XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Карташев; Head C. Justinian II of Byzantium. Madison, 1972; Болотов; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Previte-Orton; Obolensky, Byzantium and the Slavs. 1. Константин IV умер в 685 г., всего 33 лет от роду, после 17-летнего царствования. Воцарился его сын Юстиниан II Безносый (685-695; 705-711), которому только что исполнилось 17 лет. Он был весьма способным правителем с ясным видением государства, его проблем, нужд и задач. Но вместе с тем он был и очень неуравновешенным человеком, болезненно честолюбивым и чрезвычайно, до патологии, жестоким. Император обладал невероятной личной храбростью, граничащей с истеричностью. Он был настоящим богатырем, наделенным громадной физической силой. Один из комплексов Юстиниана II был связан с его именем. Честолюбивый молодой император во что бы то ни стало хотел превзойти своего великого предшественника. Однако при всей своей безбрежной энергии Юстиниан II совершенно не обладал дипломатическими способностями: многие чрезвычайно нужные и дальновидные решения он принимал так, что восстанавливал против себя всех. Укрепляя крестьянство, он настроил против себя аристократию, а политикой переселений в опустошенные районы он восстановил против себя крестьян. Кстати, Юстиниан первым предпринял дальновидный шаг и начал селить славян в Малой Азии, что превратило ее в главного поставщика солдат на долгие века. Он осуществлял необычайно дорогие строительные программы, не считаясь при этом ни с чем. Интересно, что однажды Император приказал разрушить храм Богоматери напротив своего дворца, чтобы соорудить на ее месте фонтан. Он даже приказал патриарху Каллинику прочитать молитву на разрушение храма. И как ни противился Каллиник («Молитву на созидание церкви мы имеем, а на разрушение церкви не получили», - говорил он императору), а был вынужден прочитать какую-то молитву, которую, однако, закончил славословием: «Слава Богу, терпящему всегда, ныне и присно...»

http://sedmitza.ru/lib/text/434781/

Строительство Юстиниана А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Много государственных средств тратил Юстиниан на монументальное строительство. И в этом плане обессмертил себя созданием Св. Софии Цареградской. Константиновская Св. София сгорела во время народного бунта при Иоанне Златоусте. Перестроенная вновь, сгорела в 415 г. при Феодосии II; восстановленная, скромная по материалам и размерам, опять сгорела в 532 г. при самом Юстиниане во время бунта νκα. Спасенный мудростью Феодоры, благодарный Юстиниан задумал и осуществил строительство в своем роде уникальное. С 532 по 537 г. в рекордный срок он создал храм — чудо истории — с его архитектурно смелым, висящим прямо над стенами куполом. Архитекторами его были Анфемий Тралльский и Исидор Милетский. Кельнский собор строился 500 лет. Римский Св. Петр — 350 лет. Да и наши соборы: Исаакий — 90 лет, московский Христа Спасителя — 50 лет. A Св. София — в одну пятилетку, когда нужны были долгие морские тяги для своза разноцветных колонн из разных развалин и концов империи: из Сирии — Баальбека, Египта. Еще до турок латинскими варварами IV крестового похода был изрублен на куски и растащен престол храма, составленный из сплавов золота и серебра, с богатейшими самоцветами. Златобуквенная молитвенная надпись, украшавшая его перед, была такова: «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора. Милостиво прими сие, Сыне и Слове Божий, за нас воплотившийся и распятый. И сохрани нас в вере Твоей православной и государство, которое Ты нам вверил, умножи во славу Свою и сохрани предстательством св. Богородицы и Приснодевы Марии!» Но ... не конец еще соблазнам и не конец моей апологии Великого Юстиниана. 12 лет прожил Юстиниан после V Вселенского собора и был свидетелем того, как все его героические предприятия ради возврата в лоно кафолической церкви еретичествующих окраин империи не увенчались никаким сколько-нибудь значительным успехом. Между тем слепые в своем заносчивом упорстве еретические партии монофизитских диссидентов с увлечением продолжали свои шумные литературные споры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435257/

Юстиниан I Великий (527-565 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Юстиниан был редкой, в своем роде единственной, фигурой в линии «ромейских,» т.е. греко-римских, императоров послеконстантиновской эпохи. Он был племянником императора Юстина — безграмотного солдата. Юстину для подписания важных актов подавалась золотая пластинка с прорезанным на ней рисунком его имени. И он по этому трафарету выводил буквы своего имени. Но Юстин ценил просвещение и дал своему племяннику Юстиниану первоклассное образование, филологическое и юридическое. Перед самой смертью (1 августа 527 г.) Юстин формально приобщил Юстиниана к власти, обеспечив тем ее преемство. Одним из учителей Юстиниана был игумен Феофил, оставивший не сохранившуюся для нас биографию своего великого ученика. Из позднейшей ее редакции XVII в. извлекаются интересные известия, что родиной Юстина и Юстиниана было местечко Таврисион возле нынешнего Скопле (по-турецки Ускюб) в Македонии. A так как местное имя Юстиниана было «Управда» и имена других родственников его звучат так же по-славянски, то многие славяноведы и племенное происхождение родства Юстинианова ведут от славян. Эти иллирийцы были, может быть, по племени и албанцы, говорившие и по-славянски. Школьным и литературным языком их был латинский. Сознавали они себя политически и культурно «римлянами.» Как римляне, живущие на Востоке, они считали нужным знать и греческий разговорный язык. Как люди образованного класса, они были «билингвалами» (двуязычными). Сам Юстиниан именовал себя очень аристократически, по-римски: Flavius Petrus Sabbatius Justinianus. A в половине своего царствования, будучи украшенным рядом побед и аннексий, еще пышнее: Caesar Flavius Justinianus, Alemannicus, Gothicus, Francicus, Germanicus, Anticus, Vandalicus, Afrikanus. Одним из учителей, давших Юстиниану блестящее классическое и юридическое образование, был известный ученый-богослов того времени скифский монах, известный под именем Леонтия Византийского. Он был аристотелик по философской школе и почитается основателем византийской схоластики.

http://sedmitza.ru/lib/text/435227/

Оригенизм и Ориген А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Очень сложные и утонченные христологические споры переплетались в истории с другими богословскими спорами, которые велись не на главном пути догматического развития, не на шоссейном тракте, a как бы на параллельной проселочной дороге. Создавал эту «особность» широко распространившийся институт монашества, жившего обособленными массами. Ориген был богословским героем аскезы, и его крайние суждения ο духе и плоти в стиле спиритуализма еще языческой александрийской философии влекли к себе богословствующих аскетов. Они неотрывно штудировали Оригена. И его полуязыческие гадания ο начале мироздания, ο предсуществовании души, ο душепереселении, об апокатастасисе с увлечением переживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. св. Саввы) и Новая Лавра в Фекое (Текуа) близ Вифлеема. От этих палестинских монахов-оригенистов на соборе Константинопольского патриарха Мины в 536 г. были представителями Домициан и Феодор Аскида. Оба они в столице проявили свою богословскую интеллигентность и были назначены на выдающиеся епископские кафедры: Домициан — на Анкирскую, a Феодор Аскида — на Кесарие-Каппадокийскую. Как полезные помощники по церковному управлению, оба они даже и не были посланы на свои места, a остались в столице. Особым доверием y самого императора Юстиниана пользовался Феодор Аскида. Аскида попал в центр власти в минуту для него исключительно неблагоприятную. Как раз в этот момент темпераментный и увлекающийся Юстиниан был настроен компетентными в церковных вопросах советниками на тο, чтобы укротить заносчивых монахов-оригенистов. Β Палестине они составили богословское большинство, оказывая давление на своего епархиального начальника, епископа Иерусалимского Петра. Петр, не мудрствуя лукаво, послал в Константинополь доклад об оригенистической болезни своих монахов. Тут проездом из Александрии в столицу очутился и очень веский свидетель — апокрисиарий римского папы, диакон Пелагий, в скором будущем ставший папой. Совет Пелагия ускорил реакцию власти. He столько пассивного и монахолюбивого патриарха Мины, сколько самого Юстиниана. Юстиниан со страстью отдавался богословским спорам не по отвлеченным мотивам, a по лежащей на его плечах, как властеносителя великой вселенской империи, обязанности спасти ее единство. Спасти через единство кафолической веры. По причине этого именно имперского интереса, т.е. «чистки сепаратистской заразы на окраинах,» Юстиниан так энергично вспыхнул после доклада Пелагия. И сейчас же, не откладывая, решил использовать полностью свое право христианского василевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склонную поднять опасную волну безысходных и длительных споров.

http://sedmitza.ru/lib/text/435245/

Первые годы эпохи Юстиниана отмечены восстановлением общения с Римской Церковью, которое было прервано более чем на 30 лет, и вместе с тем так называемыми " теопасхитскими " спорами (я не касаюсь догматического содержания самих споров). Риму теопасхитские формулы представлялись впадением в монофизитство и отречением от Халкидонского собора. Для многих монофизитов, напротив, категорическое отвержение так называемых " теопасхитских выражений " означало обличение несторианства. Юстиниан хотел утвердить единство с Римской Церковью, привлечь к церковному общению хотя бы умеренных монофизитов, разъясняя им вероопределение Халкидонского собора. И уже в первый год своего самостоятельного правления он издал безупречно православный закон " О Всевышней Троице и кафолической вере " , и включил в этот закон теопасхитскую формулу. Следующее событие - осуждение патриархов Анфима Константинопольского и Севира Антиохийского вместе с другими деятелями умеренного монофизитства. В этом событии принял активное участие Римский папа Агапит, который прибыл в Константинополь, настоял на низложении Анфима и рукоположил его преемника. Вскоре после этого папа заболел и умер, но император Юстиниан довел дело, начатое папой, до конца: созвал Собор, который осудил нескольких предводителей монофизитства, после чего утвердил это осуждение особым законом. Этот закон - " новелла 42-я " , где говорится, что издание таких церковных законов - дело не необычное для царства, поскольку всякий раз, когда епископы осуждали и низлагали еретиков, царство присоединяло свой голос к авторитету иереев, и таким образом сходились воля Божественная и воля человеческая, составляя единое согласие - симфонию. Анфим - патриарх Константинопольский - виноват в том, что не захотел принять человеколюбие и снисхождение императора, который, заботясь о его спасении, предлагал ему отречение от ереси. Постановление епископов на Соборе само по себе действительно, но, как отмечает Юстиниан, еще более действительным его делает царство. Патриарху Константинопольскому Мине, на имя которого издан этот закон, предписывалось сообщить содержание закона всем подчиненным митрополитам, чтобы они ознакомили с ним паству. Итак, " Новелла­42 " - результат инициативы иерархии. Юстиниан, в свою очередь, предписывает иерархии соблюдать то, что он законоположил на основе соборных определений.

http://pravoslavie.ru/37859.html

Дмитрий Казынкин Перевод сочинения «Против монофиситов» (Contra Monophysitas) святого императора Юстиниана I Великого Источник Скачать epub pdf Введение В данной дипломной работе предлагается попытка перевода сочинения св. императора Юстиниана I Великого (527 – 563) «Против монофиситов». Император Юстиниан известен как кодификатор римского права. «При нем и при его содействии памятники римского права были собраны, проверены и сопоставлены между собой, и результаты юридической работы времени Юстиниана составили уже сами по себе драгоценный и незаменимый источник, из которого полной рукой черпали и средневековые ученые, и новейшие юристы. Римское право в кодексе Юстиниана стало универсальным правом всех культурных европейских народов, – в этом историческое и культурное значение вопроса о законодательной деятельности Юстиниана» 1 . Но значительно менее известна 2 другая сторона деятельности св. императора, а именно его богословские творения. Об этом известно, пожалуй, только знатокам в области патрологии и церковной истории. Единственные богословские сочинения императора на русском языке можно обнаружить в Деяниях V-ro Вселенского Собора, изданных Казанской Духовной Академии. 3 В чине Божественной Литургии Церковное Предание сохранило тропарь, приписываемый св. Юстиниану. Но гораздо большая часть его творений (писем, обращений не только на греческом, но и на латинском языках) еще ждет своего русскоязычного исследования. Хочется надеяться, что данная работа, при всех ее недостатках, послужит заполнению того места, которое по праву занимает св. император Юстиниан в фонде богословской святоотеческой мысли, доступном русскому читателю. Предыстория Святой император Юстиниан I Великий (Иустиниан I Управда, как значится в наших святцах; память его и его супруги святой царицы Феодоры совершается 14/27 ноября), родился около 482. Как уже было сказано, с его именем связано не только наименование императора, но и богослова, и, по-видимому, богословом он стал задолго до того, как стал императором. А. Грилльмейер выделяет пять этапов в его богословской деятельности: 4 1) защита теопасхистской формулы «Один от Троицы пострадал». Невозможно отметить точные хронологические рамки этого периода, потому что интерес к этому вопросу возник у Юстиниана еще до восшествия на византийский престол, а именно в 519/520 г. Но понимание им этого выражения и аргументация в его защиту родились не сразу, а исповедание этой формулы в различных документах, написанных императором, продолжалось и тогда, когда его уже занимали другие, более насущные вопросы; 2) попытка склонить на свою сторону севириан (532), осуждение монофиситствующих Севира Антиохийского и патриарха Анфима (536) и борьба против их учения (542/543); 3) декрет 542/543 гг. против оригенистов, в котором также повторяются анафемы против монофиситов; 4) действия против «трех глав» (544–553); 5) последняя стадия – афтартодокетические тексты Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

Архиепископ Юстиниан: «Единство создается не в высоких кабинетах, а в православных храмах» [+Фото] «Как вам молится в Америке?» – интересуются русские, ведь по другую сторону океана США никак не ассоциируется с Православием. Православные действительно составляют всего около 1 процента населения страны. 7 марта, 2012 «Как вам молится в Америке?» – интересуются русские, ведь по другую сторону океана США никак не ассоциируется с Православием. Православные действительно составляют всего около 1 процента населения страны. «Как вам молится в Америке ?» – интересуются русские, ведь по другую сторону океана США никак не ассоциируется с Православием. Православные действительно  составляют всего около 1 процента населения страны.  Это около 800 тысяч человек, фактически, население среднего российского областного центра. Половина – прихожане храмов Греческой Архиепископии, другая половина – представители еще 14-ти юрисдикций, имеющих свои административно-церковные центры на североамериканском континенте: русские, украинцы, карпатороссы, белорусы, сербы, православные ливанцы, сирийцы, албанцы, урожденные американцы, подавляющее большинство которых принадлежат к Православной Церкви в Америке. В 1970 году бывшая Русская Митрополия, согласно Томосу об Автокефалии, получила независимость от Московского Патриархата.  44 прихода бывшей Митрополии выразили желание остаться под  духовным и административным окормлением Матери-Церкви. В первое воскресенье Великого поста по благословению Управляющего  Патриаршими приходами в США архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана состоялось совместное празднование Торжества Православия. Возглавили вечерню  с Чином Торжества Православия архиепископ Юстиниан и епископ Манхэттенский Иероним, викарий Восточно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. Местом совместного богослужения представителей Патриарших приходов, Русской Зарубежной Церкви, Православной Церкви в Америке был выбран один из крупнейших храмов Патриарших приходов – Петропавловский в городе Пассейк.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-yustinian-...

Джордж Бейкер Скачать epub pdf Предисловие Имя Юстиниана стало таким же нарицательным, как имена Иосифа, Иуды и Юлия Цезаря. Как и в случае с этими выдающимися людьми, имя Юстиниана стало нарицательным благодаря одной замечательной черте его характера, которая затмила другие причины, по которым личность этого императора может вызвать наш интерес. Юрист знает о великом вкладе Юстиниана в историю права, но тот, кто предпочитает изучать разные стороны человеческого характера и области деятельности, к которым этот характер был приложен, приглядевшись к личности Юстиниана, вдруг увидит, что как человек и муж этот деятель был много крупнее, чем как законодатель. Это была великая личность, чья история может Расширить наши представления об идеалах, которым хотят следовать люди, и о делах, которыми они хотят заниматься. Даже в его время находились люди, считавшие, что он был не человеком, а воплощением зла, десницей дьявола. Только человек с очень сильным характером и железной волей может заслужить такой комплимент от врагов. Так как Юстиниан был воистину великим человеком, то он проявил себя во многих областях деятельности. Он в высшей степени обладал даром, в котором, пожалуй, уступал только Александру Великому: даром объединять и примирять другие сильные личности. Его жена, которую он вытащил со сцены (некоторые утверждали, что из сточной канавы), была самой замечательной из когда-либо живших женщин. Юстиниан отыскал и воспитал одного из величайших воителей – Велизария, чей военный талант можно сравнить с гением Ганнибала, и одного из самых знаменитых архитекторов Антемия Тралльского, который построил храм Святой Софии. Он привлек к себе одного из самых опытных юристов – Трибониана, который возглавил комиссию, создавшую кодекс и дигесту. Павел Молчаливый и Роман были поэтами, чьи творения не вышли за пределы языка, на котором были написаны; но в лице Прокопия Цезарейского он имел первоклассного историка, запечатлевшего его царствование со всеми приключениями, авантюрами и скандалами. Все эти люди нашли возможность идти к своим целям, объединенные великой идеей Юстиниана создать новую имперскую цивилизацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зеленый блокнот Часть 3 15.11.2022 805 Время на чтение 8 минут Фото: Господь Пантократор.Мозаика Софии Константинопольской Часть 1 Часть 2 КОНСТАНТИНОПОЛЬ Причалили. Святая София в плену минаретов, в окружении штыков ислама. Чего-то вдруг разволновался, переодел брюки. Был же в храме, вспоминал Юстиниана, Крещение святой равноапостольной Ольги, русских послов от князя Владимира. Молился у алтаря, у места, где, по преданию, было крещение Великой княгини. У фресок на втором ярусе. Обходил храм с молитвой, моля Бога о возвращении его Православию. Володя, глядя на меня, тоже весь нагладился, принарядился, нарядный такой. Турки кричат. Пасмурно. Ветер, накрапывает. Посылаю Володю с экскурсией, он здесь впервые, сам помчусь к Софии. Зажгли свечку. Связь плохая. Хотели доложить в Москву о прибытии во Второй Рим. Вчера, слава Богу, вернулся к рассказу, дописал четыре страницы. И то хлеб. Свеча догорела, молитвы прочитали, кафизму из Псалтири, а всё нет выхода. На стенке причала, Володя показал, надпись: «Витка предурак». Наверное, писала обманутая девушка. Уж ей не до грамотности. Не пускают нас турки, захватившие православные византийские земли. Чтоб успокоиться, постирал носки и носовые платки. Вечер. Вернулись. Володя говорит, что гиды здесь другие, но тексты всё те же: то евреи были лучше всех, то греки, а здесь, конечно, турки. Днём я, в центре города оторвался от группы, долго был в Софийском храме, вновь его обошёл. Внутри строительные леса, шум и грохот электроинструментов, крики рабочих. Потом жалел, что не разулся перед этим, потом оправдал себя: пока же в храм не вернулась православная жизнь. Музей? Мечеть? Бедный Юстиниан! Он не строитель храма, а возобновитель его. Строил равноапостольный Константин. Храм был сожжён, обречён. Юстиниан собрал лучших строителей, художников, не жалел средств. И храм, на удивление векам, возсиял! А теперь вот стоит как горький упрёк нам. А ведь и Суворов, и Ушаков с войсками были рядом и были готовы взять его. Тогдашние придворные либералы помешали. Юстиниан, кстати, по происхождению славянин.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/15/...

Чтобы понять, что сейчас происходит вокруг Украины, приходится копать очень глубоко. И вспоминать, например, что еще император Константин Великий, который сделал христианство государственной религией, в IV веке называл себя «епископом внешних дел Церкви». А в VI веке, ко времени правления императора Юстиниана Великого, в православной среде уже сложилось незыблемое убеждение, что патриархи своей деятельностью пекутся о христианских душах, радеют о духовном спасении своей паствы, а император заботится совокупно и о душе, и о теле византийцев. Император мыслился как человек, обладающий сакральной властью. Обращаю внимание, что именно поэтому императора нельзя рассматривать как представителя светской власти. Призванные к правлению Самим Богом, императоры обладали исключительным правом созывать Вселенские Соборы, которые сформулировали догматы христианской веры. Императоры в жизни Церкви не были субъектами, обеспечивающими лишь внешние мирные условия ее существования. Они были искренними сынами Церкви, в чистоте исповедуемой веры и в благоденствии Церкви государи видели залог процветания государства. Особо отмечу, что знаменитая симфония государственной и церковной властей не предполагала равенства императора и патриарха, ибо император имел первенство подобно ветхозаветному пророку Моисею, который руководил своим братом, Аароном-первосвященником, когда они оба встали во главе еврейского народа. Послушайте, как дерзновенно звучит исповедание императора Юстиниана Великого: «Император есть блюститель канонов и божественных законов, царь через соборы священников утверждает правую веру». Императоры зачастую самолично выступали творцами церковных канонов, определяли границы епархий и патриархатов, при необходимости назначали епископов, утверждали кандидатуры Константинопольских Патриархов. И даже в богослужебном плане они не были обычными мирянами: причащались в алтаре подобно духовенству, благословляли трикирием, произносили с амвона катехизические поучения. — Эти права касались жизни Византийской империи? Или распространялись за ее пределы?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5340252...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010