11. Иногда на человека вдруг, без видимых причин нападает хандра и тоска. Впоследствии оказывается, что это был знак, что у него дома произошло какое-то несчастье: смерть родственника или друга или еще какой-то тяжелый удар. 12. Чувство крайнего отчаяния, направляющее мысли человека к самоубийству, есть ясный сигнал, что злой дух - дух уныния - завладел душой этого человека. 13. Радость - это тоже сигнал. Величайшие святые христианские утверждают, что когда человек истинно кается и горячо молится Господу, он чувствует в сердце великую радость и на душе теплеет. Они толкуют это как знак, что Господь простил тот грех, в котором человек в молитве раскаялся. Глава 13. Обычные события и явления природы как сигналы 1. То, что называют обычным природным явлением или нормальным состоянием природы, тоже, по сути, является сигналом. Когда солнце сияет и звезды мерцают в своих созвездиях на небосводе; когда жара, и снег, и дожди бывают в свое время; когда в семьях рождаются и растут дети; когда на полях зреет урожай; когда умножается скот и хозяйства богатеют; когда царит мир вместо войны и здоровье вместо болезней - все это есть знаки благоволения и благословения Божьего. И это ничуть не менее значимые сигналы, чем сигналы из духовного мира и сигналы необычных явлений природы, ужасных катастроф и из ряда вон выходящих случаев. 2. О том, что это знаки Божьей милости и благословения, свидетельствует Святое Писание. Вот как говорил Господь народу израильскому: исполняйте постановления Мои и храните законы Мои, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней... Я пошлю благословение Мое на вас (Лев.25:18-19). И в другом месте Библии читаем снова: если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, благословенны будут житницы твои, и плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего... пошлет Господь тебе благословение во всяком деле рук твоих... откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое (Втор.28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

15. БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ " И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется " святое " . За второю же завесою была скиния, называемая " Святое-святых " , имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорит подробно " (Евр. 9:1-5).   1. Доказав со стороны священника, священства и завета, что (ветхий завет) должен был окончиться, (апостол) теперь доказывает то же со стороны самого устройства скинии. Каким образом? Когда говорит о святом и святом святых. Святое есть образ прежнего времени, потому что там все соверши­лось с жертвоприношениями; а святое святых есть образ настоящего. Словом - святое святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: " открыл нам " , - говорит, - " через завесу, то есть плоть Свою " (Евр. 10:20). Впрочем нужно объяснить это место с самого начала. Что же он говорит? Кто " первый " ? Завет. " Имел постановление о Богослужении " . Что значит: " постановление о Богослужении " ? Знаки или постановления; как бы так говорит: тогда он имел их, а теперь не имеет, - и этим уже выражает, что (ветхий завет) отменён: " имел " , говорит, так что теперь он, хотя бы и оставался, уже не имеет (силы). Святое же людское ( " Святилище земное " ). Людским называет его по­тому, что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место, где стояли священники, где иудеи, прозелиты, назореи. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его людским ( κ οσμι κ ν, мирским); иудеи же не были мирскими. " Скиния первая " , - говорит, - " в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов " . Это - мирские знаки. " За второю же завесою " , - следовательно, не одна была завеса, но была завеса и вне (святаго), - " была скиния, называемая " Святое-святых " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его» (Мф 10:25)?     «Если терпим» (со Христом), «то с ним и царствовать будем» (2 Тим 2:12).     «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38).     «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2:10).    «Наставление Христианское» было написано святителем Тихоном во время пребывания его в Задонске, первоначально для некоего елецкого гражданина Ростовцева. «Наставление Христианское», или, как озаглавлено это сочинение в подлиннике, «Инструкция Христианская», первоначально состояло из 51 §§, но впоследствии святитель дополнил это сочинение прибавлением еще 10-ти §§ «О взаимной должности христианской». Краткие нравоучительные слова Слово первое. Об испытании самого себя     «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте».(2 Кор 13:5)     «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте».    Слава Богу! Все мы называемся христиа­нами, все мы исповедуем Единого Триипостасного Бога, Бога живого и бессмертного; все мы крестились во имя святой и единосущ­ной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; все мы веруем в распятого и из мертвых воскрес­шего Иисуса Христа Сына Божия, и в ознаме­нование этого, знаменуем себя крестом; все входим в Святую Церковь и молимся, и при­зываем, поем и славословим святое имя Бо­жие; все слушаем святое Божие Слово; все причащаемся святых и животворящих Тайн Христовых; все мы позваны к вечной жизни и небесному царству, и говорим в Символе свя­том: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Слава Богу за это и за все! Воис­тину преславны и великолепны Таинства хри­стианства, слушатели! Велико и преславно быть христианином!    Но осмотримся и испытаем себя, истин­ные ли мы христиане, по увещанию апостоль­скому: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы» (2 Кор 13:5). Ибо без веры христианин быть не может.    Показываем знаки христианства, как вы­ше сказано, но имеем ли внутри себя истин­ное христианство? Ведь все внешнее без вну­треннего — ничто, и внешние знаки без са­мой истины — ложь и лицемерие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!    Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям (еврейским), нося знаки победы (жизни над смертью), восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!    Общее воскресение уверяя — удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых; прежде Твоея страсти — прежде Своих страданий; воздвигл еси — Ты воскресил; тем же — поэтому; яко отроцы — подобно детям. Дети, наравне с взрослыми, встречали Христа с древесными ветвями и прославляли Его. Победы знамения носяще — нося знаки победы. Здесь под знамением, или знаками победы Иисуса Христа над смертью, разумеются ветви древес, с которыми мы стоим в храме. Вопием — восклицаем; благословен грядый во имя Господне — достоин прославления идущий во славу Господа.    Место погребения и славного Воскресения Спасителя находилось рядом с Голгофою, с юго-западной стороны ее. Теперь на этом месте находится величественный храм Воскресения Христова. Притча о злых виноградарях    Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии — Христа.    Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу.    «Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.    Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями.    Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же.    Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: «постыдятся они Сына Моего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В Послании к Евреям апостол Павел так определяет Слово Божие: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет (Евр 4:12–13). И вот Слово стало плотью. Господь явился в мир как воплощенное Слово. И принес в этот мир Свое Слово, которое мы теперь имеем в Евангелии. Это слово отождествимо с Самим Словом Божиим, с Самим Христом. Оно онтологично Ему Самому. Сам Господь пребывает в Евангелии. Это Слово действительно живо и действенно. Евангелие — это не просто напечатанные определенным шрифтом буквы, выстроенные в строчки, разделенные на стихи, на главы и несущие некую информацию, как мы привыкли относиться к книге. Это совсем не то, потому что никогда написанное автором не отождествимо с ним, даже если это автобиография. Никогда сотворенное человеком — написанное в книге, изображенное на картине или воплощенное в музыке — не может быть самим исполнителем, самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Богом как чудо пребывания Бога в Своем Слове. На это указывают даже некоторые моменты самого богослужения. Например, во время архиерейского богослужения архиерей снимает с себя омофор и митру, знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит. Когда на всенощной выносят Евангелие, мы прикладываемся к нему вместо иконы воскресения Христова, потому что это Слово Божие, воплощенное и воскресшее. Евангелию кадит священник, Евангелие мы целуем, когда Господь прощает нам грехи на исповеди. Евангелие в общем-то являет собой икону, образ Божий. И когда мы говорим о чтении Евангелия во время Божественной Литургии, о месте его в жизни христианина, оно может быть правильно определено как явление в этот момент Слова Божия, как присутствие на Литургии Самого Христа. 15.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

В самом деле, какое благо принесло с собой воскресение отроков, вызванных к жизни Илией и Елисеем; разве оно может сравниться с теми плодами, которые дарованы миру через воскресение Иисуса, после того как оно было возвещено и все поверили ему при содействии Божественной силы (δυνμει θε) ? . LIX. Считает он вымыслом также землетрясение и мрак. Но по этому поводу, насколько было в наших силах, мы дали уже свой ответ раньше 240 , когда приводили свидетельство Флегонта, по рассказу которого все эти события действительно происходили в те дни, когда страдал Спаситель. На дальнейшие же слова Цельса, что «Иисус во время Своей жизни не мог оказать Себе помощи, и только когда сделался мертвым, Он воскрес и показал знаки страдания и следы от гвоздей на своих руках», – мы ответим вопросом, что же это значит: «не мог оказать Себе помощи?» Если разумеется здесь помощь в добродетели 241 , то тогда мы положительно утверждаем, что Иисус Сам в Себе заключал такую помощь в достаточной степени (πνυ πρκεσεν). Ведь Он ничего не сказал и ничего не сделал такого, что было бы достойно порицания; напротив, (Он) на самом деле, «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его, безгласен» ( Ис. 53 7), и Евангелие свидетельствует, что Он уст Своих не отверз ( Мф. 26:62, 63, 27:12, 14 ; Мк. 14:61, 15:5 ). Если же Цельс данное выражение принимает в том смысле, что Иисус не мог оказать Себе помощи в вещах безразличных (μσων) и телесных, то тогда мы сошлемся на наше уже приведенное и основанное на Евангелиях мнение, что Иисус добровольно подверг Себя всем этим (бедствиям). Цельс на основании Евангелия, как мы уже видели, говорит дальше, что Иисус после Своего воскресения из мертвых показывал знаки Своих страданий и следы от гвоздей на руках Своих, и при этом ставит такой вопрос: «да кто же видел это?» Ссылаясь на Писание, в котором говорится, что очевидцем этих событий была Мария Магдалина, Цельс так клевещет на нее и говорит: «да, ведь, эта женщина, как вы и сами утверждаете, была наполовину сумасшедшая (προιστρος).» Так как, по свидетельству Писания, не только она одна, но также и другие видели воскресшего Иисуса, то ввиду этого иудей Цельса, изливая свою злобу также и на них, делает при этом такое замечание: «да, может быть, и еще кто (видел) из числа представителей волшебства!»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Господь постоянно подаёт знаки Своего присутствия в России и Своего промысла о русском народе. Но большинству народа эти знаки, что называется, «до лампы». Народ не понимает и не желает принимать тот факт, что личное благополучие человека напрямую зависит от его взаимоотношений с Богом. Люди готовы жертвовать своё время на что угодно - на развлечения, на дачу, на рыбалку, на футбол, на телевизор, на смартфон или компьютер с интернетом, но не для Бога. Наши усилия и наши труды не могут принести пользы в полной мере без участия Бога. Именно отсюда произрастают корни нашей бедности. В книге пророка Аггея сказано: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьёте, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесёте домой, то Я развею. - За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1: 6, 9). Вся Россия покрыта множеством полуразрушенных в ХХ-м веке Божиих храмов. А большинству народа до этого дела нет. Только Церковь с властями, да малые группы любителей-энтузиастов пытаются хоть как-то участвовать в восстановлении поруганных святынь. А народ отдыхает и развлекается. Вот если бы случилось народу привести «российскую власть» на суд ко Господу - что из этого бы вышло? Святитель Николай Сербский пишет о том, как фарисеи привели на суд ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии. Если Христос по милосердию скажет освободить её, то он нарушит закон и будет осуждён на смерть, а если скажет поступить по закону, то нарушит Свою заповедь о милосердии, о прощении и подвергнется посмеянию. А Христос стал чертить на земной пыли слова, которые обличали самих обвинителей: « М(ешулам) похитил церковные драгоценности - писал перст Господень на пыли; А(шер) совершил прелюбодеяние с женой своего брата; Ш(алум) ложно поклялся; Е(лед) ударил своего отца; А(марих) присвоил имущество вдовы; М(еррари) совершил содомский грех; И(оел) покланялся идолам». Святитель Николай заключает: «…Он, незлобивый Агнец Божий не помышлял о мести или смерти тем, которые готовили Ему тысячу смертей и которые больше хотели Ему смерти, чем себе вечной жизни. Господь хотел только их направить, чтобы думали о себе и о своих грехах. Он хотел напомнить им, чтобы под бременем своих беззаконий они не были строгими судьями чужих беззаконий. Только этого хотел Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заровнена, и написанное исчезло».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/30/vl...

Делаем ли мы все это, показываем ли мы чрез исполнение всех этих заповедей свою любовь ко Христу? Коротко спрошу: любим ли мы Бога и человека? Кто-нибудь удивится и скажет: «как же не любим? Посмотрите, как украшен этот дом Божий. Посмотрите, сколько усердием человеческим снесено сюда свечей для возжжения их пред иконами. Прислушайтесь к торжественно разливающемуся гулу нашего колокола, сооруженного на жертвы наших уважаемых благотворителей. Разве все это не знаки любви нашей к Богу»... Полно – знаки ли? Не чаще ли случается так: «Неправдовал человек чуть ли ни целый год, а пришел день праздника, – наш доброхот возьмет тут свечу побольше на свои лихвенные деньги, поставит ее пред чтимой иконой, да и думает: праведен я... Или иной наживет с грехом пополам капитал. Совесть мучит. Как быть? Солью колокол, решает богач неправедный... И колокол слит, и разносится гул его на десятки верст. Наслушаться не может богач звону своего колокола, не нахвалится им. А не догадается, что звон сей говорит чуткому уху? Не поймет он, что в звуках и раскатах его колокола слышны стон и стенания людей, обиженных им в разное время. И взывают они, эти звуки, ко Господу не о помиловании жертвователя, а об отмщении ему за разные его неправды». Невольно вспоминается при этом мне грозное слово Господне к еврейскому народу: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу (так как): ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенных, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь... Если же... будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» ( Ис.1:13–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/po...

Если предположить первое, то надо будет сказать, что тело Христово было положено в гроб обнаженным, и плащаница одним концом лежала под ним, а другим – над ним; и что сударь (отдельный головной плат) не лежал ни на лице, ни на голове. Только при этих условиях могло отпечатлеться естественным образом тело Христово на плащанице. Но думать так нам не позволяет Бвангелие. Св. Марк говорит: “Иосиф купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе” (15:46). И в Евангелии от Иоанна: “Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи” (19:40). Обратим внимание на это ценнейшее добавление евангелиста: “как обыкновенно погребают иудеи” ! Оно дает нам право сказать, что при погребении Христовом все главное, что нужно было сделать с Умершим, по обычаю иудейскому, было сделано: и благовония положены, и тело обвито плащаницею, и сударь был на главе Его, как об этом упомянуто у Иоанна в разсказе о воскресении Христовом: “Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб и видит одне пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте” (20:6–7). Чтобы для нас стало еще более убедительным все вышесказанное, сравним погребение Христово с погребением Лазаря. При погребении тело Лазаря было повито по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком (Иоанн. 11:44). Естественно предположить, что и тело Христово было повито плащаницею по рукам и ногам, и сударь не просто лежал на главе Его, но обвивал лицо и всю голову. Когда таким образом тело Христово было закрыто плащаницею и сударем, то отобразиться естественны м образом на одном куске полотна, как это видно на Туринской плащанице, оно не могло. И все таки это изображение, несомненно, Христово; и все знаки на нем – знаки страданий Христовых! Лик Христов царственно спокоен, хотя и носить следы удара по носу и глазу. Не только не хочется отвернуться от сего лика, носящего явные следы ужасного поругания, но чем больше смотришь, чем больше вглядываешься, тем глубже входит в душу мысль “Он язвен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши” (Исаия 53:5).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его (Мф 10:25)? Если терпим (со Христом), то с ним и царствовать будем (2 Тим 2:12). Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф 10:38). Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10). Краткие нравоучительные слова   Слово первое. Об испытании самого себя   Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. (2 Кор 13:5)   Слава Богу! Все мы называемся христианами, все мы исповедуем Единого Триипостасного Бога, Бога живого и бессмертного; все мы крестились во имя святой и единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; все мы веруем в распятого и из мертвых воскресшего Иисуса Христа Сына Божия, и в ознаменование этого, знаменуем себя крестом; все входим в Святую Церковь и молимся, и призываем, поем и славословим святое имя Божие; все слушаем святое Божие Слово; все причащаемся святых и животворящих Тайн Христовых; все мы позваны к вечной жизни и небесному царству, и говорим в Символе святом: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Слава Богу за это и за все! Воистину преславны и великолепны Таинства христианства, слушатели! Велико и преславно быть христианином! Но осмотримся и испытаем себя, истинные ли мы христиане, по увещанию апостольскому: Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор 13:5). Ибо без веры христианин быть не может. Показываем знаки христианства, как выше сказано, но имеем ли внутри себя истинное христианство? Ведь все внешнее без внутреннего – ничто, и внешние знаки без самой истины – ложь и лицемерие. Хвалимся все верой, но творим ли дела, сообразные вере, как апостол говорит всякому: Покажи мне веру твою от дел твоих (Иак 2:18)? Называемся христианами от Христа, но распяли ли плоть со страстями и похотями, как подобает христианам, верующим в распятого Христа, чему и апостол учит: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5:24). Чувствуем ли внутри себя то духовное радостное помазание, о котором писал св. апостол Иоанн (1 Ин 2:27)? Веруем в Евангелие, но достойно ли Евангелия живем? Исповедуем и призываем Бога истинного, но угождаем ли ему верой и чистой совестью, чего Он от нас требует? Слушаем святое Божие Слово, но внимаем ли ему и исправляем ли себя по его правилу? Причащаемся святых и животворящих Тайн тела и крови Христовых, но обновляемся ли мы от святого Причастия и созидаем ли в себе духовного, нового человека? Все это и прочее рассмотрим и осмотримся, как живем, какими пребываем, как мыслим, как говорим, как делаем, с каким сердцем к Богу, всевидящему, обращаемся и как друг с другом обходимся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010