Так молились они, и святая икона сошла с высоты воздушной к ним на руки; с благоговейною любовью они лобызали ее, а Матерь Божия изливала на них чудеса своего милосердия. Немедленно было положено основание храма на месте дивного явления иконы: стали рубить лес и в тот же день срубили три венца. На ночь была поставлена стража у святой иконы и все разошлись по домам. Всю ночь не спали стражи, но к утру заснули крепким сном, а когда проснулись, то увидели, что нет ни иконы, ни начатого сруба. Собрался народ и, в скорби сердечной о потери такого бесценного сокровища, рыдал и взывал к Богу: О, Владыко Человеколюбче, яви нам снова Божественный дар Твой! О, Владычице, милосердая Матерь! Куда Ты удалилась от нас, недостойных рабов Твоих? Вчера Своим пришествием Ты исполнила нас радости, а ныне удалением повергла нас в горькие слезы... Явись нам паки, Свет наш, обрати печаль нашу в радость! Не скрывай от нас бесценного сокровища, которым мы надеялись обогатить нищету нашу... С плачем и рыданиями разошлись все по горе и по всей соседней роще, ища желанное сокровище и по воздуху и по земле... Вдруг приметили свет к востоку, за рекой Тихвинкой, среди болотной пустыни, версты за две от горы. Пришли на то место, облитое светом, увидели святую икону, начатый сруб, все деревья приготовленный для постройки храма и даже малые щепы – все в целости, будто перенесено сюда самое место из-за реки... Святая икона стоит в срубе, среди восточной стены его, ничем не прикрепленная и сияет пресветлыми лучами. Со слезами радости народ припал к чудной иконе и благодарным сердцем взывал: «Слава Тебе, Христе Боже! Слава Тебе, Мати Божия: Ты не оставила нас; не оставь же нас и до конца!». На том месте, где окончательно остановилась святая икона, был устроен (начатый прежде) деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот три раза был истребляем пожаром, но святая икона осталась невредимою. После третьего пожара князь Василий Иоаннович повелел построить каменную церковь . Церковь была построена, как вдруг обрушились своды и завалили 20 человек рабочих. Все считали их погибшими, но когда спустя три дня разметали камни, то нашли всех их живыми, по милости Царицы Небесной. В 1560 г., по повелению царя Ивана Васильевича Грозного, при храме Успения Пресвятой Богородицы, был устроен общежительный мужской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

   Ныне же паки что реку или что возглаголю великоименитей Девей, паче же рещи многоименитей, пророки прореченней? Пять убо к десятим летом преидоша явлению чудотворныя Богородицыны иконы, чудесная же исцеления безпрестани неоскудно бывают, и вся страсти душевныя и недуги телесныя немедленно от человек отгоними бывают. Сие паки призывает мя к торжеству и глаголати понуждает: и яко подобает ми и писанию сия предати, да не буду осужен, якоже и скрывый талант господина своего. Понеже убо человеческий род обыче и святых памяти духовные с похвалами празновати, а иже Пресвятей и Преславней Царице царски празники празновати, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Мария, — сию попремногу паче онех любовию почитати должны есмы (Та бо есть божественый покров рабом своим), и притецати к тихому сему и доброму Пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому Спасению, Покрову Девыя; и яко Вышшей и паче всех тварей вышшую похвалу принести, яко Царице и Владычице царя и Владыку всех рождьшую: Тоя бо ради праматерняя клятва потребися и Адам от вечных уз свободися, и Бог к нам примирися. Тогда бо Иаковля лествица утвердися. Богу хотящу по ней снити и человеком путь сотворити к небесным и человецы со ангелы во едино быша: не ктому, яко же тогда, со Ияковом древле борется, ибо Творец Иаковль на землю сниде, погибшую драхму взыскати хотя и Отцу принести. Темже пророцы тогда возрадовашася, своему пророчеству збытие зряще. Тогда убо Давыд, видев от семени его правнуку родившуся, бряцая в гусли, играя духом, глаголя: «слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое» (Пс.44:11). Темже тогда не токмо пророцы, но и превышняя и земная тварь съпразноваше. Ныне же паки приспе новый празник честный Владычицы нашея Богородицы честнаго Ея образа иконы Одигитрия, крепкия помощница: да познают вси, яко не токмо, егда в мире бяше, ходатайственое к своему Творцу и Сыну показоваше, но и паче, и по преславном своем преставлении от земных в небесная, непрестанно милостивно нас присещая. Темже, оставльше начало словеси, на совершение ведемся шествующе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2845...

Соб. инф. ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ " ПОЧАЕВСКАЯ " " Почаевская " икона Божией Матери находится в Успенской Почаевской Лавре. Свое название икона получила от местечка Почаева; по этому же селу называется и сама Почаевская гора, на которой находится Лавра. Гора эта значительно выше всех окружающих ее гор и в особенности замечательна своей пещерой, образовавшейся естественным образом. В этой пещере некогда поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы и воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божиею. Однажды один из этих подвижников взошел ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил о дивном видении своего сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидел это и пастух с мальчиками, пасшими под горою стадо, и, поспешив на гору, встретил там двух монахов, прославлявших Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твердый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, несмотря на то что неисчислимые паломники постоянно берут ее для исцеления от недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Ее стопы на камне были около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии - неоскудевающим источником великих чудотворений. В 1595 году Константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою благословил ее иконою Пресвятой Богородицы, привезенною им из Константинополя. Сначала эта святыня не многим была известна; но вскоре от иконы стали истекать чудеса, и сама Анна Гойская стала оказывать особенное благоговение к иконе и теплить пред нею неугасимую лампаду с тех пор, как увидела Пресвятую Богородицу, явившуюся ей в сиянии света. Анна Гойская удивлялась силе благодати от иконы Богоматери; но, когда ее брат Филипп Козинский, слепой от рождения, повергся со слезами и молитвою пред святою иконою и тут же получил зрение, тогда она устрашилась такую благодатную святыню держать в своем доме и потому в 1597 году при стечении многочисленного народа препроводила ее со свечами и молебным пением в Почаевскую обитель и отдала на вечное хранение инокам, обитавшим в пещере. Вскоре на скале выстроена была и церковь в честь Успения Богоматери.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

В Святом Писании используется лучший термин для выражения чуда — термин «знамение». Знамение являет, показывает кого-то. Оно являет Бога. Чудо хорошо не потому, что кто-то излечивается, а просто потому, что являет людям Бога. Это и имеет самое большое значение. Мы обычно обращаем внимание на первое и незначительное — излечение, а не на величайшее — явление славы Бога. О таком личном опыте присутствия Бога в их жизни рассказывают христиане, которые испытали на себе благодетельные действия Божией Матери. Благодетельным результатом чуда являлось чудо возвращения и покаяния, явления Бога. Многие из тех, кому было оказано благодеяние, были слабо или же совсем не связаны с Церковью. После испытанного ими благодеяния они плакали, уразумели свою ошибку, свою духовную нищету и теперь живут в усердии и покаянии. О покровительстве Богородицы верующим, особенно же — испытывающим боль и скорбь, трогательно повествует Илиас Миниатис: «Сироты, лишённые родителей ваших, родители, лишённые детей ваших, супруги, лишённые супругов ваших, странники, утратившие отечество ваше, больные, испытывающие боль, горюющие, порабощенные, грешники, не печальтесь. У вас есть мать, Матерь Божия. Мать, Которая заботится о вас в вашем сиротстве, Которая даёт вам утешение в скорби, врачевание в страстях, прощение в грехах. Не печальтесь, у вас есть мать, Матерь боли, Матерь Божия. Христиане, большие и маленькие, священники, миряне, младые, старцы, мужчины, женщины, уязвлённые, все, кто преклоняетесь пред Распятым Сыном Ее, взывайте к Святой Деве, дабы Она облегчила вашу боль и вы могли поднять ваш крест, вашу боль, вашу скорбь». Мы молитвенно желаем, чтобы издание настоящей книги нашей Святой Обителью укрепило сомневающихся в вере и порадовало верующих, усиливая их любовь к Препетой Богородице. Игумен Священной Великой Обители Ватопед Архимандрит Ефрем Введение Наша Церковь чтит святые и священные останки как тел святых, так и предметов, принадлежавших им. Одной из таких уникальных сохранившихся реликвий, принадлежащей Пресвятой Богородице, является Ее Честной Пояс. Он представляет для нашей Священной Великой Обители Ватопед бесценное сокровище и наиболее священную реликвию. В останках святых продолжает действовать Благодать Святого Духа. Как пишет святой Иоанн Златоуст : «Иисус Христос, почитая подвиги, кровь и мученичество святых, оставил их души на небесах. Их же тела и священные реликвии он оставил на земле ради нашего спасения».

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-svjatog...

Я в это время со священнослужителями и своими друзьями беседовал после службы вовне. Мы вышли и стояли буквально в десяти метрах от храма на дорожке у скамейки. Потом я увидел краем глаза, что люди лежат на полу, схватившись за голову, и подумал, не дай Бог что-то случилось. Мы находимся в очень особенном месте и одновременно непростом. Войдя в храм, увидели, что люди поднимаются с пола все в слезах. Зашли батюшки - и мы тоже все стояли и плакали. Чувствовалось присутствие Царицы Небесной, Ее великая неизреченная благодать, которую грешному человеку трудно выдержать. Даже если кому-то рассказать, что тут вчера было Царствие Небесное, человек все равно не заплачет. А если он почувствует это сердцем, то даже если молчать или сказать два слова, слезы сами польются ручьем. Вот такое случилось и с нами. Это величайшее, внушающее страх и трепет событие, подобного которому давно не знала история Церкви, воочию показало, насколько важно и дорого нашей Владычице каноническое православное Богослужение и принесение бескровной жертвы на избранном Ею в веках месте. Спустя время потрясло озарение, которое объяснило, почему все случилось именно сейчас. Явление Матери Божией ознаменовало также важнейшую дату в истории Русского Православия - в 2006 году исполнилось ровно 1010 лет Десятинной (10-тинной) церкви. Храм был созижден византийскими зодчими в 996 году. Дату символ, дату восклицание и призыв к нашей памяти ознаменовало посещение Богородицей Своего первого каменного собора. В тот же миг с предельной ясностью стало понятно, что Она Сама вернула нас сюда и благословила возносить хвалу и славу Сыну Своему и Богу нашему. Десять лет Десятинной После этого премного благодатного посещения Пречистой Десятинная икона стала чудотворить. Все присутствовавшие видели, как Богородица зашла, но никто не видел, как Она выходила. И мы мыслим, что Она осталась с нами. Чувствуем и видим это - братия, и наши прихожане - по многим милостям и чудесам, которые у нас совершаются. В 2016 году на Пасху был юбилей этого события - десять лет как на сем святом месте возобновлены богослужения и десять лет со дня явления Богородицы. Промыслительно оно было именно здесь: Десятинная - первый на Руси собор Пречистой Богородицы - мать всех русских церквей. Отсюда начало утверждаться христианство на нашей земле. Это место святое для всех русских людей. Здесь служили и молились все наши основатели, первосвятители и отцы, начиная от великого князя Владимира, который построил Десятинную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы; византийца, первого митрополита Киевского Михаила; святителя Петра Могилы, который считал за честь здесь служить, был настоятелем Десятинной церкви и стал инициатором ее возрождения после разрушения во время монголо-татарского нашествия.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/31/...

В плену неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богородицу. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь. Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякой, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса. Описание иконы Город Курск, находившийся в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву. Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных же сторонах – изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках. Цветная литография подлиной иконы «Знамение» Доска, на которой изображена Богоматерь, представляла собою небольшой квадрат в длину и ширину по 3 ½ вершка, вставленный в такой же формы деревянный оклад. На последнем, как выше сказано, по велению царя Феодора Иоанновича были помещены изображения: сверху иконы – Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, а по сторонам ее – пророков, со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/15/...

Здесь бывали все русские императоры, которые обвязывали престол своими царскими лентами. О духовном и историческом значении Десятинной церкви написано множество томов и докторских диссертаций. Где в первые века христианства рукополагали священство, постригали в монашество? Где были архиереи? Где еще была такая служба по Византийскому уставу? Где служили греки? Все здесь, мы это знаем. Только благодаря молитвам и предстательству Царицы Небесной здесь теперь возведен прекрасный храм. Она Сама нас тут держит и опекает. Возвращение к жизни Самое яркое из чудес случившееся вскоре - возвращение к жизни одной рабы Божией. Это было сразу через месяц после явления Богородицы. Ко мне пришел высокопоставленный чиновник договариваться о погребении своей мамы. Взрослый мужчина, немного старше меня. Его мать, которую звали Мария, находилась в реанимации элитной больницы и уже не подавала никаких признаков жизни - дыхание принудительно поддерживалось аппаратами. Вопрос был в том, когда их отключать: врачи в один голос сказали, что вернуть женщину невозможно и дали время родным договориться о месте на кладбище. Один из двух сыновей Марии, мой друг, мы и сейчас дружим, сильно горевал, плакал, корил себя, что мама умерла, а он не успел попрощаться. Ему так хотелось ей еще что-то сделать и сказать, отдать сыновний долг. У нас тогда было только два подсвечника. И сам того не желая, не знаю как так вышло, я ему сказал: «А ты возьми, поставь два полных подсвечника свечей и помолись от всего сердца своими словами - и мама еще поживет». Он на меня вытаращился: «Как же? Она же уже практически умерла». И как бы, слушая свои слова со стороны, я снова повторил: «Еще поживет». Он, как ни странно поверил мне и спрашивает: «Сколько?» «А сколько ты хочешь?» Он выпалил: «Полгода мне хватит попрощаться». «Вот, значит, полгода мама еще поживет». Он пошел, поставил два полных подсвечника свечей, мы помолились и... мама ожила. Об этом знают все наши священнослужители и прихожане. Раба Божья Мария, которой тогда было за семьдесят, вернулась к жизни из «точки невозврата». Главврач и весь медперсонал больницы были в шоке, это было колоссальное потрясение для всех. Человек фактически умер, они готовились констатировать смерть. И вдруг она поднялась, напугав сиделку.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/31/...

Икос 2 Разум прекрасного явления во сне Богоматере, благочестивая раба града Липецка разумети имуще тече ко священником в Собор и поведующе им дивное явление и повеление Владычицы, поднять икону Смоленскую Твою Страстную и обнести вокруг града Липецка, да прекратится смерть в народе Его от холеры, тем милосердие Твое явится людем, сего ради с любовию и благодарением зовем Ти: Радуйся, чудесными цельбами икону Твою прославившая; Радуйся, яко сия икона в домы больным вносимая от одра смерти людей свобождающе с радостию приемлется. Радуйся, холеру во граде нашем истребившая и воздух иконою Твоею освятившая; Радуйся, яко Твоя икона чудотворениями и дивными вспоможениями в Липецке и окрестностях его прославилася. Радуйся, яко от нея и по сей день чудеса милостию Твоею подаются; Радуйся, благодатная Царице небесе и земли, цельбоносную помощь иконою Твоею нам являющая. Кондак 3 Сила Всевышняго благодатию Богоматери укрепи во граде нашем Закон: ежегодно в день праздника Смоленской иконы Твоей с молебным пением и хоругвиями образ Твой поднимати из Собора и обходить с ним вокруг града Липецка, да памятуют людие помощь Твою великую и благодарственно взывают к Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа. Икос 3 Имуще благоутробное промышление о людях града нашего Липецка, от чудотворныя Твоея иконы, Владычице, токи неисчислимыя чудес источила еси, подавая в тяжких страданиях цельбу, в болезнех душевных и телесных здравие. Сего ради, Тебе Целительницу нашу благоговейно чтуще со слезами благодарности всегда зовем: Радуйся, тихое пристанище наше в бурном житейском море; Радуйся, Ангельских воинств непрестанное удивление. Радуйся, прославляемая в роды и родов от человеков присно Тя любящих и чтущих; Радуйся, радость неизреченную от Сына Твоего и Бога людям на землю изливающая. Радуйся, скорбь велию Того в смерти крестной сердцем перестрадавшая и нас от скорбей и напастей свобождающая; Радуйся, тихую радость и мир непрестанно нам дарующая. Радуйся, умиленно о нас пред Богом молящаяся и ходатайствующая; Радуйся, щедроты Твои обильно людям подающая. Радуйся, любовию Твоею Матернею всех нас ежечасно согревающая; Радуйся, благодатная Царице небесе и земли, цельбоносную помощь иконою Твоею нам являющая.

http://pravicon.com/info-1224

Имя «Мария», данное Богородице по Промыслу и воле Божией, означает «Госпожа». Святой Никодим Святогорец дает этому имени троякое толкование: «госпожа», «озарение» и «море», что, соответственно, выражает силу, мудрость и благость Богоматери. От Бога Отца Она приняла силу, дабы, как Мать, на земле творить то, что Бог, как Отец, творит на небе. От Бога Сына, как Его земная Мать, Приснодева приняла мудрость, дабы примирить человека с Богом. Наконец, от Духа Святого, как Его Невеста, Дева Мария приняла благость, чтобы преподавать духовные дары всякой твари. От самого рождения святая жизнь Богородицы была исполнена чудесными событиями и исключительными благословениями. Из всех жен Она единственная, кто родился по обетованию, то есть после ангельского предсказания. По прошествии трех лет, Божественною волею Преблагая Дева была препровождена во Святая Святых как «трехлетняя юница», где, по слову святого Иоанна Дамаскина , «вскормленная и Духом растворенная, якоже маслина плодовитая, всякой добродетели приятелищем стала». Здесь Пресвятая Дева пребывала на протяжении целых двенадцати лет и сверхъестественным образом была вскармливаема небесной пищей. Так Бог готовил Ее для высокой участи в домостроительстве воплощения, дабы сделать Ее «благодатною», то есть украшенною всеми дарами Святого Духа. С наступлением полноты времени к Деве Марии посылается Ангел Господень, который благовествует Ей о зачатии Сына Божия. Приснодева со смирением и покорностью принимает эту высочайшую честь и, «исполнившись Духа Святого», отвечает: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей». Никакой другой добродетелью Богородица не стяжала столько благоволения Божиего, как Своим смирением. Смиривший Себя до крестной смерти нуждался именно в такой смиренной Матери. Это необычайное смирение, согласно святому Никодиму, не только было укоренено в глубине Ее сердца, но изливалось оттуда, било ключом и растекалось по Ее непорочному телу. Оно выражалось в Ее движениях, одеянии, действиях и словах.

http://azbyka.ru/fiction/yavleniya-i-chu...

Несмотря на то что следы Керженской и Иргизской Д. и. теряются в годы николаевских гонений, иконография сохранилась, претерпев изменения. В позднейших списках Д. и. зачастую не изображается своеобразное перстосложение, отсутствует характерная проработка одежд. Иногда образ дается в зеркальном отражении - Младенец Христос на левой руке Богоматери. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Д. и. стала одной из часто встречающихся Богородичных икон в искусстве Гуслицы. В нач. XX в. ее список был чтимой святыней московского старообрядческого храма в М. Гавриковом пер. На фотоснимках интерьера этого храма, сделанных вскоре после его открытия, Д. и. находится у царских врат и на выносной хоругви. В наст. время неизвестно, где хранятся эти списки. Все выявленные случаи почитания Д. и. имели место в среде старообрядцев, принимавших священство (Белокриницкое, Беглопоповское, Часовенное и Лужковское согласия). Единственным письменным источником, содержащим фрагментарные сведения о происхождении Д. и., является канон Пресвятой Богородице Днепрской в списке нач. XIX в. из Покровского собора на Рогожском кладбище (РГБ. Рогож. Ф. 247). Из канона следует, что икона «божественою силою» была сохранена «во граде Корсуне, а ныне явися в концех Росийския земли» (песнь 1), в Киеве. Храм, где находился образ («освященней бывши Твоей церкви»), «погоре от огня», но икона чудесно, «яко солнце светящася, в пепеле обретеся сохранена» (песнь 3). В поэтическом плане канон подражает канону Казанской иконе Божией Матери (этот канон, известный по первопечатному изданию кон. XVI в., является «переадресовкой» канона Смоленской иконе). Т. о., 1650 год, когда было установлено общероссийское празднование Казанской иконе, может быть назван в качестве самой ранней вероятной даты составления канона Д. и. XVII век был временем наивысшего расцвета укр. мариологической письменности; явления и чудеса Богородицы собирались, систематизировались, воспроизводились с дополнениями в более поздних сочинениях. Однако в лит-ре этого и последующих периодов упоминаний о Д. и. нет. Хотя в каноне воспевается «богоспасаемый град Киев», по языковым признакам можно заключить, что он был написан великороссом. Возможно, канон связан с реальными событиями малороссийской истории сер. XVII в. В песни 6-го канона «Всяк град празднует и веселится в Твой честныи праздник, паче же и ныне новыи Корсунь, богоспасаемыи град Киев, в нарочитом празднице честнаго Твоего образа, воспевает зовуще, радуися, Дево Чистая» упоминаемый «новыи Корсунь» может являться не Херсонесом, а Корсунем (совр. Корсунь-Шевченковский, Черкасская обл.) - местом одной из крупных побед Богдана Хмельницкого.

http://pravicon.com/info-3680

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010