Вначале представлены статьи об искусстве Византии и Христианского Востока, затем – по древнерусской проблематике. Можно выделить группы публикаций. Значительное число работ посвящено храмовой декорации. Психология восприятия центрального образа Пантократора в куполе является темой статьи Т. Мэтьюза. В работе А.М. Лидова предлагается гипотеза, объясняющая происхождение и символику литургической редакции храмовой декорации, которая возникла в Византии XI века и в основных чертах сохранилась до нашего времени. Литургические особенности в иконографии алтарной росписи VI в. из Бауита (Египет) рассматриваются в статье А.Я. Каковкина. Реконструкции символического замысла первоначальных росписей в Софии Новгородской составляет основной содержание статьи Л.И. Лифшица. Редкая тема «Семь отроков эфесских» и ее место в литургическом контексте росписей конца XII века рассматривается в работе Т.Ю. Царевской. Символика и литургический смысл изображений Небесных сил в куполе храма анализируются Л.А. Щенниковой на примере росписсй Феофана Грека. Влияние богослужебной риторики на трактовку храмовой декорации начала XVIII века показано Л.С. Миляевой. К статьям о программах росписей примыкают работы А.Ю. Казаряна по иконографии раннесредневековой архитектуры Армении, и Т.М. Васильевой, на основе литературных описаний и археологических фрагментов реконструирующей символическую программу алтарной преграды Софии Константинопольской. Иконография одной из наиболее интересных византийских рукописей XIV века исследуется в работе Э.Н. Добрыниной. Важное место в сборнике занимают статьи об иконах. Дж. Херрин на широком историко-культурном фоне стремится показать роль женщин в утверждении иконопочитания, которое, как известно, на протяжении столетий было предметом ожесточенных споров. Основные типы богослужебного использования византийских икон систематизированы и описаны в работе Н. Паттерсон-Шевченко. Важным дополнением к ней является статья Л.М. Евсеевой, анализирующей особый вид «поклонных икон».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

1183 См.: Зверев А.С. Константинопольские и греческие реликвии на Руси//Христианские реликвии в Московском Кремле. М , 2000. С. 111−114; Толстая Т.В., Уханова Е.В. «Корсунские» реликвии и крещение Руси//Там же. С. 147−161; Этингоф О.Е. Византийские иконы. С. 48−212. Тексты удобно собраны в антологии под редакцией А.М. Лидова: Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники. М., 2006. С. 326−328. 1184 Щенникова Л.А. 1) Смоленские иконы Благовещенского собора Московского Кремля и их чтимые списки//История и культура Ростовской земли. Ростов, 1997. С. 49−54; 2) Чудотворные иконы Московского Кремля. Христианские реликвии. С. 230−244. 1187 Смирнова Э.С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М., 2007. 1188 Эта концепция была сформулирована в довольно сухих терминах в статье: Babi G. Il modello e la replica nell’arte bizantina delle icone//Arte cristiana. 1988. Vol. 76. P. 61–78; и основана на исследовании Бельтинга «Bild und Kult». Критику универсальной применимости этой модели см.: Maniura R. Pilgrimage to Images... P. 160–166. 1189 Об этом различии см.: Bacci M. Il pennello dell’Evangelista: Storia delle immagini sacre attribuite a san Luca. Pisa, 1998. P. 6678; Wolf G. Schleier und Spiegel. P. 21. 1190 В связи с этим отсылаю к первой и второй главам «Pennello», a также к моему позднейшему выступлению: Bacci M. Per un ‘corpus’ di san Luca pittore: dalla leggenda all’attribuzione//San Luca evangelista testimone della fede che unisce. III. Ecumenismo, tradizioni storico-liturgiche, iconografîa e spiritualità: Atti del congresso internazionale (Padova, 16−21 ottobre 2000). Padova, 2004. P. 423−445. 1191 См. об этом: Wolf G. Kultbilder im Zeitalter des Barock//Religion und Religiosität im Zeitalter des Barock. Wiesbaden, 1995. S. 399−413, и четвёртую главу исследования: Stoichita V. l. L’invention du tableau: Métapeinture à l’aube des temps modernes. Paris, 1993. 1192 См., в частности: Wolf G. Le immagini nel Quattrocento tra miracolo e magia: Per una «iconologia» rifondata//The Miraculous Image. P. 305−320, a также отдельные статьи в том же сборнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Болгарский смешанный совет разослал во все болгарския епархии два окружных послания: одним (26 августа 1870 г.) он просил доставить ему сведения: сколько сел числится в каждой епархии, какого рода и вероисповедания их жители, сколько в каждом селе церквей, монастырей и других священнных зданий, и сколько свя-щенников, училищ, учителей и учеников; другим (в конце октября 1870 г.) он просил болгар избрать народных представителей, которые должны прибыть в Константинополь не позже 15 января 1871 г. для рассмотрения и утверждения составленного им церковного устава и для устройства экзархата вообще. 23-го февраля состоялось в Константинополе первое заседание народных представителей из разных болгарских епархий под председательством Илариона, епископа ловчанского: оно состояло из речей председателя и членов совета Чомакова, Крестовича и макариупольского епископа Илариона, и из составления благодарственного адресса турецкому правительству 430 . Выработанный советом устав разделен на три части и состоит из 134 статей. В первой части говорится о личном составе экзархии. Сущность этой части устава заключается в следующем. 1. Православная болгарская экзархия образуется из болгарских епархий оттоманской империи, указанных в султанском фирмане. 2. Экзархиею управляет свяиц. синод, а каждою епархиею отдельно митрополит или епископ. 3. Экзарх принимает свой титул независимо от своего епископского звания, и будет считаться епископом той епархии, которою он управлял, когда был поставлен экзархом. 4. Свящ. синод составляют экзарх и четыре присутствующих члена, которые назначаются из митрополитов и епископов по выбору. 5. Митрополиты состоять под надзором и юрисдикцией синода и поминают имя экзарха, а каждый епископ– под ведомством своего митрополита, и поминает имя митрополита. 6. Б престольном городе экзархата находится, под председательством экзарха, высший светский совет, состоящий из 4 светских членов по выбору. 7. В престольном городе каждой митрополии или епископии находится, под председательством местного архиерея, священный совет из 4 первейших духовных лиц епархии, и светский епархиальный совет из 4 светских лиц по выбору.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Часто бывало, что, подходя к о. Всеволоду и задавая ему вопрос, в ответ слышишь: «Подойди ко мне после литургии». Совершив Божественную литургию и причастившись Святых Христовых Тайн, о. Всеволод потом давал совершенно ясный, определенный ответ. Во время литургии он, очевидно, молился о том, чтобы Господь дал бы ему духовное видение и ведение. Рассказать о жизни о. Всеволода очень трудно, потому что в ней уместилось так много событий XX века, отразились столь разные стороны нашей действительности, что обобщить все это, дать их сопоставление очень трудно, и я заранее прошу прощения за то, что плохо готов исполнить эту задачу. Но для того, чтобы наши чтения состоялись и для того, чтобы какой-то импульс нашим чтениям был дан, надо все-таки такое вступ­ ление сделать обязательно. Те сведения об о. Всеволоде, которые я расскажу, уже многим известны, потому что в год кончины отца Всеволода был написан в его память некролог, имеющий основные све­ дения о его жизни, хотя довольно скупо и сухо изложенные, но все-таки дающие общую канву его биографии. Постараюсь, как смогу, дополнить некоторые подробности, некоторые особые случаи, хотя я не готов к тому, чтобы это сделать, как следует. Хотя каждый человек имеет свою неповторимую индивидуальность, мы все-таки часто разделяем людей на типы и можем выделить какие-то типы людей внутри одной профессии или какой-то другой общности. В частности, и свя­ щенников можно попробовать разделить на отдельные типы. Отец Всеволод ни в какой такой тип поместиться не может, нельзя сказать, к какому типу духовенства он может быть причислен. Его личность была совершенно необыкновенна. Может быть, это связано с той исторической действительно­ стью, в которой он явился. Конечно, это есть просто Божий дар, который ему был дан. Отец Всеволод родился 14 июня по новому стилю 1902 года в Киеве в семье архитектора Дмитрия Алексеевича Шпиллера. Мать о. Всеволода, Мария Николаевна Полякова, была известной талантливой певицей, но, выйдя замуж за Дмитрия Алексеевича, она ушла со сцены и только учила своих детей пению. По крайней мере, когда я однажды спросил о. Все­ волода, откуда у него такое замечательное владение голосом, то он сказал, что его научила мама. Семья была верующая, так что о. Всеволод с самого детства впитал православную веру в свое сердце. В 1912 году он был отдан в Киевский Владимирский кадетский корпус и там учился до 1919 года, когда весь корпус однажды был эвакуирован, или лучше сказать, мобилизован на фронт: так что неожиданно для своей семьи он просто больше не пришел домой. В рядах Белой армии он дошел до Орла, участвовал в боях, несколько раз был ранен, затем участвовал в войне в Крыму и потом, наконец, был эвакуирован в Кон­ стантинополь вместе с войсками Белой армии.

http://pravmir.ru/otec-vsevolod-obladal-...

Но дорого стоило такое отношение к делу самому «батюшке». Добрый, приветливый, всегда почти спокойный, он от непосильного нервного утомления страдал тяжелыми нервными болями. Кажется, не было ни одного года, когда бы он, совершивши подвиг поста и исповеди своих духовных детей, в здоровье встретил светлый праздник; в эти радостные дни он почти всегда лежал больным от непосильных трудов страстной седмицы. Много скорбей пришлось ему перенести и в своей личной жизни за это время. Кроме обычных тревог при постоянных почти болезнях детей, кроме, скорби при смерти некоторых из них, 1-го сентября 1876 года постигло Илью Тихоновича тяжкое, непоправимое горе – умерла жена его Анна Семеновна. Сам почивший Владыка не раз говорил, что жена его была не только любимым другом его жизни, но и учительницей по безпредельной преданности своего сердца Богу, по своему терпению, крайней сострадательности, благодаря которой она часто отдавала нуждающемуся последнее свое, даже самое необходимое, а также по какой-то особой кроткой доброте, и снисходительности к людям. Любовь же ее к мужу и детям не знала границ, и трудно словами передать всю тяжесть скорби Ильи Тихоновича, оставшегося вдовцом-свя- щенником с 5-тью детьми, из которых старшему сыну не было еще 14 лет, а младшему – всего 1½ года. Нужна была вся сила веры, чтобы без ропота и уныния перенести такое страшное горе и воспитать детей, и только последние могут свидетельствовать, чем был для них полный доброты и непрестанной заботы их отец. Не раз после смерти Анны Семеновны киевские Владыки предлагали Илье Тихоновичу принять монашество, так как видели его выдающиеся способности, но он решительно отказывался от этого ради детей. «Почему ты не хочешь принять постриг? – говорил митроп. Платон однажды Илье Тихоновичу, «ведь живешь ты строже всякого монаха, а для детей твоих будет лучше». Но Илья Тихонович не решался на этот шаг до 1885 года, когда уже его младший сын поступил в гимназию, и оставался до этого года законоучителем, будучи в то же время благочинным Киево-Подольских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Таким образом, смоленский князь оставил в городе жену и бояр , просил ждать его возвращения. Едва ли в таком случае он мог увезти с собой ценные для города иконы. Можно привести возражения и по поводу другого князя, о котором также в научной литературе выдвигалось предположение, будто икону увез он. Это Юрий Лугвеневич. Такую мысль высказал А. А. Зимин, она получила обоснование А. А. Турилова, была поддержана Л. А. Щенниковой . Однако, как уже говорилось, князь, да еще столь высокого статуса по рождению, не мог именоваться Юргой. Его отец – Лугвень (Семен) Ольгердович, мать – дочь Дмитрия Донского. В Москву Юрий приезжал в конце 1440 г. (после смоленского восстания), но, видимо, лишь затем, чтобы получить наместничество в Новгороде. Не следует полагаться в оценке ситуации 1440 г. лишь на Новгородскую первую летопись. Согласно новгородской версии, Юрий Лугвеневич, «възгордився, засяде Смоленско, и Полоческъ, и Витепьскъ, и бяше ему не полезно и людемъ на мятежь великъ и на брань. Тои же осени, убоявся, видя свою дерзость, еже не разумьемъ створи, избже на Москву» . Здесь Юрий Лугвеневич предстает авантюристом, пытавшимся воспользоваться ситуацией. Однако белорусские летописи говорят о том, что восставшие смольняне (точнее «черные люди») требовали Юрия Лугвеневича князем в Смоленск («черныя люди призваша к соб оспадаремь князя Юря Лигвенивича» ), желая «отложиться» от Литвы . Он воспринимался и сам позиционировался как «русский князь» , оставался православным. Будучи человеком набожным (тесно общавшимся с митрополитом Ионой, попечительствующим Онуфриеву монастырю в Мстиславле), он не стал бы отдавать знаменитый образ, дабы получить наместничество. Позже, после 1446 г., он вернулся в Литву, получил свой Мстиславль и стал жить там безвыездно, о чем свидетельствуют сохранившиеся датируемые акты. В частности, им были выданы одна грамота в 1452 г., две – в 1455 г., две – в 1456 г., одна грамота – в 1457 г. Возвращаясь к Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, нужно рассмотреть возможные пути получения им иконы, не касающиеся связей супруги.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Офени-старинщики располагались внутри пучка сложных связей и взаимозависимостей. Выше офеней стояли иконописцы-старинщики и реставраторы, еще выше – известные собиратели, еще выше – титулованные особы. Так, посредником между иконным миром и императорским двором выступал в свое время известный знаток русской старины и меценат князь А.А. Ширинский-Шихматов, возглавивший в 1913 г. специальную комиссию по наблюденто за реставрацией Успенского собора Московского Кремля (Щенникова, 1985, с. 163–164). Через него мастерская братьев М.О. и Г.О. Чириковых поставляла древние иконы для императорской фамилии, многие из которых приобретались у офеней. Связи иконописцев-старинщиков с офенями-старинщиками – еще один довод за то, чтобы не рассматривать последних как второстепенных лиц. Иконники-старинщики скупали у офеней старые иконы возами, а с появлением железных дорог они же поджидали их у вагонов, «чтобы купить товар без конкуренции» (Семеновский, 1939, с. 136). П.И. Юкин вспоминал, что мстерский старинщик А. М. Цепков скупал у офеней иконы возами в надежде, что среди 40–50 икон окажется 10–12 старых и ценных. После расчистки иконы дорого продавали крупным коллекционерам – Харитоненко, Морозову, Рябушинскому и другим (ОР ГГГ, ф. 4, 813, л. 1–1 об., 3 об, 5 об.–6) 29 . «Антикварная» реставрация и подделки старинных образов вдохновляли их добывание. Как то, так и другое структурировали зону темных дел иконного мира, в которой не так трудно было столкнуться с преступлением. В семиотическом плане мотив переодевания офени-старинщика интересно соотносился с изменением мастером лика старой иконы. Иконник-старинщик часто спиливал со старинного образа тонкий слой доски с изображением, который он переносил на другую старую доску. Затем он делал на залевкашенной паволоке новую копию с имитацией кракелюр, «следов времени» и т.п. Наклеивая ее на старую основу, он тем самым придавал иконе ложный знаковый статус «обмоленного» древнего образа, в котором одни из его заказчиков хотели видеть «особую благодать», другие – антикварную редкость. То, что в реальности эти Операции квалифицировались властями как подлог и преступление, поясняет возбужденное в 1915 г. уголовное дело против иконописца-старинщика Е.И. Брягина и священника сельской церкви за покупку и подмену старых икон (подробнее об этом деле см.: Вздорнов, 1991, с. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В отдельные разделы выделяются сохранность и реставрация, а также иконография и атрибуция. В графе «Иконография» приводятся краткие сведения о ее происхождении, указываются варианты, в основном в произведениях шитья, и иконографические особенности данного произведения. В графе «Атрибуция» дается обоснование датировки и происхождения произведения на основании надписей, документов, аналогичных произведений, художественных и технологических особенностей. Приводятся мнения других исследователей. В графе «Выставки» дается сокращенно год, место выставки и номер произведения или страница в ее каталоге. Полное название выставок и их каталогов указаны в списке сокращений. Сокращенно дается и библиография (источники и литература) в хронологической последовательности, с указанием листа, страницы, столбца или иллюстрации. Для архивных документов указываются место хранения, фонд, дело, лист. В примечаниях к описанию даются ссылки на документы, литературу и аналогии, различные уточнения и тому подобное. К каталогу прилагаются указатели: предметный, объясняющий наименование и предназначение произведений; иконографический; мастерских и мастеров, значащихся в каталожных описаниях; вкладчиков и заказчиков публикуемых произведений; русских святых, упоминающихся в каталоге; источников поступления произведений в музей; коллекционеров и реставраторов кремлевских памятников шитья, а также – словарь терминов и принятые сокращения (учреждений и организаций, выставок, источников и литературы). Автор выражает благодарность всем, кто оказывал содействие данной работе, прежде всего сотрудникам Музеев Московского Кремля: заведующей отделом тканей И.И. Вишневской за аннотацию большинства тканей на фонах произведений шитья; научному сотруднику отдела тканей М.В. Вилковой за помощь в проведении фотосъемки; заведующей сектором ОРПГФ Т.А. Тутовой, оказавшей содействие в подборе необходимого архивного материала; ведущему научному сотруднику музея Л.А. Щенниковой за помощь в составлении раздела «Иконография» в описаниях произведений с изображениями Богоматери, заведующей отделом научной реставрации и консервации Л. М. Фроловой за уточнение сведений о реставрации и с благодарностью вспоминает А. Б. Стерлигова, ознакомившегося с рукописью и давшего ценные советы. Автор благодарит также заместителя директора Сергиево-Посадского музея Т.Н. Манушину за предоставленные слайды и М.П. Трофимову за компьютерную обработку первоначального рукописного текста каталога. Произведения XIII – начала XVIII века

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

144 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990., Илл. 233–234. 150 Радзивилловская летопись. Владимирский лицевой летописный свод. XVb. ОР БАН. 34.5.30. Л. 216об. 156 Cbehцiцkuй I. Haцiohaльhый музей в 1911 роцi//Дiлo. 1912, 17 ciчhя. С. 2–3; он же. Iлюcmpobahuй проводник по Haцiohaльhiм музееви у Льbibi.Жobkba, 1913. С. 11. Ил. 6. 157 PelenskiJ. Halicz w dziejachs ztuki sredniowiecznej.Krakow, 1914.S. 41; Пастернак Я. Коротка apxeoлoriя зaxiдho-ykpaihcьkux земель//Бorocлobuiя. Т. Х. Льbib, 1932. Табл. XVII; он же. Княжий город Перемишль//Перемишль – зaxiдhuй бacmioh Ykpaihu. Нью-Йорк – Фiлaдeльфiя, 1961. С. 15. 158 Петегирич В. М. Значення Перемишля в ymbepждehhi християнства на nibдehho-зaxiдhux рубежах Kuibcьkoi Pyci в XI–XIII ст.//Poczatki sasiedztwa. Pogranicze etniczne polsko-rusko-slowackie w redniowieczu. Rzeszow, 1996. C. 127–131. Рис. 5. 159 Пуцко В. Чин воздвижения Креста в византийской живописи//Revue des etudes Sud-Est Européennes. T. XVI. Bucarest, 1978. C. 659–660; он же. Крыж Eyфpacihьhi Полацкай i yзьbiжaльhыя крыжы XII–XIIIcmcm.//Полацак (Kлiyлehд). 1992. 4 (14). С. 15–16. Кроме того, была написана статья «Надпись на бронзовом кресте из Яксманич», сданная в печать в сборник «Нумизматика и эпиграфика» в октябре 1977 г. и возвращенная 3 февраля 1991 г. «в связи с изменением условий издательской деятельности Института археологии АН СССР», вследствие чего прекратился выпуск этой серии. Работа не опубликована, и частично используется в тексте данной статьи. 160 См.: Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIVbb.//САИ. Вып. Е 1–44. М., 1964; Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси (По памятникам эпиграфики Х – первой половины XIII века). М., 2000. 162 Алексеев Л. В. Лазарь Богша – мастер-ювелир XII в.//Советская археология. 1957. 3. С. 224–244. 166 Примеры см.: Mundell Mango M. Silver from Early Byzantium. The Kaper Koraon and Related Treasures. Baltimore, 1986. 167 Frolov A. La Relique de la Vraie Croix. Recherches sur le Developpement d’un Culte. Paris, 1961; idem. Les Reliquires de la Vraie Croix, 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

— Другой Ваш друг, талантливый актер Андрей Щенников, тоже из «Мастерской Петра Фоменко», окончил духовную семинарию и был рукоположен в священники. Как на Вас повлиял этот его шаг? — Радостно, когда человек принимает такое решение. А для меня это еще пример того, что жизнь может измениться практически по одному щелчку, то есть Господь в любой момент может нас призвать на какое-то служение, и мы должны быть к этому готовы. Отец Андрей оказался готов. Вообще этот вопрос о нем чаще всего задают в том смысле, что-де, был успешным артистом, и нá тебе — ушел в священники. Как будто человек исчез, связь с ним прекратилась. Но ведь это не так! Отец Андрей никуда не пропал, он с нами. Это человек, который постоянно движется вперед. Может быть, немного высокопарно прозвучит, но когда такие люди рядом — это окрыляет. Начало — Про артистов часто пишут сплетни и всякую несусветную чушь. Как Вы реагируете на подобные публикации о Вас и Ваших друзьях? — Ну а как реагировать? Хотелось бы, конечно, ко всем относиться с любовью, всех жалеть. Вот представьте, например: мама приходит в садик за ребенком, а воспитательница ей говорит: «Ваш сын очень злой, плохо себя ведет, сегодня он ударил девочку». А мама отвечает: «Нет, он не злой, просто у него живот болит и температура — видите? Ему плохо, он болеет». Мать не злится на ребенка. Она его жалеет и понимает, что причина агрессии в чем-то другом. Просто она его любит, а любовь все покрывает. Это правильная модель.Но я понимаю, что до такой любви мне очень далеко. — А каким было Ваше детство? Вас ведь трое детей в семье, да? Никто не дразнил? Родителей не осуждали за многодетность? — Что-то я такого не припомню. Напротив, детство было самым прекрасным и замечательным. Это благодаря родителям — они буквально окутали нас любовью. Сейчас я понимаю, что это был настоящий подвиг. Нам порой и пятью минутами трудно для кого-то пожертвовать, а тут… Они положили всю свою жизнь, чтобы вырастить нас, поддержать и укрепить. Внешне у нас все было как обычно, но внутри, вот эта родительская любовь — она до слез трогает. И именно потому, что нас так любили, мы ценили это меньше всего. Тепло, которое излучал дом, мы порой с легкостью меняли на что угодно, на всякую грязь. Странным образом жизнь поворачивается… К 28 годам я, как мне кажется, попробовал действительно всё, побывал в стольких комбинациях… Господь сохранил. В 28 лет я покрестился. Это было сознательным решением.

http://foma.ru/ilya-lyubimov-v-chem-prav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010