Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор вмч. Феодора Тирона в Риме. VI в. [греч. Ιερ Μητρπολη Ιταλας κα Μελτης], епархия Константинопольской Православной Церкви . В 1991 г. из состава Австрийской митрополии была выделена Италийская митрополия (с 2005 И. и М. м.), включающая Италию и Сан-Марино. В Юж. Италии со времени великой греч. колонизации (VIII-VI вв. до Р. Х.) проживало значительное число греков. Повторная греч. колонизация Италии произошла после завоеваний имп. Юстиниана I в сер. VI в. Южноитальянские области Калабрия, Апулия и Сицилия входили в юрисдикцию К-польского Патриархата с VIII в. (ок. 733) до норманнского завоевания во 2-й пол. XI в., греч. население до сих пор сохраняется в деревнях горного массива Аспромонте. Тур. завоевание Балканского п-ова вызвало массовую эмиграцию греков в Неаполитанское и Сицилийское королевства (в Неаполь, Барлетту, Бриндизи, Мессину и Катанию), в Тоскану (в Ливорно и в Пизу), в Венецию, Геную, Анкону, на Корсику и в принадлежавшие империи Габсбургов Триест и Фиуме. Первая православная греч. община была образована в Венеции в 1498 г. В 1537-1797 гг. в Венеции находилась кафедра митрополита Филадельфийского, окормлявшего греческую диаспору. Новая волна греческой эмиграции в Италию последовала после второй мировой войны, гл. обр., это были греки из Сев. Эпира, с о-вов Додеканес, из Ливии, Египта и Эфиопии; они образовали православные общины в Риме, Милане, Генуе, Бари и др. В 1922-1963 гг. Италия имела статус экзархата в составе Фиатирской и Великобританской митрополии, а в 1963-1991 гг.- экзархата Австрийской митрополии. Кафедра находится в Венеции, зимняя резиденция - в Риме. Митрополит носит титул экзарха Юж. Европы. Первым митрополитом Италийской митрополии был избран Спиридон (Папагеоргиу) (нояб. 1991 - июль 1996, в 1996-1999 архиепископ Американский). В момент создания митрополии на ее территории насчитывалось 8 общин (в Венеции, Неаполе, Триесте, Барлетте, Бриндизи, Генуе, Милане и Риме). За время архипастырской деятельности митр. Спиридона в состав митрополии были включены разрозненные правосл. общины, возникли новые приходы в Удине, Падуе, Ферраре, Турине, Пизе, Ливорно, Парме, Перудже, Л " Акуиле, Катании, Мессине, Куарту-Сант-Элене, Кальяри и румыноязычный приход в Риме, был создан Союз греч. правосл. студентов Италии, начато возрождение греч. монашества - открыт мон-рь прп. Иоанна Жнеца близ Бивонджи в Калабрии.

http://pravenc.ru/text/1237713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» [греч. Ο μονοϒενς Υς; слав.    ], тропарь, выражающий учение Церкви о домостроительстве спасения; в совр. правосл. богослужении поется во время полной евхаристической литургии в конце 2-го антифона , а также входит в состав чина изобразительных. Текст «Е. С.» «Единородный Сыне». Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) «Единородный Сыне». Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) во многом созвучен выражениям Никео-Константинопольского Символа веры; в тропаре также прослеживаются параллели с догматом Халкидонского Собора 451 г. Исходя из указанного сходства текстов, Э. Веллес пришел к заключению, что автор тропаря ограничился поэтическим перефразированием определенных членов Никео-Константинопольского Символа веры и добавлением формулы-славословия и прошения о спасении ( Wellesz. 19612. P. 179), но эта т. зр. была подвергнута серьезной критике Я. Баркхёйзеном ( Barkhuizen. 1984). Тропарь представляет собой одно предложение, в к-ром помещенному в конце текста сказуемому - прошению о спасении (    ) - подчинен ряд причастных оборотов, служащих его смысловым обоснованием (                    ). Анализ грамматических форм употребленных в тропаре греч. причастий позволяет разделить предшествующий прошению текст на 3 части, в к-рых описываются разные временные измерения: вечность (причастие наст. времени) - историческое прошлое (аористные причастия) - вечность (причастия наст. времени). 3-частной является ритмическая организация текста тропаря (Ibid. S. 4). Наконец, и с т. зр. содержания текст «Е. С.» можно разделить на 3 части, кратко повествующие о предвечном существовании, воплощении и воскресении Христа. Т. о., несмотря на заимствования из догматических определений I, II и IV Вселенских Соборов, структура текста «Е. С.» является тщательно разработанной и тонко сбалансированной (Ibid. S. 5). Центральная идея тропаря заключается в том, что на Кресте пострадал Единородный (т. е. единственный) Сын Небесного Отца, вечное Слово Божие, Которое ради нашего спасения «стало плотию» (Ин 1. 14) и вочеловечилось ( Onasch K. Liturgie u. Kunst der Ostkirche in Stichworte. Lpz., 1981. S. 90-91). Эта идея - существенная часть христологического синтеза, осуществленного правосл. богословами круга имп. св. Юстиниана I Великого (527-565), тропарь «Е. С.» как нельзя лучше соответствует данному синтезу.

http://pravenc.ru/text/189555.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (посл. четв. V в., г. Амида (ныне Диярбакыр, Турция) - 545), свт. (пам. 8 июня), патриарх Антиохийский (с 526), богослов-полемист. Происходил из знатной сироязычной правосл. семьи (родители - Аппиан и Мака). В молодости начал делать гос. карьеру: был главным казначеем империи (comes sacrarum largitionum - Downey. 1938. P. 364) и достиг одной из высших должностей - должности комита Востока (comes Orientis, 522-526, с кратким перерывом в 525), к-рый обладал верховной гражданской и военной властью на всем востоке Римской империи. В качестве комита Востока принял жесткие меры к обузданию беспорядков, учиняемых цирковой партией венетов. Славился справедливостью, неподкупностью, мудростью, находчивостью ( Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 4), милосердием и сострадательностью ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 37). В 526 г. столицу востока империи Антиохию поразило страшное землетрясение, продолжавшееся с перерывами в течение года, сопровождавшееся пожарами и многочисленными разрушениями. Е. руководил восстановлением города. Во время землетрясения (29 мая 526) погиб патриарх Антиохийский Евфрасий , и вместо него народ и клир Антиохии избрали патриархом Е. Это избрание, осуществленное против воли Е., было затем одобрено имп. Юстином I и его соправителем имп. св. Юстинианом I . Выбор Е. патриархом, вероятно, был обусловлен необходимостью концентрации политической и религиозной власти в Сирии ввиду постоянной персидской угрозы и внутреннего религиозного раскола населения на сторонников и противников Вселенского IV Собора (Халкидонского). О первых 10 годах патриаршества Е. известно мало. В духе политики имп. Юстина, а затем имп. св. Юстиниана представители монофизитской (см. Монофизитство ) иерархии были отправлены им в ссылку и заменены православными. При проведении мер против монофизитов Е. задействовал войска. От своих противников он получил презрительное прозвище Иудей. Во время его патриаршества город страдал от восстаний (529 и 531), землетрясений (528, 531, 534) и чумы (542). Е. приходилось участвовать наравне с гражданской властью в ликвидации последствий этих событий. В 529 г. он выкупал пленных, попавших в руки арабов. В 537 или 538 г. им было закончено восстановление разрушенной во время землетрясения Великой ц. Антиохии.

http://pravenc.ru/text/182075.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЫ СВЯТОЙ ХРАМ в К-поле [храм Св. Мира, Древняя церковь, Патриаршая церковь; греч. Νας τς Αγας Ερνης, Αγα Ερνη, Παλαι Ερνη, Παλαι (ρχαα) Εκκλησα, πατριαρχεον; лат. Ecclesia Antiqua], один из древнейших и крупнейших христ. храмов Константинополя и Византийской империи ; основан не позже нач. IV в., сохранившаяся постройка возведена имп. Юстинианом в 30-50-х гг. VI в.; позднее неоднократно частично перестраивалась. В наст. время - часть музея собора Св. Софии в Стамбуле. История Точное время возникновения христ. храма на месте И. х. неизвестно. Храм расположен на окраине городской территории античного Византия, возле т. н. Греческой стены древнего города. Вероятно, здесь уже в нач. IV в. находилось место собраний христ. общины. Церковный историк V в. Сократ Схоластик упоминает о том, что в Византии до эпохи имп. Константина I Великого были христ. община и скромный храм ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 16). Известно также о епископском престоле в Византии. Для уверенного отождествления И. х. с наиболее ранним храмом Византия недостаточно сведений. Согласно большинству визант. источников, И. х. был возведен в 20-30-х гг. IV в. имп. Константином, к-рый, по сообщению Сократа Схоластика, дал ему новое имя - в честь Св. Мира (Ibidem; Theoph. Chron. P. 23; Georg. Mon. Chron. P. 501; Phot. Bibl. Cod. 257; Patria CP. 1901. Т. 1. P. 18, 74). Название храма знаменовало одержанную в 324 г. имп. Константином победу в борьбе за единоличную власть и установление мира по всей Римской империи после многолетних гражданских войн. В названии первоначально превалировал политический смысл. Подобные сооружения в честь установления мира были широко известны в рим. гос. традиции. Таковы алтарь Мира имп. Августа Октавиана (Ara Pacis Augustae), возведенный на Марсовом поле в Риме после завершения долгих войн между 13 и 9 гг. до Р. Х.; храм Мира, построенный в Риме имп. Веспасианом после победы в Иудейской войне (70 г. по Р. Х.). Т. о., строительство И. х. в К-поле стало продолжением римской традиции, но существенно обновленной христ. мировоззрением. Представления византийцев ранней эпохи о названии И. х. отразились в замечании историка Прокопия Кесарийского (сер. VI в.) о том, что и «Святой Мир» (И. х.), и «Святая Премудрость» (храм Св. Софии) - это священные свойства Бога, Которому в действительности и посвящены оба главных к-польских храма ( Mathews. 1971. P. 79).

http://pravenc.ru/text/674053.html

митр. Исидор Святой Варсонофий, по месту рождения Египтянин, произошел от бедных родителей, живших в деревне, называемой Петроды. Отец его был Илия, а мать – Евлампия. По смерти их Варсонофий отправился с двумя товарищами Аммонием и Акакием в Палестину для поклонения святым местам. Увидевшись здесь с некоторым Старцем Маркеллом, известным по своей святости и строгой, пустыннической жизни, он вознамерился со своими спутниками остаться в его обители, постригся в монашество и под руководством сего благочестивого Старца проходил первые подвиги пустынножительства, особенно подвиг молчания. Сколько времени он пользовался наставлениями Маркелла неизвестно. По смерти же его Варсонофий, желая найти себе другого руководителя, оставил прежнюю обитель и с другими двумя братьями Иосифом и Феодором перешёл в обитель, называемую Еваге, которая находилась неподалеку от Газы. Начальником сего общежития был знаменитый подвижник Серид. Слава добродетелей его столь была велика, что в Александрии, даже в седьмом веке, вместо того, чтобы описывать сию обитель, считали довольным сказать: монастырь Серида ( 2 ). Сия-то слава привлекала к нему весьма многих подвижников. Ею же привлечен был и Варсонофий. Подражая примеру великого наставника своего, он сам для всех братий служил примером поучительного безмолвия. Даже ближайший ученик его Дорофей не иначе мог говоришь с ним, как через Серида ( 3 ), послушание коему Варсонофий предпочитал подвигу безмолвия. Прочие братья предлагали ему вопросы и получали ответы, писанные на дощечках. Судя по такой любви к уединению и безмолвию, противоположной общему духу, распространившемуся тогда во всех Палестинских обителях, можно было предугадывать, что Варсонофий не долго будет жить и в Серидовой обители. Действительно так и случилось. Как в Константинополе, так и в Палестине повсюду слышан был спор правоверных с последователями Оригена . Действия оного коснулись и монастырей; ибо Феодор Каппадокиянин, пользуясь доверенностью Императора Юстиниана, тайно поддерживал Оригенистов и распространял их мнения в Палестине. Сподвижники Варсонофия, уважая опытность его в духовной мудрости, приходили к нему с различными вопросами касательно учения Оригенова, и тем нарушали покой уединенного Старца. Ревность в правоверии заставляла его отвечать на вопросы, а любовь к добродетели производила негодование на бесплодное и вредное любопытство тех, которые теряли время в спорах и исследованиях, отвлекающих душу от благочестивых размышлений и святой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Что такое Церковное новолетие (индикт)? Какого числа оно начинается? Какой православный смысл несёт? Об этом Вы узнаете из нашей познавательной статьи. Индикт — Церковное новолетие 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является  Успение , а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы . История Индикта Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце. В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

http://pravmir.ru/cerkovnoe-novoletie-is...

Настоятель слатины В монастыре Слатина Ровно в начале церковного новолетия, 1 сентября 1949 года, отец Клеопа был переведен в монастырь Слатина, уезда Сучава, вместе с тридцатью монахами из Сихастрии. «Я был вызван, – вспоминал старец Клеопа, – в Священный Синод в Бухарест Блаженнейшим Патриархом Юстинианом Марина 57 , который повелел мне спешно взять тридцать монахов и перебраться в монастырь Слатина, где оставалось тогда всего несколько монахов, а государство планировало преобразовать его в больницу. Вернувшись из Бухареста, я сообщил отцам и братиям о распоряжении Святой Патриархии. На мои слова отец Паисий и отец Кирилл сказали: – Пойдем и мы в Слатину. Было много желающих пойти с нами, но я не мог взять всех. Тогда мы отслужили всенощное бдение и бросили жребий. После этого я сказал, что если кому-нибудь выпал жребий идти в Слатину, а он не хочет, то пусть поменяется с тем, кто хочет. И так мы отправились из Сихастрии, тридцать монахов на автобусе. Когда мы подъехали к Тыргу Нямц, на дорогу высыпало множество людей и перегородило ее. Они не хотели пропускать нас дальше. До них дошли слухи, будто нас отправляют на соляные рудники 58 . Мы вышли из автобуса и стали просить людей успокоиться, поскольку нас не везут на соляные рудники, а мы едем в монастырь Слатина, и если они захотят, то могут в воскресенье прийти к нам на службу. Тогда они успокоились и пропустили нас. В воскресенье мы увидели многих из них. Они пришли, чтобы убедиться, что нас не увезли на соляные рудники. Отец Паисий, наш духовник, отправившись с нами в Слатину, оказал нам добрую службу, ибо каждый день к нам приходили десятки верующих. Святость его, Господь да упокоит его душу, исповедовал день и ночь, а народ, видя его великую кротость, с любовью внимал ему. Патриарх Юстиниан выделил на наше попечение шесть мужских монастырей и два женских – Рышка и Ватра Молдовицей. Он издал письменное распоряжение, чтобы ввели в них канонический и уставный распорядок монастыря Сихастрия. Тогда мы запретили там вкушение мясной пищи, ввели служение утрени в полночь, чтение Псалтири в храме, назначили духовников из наших отцов для еженедельного исповедания монастырского братства, по чреде. Все отцы и братия придерживались общежительного чина с великой любовью, ибо научены были этому в Сихастрии».

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

П. Пашков Содержание Предварительные замечания Спор о «Трех Главах» Перед Пятым Собором V Вселенский Собор Constitutum I Собор и папа Две ошибки папы Вигилия «Угодно Духу Святому и нам» Исправление Вигилия Последствия Собора Экклезиология папы Пелагия I V Вселенский Собор в православной апологетике Оценки западных историков начала Нового времени Заключение Приложение. К вопросу об интерпретации определения V Вселенского Собора     V Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе в 553 г., занимает странное положение в ряду древних Вселенских Соборов неразделенной Церкви. Его решения и постановления, как кажется, несколько теряются на фоне величия и значимости Халкидонского определения или Никео-Цареградского Символа; неясен предмет его рассмотрения, осужденную на нем ересь трудно назвать одним четким и ясным термином – каковы были осужденные прежде «несторианство» и «монофизитство». Вместо ясной фигуры еретика, подобного Арию, Евтихию или Несторию, Константинопольский Собор ведет борьбу против трех давно покойных к моменту его проведения богословов. В глазах иного нашего современника против Собора может говорить и то, что ведущую роль в его подготовке и проведении играл император Юстиниан – слишком велико отторжение от всякого действительного или мнимого цезарепапизма, от всякого вмешательства светской власти в дела Церкви. Все это так. И тем не менее, случайно ли собрание епископов, состоявшееся в 553 г. в Константинополе, входит в число семи Соборов, имеющих определяющее значение для истории христианства? Случайно ли в верности его постановлениям клянутся православные христиане и римо-католики всего мира? Как нам представляется, значение V Собора ничуть не уступает предшествующим, а его вклад в православную догматику – как в христологию, так и в экклезиологию – трудно переоценить. Нас, в соответствии с предметом нашего исследования, более всего будет интересовать то учение о Церкви, то представление о высшей церковной власти и тот принцип взаимоотношений с папством, которые были впервые со всей ясностью торжественно провозглашены этим Собором, однако по необходимости мы должны сказать несколько слов и о его христологическом учении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пер. Л.А. Самуткиной Вступительная статья Традиционный в средневековой историографии жанр всемирной хроники берет начало в ранневизантийской хронистике VI–VII веков 1 . Всемирная хроника начиналась с пересказа библейской Книги Бытие и завершалась современными автору событиями. Современник Юстиниана Великого сириец Иоанн Малала и неизвестный автор «Пасхальной хроники», доведенной до 630 г., первыми разрабатывали основы христианского жанра, заложенного еще в позднеантичный период хронистами Юлием Африканом и Евсевием Памфилом . Анонимная хроника, известная как Пасхальная хроника, а также как Александрийская хроника, Константинопольская хроника, Сицилийские фасты, обязана своим именем знаменитому французскому филологу Дюканжу (1610–1668), который назвал ее так по пасхальным таблицам, начертанным на обратной стороне двух листов содержащей ее рукописи. «Пасхальная хроника» состоит из Пролога и Эпитомы времен, которая носит название «Эпитома времен от первозданного человека Адама до двадцатого года царствования Ираклия Благочестивейшего, девятнадцатого года после его консульства, восемнадцатого года царствования его сына Ираклия Нового Константина, третьего индиктиона». Текст хроники представлен одной греческой рукописью XI века, известной как Ватиканский кодекс 1941 (Vat. gr. 1941), и несколькими ее списками XVI в. Хотя рукопись ограничена четырьмя листами спереди и тремя сзади, у нее отсутствует начало и конец. Хроника обрывается описанием событий 628 г. В середине Ватиканский кодекс имеет несколько лакун, объемом от одного листа до нескольких. Текст начинается с цитаты Филона Александрийского о времени иудейской Пасхи. Далее в Прологе анонимный хронист рассуждает о вычислении точной даты христианской Пасхи и других церковных праздников. Автор дает некое подобие истории пасхалий. Он приходит к следующему выводу: «Итак, так как мы не нашли кем-либо начерченный праздничный цикл на 532 года, во всем согласующийся с богодухновенным Писанием и с безукоризненно справляемыми праздниками в святой Божьей кафолической апостольской церкви, ...мы решили, что есть необходимость составить праздничный цикл на 532 года, во всем согласный с богодухновенными Писаниями и с безошибочными традициями богоносных отцов, с правильно справляемыми праздниками во всех святых Божьих церквях» (D.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Полный текст журналов заседания Священного Синода 25 декабря 2014 года. 25 декабря 2014 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось последнее в этом году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журнал 113 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 25 октября 2014 года Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды прибыл в Саратов, где его встречали митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, епископ Покровский и Николаевский Пахомий, полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, губернатор Саратовской области В.В. Радаев, духовенство и миряне епархий Саратовской митрополии. Его Святейшество совершил чин малого освящения университетского храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Саратовского государственного университета и всенощное бдение в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова. 26 октября 2014 года Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Балашовского и Ртищевский Тарасия, епископа Покровского и Николаевского Пахомия, а также ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, наместника Сретенского ставропигиального монастыря Москвы архимандрита Тихона (Шевкунова) и духовенства епархий Саратовской митрополии возглавил чин великого освящения храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в нем.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010