Кто же идет путем Иуды предателя? Тот, кто живет в суете ума, кто свою жизнь, свое мнение ставит выше Господа Бога и сам объявляет себя Господом Богом, тот, кто служит своим страстям, для кого день наслаждений – высшее благо. Таковой второй раз распинает Христа Спасителя и идет путем Иуды предателя. Кто же идет путем апостолов, путем в Гефсиманию? Тот идет путем в Гефсиманию, кто плоть свою распинает ради Христа, тот, кто исполняет Его святую волю, кто Его желает больше всего на свете, это тот, кто сораспялся и живет в благочестии, тот, кто говорит: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение! ( Фил.1:21 ). Это тот, кто, подобен апостолу Петру, споткнувшись, опять кается, такому конец – вечная жизнь, которую Сам Христос Спаситель обещал любящим Его. Дорогие братие и сестры, когда Господь Иисус Христос закончил Свою речь о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Его и о том, как надо жить, чтобы быть последователями Его, то многие оставили Его, говоря: Жестоко есть слово сие, и кто может его послушати? Тогда Господь обратился к ученикам и сказал им: Не хотите ли и вы отойти? Тогда апостол Петр с пламенною верою, от лица своих апостолов и всех верующих, воскликнул: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:60,67–68 ). И вот, дорогие мои, в это тяжелое время, когда так жестоко ополчилось неверие, можно сказать, гонение на Христа, будем Ему верными, не отступим от Него; и всегда, чтобы ни случилось с нами в нашей жизни, будем готовы вместе с апостолом Петром сказать: Господи! к кому нам идти? И мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий, жить будет в наших сердцах. Да будет так! А теперь возблагодарим Господа за то, что Он вселился в наши грешные души и живет в них, и из глубины души и сердца воззовем к Нему: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» О всех братьях ожесточенных На утрени Великого Пятка 19 апреля 1918 года Вспоминается мне, как Христос Спаситель шел на казнь, спотыкался и изнемогал под тяжестью креста Своего... Множество народа окружало его и многие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали... Тогда Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: «Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, а плачьте о себе: ибо придет время, когда скажут: блаженны неплодные и утробы неродившие и сосцы непитавшие, если с зеленеющим деревом так поступают, то что будет с сухим ( Лк.23:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Та подошла к Святейшему и, слыша от него такую же просьбу, сказала: «Вам тяжело будет дышать, Ваше Святейшество». «Ах, так... Ну хорошо, не надо», – ответил Святейший. Затем немного уснул. Проснувшись, он подозвал келейника и сказал: «Пригласи доктора». Сейчас же было послано за доктором Щелканом, а до его прибытия пришли врачи лечебницы. Пришедший Щелкан стал на колени у постели Святейшего, взял его за руку и спросил; «Ну, как здоровье? Как Вы себя чувствуете?» Святейший не ответил. Щелкан держал руку Святейшего; замирающий пульс говорил ему, что здесь совершается таинство смерти. Он обвёл глазами присутствующих врачей, в знак того, что жизнь угасает, надежда на благополучный исход иссякла. Минута проходила за минутой. Святейший лежал с закрытыми глазами. После маленького забытья Святейший открыл глаза и спросил: «Который час?» – «Без четверти двенадцать». «Ну, слава Богу», – сказал Святейший, точно только этого часа он и ждал, и стал креститься. «Слава Тебе, Господи!» – сказал он и перекрестился. «Слава Тебе, Господи!» – повторил он и снова перекрестился. «Слава Тебе, Господи!» – сказал он и занёс руку для третьего крестного знамени [я ]... Патриарх всея России, новый священномученик за веру православную и Русскую Церковь , тихо отошёл ко Господу. В среду, 26 марта ст.ст. в 5 час. утра, когда вся Москва ещё спала, в карете скорой помощи, тихо и незаметно Патриарх всея России из лечебницы Бакуниных был перевезён в Донской монастырь. Останки почившего сопровождали: Высокопреосвященный митрополит Пётр [Полянский], епископ Борис [Рукин]. Много дум вызывает эта смерть и сопровождавшие её обстоятельства. Верно слово Спасителя нашего: «Аще Мене изгнаша и вас изженут, аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут; но сия вся творят вам за имя Мое» ( Ин. 15:20–21 ). И в судьбах Церкви, как и отдельных Её представителей, повторяется история земной жизни Господа нашего. Наш дорогой Святейший страдал за всех. Но как Христос был распят по требованию первосвященников и книжников, так и Святейший Патриарх больше всего страдал и пострадал от своих доморощенных первосвященников, фарисеев и саддукеев. Так и на Святейшем Патриархе Тихоне исполнилось предсказание пророка (Исаии): “Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни... Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих... и как овца ведён был Он на заклание... Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его” ( Ис.53:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Журнал Московской Патриархии. 1960. 8 Слово Святейшего Патриарха Тихона, сказанное в храме Христа Спасителя (в Москве) перед началом новогоднего молебна Новогоднее слово. Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: сойдём и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле ( Быт.11:1, 4–5, 7–8 ). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» – не напоминает ли это желание наших прародителей быть яко боги ( Быт.3:5 ), и единый дотоле язык смешался в разные наречия, и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают ( Пс.126:1–2 ). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих ( Апок.3:17 ). Вместо так ещё недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из неё одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока, как вдова, великий между народами князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простёр руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдаёт драгоценности свои за пищу, дрова достаёт за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подаёт им. Евшие сладкое истаевают на улицах, и воспитанные на багрянице жмутся к навозу ( Плач.2:1–2; 1, 1–2, 5, 10–12; 4, 4–5; 5, 2–4 ). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1989. 12. С. 106). Понимание Иоаннова критерия раскрыто в книге Трубецкого «Смысл жизни» и основано на месте из «Первого соборного послания святого апостола Иоанна Богослова»: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4, 2–3 ). Трубецкой так истолковывает этот критерий: «Апостол требует, чтобы Христос, пришедший во плоти, был для нас не только внешним откровением, но и внутренним переживанием; только через это внутреннее переживание мы можем распознать Духа Божия и духа заблуждения» (Кн. Трубецкой Ε. Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 188). О том же в 1923 г. писал Флоренский: «Если в области культуры мы не со Христом, то мы неминуемо – против Христа, ибо в жизни нет и не может быть нейтралитета в отношении Бога... Культура определяется в главнейших своих линиях и в малейших частностях установкою нашего сознания, то есть тою путеводною звездою, по которой распознаем мы свое место в жизни. Христианский мир во лит установить свое сознание на Христе, Сыне Божисм, во плоти пришедшем» (Священник Павел Флоренский . Записка о христианстве и культуре//Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 550–551).– 775. 196 Слова в квадратных скобках вписаны Флоренским карандашом в машинописный экземпляр. Основное определение символа Флоренский дал в работе «Имеславие как философская предпосылка» (1922): «Бытие, которое больше самого с е бя–таково основное определение символа. Символ – это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и, однако, существенно чрез него объявляющееся» (Священник Павел Флоренский . Соч.: В 4 т. Т. 3 (1). М, 1999. С. 257).–116. 198 В квадратных скобках приводится вариант машинописного экземпляра, который Флоренский правил, вероятно, не заглядывая в рукописный оригинал. В рукописном экземпляре машинистка не разобрала несколько слов и одно слово пропустила, другое напечатала ошибочно, что вынудило Флоренского делать правку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1700 Желудков и Любарский. Материалы переписки по литургическим вопросам см.: Желудков. Литургические. 1703 Антоний (Блум; 19.6.191404.08.2003). Родился в Лозанне в семье российского дипломата. Окончил биологич. и мед. ф-ты Сорбонны, был практикующим врачом. В 1939 тайно принял монашество. Участвовал во II мировой войне и франц. Сопротивлении. 1948 – священник в Лондоне. 1957 – еп. Сергиевский, с 1962 архиеп. Сурожский (с 1966 – митр.). В 19661974 экзарх патриарха Московского в Западной Европе. Активный проповедник. (БРЭ II. 71). 1706 1). Согласно определению Святейшего Синода от 23-го февраля9-го апреля 1909 г. за 1377, п. 1-ый литера. б. раздел. III дополнен следующим примечанием: «Епархиальный преосвященный может представить к утверждению в должности епархиального миссионера лицо и не имеющее высшего или среднего богословского образования, но известное своими обширными знаниями в миссионерской области и отличающееся в сем деле исключительными выдающимися дарованиями». 2). Синодальным определением от 2-го22-го декабря 1908 г. за 8713 разъяснено, что в случае необходимости в епархиях могут быть назначены несколько епархиальных миссионеров-проповедников с утверждения Святейшего Синода, по представлениям епархиальных архиереев (примечание в документе). 1710 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». 1711 Имеется в виду «Московское братство – Союз ревнителей и проповедников православия», созданное в октябре 1917 при активном участии наст. храма Василия Блаженного прот. Романа Медведя и ред. ж-ла «Благовестник» И. Борисова. Согласно уставу, братство должно было объединять православных христиан, ревнующих об освобождении и обновлении жизни церковной. К февралю 1918 при многих московских церквях были созданы отделения Братства, а его устав одобрен патриархом Тихоном. Братство организовывало лекции, которые проходили в аудиториях Московского университета (Осипова. 197198).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Апостол Павел напоминает: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). В другом Послании он пишет, что «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим. 14:10 ). Отметим энергичность последнего выражения Апостола. Если выше святой Павел говорит: «мы воздыхаем» ( 2Кор. 5:4 ), мы «благодушествуем» ( 2Кор. 5:6 ), разумея только праведников, которым по отшествии из тела надлежит водвориться у Господа, то, переходя к идее всеобщности суда, он употребляет однозначное выражение: «все мы» ( Рим. 14:10 ), т.е. все, исповедующие имя Христово и прежде всего праведники, к числу которых принадлежал сам Апостол, входящий, кстати, по учению иеговистов, в «небесный класс». Итак, нет в мире ни единой разумной души, которая не предстала бы перед судом. У иеговистов же находим несколько категорий неподсудных: это 144 тысячи избранных персон («небесное правительство»), Адам и Ева и злодеи времен Спасителя, а также ныне отвергающие иеговистов. Рассмотрим центральное положение иеговистов о суде, основанное на словах апостола и евангелиста Иоанна: «верующий не судится» ( Ин. 3:18 ). Но если избегнут суда причисленные к «небесному классу», то, следовательно, всех остальных членов теократического царства придется причислить к неверующим? Известно: «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11:6 ). Причисленные к «небесному классу», «обладающие ныне» духовными телами для иеговистов – люди заведомо особой благодати. Между тем Священное Писание учит: «Не судите прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому похвала будет от Бога» ( 1Кор. 4:5 ). Слова Апостола «праведник не судится» иеговисты относят к «воскресшим из мертвых» в 1918 г. Но ныне живущие, причисленные к этой иерархии, пребывают уже в состоянии судного дня, а значит и на них должны распространяться и все следствия этого времени. Как видим, в учении даже об этой небольшой иерархии содержатся неразрешимые противоречия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части ( Дан. 8:8 ) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного «к югу и к востоку и к прекрасной стране» ( Дан. 8:9 ). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41–53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования. «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1 Макк. 1, 54). Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:14 ) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста» ( Дан. 8:14 ). «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев» 202 . Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169[п] по 164 г. (до Р.Х.) 203  Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий – нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев – прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха – 164 г. (до Р.Х.). А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: «отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Иеговисты отмечают, что в 20-й главе указано на временную последовательность Господних деяний. Мы, однако, не должны разделять их большими периодами во времени. Действительно, Господь духом уст Своих уничтожит Антихриста, после чего осудит на вечные мучения и диавола. Все это случится практически одномоментно при Втором Пришествии. Масштабы времени Господа и человеческого времени несопоставимы.   Следуя за событиями буквально, как они описаны, надо будет признать, что Армагеддон, изображенный Тайнозрителем в 19-й главе, должен, по схеме иеговистов, произойти до Второго Пришествия Спасителя, поскольку о том, что Господь связал диавола ( Откр. 20:3 ), сказано только в первых стихах 20-й главы. Раздел XI. О Страшном суде Судный день Христов, согласно учению иеговистов, уже наступил в 1918 г. С этого времени одна часть человечества пребывает в состоянии осуждения, а другая – оправдания. После того, как Господь вознесся на Свой Небесный престол, утверждают они, судимо все человечество 194 . Свидетели Иеговы отрицают посмертное воздаяние по делам человеческим, а вся земная жизнь человека, будь то праведника или великого грешника, для грядущей жизни в вечности не имеет ровным отчетом никакого значения. « Воскресшие не будут судиться по своим прошлым делам», – говорят они, извращая самые основы вероучения Священного Писания. Между тем учение о воздаянии на Страшном Суде находит свое подтверждение еще в Ветхом Завете. Праведный Экклесиаст наставляет: «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека, ибо всякое дело Бог приведет на суд, все тайное, хорошо оно или худо» (Эккл. 121, 14). На неотвратимость Господнего Суда по делам человеческим указывают нам Новозаветные Писания: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, – читаем мы у евангелиста Матфея, – и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф. 16:27 ). Только хула на Духа Святого не будет прощена человеку на грядущем судебном испытании ( Лк. 12:10 ). «Когда же придет Сын Человеческий… и поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня…Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим и напоили?.. И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:33–40 ). Таково воздаяние, уготованное праведникам за их ревность в делах добрых, неправедные же судимы будут за их немилосердие и нелюбовь к ближним ( Мф. 25:41–45 ). Иеговисты учат, что Второе Пришествие уже свершилось, но где и в чем выразилось исполнение этих обетований?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Старец Василий, выставляя этих деятелей духовных среди внешних обязательных дел, имел в виду расположить ревнителей благочестия к тому же роду жизни, в свое время. Не удастся ли и нам с вами, – заключает свою речь преосвященный Феофан, – подвигнуть кого-либо на подобные опыты духовной жизни?» (Письма о духовной жизни. Письмо 1). К сим словам и пожеланиям великих и благодатных мужей дерзаем и мы присоединить наше немощное слово и благожелание. Господь и наше спасение близки к нам. Сам Христос Спаситель так говорит: Се, стою у двери сердца каждого человека и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3:20 ). Почему бы каждому из нас, возлюбленные о Христе слушатели и читатели, не прислушаться к этому стуку и не отворить дверей нашего сердца для Господа и почему бы каждому из нас не вечерять с Господом?! О, буди, буди! Закончим нашу речь благожеланием святого апостола Иуды, брата Господня: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни ( Иуд. 1:2021 ). Послесловие Своим появлением на свет вторым изданием наши богословские чтения обязаны духовенству Полтавской епархии, которое на епархиальном съезде 10 июня 1908 года выразило свое желание иметь их при каждой из церквей епархии. Принимая это пожелание в смысле признания выраженных в наших чтениях положений, мы радуемся духовной радостью. Молитвенно напутствуем нашу скромную книгу, да поможет она посильно делу духовной жизни по разуму и опытам наших богоносных руководителей. Протоиерей Иустин Ольшевский Церковность Под таким названием с 1911 по 1918 год выдающийся миссионер Русской Православной Церкви, пламенный проповедник и ревностный пастырь священномученик Иоанн Восторгов издавал в Москве газету. «Мы называем нашу газету тем именем, – писал отец Иоанн в первом номере ее, – которое для нас всегда особенно дорого, а в настоящее время – дорого по преимуществу. Вера есть святая святых нашей души; она необходима, естественна, неистребима в нашем сердце, она для души то же, что дыхание для тела. Никогда не было и никогда не будет времени, и не может быть такого времени, когда 6ы люди, все и по всей земле, оставили веру и стали бы безбожниками. Поэтому-то, по причине того, что потребность веры нельзя в человеке окончательно подавить, а можно только временно ослабить, и притом не во всех людях, а только в некоторых отдельных их группах, – по этой-то причине всегда после некоторого упадка веры всегда бывает ее оживление и подъем. Такие именно дни мы и переживаем теперь...»

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

«Тихая душа вместит слово премудрости» (Лествица, ел. 24, ст. 10). «Жалеть надо всякого человека, а не дышать на него злобой» (Св. Иоанн Кроншт. Моя жизнь во Христе, т. II, стр. 77). 220. Какие душевные пороки противоположны кротости и ею истребляются? Раздражительность. Гнев. Злопамятство. Мстительность. Первые два имеют свойство разжигаться и усиливаться, когда человек их не сдерживает, а проявляет и высказывает. Вторые – не могут насытить душу и порождают еще более тяжелые грехи. «Ибо гнев человека не исполняет правды Божией» ( Uak. I, 20 ). »Не может быть оправдан несправедливый гнев: ибо самое движение гнева есть падение для человека« ( Cupax. I, 22 ). 221. Бывает ли душевное возбуждение, похожее на гнев, но иной сущности и не богопротивное? Благочестивая ревность, когда человек возстает на защиту попранной святыни, открыто защищает веру и при этом укоряет хулителей Бога. Многие епископы, священники и верующие люди пошли этим путем до мученичества при кровавых гонениях на Церковь в России в годы 1918–1943 и продолжающихся скрытно поныне. 222. Что обозначает упоминаемый в Ветхозаветном Писанин Божий гнев и гневался ли когда Христос? Невозможно Богу приписывать человеческия качества. Слова Писания о гневе Всевышнего показывают, что нарушения Его закона влекут правосудную кару. Человеческий же гнев безсуден по природе, что было известно и язычникам. Излучающий правосудную милость Христос мог выразить с силою возмущение духа, когда потребовалось, например, остановить попрание святыни. " И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бичь из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков разсыпал, и столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Uoah. II, 14,15 ). Сильныя обличения Спасителем фарисеев все же выражали не гнев, а скорбь и укор: «И взглянув на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, сказал тому человеку...» ( Mpk. III, 5 ), то есть в минуту обличения Господь милосердствовал, совершая чудесное исцеление сухорукаго.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010