Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Первоначальное церковное законоположение в России и преимущества русского духовенства К оглавлению В то время, когда великий князь Владимир принял святую веру из Греции, там существовал уже полный свод церковного законоположения. Существовал и оставался еще в употреблении Номоканон, составленный в VI в. патриархом Цареградским Иоанном Схоластиком (565–578); существовал и находился уже во всей силе Номоканон и другого знаменитого Цареградского патриарха — Фотия, явившийся к концу IX в. (в 883 г.). Тот и другой Номоканоны состояли из двух частей: из свода законов собственно церковных, называвшихся правилами или канонами (первый содержал именно правила святых апостолов, четырех Вселенских и шести Поместных Соборов и святого Василия Великого; последний обнимал уже, вместе с правилами святых апостолов, правила всех седми Вселенских и девяти Поместных Соборов и правила святых отцов, принятые Вселенскою Церковию), а во-вторых, из свода законов гражданских по делам церковным, дарованных православными греческими императорами, преимущественно великим Юстинианом, и называвшихся указами или узаконениями . Излишне было бы спрашивать, принял ли вместе со святою верою великий князь Владимир законы первого рода, вошедшие в состав Номоканонов, иначе Кормчей . Эти законы, завещанные Церкви святыми апостолами или составленные и одобренные самою Церковию по власти, данной ей от Господа Иисуса Христа, и касающиеся ее собственных дел, составляют неотъемлемое достояние Церкви. Проистекая из самой сущности ее, они всегда и везде необходимы для ее внутреннего управления, для ее благоустройства, для ее бытия. Утвержденные Соборами Вселенскими при соизволении Духа Святого, они запечатлены характером всеобщности и неизменяемости и обязательны для всех христиан. А потому, как скоро где-либо насаждаема была православная Церковь, она непременно приносила с собою и свои древневселенские правила. И великий князь Владимир, принимая святую веру для себя и для всей России, тем самым уже обязывался принять и существенные церковные каноны, даже не мог не принять их, потому что одно с другим связано нераздельно. Так смотрели на это и крестившие нашего князя пастыри Восточной Церкви; передавая и излагая ему для всегдашнего руководства Символ православной веры, они заповедали ему вместе: «Веруй же и семи Сбор святых отец», т. е. принимай постановления и седми Вселенских Соборов, и значит нераздельно — правила святых апостолов, святых девяти Поместных Соборов и святых отцов, утвержденные правилами Соборов Вселенских.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

III. Историческая судьба учения Оригена о Св. Троице До арианства В 231г. Ориген должен был навсегда оставить Александрию. Один александрийский собор приговорил его к изгнанию из этого города, другой – к лишению священнического сана 872 . Чем мотивировали свой приговор отцы соборов, не выяснено; несомненно, что ещё при жизни Оригена возбуждён был вопрос о его православии, и он писал по этому поводу к Фабиану, епископу римскому, и многим другим 873 , но неизвестно, подвергалась ли сомнению чистота вероучения Оригена о Св. Троице, равно как и то, был ли вопрос о его православии поставлен ещё на александрийских соборах. Вся эта буря, поднявшаяся против Оригена , не имела, однако, важных последствий для славы его имени. В самой Александрии должность катехета в огласительном училище преемственно занимают ученики Оригена  – непосредственные или посредственные 874 , и его имя окружено столь блестящим ореолом, что для трудолюбивого, даровитого Пиерия не находят названия более почётного, чем «младший Ориген » 875 . Преемниками догматического воззрения Оригена были его преемники в звании катехета Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Время деятельности Дионисия Великого уже в сане епископа александрийского совпадает с эпохой особенного оживления и успешной пропаганды савеллианства, борьба с которым дала ему громкую известность. Свою полемику он повёл с большей энергией, чем тактом и осмотрительностью: поставив своей задачей – осветить с возможной силой различие между Отцом и Сыном, Дионисий думал достигнуть своей цели как тот неискусный садовник, который, выпрямляя искривившееся молодое дерево, искривляет его в противоположную сторону 876 . В одном из своих писем Дионисий допустил такие выражения: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошёл» 877 . Это письмо возбудило сильное волнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

I. Лекции по истории религий как часть наследия И.Д. Андреева В архиве библиотеки Московской духовной академии хранятся творческие рукописи племянника свт. Феофана профессора Академии И.Д. Андреева , часть которых были переданы Академии его дочерью Г.И. Андреевой в ноябре 1970г., а часть позднее – за небольшое вознаграждение 1 . Среди этих рукописей: переводы свт. Никифора Константинопольского , переписка (включая известную переписку со свт. Феофаном Затворником ), разные курсы – в основном по истории Церкви в Византии, а также курс по истории религий, читавшийся в 1921–1923 гг. Все авторские рукописи сохранились в прошитых тетрадях и хранятся в папках с печатью «Профессор Иван Дмитриевич Андреев ». Приведем перечень данных материалов: I. Переписка, документы 1. Письма свт. Феофана Затворника И.Д. Андрееву – 32 письма. 2. Документы по делу проф. В.О. Ключевского . 3. Студенческие письма за 1880–1892 г. Списки окончивших МДА за 1904–1911 гг. Телеграммы на имя И.Д. Андреева от проф. Н.В. Покровского , от декана СПб-кого университета проф. Ф.Ф. Зелинского, проф. А.И. Соболевского, проф. Н.Н. Глубоковского , проф. Б.А. Тураева и др. за 1907г. в количестве 7 шт. Отношение попечителя СПб-кого Учебного округа от 29.1.1911г. 4. Переписка с разными лицами (проф. А.П. Лебедевым и др.) за 1895–1907 гг. – 98 писем. 5. Переписка с разными лицами за 1904–1915 гг. – 48 писем. От преподавателя А. Мишина за 1911, 1913, 1915г. в количестве 15 шт. От проф. Кудрявцева за 1908г. – 2 шт. От М.П. Богаевского за 1909г. – 2 шт. 2 От брата Н.Д. Андреева 1907, 1911г. – 5 шт. От редактора Православной богословской энциклопедии Н.Н. Глубоковского за 1904, 1905 гг. – 7 шт. От прочих – 17 шт. II. Переводы 6. Переводы творений св. отцов на рус. яз. 1923г. 157 л. 3 7. Рукопись перевода творений архиеп. Константинопольского Никифора – на рус. яз., 1899–1907 гг. – 24 тетради. III. Рукописи по предметам 8. Рукописи по Истории монашества и Церковно-государственной деятельности Юстиниана Великого (византология). 1908–1916 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  разделы   рассылка  распечатать Мария Сеньчукова Битва за Новомучеников Источник:  Православие и мир В рамках работы Рождественских чтений на секции, посвященной прославлению Новомучеников и исповедников Российских ведущий сотрудник Института российской истории РАН Николай Николаевич Лисовой делал доклад на тему " Мученики Церкви и исповедники Империи: к постановке проблемы " . Выступление вызвало некоторые вопросы. Предлагаем вниманию наших читателей подробный конспект доклада и попытку полемики с ним. Политическая природа Церкви? -Когда мы говорим об эпохе новомученичества, мы не всегда учитываем фон и контекст, в котором оно происходило, и природу Церкви. Когда мы говорим, что были объективные причины для Церкви не принять революцию, а для новой революционной власти – отнестись к Церкви как к классовому врагу, подлежащему репрессиям и уничтожению, мы не учитываем традиционной тысячелетней природы Православной Церкви. У Церкви природа одна, что во время Константина Великого и Юстиниана, что во время гонений XX века, что сейчас. В чем эта природа состоит? Вместо спорного термина " симфония " для описания природы Церкви предлагается использовать термин немецкого византиниста Бека " политическое православие " . -В историческом бытии Церковь и империя неразделимы, начиная с эпохи гонений Диоклетиана и пришедшего ему на смену императора Константина, выведшего Церковь из катакомб в эту саму империю Диоклетиана, отлично реформированную и устроению. Этот изоморфизм имперской власти и имперской структуры и церковной власти и структуры является неизменным – универсалией исторического бытия Восточной Церкви. Историк подчеркивает, что запад существовал по противоположному образцу: государство в Церкви. Восточная же модель взаимоотношений Церкви и государства описывается как " орех " : орех державности и ядро Церкви. Врата ада: одолеют Церковь вместе с Империей Чтобы осуществлять свою спасительную миссию, Церковь должна быть связана с существующей государственностью, хорошей или плохой (так, Греческая Церковь пять веков просуществовала при падишахах).

http://religare.ru/2_99431.html

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко LI. Император Роман III Аргир (1028–1034) Глава 1. Новый «Марк Аврелий» Однако, как показали уже первые дни царствования Романа III Аргира, выбор Константина VIII едва ли можно назвать удачным. Все современники отмечали, что новый император отличался крайним тщеславием и самомнением. Внешне он во всем походил на царя: его выделяли из толпы изящество манер, прекрасный голос, высокий рост и истинно царская наружность, но, к сожалению, содержание много отличалось от формы. Внезапная слава, почившая на челе Аргира вместе с царским венцом, разбудила его воображение, и Роман III почему-то решил, что должен войти в ряд таких прославленных императоров, как Август, Траян, Марк Аврелий, св. Юстиниан I Великий, и навечно обессмертить свое имя. Эта навязчивая идея бросала Аргира от одной деятельности к другой, внося хаос и смятение в устоявшиеся основы византийской жизни, – хрестоматийный пример человека, получившего больше того, чем для него рассчитала природа. Как человек образованный, хотя и неглубоко, он задался целью возродить литературу и науку. Нередко, сняв царскую одежду и облачившись в философскую мантию, василевс вел диалоги с учеными мужами. Попутно, посчитав себя опытным богословом, Роман III возмечтал воссоединить Армянскую церковь с Кафолической Церковью. Он смело ринулся в исследование тонких богословских вопросов, ревнуя к славе св. Юстиниана I Великого, однако вскоре охладел к теологии, оставив свои «исследования» неоконченными 729 . Попутно Аргир пожелал прослыть победоносным полководцем, и какое-то время тщательно изучал военную теорию. По натуре кроткий и тихий, он напускал на себя воинственный пыл и грозился разгромить всех врагов Римской империи на Западе и Востоке. Когда же чуть позднее выяснилось, что военные таланты царя – фикция, а богословие не нуждается в его исследованиях, Аргир открыл для себя новую сферу применения горячечной фантазии. Как всегда цельно и энергично, но по обыкновению довольно бестолково, император ринулся в пучину финансового и государственного управления, воображая, что его истинное призвание – мирная деятельность. К сожалению, как мы увидим, василевс заблуждался и на этот счет 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В Севастополе на месте крещения князя Владимира состоялись торжества, посвященные 1000-летию преставления Крестителя Руси 29 июля 2015 г. 16:56 28 июля — день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Текущий год ознаменован 1000-летием со дня преставления благоверного Крестителя Руси. В праздник князя Владимира братские народы России, Украины и Белоруссии отмечают по традиции памятную дату — День Крещения Руси. Одним из центров масштабного церковного празднования стал крымский город Севастополь, на территории которого, в древнем Херсонесе, великий Киевский князь Владимир принял святое крещение. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла торжества на Крымской земле возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан . В канун праздника, 27 июля, во Владимирском соборе города Севастополя (усыпальнице адмиралов) началось молитвенное празднование памятной даты. Всенощное бдение возглавил митрополит Александр. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , епископ Львовский и Галицкий Филарет , викарий Киевской епархии епископ Боярский Феодосий , епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний ; благочинный Севастопольского церковного округа протоиерей Сергий Халюта, настоятель Владимирского собора протоиерей Алексий Тупиков, духовенство Севастопольского благочиния, священнослужители, прибывшие с архипастырями. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники. Пел хор Владимирского собора. Для молитвенного поклонения верующих в собор был доставлен ковчег со святыми мощами равноапостольного князя Владимира. Глава Митрополичьего округа передал участникам богослужения благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Митрополит Александр поздравил митрополита Лазаря, архипастырей, священнослужителей и мирян с празднованием 1000-летия преставления Крестителя Руси на Крымской земле и обратился к собравшимся с проповедью. 

http://patriarchia.ru/db/text/4180721.ht...

Бог творит историю через людей РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_45684.html 27 сентября 2007 Виктор Тростников Бог творит историю через людей 1600 лет со дня кончины святителя Иоанна Златоуста – 27 сентября, 407 год Источник:  http://www.russdom.ru/2007/200709i/20070905.shtml Русский дом В связи с тем, что на 27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления свт. Иоанна Златоуста издревле перенесено на 26 ноября Слова и поучения Иоанна Златоуста – это прямое указание к правилам жизни. Помощь своим православным братьям, наставление их на путь истинный, радение о чистоте веры, а не забота лишь о собственной душе, – это становится смыслом пастырского служения последователей великого антиохийского святителя Из Новозаветного откровения, подробно прокомментированного и разъяснённого святыми апостолами, великими учителями Церкви и богодухновенными преподобными всех веков, мы знаем, что человеческая история есть не что иное, как Божественное Домостроительство, которое увенчается Страшным Судом и отделением пшеницы от плевел. Первые пойдут в закрома Господа, вторые – в огонь. На исторический процесс, в силу наличия у человека свободы, а значит и своеволия, могут накладываться случайные привходящие события, но движение от прошлого к будущему остаётся неизменным, и всё осуществится так, как задумано Творцом. Приняв это главное положение христианской историософии, зададимся вопросом: а какие земные силы, осознанно или неосознанно, работают на Божий Промысл? У большинства авторов, писавших на эту тему, мы находим такой ответ: есть две главные силы, содействующие Домостроительству, – духовная власть (Церковь) и светская власть (государство), которые в идеале должны действовать согласованно, образуя то, что император Юстиниан Великий назвал " симфонией " . Идеал этот, к сожалению, так никогда и не был достигнут, а бывали и такие времена, когда Богово и кесарево вступали в жестокие конфликты. Церковь и Государство действительно представляют собой два " приводных ремня " Вседержителя, но о третьем, не менее важном, почему-то почти не говорят, из-за чего картина Домостроительства получается неполной.

http://religare.ru/2_45684_1_21.html

В истории христианской церкви во время несторианских волнений в защиту православия много потрудился св. Раввула, Епископ Едесский, один из великих отцов Сирии. Этот Святитель свято чтится в Восточной и Западной церкви. Но о его деятельности и трудах на русском языке нет никаких сведений. В лике святых, чтимых нашей православной церковью, есть преп. Раввула (19 февр.). Но, судя по жизнеописанию этого святого, можно думать, что этот Раввула другое лицо, отличное от Раввулы, Епископа Едесского. Прежде, нежели изложим сведения о св. Раввуле Епископе (извлеченные из Фесслера Diction. Theolog. par Wetzer) представим краткие сведения о пр. Раввуле (19 февр.), чтобы видеть отличие одного святого от другого. В Четьи Минеи св. Димитрия Ростовского под 19 ч. февраля о пр. Раивуле: замечено: «В тойже (19) день память преп. отца нашего Раввулы, во Иустинианово царство пожившего, иже пред кончиной своею слыша глас к нему свыше глаголюща: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы». (февр. стр. 77). В Синаксаре, издавном в Киеве в 1865 г., говорится о хир. Раввуде несколько подробнее: «Сей родився во граде Самосатстем и научен быв от мужа славна, именем Варипсава, от юности иноческое житие избра, и по горам ходя, в вертепех живяше. Просияв же добродетельми, с пособием Зинопа царя и устроением Иоанна, Еппскопа Виритского, среде гор монастырь великий созда, и по мале, идолонеистовствующих к благоразумию наставив, «созда в различных местех многи монастыри. Бяше же на всякое благое дело управлен, добре ведый священная писания, и пожив осмьдесят лет, даже до царства великого Иустиниана, слыша свыше глас глаголюща к нему: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы.» Посем мало поболев, отыде ко Господу, в лето 429. (ч. 1. 247). В месяцеслове прот. Дим. Вершинского (замечательном учеными исследованиями) о преп. Раввуле сказано следующее: Из Самосаты, ученик Варипсавы. В Финикии, при императоре Зеноне, подвизался в проповедовании Евангелия язычникам; при Импер. Анастасии прибыл в Константинополь, устроил несколько обителей, и скончался 80 лет, в царствование Юстиниана, около 530 года. (Пролог. Acta 55. 19 Febr. р. 134). Пролог вторично упоминает о нем 16 августа». (стр. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

(В крещении Петр), древнерус. строитель и архитектор (кон. XII - нач. XIII в.). Письменные источники сообщают о единственном произведении М.- каменной подпорной стене с вост. стороны Михаило-Архангельского собора киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря . В основе летописных текстов лежат составленные игум. Выдубицкого мон-ря Моисеем Речь (энкомий) по случаю завершения строительства стены и Похвала вел. кн. Киевскому Рюрику (Василию) Ростиславичу. Благодаря этим литературно-ораторским произведениям известны точные даты работ. Стена была заложена Рюриком Ростиславичем в 1199 (6707) г. 10 июля, в день памяти 45 мучеников Никопольских, а 24 сент., в день памяти равноап. первомц. Феклы Иконийской освящена, затем был устроен пир и игум. Моисей произнес торжественную речь стоя на стене («Не на брезе ставше, но на стене твоего создания»). Это строительство рассматривалось монастырскими властями как благодеяние (соборный храм обители находился на обрывистом осыпавшемся берегу Днепра, к-рый стена укрепила) и проявление любви вел. князя к месту, рядом с к-рым располагалось наследное загородное владение его семьи. Помимо риторических приемов и лит. образцов речь игумена интересна его личными впечатлениями и приведенными им отзывами киевлян, наблюдавших за строительством стены. Так, игум. Моисей сравнил князя-строителя с пророками и царями-строителями из ВЗ и христианской истории. Возможно, настоятель монастыря был начитан и в произведениях, описывающих храмоздательство благочестивых государей. Упоминание о том, что монастырская церковь подвешена на золотом волосе, спустившемся с неба, вызывает в памяти сравнение, использованное Прокопием Кесарийским для описания купола Великой ц. в К-поле, возведенной имп. Юстинианом: казалось, что он спущен с неба «на золотом канате». У жителей Киева прочность опорной стены создавала ощущение, что церковь как бы возвращается в обитель, отступая от прибрежного склона. Исследователи считают, что в период от XV до нач. XVII в. стена М. обрушилась вместе с вост. частью собора.

http://pravenc.ru/text/2563218.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010