Если мы в своих судах забываем об этой стороне жизни этих людей, то мы отказываем им в покаянии! Ибо не судите... Спаси Господи, батюшка! Игорь Александрович 1 января 2012, 21:53 Декабристов можно одобрить за многие их идеи, например, отмену крепостного права, отделение Польши, создание парламента. Но вот Пестель и други граждане из южных обществ конечно были экстремистами и их программа была откровенно черевата большими жертвами и гражданской войной. Чего стоят одни идеи Пестеля в национальном вопросе, предвосхитившие сталинские переселения (Пестель предлагал принудительно выселить евреев в Палестину, отправив их завоевывать эту страну, а горцев Кавкза - в центральную Россию). Евгений 2 30 декабря 2011, 21:47 Дотошный: " 14 (27 по новому стилю) декабря " - неверно, т.к. в 19 веке разница календарей составляла 12, а не 13 дней " Дотошный, а Вы какого числа Рождество встречаете? Григорианский календарь был введен большевиками в 1812 году, т.е. веком позже описываемых событий, и, как и все введения богоборцев, внес очень большую путаницу и сумятицу в исчисление событий даже до сего времени. Церковная датировка (в Русской Православной Церкви) совершается по юлианскому календарю с Александрийской Пасхалией, т.е. человек, живущий в церкви, живет по юлианскому календарю, и основа датировки событий для него - по нему. В качестве примера дурной службы подобного подхода можно привести современную " светску " датировку смерти Пушкина или рождения Ломоносова. Один умный человек (нынче доктор физико-математических наук) как-то сообщил мне, что астрономы для построения парадов планет пользуются юлианским календарем. Григорианский для этого не годится. Так что и к папе римскому Григорию применимо крылатое изречение приснопамятного р.Б. Виктора Черномырдина: " Хотели как лучше... " Дотошный 30 декабря 2011, 16:31 " 14 (27 по новому стилю) декабря " - неверно, т.к. в 19 веке разница календарей составляла 12, а не 13 дней. Евгений 30 декабря 2011, 15:31 " Людмила: Уважаемый Олег, мавзолей,звезды,памятники - -это как раз результат " чаяний " той интеллегенции,которая взбудоражила Россию, а потом в ужасе от содеянного отступила и у власти стали " мовзолеи и памятники. " Я люблю СССР -это моя молодость,в ней было много хорошего.Но ведь и без революции жизнь можно улучшать. И вот сейчас опять интеллегенции хочется себя утвердить_-борцы,накупили собственности за границей побаломутят народ и уедут к себе в лучшую жизнь, а у нас опять расхлебывай революцию. А ведь надо все восстанавливать,хорошая жизнь требует работы, а не болтовни. "

http://pravoslavie.ru/50653.html

6 Правомерно говорить о лунном месяце в юлианском календаре с той точки зрения, что календарь уравнен с циклом Калиппа, содержащим ровно 940 лунных месяцев. 7 Сириус-самая яркая звезда неба, находится в созвездии Большого Пса, у египтян называлась Сотис. 8 Гелиакический восход – первое появление звезды в лучах утренней зари (от греческого λιος – Солнце). 9 Как отмечают историки, было множество различных титулов; «Верховный жрец» – один из самых любимых титулов каждого последовательного римского императора, показывающий, что он был главою религии, как и государства, то есть, по сути, являлся первосвященником. 10 Пасхалия у западных христиан на самом деле следит лишь за весенними полнолуниями, но не за ветхозаветными – 14 нисана. 11 Австралийские христиане, живущие в южном полушарии, празднуют сейчас Пасху осенью; Пасха – вселенский праздник. 12 Если католики будут держаться своего календаря, то к 4200 году (приблизительно) календарная разница возрастёт ещё на 17 дней, и опережение их календаря, по сравнению с нами, составит уже 30 (13+17) дней, – величину, сравнимую с лунным месяцем. И тогда Пасха у них будет почти всегда на месяц раньше нашей. А это означает, что общая продолжительность пасхальных годов, например по индиктионам (532 года), сократится на несколько недель. И они будут «не дослуживать» несколько воскресных богослужений, и как бы потеряют их. Это результат того, что католическая Пасхалия основана на тропическом годе, который не отражает полноту космического времени. Григорианский год опережает звёздный на 0,01386 суток, и за 26 352 полных оборотов Солнца по эклиптике (звёздных лет) григорианский календарь будет опережать звёздное время на целый год. (В юлианском летоисчислении разница в один год, по сравнению со звёздным временем набежит за 57429 полных оборотов Солнца по небесной сфере.) 13 В мае 1923 года в Константинополе состоялся Собор православных восточных Церквей, на нём обсуждался вопрос о календаре, и было решено ввести календарь, названный новоюлианским (автор – проф. Белградского университета Милутин Миланкович (1879–1956). В отличие от григорианского, в нём выбрасывается не 3 суток в 400 лет, а 7 суток в 900 лет. При этом за високосные принимаются те вековые годы, у которых число сотен при делении на 9 даёт в остатке 2 или 6. Таковыми, в частности, будут следующие: 2000, 2400, 2900, 3300, 3800. Точность такого календаря приближается к тропическому и ошибка в одни сутки накапливается за 43480 лет с. 73]. Следует, однако, отметить, что на практике Церкви Румынии, Греции и Сербии в месяцеслове применяют григорианский календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Они оказались правы: дни солнцестояний и равноденствий были сдвинуты на 10 суток. Само солнце свидетельствовало об ошибочности юлианского календаря. Нерешительность папы была сломлена. И в 1582 году реформа календаря была проведена: после 4-го октября сразу настало 15 октября. Но, если бы знания итальянских ученых 16-го века хотя бы немного приближались к знаниям составителей пасхалии (александрийских ученых 3-го века), то они сами отвергли бы свой план календарной реформы. К сожалению, им далеко было до просвещенности александрийских астрономов, которые уже в 3-м веке отлично знали то, что итальянские ученые постигли только в 16-м столетии – отставание календаря. Самая реформа была проведена примитивно и грубо. Ведь вместо приказания считать 5-е октября 15-м «можно было отложить окончательную реформу на 40 лет, не считая за это время высокосных годов и принимая все годы простыми» (стр. 16). И можно думать, что благодаря такой примитивности календарной реформы, первыми нарушителями ея стали сами гг. реформаторы итальянские астрономы, которых сразу же встретили разные практические затруднения. Как они могли продолжать вести журнал своих астрономических наблюдений, в котором они должны были отмечать не только дни, но часы и минуты, сделав в нем пропуск 10 суток? Как они могли делать свои вычисления, после того как они своей реформой прервали всякую связь с прежним календарем? Единственным выходом из этого положения могло быть возвращение к отвергнутому юлианскому календарю и постоянное пользование им при всех вычислениях с простой заменой результатов своих вычислений, получаемых в числах юлианского календаря новыми цифрами григорианского календаря. Но стоило ли из-за этого производить реформу самого календаря? Самым же решительным противником римской реформы оказался лунный календарь, который ни в какую связь с новым солнечным календарем вступить не мог. Поэтому итальянские реформаторы были вынуждены изменить и его, и всю нашу пасхалию. Прекраснейший труд александрийских ученых был искажен. Их гениально простая и точная система была заменена новой системой, и громоздкой, и не достигающей поставленной цели. Согласованность лунного года с солнечным была нарушена. «Был изменен порядок счисления лунных кругов, были изменены основания, стали поправлять движение луны введением ускорения на одне сутки в 310 лет, и кончили тем, что привели свою Пасху в некоторые годы к совпадению с пасхой еврейской , т. е. к тому, что именно и было осуждено Никейским (1-м Вселенским) Собором... Если бы самонадеянные составители нового календаря, Алоизий Лилио с товарищами, потрудились изучить современный им еврейский календарь, то они не ввели бы несчастного лунного уравнения» (стр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

Итак, есть такая незадача: за год 365 оборотов да еще четверть лишнего. Прошло 365 дней, и мы считаем, что год кончился, а он еще на четверть оборота продолжается, значит, наш календарный год оказывается немножко короче истинного климатического года. И эта разница постепенно накапливается, на что первым обратил внимание Юлий Цезарь, сверхгениальный полководец и государственный деятель. Он заинтересовался этим астрономическим вопросом и запросил александрийскую обсерваторию, чтобы узнать, на сколько отличаются на самом деле 365 дней от истинного года. Ему ответили, что на четверть суток. Тогда Юлий Цезарь, наверное посоветовавшись с астрономами, постановил нагонять недостающее время таким образом — каждый четвертый год считать состоящим из 366 дней. Для простоты это прибавление делается 29 февраля, этот 366-дневный год называется високосным. Таким образом эта «четвертушка» компенсируется, год календарный приводится в значительно более точное соответствие с годом климатическим. Эта реформа календаря была сделана в 46 году до н. э., и календарь называется по имени Цезаря — юлианский. Итак, все вроде бы было в порядке, жили люди по этому календарю, получалось примерное соответствие между климатическим и календарным годами. Но по мере накопления астрономических знаний и после появления более точных приборов в XVI веке обнаружилось, что ежегодная разница составляет не совсем точно четверть суток. В юлианском календаре считается, что суток в климатическом году — 365,25. На самом деле — 365,2422, то есть чуть меньше. И в юлианском календаре год принимается чуть более длинным, чем климатический год. Это значит, что календарное начало лета (весеннее равноденствие) наступает несколько позже истинного. Астрономы в XVI веке установили, что это запаздывание за 128 лет достигает суток, а с момента введения юлианского счисления достигло 13 суток. Надо было что-то делать. Чтобы больше календарь не съезжал, было решено три раза в 400 лет високосные годы делать обыкновенными (когда первые две цифры, за которыми следуют нули, не делятся на 4). Такая поправка приводит календарный год в гораздо лучшее соответствие с климатическим годом. Но как быть с теми 13 днями, которые мы проглядели? Глава Католической Церкви папа Григорий XIII в 1582 году утвердил такую меру: к каждой дате юлианского календаря прибавить число 13. Что этим достигалось? В католическом мире начало лета опять стало попадать на 22-е марта.

http://pravmir.ru/yulianskij-kalendar-os...

Итак, замена юлианского календаря григорианским была подобна замене высокохудожественного произведения грубой лубочной картинкой, – говорит ученый астроном А. Предтеченский . Итальянские ученые 16 века своим новым календарем воздвигли памятник своему собственному самоуверенному невежеству. 9. Возможен ли компромисс? Римские реформаторы, как мы видели, изменив солнечный календарь, принуждены были изменить и лунный, а вместе с лунным годом изменить и всю нашу пасхалию. Многие из православных, понимая невозможнность для нашей Церкви отказаться от лунного календаря и от правил празднования Пасхи, но не зная о неразрывной связи нашей пасхалии с юлианским календарем, часто высказывают компромиссное предложение: оставить неприкосновенной нашу пасхалию, т. е. праздновать Пасху и все праздники и дни с нею связанные – по лунному календарю, во все же остальное время года совершать Богослужения по новому григорианскому календарю. Такое предложение подкрепляется соображениями о необходимости для нашей учащейся молодежи, находящейся в иностранных школах, праздновать праздники вместе со всеми учениками, пользуясь законными отпусками по григорианскому календарю, и не прерывать своих школьных занятий ради празднования своих праздников по непринятому здесь юлианскому счету. О некоторых затруднениях нашей учащейся молодежи при соблюдении наших праздников по старому календарю мы спорить не будем. Они, конечно, имеются, но только преувеличивать их не следует. У еврейских и магометанских детей здесь те же самые затруднения, какие и у наших. Однако еврейские и магометанские дети находят возможность соблюдать свои праздники, не изменяя своего календаря. Почему же только у нас возникает необходимость отказа от своего юлианского календаря? Имея в виду дивное согласие лунного календаря с юлианским, совершенно невозможно изменить последний, не изменяя первый. Печальный опыт римской реформы солнечного календаря, не избежавший необходимости изменений и лунного года, должен быть для нас постоянным предостережением.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

«Новостильность» как символ внерелигиозной «научной» позитивистской интерпретации истории и становления мира, символ рационалистических научных идей от Фалеса до Декарта, отрицание религиозного толкования смысла мира и жизни. «Новостильность» как символ разрыва с «прошлым временем» и ценностями; и началом «новой» истории и времени, отвержения богоцентричного и навязывания антропоцентричного и космоцентрического представления о мире, в котором человек является мерой вещей, а Земля пребывает в космическом пространстве, управляемая не Божьей силой и премудростью, но механическими законами. Если падение Константинополя в 1453 году и смерть последнего византийского императора знаменует конец эпохи Средневековья, то смена папой Юлианского календаря в 1582 году символически и практически знаменует собой начало европейской эпохи: римско-католического и рационалистического ревизионизма христианства и общей истории человечества. «Новостильность» как новая интерпретация истории и установка нового взгляда на мир, разрыв со «старым» миром, с христианской традицией и смыслом истории, а также замысел «нового» пути человечества». Римско-католическая реформа юлианского календаря является показателем, а основа «новостильности» является революционной - выражением революционного принципа в истории. Папское изменение календаря в Европе воспринималось не как постулирование христианских ценностей, а как позиционирование папской политико-религиозной власти. Но и как воплощение идеологии Прогресса, который противопоставлялся Традиции. Среднестатистический современный европейский протестант, агностик или атеист не воспринимает григорианский календарь как папскую политическую диктатуру, которая ставит под угрозу «свободную волю личности», либерализм и индивидуализм, неотъемлемые права личности и «естественного человека», но как воплощение тенденций, присущих эпохе Возрождения и Реформации. В секуляризированном мире переход к григорианскому календарю стал синонимом бегства от календаря Церкви, к освобождению «от всякой иерархичности и власти». Папско-протестантская «новостильность» помещает историю в контекст Прогресса, движения к хилиастическому идеалу. При этом эсхатологическая перспектива пренебрегается. В конечном итоге «новостильность» представляет собою парадигму теории о «конце истории», провозглашённой в конце ХХ-го века победой евроатлантического военного альянса в глобальном масштабе - как начале внеисторического времени евроатлантического эона. Григорианский календарь и гринвичский меридиан После османского захвата Босфора и Балкан европейский альянс полагал, что наступил конец Православного Востока и начало установления однополярного религиозного и военного европоцентричного мира. Навязывание григорианского календаря православным церквям и державам после освобождения от османской оккупации - континуитет колониальной программы европейского альанса по отношению к внеевропейским народам и пакет мер решения Восточного вопроса.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/26/...

В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии). Григорианский календарь Григорианский календарь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366. 365,2425=365 + 0,25 — 0,01 + 0,0025=365 + 1 / 4 — 1 / 100 + 1 / 400 Отсюда следует распределение високосных годов: • год, номер которого кратен 400 — високосный; • остальные годы — год, номер которого кратен 100 — не високосный; • остальные годы — год, номер которого кратен 4 —високосный. Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением. Месяцы Согласно григорианскому календарю год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня: История Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке лат.  Inter gravissimas («Среди важнейших»). • Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. • Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С этим допущением можно согласиться, так как оно подтверждается общеевропейской известностью с древности Метонова цикла и Кирик мог о нем знать. Поэтому мог считать, как допускает В. П. Зубов, что в Метоновом тождестве 19С=235Л можно «принимать за исходное 235Л и отсюда определять С». Для этого Кирик должен был подставить вместо Л принятую тогда величину лунного месяца. Вторым допущением В. П. Зубова является предположение, что Кирик знал эту величину. Так ли это – неизвестно: в «Учении» нет данных на этот счет. Далее В. П. Зубов делает совершенно произвольное допущение (третье), что Кирик за величину лунного месяца принял Л=29,532. Величина Л=29,532 взята В. П. Зубовым единственно для того, чтобы в 235 лунных месяцах получить полное число суток, равное 6940 (в подстрочном примечании он при этом добавлял, что величина лунного месяца в этом случае равна 29,532 суток (вместо 29,5306). В. П. Зубов приписывает Кирику свои расчеты («Так видимо поступал Кирик»). Но Кирик в «Учении» так, как хотелось бы В. П. Зубову, не поступал: здесь нет и намека на соответствующие расчеты. Когда историк науки делает некое предположение, дополняющее средневековый текст, у него для этого должны быть какие-то основания в самом тексте, которые им указываются. В. П. Зубов, конечно, их указал бы, если бы они были. Таких оснований в тексте «Учения» нет – В. П. Зубов на них и не указывает. Поэтому интересно выяснить, чем В. П. Зубов руководствовался, реконструируя возможный ход мысли Кирика. Метоново тождество 19С=235Л вооружало древних и средневековых компутистов знанием длины лунного месяца в рамках юлианского календаря. Зная длину юлианского года – 365,25 суток и умножая ее на 19, можно преобразовать тождество Метона к виду: 6939,75=235Л. Теперь, чтобы найти длину лунного месяца, нужно разделить 6939,75 на 235, получим Л=29,530851 суток. Эта величина близка значению синодического месяца (29,53058812 суток), равного промежутку времени, спустя который лунные фазы повторяются в том же порядке 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

19. Col. 1312с). Этот результат вплотную приближается к реальному значению отклонения тропического года от юлианского (1/128). Особенно важно, что И. А. упоминает о многократных личных опытах астрономических наблюдений, что свидетельствует о возрождении в Византии после многовекового перерыва традиций научного эксперимента. Основательные познания И. А. в астрономии не могли не сказаться в его трактате о методах исчисления пасхалии, написанном в форме ответа Андронику Инеоту. Здесь дается описание классической пасхалии, основанной на 19-летнем лунно-солнечном цикле. Главным достоинством этого цикла, изобретенного еще в III в., было практическое удобство, но в точности он уступал лежащему в основе таблиц Птолемея лунно-солнечному циклу Гиппарха (погрешность в 1 сутки в последнем накапливалась через почти 14 тыс. лет, а в пасхальной «эннеакайдекаэтериде», математически тождественной циклу Калиппа,- уже через 311 лет). В результате к XIV в. указывавшиеся в пасхалии весенние полнолуния («еврейская Пасха») на неск. дней отличались как от реально наблюдавшихся полнолуний, так и от Песаха по иудейскому календарю, построенному на основе цикла Гиппарха. По расчетам И. А., расхождение между данными таблиц Птолемея и пасхальных таблиц c 1411 г. должно было превысить полных двое суток (Ibid. Col. 1309a). Но еще большие расхождения вызывала описанная выше погрешность юлианского года, из-за к-рой астрономическое весеннее равноденствие сместилось с 21 на 14/15 марта (Ibid. Col. 1312b). Сам И. А. вспоминает, что месячное расхождение между иудейским и христианским праздниками произвело на него в детстве большое впечатление (Ibid. Col. 1312d; речь идет, видимо, о событии 1318 г. ( Mercati. 1931. P. 233-236)). В XIV в. все визант. ученые сознавали, что христ. пасхалия за неск. веков существенно отклонилась от заложенных в нее астрономических параметров (как полнолуний, так и весенних равноденствий), вслед. чего определение даты Пасхи оказывалось часто ошибочным. Однако реакция на это была различной.

http://pravenc.ru/text/674145.html

В точности удовлетворить всем этим требованиям, очевидно, невозможно, поскольку, как уже говорилось, еврейская Пасха далеко не всегда приходится на субботу, а иногда (правда, очень редко) бывает раньше, чем день весеннего равноденствия. Учитывая всё это, Собор принял следующее правило для определения дня христианской Пасхи: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия и обязательно после еврейской Пасхи. Весеннее равноденствие (прохождение проекции Солнца на земную ось через центр Земли), упоминаемое в этом правиле, есть астрономический факт, не зависящий ни от каких календарных дат. Более того, поскольку, как уже отмечалось, никакой мнемонический календарь не может быть абсолютно точным, весеннее равноденствие не может быть жёстко привязано к определённой дате какого-либо мнемонического календаря. Однако в IV веке н. э. люди не понимали, что отношение продолжительности года к продолжительности суток выражается иррациональным числом, и считали привычный для них юлианский календарь абсолютно точным. А поскольку в большинстве годов III и начала IV в. весеннее равноденствие приходилось на день, который в юлианском календаре назывался 21 марта, то в сознании людей того времени эта дата отождествлялась с днём весеннего равноденствия (хотя, например, в 325 г., когда состоялся 1-ый Вселенский Собор, весеннее равноденствие приходилось как раз не на 21, а на 20 марта юлианского календаря). Соответственно, остаётся неизвестным, о чём именно идёт речь в правиле для определения дня Пасхи, принятом 1-м Вселенским Собором, – об астрономическом факте равноденствия или же о номинальной дате 21 марта (тем более, что подлинный текст постановлений 1-го Вселенского Собора до наших дней не сохранился и мы знаем эти постановления только в позднейших пересказах). Мнемоничность календаря позволяла и провоцировала составление пасхалии, т. е. мнемонического же правила, которое позволяло бы вычислять дату празднования Пасхи по юлианскому календарю на любое число лет вперёд. Такое правило было разработано в IV в. в Александрии и получило название Александрийской пасхалии. Понятно, что все расчёты в Александрийской пасхалии основывались на номинальной дате 21 марта юлианского календаря. Дни полнолуния вычислялись тоже не на основе наблюдений за фазами Луны, а на основе того же так называемого Метоновского 19-летнего цикла (примерного совпадения продолжительности 19 лет и 235 лунных месяцев), на котором позже был основан новый мнемонический еврейский календарь. Первые пасхальные таблицы, рассчитанные на основе Александрийской пасхалии, были составлены Феофилом Александрийским на 380 – 479 годы и св. Кириллом Александрийским на 437 – 531 годы. Начиная с VIII в. Александрийская пасхалия была принята также повсеместно и в Западной Европе.

http://bogoslov.ru/article/6174863

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010