова состоится пресс-конференция для СМИ. Как сообщила пресс-секретарь Латвийской Православной Церкви Оксана Дементьева, Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы прибывает в Ригу 19 июля, а уже 25 июля святыню отвезут в Екабпилс. Икона, чья история начинается в далеком XVII веке, навсегда останется в Екабпилсском Свято-Духовом мужском монастыре. «Латвийская Православная Церковь надеется, что традиция почитания чудотворного образа в нашей стране восстановится, а сама Якобштадтская икона станет символом возрождения Свято-Духова мужского монастыря. Святыня навсегда останется в Екабпилсской обители и будет, как и прежде, покровительствовать монастырю и хранить город», — сказал епископ Даугавпилсский Александр. Delfi/Baznica.info/Седмица.Ru Редакция текста от: 10.07.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5212.html

   001    002    003    004   005     006