В наше время поняли, что эта западная римская архитектура никогда не привьется у нас и стали возвращаться к тем древним церквам, в которых маливались наши деды. Возвратившись домой и пообедавши часа в 3, я отправился в Александро-Невскую Лавру, отстоял великое повечерие, которое было не весьма продолжительно, так как не было ни канонов, ни акафиста, и после того пришел к отцу наместнику, архимандриту Ювеналию (Половцеву) , с которым я не был еще знаком и тут познакомился. Он принял меня приветливо. На вид ему лет 40 с небольшим. По наружности он совершенный монах; речь умная, скромная, и из разговора видно, что он жил под старцами и многое от них усвоил. Наш разговор сперва шел довольно туго, но когда мы коснулись Оптиной пустыни, где он полагал начало, и старцев, отец наместник воодушевился и разговор наш стал гораздо живее. В то время шла речь в Святейшем Синоде о преобразовании всех монастырей в общежительные. Заговорив об этом деле, весьма близком для монашества, я ожидал, что встречу большое сочувствие в отце-наместнике, но, к крайнему удивлению моему, оказалось на деле совершенно иное, и он сказал даже, между прочим, что он считает устав общежительный не современным. Беседа наша длилась довольно долго, мы слегка возражали друг другу, но, впрочем, ни один из нас слишком не настаивал на своем мнении. В этот день я к владыке не являлся, так как было уже довольно поздно, и отложил до следующего дня. На следующее утро я снова поехал в Невскую Лавру. О внешнем виде скажу про Лавру, что она, по расположению и по наружности своих построек и церквей, не столько походит на монашескую обитель, сколько на какое-нибудь казенное заведение. Кладбище не находится в черте ограды самого монастыря, но окаймляет ее с северной стороны и дорогой, ведущей в монастырь, разделяется как бы на две половины, направо и налево, и обнесено каменной весьма невысокой стеной. Едва ли с каждой стороны есть по три десятины земли, и на всем этом пространстве близко теснятся один к другому пышные памятники. Я прошелся между рядами этих могил и читал надписи на мраморе и бронзе под гербами и княжескими, и графскими коронами, и подумал: «Сколько сильных и славных земли, которых посещение для Лавры было, быть может, торжеством и праздником: для них все были открыты двери, все склонялось перед ними, они умерли и прах их смиренно покоится вне врат монастыря!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В одно время, заметив его в истощании, я сказал ему: «Отче, ты очень изнурил себя». Феофан отвечал на это: «нет, Христос Спаситель излил всю свою кровь до последней капли, а во мне еще много найдется крови». Выдержав с Божию помощью, сей подвиг неослабно, он приобщился Святых Христовых Таин. Впоследствии, он ревновал паки на тот же подвиг, но от простуды заболел жестоким кашлем, и, постоянно оскудевая в телесных силах, отошел ко Господу 15-го июня, того же 1819 года. За несколько минут до кончины, я спросил его: «Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном?» – Он отвечал: «Я с радостью желаю разрешиться от жизни сей». И тут же стал кончаться; занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руции Божии. – Погребен в пустыне. Так закончил рассказ свой, о пустынной жизни О. Архимандрит Моисей . Сказание его, было тогда же записано с его слов одним иеромонахом и в первый раз напечататано в Домашней Беседе в 1862 г. – Возвращаясь мысленно к этой жизни старцев в лесу, нельзя не признать, что главнейшими событями в течение ее были: пострижение О. Моисея в монашество и прибытие к нему младшего брата его Александра, для водворения с ним на всегдашнее жительство. Александр сам стремился в монастырь и думал поместиться в Саровскую пустынь, но, получив в одном из писем к нему О. Моисея приглашение приехать к ним в пустыню, последовал этому приглашению и приехал в Рославльский лес 15-го января 1816 года. Тотчас же, одели его в послушническое платье, а после четырехлетнего искуса, 2-го февраля 1820 года, иеросхимонах Афанасий, постриг Александра келейно в монашество, назвал Антонием и поручил его О. Моисею, советами которого, Александр и прежде руководился. Но теперь был уже предан ему как восприемному отцу от Евангелия и во всю жизнь хранил к нему великое благоговейное послушание. Сам же О. Моисей, как мы видели, был пострижен в монашеский образ также келейно, тем же старцем Афанасием и поручен им от мантии другому пустынножителю О. Досифею. Обоих этих Старцев О.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Евангелия, благоговейный служитель Божественной Литургии. Оказывал исключительное, сильное впечатление на своих современников. Будучи инспектором С.-Петербургской Духовной Академии, увлек идеями восстановления патриаршества в России будущего Патриарха Тихона и митр. Антония (Храповицкого) . Митрополит Иоанникий (Руднев; 7/20 июня 1900) Киевский и Галицкий. Великий архипастырь, муж силы духовной, великий милостивец и благодетель. Приезжал в Оптину Пустынь к преп. Амвросию. Архиепископ Ювеналий (Половцев; 12/25 апр. 1904) Виленский и Литовский. Насельник скита Оптиной Пустыни, духовный сын преп. Макария Оптинского . После Оптиной Пустыни в разное время был членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелем Глинской пустыни, настоятелем Курской Коренной пустыни, наместником Александро-Невской Лавры, наместником Киево-Печерской Лавры и др. На всяком месте своего служения с большим духовным опытом и энергией устраивал монастырскую и церковную жизнь, запечатлевая на всем свет оптинского благочестия. Архимандрит Мефодий (1906), знаменитый настоятель Псково-Печерского Успенского монастыря. Старец, один из любимых учеников преп. Амвросия Оптинского . Архим. Мефодий привил старчество в своем монастыре. Его духовным сыном был великий старец Псковских Печор преп. Симеон (Желнин; 5/18 янв. 1960). Схимонах Иларион (1916). Автор нашумевшей на весь православный мир книги «На горах Кавказа», которая была издана на средства прмц. Великой Княгини Елисаветы по благословению преп. Варсонофия Оптинского , которому книга понравилась. Старец Варсонофий предупреждал, что читать ее надо с помощью опытного старца. Книга послужила поводом к появлению сильного церковного движения «имяславцев» и появлению серьезных разногласий в церковной среде из-за некоторой богословской неясности отдельных выражений. До сих пор не дана оценка книге соборным решением всей Церкви. Автор был связан с Оптиной через своего келейника схимонаха Венедикта, который одно время жил в Оптиной. Игумен Герасим (31 июля/13 авг.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

За время настоятельства М. (37 лет) в Оптиной пуст. во Введенском соборе были устроены 2 боковых придела с крытыми папертями, в старой братской трапезной освящена ц. во имя прп. Марии Египетской, над 2 одноэтажными келейными корпусами надстроены верхние этажи, возведены 7 братских корпусов, каменная ограда с 7 башнями, новый большой корпус братской трапезной, б-ка, гостиницы (8 корпусов), 2 конных двора с кельями, скотный двор, кирпичный и черепичный завод, вновь выстроена мельница близ мон-ря, появилось братское кладбище. На земле, дарованной мон-рю в 1853 г., заложен хутор для сбора сена и рыбной ловли. Разведены фруктовые сады, огороды. При вступлении М. в должность у обители было 197 дес. 1564 кв. саж. земли, в т. ч. 80 дес. леса, в год его кончины - 348 дес. 1464 кв. саж. земли, в т. ч. 188 дес. леса. При М. был увеличен штат мон-ря. 9 февр. 1857 г. имп. Александр II утвердил синодальное определение, согласно которому к монастырскому штату добавлены 24 вакансии (12 монашеских и 12 послушнических). Нек-рые насельники не одобряли активную строительную деятельность настоятеля и писали доносы на него в Калужскую духовную консисторию (см., напр.: РГБ. Ф. 213. К. 50. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт-301. Л. 5-9). Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Роспись св. врат Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Роспись св. врат Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Мастер Ю. Н. Захаров В 1856 г. Исаия (Путилов), навестивший брата, признавался: «...как счастлива Оптина обитель, что есть в ней мужи. В них же сердце и душа едины» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 169). Обладая духовным опытом, М. поддерживал в обители традицию старчества. Его духовником был прп. Лев (Наголкин), основатель старчества в Оптиной пуст. По словам Жития, М. «с любовью принял старцев и водворил их в своей обители», «лучше других понимал высокое значение и силу их благотворной деятельности», «с редким доброжелательством и беспристрастием содействовал трудам старцев всеми зависевшими от него мерами» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Иоанна Богослова служил ризницей. 14 апр. 1851 г. нижняя пещерная церковь Духовского собора была освящена во имя Виленских мучеников. По эскизам архиеп. Иосифа акад. И. Т. Хруцкий выполнил иконостас пещерной церкви. Святые ворота мон-ря. Фотография. 2003 г. Святые ворота мон-ря. Фотография. 2003 г. К нач. 1839 г. в В. м. жили 5 насельников. Архим. Платон (Городецкий), ставший в этом году настоятелем обители, перевел из костромских мон-рей в В. м. 3 иеромонахов, 4 иеродиаконов и 4 послушников. Указом Синода 2 янв. 1886 г. было учреждено отд-ние В. м.- Борунский муж. мон-рь Ошмянского у. В 1897 г. отмечался 300-летний юбилей В. м., 14 апр. состоялся крестный ход из всех храмов Вильны в мон-рь. При архиеп. Виленском и Литовском Ювеналии (Половцеве), ревностно заботившемся о монашеской жизни в епархии, число насельников В. м. возросло: к 1 янв. 1904 г. в штате обители состояли архимандрит-наместник, 9 иеромонахов, 3 иеродиакона, 5 монахов и 34 послушника. В 1913 г. в В. м. была открыта гостиница, на устройство к-рой Виленский архиеп. св. Тихон (Белавин) пожертвовал 2 тыс. р. 14 апр., в день памяти Виленских мучеников, число паломников, приезжавших в обитель, превышало 6 тыс. чел. После начала первой мировой войны духовенство В. м. несло дежурства на вокзале, перевязочных пунктах и в пунктах раздачи продовольствия, вместе с приходскими священниками окормляло 22 действовавших в городе лазарета. 25 сент. 1914 г. по пути на фронт В. м. посетил имп. св. Николай II Александрович , к-рому свт. Тихон и братия мон-ря преподнесли икону Виленских мучеников. В авг. 1915 г. указом Синода вместе с большинством правосл. населения Вильны в глубь России были эвакуированы также насельники В. м. По благословению свт. Тихона в мон-ре остались иеромонахи Савватий, Макарий и иеродиак. Никодим, хранившие обитель после прихода в город нем. оккупантов в 1-й пол. сент. 1915 г. 31 марта следующего года иером. Макарий был арестован, сослан в лагерь рус. военнопленных в Нойхаммер (Силезия), вскоре освобожден, но не смог вернуться в В.

http://pravenc.ru/text/158674.html

– Киевскую духовную академию со степенью магистра, был оставлен при ней бакалавром. В 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии. С 23 июля 1838 г.– инспектор Киевской духовной академии. 11 октября 1836 г. возведён в сан архимандрита. С 22 декабря 1838 г. – ректор Ярославской духовной семинарии. С 5 мая 1841 г. – ректор Казанской духовной академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря. 9 декабря 1851 г. хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых. При нем были открыты приходские школы и женское епархиальное училище. Содействовал изданию ‹‹Калужских епархиальных ведомостей», учредил братство святого Иоанна Богослова для ведения бесед с раскольниками. Будучи сам строгим подвижником, архиепископ Григорий любил и ценил подвижничество. 20 апреля 1869 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 13 апреля 1881 г.. в день Святой Пасхи]. 82 А иногда и несколько, смотря по обстоятельствам и нужде. Так, напр., в Оптиной пустыни было одно время два старца оо. Леонид и Макарий. «Бывало. – рассказывала одна духовная дочь о. Леонида и о. Макария, – говиришь с о. Леонидом, входит о. Макарий; а о. Леонид говорит ему: ‹‹Батюшка! Поговори-ка с нею – ей нужно тебе кое-что объяснить››. Или сидят он, как ангелы Божии. рядом, а мы стоим пред ними на коленях и двум открываем души свои, как бы одному и никогда не разделяли их и не делали между ними никакого различия››. Климент (Зедергольм) , нерм. Жизнеописание Оитинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. С. 34. 83 Определение старчества можно найти в след. книгах: Л. Кавелин (впоследствии архимандрит Леонид). Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни: С приложениями. Изд. 3-е. М.. 1876. С. 114: Ювеналий (Половцев) , архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Несмотря на богатую рукописную традицию (более 140 рукописей), сочинения П. Д. привлекли внимание издателей только в кон. XVIII в. Два его главных сочинения - «Увещание к собственной душе» и «Алфавитные слова» - вошли в состав первого (Θιλοκαλα. 1782. Σ. 555-695) и последующих изданий греческого «Добротолюбия». В этом сборнике по объему они уступают только сочинениям прп. Максима Исповедника . Поскольку П. Д. стремился систематизировать правосл. аскетическое учение, иногда его сочинения называют «Малым добротолюбием». Они должны были войти в дополнительный, 162-й том «Патрологии» Ж. П. Миня, издание к-рого планировалось в 1866 г., однако весь набор тома погиб в пожаре и издание не увидело свет. Критического текста сочинений П. Д. не существует. Скорее всего они сохранились в неск. редакциях. Изучение рукописной традиции позволит, с одной стороны, решить вопрос об авторстве и происхождении ряда небольших неизданных сочинений, приписываемых П. Д.; с другой - составить историю распространения 2 основных сочинений П. Д. в эпоху поздней Византии и в поствизант. период. Особого внимания заслуживает древний слав. перевод трудов П. Д., возникший в XIV в. в южнослав. среде (Сербия или Афон) и получивший распространение на Руси в XV в. (в т. ч. в виде выдержек и компиляций). Этот перевод остается фактически неизученным; в первую очередь, он важен с текстологической т. зр. В 1793 г. учениками прп. Паисия Величковского был издан отредактированный слав. перевод «Увещания...» и «Алфавитных слов» П. Д. в составе слав. «Добротолюбия» (Добротолюбие. 1793. Ч. 3. Л. 6-107). Он был осуществлен самим прп. Паисием Величковским еще до публикации греч. оригинала. В письме, адресованном Феодосию, архимандриту Софрониевой Молчанской пуст., прп. Паисий рассказывает о том, как он обнаружил на Афоне рукописи, содержащие сочинения П. Д.: направляясь с двумя монахами в скит св. Анны, он остановился в скиту свт. Василия Великого. Когда путникам готовили угощение, прп. Паисий заметил на столе раскрытую книгу с сочинением П. Д. (предположительно это было «Увещание...»), к-рую переписывал старец скита. Расспросив последнего, прп. Паисий узнал, что в скиту имеется др. рукопись, содержащая 24 алфавитных слова П. Д., которые прп. Паисий тщетно искал повсюду (Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. С. 214). В рус. переводе «Добротолюбия», выполненном свт. Феофаном Затворником (М., 1877-1889), сочинения П. Д. отсутствуют. Они были переведены на рус. язык в 1874 г. архим. Ювеналием (Половцевым; впосл. архиеп. Литовский и Виленский) и неоднократно переиздавались в Киеве и Москве. Рус. перевод осуществлен с текста греч. «Добротолюбия» (1782), при этом архим. Ювеналий использовал также какую-то рукопись, содержащую слав. перевод прп. Паисия Величковского. Язык перевода архаичный, в нек-рых местах греч. аскетическая терминология передана не совсем точно. «Увещание к собственной душе»

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Поистине невозможно. (Кал. Игн. гл. 15-я)». Относительно избрания наставника духовного преп. Исаия отшельник пишет: «Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, а на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностью, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих» 11 . Св. Иоанн Лествичник советует: «если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую лечебницу, то будь в ней как бы мимоходом; а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих, и когда от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее если найдешь между ними то, чего и должно искать, то есть врачевство против душевной надменности, тогда уже и приступи к ним и продайся на злате смирения, на хартии послушания (Сл. 4-е, § 94-й). – С радостию и страхом приступим к доброму сему подвигу: не будем бояться врагов наших, ибо они взирают на лицо нашей души, хотя сами и невидимы, и когда заметят, что оно изменилось от боязни, тогда сии коварные яростнее вооружаются против нас, зная, что мы устрашились. Итак, вооружимся против них благодушно, ибо с мужественным борцом никто бороться не смеет» (Сл. 1-е, § 22-й). Таковы советы святых Отцов подвижников, желающим отречься от мира и, в тишине монашеской жизни, стремиться к духовному совершенству и несомненно верному спасению души. Из этих изречений и советов мы видим, что желающий вступить в монастырь должен: 1) Прежде всего, много и усердно молиться Богу и просить Его помощи в этом деле. 2) Испытать себя: твердо ли решается на терпение всего прискорбного, до самой смерти? 3) Просить Бога от всей души, чтобы Он указал ему Обитель, как место подвига, и отца духовного – наставника и руководителя в жизни монашеской. 4) Спрашивать и узнавать, собирать необходимые о сем сведения от других людей, и 5) найдя искомое, предать себя в совершенное послушание своему наставнику, ибо эта добродетель – искреннее послушание – есть главная, необходимейшая и приносящая наилучшие плоды в жизни монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

После Преосв. Григория I на калужской кафедре были недолгое время Пр. Гавриил 1828–1831 г. и Пр. Никанор 1831–1835. Оба эти архипастыря, хотя и не были особенно близки к Оптиной Пустыни, но ценили в известной степени труды ее настоятеля. Преосв. Гавриил, как видно из дел монастырского архива, сначала благоволил к Оптиной Пустыни и ее настоятелю, но потом, вследствие наговоров, некоторых светских лиц, как рассказывают старожилы, и доносов непокойных людей из братий изменил свое расположение к О. Моисею и стал стеснять его, требуя на вступление новых лиц в Обитель и на другие действия настоятеля, согласия братий, (как будет сказано ниже). Определил в число братий Обители, без согласия настоятеля, священника села Косташева Ивана Захарова и исключенного из Калужской семинарии ученика Алексея Беляева и присылал в Оптину Пустынь немало подначальных, – эту язву монастырей. Тем не менее 8 февраля 1829 г. Преосвященным Гавриилом объявлена была О. строителю Моисею благодарность за попечение о поддержании благоустройства и порядка в Оптиной Обители, с напоминанием однако, чтобы он, по мере возможности, старался уплачивать монастырский долг. В том же году О. Моисей был определен членом в комитет по устроению зданий в Лихвинском Покровском Добром монастыре, а в 1831 г. ему объявлено было от Преосвященного Гавриила благословение за верное и успешное исполнение сего возложеннего на него поручения. В 1832 году О. Моисей определен был, тогдашним Епископом Калужским, Преосвященным Никанором, благочинным монастырей. Об отношениях последнего Преосвященного к обители может свидетельствовать письмо его к О. Моисею из Варшавы от 30 апреля 1847 г., по случаю посланных Преосвященному книг, изданных Оптиною Пустынью. Вот текста этого письма: Преподобный Отец Игумен Моисей! В бытность мою в Калужской епархии, я несколько раз посещал Обитель, вверенную управление Вашему, и всякий раз утешался ее благосостоянием, внутренним и внешним. С сим утешением, не перестаю вспоминать о Вас и Обители Вашей, перемещаясь из одной епархии в другую, и, зная благоразумие Ваше и опытность в управлении, представляю себе теперь Оптинскую Обитель в цветущем состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Потому мы и не приходим в совершенство и не получаем благодати, что не знаем – с чего положить начало духовной жизни, что составляет средину и конец ее, и в чем состоит существо и основание добродетелям, – пока не узнаем сего, до тех пор в одно и то же время трудимся и разоряем. О, человек! пойми же то, с чего начинается духовная подвижническая жизнь, откуда рождаются добродетели, и чрез что легко входят в нас страсти, и тогда скоро получишь душе своей просвещение; без этого же начала, ты как бы в море семя сеешь, и оно бывает погубляемо. Сообщил Р. П. А. Полуботко. О помрачении ума, т. е. нерассудительности Из «Кринов сельных» Паисия Величковского Помрачение ума происходит от страстей: от многословия, от суетливости, от безмерной заботы, от скорби, от мечтания, от объядения, от многоспания; часто и от бесов оно бывает, т.е. от смущений их, когда они приближаются к нам. От входа в нас сих страстей, душевное око наше закрывается, т.е. притупляется зрение ума; и он уже ничего духовного не видит и не имеет рассуждения, подобно тому, как кто-либо и здоровым телесным глазом не видит в темноте, но иной иногда спотыкается, а иногда и падает в яму; так и человек, имея потемненный ум, падает в яму различных страстей; унывает, мечтает, предается многому сну и совершенно забывает, что идет путем вечной погибели. Сообщил Р. П. А. Алексий Полуботко Како монах, свою волю творяй, отвержеся Христа, изступил из ума и погиб Повесть священноархимандрита Фотия, настоятеля Новгородского Первоклассного Юрьева Монастыря † 1838 г. Некто ученый, высокоумен будучи, иерей вдов вшел в монастырь и сделался монахом. Облекшись в черные ризы, не оплакивал свою грешную душу, веру стяжал к своему лживому уму и осуждал, что не добре живут все: себя же возвышал яко много знающа пред другими и велика; не учился смиренно кротости, терпению, не слушал отца, братии, рукоделия не имел, послушания не хотел нести: старался всех учить яко мало смыслящих, хотел быть вождем многих, наставником, отцом, читал книги еретические тайно и впал в заблуждения многа.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010