Во всей губернии была одна только власть равносильная власти губернатора, – власть архиерея, равносильная впрочем не столько de facto, сколько de jure, оттого в случае нарушения ее прав имевшая возможность прибегать только к бессильному заявлению этих прав, которое способно было не столько удерживать, сколько еще более раздразнивать произвол всесильного областного хозяина, непривыкшего ни к каким заявлениям чьей-либо самостоятельности и к помехам его собственному нраву. Церковное ведомство среди губернии по своим правам было, как бельмо на глазу для губернатора и воевод, было какой-то олицетворенной претензией на независимость, вечной помехой поперек дороги, по которой разгуливал их произвол, и этим самым постоянно подмывало их показать свою хозяйственную власть и в его делах. Замечательно, что после Петра мы постоянно встречаем известия о ссорах архиереев с губернаторами и воеводами, – явление весьма важное для характеристики эпохи и для истории разграничения двух ведомств. В Киеве наприм. встречаем ссору архиепископа Варлаама Вонатовича с вице-губернатором и Киевским войтом, которые и сгубили этого почтенного иерарха, подведя его под дело о неисполнении верноподданнической присяги в 1730 г. 603 . В Воронеже архиерей Лев Юрлов был во вражде с вице-губернатором Пашковым и друг на друга писали доносы; Пашков тоже подвел Льва под дело о присяге. Во Пскове возникло длинное дело между воеводой кн. Солнцевым и епископом Варлаамом, для разбора которого в 1732 г. тайная канцелярия нарочно командировала туда капитана поручика Замыцкого 604 . Одно из самых характерных столкновений этого рода в начале царствования Анны Иоанновны произошло в Казани между архиереем Сильвестром и губернатором А. Волынским. Обе эти власти столкнулись между собой по вопросу о суде над архимандритом Казанского Спасского монастыря Ионой Сальникеевым, который был обвинен архиереем в воровстве монастырских денег и вещей. Так как Иона был в немилости у Сильвестра, то следствие, произведенное по его делу последним, было заподозрено в недобросовестности и поручено для переследования Волынскому, покровителю Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Тогда Феофан решился вызвать на открытую борьбу самого Дашкова. Он объяснил Синоду, что Маркелл действует по повелению преосвященного Георгия, и постарался отстранить его от производства следствия по доносу Маркелла. Дело затянулось, и Маркелл, не сообщивший никаких новых и важных показаний, отправлен был в Симонов монастырь. Но опасность для Феофана миновалась уже по смерти Петра II, в 1730 году. В царствование Анны Иоанновны Феофан, пользуясь расположением нового правительства, достиг того, что его главные враги – Дашков, Юрлов и Смола были обвинены в политической неблагонадёжности и отправлены в ссылку. Но нападения на Феофана продолжались и после того, как он, снова занял высокое положение в Синоде. Давний враг Феофана Маркелл написал несколько тетрадей с возражениями против Регламента, указа о монашестве и других сочинений Феофана и потом составил «Житие новгородского архиепископа-еретика Феофана Прокоповича ». Это житие было дополнено и распространено в народе иеродиаконом Ионой, келейником духовника императрицы и бывшим директором синодальной типографии Аврамовым. Феофан донёс о сочинениях Родышевского кабинету министров, обратив внимание на то, что хула Маркелла против книг, изданных по указу царя и Св. Синода, есть прямое противление власти. Родышевский и его сторонники были отправлены в ссылку, и начались политические розыски. Вскоре появилось подмётное письмо с пасквилем на Феофана. Сочинитель этого письма, или, по выражению Феофана, пасквильник, порицал реформу Петра. и выражал сожаление о патриаршестве, с уничтожением которого, по мнению составителя письма, пошатнулось самое русское православие. В письме высказывались сильные сетования на владычество немцев в России. Автором этого письма был признан иеромонах тверской Иосиф Решилов. На допросе Иосиф оговорил других лиц в тверской епархии и в том числе Феофилакта Лопатинского, тверского епископа, который в 1735 году был привезён в Петербург и заключён под арест. Начатые розыски привлекли к следствию множество лиц в разных местах России.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Синод получил новый именной указ: «для утверждения благополучия и целости государства и для благополучного, спокойного и несумнительного жительства всех ее имп. величества верных подданных и для пресечения всех противных сему благополучию толкований привести всех вновь к присяге», причем, кроме императрицы, велено присягать и ее высоким наследникам, хотя личности этих высоких наследников и не были обозначены. По всему духовному ведомству опять поднялась суматоха с присягами, на этот раз еще деятельнее прежнего, потому что в течение года нерасположение нового правительства к духовенству успело уже довольно обозначиться и держало духовенство в постоянном страхе. О том, как производилась эта присяга, узнаем из сохранившихся об ней известий в петербургском крае. Петербургское духовенство присягало в день рождества Христова; затем духовное правление немедленно разослало гонцов по уезду с наказом ехать, как можно скорее, денно и нощно, и объявлять причтам, чтобы сейчас же отправлялись в Петербург «для некоего важного дела» и являлись здесь в духовное правление. Несмотря на время великих и доходных праздников и крайнюю надобность оставаться в приходах, все причты беспрекословно явились в Петербург и исполнили присягу по указу. В других уездах петербургской губернии причты должны были являться для присяги к своим заказчикам, которые обязывались лично наблюдать за подписями на присяжных листах и обозначать на этих листах после рукоприкладств каждого причта, что других церковников, кроме подписавшихся, в причте не имеется. В первой половине 1732 г. повсюду были исполнены и эти вторичные присяги. Но дело не кончилось и этим. Желая еще вернее оградить безопасность государства и спокойное, несумнительное жительство верных подданных, подозрительное правительство назначило еще особые комиссии для исследования, точно ли все по духовному ведомству учинили присягу в свое время. В объяснение этого нового факта подозрительности к духовенству нужно припомнить, что в том же 1732 г. шло страшное судбище над несколькими архиереями, которые обвинялись в нерасположении к царствующей государыне, а некоторые из них (Лев Юрлов Воронежский и Варлаам Вонатович Киевский) даже прямо в пренебрежении присягой 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Архангельская Архангельские владыки 55 Стефан архиепископ Суздальский и Тарусский 1661–1662 архиеп. Суздальский и Юрьевский Феодосий митрополит Сербский и Архангельский с ноября 1665 по 17.05.1667 митр. Белгородский и Обоянский Иоаким (Дьякович) епископ Архангельский и Сербославянский с 19.09.1667 †21.07.1678 Иосиф архиепископ, бывший архиеп. Коломенский и Каширский †29.06.1681 Никита (Тотемский) епископ Звенигородский и Архангельскийс 6.11.1681 по 24.12.1681 еп. Коломенский и Каширский Никодим (Скребницкий) епископ, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский с 1740 по 1742 с 01.09.1742 еп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Лев (Юрлов) епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 22.04.1742 †28.01.1755 Холмогорская и Важеская Учреждена в марте 1682 года Кафедра в Холмогорах Афанасий (Любимов) архиепископ, рукоположен с 18.03.1682 †6.09.1702 Парфений (Небоза) митрополит, бывший митр. Азовский с 3.12.1703 †2.01.1704 (умер по дороге к месту назначения) Сильвестр (Крайский) епископ, рукоположен с 11.03.1705 архиепископ с 18.09.1705 по сентябрь 1707 митр. Смоленский и Дорогобужский Рафаил (Краснопольский) архиепископ, рукоположен с 21.03.1708 †4.11.1711 Варнава (Волатковский) епископ, рукоположен с 24.08.1712 †8.10.1730 Герман (Концевич) епископ, рукоположен со 2.05.1731 по 16.06.1731 переименован и возведен в сан архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Архангелогородская и Холмогорская С 16 июня 1731 года Герман (Концевич) архиепископ, бывший еп. Холмогорский и Важеский, возведен в сан с 16.06.1731; †25.07.1735 Аарон архиепископ, рукоположен с 28.12.1735; †7.05.1738 Савва (Шпаковский) епископ, рукоположен с 18.02.1739 по 30.06.1740; en. Коломенский и Каширский Варсонофий епископ, рукоположен с 13.07.1740 архиепископ с 8.01.1741; †8.11.1759 26 марта 1762 года кафедра перенесена в Архангельск Иоасаф (Лисянский) епископ, рукоположен со 2.12.1761 †1.05.1769 Антоний (Герасимов-Зыбелин) епископ, рукоположен с 10.10.1770 по 9.07.1773 еп. Нижегородский и Алатырский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Манифест приписывает все Остерману: «Остерман, будучи в министерстве, имея все государственное правление в своих руках, жестокие и неслыханные мучения и экзекуции, не щадя и духовных особ, в действо производить старался». Но сваливание всего, что касается гонений на духовенство, на Остермана, есть большая неточность. До 1737 года, т. е. до смерти Феофана, именно Феофан должен быть поставлен рядом с Остерманом, как его помощник. Как увидим ниже подробнее, Феофан роковым образом связал свою судьбу с судьбой этого немецкого царствования, с тайной канцелярией и генералом Ушаковым и был вместе с ними «временщиком». Параллельно с бироновщиной в церкви была феофановщина. Архиерейские процессы. Дело Воронежского архиепископа Льва (Юрлова)    В Воронеже 14.II.1730 г. был получен манифест об избрании на престол «дщери Великого Государя, Царя Иоанна Алексеевича» Анны Иоанновны и «чтобы всякого чина люди, как духовного, так воинского и гражданского о том ведали и за восприятие ЕЕ Им. Величеством российского престола Бога благодарили». Следующий день 15.II. падал на неделю православия. Лев служил сам и определенно приказал возносить имя «благочестивейшей Великой Государыни нашей Царицы и Великой Княгини Евдокии Феодоровны, царевен и цесаревен (без упоминания Анны Иоанновны) и о державе их». Не упоминалось и монашеское имя Евдокии — Елена. Поступок Льва был смел и прям, но он не был задуман в глухой провинции. Льва проводил в архиереи Георгий Дашков, у которого тот, как друг, прежде гостил в Ростове. Там Лев примкнул к партии Георгия, делавшей ставку на Евдокию. До личного прибытия в Москву Анны положение было неясным и для самих верховников. И они, конечно, знали, что Анна может быть соблазнена возвратом самодержавия и в таком случае сами думали ее выслать обратно в Курляндию. Эту грозную возможность пустоты старомосковская партия и думала заполнить Евдокией. Варившиеся в московском котле архиереи были в курсе всех новостей, можно сказать, по часам, а верный сговору провинциал Лев Юрлов отставал от событий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(Представленные на суде кушак и рубаху он признал за виденные на трупе). Открытое лицо мальчика было окровавлено и руки обнажены выше кисти. В тот же день Локотков был в кабаке на Московском взвозе. Выходя из кабака, он увидел цирюльника Михеля, вылезавшего из окна того же лабаза, одетым в партикулярное платье, но не показал вида, что заметил его. Между тем Михель, догнав его, пригласил с собою в гостинницу Столбова, куда вскоре пришел и Юрлов. Когда здесь все они сидели и пили водку, пришел старик Янкель; отворив дверь, он взглянул на них и ушел, не сказав ни с кем ни слова. Угостив Локоткова, уже вечером Шлифферман и Юрлов уговорили его за 15 руб. вытащить из лабаза тело мальчика на Волгу. Шлифферман остался в гостинице, а Юрлов и Локотков пошли в лабаз. Указав Локоткову место, где лежал мальчик, Юрлов вылез из лабаза, сказав Локоткову, чтобы он передал ему труп. Тогда он взял труп поперек и подал его Юрлову в отверстие головою вперед. Юрлов принял труп от него. Тогда вылез из лабаза и он. Юрлов взял труп за голову, а он – за ноги, и вдвоем понесли его прямо на Волгу, против Шапошникова взвоза, и там положили его под досчаник. На другой день, встретясь с Шлифферманом и Юрловым в гостинице, Локотков просил Юрлова дать ему обещанные деньги, но Юрлов сказал ему: «погоди, еще подойдет случай, тогда заодно и отдам». Затем, угощая Локоткова в среду (4-го Марта), когда уже найдено было на Волге тело мальчика Маслова, Шлифферман и Юрлов уговаривали его принять на себя убийство этого мальчика, за что обещали ему 100 р. с., причем сказали, что убийство мальчика – их дело и что хотя не может быть доказано, но в городе уже носится слух, что подозрение падает на евреев. Не имея ни квартиры, ни денег, ни одежды, Локотков согласился на их предложение, явился в 1-ю полицейскую часть и объявил квартальному Долгову, что мальчика Маслова убил он. Во время производства следствия была отобрана у евреев интересная книга «Чин устного предания о Пасхе». Между прочим, в этой книге находится гравюра, изображающая обнаженного человека, но с венцом на голове; он стоит в купели и указывает протянутой рукой на кровь, текущую из закалываемого пред ним младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Часу в 11-м ночи, отправясь с Юрловым из караула, он пришел с ним к Янкелю Юшкевичеру, у которого были уже евреи – рядовые: Фогельфельд, Зайдман и двое ему неизвестных, один – в халате, с бритою бородою и в высокой грузинской шапке, а другой – с рыжею бородою и в чапане. В передней Юрлов подчивал его водкой, в то время, как евреи, бывшие в комнате, то выходили по-одиночке на двор, то возвращались назад. Когда уже от выпитой водки стало клонить его к сну, Юрлов повел его в подвал под домом С.-Петербургской гостинницы, во дворе которой квартировал Янкель. В подвале находились уже Янкель, Берлинский и Зайдман, на полу стояли горевшие две стеариновые свечи. От входа налево, ближе к стене, лежал на полу мальчик в ситцевой рубашке. Юрлов принес откуда-то деревянную скамейку и поставил ее вдоль стены, налево от входа, близ свечей. На скамейку положили мальчика, который стал вертеться и мычать. Янкель, вынув из какого-то красного футляра инструмент, сел на мальчика верхом и совершил над ним обрезание. После того мальчика повернули навзничь и сделали ему раны на спине или шее (этого Богданов с испуга не разглядел). Из ран текла кровь, которую евреи собирали в медный таз, принесенный заблаговременно. Когда Янкель делал обрезание мальчику, то порезал себе какой-то палец на левой руке и, не найдя чем-бы его завернуть, оторвал лоскут от полы рубашки Юрлова. Когда начали резать мальчика, Богданов хотел было уйти из подвала и, упав на колени пред Юрловым, просил выпустить его, но Юрлов назвал его трусом и угрозами принудил остаться. Что еще происходило при нем в подвале, он совершенно не помнит; но в последствии он узнал, что мальчику нанесен был удар по левому виску, но чем именно и кем, – не знает. Очнувшись после испуга, он посмотрел на мальчика и увидел, что он уже умер и не шевелился. После этого из подвала все пошли в квартиру Янкеля, где его опять поили водкой. В это время евреи просили его снести тогда же труп мальчика куда нибудь подальше; но будучи очень пьяным и не помня себя от испуга, он тогда сделать этого не согласился, пообещав придти для этого в другой раз, – и, действительно, чрез несколько дней, отлучаясь, как и прежде, самовольно из караула, он пришел к Янкелю, у которого нашел Юрлова, Берлинского и Зайдмана.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Тотчас все они пошли в подвал, связали труп по ногам и за шею подтяжками; в таком виде евреи положили труп мальчика Богданову на плечи и велели нести. Поднимаясь из подвала по лестнице, Богданов споткнулся и полетел на землю вместе с трупом. Тогда труп взяли сами евреи и отнесли на стоявшие на дворе сани. В сани село четверо – Юрлов, Берлинский, Зайдма и Богданов, а лошадью правил мещанин Дьячков. Проехав Казанский мост, они остановились у берега Волги. Богданов слез с саней, и Юрлов положил ему на плечи труп. Спускаясь с крутого берега, Богданов опять полетел вниз с трупом и начал кричать. Поспешивший на крик Юрлов стал помогать Богданову разрывать ногами снег, чтобы прикрыть труп. Но так как, по причине сильного мороза, для них оказалось непосильным это сделать, а проруби вблизи не было, то по льду они отправились на остров и там положили труп. Здесь Богданов потерял свою фуражку и возвратился к Янкелю с открытою головою. Янкель заплатил ему за его труд 8 р. с. Интересно показание крестьянина Пензенской губернии Авксентия Локоткова. Еще при самом начале следствия он явился в полицию и заявил, что мальчика Маслова убил он; но на формальном следствии отрекся от этого показания, заявив, что он говорил на себя «спьяну». Следователь однако же задержал его и чрез некоторое время привлек снова к допросу. Тогда Локотков показал следующее. С Юрловым, Шлифферманом и Юшкевичером он познакомился еще в 1851 году, когда был сидельцем в кабаке на Театральной площади. Высланный за просрочку паспорта на родину, он в 1863 году снова прибыл в Саратов за неделю или дня за три до масляницы и жил на квартире в доме Филатова. Во вторник, на первой неделе великого поста, часов в 9 утра, он пошел на Волгу погулять, и для естественной надобности влез чрез окошко в старый пустой каменный лабаз, находящийся на Московском взвозе. В лабазе он увидел мертвого мальчика, лежавшего на спине, по левую сторону от входа; подойдя к нему, он заметил, что мальчик был одет в красную изорванную рубашку и в сапоги с бураками; на шее у него был затянут пестрый шерстяной кушак и на трупе были штаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Южак Онисифор, таможенный целовальник, 1639 г., Епифан Юла Ларион, 1638 г., Москва Юматов Петр Александрович, середина XVI в., Переяславль; Петр Алексеевич, 1551 г., Переяславль Юмашев Алексей Артемьевич, 1579 г., Ряжск Юмин Иван, дьяк на Земском соборе, 1566 г., казнен в опричнине; Юрий Микулин, подьячий, 1595 г., Новгород 112 Юма – лодка, речное судно Юмран ( Юрман ): Юмран Львович Нащокин [см. Нащока], воевода в литовском походе, 1519 г.; Юмран Нарбеков [см. Нарбек], губной староста, 1603–1610 гг., Новгород; Юмран Алферьев Азарьин, умер в 1648 г.; Юрман Кочебаров Погожего [см. Кочебар, Погожий], середина XVI в., Ярославль Юр , крестьянин, 1499 г., Владимир; Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1611 г., Суздаль Юрасов Второй [ср. Вторышка], царский конюх, 1573 г.; Юрасов Яков Иванович, 1629 г., Карачев Юреня, Юренев : Игнатий Юренев, серпуховитин, в конце XV в. получил поместье в Новгороде; Юреневы, позже, Новгород, Псков и Коломна; Иван Юреня, 1640 г., Вологда [см. Ульмез] Юреня – Юрий Юрло, Юрлов : Тимофей Михайлович Юрло Плещеев [см. Плещей], окольничий, около 1470 г.; Тимофей Юрлов, казачий атаман, 1614 г. Ср. под Москвой селение Юрлово Юрман см. Юмран Юрнов Кузьма Третьяков [см. Третьяк], помещик, 1577 г., Коломна Юродивый кн. Константин Афанасьевич Шаховской [см. Шаховские], XVII в. Юрчак Юрий Толбузин [см. Толбуга], первая половина XVI в. Юршин Иван, кабацкий откупщик, 1632 г., Москва Юрята Юрий Федорович Товарков-Пушкин [см. Товарко, Пушка], 1500 г. Юс, Юсов : Юс Григорьевич Узкого [см. Узкий], 1582 г., Новгород; Андрей Юсов, крестьянин, 1564 г., Обонежье Ютлица Степан, посадский человек, 1585 г., Псков Юфанко Иван, крестьянин, 1627 г., Белбв Юхнов Федор, городовой приказчик, 1574 г., Углич [ср. Бандин] Юхно – Юрий Юхров Илья, крестьянин, 1495 г., Новгород Я Ябедин Яблочков Пятый Иванович, 1565 г., Мещовск; Яблочковы, XVI–XVII вв., Тульский уезд Яворов Иван, воевода, 1681 г., Углич Ягановы Михаил и Тимофей Матвеевичи, середина XVI в., Ржева Ягиш и Салтан [см. Салтан] Ивановичи Киреевы [см. Киреевы], 1568 г., Ярославль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

— во время готовки включать принудительную вытяжку —  ни в коем случае не курить дома! Не перенапрягаться физически. Физическая активность заставляет вас дышать чаще и глубже, что сильно и надолго вредит вашему здоровью в условиях задымленности. — Лица с имеющимися заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистых систем должны усиленно соблюдать рекомендации врачей (регулярно замерять давление и при необходимости пересматривать дозировки лекарств). Особенно тяжело приходится астматикам, которым рекомендую всеми возможными способами выезжать за пределы задымления. При риске тромбообразования врач может посоветовать принимать ежедневно по 1/4 таблетки аспирина. По возможности отказывайтесь от поездок на транспорте без кондиционеров! Загруженные автомагистрали и без того чадят, а сейчас там просто ад! Метро не спасет от гари, поскольку воздух поступает с поверхности, а системы очистки воздуха в метрополитене нет. Увлажняйте воздух в доме всеми возможными способами. Если нет специальных увлажнителей, распрыскивайте воду из пульверизатора. В жару нельзя допускать пересыхания слизистых дыхательных путей! Пейте достаточно жидкости! Вместе с увлажнением воздуха в помещении это поможет избежать высыхания слизистых и эффективно выводить взвешенные частицы с мокротой. Как можно чаще удаляйте оседающую на полу и мебели сажу влажными тряпками. Если невозможно держать окна закрытыми из-за жары, завешивайте их сетками или марлей, которые надо постоянно увлажнять. Употребляйте в пищу больше растительных продуктов, пейте зеленый чай и свежие соки вместо кофе и шипучих напитков. Марлевые повязки Марлевые повязки не спасут  от отравления угарным газом во время задымления, вызванного лесными пожарами, считает кардиохирург научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Иван Юрлов. С началом «дымного сезона» некоторые врачи стали рекомендовать москвичам и жителям Подмосковья носить марлевые повязки, смоченные водой, чтобы уберечь себя от отравления угарным газом. «Я часто слышу в СМИ о марлевых повязках, смоченных водой. Это сомнительная полумера. С одной стороны, влажные марли, повешенные на окно, резко повышают температуру в помещении, а она и так достаточно высокая. Влажная марлевая повязка, да еще загрязненная продуктами горения, существенно ухудшает дыхание, что может привести к очень серьезным последствиям, особенно у людей, страдающих хроническими легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями», — сказал Юрлов РИА Новости .

http://pravmir.ru/kak-zashhitit-sebya-ot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010