Тихвинский Сергей Леонидович (р. 1918). Высшее образование получил в ЛГУ и Московском институте востоковедения. Действительный член Российской Академии наук. Председатель Национального комитета российских историков. Председатель Научного совета РАН «История международных отношений и внешняя политика России». Почетный председатель Ассоциации российских китаеведов РАН. Основные труды посвящены проблемам новой и новейшей истории Китая и истории международных отношений на Дальнем Востоке. В 1943–1950 гг. находился на дипломатической работе в Китае. Чигринский Михаил Фалькович (р. 1927). Окончил исторический факультет ЛГУ (1951). Действительный член Русского географического общества. Автор работ по истории и этнографии Тайваня и истории отечественного востоковедения. Хохлов Александр Николаевич (р. 1929). Окончил Московский институт востоковедения. Кандидат исторических наук. Работает старшим научным сотрудником в Институте востоковедения РАН. Специалист в области новой истории Китая, российско-китайских отношений и истории отечественного китаеведения. Шаталов Олег Викторович (р. 1958). Окончил исторический факультет Воронежского университета (1981). Кандидат исторических наук. Доцент кафедры всеобщей истории РГПУ им. А. И. Герцена. Читает курс новой и новейшей истории стран Азии и Африки. Сфера научных интересов: история китаеведения. Начальники Российской Духовной Миссии в Пекине Первая миссия (1716–1728). Архимандрит Илларион (Лежайский). Скончался в Пекине в 1717 г. Вторая миссия (1729–1735). Архимандрит Антоний (Платковский). Третья миссия (1736–1745). Архимандрит Илларион (Трусов). Скончался в Пекине в 1741 г. Четвертая миссия (1745–1755). Архимандрит Гервасий (Линцевский). Пятая миссия (1755–1771). Архимандрит Амвросий (Юматов). Скончался в Пекине в 1771 г. Шестая миссия (1771–1781). Архимандрит Николай (Цвет). Седьмая миссия (1781–1794). Архимандрит Иоаким (Шишковский). Восьмая миссия (1794–1807). Архимандрит Софроний (Грибовский). Девятая миссия (1807–1821). Архимандрит Иакинф (Бичурин).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1755 г. начальника четвертой Миссии (1744–1755) архимандрита Гервасия (Линцевского) сменил в Пекине архимандрит Амвросий (Юматов) (1717–1771). Он и прибывшие с ним церковнослужители составили пятую Духовную Миссию. Ее глава архимандрит Амвросий, «человек образованный и с твердым характером» 34 , прежде был учителем пиитики в Московской славяно-греко-латинской академии. Сохранилось описание его характера и внешнего вида: «был рачителен в домостроительстве, весел в обращении, возраста высокого, довольно плотен, бороду имел длинную» 35 . В состав духовной свиты архимандрита Амвросия вошли два иеромонаха, один иеродиакон и три церковника. В указе Святейшего Синода от 18 июня 1753 г. о них сообщается следующее: «Из Казанской епархии иеромонах Сильвестр, Заиконоспаского училищнаго монастыря казначей иеромонах Софроний, Ставропагиального Новоспаского монастыря иеродиакон Сергий, церковники из находящихся в Московской славено-греко-латинской академии учеников школ риторики Стефан Зимин, пиитики Илья Иванов, Алексей Данилов» 36 . Интересные сведения о некоторых членах свиты Юматова сообщил архимандрит Софроний (Грибовский), бывший главой восьмой Духовной Миссии с 1794 по 1808 г.: «иеромонах Сильвестр крайне много пил, но при такой своей неумеренности весьма был скуп; иеромонах Софроний, который при Успенской церкве, где он и жил, удавился; иеродиякон Сергий, коего по приезде в Пейдзин начальник его, архимандрит Амвросий, за пьянственные и буйные дела отдавал директору каравана Алексею Владыкину для вызова 37 в Россию, но директор диакона Сергия не принял, потому, как значится, в директорском к архимандриту сообщении, что Сергий не был лишен монашества и: диаконства» 38 . По словам Софрония (Грибовского), к главе Миссии и его свите были определены на службу китайским Трибуналом три русских перебежчика: Василий Александров, Иван: Козловский и Григорий Спицын 39 . Однако архивные материалы свидетельствуют о том, что указанные служители были назначены еще в России и прибыли в Пекин в составе свиты архимандрита Амвросия: «при Юматове новокрещеной ис персиан Василей Александров, при иеромонахах Софронии – киевской житель Иван Козловской; при Сильвестре – вместо служителя, сын ево родной Григорей Спицын» 40 . Подобное несовпадение фактов наводит на мысль и о возможной недостоверности материала, на основании которого Софроний (Грибовский) охарактеризовал членов пятой Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 июля 1715 года (а именно эту дату указывают разные авторы, пишущие о присутствии Петра I на освящении церкви на Тосненском яму) царь в Тосне не был по существенной причине: он находился в очередном морском походе. Чтобы не быть голословной, приведу запись от 6 июля 1715 года из походного журнала, «писанного собственною рукою Государя на белых страницах листового печатного календаря» : «Во имя Господне пошли в путь свой, ветром норд-остом, в 9 часу по утру, и при захождении солнца увидели с фордета Гоглант…» . Сопоставление событий, отраженных во всех походных журналах 1715 года (их несколько) и иных источниках, с календарной сеткой дает исчерпывающую информацию на этот счет: пути царя в 1715 году через Тосненский ям не проходили, а 1716 год царь провел в Европе, как, впрочем, и большую часть 1717 года. Но мог ли присутствовать царь Петр на освящении тосненской церкви в 1717 году, если именно в этот год она была построена? Теоретически да, потому что, вернувшись в 1717 году из долгой поездки по Европе, Петр Первый в декабре 1717 года проезжал через Тосненский ям, когда спешил в Москву для проведения следствия по делу царевича Алексея Петровича. С царевичем Алексеем он и возвращался из Москвы через Тосну в марте 1718 года. Известно, что эти поездки были очень спешными, а страницы русской истории тех лет окрашены в мрачные тона. Рискнули бы в такое время подойти к царю ямщики или сам священник со своей просьбой о присутствии самодержца на освящении церкви? И согласился бы задержаться в пути царь Петр, когда его мысли занимало следствие, и когда он готовился к сведению счетов с сыном? Автор данного исследования склоняется к мысли, что и в 1717 году царь Петр не присутствовал на освящении церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на Тосненском яму. Архивные материалы, события, происходившие в России в 1715–1717 годах, исследование духа того времени приводят к однозначному выводу: на освящении тосненской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Петр Первый быть не мог.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

А с 1716 г. сбирать те деньги лантратам, и сколько тех денег в Монастырском Приказе на сей год собрано и чего не добрано будет и за чем та доимка, о том прислать из Монастырского Приказа к предбудущему 716 году ведение и именные росписи. И Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по прежнему своему Великого Государя указу о посылке послушных указов в переписном деле и в присылке ведения и именных росписей к 716 году свой Великого Государя указ учинить в Монастырском Приказе тебе, боярину Князю Петру Ивановичу с товарищи. 44. Указ Монаст. Приказа от 7 февр. 1717, о надлежащем отправление государствен. сборов в вотчинах его ведомства. Из кн. Мон. Пр. 1713, 95. Лета 1717 февр. в      7 д. А буде они тех денег сбирать и высылать в скорых числах не будут, а из губернской канцелярии и из оных приказов тех денег будут требовать на Монастырском Приказе, и за те архиерейских домов приказным людям, а в вотчинах приказчикам и ведомцам быть в жестоком наказании, и взят будет штраф, а на архимандритах, и игуменах, и игуменьях взят будет штраф и сосланы будут в дальние монастыри в подначальство, а стряпчие будут биты на правеже без всякого милосердия и пощады. А сверх указных сборов ни на какие расходы со крестьян ничего сбирать не велеть. А в присутствующие патриаршии дворцовый и казенный приказы с сего указа послать копии. Подлинный Великого Государя указ за закрепою комиссара Луки Владыкина, дьяка Артемья Корницкого. 45. Указ Монаст. Приказа от 7 мар. 1717, о взимании приводной пошлины в Монаст. и подведомых ему приказах. Из кн. Пр. 1713 г. 95. 1717 г. марта в 7 д. по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича боярин князь Петр Иванович Прозоровский приказал всяких чинов с людей и с крестьян, которые по челобитью и по всяким делам приведены будут в Монастырской Приказ и при свободе из Приказу с тех людей писать со всякого человека против других судных и прочих приказов приводных денег по четыре алтына по две деньги с приводца, и те приводные деньги записывать в приходную книгу, и под делами старым и молодым подьячим подписывать, в котором месяце и числе с кого такие деньги взяты будут именно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Дело 39 О беглой женке, (выводной). Дело 40 1717 г. В Земской канцелярии. О записке московского двора по купчей того же года. Дело 41 1717 г. Подьячие московской Губернской канцелярии определены были к переписному делу для собрания четвертого жеребья… переписывали жильцов в домах для взятья с них того жеребья. Помета: когда платить нечем, – сослать на каторгу. Обвиненный ответчик (о бесчестье) держался в приказе Земских дел; но из приказа Большой Казны прислан указ, чтоб прислать его туда, потому что он как тамошний подьячий с 1705 году у приходу и расходу денежной казны и не считан. В Земской канцелярии помечено: «ответствовать о сем, что он подьячий повинен заработать означенный иск и пошлины каторжною работою, как о том именно царского величества указ повелевает; а в счете с 1705 году по нынешней год чрез 14 лет видно приказных людей понаровка, и ныне под видом оного счета хотят его извинить от каторжной работы. Тогда он все заплатил сполна. Лета 1717 г. февраля 25 д. с.-петербургский житель Петр Козмин – продал я дворянина Володимера Семенова сына Борзова человеку его Никифорову Прокофьеву сыну Прыткому двор свой со всяким дворовым и хоромным строением, что на том моем дворе есть, и с землею за Ильинскими вороты на Покровке в приходе у церкви Николая чудотворца, что в Блинниках... 1719 г. сент. 24 д. в канцелярии Земских дел... сия купчая чтена и явлена. Вязка 776 Дело 1 1717 г. Дорогобужского помещика Воронца о беглых крестьянах, скрывающихся в Карачевском уезде у помещика Соковнина. (В Карачевском Воеводском правлении). Выписка сделана так, что лист перегнут и на одной стороне писаны обстоятельства дела, на другой законы. Выписка сделана в 1719 г.; решенье последовало в 1730 г.: взять крепости. Представлена выпись из писцовых книг по Смоленскому уезду 176 г. Крестьяне русские, а помещик их Воронец поляк и не знает по-русски. Поместье (имение) то принадлежит вдове Домне Богдановой и по заручной челобитной справлено за женихом ее Казимиром Воронцом. Помещика Соковнина, живших у нее, беглых крестьян, по предъявлении о них иска, велено выслать, а пожитки их побрали к себе. В 1730 г. в карачевской канцелярии Воеводского правления доездные памяти поданы, ездят канцеляристы. В 1731 г. опись, для которой посылается отставной прапорщик Федор Носов. Ему дается инструкция и вместе с тем указ «карачевского шляхетства фискала». Крестьяне вышли с дубьем и не пустили. В августе 1731 г. карачевская канцелярия вошла о том с доношением в белогородскую Губернскую канцелярию, что ей собою управиться нечем. Белогородская Губернская канцелярия послала указ в севскую Провинциальную канцелярию; а сия уже послала указ в карачевскую. Велено в марте 1732 г. учинить, как указы повелевают. Новая инструкция отставному ротмистру. Он взял 24 человека служилых людей; но и их с дубьем встретили и не пустили, отбили прочь. Новая инструкция карачевскому помещику Туранскому. Оценка, отдача в иск. Дело перенесено в Судный приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

По свидетельству вкладной книги, обители также жертвовали и колокола (Вкладная книга. 1883. С. 11-13, 17). В 1652 г. от царя Алексея Михайловича поступил колокол в 1200 пудов (свыше 19,6 тонн), к-рый, возможно, первоначально предназначался Саввину Сторожевскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю . Согласно записи во вкладной книге, на колоколе была надпись, содержавшая сведения о том, что он отлит «Пресвятыя Богородицы заступлением и преподобного отца Саввы Сторожевского молением, и повелением Великого государя Царя и Великого князя Алексиа Михайловича… в преименитом царствующем граде Москве в лето 7160» (Вкладная книга. 1883. С. 26). В 1717 г. царь Петр I по челобитью братии Н. П. м. приказал перелить разбитый большой колокол, вес которого теперь составил 1100 пудов (свыше 18 тонн; воспроизведение надписи см.: Ювеналий (Воейков). 1802. С. 13). На уменьшение веса Благовестника 1717 г. по сравнению с 1652 г. указывает сопоставление надписей на них. Снегирёв увидел в решении царя знак его внимания к обители, особо подчеркнув, что оно принималось во время Северной войны 1700-1721 гг., когда мн. колокола переливали на пушки. Однако уменьшение веса колокола позволяет интерпретировать отливку Благовестника в 1717 г. не только как знак особой монаршей милости, но и как неполноценную компенсацию (возможно, при финансовом участии государя) предмета церковного обихода. Новый колокол разбился при пожаре в 1812 г., из его меди в 1816 г. был отлит новый большой колокол весом в 827 пудов (свыше 13,5 тонн) ( Снегирёв. 1863. С. 20, 57, 83; Дмитриев. 1909. С. 25, 83, 97; Прил. С. 5). В тексте надписи на нем было сказано об отлитии колокола в 1652 г., его повреждении в 1707 г. и последующей отливке в 1717 г. с уменьшением веса ( Дмитриев. 1909. Прил. С. 5-6). В 1812 г. основная часть ризницы была эвакуирована в Спасо-Каменный мон-рь, часть монастырской утвари, оставшейся в Москве, была разграблена или погибла ( Снегирёв. 1863. С. 19, 21, 33). В XIX в. ризница размещалась в верхней палатке юж. предалтарья Преображенского собора (Там же. С. 35).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Архимандрит Феодосий делает постановление о признании брака с двумужницею незаконным: «брак разрушить», двумужницу вернуть первому мужу с наложением на нее епитимьи 176 . Расторгает брак по вине прелюбодеяния жены: «1715-го года июня 2-го дня. По указу Царского Величества Александрова Монастыря Невского архимандрит Феодосий, сего лета слушав, приказал: резчика Андреевой жене Звиздочетова Татьяне Ивановой, за блудное ее дело, учинить наказание – бить плетьми нещадно и отослать в работу, а его, Андрея, с ею, Татьяною, развесть и от ней быть ему свободу, а против его, Андреева, прощения о втором браке учинить ему по правилу святых отец 177 , потому что она, Татьяна, в допросе сказала, что она от мужа своего жила разных полков с тремя человеки солдаты блудно и запрещения о том блудном деле мужа своего не послушала, и о женитьбе его на иной доброй жене дать указ» 178 . Из общих распоряжений архимандрита Феодосия вызывало неудовольствие распоряжение, чтобы церкви не загромождались иконами и чтобы «в церкви соблюдался чин вжигания свеч по церковному преданию и уставу». Священники отстаивали свое право «свечи всегда жечь у всех икон», и исполнителен предписанного порядка укоряли, будто они «шпалером молятся» 179 . В апреле 1717-го года был назначен «поход» Его Величества морским путем, и в походе этом, по указу Государя, должен был участвовать и архимандрит Феодосий 180 . Глава четвертая Архимандрит Феодосий заграницей (1716–1717 годы) Отъезд архимандрита Феодосия заграницу. Строительные работы 1716-го года: Канцелярия, арестантская. съезжий двор, две деревянных кельи в Монастырь; строение на подворье; подготовка к «монастырскому (каменному) строению». 1717-й год. закладка каменного строения, кельи, поварни, хлебня. кузница, мост на сваях и обрубах Прибытие вызванных монахов монахи из Москвы и из Киева; прибытие игумена Феофана (Прокоповича) ; монашеская братия в 1717-м году; наместник Варлаам (Голенковский); первый наместник В начале 1716-го года архимандрит Феодосий оставил Петербург и отправился заграницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Перед кончиной за воскресной литургией И. З. причастился Св. Таин; несмотря на крайнее изнеможение, святой молился, преклонив колени. В келье он рассказал братии о чудесном обретении Заоникиевской иконы Божией Матери и о явлении ему святых. На следующий день, предчувствуя близкую смерть, старец завещал похоронить его в часовне; игум. Феодосий исполнил просьбу И. З. Место погребения святого в часовне оградили решеткой. Богомольцы, приходившие поклониться Заоникиевскому образу Божией Матери, служили у могилы И. З. панихиды, многие исцелялись от болезней. В 1716 г., вскоре после хиротонии в янв. этого года на Вологодскую кафедру Павла, строителем Заоникиевой пуст. был поставлен иером. Анастасий, к-рый возобновил часовню И. З. и повелел эконому Сергию записывать чудеса, происходившие у гроба преподобного или совершавшиеся по молитвам к нему (РГБ. Волог. 74. Л. 32-33 об. (чудеса 29-34), 82 об.- 90 об. (чудеса 35-43), 110-119 (служба И. З.), возможно, написаны Сергием). 2 июня 1717 г. обитель посетил еп. Павел, у гроба преподобного он молился о даровании дождя, поскольку в то лето стояла сильнейшая засуха. После молебна при сияющем солнце пролился обильный дождь. По благословению еп. Павла была совершена канонизация И. З. к местному почитанию. Епископ повелел вологодскому иконописцу свящ. Максиму Яковлеву написать «образ на плащанице преподобнаго Иосифа», а ярославскому иконописцу Тимофею сделать копию с Заоникиевской иконы Божией Матери с чудесами на полях «во уверение впред будущему христианскому роду и в похвалу Божия Матери и Ея служителю новому чудотворцу Иосифу» (РГБ. Вологод. 74. Л. 2). Образ преподобного был положен на его гробницу. 28 июля 1717 г., после откровения свыше одному из монахов, в старой кладовой нашли власяницу святого, к-рую впосл. хранили у раки и возлагали на больных (И. З. почитали как «новаго врача»; власяница была утрачена в нач. XIX в.). Первое время у могилы новопрославленного святого совершались панихиды (о чем свидетельствуют чудеса 1717-1719 гг.), а затем была составлена служба И. З. по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому . В нояб. 1717 г. из Заоникиевой пуст. в Кириллов Белозерский мон-рь был послан эконом Сергий для сбора пожертвований на строительство каменного храма в пустыни. В Кирилловом мон-ре Сергий обнаружил рукопись, содержащую «Сказание о явлении иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». В монастырской больнице Сергий встретил иеросхим. Авраамия (в миру Афанасий Слеза), который рассказал, что 80 лет назад (т. е. в 40-х гг. XVII в.) он служил пономарем в Заоникиевой пуст. Схимник сообщил мон. Сергию некоторые подробности жизни И. З.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Черклев, осужденный по петроградскому процессу 251 Черников Феодор, обн. священник 573 Чечулин Андрей, обн. протоиерй г. Гороховца 570 Чимеречинский, обн. священник г. Чебоксар 243 Чуев Павел 305, 339, 996 Чуков Григорий, протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу см. Григорий (Чуков), митрополит Чумаченко Т. А., историк 55, 61, 62 Чуриков Иван Алексеевич 295–297, 1010 Шавельский Георгий , протопресвитер 648 Шавров Вадим Михайлович, церковный писатель 13, 14, 23, 31, 32, 47, 50, 54, 58, 63, 550, 988 Шаповалов В., обн. священник Харьковской епархии 242 Шахов Константин, обн. протоиерей Ленинграда 527 Шевченко Алексий, обн. диакон Оренбургской епархии 242 Шеин, член Собора 1917–1918 гг. см. Сергий (Шеин), архимандрит, свмч. Шекспир Вильям, английский драматург 386, 539 Шинов, обн. священник Ярославской епархии 286 Шишкин А. А., советский историк обновленческого движения 5–9, 13 Шишкин А. Ф., мирянин Ленинградской епархии 419, 437, 996–997 Шкаровский Михаил, историк 19–21,48, 49, 59, 61, 609 Штрикер Г . автор соч. 16 Шубин А., см. Александр (Шубин), обн. митрополит Шуленбург, германский посол 47 Шустов, староста Воскресенского церкви в Сокольниках 552 Щербаков Александр Михайлович см. Александр (Щербаков), бывш. обн. архиепископ Экземплярский В., проф. 194, 195 Эндека Александр., обн. протоиерей 243, 284, 285, 441, 997 Эрастов (Эристов Андрей Михайлович). князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Эрн В. 169 Ювеналий (Машковский), митрополит 239, 256, 353, 421, 484, 496, 498, 502, 526, 537, 593, 790, 911, 980–981 Ювеналий, митрополит Одесский см. Ювеналий (Машковский), митрополит Юматов Алексий, обн. протоиерей Ярославской епархии 243 Юнаков, обн. протоиерей Харьковской епархии 242 Юрий (Новицкий), мч. 73 Янсон И., протоиерей 100 Яценко, митрополит см. Филарет (Яценко), обн. митрополит Яворский, архивариус Московской Патриархии 612 Maskean W. Н. 108 В серии «Материалы по истории Церкви» вышли следующие книги: Кн. 1. Митр. Гедеон (Докукин). История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Её 1743 году, по прошению сего Архимандрита Гервасия, перед отъездом его в Пекин поданному в Контору Св. Синода, определено: 1) находящемуся у него в послушании Алексею Смольницкому быть в Пекине на место Каменского, которого выслать в Россию; 2) Иеродиакона Иоасафа, если Гервасий по приезду в Пекин усмотрит действительно неспособным к должности, выслать также в Россию, а вместо его послать из Иркутска Иеродиакона способнейшего. Линцевский прибыл в Иркутск в Ноябре 1743 года; в Феврале 1744 года отбыл в Кяхту. В 1745 году, Сентября 1, отправился в Китай; в Пекин прибыл 27 Ноября того же года. А в 1746 году Иеромонахи, Лаврентий и Антоний, и Иеродиакон Иоасаф при караване вывезены в Россию. На место Иоасафа поступил Иркутского Архиерейского дома Иеродиакон Никон Красовский, который вскоре обратно вывезен оттуда, а вместо него определён Иеродиакон Иларион Завалевич. Миссия сия пребыла в Пекине до 1755 года. На место Лянцевского в 1753 году, 13 Июня, Синодальным Членом Преосвященным Гавриилом, Епископом Коломенским и Каширским, произведён в Архимандрита Московской Славяно-греко-латинской Академии Пиитики учитель Иеромонах Амвросий Юматов; с ним назначены Иеромонахи Сильвестр и Софроний, Иеродиакон Сергий, церковники: Стефан Зимин, Илья Иванов и Алексей Данилов, и несколько студентов из Казанской Семинарии. Им велено быть в Пекине столько же времени и на таком же положении, как и их предместникам. Архимандрит Юматов прибыл в Иркутск 22 Февраля 1754 года, отправился в Селенгинск Марта 23, а Сентября 1 – в Китай. А Архимандрит Линцевский с Иеромонахом Феодосием (другой же Иеромонах Иоиль там умер) и двумя учениками, Леонтьевым и Цехновским, возвратился в Россию при караване в 1753 году. По прибытию в С.-Петербург Архимандрит сей, в награждение за труды свои и добропорядочную жизнь в Пекине, засвидетельствованную самими Китайцами, по Именному Указу хиротонисан в Епископа Переяславского в 1757 году, Июля 27, в соборной С.-Петербургской Петра и Павла церкви; а Иеромонах Феодосий Сморжевский произведён в Архимандрита в Севск, и скончался в 1758 году в своём Севском монастыре 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010