С 1997 г. выходит офиц. печатный орган ЛПЦ - газ. «Виноградная лоза». Издаются календари на латыш. и рус. языках, газ. «Православная жизнь» Даугавпилсско-Резекненской епархии, книги и брошюры на церковнослав., латыш. и рус. языках. В 2015 г. к 170-летию правосл. богослужения на латыш. языке были изданы 8 книг на латыш. языке, в т. ч. полный молитвослов и катехизис. С 2001 г. в Даугавпилсе работает студия документальных фильмов ЛПЦ. Якобштадтская икона Божией Матери в ц. Св. Духа Екабпилсского муж. мон-ря Якобштадтская икона Божией Матери в ц. Св. Духа Екабпилсского муж. мон-ря Восстановлены традиции ежегодных крестных ходов: с 17 авг. 1998 г. из Риги в Спасо-Преображенскую пуст. с иконой Божией Матери «Достойно есть»; с 21 сент. 2000 г. (в праздник Рождества Пресв. Богородицы) - из г. Зилупе к св. источнику в Ополи. 24 сент. 2001 г. Собор ЛПЦ с благословения патриарха Алексия II и Синода РПЦ принял решение о прославлении сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского, в лике местночтимых святых, 14 июля 2003 г. состоялось обретение св. нетленных мощей сщмч. Иоанна. Вскоре почитание сщмч. Иоанна стало общецерковным. 21-23 июня 2004 г. в Ригу была привезена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери . Это торжество собрало свыше 200 тыс. чел. и вызвало всеобщий духовный подъем, христиане всех конфессий стремились поклониться святыне. 28-29 дек. того же года в Ригу были привезены мощи св. преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, 29 сент.- 3 окт. 2007 г.- мощи св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, 24-28 окт. 2008 г.- мощи св. ап. Андрея Первозванного. За эти дни кафедральный собор, в котором находились святыни, посетили более 150 тыс. чел. В 2008 г. был создан список утраченной во время первой мировой войны Якобштадтской иконы Божией Матери и освящен в Москве в кремлевской Ризоположенской ц. патриархом Алексием II. Он говорил о том, что вскоре состоится всеобщее прославление этой святыни. В Ризоположенском храме сразу после освящения совершилось чудо мироточения и кровоточения от новоосвященного образа в присутствии множества людей. 19 июля Якобштадтская икона была внесена в рижский кафедральный собор Рождества Христова, а 25-26 июля перенесена в Екабпилсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастырь . В наст. время чудотворный Якобштадтский образ является чтимой святыней ЛПЦ, привлекающей многочисленных паломников. На икону возложен драгоценный оклад, изготовленный на всенародные пожертвования.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

При преосвященном Иове церковный фундуш был возвращён в пользование наличного церковного причта, а за вдовой сохранена лишь выдача ей 17 р. в год. Вдова обратилась с жалобой «к его высокопреосвяществу», но «вместо милости получила отказ с угрожением палок». Тогда у неё, « таковой крайнейшей бедности», осталась «одна надежда» – прибегнуть в «священнейшее место (т. е. в св. синод) и утруждать оное недостойнейшим сим прошением: не будет ли милость, воззрев на слезы восьмидесятилетней старицы, не имеющей дневнаго пропитантя, – – » и т. д. Св. синод тоже отказал ей в просьбе 2777 . Само собой разумеется, это был редкий случай вполне обеспеченного положения священнической вдовы. Но он показывает, что сироты духовенства, во всяком случае, не оставались без куска хлеба, пользуясь некоторой частью церковных доходов. Книга восьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии: монастыри. Перемещение преосвященного Иова и его кончина I. Число монастырей имонахов в Минской епархии. – II. Минский-Пинский первоклассный монастырь. – IIІ. Слуцкий Ильинский женский второклассный монастырь. Виленский женский монастырь. – IV. Виленский Святодухов монастырь. – V. «Виленские» упразднённые монастыри: Кейданский, Еврейский, Кронский. – VI. «Виленские» уцелевшие монастыри: Друйский и Сурдегский. – VІІ. Слуцкий Троицкий монастырь. – VІІІ. Грозовский Николаевский, Морочский и Старчичский монастыри, приписные к Слуцкому Троицкому. IX. Брестский и Грозовский Богословский монастыри. – X. Дятловичский монастырь. – XI. Монастыри: Дисненский и Якобштадтский. XII. «Заграничные» монастыри. – XIII. Монашествующие. – XIV. Перемещение преосвященного Иова и оценка его деятельности на Минской кафедре. – XV. Дело преосвященного с консисторией. Кончина преосвященного Иова. I В количестве монастырей преосвященный Иов в Минской епархии не встретил недостатка. Епархия, после всех «отделений» от неё, сохранила ещё двадцать монастырей – восемнадцать мужскихи два женских: Брестский Симеоновский, Виленский Святодуховский, Грозовский Иоаннобогословский, Грозовский Николаевский, Дисненский Воскресенский, Друйский Благовещенский, Дятловчский Преображенский, Еврейский Успенский, Кейданский Преображенский, Кронский Троицкий, Минский Духовский-Петропавловский, Морочский Успенский, Пинский Богоявленский, Слуцкий Преображенский Братский, Слуцкий Троицкий, Старчичский Петропавловский, Сурдегский Святодуховский, Якобштадтский Святодуховский; женские: Виленский Благовещенский и Слуцкий Ильинский 2778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Письма эти, ещё нигде не напечатанные и нами теперь издаваемые в свет, представляют собою весьма ценный и интересный материал для биографии знаменитого их автора–в последний – Киевский – период, его жизни. Именно: они обнимают время от назначения Евгения Болховитинова на кафедру киевской митрополии– в начале 1822 года– почти до самой его кончины–в начале 1837 года. Кто же такой был игумен Серафим Покровский и по каким поводам вел с ним такую продолжительную переписку митрополит киевский Евгений? И каков общий характер этой переписки? И где хранятся подлинники её? Игумен Серафим был родом из псковской епархии. Когда Евгений Болховитинов был назначен в 1816 г. на архиерейскую кафедру во Псков, он застал Серафима Покровского настоятелем (в звании строителя) Якобштадтского монастыря, в Курляндской губернии, принадлежавшей тогда к Псковской епархии (тогдашний Псковский архиерей титуловался Псковским, Лифляндским и Курляндским). Во время первой своей поездки по новой епархии, Евгений обратил внимание на скромного якобштадтского строителя. Не смотря на свое незначительное школьное образование, Серафим очень понравился Евгению своими нравственными и практическими достоинствами: искренним благочестием, кротостию нрава и простосердечием, необычайным трудолюбием, выдающимися хозяйственными способностями и наконец, прекрасным, чётким, почерком. Вследствие всего этого Евгений в скорости сделал Серафима экономом своего архиерейского дома. А архиерейским домом Псковской кафедры был тогда, как и теперь, Снетогорский монастырь, в трех верстах от Пскова, расположенный на горе, которая называется Снетною или Снятною, отчего и монастырь получил свое название 1 ). В то же время Евгений назначил Серафима игуменом Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, в 20 верстах от Пскова, так что Серафим, будучи экономом архиерейского дома, был вместе с тем и настоятелем Крыпецкого монастыря. Монастырь этот, основанный в XV в. св. Саввою Крыпецким (коего память 28 августа), был особенно любимым местом для Евгения, и делая настоятелем его своего эконома, он тем брал этот монастырь под свое особое покровительство. И действительно, Евгений и Серафим много потрудились для благоустройства и для благолепия Крыпецкого монастыря 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

А храм сей – разве не напоминает нам о непреложности слов Спасителя: Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ей. Прошли уже столетия с того времени, как существует Свято-Духовский Якобштадский храм, свидетель существования православья в этой окраине с давних времён, свидетель и того, как оно теснилось в сем крае. И самый храм Свято-Духовский, вследствие разного рода козней по отношению к православным, предавался забвению и разрушению. Но, вот, когда, по воле Божьей, в силу непреложности слов Спасителя о непоколебимости Церкви Его, стал снова распространяться свет православия в Прибалтийском крае и в сей окраине явились благодетели, которые обратили внимание на старинный памятник православия и восстановили его. Жители сего града, как единоверные нам братья, так и иноверные, были свидетелями восстановления почти из развалин Свято-Духовского Якобштадтского храма сего. Назад тому три с половиной года, быть может, все вы, присутствующие ныне в сем храме, видели торжественное освященье восстановленного храма собором святителей, со многими духовными лицами, при многочисленном собрании народа. Радость была великая для чад православной церкви не только в сем граде и крае, но она отозвалась в отдалённых пределах православной России. Можно было надеяться, что восстановленный Свято-Духовский Якобштадский храм есть явный выразитель безбоязненного и безопасного исповедания православной веры сынами православной Церкви в сем крае. Но случилось ужасное дело, свойственное только временам тёмным, необразованным, странам диким, языческим: ново-восстановленный храм тайными руками врагов православия, руководимыми, несомненно, из преисподней злыми духами, предан был огню и пламени: но что значат злые козни не только людей, но и дьяволов пред всемогуществом Божьим?!.. Бог поругаем не бывает! Слова Спасителя: созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ей – сбылись и на судьбе сего храма. Быть может, враги православия думали, что с уничтожением Свято-Духовского Якобштадтского храма уничтожится и православие в сем крае. Но нет! Это бедствие только более пробудило сочувствие, уважение и любви к православию у лиц, не принадлежащих к православной Церкви, и подвинуло их на вступление в недра православной Церкви, а самых православных чад возбудило к большему рвению воздвигнуть с большей славой и с большим великолепьем Свято-Духовский Якобштадский храм. И, вот, мы видим ныне исполнение сего святого дела. С нами Бог , разумейте языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог !

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Воргольская . Воргольская В селе Ворголе Глуховского уезда Черниговской епархии явилась сия св. икона в 1751 году. Коденская Святая икона находится в Седлецкой губернии. Кожанская Сия икона славится в Гродненской губернии. Аксайская Аксайская Многими чудотворениями прославилась Аксайская икона на Дону. Сохомская Сохомская Численская Яноборская Яноборская Сосновская и Хлебенная-Запечная Сосновская В Преображенском соборе, что в Соловецком монастыре, иконостас старинный, резной и золочёный, построен вместо прежнего, ветхого, в 1697 году повелением и иждивением императора Петра Великого после первого им посещения сей обители. Около двух столпов, поддерживающих своды, устроены в 1830 г. резные иконостасы, вызолоченные, с 12 витыми колоннами и с Хлебенная-Запечная балдахинами, а под ними на западной стороне поставлены две старинные чудотворные иконы Божией Матери; на правой стороне стоит Сосновская икона 147 , в древние времена явившаяся на сосне при морской губе, называемой Сосновскою, а на левой стороне другая икона, известная под именем Хлебенной или Запечной 148 . Икона эта явилась святителю Филиппу в то время,когда он был пекарем при хлебенном послушании в Соловецком монастыре в начале XVII века. Владимиро-Волынская Мстиславова Владимиро-Волынская Мстиславова Удельный князь Мстислав Изяславович соорудил в 1160 г. Успенский собор во Владимире-Волынском. В этом храме хранится древняя святыня – чудотворная икона Божией Матери. Полагают, что эта икона пожертвована Мстиславову собору епископом Вассианом при восстановлении им в 1494 году храма после разрушения его татарскими полчищами. В XVII в. Была покрыта серебряной ризой, а в XVIII в. к ризе были сделаны некоторые украшения. Икона эта находится теперь во Владимире-Волынской соборной церкви и считается братской иконой. Сейданая – в Иерусалиме Сейданая – в Иерусалиме Чудотворная икона Сейданая находится в Сретенском монастыре, что в Иерусалиме. Якобштадтская Якобштадтская Селение, носившее название русской слободы, было переименовано немцами в Гольмгоф, а впоследствии было возведено герцогом Курляндским Яковом в город Якобштадт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Екабпилс. Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Jkabpils Svt Gara vriešu klostera Svt Gara Nonkšanas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия , Рождества Пресвятой Богородицы , Петра и Павла Год постройки:Между 1887 и 1888. Архитектор:А.П. Кизельбаш Адрес: Латвия, г.Екабпилс, ул. Бривибас 202 Brvbas iela 202, Jkabpils, Jkabpils novads, Latvija Координаты: 56.500214, 25.861039 Проезд:Из Риги на поезде или автобусе, местный автобус 5 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первоначальный деревянный Свято-Духов храм был построен на средства купца Радкевича в 1670-1675 годах в память виденного им чудотворения Якобштадской иконы Божией Матери. После упразднения монастыря в 1817 году храмы обители стали приходскими. До 1866 года при храмах оставались доживать свой век престарелые иноки монастыря. Чудотворная икона Божией Матери находилась в Свято-Духовской церкви. Массовое движение перехода латышей в Православие в середине 19 века было причиной образования при храме латышского прихода. В течение 1845 – начала 1846 года в Якобштадтате священник Александр Мутовозов миропомазал в православие 381 латыша. К 1853 году Свято-Духовская церковь совсем обветшала и была закрыта. Приход перешел в Покровскую церковь (бывшую униатскую), где присоединился к бывшему там приходу. Храм стоял заброшенным 30 лет. Два события тех времен послужили знамениями, указавшими на необходимость восстановления храма. В 1878 году в Якобштадте случился страшный пожар у самых стен монастыря. Во время пожара чудотворная Якобштадтская икона была с молебным пением обнесена вокруг ограды, и ветер переменил направление, огонь не коснулся древнего храма. В 1881 году пожар случился на территории бывшего монастыря, сгорел дом настоятеля, был поврежден Никольский храм, а ветхая Свято-Духовская церковь уцелела. Восстановление церкви началось в 1882 году под руководством протоиерея Родиона Пойша. Прибалтийское православное братство Христа Спасителя и Покрова Богородицы объявило сбор средств на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=09296

Докладная записка И. П. Липранди Действительный статский советник Липранди, человек внимательный и достаточно объективный, опираясь на сведения, собранные на месте из официальных источников и полученные от лиц различных партий всех сословий, сформулировал свое заключение так: «Необыкновенное явление в мире исповеданий, совершающееся ныне в Лифляндской губернии, есть не что иное, как чисто религиозное влечение — необходимость души, чувство, господствующее до сих пор над всеми расчетами жизни» . И. П. Липранди особо отметил тяжелую жизнь и неблагоприятное во всех отношениях состояние крестьянского населения Лифляндии. «Это всегдашнее его состояние усиливается еще более, когда он бывает застигнут неурожаем,— писал действительный статский советник в разъяснениях к своей записке.— В подобном бедственном положении каждый человек ищет утешения в спасительном нравоучении исповедуемой им веры, к которой прибегает преимущественно в часы горести и страданий, бедствий и тому подобном, но в этом отношении лифляндский поселянин еще более несчастлив, ибо он совершенно лишен религиозных утешений, успокаивающих душу и страсти, волнуемые житейскими бедами» . Липранди объяснял это тем, что пасторы не исполняли своих обязанностей по отношению к пастве, а видели в ней по большей части лишь источник обогащения. Эстонцы и латыши лишены нравоучительных проповедей на родном для них языке. Умерших хоронили без всяких правил, в присутствии одного только кистера. Но «латыши и чухны издавна уже обратили внимание свое на нашу Церковь,— продолжал далее Липранди,— и образование в тамошнем крае православного богослужения на латышском языке было необходимым следствием давнишней потребности народа в вероисповедании, более обрядном и менее умозрительном и холодном лютеранского. Доказательством этого служит то, что издавна многие священники православных приходов, например Якобштадтский, получали значительный доход даже от латышей-лютеран, служивших молебны в важные для поселянина эпохи года, каковы: посев, жатва, сенокос и проч., а в заутреню, пред Светлым Христовым Воскресением, они ползали на коленях вслед за плащаницею» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430271/

В Риге торжественно отпраздновали 75-летие со дня рождения митрополита Рижского и всея Латвии Александра 4 октября 2014 г. 15:18 3 октября 2014 года полнота  Латвийской Православной Церкви  праздновала 75-летие со дн рождения  митрополита Рижского и всея Латвии Александра . Накануне в кафедральном соборе Рождества Христова г. Риги владыка Александр совершил всенощное бдение. В день юбилея в рижском кафедральном соборе Предстоятель Латвийской Церкви возглавил служение Божественной литургии. На богослужениях Его Высокопреосвященству сослужили епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр , благочинный Рижского округа протоиерей Иаков Присяжнюк, секретарь Синода Латвийской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Сичевский), многочисленное духовенство. По окончании Литургии был совершен молебен и провозглашены уставные многолетия. Митрополит Александр поблагодарил архипастырей, клир и прихожан, разделивших с ним радость празднуемого события. От имени Латвийской Православной Церкви приветственный адрес огласил епископ Александр и преподнес владыке митрополиту панагию с изображением Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы. Со словом приветствия к юбиляру также обратились Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Латвии А.А. Вешняков, вице-мэр города Риги Андрис Америкс и директор Департамента благосостояния Рижской Думы Ирена Кондрате. От имени сестер Рижского Троице-Сергиева женского монастыря владыку митрополита поздравила игумения Магдалина (Полын). Были оглашены поздравительные адреса от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Президента Латвийской Республики Андриса Берзиньша и президента министров Лаймдоты Страуюмы, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и председателя Отдела внешних церковных связей   митрополита Волоколамского Илариона . Вечером 3 октября в Большом зале Рижского Дома латышского общества по случаю юбилея Предстоятеля Латвийской Православной Церкви состоялся праздничный концерт. Во время концерта владыку митрополита тепло поздравили почетные гости: кардинал Римско-Католической Церкви Латвии Янис Пуятс, ректор старообрядческого духовного училища Н.Т. Иванов, директор Центра русской культуры г. Даугавпилса Г.И. Богданова, директор рижской средней школы «Аниньмуйжас» Т.И. Пулле. По материалам официального сайта ЛПЦ Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Им стал законоучитель Митавской гимназии, священник С.Околович. Он охотно взялся за дело. Богослужения стали совершаться в зимнее время по особому расписанию два раза в месяц. Расходы на содержание священника взяло на себя Петро-Павловское братство. Прихожане с благодарностью отнеслись к назначению постоянного священника в зимнее время. Они помогали, чем могли, собрали средства на плащаницу для Дуббельнской церкви. За счет церковных средств храм отапливался. Прихожан на богослужении в иные дни собиралось до ста пятидесяти человек.  В 1902 году Петро-Павловское братство начало сооружение часовни, приписанной к Св.Владимирской церкви, на Дуббельнском братском кладбище. Проект и смету составил архитектор А.П.Кизельбаш. Он сам наблюдал за стройкой, которая завершилась в следующем году. В 1905 году священника С.Околовича перевели в Пернавский храм. Богослужения стали совершаться нерегулярно. В этом же году была закрыта " братская " школа в связи с открытием на Взморье хорошо оборудованных и оснащенных министерских школ. В Эдинбурге к этому времени уже была построена еще одна церковь на Рижском взморье. В этой связи Высокопреосвященнейший Агафангел, архиепископ Рижский и Митавский, направляет в Дуббельнскую церковь священника Куймецкой церкви, отца Н.Шалфеева. Он прибыл в 1906 году для обслуживания не только церквей Дуббельне и Кеммерне, но и Эдинбургской церкви во имя Казанской Божией Матери. Петро-Павловское братство ассигновало средства для найма зимней квартиры для священника и вознаграждения для псаломщика. Дуббельнской церкви были выданы метрические книги для записи крещений и венчаний, церковная печать. Богослужения, начиная с 1906 года, совершались ежедневно круглый год на церковно-славянском, латышском и немецком языке. В 1907 году в начале лета в Дуббельнскую церковь прибыла Якобштадтская икона Божией Матери. Появление этой святыни, как и ежегодное пребывание здесь (начиная с 1902 года) Псково-Печерской Владимирской иконы Божией Матери " Умиление " , были особо значимыми событиями.

http://sobory.ru/article/?object=09837

В. Оноприенко. В 1895 году председателем избран командир полка генерал-майор А. А. Евреинов. За 25 лет своего существования общество получило 155,200 рублей, получая от 4,500 до 12,175 рублей в год. Из этой суммы 43,400 рублей собраны были в кружки; ежегодный кружечный сбор колебался незначительно, между 1,287 рублями в первый год и 2,229 в 1885 году. В ноябре 1895 года новый председатель совета общества генерал-майор А. А. Евреинов, командир Измайловского полка, нашел возможным уступить под постройку дома общества 665 квадратных сажен принадлежащей полку земли, на 10-й роте и Якобштадтскому переулку, с тем условием, чтобы дом, который на этой земле будет построен обществом для своих благотворительных учреждений, носил название «Дома императора Александра III для призрения бедных прихода Троицкой лейб-гвардии Измайловского полка церкви». В Бозе почивающий император состоял шефом Измайловского полка. Благодарное командиру общество постановило за правила впредь избирать в председатели совета неизменно командиров полка, в память заботы о пользе общества генерала Евреинова. По воспоследовании высочайшего соизволения на отвод обществу этого участка земли, в первый же воскресный день духовенство с крестным ходом проследовало на этот участок, здесь было совершено благодарственное Господу Богу молебствие, земля освящена и совершена закладка здания. У общества было 42,000 рублей, и год постройки был необычайно выдающимся по количеству пожертвований. В. А. Андреев оставил по завещанию 5,000 рублей, П. П. Нестеров завещал 4,000, Е. М. Миронов пожертвовал 3,000, И. П. Шалин 500, Ю. И. Варгина завещала 500, П. Ф. Харламов пожертвовал строительных материалов на 500 рублей, Я. И. Игнаткин пожертвовал 300 рублей, призреваемая в бесплатной квартире старушка Д. Королькова пожертвовала свои 200 рублей, по 100 рублей пожертвовали: неизвестный, начавший пожертвования, другой неизвестный (в кружку), П. П. фон-Дервиз, отец Иоанн Сергиев Кронштадтский, Е. М. Миронова, А. А. и Л. Л. Евреиновы, Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001   002     003    004    005    006