Иконография Сергия Радонежского столь многократно подвергалась исследованиям, что трудно добавить к известному материалу нечто новое. Образ преподобного Сергия относится к числу наиболее чтимых икон Древней-Руси. Однако среди просмотренных нами коллекций прорисей изображений Сергия Радонежского, относящихся к древнерусской традиции, оказалось не так много. Так, всего две прориси с поясным изображением преподобного чудотворца можно отнести к иконографии XVI в. (Атлас,   233 ). Остальные восходят к более поздним образцам. Несколько вариантов прорисей с иконы, представляющей Явление Божией Матери Сергию Радонежскому (Атлас, 241 – 244 ), отражают становление иконографии этого сюжета в мастерских Троице-Сергиевой лавры. Один из переводов (Атлас, 243 ) относится, вероятно, к старообрядческой иконописи, что усматривается в подчеркнутом двуперстии у преподобного. Непросто было атрибутировать изображение преподобного (Атлас,   246 ) на фоне весьма условного изображения монастыря. Икона, к которой восходит данная прорись, нам пока неизвестна. Судя по виду обители, по изображению отдельных строений внутри стен, можно предположить, что перед нами представлена панорама Троице-Сергиевой лавры. Более позднее изображение лавры имеется на прориси с иконы конца XVII в. (Атлас, 248 ). Изображение Иисуса Христа в рост («Спас Смоленский») с двумя припадающими святыми – Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским – представлено тремя изводами XVII в. (Атлас,   249 – 251 ). В молитвенном предстоянии Спасителю изображаются также Михаил Тверской (Атлас,    252 ) и Паисий Галичский (Атлас,    253 ). Изображение преподобных Спиридона и Никодима печерских просфорников (Атлас,    254 ) могло быть использовано как образец и для иконы, и для книжной миниатюры. Наш рисунок представляет собой не вполне точный перевод с гравюры из «Киево-Печерского патерика» в издании 1661 г. 69 Текст под изображением – виршевое двустишие: «Спиридон и Никодим з псалмы готоваста Хлеб Христов з гласом ангел снедь прияста». На рисунке читается примечание, уточняющее для иконописцев облик преподобных: оба они «седы».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Москва. Церковь Святителей Московских в Троицком подворье. Домовая церковь Сергия Радонежского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1759 и 1760 годах возводится каменный двухэтажный дом и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1875 году дом частично перестроен в русском стиле. До нашествия наполеоновских войск церковь блистала своим внутренним убранством. Территория Троицкого архиерейского подворья с 1815 года, после утраты кремлевского дома московских  архиереев, определяется в качестве их резиденции и как место пребывания митрополита Московского, имевшего титул Священно-Архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 1917 года оно становится местом пребывания вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси. В начале 1930-х годов подворье было ликвидировано, церковь закрыта. Готовясь к Олимпиаде, храм внешне отреставрировали, но настоящее его восстановление началось только в наши дни, когда он вернулся в 1993 году в лоно Церкви. Тогда в приделе Владимирской иконы Богоматери была организована служба.  Двухэтажный дом подворья Лавры выстроили к 1760 г. и перестраивали в 1860-е – 1870-е гг. Первоначально в нем находилась домовая церковь московских митрополитов во имя апостолов Петра и Павла. Ее в 1813 г. переосвятили во имя преподобного Сергия Радонежского. С 1815 г. Троицкое подворье стало резиденцией московских митрополитов. В 1875 г. был устроен придел Иверской иконы Божией Матери. В 1899 г. над храмом возвели большой световой барабан с главкой, сбоку здания пристроили небольшую шатровую колокольню. С 1917 г. до своего ареста в 1922 г. на Троицком подворье проживал патриарх Тихон. В конце 1920-х годов храм и подворье были закрыты, купол и колокольня снесены. В 1993 г. подворье было возвращено Троице-Сергиевой лавре. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " О фресках домового храма в честь Святителей Московских в митрополичьих палатах Фреска, расположенная перед началом лестницы, изображает явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию. Вся судьба лаврской обители в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы, писал митрополит Филарет (Дроздов). Матерь Божия благословляет преподобного Сергия и обещает ему Свое покровительство. «Не скорби больше об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его...», – так сказала старцу Богородица, явившаяся в окружении апостолов Петра и Иоанна. Лик прп. Сергия, который стоит на коленях перед Пречистой Девой, светится благоговейной радостью, а его келейный ученик, прп. Михей, распростершись ниц, не смеет поднять головы в присутствии чудесных посетителей. Ступени сеней кельи преподобного на фреске отражают ступени лестницы домового храма, и у вошедшего создается впечатление непосредственного присутствия на месте описываемых событий.

http://sobory.ru/article/?object=04014

1883 г.»; 13) икона св. благоверного князя Александра Невского, св. Алексия человека Божия и св. мученика Терентия, писанная на металлической доске, в сребропозлащенной, с эмалью, ризе, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, «от Забайкальского казачьего войска, в день священного коронования»; 14) икона Божией Матери Касперовская, с сребропозлащенным ободком. При ней адрес «от архиепископа Димитрия с духовенством херсонской епархии»; 15) икона–складень: явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, с ликами Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, св. архистратига Михаила и св. ангела Господня». Точное подобие чудотворной иконы «явления Богоматери преподобному Сергию», писанной на доске от гроба его. Икона украшена сребропозлащенной ризой, с эмалированным венцом. Поднесена обителью преподобного Сергия, при посещении Их Величествами Троицкой Сергиевой лавры, после священного миропомазания и коронования, 22 мая 1883 года. К приношениям по случаю коронации относятся также: 1) св. Евангелие, поднесенное духовенством г. Карачева, Орловской губернии, с именами жертвователей (трех протоиереев и 10 священников); 2) три шелковых пояса, с словами различных молитвословий, вытканными разноцветным шелком. В 1883 г. по Высочайшему повелению, устроены две богатых ризницы – парадная и форменная – повседневная. Обе ризницы сделаны московским фабрикантом Кожевниковым, по заказу обер-гофмаршала Э. Д. Нарышкина. Парадная ризница соборная (для пяти священников и четырех диаконов) из серебряного глазета, с малиновыми бархатными кругами и крестами, с оплечьями, вышитыми серебром по малиновому бархату. Форменная ризница сделана, в первый раз, по повелению Его Величества, специально для гатчинской дворцовой церкви, под фон церкви. Она устроена из малиновой шелковой парчи, с серебряными крестами, с оплечьями серебряного глазета, вместо прежней форменной ризницы, которая была из зеленой шелковой парчи, с золотыми крестами и с оплечьями из золотого глазета. 15) Гатчинский собор св. апостола Павла Для жителей города Гатчины приходскою церковию сперва была госпитальная церковь , а с 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Как только храм освящен, хозяином дома этого является Бог. И мы сюда приходим уже к хозяину этого дома — Богу. А что мы обычно делаем, когда приходим к кому-либо в дом? Приветствуем, что-то просим, что-то приносим. Так и сюда приходим мы — с какими-то просьбами к Хозяину дома, просим у Него что-то или приносим Ему. Но чтобы что-нибудь получить, надо, по крайней мере, хотя бы приходить в храм. Если в храм не приходим, мы ничего не получаем. А те, кто приходит, те получают — прежде всего, благодать Божию. Ведь без благодати Божией, человек постепенно духовно умирает. Так и храмы. Стоит уйти благодати из храма, как он превращается в руины, вместе с которыми уходит благодать. Это, наверное, как душа и тело. Стоит только телу умереть, как душа покидает его. Так все взаимосвязано. Мы видим, как стоят разрушенные храмы — как что-то не востребованное. Благодать покинула их, и пока она не вернется, храма не будет. И вот сегодня мы с вами молились усердно, чтобы благодать Святого Духа снизошла на этот храм, освятила его, чтобы он был до скончания века непоколебим. И мы веруем, что он будет непоколебим, пока здесь будет совершаться Таинство Евхаристии. Как прекратим совершать Таинства, так и храм приходит в запустение. Поэтому хотя бы раз в неделю в храме надо совершать Божественную литургию, тогда благодать Божия всегда будет на нем. А кроме этого, здесь будет подаваться телесный хлеб, а также лекарства для врачевания душ и телес. Поздравляю вас с освящением храма, желаю помощи Божией и Царицы Небесной, преподобного Сергия на всех путях вашей монашеской жизни на многая и благая лета!» — сказал митрополит Варсонофий. Небольшой домовый храм основан при швейных мастерских обители. Исторически на этом месте находилась деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери — первое монастырское строение на Московском проспекте. В советское время ее разрушили. Новый храм было решено освятить в честь чудесного явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Иконостас новоустроенного храма составлен из дипломных работ выпускников иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии под руководством преподавателя В. Ждановой. Храма с таким посвящением в Санкт-Петербурге больше нет. Это третий храм в Русской Православной Церкви, посвященный чудесному явлению. Согласно житию святого Сергия, Пресвятая Богородица явилась ему однажды ночью после усердной молитвы об основанной им монашеской обители и подвизавшихся в ней иноках. Божия Матерь пообещала, что не оставит Своим покровительством монастырь и учеников преподобного. В память об этом событии в XV веке на гробе святого поставлена икона явления Божией Матери, которая почиталась как великая святыня. 6 сентября новый храм отпразднует первый престольный праздник — явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Божественную литургию возглавит ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий . «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Композиции средника и клейм изобилуют изображениями архитектуры, переданной с максимальной достоверностью так, что зритель без труда распознает очертания колокольни Ивана Великого, Спасской башня и Успенского собора Московского Кремля. Во второй половине XVII в., к 300-летней годовщине Куликовской победы, эту икону надставили внизу новой доской, на которой написали многофигурную лентообразную композицию «Сказание о Мамаевом побоище». Она развернута на приставной доске и разделена на два регистра. В верхнем широком регистре показаны сцены: слева сбор ратников со всей Руси в Москве, которая, так же как и в среднике иконы, выделяется документальным изображением памятников; в центре Куликовское сражение и поединок Пересвета с Челубеем; справа ставка хана Мамая и шествие татар к Куликову полю. В нижнем узком регистре помещены сюжеты: возвращение русских ратников домой, погребение погибших, бегство и гибель Мамая в Кафе. Все выше перечисленные компоненты ярославского извода указывают на расширение моленной и дидактической функции иконы и допустимость использования некоторых иконографий в качестве исторических документов, отражающих нравственное восприятие народом событий своего прошлого. В некоторых житийных изводах над головой святого Сергия Радонежского в центре верхнего горизонтального поля иконы помещали клеймо с образом Пресвятой Троицы, которое знаменовало об основании Свято-Троицкой обители, задуманной в качестве образца для жизнеустройства людей вообще. Примером может служить храмовый образ из Троице-Сергиева Варницкого монастыря второй половины XVII в. Один из самостоятельных иконографических сюжетов жития преп. Сергия «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами преп. Сергию Радонежскому» возник в Троице-Сергиевом монастыре и практически не видоизменялся. Вариации касались только присутствующих в композиции персонажей второго плана. Например, на пядничном образе из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (XVI в.) вместо Михея показан преемник преп. Сергия будущий преп. игумен Никон со свитком в руке, обозначающим духовное преемство. Оба подвижника изображены в молитвенном предстоянии Божией Матери, Которая благословляет опущенной вниз десницей, обещая тем самым покров и защиту Троицкой обители, а левую руку с открытой ладонью протягивает к преп. Сергию в знак его приятия. В верхней части иконы изображена Пресвятая Троица, осеняющая это событие. Нередко на таких изводах Богоматерь держит в руке игуменский посох, который в данном случае знаменует благословение Божией Матери преп. Сергия на игуменство по всей Русской земле - неустанное попечительство о России и молитвенное заступничество за ее народ.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

В 1-й и 3-й (по Клоссу) Пахомиевых редакциях Жития прп. Сергия сохранились сведения о том, что И. был свидетелем нек-рых чудес и видений, имевших место в обители. Во время совершения богослужения прп. Сергием, прп. Стефаном и св. Феодором Симоновским И. видел, как монахам в алтаре сослужил некий благообразный священник - «незнаема и цветяше образа его красота». И. рассказал об этом прп. Макарию Радонежскому , к-рый также видел незнакомого священнослужителя и высказал предположение, что тот приехал в Троице-Сергиев мон-рь вместе с боровско-серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (поскольку обитель перешла под покровительство князя в 1372, видение можно датировать временем между этим годом и кон. 1377 - февр. 1378, когда И. принял обет молчальничества). Монахи спросили княжеского боярина: «Имат ли попа князь, с ним приехавша?» - и получили отрицательный ответ. Тогда И. и Макарий обратились к прп. Сергию, и тот открыл, что троицким инокам сослужил ангел ( Клосс. 1998. С. 361-362, 405-406). Во время Рождественского поста (вероятно, в 1377) прп. Сергию было явление Пресв. Богородицы со св. апостолами Иоанном Богословом и Петром. Пресв. Дева обещала прп. Сергию быть покровительницей созданной им обители во все времена. После того как Богородица и апостолы стали невидимы, игумен, «радуася душею», приказал своему келейнику прп. Михею , к-рый также был свидетелем чуда, призвать к нему И. и прп. Симона Радонежского. Ученики преподобного, услышав о явлении Божией Матери, «абие радости духовныа исплънишяся» (Там же. С. 372-373, 408-409). Известие о кончине И. сохранилось в ряде летописей лаврентьевско-троицкой группы и представляет собой Похвалу святому. Отмечается, что И. жил «добрым житием, чистым, благым, святым, иже исправи всяку добродетель». Характерными его чертами были «послушание, чистота, смирение, молчание, братолюбие, въздержание, нищета, нестяжание, рукоделие, любовь, пост, кротость, беззлобие, и иныя многы добродетели его... паче же безмлъвие любляше и млъчанию прилежаше, от того и млъчалником прозван бысть, да поистине таковыи свят и Божии угодник» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 153-154; Присёлков. 2002. С. 432). Клосс считает автором Похвалы И. Епифания Премудрого ( Клосс. 1998. С. 244-246). Место погребения И. неизвестно. Почитание

http://pravenc.ru/text/674764.html

Перед началом Великой Отечественной войны И. вместе с семьей сестры переселилась в пос. Семхоз (ныне в черте Сергиева Посада) недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Она писала иконы на бумажных, картонных и грунтованных с обеих сторон холстиках-таблетках (досок для икон достать было невозможно). В 1946 г., когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, И. как опытный иконописец получила приглашение от наместника архим. Гурия (Егорова) к участию в восстановлении древней обители. С этого времени начался основной период творческой жизни И. Роспись Серапионовой палаты в Троицком соборе, посвященная житию прп. Сергия Радонежского, выполнена в авг.-сент. 1949 г.; для этой же палаты была написана икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому». Для придела во имя прп. Никона Радонежского Троицкого собора созданы иконы «Прп. Сергий Радонежский» и «Свт. Алексий, митр. Московский», небольшие образы для сени над ракой со св. мощами прп. Никона (в т. ч. 18 изображений учеников прп. Сергия), икона нового извода «Явление Божией Матери прп. Никону Радонежскому, с 20 клеймами его жития» (215×200 см). Тогда же И. написала житийную икону прп. Сергия с 19 клеймами (список иконы кон. XV в. письма Дионисия из местного ряда Троицкого собора), которая находится у раки преподобного. «Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва) «Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва) В 1949-1954 гг., во время реставрации стенописи Троицкого собора, И. сделала списки с икон (ок. 1425) праздничного ряда иконостаса. Входившие в группу реставраторов молодые художники Е. С. Чуракова и И. В. Ватагина стали учиться у нее иконописи. В 1952-1953 гг. вместе с ними И. выполнила 17 икон для иконостасов 2 приделов и 12 икон для царских врат в московскую ц. прор. Илии в Обыденском пер. Наиболее интересны в иконографическом отношении 4 работы И.: «Московские чудотворцы», «Вселенские святители» и 2 образа «Всея России чудотворцы».

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

А что же Тамерлан? Он излил свою злобу на улусах Кипчакской орды, на татарских городах - Астрахани и Азове; он испепелил их. И что грозило святой Руси страшной гибелью, то принесло ей величайшую пользу: Тамерлан нанес смертельный удар не ей, а ее вековому врагу - Золотой орде... Вот один из многочисленных примеров заступления Матери Божией за Русь православную! Все эти татарские ханы и царевичи - Мазовша, Ахмат, Махмет-Гирей, Казы-Гирей и др. испытали на себе грозный гнев и вышний покров и заступление за Русскую землю небесной Воеводы - Матери Божией. История свидетельствует, что во всех походах Царя Алексея Михайловича, Петра Первого и др. наших Императоров при войсках их находилась икона Богоматери - Явление Преподобному Сергию. Уже самим изображением склоненного пред Пречистою в молитвенном положении старца - печальника Русской земли, эта икона располагала воинов прибегать к заступлению Матери Божией, призывая на помощь и великого молитвенника Сергия Радонежского. И росла наша Русь православная под мощным крылом небесной Заступницы рода христианского; и сильна была верою своей, и непобедима для врагов - дотоле, пока крепка была вера русских людей, пока не стали люди русские отравляться разными модными лжеучениями, пока гнали от себя прочь всяких искусителей, вроде штундистов, баптистов и других сектантов, пока не подпускали к себе русские воины и особенно рабочий люд разных политических развратителей, социалистов, революционеров и всех этих слуг антихриста, иудейских наемников... Но стали проникать к нам на Русь все эти слуги сатаны, стали русские люди к ним прислушиваться, и пошла духовная отрава в народе, и стали размножаться секты и расколы, появились разные " социалы " да " демократы " , а за ними и революционеры-безбожники, и отвратила от нас пречистый лик Свой Царица Небесная, и понесли мы тяжкое унижение от японцев-язычников, и пронеслись по лицу родной земли все невзгоды революции, и пролилось немало крови русской во дни смуты и усобицы... Увы, стыд должен бы покрывать лица наши! Исстрадалась за последние годы душа русская, каждый из нас готов бы сложить голову свою у ног Царя-батюшки, только бы избыть горькую беду, только бы не видеть того позора, какой мы переживали в последние годы! Куда прибегнуть? Где искать помощи благодатной, укрепления духовного?.. Да где же, если не у Матери Божией? Она всегда заступала землю Русскую. Она и теперь неотступна с нами. Ведь это только - мы отступаем от Нее, убегаем из-под Ее крова благодатного! Итак, скорее - под благодатный кров Матери Божией, православные русские люди! Поучимся у малых детей: когда провинятся они в чем-либо пред матерью, то к ней же бегут со слезами и, не смея смотреть ей прямо в лицо, укрываются на груди ее. Прибегнем и мы, припадем к благодатной Заступнице рода нашего в покаянии, восплачемся пред Нею о наших тяжких грехах, и Она забудет наши вины и укроет нас от гнева Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Это было время грозных гонений, и однажды друг отца Назария протодиакон Сергей Павлович Туриков, служивший в Богоявленском соборе в Москве, предложил ему переехать в столицу: «Отец Назарий, поехали со мной в Москву, там не так, как в деревне, преследуют и забирают священство. Оставь сына Николая на время няням, а сам со мной поезжай». Отец Назарий на это ответил: «Да я ни в чем не виноват, что мне боятьсято. Зачем я сына буду оставлять и куда-то уезжать? Нет, отец Сергий, я уж здесь со своими останусь». 28 ноября 1937 года протоиерей Назарий был арестован. В этот день Николай пошел вместе с деревенскими мальчишками кататься на коньках по замерзшему болоту, которое начиналось сразу же за огородами. Но катание не заладилось: что-то случилось с коньком, он отвязался от валенка и его никак не удавалось поставить на место. Николай пошел домой и, подходя, увидел, что у дома стоит грузовик, а в самом доме хозяйничают председатель сельсовета Василий Языков и два милиционера. Тут же были и Дарья с Параскевой. Отец Назарий собирал в последний путь вещи. Из особо чтимых священником икон в доме был образ, на котором было изображено явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. С этой иконой он никогда не расставался и брал ее в ссылку в Алма-Ату и Актюбинск. И рассказывал, что молитва перед этим образом всегда была действенна и помогала ему. Перед тем как уйти, священник благословил иконой сына и передал ему ее, вручив заботу о сыне Божией Матери и преподобному Сергию. За окном в это время шел снег, белым покрывалом устилая землю. Председатель сельсовета Языков стал притворно успокаивать сына священника: – Коль, мы его скоро отпустим, скоро привезем. – Я знаю вас, знаю, как вы его привезете. Никогда вы его не отпустите. Дарья и Параскева вышли на крыльцо. Отца Назария посадили в машину и увезли. Молча смотрели женщины вслед уходящей машине. Николай не вышел из дома, а сел на кровать и горько заплакал. Долго он после этого дня горевал, вставал на венский диванчик у стены, над которым висела фотография отца, где он был изображен с сыном-младенцем на руках, и, подолгу глядя на отца, плакал.

http://fond.ru/kalendar/1369/georgiy/

Все земное забыто, впереди - дверь в вечность, и мученическая насильственная смерть - на пороге. Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах, причиной которых явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний: " Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят " . Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело - враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение. А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: " Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором " . Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия - УДЕЛ Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь, многочисленными Своими иконами, являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси. Наиболее почитаемые у нас иконы Божией Матери - Казанская и Владимирская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов †1857 г.) назвал Казанскую икону " Русским Покровом " - Покровом Пресвятой Богородицы над Россией. В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году был установлен Всероссийский праздник Казанской иконе, совершаемый 22 октября.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010