Сохранилось 18 речей Н. Х., созданных им в разное время. Некоторые из них предназначались для риторических выступлений автора при дворе; другие были реакцией на различные общественно-политические обстоятельства или события личной жизни Н. Х. Сборник речей Н. Х. сохранился в рукописи Marc. XI 22. Обзорное исследование этих сочинений с предположительным установлением дат их создания и взаимосвязей с др. трудами Н. Х. провел ван Дитен ( Dieten. 1971); тексты речей Н. Х. к наст. времени изданы лишь частично. Тем не менее эти сочинения обладают большим значением как источники, раскрывающие особенности придворной жизни и политич. культуры Византии и Никейской империи кон. XII - нач. XIII вв. В приводимом списке речей нумерация соответствует их порядку в рукописи Marc. XI 22 и принята в совр. научной литературе. 1. Прощальная речь имп. Исааку II, отправляющемуся на войну против влахов и болгар (осень 1191-1192; Σθας. ΜΒ. Τ. 1. Σ. 73-76). 2. Послание к патриарху и Свящ. Синоду о военном успехе имп. Исаака II против влахов и болгар (окт. 1187; Ibid. Σ. 77-84). 3. Монодия на смерть Феодора Троха, друга Н. Х. (ок. 1188-1189; не издана). 4. Поздравление имп. Исааку II с возвращением в К-поль после войны на Балканах и встречи с кор. Белой III Венгерским (RHC, Grec. T. 2. P. 737-741). 5. Свадебное поздравление имп. Исааку II и Маргарите Венгерской (кон. 1185 - нач. 1186; Ibid. P. 615-619). 6. Надгробная речь рано умершему сыну Н. Х. (между 1192 и 1200; не издана). 7. Энкомий имп. Алексею III Ангелу по случаю его возвращения с войны против Иванко и дипломатического успеха в отношениях с Иконийским султаном (лето 1200; Ibid. P. 496-502). 8. Защитительная речь против обвинений хартофилакса Великой церкви в богословском споре о Евхаристии (февр.-авг. 1198; не издана). 9. Энкомий имп. Исааку II на Богоявление (5 янв. 1190; издан фрагментарно; Ibid. P. 458-460). 10. Энкомий имп. Алексею III по случаю подавления им мятежа Иоанна Комнина (после 31 июля 1200 или 1201; Σθας. ΜΒ. Τ. 1. Σ. 84-89). 11. Энкомий имп. Алексею III по случаю тройной победы над Камицей, Хризом и Спиридонакием (март-апр. 1202; Ibid. Σ. 90-97). 12. Речь о том, что зима лучше лета (ок. 1188-1189; не издана). 13. Силенций Феодору Ласкарю по случаю начал Великого поста (нач. февр. 1208; Ibid. Σ. 90-97). 14. Энкомий Феодору Ласкарю в честь его военных деяний (лето 1206?; Ibid. Σ. 107-129). 15. Монодия на смерть шурина Н. Х.- Иоанна Велиссариота (кон. 1207 - нач. 1208; не издана). 16. Энкомий имп. Феодору I Ласкарю в честь победы над тюрками (между июнем 1210 и июнем 1211; Ibid. Σ. 129-136). 17. Силенций Феодору Ласкарю по случаю начала Великого поста (нач. февр. 1207; не издан). 18. Энкомий епископу Филиппополя (ок. 1189; не издан). «Сокровище православной веры»

http://pravenc.ru/text/2565428.html

В кон. 1186 или в самом нач. 1187 г. К. М. овдовел. Весной 1187 г. он принял предложение визант. имп. Исаака II Ангела жениться на его сестре Феодоре и получил придворный титул кесаря (Ibid. P. 382). Участвовал в подавлении мятежа против императора, который возглавил командовавший визант. войсками в Болгарии Алексей Вран (Ibid. Р. 376–390). Недовольный полученным вознаграждением и опасаясь за свою жизнь, К. М. покинул Константинополь (июль 1187) и отправился на Св. землю. В 1187 г. Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев в битве при Хаттине, взял в плен Ги де Лузиньяна, короля Иерусалима, и захватил большую часть Иерусалимского королевства, в т. ч. Иерусалим. Последним оплотом христиан на Св. земле оставался порт Тир, и К. М. смог организовать его успешную оборону, которая продолжалась с нояб. 1187 по 1 янв. 1188 г. и закончилась отступлением Салах-ад-Дина. Впосл. Тир стал опорной базой 3-го крестового похода (1189–1192); в нем участвовали западноевроп. государи имп. Фридрих I Барбаросса, франц. кор. Людовик VII, англ. кор. Ричард I Львиное Сердце . Христианам удалось отвоевать некоторые важные стратегические пункты. К. М. был среди осаждавших Акру (Сен-Жан-д’Акр, ныне Акко, Израиль) и сыграл важную роль в переговорах с мусульманским гарнизоном о передаче города христианам (12 июля 1191). Возникло новое королевство, т. н. Второе Иерусалимское королевство со столицей в Акре. Когда иерусалимский кор. Ги де Лузиньян был освобожден из мусульманского плена (1188), К. М. отказался признать его королем. После смерти в 1190 г. кор. Сибиллы Иерусалимской, жены Ги де Лузиньяна, он открыто предъявил свои претензии на королевский престол Иерусалимского гос-ва, женившись на Изабелле, сводной сестре Сибиллы и ее наследнице. Для этого при поддержке ее матери Марии Комнины и знатных баронов он добился развода Изабеллы с мужем Онфруа IV де Тороном; в «Краткой истории завоевания и разграбления Св. Земли» (Brevis Historia Occupationis et Amissionis Terrae Sanctae) отмечалось: «только в одном его (К.

http://pravenc.ru/text/2454255.html

В трапезной ц. храма св. Отцов семи Вселенских Соборов за правым клиросом находился живописный образ Д. А. «в княжеском виде» (Опись Данилова монастыря 1824 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 112. Л. 4 об.). Ценным в худож. отношении считался храмовый образ из придела во имя Д. А. (освящен в 1805). На пилоне слева, у центрального иконостаса нового каменного Троицкого собора Данилова мон-ря (1838), стоял большой образ Д. А. в молении Спасителю «письма иконного» (иконы в иконостасе писались в 1835 Н. В. Щепетовым). На хоругви образ Д. А. был вышит по малиновому бархату с золотыми ветвями и виноградом (на др. стороне - «Зачатие прав. Анны» по освящению сев. придела). На эскизах 1868 г. небольших овальных образков в оправе, заказанных по распоряжению архим. Иакова, Д. А.- в горностаевой мантии и короне, со скипетром в руке (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 695). В ц. свт. Николая Чудотворца в Толмачах в верхней части пристенного киота находится круглая икона 1-й пол. XIX в.: Д. А.- в княжеских одеждах, руки возле груди (ГТГ). В нач. XX в. особенное распространение получила иконография Д. А. в схиме, со скрещенными на груди руками, ориентирующаяся на традицию надгробных изображений. На чудотворной иконе из часовни Данилова мон-ря (ныне в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Донского мон-ря) Д. А. представлен с нимбом в виде лучей на фоне рассветного неба и темного пейзажа с небольшим деревянным монастырским храмом. На иконе этого времени из храма Сошествия Св. Духа на Даниловском кладбище фигура Д. А. в синей схиме с белыми Голгофскими крестами возвышается над низкой линией горизонта, внизу, на берегу р. Москвы,- Даниловская слобода с домами и погостом, справа - шатровый деревянный храм с колокольней. Почитаемый аналойный образ с частицей св. мощей (ц. Покрова Богородицы Данилова мон-ря) представляет Д. А. в темных схимнических одеждах, с четками, на золотом орнаментированном фоне. Др. вариант иконографии (в горностаевой мантии, с поясным образом благословляющего Спасителя в облаках) встречается на иконе нач. XX в., созданной в среднерус. иконописных селах (частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/171280.html

Согласно п. 13 Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Вследствие изложенного и принимая во внимание, что указанная выше церковь находилась при мышкинском тюремном замке, состоявшем в ведении Комиссариата юстиции, Управление государственными сберегательными кассами просит Комиссариат юстиции Российской Федеративной Республики сообщить, не встречается ли препятствий к перечислению означенных вкладов названной церкви на имя комиссариата по охране и учету церковно-монастырского имущества при Мышкинском уездном совете крестьянских и рабочих депутатов. При сем препровождаются копии отношений финансового отдела при Мышкинском совете крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. За За заведующего отделением 858 Старший контролер                              И. Подушкин [Приложение 1. Письмо финансового отдела Мышкинского уездного совета в уездное казначейство о запрете выдачи денежных средств по сберегательным вкладам, принадлежавшим тюремной церкви. 4 апреля 1918 г.] В Мышкинское уездное казначейство Финансовый отдел просит прекратить всякую выдачу денег по сберегательным книжкам и другим видам хранения денег, принадлежащим мышкинской тюремной церкви, заключающимся в процентных бумагах церковного капитала на сумму три тысячи триста руб. (3300 руб.) и наличными – одна тысяча сто восемьдесят восемь руб. (1188 руб. 37 коп.), причтового – процентными бумагами четыреста пятьдесят руб. (450 руб.) и наличными 35 коп., а всего четыре тысячи девятьсот тридцать восемь руб. 72 коп. (4938 руб. 72 коп.) ввиду ликвидации тюрьмы. Председатель Секретарь 859 [Приложение 2. Письмо финансового отдела Мышкинского уездного совета в уездное казначейство об открытии текущего счета комиссариата по охране и учету церковно-монастырского имущества. 23 апреля 1918 г.] В Мышкинское уездное казначейство Финансовый отдел просит мышкинское уездное казначейство открыть текущий счет комиссариату по охране и учету церковно-монастырского имущества при Мышкинском уездном совете крестьянских и рабочих депутатов и на таковой перечислить по двум сберегательным книжкам за 6926/1997 и 6149 деньги в сумме 1188 руб. 37 коп., принадлежащие церкви мышкинского тюремного замка, ныне упраздненного. Распоряжение по текущему счету вышеозначенного комиссариата поручается комиссару Владимиру Павловичу Осипову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. 1, 14, PG 94, 860; русский пер.: I, 185. 494 Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 6. 495 Ср. Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 131. 496 Свят. Иоанн Златоуст. In Hebr., horn. 2, 1, PG 63, 19. 497 Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. I, 13, PG 94, 852; русский пер.: I, 182. 498 Восточное отеческое различение сущности и сил в Боге всегда оставалось чуждо западному богословию вместе с основанным на нем различением апофатического и катафатического богословия; блаж. Августин его критически отвергает: см. Попов И.В. Цит. соч., с. 353 и Далее. Ср. Бриллиантов А. Цит. соч., с. 221 и далее. 499 Св. Дионисий Ареопагит. Dedivin. nomin. II, 5, PG 3, 641. 500 Ср., например, Decoel.hier. 11, 3, PG 3, 141. 501 Epist. 1, ad Caium., PG 3, 1065А. 502 De divin. nomin. XI, 6, PG 3, 956. 503 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. 1, 4, PG 3, 589; V, 1–2, PG 3, 816B–C; ср. Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. de divin. nomin., in V, 1, PG 4, 309: исхождением же называет Божественное действие, которое произвело всё сущее; in I, 5, PG 4, 205, 208: промышление и исхождение вовне противополагается здесь Самому Богу. 504 De divin. nomin. IV, 13, PG 3, 712. 505 De divin. nomin. V, 8, PG 3, 824; V, 5–6, PG 3, 820; XI, 6, PG 3, 953 ss. Ср. у Бриллиантова всю главу об «Ареопагитиках», сс. 142–178; Попов И. В. Цит. соч., сс. 349–352. Псевдоэпиграфический характер «Ареопагитик» и их тесная связь с неоплатонизмом не умаляет их богословского значения, признанного и засвидетельствованного церковно–отеческим авторитетом. Конечно, здесь остается нужным новое историко–богословское исследование и оценка. 506 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. IX, 1, PG 3, 909. 507 Свят. Григорий Палама. Capit. phys., theol., etc., 68–69, PG, 150, 1169. 508 Ibid., 75, PG 150, 1173: Свят. Григорий исходит из троякого различения в Боге: сущности, энергии и троичности ипостасей. Соединение с Богом [по сущности] невозможно, ибо, по всеобщему суждению богословов, по существу или в существе Своем Бог «несообщим». Соединение по ипостаси свойственно только Вочеловечившемуся Слову. Преуспевшие же твари соединяются с Богом по действию, причащаются не естества, но Его действия; cap. 92, PG 150, 1188: через причастие «Боготворной благодати» соединяются с самим Богом; cap. 93, PG 150, 1188: Божие просияние и боготворное действие, причастники которого обожаются, есть Божия благодать, но не естество Божие; ср. сарр. 78, 141, 144, PG 150, 1176, 1220, 1221; Theoph., PG 150, 912 et 928D; ср. Ibid., PG 150, 921 et 941. Ср. синодик собора 1452 г. у преосв. Порфирия (Успенского): История Афона. Т. III, 2. СПб., 1902, приложения, с. 784; и в Триоди, по венец, изд. 1820 г., 168. Это — мысль преп. Максима: Бог и сообщим — по Своим дарам, и несообщим — ибо ничто не причастно самой Его сущности, apud Euthymii Zigabeni Panopliam. tit. 3, PG 130, 132. 509

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Хроника. Миссионерство, секты и раскол. Тамбовское сектантство и борьба с ним. 4. Хлыстовщина: главные общины хлыстов; прозелитизм секты и духовные меры борьбы с ней. 5. Скопчество: община скопцов и их петербургские радетели. – Современная борьба с сектантством в Тамбовской епархии. Бывший Тамбовский миссионер Иван Айвазов. Стр. 1174–1181. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Из Перми. Памяти в Бозе почившего миссионера протоиерея о. Стефана Луканина. Свящ. Иаков Ш–ков. Стр. 1182–1183. Из Измаила. Предсмертное вразумление раскольницы и обращение ее в православие. Кишинев. епарх. мисс. свящ. Ф. Воловей. Стр. 1183–1186. Из Черниговской губернии. (Похороны беглого попа Николая ). Григорий Дрибинцев . Стр. 1186–1188. Раскольничья архиерейская кафедра и “Аввакумовское” братство в столице. Стр. 1188–1189. Новый закон 10 мая с. г. о работе в праздничные дни. Стр. 1189. Мельников жив. Стр. 1189. Обращение штундистки в православие. Стр. 1190. Отклики. Несколько христианских мыслей о предопределении Божием. Свящ. мисс. Савва Потехин. Стр. 1191–1198. Вести о русско-японской войне. 1. Война – грозный нам урок. Прот . Иоанн Сергиев. Стр. 97– 98. 2. Действия и распоряжения правительственной власти. Именной Высочайший Указ правительствующему сектанту. “НИКОЛАЙ ” Стр. 98–99. 3. Всеподданнейшие и официальные телеграммы с театра войны. (с 30 апреля по 27 мая). Стр. 99–112. 4. Содержание (1904. 2 полугодие) Июль 11 Владимир Соловьев. “Россия и всемирная церковь ”. Париж, 1889 г. Wladimir Soloviev. “La Russie et l’église universelle”. Paris, 1889. Стр. 3–17. Барон М. Ф. Таубе. Явление воскресшего Христа во уверение Своего воскресения. (По поводу статьи проф. Тареева – “О Христовом Воскресении”.– Богослов. Вестник. Май 1903 г.). Стр. 18–40. Прот. В. Лавровский. Православно-русское дело в Холмской Руси. О так называемом униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. Стр. 41–52. М. Кобрин. Из истории борьбы и полемики по вопросу об иконопочитании в древнее и настоящее время. (По поводу отрицательного отношения к иконам со стороны современных сектантов.). Стр. 53–63. А. Синайский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

70 Стен, кн., летописи новгор. 2-я и 3-я (П. С. Лет. III. 129 и 220) и старинные святцы (по рук. Моск. дух. акад. 209) относят ее к 1243 году. – ошибка, очевидно, произошедшая от смешения преп. Варлаама с Варлаамом Прокшиничем, на что и указал арх. Филарет в Р. Свв., нояб., прим. 72, 71 Поздние новгор. летописи смешивают эту церковь с малой, конченной и освященной (П. С. Л. III, 127 и 217). Воскресенская (там же, VII, 102) точнее замечает иод 6701 годом: «Заложи церковь камену Преображение чудотв. Варлаам хутынскый; тогоже лета и преставися». Затруднение остается в примирении одного известия древней летописи о пострижении Прокши Малышевича при иг. Варлааме; следовательно, не позже 1192, с другим, которое выставляет того же Прокшу иод мирским именем основателем церкви 40 мученик в 1199, если только это имя не поставлено здесь по старой памяти вместо иноческого (П. С. Л. III, 25, прим. р.). 73 Так Ист. росс иер. III, 277; преосв. Макарий в Ист. P. Ц. III, 56; Муравьев в Жит. свв. росс, ц , дек., стр. 243 и ел.; Ратшин в Ист. свед. о мои., стр. 397; в Р. Свв. арх. Филарета нет и статьи об Аркадии. 74 «Изиде в пусто место и созда церковь св. Богородица, яже стоит и до сего дне». Летопись: «Сруби Аркад игумен церковь св. Богородица Успение и состави себе монастырь». Под 1188 годом летопись говорит о построении здесь каменной церкви Успенской. Если при этом была сложена аркадиевская деревянная и если слова записи относятся к самому зданию церкви то записка написана в 1163–1188 годах. 76 Единственный нам известный отдельный список жития в рук. Моск. дух. акад. XVI века, 576, л. 1 –9, и тот, кажется, выписан из летописного сборника, судя по началу: «Преставися в. кн. Александр Ярославич в лето 6771. Скажем мужество и житие его». Другие списки в летописных сборниках: во 2-й псковской летописи (П. С. Р. Л. V, 2–6) с пропусками, в лаврентьевской (там же, I, 204–206) без конца, в 1-й софийской и воскресенской (там же, V, 176–181,191; VII, 146–151): здесь житие подновлено и разбито на отдельные статьи, перемешанные с летописными известиями; точно так же и в тверской (там же, XV, 375–384).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Сохранилось предание о том, что святитель Илия связал молитвой беса и заставил его отвезти себя в Иерусалим. Чтобы отомстить святителю, говорит далее предание, бес оклеветал его, и новгородцы изгнали его, посадили на плот и пустили по Волхову. Но плот поплыл против течения и причалил к берегу недалеко от Юрьева монастыря, где святитель вышел на берег. Народ, видя чудо, с плачем бежал за ним и припал к ногам его, прося прощения. Кроткий же святитель простил всех.  Предсказав свою близкую кончину, святитель Илия принял схиму с мирским именем Иоанн и скончался 7 сентября 1186 г. Погребли его в храме Софии Премудрости Божией.  В 1439 г. на надгробную плиту его упал камень и разбил ее, причем обнаружены были его нетленные мощи, после чего святитель Иоанн явился архиепископу Новгородскому Евфимию и назвал себя. К лику святых он был причислен в 1547 г. Святителю Иоанну принадлежит 30 канонических ответов некоему Кирику. •  Первоначально была возведена деревянная церковь во имя Пречистой Богоматери.  •  Свт. Иоанн, до принятия схимы Илия, поставлен во епископы в 1162 г.— согласно рукописным источникам. В 1165 г. возведен в архиепископы, с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской.  •  В 1170 г. во время битвы новгородцев с суздальцами город был спасен заступничеством Пресвятой Богородицы и молитвами святителя. В память об этом событии святителем был установлен торжественный праздник для Новгорода — Знамение Пресвятой Богородицы (празднование 27 нояб.). Преподобный Илия Муромец, Печерский (+ 1188) Память его празднуется 19 дек, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Илия Муромец почивал нетленно в Ближней Антониевой пещере. Путешественники XVI, XVII и XVIII вв. видели его нетленные мощи. Левая его рука была пробита копьем, а правая изображала трехперстное крестное знамение. Путешественники утверждали, что он был былинный богатырь. Жил он не при св. равноапостольном князе Владимире, а гораздо позже, и думают, что он скончался в 1188 г. Одна из народных былин говорит о нем как о святом: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его с добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя». Преподобный Тит, пресвитер Печерский (+ 1190)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Воссозданный Царь-колокол инженер Подчиненнов собирался водрузить на кремлевскую Филаретовскую пристройку к колокольне Ивана Великого, сделав в ее стене небольшие выемки. Этому предложению предшествовало кропотливое изучение Николаем Владимировичем в архиве императорского двора «Дела о колоколе» и сложные вычисления, выдержит ли вес колокола-гиганта звонница ( Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С. 204–208). РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 143. Л. 96–97 об. Там же. Л. 91. Подчиненнов Н.В. Устройство и установка железной конструкции для привеса колоколов на древней колокольне Московского Даниловского монастыря//Бюллетень Политехнического общества. Вып. 2. 1909; Его же. Устройство и установка железной конструкции для привеса колоколов на древней колокольне Московского Данилова монастыря. М., 1909. Чтобы рассчитаться с заводом Финляндского, Данилов монастырь передал на переплавку некоторые старые, очевидно поврежденные, колокола общим весом 141 пуд (2300 кг). Бытует мнение, что именно в это время был списан в числе упомянутых старых колоколов и пропавший бесследно 65-пудовый «Царский» колокол 1682 года. Но эта гипотеза не имеет под собой основания, ибо в эти годы существовало строжайшее правило, по которому всякая перестройка, переделка и переплавка требовали одобрительной резолюции Императорского археологического общества. «Царский» колокол работы знаменитого мастера Федора Моторина с вкладной надписью, содержавшей имя государя Федора Алексеевича, брата будущего императора Петра I, даже в неисправном виде был слишком значительной, исторически важной реликвией не только в масштабах Данилова монастыря, но Москвы и всей России. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 151-а. Л. 387. Отец Иоаким также из своих средств оплатил счета по подъему «Большого» колокола на колокольню (Там же. Д. 504. Л. 37). Константин Сараджев уверял, что голос «Большого» колокола можно было слышать на расстоянии 20 верст (21 километра), а при особых погодных условиях – на расстоянии 60 верст (64 километров) от монастыря! Бунин И.А. Из записей неизвестного. Этюд VI// Бунин И.А. Под серпом и молотом. Лондон, 1975. С. 24. Макаров М.И. Сокровенная память души. С. 208, 212–213, 223–224, 235. Более подробно с историей даниловских колоколов и древнейшей московской обители можно будет ознакомиться по выходу в свет готовящейся к изданию фондом «Связь времен» книги Инны Симоновой «Колокола Даниила Московского». скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († 19 сент. 1163), свт. (пам. 18 сент., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1156-1163). Краткие сведения об основных событиях жизни А. содержатся в НПЛ. Древнейший список краткого жития А. содержится в пергаменном Прологе кон. XIV в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 162. Л. 31в, 32а); это же житие помещено в Макарьевских Минеях-Четьих под 17 сент. Оно восходит, вероятно, ко времени до 1188 г., т. к. о поставленной А. деревянной Успенской ц. Аркажа мон-ря говорится как о стоящей «до сего дне», тогда как в 1188 г. вместо нее был возведен каменный храм. Согласно житию, А. юношей оставил родителей и принял постриг в новгородском Юрьевом мон-ре , где через нек-рое время был рукоположен во иеромонаха, затем избран игуменом, но по неназванной причине был вынужден оставить обитель. Краткое игуменство А. в Юрьевом мон-ре имело место в промежуток между 1128 (смерть игум. Кириака) и 1130 гг. (упоминание игум. Исаии в дарственной киевского кн. Мстислава Владимировича и его сына новгородского св. блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю, к-рую скорее всего следует датировать 1130 г.). Умолчание об этом в НПЛ объясняется, как можно предполагать, тем, что поставление А. во игумена Юрьева мон-ря произошло при еп. Иоанне Попьяне, к-рого в Новгороде по не совсем понятным причинам не поминали и сведения о к-ром были исключены из летописи в ходе позднейшего редактирования. В 1134 г. кн. Изяслав Мстиславич поручил А. игуменство в основанном им новгородском в честь св. вмч. Пантелеимона мон-ре . В 1153 г. А. построил под Новгородом ц. Успения Пресв. Богоматери и основал при ней мон-рь, названный его именем - Аркаж. Упоминание «Оркадия игумена» в качестве собеседника Кирика Новгородца по каноническим и литургическим вопросам говорит об определенной учености А. Вскоре после смерти Новгородского архиеп. свт. Нифонта (21 апр.

http://pravenc.ru/text/76020.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010