Богомладенцем в окружении святых. На верхнем поле изображен преподобный Сергий, но это, видимо, более поздняя вставка. Из точно датируемых икон с изображением преподобного следует назвать икону из Троицкого собора (взорванного в 1942 г.) Стефано-Махрищского монастыря. Ныне эта икона первой трети XV в. в собрании Государственного исторического музея. По композиции она похожа на новгородскую: Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем; пред Нею изображен в молении преподобный Сергий. Благословляющий преподобного Сергия Богомладенец Христос почти точно повторяет изображение на келейной иконе преподобного — Богоматери Одигитрии XIV в. (из собрания Троице-Сергиевой лавры). Преподобного Сергия часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем пред Богом, как говорится в одной из молитв к нему, за всю богопросвещенную Россию. Преподобного Сергия почитали новгородцы и часто изображали рядом со «своим» преподобным Варлаамом Хутынским. Известны изображения и на иконах-святцах, т.н. новгородских «таблетках» из Софийского собора. В собрании Третьяковской галереи есть происходящий из Ильинской церкви пригородного коломенского села Сандыри трехстворчатый складень — Богоматерь Ярославская с избранными святыми. На левой створке складня среди прочих святых изображены преподобный Сергий и митрополит Петр; на другой створке святитель Алексий. Эта икона — родовая святыня Шереметевых, написанная, судя по всему, в Троице-Сергиевой лавре. Икона датируется 1491 г. Молитвенное предстояние угодника Божия, строго говоря, нельзя привязать к какому-то определенному моменту — оно было постоянным. В то же время достаточно быстро в иконографии преподобного Сергия появляются сюжеты, вполне определенные в хронологическом отношении. Один из самых ранних эпизодов жития, ставший излюбленным иконографическим сюжетом, — явление преподобному Сергию Матери Божией. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила, завершив пение акафиста Божией Матери, он вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в притвор. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Явление Божией Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI в.: Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского.

http://pravmir.ru/ikonografiya-prepodobn...

Композиции средника и клейм изобилуют изображениями архитектуры, переданной с максимальной достоверностью так, что зритель без труда распознает очертания колокольни Ивана Великого, Спасской башня и Успенского собора Московского Кремля. Во второй половине XVII в., к 300-летней годовщине Куликовской победы, эту икону надставили внизу новой доской, на которой написали многофигурную лентообразную композицию «Сказание о Мамаевом побоище». Она развернута на приставной доске и разделена на два регистра. В верхнем широком регистре показаны сцены: слева сбор ратников со всей Руси в Москве, которая, так же как и в среднике иконы, выделяется документальным изображением памятников; в центре Куликовское сражение и поединок Пересвета с Челубеем; справа ставка хана Мамая и шествие татар к Куликову полю. В нижнем узком регистре помещены сюжеты: возвращение русских ратников домой, погребение погибших, бегство и гибель Мамая в Кафе. Все выше перечисленные компоненты ярославского извода указывают на расширение моленной и дидактической функции иконы и допустимость использования некоторых иконографий в качестве исторических документов, отражающих нравственное восприятие народом событий своего прошлого. В некоторых житийных изводах над головой святого Сергия Радонежского в центре верхнего горизонтального поля иконы помещали клеймо с образом Пресвятой Троицы, которое знаменовало об основании Свято-Троицкой обители, задуманной в качестве образца для жизнеустройства людей вообще. Примером может служить храмовый образ из Троице-Сергиева Варницкого монастыря второй половины XVII в. Один из самостоятельных иконографических сюжетов жития преп. Сергия «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами преп. Сергию Радонежскому» возник в Троице-Сергиевом монастыре и практически не видоизменялся. Вариации касались только присутствующих в композиции персонажей второго плана. Например, на пядничном образе из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (XVI в.) вместо Михея показан преемник преп. Сергия будущий преп. игумен Никон со свитком в руке, обозначающим духовное преемство. Оба подвижника изображены в молитвенном предстоянии Божией Матери, Которая благословляет опущенной вниз десницей, обещая тем самым покров и защиту Троицкой обители, а левую руку с открытой ладонью протягивает к преп. Сергию в знак его приятия. В верхней части иконы изображена Пресвятая Троица, осеняющая это событие. Нередко на таких изводах Богоматерь держит в руке игуменский посох, который в данном случае знаменует благословение Божией Матери преп. Сергия на игуменство по всей Русской земле - неустанное попечительство о России и молитвенное заступничество за ее народ.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

В 1-й и 3-й (по Клоссу) Пахомиевых редакциях Жития прп. Сергия сохранились сведения о том, что И. был свидетелем нек-рых чудес и видений, имевших место в обители. Во время совершения богослужения прп. Сергием, прп. Стефаном и св. Феодором Симоновским И. видел, как монахам в алтаре сослужил некий благообразный священник - «незнаема и цветяше образа его красота». И. рассказал об этом прп. Макарию Радонежскому , к-рый также видел незнакомого священнослужителя и высказал предположение, что тот приехал в Троице-Сергиев мон-рь вместе с боровско-серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (поскольку обитель перешла под покровительство князя в 1372, видение можно датировать временем между этим годом и кон. 1377 - февр. 1378, когда И. принял обет молчальничества). Монахи спросили княжеского боярина: «Имат ли попа князь, с ним приехавша?» - и получили отрицательный ответ. Тогда И. и Макарий обратились к прп. Сергию, и тот открыл, что троицким инокам сослужил ангел ( Клосс. 1998. С. 361-362, 405-406). Во время Рождественского поста (вероятно, в 1377) прп. Сергию было явление Пресв. Богородицы со св. апостолами Иоанном Богословом и Петром. Пресв. Дева обещала прп. Сергию быть покровительницей созданной им обители во все времена. После того как Богородица и апостолы стали невидимы, игумен, «радуася душею», приказал своему келейнику прп. Михею , к-рый также был свидетелем чуда, призвать к нему И. и прп. Симона Радонежского. Ученики преподобного, услышав о явлении Божией Матери, «абие радости духовныа исплънишяся» (Там же. С. 372-373, 408-409). Известие о кончине И. сохранилось в ряде летописей лаврентьевско-троицкой группы и представляет собой Похвалу святому. Отмечается, что И. жил «добрым житием, чистым, благым, святым, иже исправи всяку добродетель». Характерными его чертами были «послушание, чистота, смирение, молчание, братолюбие, въздержание, нищета, нестяжание, рукоделие, любовь, пост, кротость, беззлобие, и иныя многы добродетели его... паче же безмлъвие любляше и млъчанию прилежаше, от того и млъчалником прозван бысть, да поистине таковыи свят и Божии угодник» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 153-154; Присёлков. 2002. С. 432). Клосс считает автором Похвалы И. Епифания Премудрого ( Клосс. 1998. С. 244-246). Место погребения И. неизвестно. Почитание

http://pravenc.ru/text/674764.html

Все земное забыто, впереди - дверь в вечность, и мученическая насильственная смерть - на пороге. Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах, причиной которых явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний: " Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят " . Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело - враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение. А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: " Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором " . Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия - УДЕЛ Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь, многочисленными Своими иконами, являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси. Наиболее почитаемые у нас иконы Божией Матери - Казанская и Владимирская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов †1857 г.) назвал Казанскую икону " Русским Покровом " - Покровом Пресвятой Богородицы над Россией. В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году был установлен Всероссийский праздник Казанской иконе, совершаемый 22 октября.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

Это явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию, бывшее в 1385 году, в пятницу рождественского поста, изображено на особенной иконе, которая устроена из верхней гробовой доски преподобного, как свидетельствует о том надпись на задней стороне иконы. Икона эта складная. На средней доске изображено явление Богоматери с двумя апостолами; на боковых досках изображены: на одной преподобный Сергий, а на другой преподобный Никон. В 1446 году великий князь Василий Васильевич, будучи захвачен в Сергиевой лавре войсками Димитрия Шемяки и князем Иваном Можайским, заперся в храме Святой Троицы. Услышав, что его ищут, он отпер южные двери, взял икону, явление Божией Матери с апостолами преподобному Сергию, и встретил князя Ивана в дверях церковных, говоря: " Брат! Мы целовали животворящий крест и сию икону, чтобы нам не мыслить зла друг на друга " . Князь Иван дал обещание не делать ему зла. Тогда великий князь поставил икону на прежнее место. Царь Алексей Михайлович брал сию икону в польский поход в 1657 году и по возвращении в 1659 году исповедал свою благодарность, приказав написать на самом образе, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению святых чудотворцев Сергия и Никона Бог даровал ему победу над королем польским и предал в его руки Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году сей образ был послан в стан русский к графу Шереметеву и находился во всех походах войны с Карлом XII, королем шведским. В 1812 году митрополитом Платоном послан был образ сей императору Александру I и вручен был московскому ополчению. По изгнании врагов из России образ возвращен на место. В честь явления Божией Матери преподобному Сергию устроен храм в 1732 году в Сергиевой лавре. В память сего чудесного и радостного для обители явления совершается каждую субботу молебное пение пред сею иконою на том самом месте, где оно было. Празднество иконе установлено 24 августа (по ст. стилю). Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-612

Как только храм освящен, хозяином дома этого является Бог. И мы сюда приходим уже к хозяину этого дома — Богу. А что мы обычно делаем, когда приходим к кому-либо в дом? Приветствуем, что-то просим, что-то приносим. Так и сюда приходим мы — с какими-то просьбами к Хозяину дома, просим у Него что-то или приносим Ему. Но чтобы что-нибудь получить, надо, по крайней мере, хотя бы приходить в храм. Если в храм не приходим, мы ничего не получаем. А те, кто приходит, те получают — прежде всего, благодать Божию. Ведь без благодати Божией, человек постепенно духовно умирает. Так и храмы. Стоит уйти благодати из храма, как он превращается в руины, вместе с которыми уходит благодать. Это, наверное, как душа и тело. Стоит только телу умереть, как душа покидает его. Так все взаимосвязано. Мы видим, как стоят разрушенные храмы — как что-то не востребованное. Благодать покинула их, и пока она не вернется, храма не будет. И вот сегодня мы с вами молились усердно, чтобы благодать Святого Духа снизошла на этот храм, освятила его, чтобы он был до скончания века непоколебим. И мы веруем, что он будет непоколебим, пока здесь будет совершаться Таинство Евхаристии. Как прекратим совершать Таинства, так и храм приходит в запустение. Поэтому хотя бы раз в неделю в храме надо совершать Божественную литургию, тогда благодать Божия всегда будет на нем. А кроме этого, здесь будет подаваться телесный хлеб, а также лекарства для врачевания душ и телес. Поздравляю вас с освящением храма, желаю помощи Божией и Царицы Небесной, преподобного Сергия на всех путях вашей монашеской жизни на многая и благая лета!» — сказал митрополит Варсонофий. Небольшой домовый храм основан при швейных мастерских обители. Исторически на этом месте находилась деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери — первое монастырское строение на Московском проспекте. В советское время ее разрушили. Новый храм было решено освятить в честь чудесного явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Иконостас новоустроенного храма составлен из дипломных работ выпускников иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии под руководством преподавателя В. Ждановой. Храма с таким посвящением в Санкт-Петербурге больше нет. Это третий храм в Русской Православной Церкви, посвященный чудесному явлению. Согласно житию святого Сергия, Пресвятая Богородица явилась ему однажды ночью после усердной молитвы об основанной им монашеской обители и подвизавшихся в ней иноках. Божия Матерь пообещала, что не оставит Своим покровительством монастырь и учеников преподобного. В память об этом событии в XV веке на гробе святого поставлена икона явления Божией Матери, которая почиталась как великая святыня. 6 сентября новый храм отпразднует первый престольный праздник — явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Божественную литургию возглавит ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий . «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Собранных денег оказалось достаточно, чтобы построить высокий просторный трехпридельный храм, сохранившийся без изменений до настоящего времени. Известно, что левый придел в честь преподобного Сергия Радонежского был освящен епископом Владимирским и Переславским Ксенофонтом в 1820 году. Главный придел во имя Иоанна Богослова и правый придел во имя Казанской иконы Божией Матери были освящены в 1822 году. Архитектура храма представляет собой восьмерик на четверике основного объема, с западной стороны – трапезная часть и колокольня с притвором. В середине XIX столетия на своде основного объема храма было написано небо со звездами, изображены евангельские сюжеты Преображения Господня, Входа Господень во Иерусалим и явление Божией Матери преподобному Сергию. Фрески сохранились в хорошем состоянии до наших дней. Священник Иаков служил в церкви до 1840 года. В 1850 году в село был назначен священник Михаил Эдемский, прослуживший здесь до 1891 года. После него был поставлен отец Николай Воскресенский – последний дореволюционный настоятель храма. В начале 30-х годов ХХ века в округе началась коллективизация и аресты духовенства. Отец Николай был предупрежден о грядущей опасности и в 1933 году был вынужден уехать из села в г.Сергиев Посад, где вскоре и умер. Церковь закрыли, сбросили колокола, кирпич ограды использовали для нужд местного колхоза, однако церковь осталась не разграбленной. Во время Великой Отечественной войны храм был вновь открыт, и в 1961 году церковь была окончательно закрыта. Перед закрытием церкви сотрудники Загорского историко-художественного музея-заповедника, обследовав, отобрали в фонды музея часть церковной утвари и наиболее ценные иконы, в том числе аналойный образ покровителя храма – святого апостола Иоанна Богослова XVII века. Остальные иконы по закрытии храма были частично расхищены, частично свезены в овраг и сожжены. Здание церкви было передано местному совхозу и превращено в складское помещение, где хранили зерно и сенную муку. Склад горел неоднократно. Последний, самый большой пожар, уничтоживший всю трапезную зимнюю часть, произошел в 1962 году, после чего церковь за ненадобностью была брошена и стала постепенно разрушаться.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Храм Илии Обыденного В другой московской церкви — храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся — среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей. В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов. В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе. Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия. Храм преподобного Сергия в Бибирево Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их. Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-sergij-rad...

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского Икона преподобного Сергия Радонежского с житием у раки святого И вот в дремучем лесу, на Маковце, близ Радонежа, чтитель Пресвятой Живоначальной Троицы юный инок Сергий заложил Троичный храм, «чтобы, по словам жизнеописателя, постоянным взиранием на него побеждать страх ненавистной раздельности мира». Пресвятая Троица именуется Живоначальной, то есть началом, родником, источником жизни, как Единосущная и Нераздельная, ибо единство в любви есть жизнь и начало жизни. Апостол любви святой Иоанн Богослов говорит нам: «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3, 14). Сообразно с этим одна из многочисленных пословиц русского народа гласит: «Жить — любви служить». Возможно само возникновение этой пословицы относится ко времени жизни Преподобного Сергия. Явление Божией Матери преподобному Сергию. Икона в Серапионовой палате Не более двух-трех лет провел инок Сергий в одиночестве пустыни, как о нем всюду заговорили, как о духоносном подвижнике и молитвеннике, и из ближайших деревень и сёл потекли к нему все, угнетаемые тяготами тогдашней жизни, сначала за советом и поддержкой, за молитвой и наставлением, а потом, привлекаемые теплотой его любви и жаления. Один за другим начали селиться подле него искавшие укрыться под благодатным покровом Пресвятой Троицы от мрака, злобы и розни, разлитых повсюду. Служа всем, преподобный Сергий сам носил воду, рубил дрова и, будучи игуменом, всегда пек просфоры. Роспись Серапионовой палаты С детской преданностью и благоговением смотрела братия обители на своего возлюбленного наставника, который учил их во всём только своим примером, и старались подражать ему в служении друг другу, в смирении друг пред другом, в терпении, молитвах и трудах. Господь показал преподобному Сергию в видении птиц множество его учеников. Роспись Серапионовой палаты Идея Пресвятой Троицы для самого Преподобного Сергия была заповедью общежития, где не говорят: «это — мое, это — твое», «откуда изгнаны слова сии, служащие причиной бесчисленного множества распрей»,- как пишет св. Иоанн Златоуст. По введении в своей обители общежительного устава Преподобный, как истинно русский человек, заповедал своей братии добродетель гостеприимства и сам был в этом образцом, подавая всем дары всех родов, от хлеба насущного и до исцеления души и врачевания тела. Не забыты были даже в то тяжелое время служащие утешением детям игрушки. Их делал сам Преподобный. Всё это располагало исстрадавшегося во мраке всеобщей озлобленности и эгоизма, духовно изголодавшегося русского человека ко взиранию храма Пресвятой Троицы, к созерцанию в нем прообраза Божественного единства и любви.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-sergij-iko...

Ко дню закладки Сергиевской церкви из Троице-Сергиевой лавры в дар храму была привезена аналойная икона преподобного Сергия Радонежского, освященная на его мощах. В произнесенной в этот день проповеди протоиерей Алексий сказал следующие слова: «Отныне, сюда, под своды сего храма, будут стекаться все, чтобы найти здесь, вместе с земным врачеванием, и духовное». К торжеству была отчеканена из серебра памятная монета с изображением нового храма. За свои труды протоиерей Алексий Мальцев был награжден митрой. Наконец, уже в новом столетии, а именно 18 июля 1901 г., митрополит Палладий (Раев) освятил храм при торжественном звоне колоколов, разрешённом Баварским министерством. Впоследствии при общине было создано попечительство в честь преподобного Сергия Радонежского. Своего клира храм не имел, следовательно, службы в летний период времени совершались духовенством, прибывающим на курорт для лечения, а также священниками ближайших церквей – протоиереем А.П. Мальцевым и его учеником и другом священником В.А. Гёккеном. Это был первый русский православный приход Баварии, к сожалению, не имеющий юридического статуса. Отметим, что по 35 статье Королевской конституции баварское правительство признавало только Римско-Католическую, Протестантскую и Реформатскую Церкви, и разрешение колокольного звона для православного храма в честь преподобного Сергия Радонежского в качестве исключения, в день его освящения, служило ознаменованием торжества Православной Церкви за границей. Но всё же несколько лет храм оставался без росписи. Только после того, как действительный статский советник и известный благотворитель Степан Петрович Елисеев пожертвовал 5 000 рублей на роспись церкви, из Петербурга в 1905 г. прибыли: живописец и педагог Дмитрий Иосифович Киплик, русский художник и живописец Александр Петрович Блазнов и др. За один летний сезон они выполнили роспись купола, парусов и стен, а также запрестольного образа. На южной стене А.П. Блазнов изобразил «Явление Божией Матери преподобному Сергию», на северной стене немецкий художник Макс Росман написал «Преображение Господне». Большинство росписей в Сергиевском храме повторяли работы Виктора Михайловича Васнецова, выполненные во Владимирском соборе Киева. В нишах под арками в полный рост были изображены преподобные отцы Киево-Печерские Антоний и Феодосий. Также в интерьере церкви можно встретить образы святителя Николая и митрополита Московского Алексия.

http://bogoslov.ru/article/4169780

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010