Многофигурный извод, включающий сонм ближайших учеников и собеседников прп. Сергия, представлен 2 иконами из интерьера Успенского собора ТСЛ, расположенными на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба. Вероятно, оба произведения выполнены иконописцем М. А. Рогожкиным во время обновления интерьера собора в 1881-1882 гг., хотя образ из зап. части храма восходит по иконографии к большой иконе «Обитель живоначалные Троицы в лицах» (судя по сюжету «Коронование Богородицы», создана не ранее посл. трети XVII в.), стоявшей в кон. XIX в. в сев. притворе Троицкого собора (опубл.: Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игум. Радонежского и всея России чудотворца/Сост.: архим. Никон (Рождественский). [Серг. П.], 19045. Ил. к с. 215; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по лавре. Серг. П., 2012. С. 169). М.- старец с покрытой схимническим куколем головой, с более узкой на конце бородой, руки скрещены на груди, стоит в центре слева в 1-м ряду, сразу за прп. Сергием. В 70-х гг. XIX в. в зап. части храма Христа Спасителя появились монументальные композиции «Построение Свято-Троицкой лавры», «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» и поясной образ М. ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83-84). В 1891 г. в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва «в память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия был отпечатан лист с клеймами его жития, видом лавры и Собором Радонежских святых в среднике, включающим 52 сподвижника и ученика (ГИМ, РГБ - 1894 г.; М. в центре, по правую руку от прп. Сергия). В XX в. была написана надвратная монументальная композиция с Радонежскими святыми при выходе из Троице-Сергиевой лавры (раскрыта и отреставрирована в 2014, многие изображения и надписи с именами святых реконструированы). Преподобные Максим Грек, Михей и Сергий Радонежские. Фрагмент иконы «Вид Троице-Сергиевой лавры с Радонежскими святыми и клеймами праздников». 3-я четв. XVIII в. (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона в серебряной раме " Явление Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию Радонежскому " . Дерево, сусальное золото, твореное золото, темпера. 31,5Х26,5. Россия, г. Сергиев Посад, мастерская художника И. Малышева, 1858 г. Файл 13264.jpg:   Размер: 774x926, 0.72 MPix, 749 Kb. Дата: 2011-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (453) , (24) . Описание: Икона Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Мастерские Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 19в. Частное собрание. Файл 23008.jpg:   Размер: 1352x1792, 2.42 MPix, 691 Kb. Дата: 2014-01-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (243) , (5) . Описание: Мини-иконка Явление Пресвятой Богородицы пр. Сергию Радонежскому .Размер-11см Х 9 см.Передана в музей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры,г.С.-Петербурга. Файл 31158.jpg:   Размер: 1854x2366, 4.39 MPix, 1510 Kb. Дата: 2018-01-30, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (67) , (0) . Описание: храма Успения в Архангельском-Тюрикове. храмовая чудотворная икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Она была украшением Успенской церкви еще задолго до революции, она значится в первой имеющейся в нашем распоряжении описи церковного имущества за 1925 год, а в аналогичном документе за год 1926-й она уже указана как пропавшая (без объяснений, просто пометка: «Иконы нет»). Но икона вернулась – спустя 60 лет, была чудесным образом обретена в нашем усадебном парке в ви[...] Файл 33481.jpg:   Размер: 900x754, 0.68 MPix, 193 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (72) , (1) .

http://pravicon.com/icon-361-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 1 (72) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-01-27) Происхождение изображения: Загружено 2019-01-27, анонимно. Описание: храма Успения в Архангельском-Тюрикове. храмовая чудотворная икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Она была украшением Успенской церкви еще задолго до революции, она значится в первой имеющейся в нашем распоряжении описи церковного имущества за 1925 год, а в аналогичном документе за год 1926-й она уже указана как пропавшая (без объяснений, просто пометка: «Иконы нет»). Но икона вернулась – спустя 60 лет, была чудесным образом обретена в нашем усадебном парке в виде почерневшей доски с неразличимым изображением. Однако по мере восстановления храма, изничтожения мерзости запустения, объявшей святое место, восстановления духовной и исторической справедливости, памяти, икона эта без всякого постороннего искусственного вмешательства, без реставрации «прозревала» . Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому " .

http://pravicon.com/image-33481

Митрополит Киевский Владимир посетил Свято-Успенский мужской монастырь в Одессе 5 сентября 2008 г. 18:32 В пятницу 5 сентября во время пребывания в Одесской епархии Блаженнейший митрополит Владимир посетил Свято-Успенский мужской монастырь. Владыку сопровождали митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел , Псковский и Великолукский Евсевий , Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний , архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний , а также секретарь предстоятеля УПЦ епископ Переяслав-Хмельницкий Александр . Вначале архипастырь побывал в Свято-Успенском соборе обители, где молитвенно поклонился его главным святыням — мощам святого апостола Андрея Первозванного и иконам Божией Матери «Млекопитательница» и «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому», подаренную монастырю Святейшим Патриархом Алексием I. Также предстоятель УПЦ приложился к мощам чудотворца и исповедника, преподобного Кукши Одесского, которые находятся в левом приделе храма. Далее гости посетили храм Одесской духовной семинарии во имя апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя духовной школы, после чего Блаженнейший митрополит Владимир осмотрел строящийся собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который представляет собой двухъярусное здание. В верхнем храме предусматривается три предела. Главный из них — в честь чудотворного образа Божией Матери «Живоносный Источник». Нижний храм будет освящен во имя преподобного Кукши Одесского. В заключении митрополит Владимир посетил монастырское кладбище, где также похоронен архиепископ Одесский Борис (Вик), которого Блаженнейший владыка хорошо знал еще при жизни. По усопшему иерарху была совершена заупокойная лития. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/456192.htm...

В Московском Кремле открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому 04.10.2022 15:12:27 МОСКВА 23 сентября 2022 года в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля открылась выставка «Преподобный Сергий Радонежский». Экспозиция приурочена к 600-летию обретения мощей святого и постройки Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Выставка раскрывает различные аспекты почитания преподобного Сергия, рассказывает о связях русских правителей с Троице-Сергиевым монастырем. Экспозиция охватывает значительный временной отрезок — с первой трети XV по начало XX века. С эпохой московских великих князей связаны серебряный наперсный крест с одним из древнейших изображений преподобного Сергия и пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в московской мастерской великой княгини Марии Ярославны, жены Василия II Темного и матери Ивана III. К периоду правления великого князя Ивана III относятся два выдающихся произведения московской живописи конца XV века. Икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием», выполненная в мастерской Дионисия, — самый ранний житийный образ святого в рост. Вторая икона, «Святая Троица», следует краткому иконографическому изводу, получившему наиболее совершенное воплощение в знаменитой иконе Андрея Рублева, написанной «в похвалу Сергию Радонежскому». Оба образа происходят из Успенского собора Московского Кремля. На выставке экспонируются памятники, выполненные в кремлевских мастерских в XVI-XVII веках и вложенные русскими государями в Троице-Сергиев монастырь. Среди них блюдо — вклад царя Ивана IV на помин души царицы Марии Темрюковны, золотая церковная утварь, созданная по заказу царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в «дом Пресвятой и Живоначальной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона». В 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была учреждена духовная семинария, а в 1744 году обители был присвоен высокий статус лавры. На выставке представлена драгоценная панагия, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной архиепископу Арсению, архимандриту Троице-Сергиевой лавры. С именем императрицы Екатерины II связан великолепный литургический прибор, выполненный по ее заказу в 1795 году придворным ювелиром Иваром Бухом для Троице-Сергиевой лавры.

http://radonezh.ru/2022/10/04/v-moskovsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): священник Игорь Палкин/ foto.patriarchia.ru Открылась выставка в честь святого Сергия Радонежского с экспонатами из музеев Кремля 1 мин., 05.10.2022 В парадном вестибюле Оружейной палаты в Москве открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому и основанной им Лавре. Экспозиция, на которой представлены вещи и предметы из музеев Московского Кремля, приурочена к 600-летию обретения мощей святого Сергия и постройки Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, сообщает сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству . Выставка раскрывает различные аспекты почитания известного русского подвижника, а также рассказывает о связях правителей России с Троице-Сергиевой лаврой. При этом она охватывает довольно значительный период – с первой трети XV по начало XX века. Древнейшим экспонатом выставки является пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в московской мастерской жены Василия II Темного и матери Ивана III Великой княгини Марии Ярославны. Кроме того, в экспозиции представлен серебряный наперсный крест с одним из древнейших изображений преподобного Сергия Радонежского. Часть уникальных экспонатов, представленных на выставке, связаны с эпохой XVIII века. В их числе, драгоценная панагия, пожалованная Елизаветой Петровной архимандриту Троице-Сергиевой лавры архиепископу Арсению, и литургический прибор, выполненный для Лавры по заказу Екатерины II в 1795 году придворным ювелиром Иваром Бухом. Отдельный раздел выставки посвящен Великому князю Сергею Александровичу Романову, который особо покровительствовал Троице-Сергиевой лавре, а святой Сергий был его небесным покровителем. В этом разделе представлены реликвии из храма-усыпальницы во имя преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре Московского Кремля. Выставка в Оружейной палате Москвы будет работать до 11 января 2023 года. Читайте также: Наши материалы о святом Сергии и его Лавре читайте здесь Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/otkrylas-vystavka-v-chest...

Възбудив подружье свое, исповеда все по ряду чюдо, како прииде святыи Сергии и ученика, его же возлюби, явлена сего сътвори зде знающим в познание всем, яко съпричтен в чюдесех своему учителю, и тако вкупе с ним немощному исцеление дароваста. И толико бысть ему здравье: в явление всем въста с одра своего и сътвори метании 15 до земля пред образы честных икон. И разуме содрание кожное – боелезни своеа скоро отъятье, и возрадовашеся радостью многою с всем домом своим в светлости велице и в славу Христу Богу и в похвалу великому в чюдесехъ святому Сергию и его присному ученику преподобному Никону, свидетельствовану от святого учителя своего неложно в чюдесех предняя простирая. Сия же и доныне от сего самого Семеона в слухи всем исповедающа сия. Се ино чюдо скажем вашеи любви, иже быша вся нова в нынешняя лета, деиствуема святым дивна и преславна, всеми ведома, еже [не] 709 мощно писанию проповедати. Мы же нечто от части еже от проповедаемаго случишася ему слышим, предводящее слово скажеть. Яже изначала Богу наказающии нас за грехи наша и еже обратитися намъот злобъ наших, но покаянием от прегрешениих обратить нас и казня овогда гладом, овогда мором, овогда нахождением иноплеменик, яже чюдну повесть хощемъ простерети вашеи любви достоину се свидетельству. Случи бо ся, яко же предрекохом, в нынешняя лета нахожение безбожных агарян [на] наше христоименитое стадо, на Рускую землю, самомоу Ординьскому царю именемь Махметю приитти. Исшедшим же противу князем и воеводам и множьство воиньство християньское бесчисленое, и бысть сраждение страшно, и побеждени быша безбожнии прежде, и мнози от них избьени быша. Царю с воиньством пристрашнымъ быша и зело смиряющимся, и еже токмо жиевы оставити их. Неции же от християньскаго воиньства е 710 смиритися не въсхотешя и от них того ради погибошя, и с ними множество бесчисленое. Еже случися грех ради наших, еже безбожнемь малом воиньством попусти Господь Бог на свое христоименитое стадо множество воиньства агарян, смирениа ради их, не знающих Его, ни призывающим Его, тем победу подасть, [наказуя нас] непокорных 711 , поне же вторым 712 сражьдением 713 все воиньство христианьское побежьдено бысть от поганых и от них многа телеса падошя, а инии руками яшя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фото Wolfgang Hasselmann on Unsplash Владимир ЛЕГОЙДА: Мне все равно непонятно, где здесь конфликт? Есть религия, которую интересует, как все вы сами сказали, связь с Богом, с вечностью, а не исследование молекул и атомов, не подсчет и фиксация ежедневных, повторяющихся событий. И есть наука, которая изучает материальный мир. А создан он Богом или нет — это для нее не существенно ... Никакого конфликта мировоззрений я не вижу! А если он все-таки есть, возникает вопрос: как тогда верующий человек может заниматься наукой? Лаплас в свое время на вопрос Наполеона, какую роль в его системе играет Бог, гордо ответил, что в этой гипотезе он не нуждался. Хорошо, пусть ученый не должен оглядываться на авторитеты, пусть он должен все измерить. Но это же не мешало академику Павлову перед каждым храмом останавливаться, снимать шляпу и креститься. Так в чем конфликт? Виктор ТРОСТНИКОВ: Ученый сосредоточивается на явлениях повторяющихся, воспроизводимых, потому что иначе нельзя поставить эксперимент. И постепенно (это, видимо, свойство психологии человека) проникается убеждением, что только такие явления и существуют в мире. Ну а если, например, потекло миро из иконы? Один раз. И всё, больше не течет. Никакой научной базы под это подвести нельзя, науке это уже не подведомственно. Вот если бы можно было это явление воспроизвести, поставить эксперимент, с разных точек зрения изучать, анализировать ... А нельзя: вытекло миро — и всё, до свиданья! Наука тут бессильна. Владимир ЛЕГОЙДА: Выходит, наука вообще не должна заниматься уникальными явлениями? Виктор ТРОСТНИКОВ: Невоспроизводимыми единичными явлениями наука не то чтобы «не должна» заниматься — она неспособна их изучать, ибо в самом фундаменте научной методологии лежит многократное наблюдение, серийное экспериментирование и статистическая обработка. Понятно, что явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому научными средствами исследовано быть не может. Понимая свое бессилие изучить единичные явления, наука не проявляет к ним никакого интереса, просто их не замечает. Еще недавно ученые говорили о таких явлениях, что это выдумки или искусно подстроенные фальсификации. Сегодня они помалкивают, но ведут себя так, будто этих явлений нет.

http://foma.ru/nauka-ne-ostavljaet-mesta...

Сего бо Никона извстно знаяше. Хотящу же ему въстати, но не можаше ничто же проглаголати, паче же в страс мноз. Святыи же ста близъ немощнаго и знамена его крестомъ, его же ношаше в руц своеи. И по семь повелваеть послдующему ученику своему Никоноу, да знаменуеть его иконою, еже пред одромъ немощнаго стояше, ю же самъ Никонъ нкогда вдасть ему. Тако вземь по повелнию святого старца, знаменаеть его иконою немощнаго, и тако зритсяему, иже емше за власы его и содраша с него всю кожу с главы его и до ногу. И тако невидими быша. Сему же в тои час Семиону познавшу в себ облегчание болзни своея, и скоро въста на одр своемъ, сде никимъ подкрпляем, еже преже двигнутися не моги. Възбудивъ подружье свое, исповда все по ряду чюдо, како прииде святыи Сергии и ученика, его же возлюби, явлена сего сътвори зд знающимъ в познание всмъ, яко съпричтенъ в чюдесх своему учителю, и тако вкуп с нимъ немощному исцление дароваста. И толико бысть ему здравье: въ явление всм въста с одра своего и сътвори метании 15 до земля пред образы честных иконъ. И разум содрание кожное — болзни своеа скоро отъятье, и возрадовашеся радостью многою съ всм домомъ своим въ свтлости велиц и в славу Христу Богу и в похвалу великому в чюдесхъ святому Сергию и его присному ученику преподобному Никону, свидтельствовану от святого учителя своего неложно в чюдесх предняя простирая. Сия же и донын от сего самого Семеона в слухи всм исповдающа сия. Се ино чюдо скажем вашеи любви, иже быша вся нова в ныншняя лта, диствуема святымъ дивна и преславна, всми вдома, еже [не] мощно писанию проповдати. Мы же нчто от части еже от проповдаемаго случишася ему слышимъ, предводящее слово скажеть. Яже изначала Богу наказающии нас за грхи наша и еже обратитися намъот злобъ наших, но покаяниемъ от прегршениихъ обратить нас и казня овогда гладом, овогда моромъ, овогда нахождениемъ иноплеменикъ, яже чюдну повсть хощемъ простерети вашеи любви достоину се свидтельству. Случи бо ся, яко же предрекохомъ, в ныншняя лта нахожение безбожных агарянъ [на] наше христоименитое стадо, на Рускую землю, самомоу Ординьскому царю именемь Махметю приитти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Началась новая волна общественной войны за трезвость, уготовившая пути последней винной монополии. Ф.М. Достоевский особенно предупреждал о вреде «пьяного бюджета», за который приходится расплачиваться народным развратом, то есть всей народной будущностью: «Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод», а «правильный бюджет окупается лишь трудом и промышленностью». Надеясь, что «народ найдет в себе охранительную силу и захочет чести, а не кабака», писатель призывал русскую интеллигенцию помочь ему пропагандой и личным примером. Одним из таких примеров был гениальный русский педагог, «апостол трезвости» Сергей Александрович Рачинский, племянник поэта Евгения Баратынского и приверженец славянофильских идей. В 1875 году он открыл в родном селе Татеве, Смоленской губернии, школу для крестьян, ради развития в русском ребенке высоких нравственных качеств русского народа, хотя в ней были учениками и многие взрослые. Школа была построена на основе традиций Православия и принципов классического гимназического образования, которое развивало умственную деятельность, прежде всего, изучением древних языков и математики. Эти дисциплины Рачинский заменил соответственно церковно-славянским и арифметикой, а главным было преподавание закона Божия и изучение Священного Писания. Школа Рачинского стала прообразом церковно-приходских школ в России, введенных другом Рачинского К.П. Победоносцевым, и одновременно православным обществом трезвости, защищавшим учеников от окружающего пьянства путем абсолютного воздержания от спиртного. Рачинский пришел к выводу, что полноценное трезвенное воспитание и трезвая жизнь возможны только в целительном лоне Церкви и только при храме плодотворна работа по искоренению пьянства. Очень многое зависит и от личного примера учителя. Пока он будет придерживаться «умеренности», которую проповедует государство, его призывы пропадут втуне; если же сам даст обет трезвости, у него найдутся последователи. 5/18 июля 1882 года после молебна преподобному Сергию Радонежскому учитель и ученики принесли в церкви этот торжественный обет.

http://pravoslavie.ru/30360.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010