К. решил в пользу императора конфликт, связанный с архиепископской кафедрой Трира. Папа отстранил 2 претендентов на нее - Фолькмара, которого в свое время поддерживали папы Луций III и Урбан III, и имп. ставленника Рудольфа из Вида. В сент. 1189 г. в соответствии с условиями Вормсского конкордата были проведены выборы, и в результате кафедру получил Иоанн, канцлер имп. Фридриха Барбароссы. Новый кризис в отношениях К. со Штауфенами возник после смерти сицилийского кор. Вильгельма II (18 нояб. 1189). Он не оставил потомства, и одним из вероятных наследников был герм. кор. Генрих VI, женатый на Констанции, тетке Вильгельма II. Опасаясь ослабления папского влияния в Юж. Италии, К. еще в 1188 г. настоял на том, чтобы Вильгельм II принес ему присягу в верности не только за себя лично, но и за своих наследников. Однако Генрих VI, заявив о своих правах на престол, не собирался признавать себя вассалом папы. Возникла угроза, что Папская область окажется окружена владениями Штауфенов с севера и с юга. Чтобы не допустить этого, К. поддержал др. претендента на сицилийский престол, Танкреда де Отвиля, гр. Лечче (янв. 1190). В то же время, не желая идти на разрыв отношений со Штауфенами, К. до конца понтификата так и не провел церемонию инвеституры (введения в должность) кор. Танкреда. Главной целью внешнеполитической деятельности К. была организация нового крестового похода для освобождения Иерусалима, осенью 1187 г. захваченного Салах-ад-Дином . Имп. Фридрих Барбаросса выступил на Ближ. Восток весной 1189 г. Папа стремился привлечь к участию в крестовом походе франц. кор. Филиппа II Августа (1180-1223) и англ. кор. Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199), воевавших друг против друга на франц. землях. К. направил легатом Иоанна, кардинала-пресвитера Сан-Марко. После продолжительных переговоров короли заключили мир (июль 1190) и начали готовиться к походу. Надеясь собрать войско для крестового похода и в Италии, папа Римский активно занимался улаживанием конфликтов между итал. гос-вами. При участии К. был заключен мир между республиками Генуя и Пиза (1188). Его легаты выступили посредниками на переговорах между Пармой и Пьяченцей (1189 или, по др. данным, 1190). Благодаря этому в 3-м крестовом походе приняло участие значительное число итал. рыцарей, в т. ч. из Рима и Папской области. В 1188-1189 гг. К. обращался с предложениями заключить союз против сарацинов к визант. имп. Исааку II Ангелу (1185-1195, 1203-1204) и к киликийскому кн. Левону II (1185-1219).

http://pravenc.ru/text/1841381.html

301 См. в св. синоде дело под 1188 об учреждении в пермской епархии викарного, с наименованием его епископом екатеринбургским. 302 См. в вышеприведенном деле под 1188 об учреждении пермского викариатства доклад св. синода. 303 См. в приведенном нами под 1188 деле об открытии в Перми викариатства инструкцию викарному. 305 См. в св. синоде дело за 1833 г. 1630 по Высочайшему указу об учреждении в Варшаве епископа, викария волыно-житомирской епархии, и о бытии епископом варшавским Почаевской лавры архимандриту Антонию. Также дело св. синода за 1827 г. 1262, о назначении духовной особы в Варшаву для сношений с тамошним правительством касательно устройства управления духовною греко-российскою частью в Царстве Польском. 307 См. в деле св. синода под 1630, г. 1833, по Высочайшему указу об учреждении в Варшаве епископа, викария волынско-житомирской епархии. 311 Дело св. синода 114, г. 1831–1838, о передаче Почаевского базилианского монастыря в ведение православного духовенства. 312 См. материалы для отчетов обер-прокурора св. синода за 1834 г., где сказано, что в первый год прибытия Антония в Варшаву обратилось 30 человек. 313 См. извлечение из отчета по управлению Царством Польским за 1855 г., всеподданнейше представленного Государю Императору наместником Царства. 314 В канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 14 о перемещении волынской архиерейской кафедры из Почаевской лавры в губернский город Житомир. 315 См. приведенное нами дело о перемещении волынско-житомирской кафедры из Почаевской лавры в губернский город Житомир. 316 См. в св. синоде дело под 127 о бытии архиепископу волынскому Никанору архиепископом варшавским и новогеоргиевским, членом св. синода и управляющим волынскою епархией. 320 Агапит в 1841 году был уволен от управления томскою епархией и сделан членом московской синодальной конторы. Должно сознаться, что выбор Агапита не совсем соответствовал той цели, какая имелась в виду при учреждении томской епархии. Сюда требовался епископ умный, энергический, распорядительный, а не такой, каков был Агапит, нерешительный, вялый со слишком ограниченным умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоял членом многих благотворительных обществ. Его связывала длительная духовная дружба с правящим архиереем Ярославской и Ростовской епархии владыкой Тихоном (Белавиным), будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и он неоднократно посещал Ярославль и делал щедрые пожертвования на храмы города и другие благотворительные нужды. С началом Первой мировой войны архиепископ Тихон, занявший незадолго до этого Виленскую кафедру, вынужден был эвакуироваться из прифронтовых областей в Москву и до своего избрания 4 июня 1917 года митрополитом Московским и Коломенским проживал у архимандрита Иоакима в Даниловом монастыре (Новые материалы из архива М.Е. Губонина//Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 2 (19). 2006. С. 114, 137). О «добром сердце» отца Иоакима писал архиепископ Антоний (Храповицкий) (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 504. Л. 122). Сохранилось письмо Павла Николаевича Финляндского к архимандриту Тихону (Рудневу) от 25 января 1904 года с просьбой передать на завод икону благоверного князя Даниила для создания рельефного изображения на колоколе. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 570. Примечательно, что на место епископа Анастасия (Грибановского) ректором в Московскую семинарию определением Святейшего Синода от 19 июля 1906 года был назначен архимандрит Феодор (Поздеевский), будущий священномученик, архиепископ Волоколамский, ревностный пастырь и настоятель Данилова монастыря в период революционной смуты. См.: Аверкий (Таушев), архиепископ. Жизнеописание блаженнейшего митрополита Анастасия// Аверкий (Таушев) , архимандрит. Всему свое время. М., 2006. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 143. Л. 91–94 об. В некоторых источниках приводится иной вариант написания фамилии: «Подчиненов». Имя Н.В. Подчиненнова получило известность в России благодаря его инициативе припаять отбитый 700-пудовый (11,5 тонн) кусок к 10000-пудовому (201 тонна) Царь-колоколу при помощи изобретенного в 1888 году пермским горным инженером Н.Г. Славяновым метода сварки плавящимся электродом.

http://pravoslavie.ru/4462.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 53. Грамота германского императора Фридриха I Барбароссы городу Любеку (1188/1226 г.) Противостояние саксонского герцога Генриха Льва и германского императора Фридриха I Барбароссы привело в 1180 г. к смещению и опале Генриха. В 1181 г. Любек был взят Фридрихом, результатом чего в конечном итоге и стало издание грамоты, в которой император устанавливал границы города по отношению к землям мекленбургских, гольштейнских и других владетелей. Сохранявшийся до Второй мировой войны в Государственном архиве Любека (ныне – в Немецком центральном архиве в Потсдаме) экземпляр грамоты долгое время считался оригиналом, но, по всей вероятности, является списком, который был подготовлен ок. 1225 г. для подтверждения германским императором Фридрихом II и подвергся тенденциозной любекской редактуре; впрочем, Фридрих II подтвердил в мае 1226 г. эту редакцию в полном объеме (Böhmer V/1. N 1608). Так как вмешательство любекских редакторов в текст вряд ли затронуло интересующие нас внешнеторговые установления, оставляем документ под традиционной датировкой 1188 г. Издания: Dipl. Frid. I 1843; Dipl. Frid. I 1990; HUB 1. N 33 (регест). Переводы: На русский язык: Свердлов 2. С. 348–349 («русский» фрагмент, с рядом ошибок). Литература: Bloch 1914. S. 1–43. Во имя Святой и Нераздельной Троицы. Фридрих (Fredericus), Божией милостью римский император (Romanorum imperator) 1361 , август. [Я связи со спором между городом и графами Адольфом Шауенбургским и Бернхардом Рацебургским 1362 очерчиваются пределы города, внутри и вне которых гражданам Любека усваиваются определенные права на использование угодий и лесов. Помимо собственных установлений, подтверждаются все права, которые даровал Любеку его основатель саксонский герцог Генрих 1363 ; следует перечисление норм из области судопроизводства и торговли, среди которых и следующее:] Русь (Rutheni), готы (Gothi), норманны (Normani) 1364 и прочие восточные народы (gentes orientales) 1365 пусть приходят в неоднократно упомянутый выше город (Любек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1878 году в его «иконостасном заведении» был изготовлен, а в 1913 году, к 300-летию Дома Романовых, поновлен иконостас Вознесенского храма в селе Коломенском, где в марте 1917 года была обретена икона Божией Матери «Державная». Литейный завод Оловянишниковых в Ярославле был одним из самых известных в стране. Его колокола можно было слышать во многих православных храмах России и за рубежом. В Москве Оловянишниковы владели фабрикой церковной утвари, а также изготавливали краску, белила, которые были вполне конкурентоспособны не только на внутреннем рынке, но и с успехом экспортировались. См.: «Дело Московского Данилова монастыря о ремонте церкви во имя Симеона Столпника и присоединении ее к больнице-приюту». Апрель-декабрь 1902 года (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 145). Из доклада настоятеля Данилова монастыря архимандрита Тихона (Руднева) Епархиальному начальству. (Там же. Л. 2). Макаров М.И. Сокровенная память души. Записки старого москвича. М., 2007. С. 207–253. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 502. Л. 52–52 об. Строительство Павелецкой железной дороги (ветвь Павелец-Москва), которая частично проходила по территории, принадлежащей Данилову монастырю, по высочайшему указу императора Николая II началось в 1897 году. 1 сентября 1900 года был открыт в Москве Павелецкий вокзал. Железная дорога пролегла в 300 метрах от стен обители. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 502. Л. 52 об. Там же. Там же. Л. 53. Завод Финляндского отливал колокола, «первые по величине в России», и выдавал на каждый из них гарантию при условии безукоснительного соблюдения правил эксплуатации. Согласно этим правилам, в частности, запрещалось: а) заменять язык, прилагаемый заводом к каждому колоколу, б) наращивать или уменьшать вес языка, в) изменять его форму. Особо оговаривалось условие: звонить в колокола завода П.Н. Финляндского могли только люди, обученные искусству колокольного звона ( Горохов В.А. Звонят колокола. М., 2006. С. 90; Он же . Повседневная жизнь России под звон колоколов. М., 2007. С. 242, 246). Иеромонах Иоаким (Хромов) (1868–1918?) поступил в Данилов монастырь в 1903 году, с 1904 года нес послушание ризничего, а в 1914–1917 годы был настоятелем монастыря в сане архимандрита.

http://pravoslavie.ru/4462.html

Преподобные: Никита Переславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосии († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаилверижник, Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404/1405), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переслав ский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713); преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542) Феодосия Муромская (XVII). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания († 1604) Муромские, Карп Медушский, Ковровский (XVII), Савва Мошокский († 1592). Блаженные Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († 2-я пол. XVI в.) Суздальские. Святыя мученицы Агрипины Стихиры мученицы, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Рим тя предлагает,/якоже цветоносный шипок благовонен,/Агрипино многострадальная,/верных мысль благоухая вонями добродетельными/и злосмрадие страстей отгоняя благодатию всегда,/мучеников удобрение,/Церкве утверждение,/дев похвала и чудес пучина. Богатство яко многоценно, Сикелии тя дает,/в Риме пострадавшую, Христос Бог наш,/идеже пришедши, славная мученице,/демонов лукавое множество отгониши/предстательством твоим./Темже тя ублажаем/ и святое твое днесь празднуем страдание,/Агрипино многострадальная. Ношаху на раменах тя Васса и Павла,/повелением всяческая Носящаго,/места пременяюще и долготу пучины,/мученице Агрипино,/чудодействия страшная совершающи Божественною благодатию,/почила еси на месте,/идеже Бог учини,/утружденным покой бывши, всехвальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

432 ...вниз до Болгарских рубежов... Живяху же за Камою в части земли своея болгарские князи и варвари, владующе поганым языком черемиским... – Речь идет о Волжско-Камской Болгарии, феодальном государстве, образовавшемся в районе впадения Камы в Волгу после прихода в эти места из Приазовья тюркоязычных болгарских племен (вторая половина VII в.), подчинивших себе местные племена – марийцев, чувашей, удмуртов, мордву, которые обобщенно назывались древнерусскими авторами «черемисой». 433 ...до Батые царя. – Батый – Бату (1208–1255), монгольский хан, сын Джучи, внук Чингисхана. В 1243 г. основал в низовьях Волги Золотую Орду со столицей Сарай-Бату. 434 ...царю казанскому Сат-Серею. – Сафа-Гирей (1510–1549), представитель четвертого поколения крымской династии Гиреев, сын царевича Фатыха, внук хана Менгли-Гирея. Правил в Казани с перерывами в 1524–1531 и в 1535–1549 гг. 435 ...по убиении... Георгиа Всеволодича Владимирского и со двема сыньми его и з братаничи... – Георгий Всеволодович (1188–1238), великий князь владимирский с 1212 г., сын Всеволода Большое Гнездо. Погиб в битве с монголо-татарами на р. Сить. Вместе с ним были убиты два его сына – Всеволод и Мстислав и племянники – Василек Ростовский, Всеволод и Владимир Святославичи. 436 ....Ярослав Всеволодичь... со осмью сыньми своими... – Ярослав Всеволодович (1191–1246), князь Переяславский. Неоднократно приглашался княжить в Новгород. Третий сын Всеволода Владимирского, брат Георгия Всеволодовича. После гибели последнего получил ярлык на великое княжение. Умер, вызванный в Каракорум к великому хану Гуюку, как считали современники, – от яда. Вслед за «Хронографом» автор «Казанской истории» говорит о восьми сыновьях Ярослава. Однако к 1238 г. в живых оставалось пять сыновей. 437 ...сына своего Александра. – Александр Ярославич Невский (1220–1263), великий князь владимирский с 1252 г. Блестяшие победы в 1240 г. над шведами и в 1242 г. над немцами сделали его имя символом храброго государя-полководца, что было закреплено в «Житии Александра Невского» (т. 5 наст. изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26.11.1188, Суздаль - 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи, в Ярославском княжестве), мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), великий князь Владимирский (1212-1216, 1218-1238), 4-й сын великого князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии Шварновны, брат блгв. князей Константина, Святослава (Гавриила), Ярослава (Феодора), Владимира (Димитрия), отец св. князей Всеволода (Димитрия), Владимира (Димитрия), Мстислава (Феодора), мц. кнж. Феодоры. Георгий Всеволодович был крещен в Суздале Ростовским еп. Лукой. В 1207 и 1208 гг. участвовал в походах на земли Рязанского княжества. В 1211 г. женился на блгв. кнж. Агафии Всеволодовне, дочери киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В том же году вел. кн. Всеволод Большое Гнездо принял решение посадить Георгия Всеволодовича на княжение в Ростове вместо правившего здесь с 1208 г. кн. Константина Всеволодовича. Последнему вел. князь собирался передать после смерти Владимирское великое княжество. Однако Константин отказался переехать на княжение во Владимир, имея намерение владеть в будущем как Владимиром, так и Ростовом. В ответ Всеволод Большое Гнездо, собрав совещание широкого состава, с участием в т. ч. белого и черного духовенства, включая Ростовского еп. св. Иоанна, завещал стольный г. Владимир и старейшинство среди собственных детей Георгию Всеволодовичу. После смерти Всеволода (15 апр. 1212) Георгий Всеволодович стал вел. князем владимирским. Константин с этим не смирился. Георгий Всеволодович предлагал передать брату Владимир в обмен на Ростов. Однако Константин, желавший посадить в Ростове сына кн. мч. Василия (Васильку) Константиновича, соглашался отдать взамен Владимира Суздаль, что не устраивало Георгия Всеволодовича. Начались военные действия: Георгий Всеволодович с братом кн. Ярославом отправились на Ростов, но до решающей битвы дело не дошло, было заключено перемирие. В том же 1212 г. Георгий Всеволодович отпустил в Рязань рязанских князей с женами, еп. Арсения и людей, захваченных в плен его отцом во время походов в 1207 и 1208 гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

В начале 1238 г. татаро-монгольские полчища опустошили Владимиро-Суздальскую землю. Коломна и Москва были стерты с лица земли. В праздник Сретения Господня, 2 февраля 1238 г., монголы осадили Владимир. Князь Юрий, отказавшийся помочь Рязани, оказался теперь сам в положении оставленного другими князьями, один на один со страшным врагом. Юрий отъехал из города, чтобы набрать армию. Город обороняли его старшие сыновья Всеволод и Мстислав. Однако, силы были неравны. Используя осадную технику, сделанную китайскими инженерами, монголы пробили городскую стену, так как разбить Золотые ворота так и не смогли. Владимир повторил участь Рязани: резня, пожары и грабежи. Княгиня Агафия и вся княжеская семья, епископ Владимирский Митрофан и последние защитники города заперлись в Успенском соборе. Почти все они были уморены дымом от костров, разведенных вокруг храма. После этого монголы ворвались в собор и добили остававшихся в живых. Собор, как и весь город, был разграблен. Однако, чудом после всего случившегося кошмара уцелела Владимирская икона Божией Матери. После ухода монголов немногие уцелевшие жители Владимира водворили ее на место в заново освященном после поругания соборе. Проявивший себя поначалу столь неблаговидно великий князь Владимиро-Суздальский Юрий (Георгий) искупил свою вину подвигом мученичества за веру и Отечество. Несмотря на малочисленность своей дружины он 4 марта 1238 г. дал сражение Батыевой рати на реке Сить, неподалеку от Ярославля. Князь пал, как герой, сражаясь с врагом. Мощи его через два года после гибели были обретены на поле брани и положены в Успенском соборе Владимира. Князь Георгий почитается в лике святых мучеников. Вместе с ним пал в бою и первый удельный князь Ярославский Всеволод Константинович. Брат последнего - князь Ростовский Василько Константинович, - израненный попал в плен. Ему было предложено стать союзником Батыя, но молодой князь предпочел мучительную смерть измене своей вере и Отечеству. Вдова Василька - княгиня Мария - вскоре также потеряла и отца - святого князя Михаила Черниговского. Она приняла постриг и удалилась в основанный ею в Ростове Спасский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436245/

Никита Столпник, преподобномуч. Переяславский. 1186 г. 24 мая. Авраамий, муч. Болгарский (на Волге). 1229 г. 1 апреля. Василий (Василько), кн. Ростовский. 1238 г. 4 марта. Георгий Всеволодович, в. кн. Владимирский. 1238 г. 4 февраля. Меркурий, муч. Смоленский. 1238 г. 4 марта. Евпраксия, блгв. кн. Псковская. 1243 г. 16 октября. Михаил, блгв. кн., и Федор, боярине, Черниговские. 1246 г. 20 сентября. Константин, блгв. кн. Ярославский. 1257 г. 3 июля. Роман Ольгович, кн. Рязанский. 1270 г. 19 июля. Иоасаф и Василий, игумены Псковские, и с ними 17 иноков. 1299 г. 4 марта. Михаил, блгв. князь Тверской. 1318 г. 22 ноября. Иоанн, Антоний и Евстафий, муч. Виленские. 1347 г. 14 апреля. Иулиания, блгв. кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря. Исидор, пресвитер Юрьевский, и с ним 72 муч. 1472 г: 8 января. Макарий, митрополит Киевский. 1479 г. 1 мая. Герасим и Питирим, епископы Пермские. 1430 г. и в 1455 г. 29 января. Иоанн, муч. Казанский. 1529 г. 24 января. Адриан, преподобномуч. Ондрусовский. 1549 г. 26 августа. Адриан, игумен Пошехонский, Давид и др. иноки с ними. 1550 г. 5 марта. Стефан и Петр, муч. Казанские. 1552 г. 24 марта. Агапит, преподобномуч. Маркушевский. 1569 г. 9 января. Корнилий, игумен Псково-Печерский. 1570 г. 20 февраля. Иаков и Иоанн, отроки Менюжские (Новг.). 1570 г. 24 июня. Симон, блж. юрод. Юрьевский. 1584 г. 4 ноября. Димитрий, царевич Московский. 1591 г. 15 мая. Василий, муч. Мангазейский. 1600 г. 23 марта. Ермоген, патриарх Московский . 1612 г. 17 февраля. Евфросин, преподобномуч. Синозерский. 1612 г. 20 марта. Галактион, преподобномуч. Волгоградский. 1612 г. 24 сентября. Прокопий, блж. юрод. Вятский. 1627 г. 21 декабря. Иов, преподобномуч. Ущельский. 1628 г. 6 августа. Симон, преподобномуч. Устюжский. 1644 г. 12 июля. Афанасий, игумен Брестский. 1648 г. 5 сентября. Макарий, архим. Овручский, преподобномуч. Каневский. 1653 г. 7 сентября. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. 1671 г. 11 мая. Павел, муч. Русский (Константиноп. церкви). 1683 г. 3 апреля. Гавриил, младенец (Слуцкий). 1690 г. 20 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010