1997. Ростов, 1998. С. 112–119; Дионисий “живописец пресловущий”. С. 178, 179. 44 (происхождение ошибочно связано с Ростовским Борисоглеб­ским что на Устье монастырём). 22 Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников. С. 123–131 (представлены митрополит Пётр, Леонтий Ростов­ский и Сергий Радонежский). 25 Подробнее см. Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси (“Спас в силах” в русской живописи XIV–XV вв.)//Византийский временник. Т. 57(82). М., 1997. С. 234–245. Рис. 3–6. 27 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Т. II. М., 1963. С. 54. 401. 28 Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Каталог выставки. М., 2004. С. 200. 20. 30 Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М., 1979. С. 305–307, 433. 17. 32 Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса. С. 142–149. 4, 5. 33 Осташенко Е. Я. Андрей Рублёв. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV – первой трети XV века. С. 292–295. 35 Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. С. 150–157. 6, 7; Осташенко Е. Я. Андрей Рублёв. С. 295–299. 38 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. С. 65. Илл. 166, 167. 39 См. Gengaro М. L., Leoni F., Villa G. Codici docorati e miniati dell’Ambrosiana: ebraici e greci. Milano, 1957. P. 77–98. Ill.: Tav. II–XX; Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Homilies of Gregory Nazianzenus. Princeton, 1969. 41 Подробнее см. Пуцко В. Г. Иконописные изображения св. Леонтия Ростовского: становление традиции//История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов-Ярославль, 1996. С. 53–62. 42 Мельник А. Г. Иконография ростовских святых. Каталог выставки. Ростов, 1998. С. 71–73. 49–51. 43 Подробнее см. Мельник А. Г. Ростовский вариант “Богоматери Боголюбской”//История и культура Ростовской земли.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

20-х - нач. 30-х гг. XX в. и на рисунке мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1960 гг. (частное собрание; см.: Там же. С. 88; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed.: Aldošina. [Jgväskylä], 2000. P. 39). Образ К. был помещен также на иконе «Собор святых града Владимира и области его» кон. 50-х гг. XX в. (вклад еп. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения) и на ее списках; он вводится в совр. изводы Собора Владимирских чудотворцев. Прорись с образом К. для Миней МП повторяет иконографию древнего покрова, вплоть до надписи на свитке (иконописцы прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина; см.: Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 175). После открытия Косминой обители по заказу игум. Серафима (Котенёва) в 2007 г. иконописцем Анной Масловой для вновь устроенного храма во имя К. с приделом свт. Митрофана Воронежского была написана парная икона этих святых, держащих модель мон-ря (см.: Настоятели. 2013. Обл.). Святые обращены вполоборота друг к другу, вверху - Нерукотворный образ Спасителя. Иконография К. восходит к его изображению на покрове, в правой руке - развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на свитке покрова. Икона имеет полукруглый верх; она поставлена между главным и придельным иконостасами и т. о. соединяет храмы во имя этих святых в единое целое. Лит.: Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского//ПКНО, 1978. М.; Л., 1979. С. 426-430; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455; Т. 2. С. 150-151; Щенникова Л. А. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря//Макарьевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7: Мон-ри России. С. 165-176; она же. Изображения прп. Космы Яхренского в лицевом шитье и на иконах//Кадашевские чт.: Сб. докл. М., 2014. Вып. 15. С. 246-265; она же. Почитание Св. Троицы в XVI ст.: Своеобразие изображений в Благовещенском соборе и в храмах др. городов//Московский Кремль в XVI ст.: Древние святыни и ист. памятники: Сб. ст. М., 2014. Т. 2. С. 57-110; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 229, 231-239; Ефимова А. И. Икона «Преподобный Косма Яхренский, с монастырем» из Владимиро-Суздальского музея//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 178-183; она же. Прп. Косма Яхренский//Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 372-375. Кат. 84; 20082. С. 420-423. Кат. 88; Настоятели Космина Яхренского Св.-Успенского муж. мон-ря XIV - нач. XX в./Сост.: А. В. Кукушкина, Ю. В. Фомин, Л. А. Щенникова. М., 2013. Л. А. Щенникова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский

http://pravenc.ru/text/2458773.html

705 Щенникова Л. А. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле//Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 21. С. 64–97: Она же. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля и т ворчество Андрея Рублева//Зограф. [Београд.] 1988. Т. 19. С. 63–71: Она же. Станковая живопись. С. 45. 48. 56–59: Она же. Иконографические особенности праздничног о ряда Благ овещенского собора Московского Кремля//Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация/ВНИИР. М.. 1990. Вып. 13. С. 57–126. Об атрибуции икон праздничного ряда как произведений Андрея Рублева см.: Осташенко Е. Я. Пространственные решения в некоторых памятниках московской живописи как отражение развития стиля в конце XIV – первой трети XV в.//ДРИ: XIV-XV вв. С. 68–76. 706 См.: Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконог рафии и смысл//Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М.. 1994. С. 45–68. Об иконог рафии «Спас в силах» см. также: Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси («Спас в силах» в русской живописи XIV-XV вв.)//ВВ. 1996. Т. 56 (81). С. 266–282. 707 См.: Щенникова Л. А. О некоторых литературных источниках иконог рафии «Спас в силах»//Макариевские чтения. Апокалипсис в русской культуре: Материалы III Российской конференции, посвященной Памяти Святителя Макария (6–8 июня 1995 г.). Можайск, 1995. С. 157–170: Она же. Деисусный чин со «Спасом в силах» (истоки иконографии)//Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования М.. 1999. С 54–86: Она же. Иконы Деисуса и Праздников из иконостаса Благовещенского собора: иконография и богослужебные тексты//Искусство средневековой Руси. М.. 1999. С. 52–79. (Материалы и исследования/Гос. и ст.-культу р. музей-заповедник «Московский Кремль»: 12). 708 Цит. но: Успенский Л. А. Вопрос иконостаса. С. 282–283: см. также: Писания св. отпев и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. С116.. 1856 (рспр.: Сочинения Блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М.. 1994). С. 191.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Кат. 19. С. 117–118 (авт. кат. описания Л.А. Щенникова); Она же. Иконы-пядницы «Богоматерь Владимирская» в Благовещенском и Успенском соборах: к истории почитания чудотворного образа в Московском Кремле//Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008. (Материалы и исслед./Федеральное гос. учреждение «Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”»; 19) Полное собрание русских летописей (далее ­– ПСРЛ). Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. С. 186; ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 258; ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 240. Оклад хранится в Оружейной палате: Музеи Московского Кремля, инв. МР-1149. См.: Невоструев К.И. Монограмма Великороссийского митрополита Фотия на окладе Владимирской чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в Московском Успенском соборе//Сборник на 1866 год, изданный обществом древнерусского искусства при московском Публичном музее. М., 1866. С. 177–181; Рындина А.В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV веке искусство. С. 136–146; Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV вв. С. 224–228.Большинство исследователей датируют оклад митрополита Фотия 1420-ми годами. По нашему мнению, он был создан раньше, вскоре после ограбления прежнего оклада в 1410 году. Владимиро-Суздальский музей, инв. В-2971, размер – 101 х 69 см. См.: Щенникова Л.А. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2001. Вып. 5. С. 67–86 (в этой статье икона была датирована нами концом XIV века); Она же. Богоматерь Владимирская//Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 3. С. 58–62; Она же. Первые списки чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская». К вопросу об иконографии древнего оригинала и его копий XV века//От Царьграда до Белого моря. Сборник статей в честь Э.С. Смирновой. М., 2007. С. 701–726. Музеи Московского Кремля, инв. Ж-310. См.: Щенникова Л.А. Две иконы-наместницы чудотворного «Владимирского» образа Богоматери в Успенском соборе Московского Кремля//VIII Рождественские образовательные чтения.

http://pravoslavie.ru/30897.html

А.М. Лидов. М., 1996. С. 303–315. Вероятно, в этот период по благословлению митрополита Киприана был сделан золотой оклад, от которого осталась пластина с «Деисусом» на верхнем поле и часть басмы. Оклад хранится в Оружейной палате: Музеи Московского Кремля, инв. МР-1018. Мнение о первоначальной принадлежности оклада с «Деисусом» древней Владимирской иконе в настоящее время является общепринятым. В учетных документах Оружейной палаты и первых публикациях весь оклад (или только «Деисус») датируется XIII веком. В.И. Антонова и И.А. Бобровницкая полагали, что он был создан непосредственно для иконы-списка начала – первой четверти XV века, хранящегося в Успенском соборе Московского Кремля (Антонова В.И., Мнева Н.Е. ГТГ. Каталог древнерусской живописи X – начала XVIII вв. М., 1963. Т. 1. С. 62. Прим. 7; Бобровницкая И.А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская»//Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 215–234). А.В. Рындина отнесла его создание к рубежу XIV–XV веков и обосновала изначальную принадлежность древней Владимирской иконе (Рындина А.В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV веке//Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 136–146). Эта датировка была поддержана И.А. Стерлиговой (Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. М., 2000. С. 223–225). О московском пожаре 1547 года см.: Щенникова Л.А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 161–184. См.: Щенникова Л.А. Древнейшая икона-список чудотворного образа «Богоматерь Владимирская»//Московский Кремль XIV столетия, его древние святыни и исторические памятники. М., 2008. См.: Щенникова Л.А. Иконы Богоматери «Владимирской» в Троице-Сергиевом монастыре и их отношение к первым чтимым спискам чудотворного образа//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2002. Вып. 6. С. 123–145; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003.

http://pravoslavie.ru/30897.html

Чистово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 2007. Архитектор:Д.С. Соколов Адрес: Россия, Ивановская область, Ильинский район, деревня Чистово. Координаты: 56.817416, 39.459916 Проезд:Из Ильинского-Хованского южный выезд на Гари, из Гарей - на юго-запад через Колчигино на Щенниково. Проезжаем Щенниково, далее по грейдеру на юго-запад, проезжаем Абрамово и Рожново, остающиеся по левую сторону, Вязовое и Хлебницы. В Хлебницах на развилке забираем левее на север, проезжаем полуживой поселок Ценский, храм нас встретит в ценре деревни Чистово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 16 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф прибыл в Щенниковское сельское поселение Ильинского района. На границе района его встретили глава администрации этого муниципального образования Е.В.Смолин и глава администрации Щенниковского сельского поселения Г.В.Чернышева. Состоялся заинтересованный разговор о развитии церковной жизни в рамках данного поселения. Затем епископ Иосиф освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы деревни Чистово и совершил в нем Божественную литургию, посетил приход в честь великомученика Димитрия Солунского села Хлебницы и молитвенный дом в честь архистратига Божия Михаила села Щенниково, открытый в августе этого года. Во время освящения Успенского храма в деревне Чистово и за Божественной литургией епископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому Иосифу сослужили: настоятель прихода в честь святого великомученика Димитрия Солунского села Хлебницы иерей Николай Строготяну, секретарь Иваново-Вознесенского Епархиального управления игумен Виталий (Уткин), благочинный XXI благочиннического округа игумен Гермоген Базанов, помощник секретаря Епархиального управления иерей Димитрий Сидоров, настоятель прихода в честь святого великомученика Димитрия Солунского села Колягино иерей Сергий Пометнев, руководитель Епархиальной службы Церковного протокола протодиакон Павел Коник, заведующий канцелярией Епархиального управления диакон Георгий Витязев, клирик Преображенского кафедрального собора города Иваново диакон Димитрий Найденов.

http://sobory.ru/article/?object=07880

1194 Маханько М. [А.] Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение//Искусствознание: Журнал по истории и теории искусства. М., 1998. Вып. 1, с. 112–142. 1195 О месте «Успения» в данном конткесте см.: Smirnova Е. Simon Ushakov – “Historicism” and “Byzantinism”. On the Interpretation of Russian Painting from the Second Half of the Seventeenth Century//Religion and Culture in Early Modern Russia and Ukraine/ed. Samuel Н. Baron, Nancy Shields Kollmann. DeKalb, Northern Illinois University Press, 1997. P. 174–175; Смирнова Э. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы//Русское искусство между Западом и Востоком: материалы конференции. Москва, сентябрь 1994. М., 1997, с. 107–108. 1196 Чубинская В. Г. Икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская» («Древо Московского государства», «Похвала Богоматери Владимирской»): Опыт историкокультурной интерпретации//ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. С. 290–308. 1197 Щенникова Л. А. «Богоматерь Яхромская». Византийский прототип и русские иконы XIV–XVI вв.//Россия и христианский Восток. М., 1997. Т. 1, с. 56. 1198 Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия/Под ред. В. В. Косаткина. Владимир, 1906, с. 111 (цит по: Щенникова, 1997, с. 56–57). 1199 Дмитриева Р. П. Григорий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая noлobuhaXIV–XVI вв.). Ч. 1: А–К, с. 169–172 1200 Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская литература XIV–XVI веков: Спецкурс по древнерусской литературе. Владимир, 1976. Вып. 2, с. 63–70; Он же. Владимиро-Суздальская литература XIV–XVI веков: Учебное пособие. М., 1978. Вып. 3, с. 57–59. 1202 Николаева Т. В. Икона-мощевик Успенского Козьмина монастыря на реке Яхрени//ПКНО. 1979. М., 1980, с. 332. 1203 Толстой М., граф. Святыни и древности Пскова. М., 1861, с. 102, 113; Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890. Т. 1. 398, с. 338; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском монастыре//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2: Л–Я. Л., 1989, с. 269–271.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

573 . Серафимово послушание: Жизнь и труды Н. А. Мотовилова/Сост., подгот. текста и прим. Стрижева А. Η. М. 1996. 255. 574 . Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М. 2001. 590. 575 . Сергий, архим. Сказание о старце Серафиме. Б. м. 1858. 576 . Сергий (Страгородский) . Письма из Сарова (13–22 июля 1903 г.). СПб. 1903. 62. 577 . Старец Серафим Саровский Чудотворец (1759–1833)/Публ., подгот. Чугреевой Н.//Московский журнал. 1991. 7. 26–35. 578 . Субботин Н. И. Основатель Сарова – обличитель и просветитель раскола. М. 1903. 579 . Субботин Н. И. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима. М. 1904. 580 . Тростников В. Пророчества Серафима Саровского //Русь. Ростов Великий 1992. 1. 134–141. 581 . Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем//ПС 1893. 1. 245–276. 582 . Царевский А. Саровская Пустынь. Казань 1903. 583 . Четвертый удел Богородицы: О Серафимо-Дивеевском монастыре. Сборник. М. 1992. 584 . Чугреева Н. Преподобный Серафим Саровский . Иконы из собрания Музея имени Андрея Рублева. М. 1993. 585 . Шмелев И. Милость преподобного Серафима//Христианство и русская литература. СПб. 1999. 3. 392–398. 586 . Щеголев А. Библиография Саровского монастыря//Он же. Материалы для библиографии Тамбовской губернии. Тамбов 1901. 2. 20–27. 587 . Щенникова Л. А. Житийные иконы преподобного Серафима Саровского //Макариевские чтения. Вып. 5. Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Росс. науч. конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск 1998. 291–312. 588 . Щенникова Л. А. Жизнеописания преподобного Серафима Саровского , составленные в XIX – начале XX веков//V Саровская историч. конференция, посвященная 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского . Саров 2003. 138–140. 589 . Эльсон И. П. Краткое сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынножителя Марка. М. 1905. 590 . Der letzte Heilige. Seraphim von Sarov und die russische Religiosität. Stuttgart 1994. [Антология переводов].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1. С. 530. 290; Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Раздел II: Материалы историко-литературные. С. 41–42. 873 ПСРЛ. Т. 8. С. 259. Таким же образом летопись сообщает о поставлении «всем освященным Собором» 10 февраля 1517 г. Суздальского епископа Геннадия (Там же. С. 260). Ему писал послание митрополит Даниил (Дружинин 1909. С. 67–71). О епископе Геннадии см.: Маясова Н.А. Памятники шитья с именем Геннадия//Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 5: Новые атрибуции. М., 1987. С. 24–34. 875 Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988. С. 308. 877 Щенникова Л.А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 2002. С. 152. См. также: Щенникова Л.А. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира//Искусство христианского мира. Сб. статей. М., 2001. Вып. 5. С. 67–68. 878 Маханько М.А. 1998. С. 75. В 1563 г. во время совершения этого крестного хода митрополит Макарий простудился, и это явилось началом его предсмертной болезни (Макарий, Игумен. Повесть о кончине Митрополита Макария//Wissenschaftliche Zeitschrift. Martin-Luther-Universitat, Halle-Wittenberg. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe. Halle, 1985. Bd. 34. G. H. 3. S. 77). 882 ПСРЛ. Т. 30. С. 142–143; Выгодов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина//Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 237. 884 См. о нём: Баталов А.Л. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле//ПК НО. Ежегодник 1983. Л., 1985. С. 468–482; Он же. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 32–35. 886 Саввин Сторожевский монастырь в документах XVI века (Из собрания ЦГАДА). М., 1992. С. 10–11. 4. См. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского монастыря конца XIV – начала XVII веков//Русский дипломатарий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архангельского музея, см.: Соломина 1982. Кат. 24) или с усеянным звездами фоном (см.: Там же. Кат. 13). 379 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20 (отмечено в Описи Оружейной палаты 1922 г. без указания дела или ста). Нами было высказано два разных предположения о вкладе пелены: в Новоспасский монастырь, основанный Иваном III в Москве в 1462 г., (см.: Маясова 1971 (1). С. 19–20, ил. 26) и в кремлевский Благовещенский собор (см.: Маясова 1980. С. 66). 380 Об иконографии «Одигитрии Смоленской» и ее почитании см.: Кондаков 1915. Т. 2. С. 202; Щенникова 1997; Гусева 1998; Щенникова 1999 (1); Христианские реликвии 2000. С. 257, примеч. 7. 381 См.: Ретковская 1954. Примеч. 83. Однако следует заметит, что синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа (см.: Маясова 1980. С. 74, примеч. 85). 383 См.: Маясова 1980. С. 62–65. Иконописный подлинник конца XVI в. предполагал изображать князя Владимира следующим образом: «сед, кудреват, брада Богослова; камка багряна, исподь камка лазорь»; в руке крест, в левой меч в ножнах, на главе венец царский» (Иконописный подлинник 1873. С. 120). Пелена не во всем следует рекомендации подлинника (цвет одежд, форма бороды и волос), что можно объяснить тем обстоятельством, что иконография святого Владимира складывалась постепенно. 390 Внутри этих вариантов есть разночтения (апостолы стоят прямо или повернувшись друг к другу; ученик выглядывает из окна или двери келии или стоит на коленях за Сергием, иногда это не Михей, а Никон или они оба. Сергий изображается и один, без учеников). См.: Маясова 1998. С. 47–50. Подробно об иконографии этого сюжета, ее становлении и развитии и связи с греческими памятниками см. также: Лифшиц 1998; Гусева 1999. (Автор придерживается нашего мнения, что оба основных варианта сюжета сложились одновременно.) 393 К этой мастерской относится несколько произведений, хранящихся в разных музеях: пелена «Богоматерь Неопалимая Купи-на» с избранными святыми на кайме (ГРМ, инв. ДРТ-31; см.: Лихачева 1980. С. 14, 21); пелена «Преображение» с праздниками (ГРМ, инв. ДРТ-19; см.: Там же. С. 12, 13); святые на полях пелены «Успение Богоматери» (ГРМ, инв. ДРТ-261; см.: Там же. С. 10, 9); сударь «Распятие» (ГРМ, инв. Д1Т-42; см.: Там же. С. 12, 14); пелена «Троица» с праздниками (Сергиево-Посадский музей, инв. 361; см. Маясова 1971 (1). С. 14, ил. 12), пелена «Успение Богоматери» со святыми (ГЭ, инв. ЭРТ-7976; см.: Косцова, Моисеенко 1977. С. 19–20); а также несколько фрагментов пелен: Маясова 1989 (1). С. 203–204.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010