Приимите искреннюю благодарность за доставление изданных от Обители полезных книг. Прошу сказать О. иеросхимонаху Иоанну 28 благожелание мое: да подкрепляет его Господь в силах и совершает Свою силу в его немощах. Призывая на Вас и братию Божие благословение, есмь к Вам с истинным почтением и искреннею любовью Усерднейший слуга Никанор А. Варшавский. Апреля 30-го дня 1847 г. Варшава. Не таковы были отношения, к Оптиной Пустыни и ее настоятелю, Преосвященного Николая, почти 17 лет (1885–1851), управлявшего Калужскою епархию. Верно Промыслу Божию, угодно было сначала поддержать О. Моисея и укрепить его на месте настоятеля благосклонностью к нему Калужских Владык, а потом попущены были и в этом отношении скорби, которыя О. Моисей переносил с великим терпением и монашескою покорностью воле Божией. Преосвященный Николай, насколько нам известно, был вообще неукоризненным слугою Господним, но имел неосторожность доверять иногда слухам, без точной их проверки. Этим пользовались люди или точнее человек, стоявший близко к Преосвященному и нерасположенный к О. Моисею. Кроме доносов от братий Оптиной Пустыни, о которых мы скажем впоследствии, Преосвященный слышал наговоры и порицания действий О. Моисея и, может быть, незаметно для себя самого, переходил мысленно на сторону противников О. Моисея и стеснял его. Если и каждому домохозяину известно, то тем более начальнику монашеского общежития хорошо ведомо, как важно иногда присутствие в Обители и одного человека, способного к делу и благочестиво настроенного, тем более – присутствие нескольких таких лиц, служащих поддержкою для прочей братии. Знал это хорошо и Преосвященный Николай, но, тем не менее, брал многих таких людей из братства Оптиной Пустыни и перемещал их в други Обители, вопреки воле и взгляду на вещи О. Моисея. В один из своих приездов в Оптину Пустынь (в 1837 г), Преосвященный Николай спросил О. Моисея: кто у вас в Обители способен к казначейской должности? О. Моисей, подумав, отвечал: иеромонах Геронтий, Ваше Преосвященство. Так я его назначу строителем в Тихонову Пустынь, сказал Преосвященный и когда О. Моисей выразил сожаление об этом, Преосвященный добавил: «Или его, или О. Антония давайте». Последнее было конечно еще тяжелее для О. Моисея; за О. Антония вступился и Старец О. Леонид и решили отдать О. Геронтия. Преосвященный и назначил его в Тихонову Пустынь и приказал отпустить с ним несколько способных людей из числа братий. Тяжело это было для О. Моисея, тем более, что и сам О. Геронтий отнюдь не желал такого назначения и долго, упорно отказывался; но делать было нечего. О. Моисей опять подчинился воле архипастыря, стараясь видеть в ней волю Вожию и в Тихонову Пустынь, вместе с ее новым строителем Геронтием отправилась целая колония монахов из Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Причем познакомились с тамошними старцами иеросхимонахом Иеремею (духовником обители), О. Феофаном и учеником его Варлаамом (в схиме Вассианом). «Впрочем, О. Феофана мы уже знали: он еще прежде приходил к нам в пустыню погостить, а в этот раз сказал, что придет провести весь великий пост у нас. Мы сказали: «Добро пожаловать, милости просим». О. Феофан, уроженец Владимирсий, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Феодор Талунин». Жил первоначально в Софрониевой пустыни, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у Старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. «В крайнем нестяжании и кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов, он проходил с горячею ревностью. В продолжение первой и последней седьмицы великого поста не вкушал ничего; в прочие посты, принимал пищу на третий день. Так приготовляясь, постепенно, он, по ревности к подвигам постническим, решился наконец, вступить в великую меру вышеестественного подвига». «Придя к нам в пустыню перед началом Св. Великого поста (1819 года), он объявил мне, что намерен провести всю Св. Четыредесятницу без пищи: «я верую, говорил он, что не умру от поста. – Буди по вере Твоей», отвечал я, не смея, ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился у нас в прихожей; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, пред которым совершал свое молитвенное правило. И так, вступя в сей чрезмерный подвиг, О. Феофан положил не употреблять пищи и не ложиться спать. Сверх обычной вседневной службы, исправлял келейное правило, и правило его было большое – до 800 поклонов; он во время сего правила, чтобы не упасть от изнеможения, надевал особые нарукавники, привязанные шнурами к крючьям, на которых висела на стене икона, и так простаивал на молитве целыя ночи. Сверх того сам топил печку, помогал нам петь и постоянно виден был бодрым. Во весь пост он не вкусил ничего и только однажды в неделю употреблял воду, смешанную с уксусом, от сухости во рту.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Раздел II. К. 12. Ед. хр. 71; РГИА. Ф. 797. Оп. 28. Отд. 1. Ст. 1. Д. 44, 204; ЦГИАМ. Ф. 418. Оп. 25. Д. 311. Соч.: Катон Старший//РВ. 1857. Т. 12. 11. Кн. 2. С. 205-256; 12. Кн. 1. С. 445-492; То же, изм. загл.: О жизни и сочинениях Катона Старшего: Рассуждение, по греч. и лат. источникам. М., 1857; О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865; Из воспоминаний о поездке на Восток в 1860 г.//ДЧ. 1867. Ч. 3. Кн. 12. С. 174-184; Описание богосл. уч-щ на Востоке: Халкинского, Иерусалимского, Афинских//Там же. 1868. Ч. 3. Кн. 9. С. 1-17; Кн. 10. С. 66-71; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; О Лютеровом переводе Библии//ДЧ. 1871. Ч. 2. Кн. 8. С. 130-141; Заметка о соч. г. Алоизия Пихлера «История разделения Церквей»//ЧОЛДП. 1873. Отд. 2. 8. С. 436-442; Иеродиак. Палладий//ДЧ. 1875. Ч. 3. Кн. 10. С. 178-186; Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Поездка за границу//ДЧ. 1877. Ч. 2. Кн. 7. С. 339-365; О пустынножительстве в Рославльских лесах// Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882. С. 233-250; [Письмо к брату]//Братское слово. 1885. Т. 1. 7. С. 437-459; Письма к отцу//ДЧ. 1902. Ч. 3. 10. С. 226-252; 11. С. 386-392; 1903. Ч. 1. 1. С. 68-70; 4. С. 589-593; Ч. 2. 5. С. 33-38; Elder Leonid of Optina. Platina (Calif.), 1990; Elder Anthony of Optina. Platina (Calif.), 1994; [Письма к отцу, избр. соч.]//Правосл. немец: Иером. Климент (Зедергольм): [Сб.]. Козельск, 2002. С. 173-205, 215-381; Из переписки, 1856-1878//Рос. архив. М., 2005. Т. 14. С. 249-268; Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013. Ист.: Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 1. С. 280-283, 486, 528, 574, 694-698; Т. 2. С. 81, 83-93, 198. Лит.: Леонтьев К. Н. Правосл. немец: Оптинский иером. о. Климент (Зедергольм).

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Саровская Пустыня. Строитель иеромонах Исаия. Что сие свидетельство дано, и подписано рукою Саровской Пустыни Строителя иеромонаха Исаия, в том удостоверяю, находящийся в оной на пребывании Игумен Маркеллин. В том же удостоверяю Игумен Назарий Головин. У сего свидетельства Саровской Пустыни монастырская печать. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Явитель сего, Московской третей гильдии купецкой сын Тимофей Иванов Путилов, по данному ему вечному от Московского Купеческого Общества увольнению в монашество, находился в Брянском Успенском Свенском монастыре, добропорядочно и в монастырских послушаниях вел себя ревностно и честно. В уверение чего и дано сие за подписаниеем и приложениеем монастырской печати. Ноября 27-го дня 1810 года. Свенский Игумен Амвросий. 51-й. У сего свидетельства печать Брянскаго Успенского Свенского монастыря. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Дано сие, Орловской епархии из Брянской Белобережской Предтечевой Пустыни, Московскому купцу Тимофею Иванову Путилову в том, что он Путилов, с данным ему от Московского Купеческого Общества в монашество увольнением, находился по нижеписанное число в сей Пустыни честно и трезво и добропорядочно; возлагаемыя ему всякие монастырские послушания, проходил с усердием и неленостно. А как ныне, по имеющейся в нем благословной надобности своей, возжелал посвятить себя путешествием в губернский город Смоленск, для поклонения, из усердия своего, чудотворной иконе Смоленской Божией Матере. На что испросил себе благословение от Обители сей отправиться на некоторое время, с тем расположением, чтобы по исполнении своего удовольствия паки возвратиться в оную. Для того с подлинного увольнения его, оставшегося в Обители сей копия, сие свидетельство во уверение, как о добром его поведении и о нашем к нему благорасположении. Так и во всех ему, ежели, где случатся препятствующие случаи и выдается. За подписанием оной Пустыни Настоятеля и с приложением казенной монастырской печати. Ноября 30-го дня 1819 года. Вышеозначенной Пустыни Строитель иеромонах Моисей. 66-й. IV. Собственноручная записка О. Игумена Монсея

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Смерть преосвященного Николая, последовавшая в 1851 году, положила конец гонению, и с кончиной тогдашнего Калужского архипастыря темный горизонт Оптиной пустыни прояснился, на нем взошла звезда радости, – приезд на епархию преосвященного Григория II. По примеру Григория I, новый Калужский владыка оценил заслуги о. Моисея и благосклонно сочувствовал, и содействовал его трудам. Не только милостивым отеческим обращением, но и видимыми знаками своего благоволения почтил преосвященный Григорий многолетние труды о. Моисея. По представлению преосвященного, в 1853 году, о. игумен Моисей был возведен в сан архимандрита, а в 1859 году награжден орденом св. Анны 2-й степени, и мирно провел последнее десятилетие своих настоятельских трудов под покровом благочестивого святителя, понимавшего и ценившего его духовные заслуги, не только для Оптиной пустыни, но и для других обителей Калужской епархии. В течение этих последних десяти лет жизни о. архимандрита Моисея , Оптина пустынь снова делилась своей братией и с Тихоновой пустынью, куда назначен был в настоятели, по смерти о. Геронтия, сначала духовник Оптиной пустыни иеромонах Паисий, а вскоре после него – бывший уставщик Оптиной пустыни иеромонах Моисей. В 1857 году два иеромонаха Оптиной пустыни: Ювеналий Половцев и Леонид Кавелин , и один монах Александр Яновский были назначены членами духовной Иерусалимской миссии. Но все это совершилось мирно, без оскорблений для о. Моисея, и, по нравственному состоянию братии, равно как и по числу их, не было уже прежним ущербом для обители. Лишь напоследок дней отца архимандрита набежало небольшое туманное облачко, и то не от распоряжений владыки, с большим вниманием к старцу разрешившего недоразумение, но от некоторых нетерпеливых из братии. В течение его управления число всех братий увеличилось вчетверо; изменился состав их, изменилось и направление их к несомненно лучшему в духовном смысле. О. Моисей, имея в виду слова Спасителя: грядущаго ко Мне не изжену вон ( Ин.6:37 ), принимал в обитель всех вновь приходивших из мира с истинным желанием спастись. Не отказывался принимать в братство и успокаивать и старцев, почтенных священным саном, и довольно потрудившихся в других обителях. Так, при нем кончал дни свои в Оптиной пустыне о. архимандрит Мельхиседек, бывший наместник Александро-Невской лавры, а потом настоятелем монастырей: Ростовского Яковлевского, Спасского в Арзамасе, и Спасо-Евфимиевского Суздальского. Скончался он в 1841 году, 80 лет от роду, проведя в Оптиной пустыни 17 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь вернемся к старцу Макарию. Он в 1858 году принял пострижение в великий ангельский образ – в схиму. В конце августа 1860 года началась его предсмертная болезнь. 30-го числа старец причастился Святых Христовых Таин во время ранней обедни, и после этого игумен Антоний с шестью иеромонахами совершил над ним Таинство соборования, – по слабости сил отец Макарий при этом возлежал на одре. Все положенное пелось по просьбе старца великопостным напевом. По окончании соборования началось прощание старца с братией. Он просил прощения у всех, наделяя каждого образками, четками, книгами... 1 сентября прощались с отцом Макарием настоятель обители отец Моисей и его брат отец Антоний, 2-го приехали из Севского монастыря племянницы старца, инокини. Митрополит Филарет, узнав о болезни старца, прислал финифтяную Владимирскую икону Божией Матери и обещание усердно молиться о нем. Старец все более ослабевал. «Мати Божия! Спаситель мой!» – произносил он тихо с каждым вздохом. 5 сентября старца по его желанию из тесноватой келии перенесли в приемную и положили на пол. Здесь было больше воздуха. Кроме того, братия имела возможность хотя бы в окна поглядеть на уходящего своего наставника. Многие так и делали. И много было пролито слез... Старец допускал до себя врачей, но их действия были не во всем удачны. Он осенял себя крестным знамением, потихоньку стенал и все время молился. Отходную выслушал сидя. 7 сентября, в день предпразднства Рождества Богородицы, в 6 часов утра, отец Макарий приобщился Святых Христовых Таин в последний раз. После причащения он троекратно с воздеванием рук воскликнул: «Слава Тебе, Боже наш!». Через час его не стало. Отошла ко Господу его праведная душа. 10 сентября он был погребен после отпевания во Введенском соборе на монастырском кладбище справа от склепа покойного старца Леонида. Иеромонах Ювеналий (Половцев) , находившийся в это время в Иерусалимской миссии, так отвечал отцу Леониду (Кавелину) на полученное от него горестное известие: «Глубоко поразило меня письмо ваше от 10–12 октября. ...Не могу прийти в себя от скорби о кончине такой неожиданной, внезапной кончине святого отца нашего. Последнее письмо его ко мне было от 23 августа, а 7 числа сентября и его самого не стало!... Не могу себе представить скита без батюшки! Какая у вас теперь общая, глубокая, безотрадная скорбь! Кто может заменить незаменимого, полного такою всепокрывающею любовию, таким “горением сердца” о всякой твари!» 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тимофей не раз бывал у нее и впоследствии, между прочим, рассказывал, что видел у нее на стене кельи, акварельный портрет Императрицы Елисаветы. От этой духовно-мудрой старицы Тимофей и Иона получили наставления, соответствовавшие, тогдашним их потребностях. Насколько они пользовались ее расположением, можно заключить из того, что и по отъезду из Москвы они писали ей, и получили в ответ письмо, которое помещаем ниже в приложениях. Мать Досифея, видя в Тимофее и Ионе стремление к духовной жизни, направила их в Ново-Спасский монастырь, к тамошнему Наместнику иеромонаху Александру 5 и его духовному другу иеромонаху Филарету. Кроме устного рассказа о сем покойного О. Архимандрита Моисея , есть и письменное об этом свидетельство его же. 21-го марта 1859 года, писал он к строительнице Московского Ивановского монастыря М. А. Мазуриной, между прочим, следующее: «Известясь, что по промыслу Божию, предназначено Вашему особенному попечению, возобновление бывшего Ивановского монастыря, радуюсь и Бога благодарю. В этом благотворном деле для меня ближе всех душевная радость, потому что жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно-мудрая старица блаженныя памяти Досифея, послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания. Она ознакомила меня со старцами Александром и Филаретом в Ново-Спасском монастыре, где она и похоронена». Старцы эти были, весьма замечательные подвижники благочестия. Они находились в духовном общении с знаменитым Молдавским Архимандритом Паисием Величковским ; пользовались учением о внутренней христианской жизни, содержащимся в переведенных им писаниях Св. Отцов-подвижников, и сами были исполнены духовных дарований. Под руководством сих опытных духовных мужей более и более утверждалось благое направление Тимофея и Ионы. Они давно имели желание оставить всю суету мира сего, посвятить себя Господу Богу и проводить уединенную монашескую жизнь, но медлили, не видя возможности исполнить это желание. Наконец, когда зять их Козьма Дементьевич Крундышев в ноябре 1804 года поступил в Саровскую Пустынь и известил их о своем пребывании там, Тимофей и Иона, по совету О.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

4-е, § 6-й)». Преподобные Каллист и Игнатий пишут: «внимай тому, что мы говорим и искренно тебе советуем: прежде всего избери себе вместе с совершенным отречением (от мира), согласно священному тайноучению, и повиновение непритворное и совершенное, то есть, постарайся найти наставника и учителя необманчивого. Необманчивость же его да состоит в том, чтобы он представлял свидетельство своим словам из Священных Писаний и образ жизни его был согласен с изречениями Духоносных мужей, чтобы, при высоком разуме он был смирен образом мыслей и благ нравом, и таков, каким представляют нам учителя о Христе Богом преданные слова 10 . А кто захочет иначе жить, т. е. самоугодно и самовольно, без наставника, тот думает ли, что он может разумно проходить Божественное жительство? Отнюдь нет, (но будет) как скачущий по вскопанным местам (Гл. 14-я)». «Кто решится пойти неизвестным путем без верного проводника, или ввериться морским волнам без искусного кормчего? Или кто начнет учиться искусству или науке без учителя? А сему искусству искусств, сей науке наук – стезе, ведущей к Богу, глубочайшему мысленному морю, то есть жизни иноческой, которая уподобляется жизни ангелов, осмелится ли кто-нибудь начать учиться без наставника и кормчего, искусного и истинного учителя, и верить, что достигнет (благополучного) конца? – Такой, кто бы он ни был, поистине ошибается, и прежде, нежели начал, – уже ошибся, как незаконно обучающийся; равно как и напротив, повинующийся отеческим указаниям, прежде нежели пошел – уже достигнул конца. Откуда можем мы иначе узнать, как должно бороться с плотию? как вооружаться против страстей и демонов? ибо с добродетелями, как пишут, сплетаются и страсти и близки к ним. Откуда научимся, как должно обуздывать телесные чувства и душевные силы приводить в согласие, как на музыкальном инструменте? И еще: как можно будет нам различать Божественные внушения, откровения, и утешения, и Божественные видения от обольщений, засад, обманов и мечтаний бесовских? – И, скажем вкратце: как соединения с Богом и Богом совершаемых тайнодействий и таинств удостоимся достигнуть без тайноучения тайноучителем истинным и (духовно) просвещенным? Невозможно это.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

А архимандрит Ювеналий (Половцов) в одном из писем в 1863 г. призывал оптинского настоятеля иеромонаха Исаакия (Антимонова) не удерживать монахов в обители насильно и добавлял: «Насильно ведь мы никого не умиротворим. Времена крепостного права и для мирских прошли» . С другой стороны, высказывались иноками и более консервативные идеи: «Русский народ освобожден от крепостной зависимости. До сего дня он шел путем послушания и смирения; теперь — свободы и, по-видимому, без указания на необходимость сохранения за собой прежних христианских добродетелей» . С особенной болью в Оптиной пустыни переживали «тяжкую внутреннюю смуту» в стране. В летописи был отмечен «мрачный характер» 1905 и 1906 гг. Помимо собственно революционных выступлений в монастыре вызывали большую озабоченность «небывалые реформы освободительного характера» . Еще в начале 1900-х гг. в обществе и в Церкви обсуждалось возможное введение свободы вероисповедания. Летописец — монах Варсонофий (Плиханков) — от имени всей братии выражал глубокое возмущение подобными идеями, его беспокоила перспектива перехода русских людей в различные ереси «и даже» язычество, ислам и иудаизм . После реализации реформы в 1905 г. уже другой летописец (рясофорный монах Иван Полевой) ожидал усиления «течений, враждебных Православной Церкви» . Государственной думе в летописи Оптиной пустыни уделялось меньше внимания, хотя роспуск второго ее созыва в 1907 г. (вошедший в историю как «третьеиюньский переворот») вызвал явное одобрение . Хорошо известно, что Февральская революция 1917 г. была встречена большинством духовенства с удивительным подъемом: рушилась ненавистная синодальная система, открывалась дорога к свободному развитию Церкви, реформам. В епархиях стали стихийно созываться съезды духовенства и мирян, приветствовавшие Временное правительство. Даже многие архиереи с легким сердцем поддержали новую власть. Но рядовые монашествующие традиционно были самой консервативной группой в Церкви и проявили меньше политического энтузиазма.

http://bogoslov.ru/article/516173

Остаюсь любящий Вас Александр грешный Архимандрит недостойный. 18 Января, 1825 года. Г. Арзамас. Всечестный О. Игумен Моисей! Любезный брат о Христе! Неприятное писание Ваше, я получил 13-го числа текущего месяца. Сердечно благодарю Вас за память и любовь ко мне ветхому старцу; и я взаимно доселе радуюсь духом, что промыслу Божию угодно было исторгнуть Вас из рук Египтян и употребить к духовной жизни, которую благодатно Его продолжаете Вы теперь. О брате Вашем О. Антонии не скорбите много; он призван на дело Самим Богом для исполнения должности, возложенной на него провидением, Напутствуйте его молитвами. Время настоящей жизни пройдет скоро, и мы в свое время соберемся в одно сборное место для принятия по состоянию искомого нами. Отшедшего от нас брата иеросхимонаха (Архимандрита) Мельхиседека да упокоит Господь в обителях Отца Небесного. Он много перенес крестов, но кресты, какого бы рода они ни были, угоднее Богу нежели благоденствие. Это явно из примера многих Святых. Завещание его я читал со сладостью. О здравии моем можете судить по преклонности лет моих. Силы мои оскудевают; впрочем, пользуюсь совершенным зрением и слухом. – Теперь, имея от роду слишком 80 лет, твержу урок Искупителя нашего: «Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын человеческий». Прости, любезное чадо, и помолись обо мне зело любящем душу твою. Остаюсь по гроб мой усердный Вам, дряхлый старец Александр, Архимандрит недостойный. Мая 26-го 1841 г. Г. Арзамас. III. Три свидетельства, выданные Тимофею Путилову СВИДЕТЕЛЬСТВО. Объявитель сего, Московской третьей гильдии купеческой сын Тимофей Иванов Путилов с получаемым срочным паспортом находился для богомолья Тамбовской епархии в Саровской Пустыни более трех лет. В продолжении ж того времени, с прилежным вниманием старался всячески духовные обряды точно наблюдать. А через добропорядочное свое поведение заслуживал в общем нашем братстве доверенность, в отправлении монастырских послушаний, кои исполнял с усердным прилежанием. А ныне оный, чувствуя себя одержимым болезненными припадками, почему и имеет желание пребыть навсегда в духовной жизни, с тем еще, чтобы воспринять и самое монашество. Но как к достижение такового предмета настоит, в силу узаконений получить свободное увольнение, в таком случае, ежели Общество соблаговолит богоугодное сего намерение уважить, тогда, по желанию его, принять согласны мы, а потому во всем вышеписанном сие свидетельство и дано за подписанием моим и приложением монастырской печати. Февраля 2-го дня 1807 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010