Справочные издания 22 . Владышевская И. В., Сорокина В. Л. Русские святые, подвижники благочестия и агиографы: Словник-указатель. М. 1992. 143. 23 . Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых умерших в XVIII и XIX столетиях и список русских книг с 1725 по 1825 г. Берлин 1 (1876) – 2 (1880); М. 1908. 3. 24 . Денисов Л. И. Православные монастыри в Российской империи. М. 1908. 25 . Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империй. СПб. 1 (1890) – 3 (1897). 26 . Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь, или Сказания о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.) обще и местно чтимых: Справочная книжка по русской агиографии. СПб. 1891 ГУ, 220. 27 . Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ред. Лихачев Д. С. Вып. 1. XI – первая половина XIV в. Л. 1987. 494. Вып. 2. Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 1. Л. 1988. 516. Ч. 2. Л. 1989. 528. Вып. 3. XVII в. 4.1. СПб. 1992. 411. Ч. 2. СПб. 1994. 440. Ч. 3. СПб. 1998. 518. [СККДР]. 28 . Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб. 1877. 29 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. 2. [Библиографии и биографии авторов, сконч. до 1863]. 3 СПб. 1884. 1: 862–1720 гг. 273; 2: 1720–1863 гг. 278–511. 30 . [Эристов Д. А., Языков М. Л.] Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб. 1836. VIII, 16, 303. изд., испр., доп.: СПб. 1862. XII, 260. М. 1990. Каталоги печатных изданий 31 . Каталог изданий Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Козельск б. г. 8. [Изд. по 1911 г.]. 32 . Каталог изданий Свято-Троицкого монастыря. Джорданвилль 1989. 152. 33 . Каталог изданий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2 Сергиев Посад 1916. 16. 34 . Каталог книг, изданных Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем. 9 М. 1900. 40; 1909. 50. 18 М. 1915. 64. 35 . Каталог систематический (по дисциплинам) русских книг, находящихся в Библиотеке Ленинградской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Суббота, 22 октября С Мамой к «Знамению» и в лазарет. Снимались снова, так как в тот раз не вышло. Писала довольно много, разносила лекарства и помогала стелить койки. Уезжают в Крым наши: Павлов, Галахов, Богданов, Юргенсон, Люцидарский, Кикинадзе, Каменский, полк. Виноградов. Жалко, к ним так привыкаешь. Давыдову, как всегда, ежедневно перевязка. Черногорец – ничего. 2-й день курит и очень доволен. Гавриил завтракал. Днем по-вчерашнему гуляли. Довольно тепло. Снегу нет, 5 тепла. У Алексея 2 Макарова, Женя и Леля, со вчерашнего дня. Были все у всенощной. Гавриил обедал. 3 тепла. Ничего особенного вечером не делали. Из дневника Татьяны Николаевны Суббота, 22 октября Утром поехали две с Мамой к «Знамению», оттуда – в лазарет. Снимались в две очереди в гостиной, так как тот раз фотографии не вышли. После перевязала Сыробоярского, Богданова. Других – Мама. Снимались еще в трех других палатах. Сидела между с Володей в коридоре. После играла в блошки с Володей, Петровым и лейтенантом Гирсом. После лейтенант ушел и вместо него – князь Эристов. Потом простились с Володей. Так было грустно, он и 7 еще поедут сегодня в Крым, Богданов, Виноградов, Галахов, Павлов, Юргенсон, Каменский, Моцидарский. Завтракали с Папой, Мамой и Гавриилом. Днем гуляли. Мама – в экипаже маленьком. Читала. Пили чай с Папой и Мамой. Были у Всенощной. Брат Юзика по встрече. Обедали те же, что завтракали. После пошли проститься с Алексеем и маленькими Макаровыми, Женей и Лелей. Они к Алексею вчера приехали. Ночевали у нас, сегодня целый день были вместе и опять сегодня ночуют. Сидели внизу у Мамы. Работали. Аня была. Потом Папа пришел. Из дневника Ольги Николаевны Воскресенье, 23 октября Мы 2 к ранней службе в Нижнюю церковь , потом в – лазарет. Митю из окна видела. Писала, стелила койки. Делать было не много. В 12 часов уехали. Цвецинский и Дмитрий завтракали. Днем с Папой и Мамой гуляли. После чая у Алексея маленький кинематограф. Сегодня уезжают. Обедали семейно. После 10 часов Папа пришел и читал смешные истории Сладкопевцева. В 11.30 спать. Из дневника Татьяны Николаевны

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 ноября 1390 года архиепископ Феодор торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Святитель Феодор был хорошим иконописцем и для монастыря написал, согласно бывшему ему видению, икону Божией Матери. Икона эта прославилась многими чудесами и до последнего времени хранилась в Рождественском монастыре. Кроме этой иконы святитель написал и ещё ряд других икон, в том числе образ своего дяди – преподобного Сергия Радонежского и «Деисус на Болвановке у Николы святого». Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что игумен Феодор совместно с игуменом Сергием Радонежским написал два послания митрополиту: в июне – начале октября 1378 года и в конце 1384 – начале 1385 года. Кроме того, в 1386 году он, безусловно, принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена. Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. 28 ноября 1394 года архипастырь Ростова скончался. Архиепископ Феодор был причислен к лику святых ещё в XV веке, и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак святителю Феодору помещён в сборнике ГПБ, Кирилло-Белозерского собрания, 1083, 1476–1483). В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) даётся такой иконописный портрет святителя Феодора: «...подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст». Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 164. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 247–248. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 399.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кафедра в Чкондиди (Мартвили) Виссарион (Дадиани) митрополит Мингрельская С 23 июня 1829 года Кафедра в Мартвили Давид (Церетели) митрополит, бывший митр. без кафедры (Никоцминдский) с 23.06.1829 по 9.06.1834 на покое, с 7.08.1843 митр. Имеретинский Георгий (Кухулашвили) епископ, рукоположен с 19.05.1835 † 2.04.1842 Антоний (Дадиани, кн.) епископ, рукоположен с 14.02.1843 † 9.12.1852 Захария (Дгебуадзе, кн.) епископ, рукоположен с 8.09.1853 † 5.03.1854 Феофан (Габуния) епископ, рукоположен с 8.09.1854 † 1.06.1859 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Абхазский с 16.11.1859 по 19.05.1862 en. Горийский, викарий Карталинской епархии Виссарион (Чичуа, кн.) епископ, рукоположен с 1.01.1863 † 15.12.1864 (15.01.1865) Тарасий (Елиава Тариел) епископ, рукоположен 30.08.1865 † 4.01.1874 (с 1852 по 1864 год управлял епархией в разные периоды примерно по полгода 4 раза) С 16 мая 1874 года по 12 июля 1885 года Мингрельские епископы находились в подчинении Имеретинскому архиерею, Виссарион (Дадиани) епископ, рукоположен с 29.12.1874/12.01.1875 по 1.03.1886 еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии; † 4.08.1900 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийской и стала называться Гурийско-Мингрельская. Карталинская и Кахетинская митрополия (Католикосы-патриархи Восточной Грузии) Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) митрополит Кутаисский, рукоположен с 1740 католикос-патриарх Восточной Грузии с 1744 по 16.12.1755 отстранен от управления, с 1757 архиеп. Владимирский Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) католикос-патриарх Восточной Грузии, бывший архиеп. Владимирский повторно) † 1.03.1788 Антоний II (Багратиони) последний католикос-патриарх Мцхетский и всея Грузии с 1789 по 30.01.1811 на покое; † 21.12. 1827 с 8.07.1811 по 30.08.1814 переименован митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Имеретинский Мцхетская, Тифлисская и Карталинская (Грузинская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Мцхете и в Тифлисе Варлаам (Эристов) митрополит, экзарх Грузии и Имеретии с 30.08.1814 по 14.05.1817

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Так смотрят грузины на свою Церковь , но не так смотрят наши синодалы и те неверующие папасы, которые кроме лжи и неправды, относительно Грузинской Церкви, ничего хорошего не внесли в предсоборною коммиссию и ожесточили сердца грузин. Да будет народным насильникам Бог Судьею! «Все то, что принадлежит Грузинской Церкви даже бездушные сосуды и облачения, бессловесные стены тысячелетних храмов дружно вопиют в сердцах пока еще непоколебленных сынов многоплеменной Грузии словами апостола Павла: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело ( 1Кор.12:12 ), так и церковь . Возвращаясь к вопросу о разграблении русскими экзархами грузинских святынь, о коем выше была речь, не мало интересного находим в книге: «Правда об автокефалии Грузинской Церкви». В ней повествуется как товарищ статс секретаря, Звенигородский (коллекция которого ныне продается его наследниками за 1,200,000 р.) с карточкою экзарха, кир Палладия, разъезжал по грузинским монастырям и соблазнял монахов покупкой от обителей драгоценностей и как возмутились против этого Гелатские монахи. Ходил он и в алтари и там находил достопримечательности, давая за маленькие, припаянные к иконе Богородицы иконы по 1000 рубл., и даже больше. «Все русские экзархи были вне сил работать на пользу пасомой ими Грузинской Церкви в духе грузинских патриархов, так как в возрасте, в каком дается пост экзарха, даже самый гениальный человек способен лишь продолжать ту работу ума и мысли, в какой он привык в продолжение предшествующего возраста, а бывшие экзархи, до прибытия их в страну Картвельского народа, знали о грузинской Церкви и Грузии лишь в пределах того, что знает вообще Европа об этом народе и о его церкви. Чтобы быть действительным главою Грузинской Церкви непременно необходимо знание и основательное изучение грузинской богословской и духовной литературы, не только по одним печатным источникам, но и изучение рукописных трудов грузинских отцов». Невыносимо и безысходно положение Грузинской Церкви, если она не вырвет себя из узурпаторских когтей антиканонических ставленников Русской духовной бюрократии – русских экзархов. «Открыто и явно нигде не видно врага внешнего, – говорит г. Эристов-Шервашидзе, – но есть еще худший неотразимый враг, враг сей домашний враг, и он размножился по всему лицу маленькой Грузии, как мошки над виноградными выжимками и вот от этого внутреннего врага грузинская церковь серьезно погибает».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1091 году Стефан был хиротонисан митрополитом Киевским Иоанном (1091) во епископа Владимиро-Волынского. Будучи уже епископом и прибыв на молитву в созданный им монастырь на Клове, святитель Стефан удостоился чудесного видения Божественного света, исходившего от мощей преподобного Феодосия, которые покоились в пещере Печерской обители. Поспешив к месту этого видения, святитель узнал о решении игумена и братии Киево-Печерского монастыря перенести святые мощи преподобного Феодосия из пещеры в соборный храм обители. Святитель Стефан принял участие вместе с сонмом других епископов в торжественном перенесении мощей своего учителя и духовного отца, преподобного Феодосия. Прослужив в епископском сане три года, неизменно подавая пример кротости и милосердия, святитель Стефан преставился ко Господу 27 апреля 1094 года. Литература: Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. М. 1892, стр. 34–39. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Очерки из истории Православной Церкви и древнего благочестия на Волыни. – Житомир, 1878, стр. 55–60. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых: в 14 вып. Изд. 2. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 8, апрель, стр. 165–166. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их; в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 1, стр. 552–554. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М. 1880, т. 1, ч, 1, стр. 552. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 221. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902. –Т. 2. –С. 122. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 541. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов. М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 222. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 11, 1037.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Терюхин В. Село Короцко//Новгородские губернские ведомости. 1861, 39. Плавильщиков В.А. Роспись Российских книг для чтения из библиотеки. СПб., 1820, 1232, 1327, 1375, 1396, 1430–1431, 1442, 1458. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. – Владимир, 1901–1902, т. 2, ч. 2, стр. 212. Дестунис С. Жития святых. СПб., 1891, август, сентябрь, стр. 43. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 39, 51, 453, 457, 836. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 229–232. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1398. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 104. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 175, 818, 820. М-ский О. Предание о святителе Тихоне Задонском //Душеполезное чтение. 1865, 7, стр. 113. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 104. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 740, 833. Московский любопытный на 1776 год и на все высокосные лета, кроме простых, показующий числа или дни месяцов по старому и новому стилю. то есть греко-российского и григорианского, немцами и всею почти Европою употребляемого. Издал в свет Василий Григорьевич Рубан. М. Москвитянин. 1843, 4, Благодатная помощь святителя Тихона. СПб., 1874. Угодник Божий святитель Тихон Задонский как наставник и руководитель в делах вспомоществования бедным. СПб., 1876. Жизнь почившего в Задонске Тихона, епископа Воронежского. СПб., 1861. Жизнь святителя Христова Тихона, епископа Воронежского с присовокуплением избранных мест из его творений. М. 1961. Полный христианский месяцеслов: в 4 т. Киев. 1832–1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкови/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г. (приложение к журналу «Русский паломник»). – 1908, ноябрь. – С. 193. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – СПб., 1862. – С. 104–105. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 227, 228. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 555. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 63. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 22. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 699, 702, 723. Жизнь святителя и чудотворца Иннокентия, первого епископа Иркутского. – М., 1887; Томск, 1890. Повествование о Сибири. Латинская рукопись столетия, изданная с российским переводом и примечаниями Григорием Спасским. – СПб., 1822. – С. 73–78 (1817 г.). Исторические сведения о монастырях. – М., 1852. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; доп. т. 1. – С. 389. Иркутские епархиальные ведомости. – 1863, 3–12. Афонская летопись//Душеполезные собеседования. – 1911. – С. 376. Православный собеседник. – Казань, 1855, кн.З. – 1899, январь. – С. 123–132; март. – С. 370. – 1905, ноябрь. – С. 513–530, 550. – 1911, январь. – С. 127, 130. – 1913, февраль. – С. 122. Церковный вестник. – 1891, 33. – С. 517; 37. – С. 588. 1895, 31. – С. 986; 32. – С. 1020.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но наряду с этим христианское население края пользовалось весьма слабым административным вниманием; поставленное с этой стороны в параллель с населением магометанским, оно казалось даже как бы забытым и заброшенным. Обстоятельство это, прежде всего, отражалось, напр., в том, что в персонале осетин, награждавшихся сословными привилегиями при общем гражданском устроении края, или чинами, орденами, денежными субсидиями и т.п. во время пребывания на русской службе, во всех подобных случаях осетины-христиане попадались, как редкое единичное исключение; продолжаясь целые десятки лет, такое положение дел, выражавшее собою как бы пренебрежение к христианскому населению, послужило причиной довольно распространившегося между осетинами мнения, что христианство – религия «благородных», что никакие заслуги осетина-христианина не дадут ему прав на награды, отличия и вообще, милости русского правительства. Развиваемое и поддерживаемое лицами, заинтересованными в подавлении христианства, мнение это иногда приводило к тому, что осетины-христиане, ради успехов в службе, в просьбах и домогательствах у начальства и т.п., нередко изменяли своей вере и переходили в магометанство. По рассказам вполне компетентных очевидцев этого дела, в магометанство совращались тогда не только отдельные лица, осетины-христиане, но и целые группы осетинского христианского населения 94 . От прискорбного перечисления обстоятельств, неблагоприятно отразившихся на развитии Русского влияния и православия на Кавказе, перейдем к краткому обзору деятельности Грузинской церкви в деле восстановления православия на Кавказе и к изложению судеб Осетинской Духовной комиссии в последний период её существования. XVII. Бедствия Грузинской церкви, улучшение её положения со времени подчинения её Св. Синоду. – Католикос Антоний. – Первый экзарх Грузии Варлаам Эристов. – Дикастерия и преобразование её в грузино-имеретинскую контору Св. Синода. – Успехи магометанства среди племен Кавказа. – Предложение генерала Тормасова. – Восстановление Осетинской комиссии в 1814 г., её состав и содержание. – Деятельность Грузинского архиепископа Иоанна и Телавского Досифея для восстановление православия среди осетин. – Деятельность Осетинской Комиссии при экзархе Феофилакте и его преемниках. – Заботы комиссии о школах для осетин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

129. Боголюбский Н.» протоиерей. По предметам веры и жизни пастырские беседы и чтения. М., 1904. – 611 с. 130. Богословский М. , протоиерей. Приготовление к исповеди и благоговейному причащению святых Христовых Таин (Слова). СПб., 1861. – 165 с. 131. Богоявленский П., священник. Беседы на Символ веры . СПб., 1891. – 163 с. 132. Брояковский С., священник. Поучения и речи на всевозможные случаи из пасторской практики. СПб., 1904. – 460 с. 133. Брояковский С., священник. Сборник кратких поучений на воскресные и праздничные дни. Киев, 1908. – 286 с. 134. Булгаков С. , протоиерей. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. – 536 с. 135. Бурдалу. Избранные слова. В 3-х частях. Перевод с франц. СПб., 1821–1822. – (521 с.). 136. Бухарев И. , священник. Беседы пастыря на воскресные Литургийные Евангельские чтения. (Объяснение сих чтений с приложением вытекающих из них нравственных поучений). М., 1884. – 297 с. 137. Варлаам (Ксантий-Эристов), митрополит. Толкование Евангелий на Господские и Богородичные праздники с нравоучительными беседами. Пер. с груз. СПб., 1824. – 386 с. 138. Василий, епископ Можайский. Жизнь Пресвятой и Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии. (Душеспасительные беседы). Сергиев Посад, 1914. – 211 с. 139. Василий (Лужинский) , архиепископ. Слова, речи и архипастырские послания к Полоцкой епархии. С кратким очерком жизни и деятельности Преосвященного. СПб., 1866. – 352 с. 140. Веселовский М. Собрание слов на дни воскресные, праздничные, святых, дни высокоторжественные и катехизических бесед. СПб., 1859. – 134 с. 141. Ветелев А. , протоиерей, профессор. Божественная Литургия. (Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности). Вторая испр. и доп. ред. Москва – 388 с. Машинопись. 142. Ветелев А. , протоиерей, профессор. Сборник недельных (воскресных) поучений. Докторская диссертация. Т. 2. Загорск, 1960–1965 гг. – 228 с. Машинопись. 143. Ветелев А. , протоиерей, профессор. Сборник великопостных и пасхальных поучений (по Триоди Постной и Цветной). Докторская диссертация. Т. 3. Загорск, 1965. – 314 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010