Авд.1:8–9 .  Не погублю ли Я в тот день, ...говорит Господь, ...мудрых в Идумее и благоразумие на горе Исава? И поражены будут страхом храбрецы твои с юга, чтобы погиб муж на горе Исава. (LXX: В день тот, говорит Господ, погублю мудрых в Идумее и разумение на горе Исава. И устрашатся воители твои из Фемана, чтобы был истреблен человек на горе Исава). Когда враг овладеет пределами твоими и все союзники твои осмеют тебя и одолеют тебя, тогда погибнет мудрость в Идумее, и проницательность ея окажется глупостью. Сам Господь также истребит мудрость на горе Исава, то есть на горах Сеир, или потому, что город Идумея расположен на горе, или же потому, что вся та страна, обращенная к югу и сопредельная с пустынею, покрыта высокими горами. Поэтому и говорится: «устрашатся воители твои из Фемана», что мы перевели чрез «юг». Исав, как выше я сказал, называется тремя именами; также и та часть царства его, которая обращена к югу, носит три названия: «Даром, Феман и Нагев», и все три [названия] означают по Иезекиилю «юг», «юго-запад» и «полдень». Когда храбрецы царства его, жившие (или: живущие) на юге, будут поражены страхом, то погибнет муж на горе Исава, который обыкновенно и воевал для защиты граждан и давал мудрые советы. Иначе: когда те, которые прежде были обольщены, обратится к Церкви, тогда погибнут в войне, которую Сам Господь будет вести, мудрецы идумейские, мыслившие о плотском и земном, и будет истреблено благоразумие на горе Исава, превозносившейся против разума Божия. Те, которые прежде вели борьбу при помощи диалектического искусства в защиту Исава и Идумеи и были опорою «Фемана», что означает «истребление», перестанут вести борьбу в защиту учителей своих, или: те, которые прежде присвояли себе свет знания и считали себя находящимися на юге, будут поражены страхом и ужасом, когда муж церкви одержит победу над софизмами их, так что не останется никого, кто мог бы посредством царского совета или вооруженной силы ратовать за высокомерие и ложное учение еретиков. Авд.1:10–11 .  За убийство и беззаконие против брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты погибнешь навсегда. В тот день, когда ты стоял против него, когда чужие уводили войско его в плен, и иноземцы входили в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты также был, как один из них. (LXX: За убийство и беззаконие против брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты будешь отвергнут навсегда. С того дня, когда ты восстал против него, в тот день, когда иноплеменники уводили силу его в плен, и чужие вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, вы также были, как один из них).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В Книге Иисуса Навина 10:28–42 говорится конкретно об этой военной кампании. Несколько городов были завоеваны и уничтожены: Макед, Ливна, Лахис, Еглон, Хеврон и Давир. Все перечисленные города расположены на Юго-западе от Иерусалима. Когда Горам, царь Газерский, пришел на помощь Лахису, Иисус уничтожил и царя и его армию (стих 33). Стих 30 упоминает о недавнем захвате и уничтожении Иерихона, но ни один из этих последних двух городов не был захвачен в описываемую военную кампанию. Стихи 40 и 41 рассказывают нам о том, где именно воевал Иисус и его армия: все сражения происходили на юге и западе от Иерусалима. Важно отметить, что город Гаваон, самый восточный город этой кампании, по прежнему расположен приблизительно в 16 километрах на Северо-запад от Иерусалима. Поэтому в Книге Иисуса Навина 10 не говорится о захвате Иерусалима. Данный факт в полной мере согласуется с тем, что написано в книге Иисуса Навина 15:63 о Иевусеях: “Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня”. 26. Кто был отцом Иосифа, мужа Марии: Иаков ( Матфея 1:16 ) или Илий ( Луки 3:23 )? (категория: непонимание еврейских традиций) Ответ на данный вопрос достаточно прост, но требует некоторого объяснения. Большинство толкователей сегодня сходятся во мнении, что Матфей описывал генеалогию Иосифа, а Лука – Марии. Поэтому так и получилось, что Иаков – отец Иосифа, а Илий – отец Марии. Это показано двумя рассказами о непорочном зачатии. В Матфея 1:18-25 повествование идет с точки зрения Иосифа, а в Луки 1:26-56 — с точки зрения Марии.  Логически было бы задать вопрос: “почему Иосиф присутствует в обоих генеалогических древах?” А ответ опять же весьма прост. Лука строго придерживается еврейской традиции упоминать только мужчин, говоря о происхождении того или иного человека. Поэтому в данном отрывке, говоря о Марии, он определяет ее именем мужа. Эта гипотеза поддерживается двумя свидетельскими линиями.  Во-первых, каждое имя в греческом тексте Луки, описывающего генеалогию, за исключением Иосифа, предваряется определенным артиклем. И, хотя в русском переводе этого и не видно, каждый человек, читающий греческий оригинал, изумляется, вдруг осознавая, что Лука прослеживает линию жены Иосифа, несмотря на то, что в тексте используется его имя.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Внизу раскинуты были палатки Израиля, приготовлявшегося к дальнейшему походу, а дальше против них явно виднелся в своей роще пальмовых дерев красивый Иерихон, сильный ключ к земле обетованной. К востоку волнообразно шли холмы, уходившие в бесконечную даль Аравийских степей. На юго-западе, в мрачной котловине, сверкало Мертвое море, а к северу голубой лентой извивался Иордан. За рекой вздымались вершины двух соседних гор: Гевала и Гаризима; дальше расстилалась равнина Ездрилонская, будущее боевое поле народов; за ней в разных местах высились великанами Фавор и Ермон, а прямо на запад даже виднелись отблески великого Средиземного моря. Вот она – земля обетованная, которую всю показал ему Господь. «И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». Все путешественники свидетельствуют, что вид с этой горы несравненный по своей изумительной картинности и разнообразию. Можно представить, как очарователен он был для Моисея, представляя для него картину той именно земли, для овладения которой он привел свой народ и пережил множество всевозможных трудов и опасностей. Это была земля его мечтаний, лелеянных им в течение всей жизни. Но если такое значение эта картина имела для Моисея, то она еще более имеет значения для нас теперь, так как картина эта распространяется до колоссальных размеров, и на ней умещаются все те величайшие события, которые совершились после Моисея. Для нас с этой вершины невольно представляется, как гордый город пальмовых дерев пал пред силами Израиля; как копье Иисуса Навина постепенно водружалось, переходя с одной вершины по земле обетованной на другую. А сколько событий, неизмеримо более чудесных, чем какие когда-либо происходили в Египте или на Синае, должно было совершиться на виднеющемся с этой вершины хребте Вифлеемском, в глубоком бассейне Галилейского озера и под стенами тогдашнего Иевуса, ставшего впоследствии Иерусалимом! Некоторые толкователи полагают, что данная Моисею возможность увидать «всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину даже до самого западного моря, и полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город пальм, до Сигора» ( Втор. 34:1–3 ) – была сверхъестественная, сообщенная быть может при помощи необычайного расширения зрительной способности умирающего законодателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вот в каких трогательных и ужасных чертах изобразил святой пророк бедственную участь, постигнувшую Иерусалим. После семидесятилетнего плена Вавилонского, иудеи опять возвратились в отечество, и снова построили Иерусалим и в нем храм Божий. Город лежит в двенадцати часах пути от Средиземного моря и в восьми часах от Иордана. Он находится на широкой плоской возвышенности, состоящей из нескольких вершин и возвышающейся более чем на 762 метра над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на восток и долиной Гион на юг и запад служат его границею. Гора Мориа занята мечетью Омара (по мусульманскому поверью здесь вознесся на небо Магомет), которая стоит на прежнем месте храма Соломона. Ни одному из христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти. Гора Сион находилась на юго-восток от горы Мориа. После 25-векового существования города на горе она была подведена под общий уровень с близ лежащею местностью, и сегодня мы наблюдаем лишь небольшое возвышение к Сиону. 2 февраля 4 г. по Р.Х. Лк. 2, 22–38 : Сретение 372 Господне. Пророчества Симеона 373 (28–35) и Анны 374 (36–38). Вифлеем 375 : Мф. 2, 1–12 : Поклонение волхвов 376 . Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым. Пророчества о поклонении язычников: Пс. 71, 10, 15 : “Цари Фарсиса 377 и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы 378 принесут дары”. “И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его”. 4 г. по Р.Х. Мф. 2, 13–15 : Бегство 379 святого семейства в Египет. Мф. 2, 16–18 : Избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях царем Иродом 380 . Пророчество об избиении младенцев: Иер. 31, 15 : “Так говорит Господь: голос слышен в Раме 381 , вопль и горькое рыдание; Рахиль 382 плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет”. Краткая историческая справка – предание о смерти Захарии: По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елизавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям ( Мф. 23, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Гирзеян. Предположение, что это слово следует читать «гезреян», а не «гирзеян», несостоятельно, так как Гезер (Телль Езер) был весьма удален от района активных действий Давида. Кроме того, что на них нападал Давид, о «гирзеянах» ничего более не известно; в других местах Библии они не упоминаются. Амаликитян. См. ком. к 15,2. до Сура. См. ком. к 15,7. 27 не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины. Вопрос о нравственной оценке действий Давида, безусловно шедших на пользу его соотечественникам, остается открытым, так как нет никаких указаний на то, что он поступал по воле Господа. 27 Давид сказал. Это не первый случай, когда Давид ощущает необходимость прибегнуть ко лжи (см. 20,6; 21,2). на полуденную страну Иудеи. Т.е. на южную область Иудеи. страну Иерахмеела. В 1Пар. 2,9–15 упоминается Иерахмеил, внук Иуды и сын Есрома; его брат Арам был предком Давида. страну Кенеи. См. ком. к 15,6; 30,29. Глава 28 28 да будет тебе известно. Анхус этими словами дает понять, что его благорасположение к Давиду не безусловно и требует подтверждения конкретными действиями. 28 сделаю тебя хранителем головы моей. Т.е. телохранителем особо доверенным лицом. 28 И умер Самуил. См. 25,1 и ком. Саул же изгнал волшебников и гадателей из страны. Несмотря на то, что изгнание Саулом волшебников и гадателей полностью соответствует закону Моисееву ( Лев. 19,31 ; Втор. 18,11 ), этот поступок не может еще служить достаточным доказательством его ревности о соблюдении закона, поскольку подобные изгнания порой практиковались и языческими царями. 28 в Сонаме. Сонам располагался на юго-запад от Галилейского моря. В Сонаме был лагерь филистимлян накануне сражения на горе Гелвуе, на которой Саул и нашел свою смерть (гл. 31). на Гелвуе. В данном случае имеется в виду либо горная цепь, которая берет начало несколько южнее Сонама и пролегает вдоль восточного края Изреельской долины, либо одноименное поселение, расположенное в этой горной цепи. 28 и крепко дрогнуло сердце его. См. 17,11 и ком. 28 Господь не отвечал ему. Саул обращается к Господу, движимый не благочестием, а страхом (ст. 5), и потому, как и было в свое время предсказано Самуилом (8,18), Бог оставляет его обращение без ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава 11 Прибытие Товии в Ниневию 1–3. Приготовление к встрече с родителями. 4–9. Радостная встреча Товита и Анны с сыном. 10–14. Прозрение Товита. 15–18. Встреча Товитом Сарры и новое семидневное брачное торжество в Ниневии. Тов.11:1 И сказал Рафаил Товии: ты знаешь, брат, в каком положении ты оставил отца твоего; Тов.11:2 пойдем вперед, прежде жены твоей, и приготовим помещение; Тов.11:3 а ты возьми в руку и желчь рыбью. И пошли; за ними побежала и собака. 1–3 . В Синайском кодексе LXX ст. 1 названа местность, к которой приблизились путники – Рафаил и Товит с Саррою на пути к Ниневии: εις Κασερεν, στιν κατναντι Νινευ, no др. списку – εις Καισαρειαν. Но, конечно, здесь нельзя видеть какую-либо из Кесарий, явившихся лишь в пору римского владычества. Равным образом о поставленном в Вульгате ст. 1 имени Снагап нельзя видеть известного из истории Авраама месопотамского города Харрана ( Быm. XI:31 , сн. Толков. Библия т. I), к юго-вост. от г. Едессы, впоследствии входившего в состав царства Ассирийского ( 4Цap. XIX:12 ; Толков. Библ., т. II), так как последний Харран лежал на северо-западе Месопотамии, след. на запад от р. Тигра, тогда как местность, упоминаемая в кн. Товита (XI:1), лежала во всяком случае к востоку от Тигра (сама Ниневия лежала на восточном берегу Тигра, а Екбатаны и Раги мидийские были еще далее на восток). Без сомнения, здесь имеется в виду какая-либо местность, неизвестная переводчикам книги (может быть, Kisiri при канале реки Косера – Husur, см. у проф. Дроздова, с. 507–508). Тов.11:4 Между тем Анна сидела, высматривая на дороге сына своего, Тов.11:5 и, заметив, что он идет, сказала отцу его: вот, идет сын твой и человек, отправившийся с ним. Тов.11:6 Рафаил сказал: я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза; Тов.11:7 ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя. Тов.11:8 Анна, подбежав, бросилась на шею к сыну своему и сказала ему: увидела я тебя, дитя мое,– теперь мне хотя умереть. И оба заплакали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XX Иез.ХХ:45-49. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! обрати лице твое на путь к югу, и произнеси слово (stilla) на юго-запад и пророчествуй на лес поля полуденного, и скажешь лесу полуденному: слушай слово Господне: так говорит Господь Бог: вот Я зажгу в тебе огонь, и он сожжет в тебе всякое дерево зеленеющее и всякое дерево сухое: не погаснет возженное пламя и будет пожжена им вся поверхность от юга до севера. И увидит всякая плоть, что Я, Господь, зажег его, и он не погаснет. И сказал я: ах, ах, ах, Господи Боже! они говорят о мне: „не притчами ли говорит он?» LXX: И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! утверди лице твое на Феман и воззри на Даром, пророчествуй на лес, вождя Нагева, и скажет лесу Нагева: слушай слово Господне: так говорит Господь: вот Я зажгу в тебе огонь и пожрет он в тебе всякое дерево (lignum) зеленеющее и дерево сухое. Не погаснет возженный огонь и будет пожжена им вся поверхность от юга до севера, и узнает всякая плоть, что Я, Господь, зажег его; он не погаснет. И сказал я: нет, Господи, Господи: они говорят мне: „не притча ли то, что он говорит?»     Что означает обрати или утверди лице твое, об этом мы выше подробно сказали. Ибо требуется утверждение лица и твердость чела, чтобы безбоязненно говорить то, что повелевается, в особенности когда возвещается бедствие всей массе народа. А что означает на еврейском языке Феман, Даром и Нагев и еще Нагев, вместо чего LXX перевели πηλιην (восток), это выражено в нашем переводе. Вместо слов: вождя Нагева, лучше стоит в еврейском: поля или страны полуденной. Ибо написано не sare, как полагали LXX, каковое слово означает вождя и старейшину, а sade, что собственно означает поле и страну; ошибка же возникла вследствие сходства букв далет и реш. Говорит же слово Божие под образом леса против Иерусалима, служащего жилищем зверей и лютых людей, что зажжет его и будут пожжены все деревья его, называя не те деревья (arbores), которые были лишены плодов, а дрова (ligna), как бы приготовленные для сожжения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

До Селевкийского порта по реке ходили лодки и небольшие суда, но трое путешественников предпочли живописную горную дорогу, которая тянулась среди рощ и источников. Римляне вымостили ее гладкими плитами для удобства прохождения караванов и продвижения войск. Не прошло и дня, как Варнава, Савл и Марк уже спускались к Селевкии, откуда, не мешкая, пошли к пристани, где теснились паруса и мачты купеческих кораблей; сообщение между Селевкией и Кипром было постоянным. Договорившись с хозяином судна, миссионеры вечером поднялись на борт. И вот удаляются за кормой горы побережья, озаренные закатом. Корабль, подняв паруса, выходит из бухты, беря курс на юго–запад. Так было положено начало долгим путешествиям «апостола народов». Едва ли, глядя в широкую морскую даль, он мог предвидеть,что ждет его впереди, едва ли мог вообразить свои странствия, во время которых он пройдет расстояние во много тысяч километров. И как? На утлых суденышках, на мулах, а чаще всего пешком, ночуя под открытым небом и на постоялых дворах, питаясь горстью маслин или лепешками, испытывая тысячу неудобств и опасностей. Впоследствии, оглядываясь назад, Павел будет вспоминать, как часто он был на краю гибели. — От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, три раза меня били палками, однажды камнями побили, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской, много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. (2 Кор 11: 24 — 27). Ничто не мешало ему мирно трудиться в Антиохии среди ревностных и любящих друзей. Но жребий был брошен; вера в свое призвание, воля, энергия, невероятная выносливость направляли Павла и помогали в течение двадцати лет вести такую жизнь. Он выбрал ее по велению Божию и по велению собственного сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Дорога на восток от Вифлеема приводит на поле, некогда оглашенное ангельским пением: Слава в вышних Богу. Здесь был храм, возведенный святой царицей Еленой; фундамент его и обломки колонн можно видеть до сих пор. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. Бет-Джала. Храм святителя Николая Чудотворца Тропарь святителю Николаю, глас 2 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая./ Отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. В двух километрах на юго-запад от Вифлеема лежит христианское селение Бет-Джала. В храме в честь святителя Николая находится пещера, где великий святитель и чудотворец подвизался в бытность свою на Святой Земле до своего архиерейства. Кондак, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. Величание Величаем Тя,/святителю отче Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас//Христа Бога нашего. Монастырь святого пророка Илии Тропарь святому пророку Илии, глас 4 Во плоти ангел, пророков основание,/вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный,/свыше пославый Елисееви благодать/недуги отгоняти и прокаженныя очищати.//Темже и почитающим его точит исцеления. Кондак, глас 2 Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/Илие великоимените,/вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,//моли о нас Единаго Человеколюбца. Монастырь основан в V веке в память того, что на этом месте отдыхал святой пророк Илия под можжевеловым кустом после Кармильского жертвоприношения. Ангел пробудил его, принес ему пищу и велел подкрепиться перед долгим путем на гору Хорив (3 Цар 19, 3–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

И потому слабые познания об истинном богослужении в их умах смешались с суеверными понятиями язычества. Из этого образовалась та смешанная религия, которая называлась впоследствии расколом Самарянским. III. Судьбы Иудейского царства после разрушения царства Израильского 1. Продолжение царствования Езекии – Исаия пророк 4 Цар.18:18–37; Ис.36; 2 Пар. 32:1–16, 18,19 По завоевании Израильского царства, Ассирийские цари не оставили своих видов на землю Иудейскую. Сеннахирим только что вступил на престол отца своего, Салманассара, в 14-й год царствования Езекии, как отправился в поход против Иудеи с многочисленным войском. Он стал брать, один за другим, укрепленные города Иудеи, чтобы, овладевши ими, со всеми силами подступить к Иерусалиму. Езекия в своей столице собрал совет. Решились засыпать все колодези в окрестностях Иерусалима, и близлежащим ключам дать направление внутрь города, где устроены были обширные водоемы; стены были исправлены и возвышены; заготовлено множество оружия. Но, зная, что силы необширной Иудеи не соразмерны с огромными средствами Ассирийской монархии, Езекия попытался было отклонить от себя опасность выкупом. Сеннахирим стоял под Лахисом, милях в семи или восьми на юго-запад от Иерусалима. Езекия послал к нему сказать: «(сознаюся), я виновен (в том, что не признал над собою власти Ассирийского царя). Возвратись от меня; я заплачу тебе дань, какую ни наложишь на меня». Царь Ассирийский потребовал 300 талантов серебра и 30 талантов золота 143 . Езекия прислал к нему все, что только мог собрать в своей царской казне и в сокровищнице храма; даже золотые листы, которыми он сам украсил двери храма, и вместе с самыми дверями, обратил в слитки, чтобы уплатить наложенный выкуп. Но Сеннахирим не удовольствовался этою данью; ограбивши Езекию, он двинул сильный отрад к Иерусалиму под предводительством Рабсака. Езекия приготовился к обороне. Вооруживши жителей, он поставил над ними начальников и, собравши их на площади у ворот города, начал говорить им: «будьте мужественны и тверды! не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним: с нами Некто несравненно сильнее, чем с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010