Не удалось извлечь искомое из базы (((

Находясь в Лавре, я имел духовное утешение совершить поминовение 19 ноября святителя Филарета (Дроздова) – по поводу 50-летия со дня его кончины. Вот если бы он был жив, тогда не нужно было бы долго задумываться над тем, кого выбирать в патриархи. Это был человек, который отмечен перстом Божиим и был вполне походящим для патриаршества. Не именуясь патриархом, он был на деле как бы патриархом Русской Церкви. Но всё же при нем патриаршества не было, оно восстанавливается при нас. Господь, по нашей немощи и по нашей духовной бедности, когда у нас нет такого человека, какими были прежде великие святые, нашел благовременным дать одному из нас духовный дар – патриаршество. Сознавая вполне всю свою скудость и немощность, патриарху нечего и думать о том, чтобы получить власть и господство над Церковью. Нет, ему это не по силам. Я говорил как-то в речи на Соборе, что мы должны искать не своей выгоды, не почета, не честолюбия, а иметь в виду пользу и благо Святой Православной Церкви. Это благо созидается общей работой всех, общим сотрудничеством. Как в живом организме каждый член должен быть на своем месте и содействовать общей работе всего организма, так и в церковном теле. И это содружество в работе мы видим на Соборе. Здесь каждый член Собора вносит в общее дело свою лепту, вкладывает кирпич в фундамент церковного здания. Я вполне надеюсь и на дальнейшую Вашу плодотворную работу по устроению Церкви Божией, верю в это и уповаю и от души молитвенно призываю благословение Господа на вас и на ваши труды. Акты С. 65–66. Слово, сказанное в храме Христа Спасителя в Москве перед началом новогоднего молебна Новогоднее слово 1(14) января 1918 г. Москва Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? «На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Молим вас, возлюбленные, беречь это наследие ваше и иметь его, как то было в святой литовской старожитности, оплотом Православия – под знаменем заповеди Господней: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Пишу и вам, братства. Святая Церковь переживает ныне бурные дыхания «врат адовых» и взывает к помощи сильных, опытных и крепких стоятелей за святую истину Христову и спасительную правду Православия. В деятельном памятовании о доблестях славного прошлого литовских братств в стоянии их за святую веру, «станьте же добре«, братчики, достойно звания вашего и ныне и «подвигом добрым» ( 2Тим.4:7 ) покажите, что спасительная слава братств западнорусских в судьбе Православия края принадлежит не прошлому только времени, что душа их жива и сила и оружия крепки и действенны и в настоящее лихолетье стада Христова. Пишу и вам, пастыри Церкви Литовской. Как сопастырь ваш, молю вас, усугубите ревность вашу в спасении Церкви Божией, «яко дние лукави суть« ( Еф.5:16 ), и близки к вам «волки лютые, не щадящие стада» ( Деян.20:29 ). Помните грозное слово Господне: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя... вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их« ( Иез.34:8.10 ). «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно... подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:2–4 ). Трудно нам, любезные сопастыри, при настоящих злых обстояниях пасение стада Христова. Но об этом нам надлежит не печалиться, а радоваться: ибо чем труднее борьба, тем славней победа и выше награда, – каковой да сподобит вас Небесный Пастыреначальник. В молитвенном единении со всеми вами пред Господом за Церковь Литовскую призываю на всех вас, чад сей Церкви, благословение Божие, – да мышца Господня укрепит вас в подвиге веры святой. Аминь. БС 6 С. 240–243. Воззвание перед сбором пожертвований 31 августа (13 сентября) 1918 г. Святая Православная Церковь с настоящего года лишена денежного пособия от государства, отняты у нее и все другие средства, какими располагала она для выполнения лежащих на ней обязанностей. Но Церковь надеется, что та щедрая рука православных, на трудовые копейки коих воздвигнуты многие тысячи храмов, школ, богаделен, приютов, и ныне, в тяжелую годину, не оставит ее без средств на издание книг Священного Писания , богослужебных и нравоучительных, на дело призрения старых и убогих, на обучение Закону Божию малолетних и просвещение еще сидящих во тьме язычества, на ограждение православной веры от врагов ее – сектантов, подготовление пастырей и архипастырей; она верит, что чуткое сердце православных откликнется на призыв о помощи, с которым Священный Всероссийский Собор и Святейший Патриарх обращаются ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Конечно, это дело долгих лет и многих лиц, но здесь важнее и нужнее всего дружная, любовная, совокупная работа архипастырей. Мне припоминается, как один из наших древних князей благодарил своих бояр и говорил им, что он строил города вместе с ними, ходил с ними в походы на врагов, творил суд и законы вместе. А бояре отвечали: «Ты – с нами, а мы – с тобою, государь». И вот подобная же совместная работа должна быть и у нас. Брат от брата помогаем уподобляется крепкому граду (см.: Прит. 18:19 ). Позвольте же мне принести вам глубокую благодарность за вашу братскую радушную трапезу, которая дорога по теперешним ценам, а еще дороже по любви, ныне оскудевающей среди людей, а вместе и просить вашу святыню простереть любовь свою и во предняя и помочь мне немощному в моем патриаршем служении своими молитвами, своими советами, указаниями, опытом и своим сотрудничеством в важном деле нынешнего церковного строительства. «Да будем союзом любве связуеми». Христос посреди нас. Патриарх Тихон БС 11 С. 448–449. «Плач Иеремии»: обращение к богомольцам г. Ярославля 19 сентября (2 октября) 1918 г. «Кая житейская сладость печали бывает непричастна?» Этого грустного оттенка не чужда бывает даже чистая неземная духовная радость. Так и настоящая наша радость молитвенного общения и свидания после почти пятилетней разлуки сочетается с горечью при виде разорения, постигшего град наш. Те же чувства испытываю, что и Иеремия, оплакивавший разрушение Иерусалима. Как одиноко сидит город, некогда многолюдный: он стал как вдова! Горько плачет он ночью, и слезы на ланитах его. Нет у него утешителя из всех любящих его. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник, все ворота его опустели, священники его вздыхают; девицы его печальны, горько и ему самому. Отошло от дщери Сиона все ее великолепие, и вспомнил Иерусалим во дни бедствия своего и страданий своих о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пишу, чтоб подкрепить душу. Умерщвленные мечом счастливее тех, которые умерли от голода. Они медленно истаевают; кожа их почернела, как печь, от жгучего голода, прилипла на костях и стала суха, как дерево. Дети просят хлеба, и никто не подает им, воду пьем за серебро, и дрова достаются нам за большие деньги. Воззри, Господи, на бедствие города и посмотри, как он унижен. Тяжки стоны его, и сердце его изнемогает. Все сильные его низложены, истреблены юноши, истоптаны девы, священники и старцы издыхают, разорены чертоги, разрушены укрепления, не пощажены и святилища. Это ли город, который называли совершенством красоты, радостью земли нашей? Руками всплескивают о нем проходящие и качают головою своею (см.: Плач.Гл. 1, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И вот Святая Церковь и Христовой притчей о блудном сыне, и словами святого апостола Павла желает предостеречь нас и научить правильному пользованию удовольствиями и правильному употреблению свободы. К свободе призваны вы, братия, но да не будет у вас места своеволию и произволу. Помните, что свобода ваша не должна быть поводом к угождению себе, но любовью служите друг другу ( Гал. 5: 13 ). Пользуюсь также настоящим нашим молитвенным собранием, для того чтобы сказать вам и прощальное слово свое. Вам, конечно, ведомо, что я отхожу от вас и со многими вижусь в последний раз. При таких обстоятельствах приходит мне на мысль трогательная первосвященническая молитва Христа Спасителя к Небесному Отцу… И вот настоящая, при отшествии моем от вас, молитва моя к Небесному Отцу та, чтобы Он соблюл вас в истинной вере и уберег от неприязни вражьей. Как нам не опасаться за малое стадо наше?! Мы сильны здесь только истиною, правою верой, но и сие не от вас, Божий дар ( Еф. 2: 8 ), об умножении которого в нас и надлежит просить Господа. Послания, слова и обращения Новогоднее слово 1 января 1918 года Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город, и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь… сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле ( Быт. 11: 1, 4–5, 7–8 )… Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его, напрасно рано встают и поздно просиживают (см. Пс. 126: 1–2 ). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочею нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (см. Откр. 3: 17 ). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плачь Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину…

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

290 «Общество Сторожевой башни весьма прямолинейно в осуждении христианства за учение о бессмертии души. Они верят, что это учение является отличительным признаком всякой ложной религии, ибо оно нелогично и не имеет основания в священном Писании. Но общество Сторожевой Башни учит этому! Это высказывание вызывает в Свидетелях Иеговы шок, когда они осознают,что именно их собственная организация виновна в этом же самом учении! Именно этому учению учит Общество относительно класса 1444000, – что эти люди с 1878 (позже с 1918) при смерти направляются на небо. Это учение ничем не отличается от заблуждающихся церквей христианского мира, которых они так сильно осуждают. Единственное различие в том, что это не случалось в течении 19 столетий! Однако Библия учит, что все умершие спят в своих могилах до последнего дня. Затем они воскреснут или в первом воскресении или, будучи нечестивыми, будут покоится до окончания тысячи лет». Е. Б. Прайс.Свидетели Иеговы. Церковь АДС. 1994. С. 92. 294 Очень важно заметить, что согласно этим словам Господа воскресение и праведников, и грешников произойдет одновременно, из-за одного и того же гласа Господа. Это прямое утверждаение отвергается и иеговистами (которые говорят, что люби будут постепенно воскресать во время 1000-летнего царства), и адвентистов, которые учат, что праведники воскреснут во время второго пришествия Христа, грешники во время Третьего Пришествия. «В день Своего Второго пришествия Христос поднял из могил умерших праведников в первое воскресение, о котором говорил Христос – «воскресение жизни». Теперь же произойдет другое воскресение, о котором говорил Христос. В книге Откровения также говорится об этом воскресении: «воскресение осуждения " » – пишут адвентисты (В начале было Слово… “Источник жизни”. Заокский. 1993.с.369.) 301 Который будет человеком, а не совокупностью отступнического духовенства, как думают иеговисты. 302 В представлении адвентистов Страшный Суд будет происходит следующим образом: «когда враги Божий окружат город, готовясь к нападению, Бог воздвигнет Свой великий белый престол. Когда вокруг этого престола соберется весь род человеческий – одни в безопасности внутри города, а другие снаружи, устрашенные присутствием Судьи – Бог приступит к окончательному этапу суда. Именно это время имел в виду Христос, когда сказал; «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» ( Лк. 13:28 ). Для того, чтобы привести в исполнение приговор суда, будут раскрыты книги записей. «И иная книга ракрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах» ( Откр. 20:12 ). После этого Бог огласит приговор». (В начале было Слово… “Источник жизни”. Заокский. 1993.с. 369.).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Страшное пророчество сбылось: преданный царём, власть имущими и иерархами народ смёл оставивших его с лица земли. Воистину это был бич Божий. «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её... Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. ...И будет сожжена огнём, потому что силён Господь Бог , судящий её» ( Откр. 18:6–8 ). 72 ...и нет надо мной господина Делаю, что хочу... – « " Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без Бога-то и без будущей жизни? Ведь это, стало быть, теперь всё позволено, всё можно делать?» – «А ты и не знал?» Всё будет позволено для каждого частного лица не верующего ни в Бога, ни в бессмертие своё» (Достоевский. 15, 29; 14, 65). 73 Мученичества, чтобы за Христа жажду этих страданий... – Идея необходимости страдания на пути ко Христу вряд ли была одной из определяющих в жизни Эрна и характерна именно для Свенцицкого. Мысль обратиться к епископам и авторство текста также принадлежали ему. Об этом говорят присущие его стилю выражения и хронология событий: у вернувшегося в Москву 25–26 января 1905 Эрна просто не было времени написать воззвание, а в последних числах января друзья уже были в Санкт-Петербурге. 74 Окружное послание (энциклика) – обращение архипастырей к народу в особенно важных обстоятельствах, требующих внимание всей церкви: о доблестях мучеников, появлении ересей, поместных определениях по догматическим вопросам (напр.: сщмч. Поликарпа Смирнского , свт. Фотия, Восточных патриархов в 1848). 75 Епископ Евлампий – Имеется в виду еп. Антоний (Флоренсов; 1847–1918), с которым друзья познакомились через П. А. Флоренского. Обстоятельства знаменательной встречи были также описаны на выступлении в МРФО 21 ноября 1905 (Свенцицкий В. «Христианское братство борьбы» и его программа. М., 1906). Ни малейших упрёков в искажении фактов доклад и брошюра не вызвали. 76 …я не верил в искренность его любви. – Описывая свой замечательный характер, еп. Антоний говорил: «А всё от того, что есть у меня одно качество.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   Научимся же вере, дорогие мои, в Церкви научимся жизни по вере от евангельского прокаженного! И отнимется от нас прокажение душ, и снимется расслабление тел, и тогда одухотворенными душами, всем существом своим мы потянемся к Сладчайшему Источнику жизни — к Богу и, преданно припав к Нему, услышим Его голос, любящий и зовущий: «Встань... встань от прокажения грехом, вера твоя спасла тебя...» И встанем оправданными, и останемся со Спасителем своим во веки веков. Аминь.     2 (15) декабря 1991 года Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!     «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9—11).    Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917—1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».    Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его «годиной лютой».    И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

История знает страдания и казни царей. Например, публичная казнь на столичной площади в Лондоне восставшими могущественного монарха Карла I Стюарта в 1649 году. Или скрытая, наоборот, от народа казнь последнего православного самодержца Николая II Романова в Екатеринбурге в 1918 году. И есть в таких казнях нечто величественное и страшное. Убивают царя... Но вот перед нами, собравшимися в этот воскресный вечер у Распятия, открывается картина священных Страданий Божественного Царя–Льва. Евангелист Марк, Страстное Евангелие которого мы только что слышали, показывает нам Страдания Христа как Страдания мучимого и казнимого Царя, символом которого является величественное животное лев – царь зверей. Св. праотец Иаков, умирая, благословил своих сыновей. Благословляя сына Иуду, он провидит грядущего Царя–Льва: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?» ( Быт.49:9 ). Почти через две тысячи лет на Голгофе люди видели, как распинают очередного человека, приговоренного к смерти. А богопросвещенный взор тайнозрителя воспринимает больше: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» ( Откр.5:5 ). В образе Льва видел Христа и пророк Ездра: «Лев, которого ты видел поднявшимся из леса и рыкающим... это – Помазанник» ( 3Ездр.12:31–32 ). Проникнем и мы к тайне страждущего и в Страданиях Своих побеждающего Божественного Льва. Тайну Страданий Льва–Христа прообразовал древний судья Израильский, богатырь Самсон. Силою Господа он растерзал однажды льва. А когда спустя несколько дней он пошёл посмотреть труп льва, и вот, рой пчёл в трупе львином и мёд. Он взял мёд и ел. И загадал загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое.» Сам же и разрешил её, ибо люди не смогли: «Что слаще мёда и что сильнее льва!» ( Суд.14:6–18 ). Но истинный тайный смысл загадки Самсона раскрылся только на Голгофе. Кто был сильнее Божественного умирающего Льва–Христа и что слаще спасения, вышедшего из Него, когда Он был растерзан?! Сей сладостный мёд спасения мог явиться только через смерть Божественного Царя–Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Лишь это небольшое число «помазанников» и является истинными христианами в интерпретации свидетелей Иеговы. В частности, именно с ними заключен Новый Завет («новое соглашение»); они являются духовными братьями и сонаследниками Иисуса Христа, а также приемными детьми Иеговы и послами Христа на земле; оправданы по вере 561 ; составляют из себя «тело Христово» и поэтому только они по праву могут вкушать от символов на вечере воспоминания; им обещан небесный рай в духовных телах, в отличие от «других овец», ожидающих упрощенную версию рая на земле 562 ; будучи царями-помощниками, они «вместе с Иисусом будут участвовать в уничтожении сатанинской мировой системы вещей. Затем они будут тысячу лет помогать направлять на человечество блага искупительной жертвы и таким образом поднимут людской род от падшего состояния к совершенному, которое было утеряно Адамом » 563 . У «помазанников» уже реализуются эсхатологические обетования. В 1918 г. в «небесных телах» невидимо началось их «первое воскресение», которое продолжается по мере их умирания 564 .  «Другие овцы» – это все остальные. Будучи названными так по притче Спасителя об овцах не из этого двора ( Ин. 10:16 ), они являются как бы духовными детьми «помазанников» 565 . Их называют и «великим множеством», которое не имеет помазания, но в белых одеждах стоит перед престолом Божиим и перед Агнцем ( Откр. 7:9 ). Не будучи сыновьями Иеговы, они становятся как бы друзьями ему 566 . На период тысячелетнего царства, а затем и в вечности им обещан рай на земле. Поскольку количество «помазанников» ограничено числом в 144 тысячи, их сейчас должно быть очень немного. Поэтому было изобретено учение о замене Иеговой отпавших «помазанников» на «других овец», однако оно не имеет библейского обоснования 567 . Оценивая доктрину о разделении христиан на два класса, следует сказать, что она не имеет основания в Библии. Господь провозглашает единство всего народа Божия: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:20–21 ). Все спасаемые, т.е. верные христиане, образуют в себе тело Христово: Мы, многие, составляем одно тело во Христе ( Рим. 12:5 ). Единственное противопоставление, которое видно в Писании,– это противопоставление живущих по плоти и по духу ( Рим. 8:5 ): таковы же рожденные от плоти и Духа ( Ин. 3:6 ), душевный и духовный человек ( 1Кор. 2:14–15 ), духовно воскресшие христиане и сыны противления ( Кол. 3:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010