186. Павел Флоренский (1882-1937) – один из самых необычных русских мыслителей, эрудит. Профессор Московской Духовной Академии, а с 1911 по 1917 – редактор академического журнала «Богословский Вестник». После революции он участвовал в качестве ученого специалиста во многих проектах, включая планы по электрификации Советской России ГОЭЛРО. Однако он отказался не только оставить свое священническое служение, но и отказаться от длиннополого подрясника, в котором он появлялся во время чтения лекций в школах рабочей молодежи, а также во время встреч с Троцким, Бухариным и другими. Его пастырская и богословская деятельность неизбежно сначала стала неофициальной, а затем и тайной. В 1933 году он был заключен в концентрационный лагерь. Там он отказался от предложения правительства Чехословакии начать переговоры о его освобождении (предложение было сделано по просьбе русских интеллектуалов, находящихся там в изгнании). Приговор был выполнен расстрельной командой, однако обстоятельства и дата его смерти установлены лишь в 1989 году. – Герман Гольц, «Он защищал Логос, чтобы победить Хаос: смерть Павла Флоренского (1882-1937)» в ReligioninCommunistLands , том 18, (1990), стр. 343-353. Набросок темы, которая станет одной из основных в этом трактате, а именно метафизика иконы, датируется уже 1912 г. Данные о различных вариантах окончательной версии трактата в аннотированном критическом издании Дунаева: А.Г.Дунаев, Иконостас (Москва: Искусство, 1995) (далее Ик оностас ), стр.23; стр 154, прим. 1; стр.162, прим. 31; стр. 167, прим. 68. Сразу после публикации данной статьи появился первый английский перевод Дональда Шихана и Ольги Андреевой: Pavel Florensky, Iconostasis (Crestwood NY: SVS Press, 1996). Иконостас . Богословские труды, Москва. Только отрывок из «Иконостаса», взятый в 1950-х годах из рукописи и затем опубликованный в этом издании, позднее (до 1966 года) был опубликован на английском языке (Eastern Church Review, VIII 1976); о происхождении этого отрывка см. Ик оностас – стр.20; для издания 1996 года, см.

http://bogoslov.ru/article/4284026

—207— 11/23 ноября 1897 года в помещении палаты господ и собрался четвёртый обычный протестантский синод для его заседаний. Кроме обычных дел по управлению и устройству протестантской церкви, в нынешний синод поступили ещё для обсуждения многочисленные предложения провинциальных синодов, из которых большая часть затрагивает довольно существенные интересы протестантства, а потому, думается, что не безынтересно познакомить с этим синодом и представителей православной церкви. Общий синод открыл председательствующий в общем синодальном управлении супер-интендант Гольцгойер молитвой и пением. За министерским столом заняли места: министр исповеданий Боссе, президент евангелического верховного церковного совета Баркгаузен, Бартш, вице-президент Пронст, Гольц и многочисленные представители евангелического верховного церковного совета. Королевский комиссар, президент Баркгаузен, приветствовал общий синод от имени правительства и е. в. ц. совета, наметил программу предстоящих занятий синода и закончил свою речь следующими словами: «Предадим на волю Господа устроять судьбы нашей церкви, на волю Господа, у Которого благословение на всё. Пусть наши работы служат к славе Его святого имени и к созиданию блаженства душ. Помоги Господи!» После этого был роздан членам синода печатный отчёт общего синодального управления для суждения о его деятельности в заседаниях общего синода, и, по окончании проверки полномочий, последовал выбор председательствующих в синодальных занятиях. Первым председательствующим был выбран граф Цитен, вице-президентом – суперинтендант Гольцгойер, секретарями – суперинтенданты Фöрстер, Альтгельт, Штрец и Дрозин. Президент сообщает, что он пошлёт известие Императору об открытии синода и приглашает собрание провозгласить троекратное «hoch» в честь Императора, дорогого защитника прусской евангелической церкви. Это приветствие и провозглашается. Вслед за сим образуются девять комиссий: финансовая, порядка занятий и устройства, петиций, пенсий, обучения, литургическая, приготовле-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По учению Фридриха-Галля, та или другая психическая способность связана с развитием той или другой мозговой извилины. Особое развитие той или другой мозговой извилины отражается на очертаниях черепа: оно производит те или другие выпуклости на черепе, которые и свидетельствуют о существовании тех или других психических особенностей данного индивидуума. Вследствие такого взгляда, Галль признал 27 центров в мозгу для 27 психических способностей. Это учение было дискредитировано на первых же порах появления, во-первых, тем, что многие воспользовались им для тех же целей, для каких существовала астрология и гороскопия, т. е. для угадывания судьбы человеческой и т. п.; во-вторых, последователи Галля увеличили ошибки своего учителя. Один, напр., из его учеников на черепе гуся показывал признаки всех умственных способностей и в том числе способность к музыке. Другой из его последователей число способностей довёл до 63. Теория Галля ещё при жизни его была опровергнута экспериментальными исследованиями Флуранса, знаменитого французского физиолога, который из всех своих опытов сделал тот вывод, что мозг представляет из себя однородный орган, и что не существует различных седалищ для различных способностей и для различных восприятий. Следовательно, мозг во всех своих частях функционирует одинаково, подобно печени, одна часть которой приготовляет и выделяет желчь так же, как и любая другая. Противоположность между теорией Галля и теорией Флуранса очевидна: у одного для 27 способностей существует столько же различных органов в мозгу, а для другого мозг представляет однородное целое. Кто же из них был прав? Этот вопрос нужно было решить современной физиологии. Ошибка теории Галля заключается в том, что предполагается существование строго определённых участков мозга, в которых локализуются те или другие функции, между тем, как есть очень много данных, которые противоречат такой строго определённой локализации. Больше всех для выяснения этого вопроса сделал немецкий физиолог Гольц, который сам произвёл очень много экспериментов для изучения вопроса о локализации умственных способностей 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dus...

…«стряпчий городничему живот укусил». — Об этом эпизоде упоминает чиновник в рассказе Щедрина «Приезд ревизора» (1857; «Невинные рассказы») 475 …статьи о мальчишках и об засиживателях новых идей… — Имеются в виду статьи хроники «Наша общественная жизнь», напечатанные в ноябрьском (1863 г.), январском и мартовском (1864 г.) номерах «Современника». 476 С яростию восстали Скрибов и Кроличков… — Речь идет о статьях «Цветы невинного юмора» Писарева и «Глуповцы, попавшие в „Современник“» Зайцева (см. выше). 477 …«Заграничное слово» прямо говорит, что вы это взяли из «Времени»… — О сходстве приведенных Достоевским цитат из «Объявления о подписке на журнал „Время“ на 1863 год» и мартовской хроники «Наша общественная жизнь» Щедрина писал Благосветлов в статье «Кающийся, но не раскаявшийся фельетонист „Современника“» (см.: Рус. слово. 1864. Отд. II. С. 71). 478 Позади бесцветная//Дней былых равнина,//Спят в ней безответные//Слезы гражданина… — Достоевский цитирует напечатанное в февральской книжке «Современника» за 1864 г. стихотворение И. И. Гольц-Миллера, начинающееся словами: «В сердце грусть тяжелая…». Писатель, по-видимому, намеренно заменяет в последней строке процитированного четверостишия слово «грезы» словом «слезы», высмеивая приверженность к последним в современной ему демократической поэзии. 479 …прочтите мой талантливый февральский фельетон в „Своевременном“… — Намек на статью хроники „Наша общественная жизнь“, напечатанную в февральской книжке «Современника» за 1864 г., где Щедрин писал о тяжелом положении народа в пореформенной России. В этой статье содержались сатирические выпады против запрещенного правительством «Времени» и идеологии почвенников. 480 …я сделал «новое — экономическое отношение»… — Достоевский в утрированном виде пересказывает далее следующие окрашенные горькой иронией строки, которыми Щедрин резюмировал свой подробный анализ полной лишений жизни русского мужика: «И потому, о москвич! ты, который с Плющихи или из-под Новинского поспешаешь на кабалистико-чревовещательный вечер на Спиридоновку или на юридическо-сиккофантское утро на Страстной бульвар, вспомни все изображенное выше и не торгуйся с ванькой, запрашивающим с тебя четвертак, не вынуждай его ехать с тобою за пятиалтынный, но действуй щедрой рукой и даже прибавляй пятачок на водку!» (Современник. 1864. Отд. II. С. 218). 481

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

было очень кратковременным. Так нужно полагать потому, что, во 1-х, основательное знакомство Иринея с восточной традицией предполагает его продолжительное пребывание на востоке; во 2-х, Ириней не был лично известен в Риме, так что, при посольстве его в Рим, к папе Елевферию, лионским исповедникам приходится рекомендовать его, как человека ему неизвестного, а между тем именно этот Елевферий состоял диаконом при папе Аниките 2190 в 50-х годах II в., к какому времени москов. манускрипт относил пребывание его в Риме. 04. Об образовании Иринея ничего неизвестно. Сам себя он рекомендует в предисловии к своему сочинению очень скромно, пиша своему превосходному другу (καντερος μν τυγχνων): «ты не будешь требовать от нас, живущих среди кельтов и имеющих дело большею частью с варварским диалектом, ни искусства речи, котораго мы не изучали, ни писательской способности, приобрести которой мы не старались, ни красивых выражений, ни увлекательности, которыя нам чужды“ 2191 . На основании этих слов можно подумать, что Ириней был совершенно чужд эллинского образования; между тем его же сочинение «против ересей“ изобличает его знакомство с греческими поэтами и философами; в частности он цитирует Гомера, Гезиода, Пиндара и Платона. Богословское образование Ириней отчасти получил у св. Поликарпа, и затем у «пресвитеров“, которых он называет непосредственными или чрез посредство других – учениками самих апостолов (против ер. II, 22, 5; 27, 1; – 32, 1; V, 5, 1, – 30, 1, – 33, 3; – 36, 1). Был ли он знаком лично с Папием, о котором очень часто упоминает, должно остаться неизвестным. Гольц доказывает зависимость св. Иринея от св. Игнатия и считает «несомненною прямую историческую связь круга идей обоих“, так что «линия Иоанн – Игнатий – Ириней несравненно яснее обозначается, чем чрез внешние свидетельства заверенная – Иоанн – Поликарп – Ириней“ 2192 .– 05. Присутствие Иринея на западе, в Галлии, можно с несомненностью констатировать в конце 70-х годов; но когда собственно он появился здесь и по каким мотивам – остается не выясненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Мысль эта была встречена общим сочувствием сначала в Англии, а потом и на континенте, и возник известный «Евангелический союз» имеющий своей главной целью установление мирных и дружественных отношений между различными протестантскими исповеданиями и сектами, а затем уже – заботу о бедных, больных и вообще всех нуждающихся в помощи – членах протестантской общины, безотносительно к их партии. Еще при самом своем основании «Евангелический союз» разделился на семь ветвей: 1) Великобритания и Ирландия, 2) Американские Соединенные Штаты, 3) Франция. Бельгия и французская Швейцария, 4) Северная Германия, 5) Южная Германия и немецкая Швейцария, 6) Британские владения в Северной Америке, 7) Вест-Индия. Господствующую роль на общих собраниях этого союза играл элемент пиэтистический, т. е. рассуждения и мероприятия, касающиеся вопросов нравственно-практической жизни и деятельного благочестия 77 . Основные вероучительные начала, исповедование которых обязательно для каждого члена «Евангелического союза», изложены в девяти пунктах, составленных на общем собрании его членов в Лондоне в 1846 году 78 . По принципу этого общества, члены его должны больше заботиться не о полемике с инославными и не о борьбе с различными церковными партиями, но работать в духе мира, единения и божественной любви. «Евангелический союз – заявляет председатель консистории в Берлине, профессор Гольц – дает убедительнейшее-де доказательство того благотворного общения веры и любви, которое различные вероисповедания внутри евангелического христианства связывает сердечными, взаимными узами и при различных столкновениях внушает чувство полного братского отношения» 79 . Оба вышеуказанные общества, т. е. как ферейн Густава-Адольфа, так и «Евангелический союз», так или иначе, но работают в интересах «евангелической унии» и содействуют ее успеху. В стороне от них стоит и иной дорогою идет другое, могущественнейшее и влиятельнейшее объединительное общество, так называемый «Протестантский союз ». Основанный в 1863 году, под председательством юриста Блюнчли в Гольдерберге и придворного проповедника Шварца в Готе, а окончательную организацию получивший в Эйзенахе в 1865 году, он поставил своей целью «обновление протестантской церкви в духе евангелической свободы и в согласии с культурным развитием нашего времени» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Фридрих II хотел стать в то же положение, в какое при конце своего поприща становился Карл XII относительно Петра Великого, уступая России все ее завоевания, с тем чтоб Россия помогла ему получить еквивалент в другом месте. Но что имел право сделать Петр I, раздраженный неприязненными поступками своих союзников, на то не имел права Петр III относительно союзников России в Семилетнюю войну. На одно имел он право – в случае сильных препятствий к мирному соглашению отказаться от своей доли вознаграждения от Пруссии, ибо хотя великодушие в политике обыкновенно не приносит плодов, но было бы удовлетворено чувство народа, нуждавшегося в честном мире, а не в лишнем клочке нерусской земли. Но сделанное Петром III глубоко оскорбляло русских людей, потому что шло наперекор всеобщему убеждению, отзывалось насмешкою над кровью, пролитою в борьбе, над тяжелыми пожертвованиями народа для дела народного, правого и необходимого; мир, заключенный с Пруссиею, никому не представлялся миром честным; но, что всего было оскорбительнее, видели ясно, что русские интересы приносятся в жертву интересам чуждым и враждебным; всего оскорбительнее было то, что Россия подпадала под чужое влияние, чужое иго, чего не было и в печальное время за двадцать лет тому назад, ибо и тогда люди, стоявшие наверху, люди нерусского происхождения – Остерман, Миних, Бирон – были русские подданные и не позволяли послам чужих государей распоряжаться, как теперь распоряжался прусский камергер Гольц. Прожили двадцать лет в утешительном сознании народной силы, в сознании самостоятельности и величия России, имевшей могущественное, решительное влияние на европейские дела, а теперь до какого позора дожили! Иностранный посланник заправляет русскою политикою, чего не бывало со времен татарских баскаков, но и тогда было легче, ибо рабство невольное не так позорно, как добровольное. И хотя бы такою страшно дорогою ценою куплен был мир? Но одна война кончилась для того, чтоб начать другую. Какую, зачем? Затем, что русский государь не мог решиться быть только русским государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И вдруг ему велят переменить политику, собственно говоря, велят переродиться, действовать заодно с французским посланником. Но мы знаем очень хорошо, что сделать это русскому посланнику в Стокгольме было страшно тяжко: ему нужно было бросить своих друзей и подчиниться французскому посланнику, который по своим средствам, теперь еще более усилившимся, не хотел и не мог уступить русскому посланнику равного с собою значения. Чем самостоятельнее, сильнее духовными средствами был русский посланник, тем тягостнее становилось ему его положение. Панин не вытерпел, протестовал; но мы видели, какой реприманд получил он за этот протест. Оскорбленный выговором, удрученный своим невыносимым положением, Панин приписывал все эти беды Шуваловым, их обвинял в сближении с Франциею. Скоро покровитель его, Бестужев, был свержен, что также Панин приписывал Шуваловым и Воронцову, которого и прежде считал своим врагом. Теперь Воронцов стал заведовать иностранными делами при помощи или, лучше сказать, под влиянием Ив. Ив. Шувалова; Панину не было возможности более оставаться на дипломатическом поприще, и он был отозван из Швеции. Но мы видели, что Елисавета не любила отнимать деятельность у людей, выдававшихся своими способностями и образованностью, и бывший посланник в Швеции получил важное место воспитателя великого князя Павла Петровича. Этото новое значение Панина, предполагавшее необходимо большое доверие к нему Елисаветы и в то же время приводившее его в сношения с Екатериною, которая не могла не сочувствовать ему как близкому человеку к А. П. Бестужеву, – это-то значение Панина и заставило Шувалова обратиться к нему по вопросу о возведении на престол великого князя Павла по удалении отца его из России. Обращение не имело последствий; Петр III вступил на престол и оправдал опасения тех, которые не ждали от его правления ничего хорошего. Панину было тяжело более других. Правда, к Франции последовало сильное охлаждение; но дело шло не о французских отношениях, когда внешнею политикою России заправлял прусский посланник Гольц, а где дело делалось мимо Гольца, так это именно только там, где желания Гольца совпадали с русскими интересами, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

23. Гольц в своей монографии об Игнатии Антиохийском указывает на зависимость его от ап. Павла и св. Иоанна Б.: «что Игнатий,– утверждает он (s. 100),– в своем христианстве стоит под влиянием Павла, это ясно и видно на каждом шагу. Он не только свободно говорит словами его посланий, но в его писаниях отражается самый дух посланий Павла – I Коринф., быть может, также – Римл., Галат., 2 Коринф., и Филипп.“ Раскрытию и доказательству этой мысли Гольц посвящает около 19 стр. (100–118). Переходя к определению зависимости св. Игнатия от Иоанна Б., Гольц замечает: «мы постараемся прежде всего представить основныя черты христианства Игнатия, как мы их нашли (т.е. в 1-й части изследования 13–98), чтобы увидеть в них отражение Иоаннова духа. Это действительно есть образ мыслей 4-го евангелия – видеть непосредственно в плотском духовное, в историческом явлении непосредственно вечное, божественное, во временном – вневременное, в человеке Иисусе – Бога,– как это делает Игнатий. Чрез это подобным же образом определяется христология обоих: непосредственно чрез Христа оба познают Отца (s. 119)… Мы, след., находим у Игнатия не только весь образ мыслей, но и всю совокупность характерных черт евангелия Иоанна и посланий, также целый ряд сходств в отдельных, частных мыслях“ (s. 127) 2453 .– Поставивши Игнатия в тесную зависимость от ап. Павла и Иоанна, и найдя «игнатианское понимание христианства богатейшим, чистейшим и полным внутренняго достоинства“ (innerlich wert vollste – s. 151), Гольц задается вопросом (s. 151), у кого в последующее время имеет место такое христианство; продолжение прямой линии у апологетов Гольц решительно отрицает (ср. 150–151). Он находит, что «следы этого духовнаго течения в церкви совершенно теряются для нас на несколько десятилетий“... «Свое собственное дальнейшее образование получает воззрение этого епископа (т.е. Игнатия), который придавал такое большое значение единению с церковью Христа и апостолов,... в теологии антигностических отцов, в особенности Иринея. У него находятся прежде всего важнейшия основныя черты игнатианскаго образа мыслей в такой же довольно прозрачной концепции“ 2454 . Так, богословское положение Игнатия об οκονομα ες καινν νθρωπον 2455 Ириной усвояет и развивает дальше; им обоим вообще свойственен христоцентрический характер в образе мыслей и обще им реалистически-мистическое понимание спасения, которое приурочивается в цельном мировоззрении к личности Христа, причем особое значение смерти и воскресения не отодвигается на задний план. Вообще,– замечает Гольц 2456 ,– сродство в основных мыслях у Иринея с Игнатием столь значительно, что не может быть сомнения в прямой исторической связи двух кругов идей.–

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОЛЬЦ ГЕРМАН ГОТФРИД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Герман Гольц Герман Готфрид Гольц (нем. Goltz) ( 1946 - 2010 ), немецкий протестантский богослов, специалист по истории и богословию Дохалкидонских и Православных церквей. Родился 1 апреля 1946 г. в городе Гера ( Тюрингия ) в семье канатного мастера. С 1964 по 1969 г. изучал богословие, византинистику, востоковедение и славистику в университете им. Мартина Лютера городов Галле и Виттерберг . Православное богословие со специализацией в области истории и богословия Русской Православной Церкви изучал у проф. д-ра Конрада Онаша (ученика Н.С. Арсеньева , 1888-1977), основавшего вместе с проф. д-ром Куртом Аландом кафедру истории Православия (Institut fuer Konfessionskunde der Orthodoxen Kirchen). В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию в области греческой патристики о понятии иерархии у св. Дионисия Ареопагита . Работу издала проф. д-р Фэри фон Лилиенфельд. В 1975 был рукоположен в сан евангелического пастора в Галле . В 1979 году завершил в Галле докторскую работу, - исследование в области славяно-русских переводов Corpus areopagiticum , материал к которой был собран в 1978 году, по приглашению Московского Патриархата, в рукописных архивах Москвы, Ленинграда, Киева и Троице-Сергиевой Лавры. С 1981 руководил кафедрой истории Православия при богословском факультете университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттеберг). В 1981 г. основал «Галльский октет» - хор православного литургического пения, певший в русской православной церкви св. Марии Магдалины в Веймаре и дававший духовные концерты в Германии, в бывшем Советском Союзе (в Минске, Жировицах, Киеве, Тобольске, Омске, Тюмени и др.) и в Израиле (в Иерусалиме, а также в русском православном монастыре св. Марии Магдалины на Генисаретском озере). В 1988 г., несмотря на сопротивление университетского руководства, организовал Международный симпозиум по случаю тысячелетия Крещения Руси, проходивший в Галле и в крепости Кверфурт.

http://drevo-info.ru/articles/16595.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010