Иеромонах Ираклий — оптинский постриженик, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1830–1835). Схиархимандрит Иринарх (Степанов; †1948)  — оптинский постриженик, впоследствии старец Щегловского монастыря Тульской епархии. Иеросхимонах Исаия (Лунев; †1883)  — оптинский постриженик (1852), нес послушание погребного. В 1875 году назначен настоятелем Лихвинского Доброго монастыря. Монах Каллист (Сергеев; †?)  — оптинский насельник (с 1852) и постриженик (1860). Нес послушание пономаря, просфорника и при больничной церкви. В 1863 году вместе с иеромонахом Акакием (Сергеевым) выбыл в Курскую Коренную пустынь. Архимандрит Макарий (†1839)  — постриженик Оптиной пустыни, назначенный на должность настоятеля Малоярославецкого монастыря Калужской епархии (1809–1839). Архимандрит Макарий (Струков; †1908)  — оптинский постриженик, впоследствии настоятель Можайского Лужецкого монастыря Московской епархии. Архимандрит Мелетий (Антимонов; †17/30 октября 1865) , родной брат преподобного Исаакия I Оптинского — оптинский постриженик, впоследствии подвизался в Тихоновой пустыни Калужской епархии, а затем в Киево-Печерской Лавре был экклесиархом Великой церкви. Иеромонах Мефодий — оптинский постриженик, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1803–1811). Иеромонах Мефодий — насельник Оптиной пустыни, назначенный на должность строителя Малоярославецкого монастыря Калужской епархии. Иеромонах Михаил — оптинский постриженик, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1814–1816). Архимандрит Моисей (Красильников; †4/17 ноября 1895)  — оптинский постриженик, ученик преподобных старцев Льва и Макария, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1858–1895) и благочинного монастырей Калужской епархии (с 1865). Схиархимандрит Никодим (Демутье; †7/20 февраля 1864)  — постриженик Оптиной пустыни, назначенный на должность настоятеля Мещевского Георгиевского монастыря (1842), а затем — Малоярославецкого монастыря Калужской епархии (1853–1864).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Новопостриженный о. Герман недолго оставался в приютившей его обители. 4-го января 1877 года он подает прошение преосвященному тульскому Никандру о принятии его в число братства «в знакомый ему Щегловский Богородичный монастырь», но при этом предваряет сына письмом, чтобы и он сам получше обдумал переход отца в Тулу и чтобы лично подал прошение преосвященному. На это сын отвечал от 13 января: «Я вчерашний день, то есть 12-го числа сего января, в 7 часов вечера, был у владыки и подал ему вашу бумагу (прошение), которую он принял с величайшим удовольствием, – был чрезвычайно доволен вами, что вы поторопились присылкою, а то он несколько раз говорил об этом о. эконому Иоанну, который очень рад и благодарен вам за поспешность. Он, т. е. эконом и слышать не хочет, чтобы откладывать это дело до весны. Вероятно, угодно было самому Промыслу Божию так устроить. Владыка сегодня же сделал распоряжение о перемещении вас из Орловской епархии в Тульскую. Вероятно, на днях будет послана бумага в Орловскую консисторию. Эконом о. Иоанн хлопоты об этом деле принял с охотою и усердием на себя. Прошу вас от себя быть во всем спокойным и возложить устройство этого дела на волю Божию. Наш поклон отцу игумену и Сильвестру с Иосифом. Передайте им, что перемещение ваше в тульскую епархию последовало согласно моему желанию. Желание сына – долг священный (исполнить?). Они сердиться на вас не должны. Прощайте, дорогой! – Владыка мне сказал, что вас в Туле ожидает сан иеромонаха, ради общих наших благ». – Однако и после сего Герман сильно колебался и уступил только энергичному настоянию о. эконома Иоанна – подал прошение в Орловскую консисторию о своем перемещении и был перемещен. По приезде в Тулу, вскоре, 12-го мая того же 1877 года, он был посвящен в иеродиакона архиепископом Никандром, а 3-го июля 1877 года – в иеромонаха, в Щегловском монастыре. Совершившееся таинство над старцем Германом глубоко волновало его старческую душу чувством святого умиления видимо для всех при том присутствовавших и близких ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

О преобразовании обители в женский Черноостровский Свято-Никольский монастырь. – 1994, 2, 36; 7–8, 2. -------- 3218. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994): Благословить открытие Чуфаровского Свято-Троицкого мужского монастыря, Саранская епархия. – 1994, 7–8, 3. -------- 3219. АЛЕКСАНДР, инок. Освящение Шамординского монастыря. –1990, 11, 32. -------- 3220. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16, 19, 20 июля 1990 года: Благословить открытие Николо-Шартомского женского монастыря в с. Введенье. – 1990, 10, 5. -------- 3221. ВАУЛИН Г., свящ. Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь. – 1995, 11, 51. -------- 3222. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 18 июля 1991 года: 1. Благословить открытие Щегловского Богородичного женского монастыря в Тульской епархии. 2. Утвердить и. о. настоятельницы обители монахиню Иннокентию (Горячеву). – 1991, 11, 11. 3223. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 2 октября 1997 года: 1. Освободить игумению Иннокентию (Горячеву) от обязанностей настоятельницы монастыря. 2. Утвердить монахиню Игнатию (Сидорову) на эту должность с возложением наперсного креста по должности. – 1997, 11, 8. -------- 3224. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 октября 1995 года: Благословить возрождение монашеской жизни на Полесье на базе переданного Туровской епархии ансамбля монастырских построек начала XVIII века и наименовать сию женскую обитель – Юровичский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. – 1995, 9–10, 3. -------- 3225. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 и 2 октября 1993 года: Благословить открытие Юрьева мужского монастыря в Перынском ските. – 1994, 2, 39; 7–8, 2. 3226. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994): Благословить преобразовать Перынский скит в Рождество-Богородицкий женский монастырь. – 1994, 7–8, 3. 3227. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 июля 1996 года: Утвердить иером. Феодора (Тараскина) с возложением наперсного креста наместником обители. – 1996, 9, 6–7. 3228. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 апреля 2000 года: Освободить иером. Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника монастыря по состоянию здоровья. –2000, 6, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Погребение совершено 16-го марта 1886 года. Так окончилась жизнь этого энергичного деятеля, который, вышед из мещанской семьи, личной энергией достиг почтенного общественного звания и значительных прав и, умирая, оставил о себе добрую память. Хорошо его знавшие уважали его за многие черты его личного характера. Это был человек приветливый, ласковый, добрый; услужливый, расторопный, почти постоянно благодушный и весьма подвижной 23 . Все эти простые, но умные и энергичные чисто русские люди – иеромонах Никандр, Гавриил Васильевич и Александр Гаврилович Бочарниковы, отлично отвечали заветным намерениям В. И. Макарухина; это были простые, но крепкие и истинно трудовые руки, существенно необходимые для такого многосложного и чрезвычайно хлопотливого дела, как создание целого монастыря. Все они, вместе со своим первоначальником В. И. Макарухиным, похоронены в стенах ими созданной св. обители и останутся в ней навсегда истинно достопамятными. IV. Основание обители Аще не Господь созиждет дом, Всуе трудишася зиждущии: Аще не Господь сохранит град, Всуе бде стрегий.   Пс. 126:1   Настойчивым и честным трудом составив значительное состояние и при этом ведя строго скромный образ жизни, В. Ив. Макарухин естественно пришел к мысли – назначить или определить свое состояние на одно доброе и богоугодное дело, которое бы благословил Господь как истинную жертву благоговейного раба своего. Но – какое же дело? – По обычаю древнерусскому Вас. Ив. нашел себе советника в лице своего тайного духовника старца-иеромонаха Никандра. Однажды, полный святых дум о высоком деле благотворительности, В. Ив-ч приходит к о. Никандру и со всем детским простосердечием открывается ему, что имеет большое состояние и желал бы употребить оное на истинно доброе и не малое дело. Старец сердечно отнесся к этому заявлению боголюбивого простеца и повел с ним беседу об основании св. обители там, где ее не существует, но где она была, именно в Туле. Сюда направлена была мысль о. Никандра потому, что он по происхождению был туляк и знал о желании тульских граждан восстановить упраздненный в Туле Предтечев монастырь. Любя свой родной город Тулу, о. Никандр усердно и убедительно ходатайствовал пред В. Ив-чем о том, чтобы в Туле устроилась св. обитель иночествующих. Беседа его по сему предмету с В. Ив-чем закончилась полным успехом: В. Ив-ч дал на то свое полное согласие пред Боголюбской иконой Пр. Богородицы, пред которой они вдвоем беседовали о построении монастыря. Царица Небесная была, так сказать, единственной посредницей между ними. И вот почему сия икона Богородицы составляет заветную святыню Тульской Щегловской обители. Она помещается в храме Богородицы-Млекопитательницы на левом северном столбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Синода – за постройку церквей и других зданий духовного ведомства», – декабря 12-го дня 1881 г. А в 1885 году «за отличное усердие и особые труды» архитектор А. Бочарников пожалован был орденом Св. Станислава 3-й степени. – Ал. Гавр. Бочарникову принадлежит частью реставрация и ремонт, частью построение очень многих храмов тульской епархии. От природы живой и энергичный, Ал. Г-ч обещал долгую деятельную жизни; но смерть подкралась к нему неожиданно: 13-го марта 1886 года в 10 ½ часов вечера он скончался почти внезапно. Возвратившись с поминок Ив. Ив. Ломова, своего доброго и давнего знакомого, он почувствовал боль в груди. Немедленно приглашенные доктора Базинер и Смидович застали его уже в предсмертной агонии. По вскрытии тела умершего (на третьи сутки) обнаружен отек легких. Не получив никакого наследства от отца, кроме сильной воли и практического благоразумия, Ал. Г-ч личным трудом поддерживал существование довольно большого семейства, а потому и не имел сбережений «на черный день». Его похоронили на средства его благодетелей: преосвященного Никандра, В. И. Макарухина, купцов Трухина и Ломова и др. Эконом архиерейского дома и вместе настоятель Щегловского монастыря о. архимандрит Иоанн выразил желание – похоронить Ал. Г-ча при этом монастыре, как его архитектора-строителя, на что и исходатайствовал надлежащее позволение со стороны В. И. Макарухина и разрешение от преосвященного Никандра. Достопочтенный о. архимандрит Иоанн приехал в Щеглово, явился к В. И. Макарухину и, поклонившись ему до земли, воскликнул: «позвольте брата моего Александра Гаврииловича похоронить здесь». Ужаснулся незабвенный старец неожиданной вести и сию же минуту выразил свое полное согласие на просьбу о. архимандрита. В. Ив-ч, всегда признательный к своим сотрудникам, несмотря на свою глубокопреклонную старость, сам пошел указать надлежащее место для могилы и сего новопреставленного сотрудника своего. Место это указано близ алтаря южного придела храма Богородицы-Млекопитательницы, против того склепа, в котором могила и отца его – Гавриила Васильевича Бочарникова (иеросхимонаха Иеронима).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Так, на иконе из московского храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырской слободе М. изображена слева от блж. Ксении в молении к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» на фоне Московского Кремля и Петропавловской крепости. На иконе иконописцев И. Ю. и Н. В. Самолыго М. представлена справа в паре с блж. Василием Московским. Святые изображены на фоне Московского Кремля, в рост, в 3/4-ном повороте, с воздетыми руками в молении к образу благословляющего Христа в облачном сегменте. На М. длинное подпоясанное розовое платье с длинными свободными рукавами и зеленый плащ, на голове белое покрывало; лик с закрытыми глазами. Известны иконы блаженных местночтимых жен с включением образа М.: на иконе из ц. арх. Михаила дер. Зембин Борисовского р-на Минской обл., написанной в минской иконописной мастерской «Завет», святая представлена в группе жен вместе с блаженными Ксенией Петербургской и Валентиной Минской. М. изображена 1-й справа, на фоне Московского Кремля, в рост, с открытыми глазами, руки скрещены на груди, через левую кисть перекинуты четки. На ней подпоясанное зеленое платье с растительным орнаментом, белый платок. На иконе из Благовещенского храма пос. Благодатное Волноваховского р-на Донецкой обл. М. изображена с блаженными Ксенией Петербургской и Домникой Алешковской. М.- слева, в рост, вполоборота, руки подняты в жесте моления, глаза закрыты, на ней темно-синее платье и белый платок. М. входит в собор Московских и Тульских святых. На иконе «Собор Тульских святых» (2000-е гг.) из Успенского кафедрального собора М. представлена слева в верхнем регистре в молении к возносимому ангелами Казанскому образу Божией Матери. На иконе «Собор Тульских Святых» нач. XXI в. из Щегловского Богородицкого мон-ря М.- во 2-м ряду, 1-я справа, изображена погрудно. На родине М., в с. Себино Кимовского р-на Тульской обл., установлены ее скульптурные изображения (авторы П. С Добаев (2014) и И. Л. Котенёв (2015)). В работе Добаева старица представлена стоящей, на ней длинное платье с цветочным узором, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч; правая рука - перед грудью ладонью вверх, в левой, согнутой в локте,- четки, у ног - птица.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

Марселиус стали первыми «королями» русской железолитейной промышленности в начавшем тогда развиваться промышленном районе Тулы. К 1662–1664 году, в разгар польской войны, на тульско-каширских заводах из 119 мастеров насчитывается 56 иностранцев, которые и во время, и после работы постоянно встречаются со своими русскими сотоварищами 492 . На промышленных предприятиях тоже бок о бок с русскими нередко работают пленные поляки, литовцы, шведы и бывшие немецкие наемники в польской армии. Постоянно проживая на Руси, эти вольные и невольные иностранные засельники России входят в русское общество, влияют на него, передают ему свои взгляды и привычки. Иностранная, даже не переведенная на русский язык, книга в значительном количестве появляется на полках дворянских и монастырских библиотек 493 , а у самого Никона наряду с богословскими книгами уже есть Демосфен и Плутарх. Близкий ему кружок киевских и московских монахов, проживавших во главе с Епифанием Славинецким в Чудовом монастыре, незаметно для самого патриарха делается проводником и центром распространения полонизированной киевской культуры 494 . Эти монахи переводят на русский язык польские и латинские книги, вводя новые понятия и новые знания. В то время, как в XVI веке на русский язык было переведено только двадцать шесть иностранных книг, а за первую половину XVII – тоже, все еще только тринадцать, то за вторую половину этого века, с 1651 по 1700 годы, уже переводится сто четырнадцать книг, из которых не больше четверти общего числа приходится на церковную литературу, а все остальное – на светскую 495 . Это западное влияние проводят даже проживавшие в Москве греки-монахи вроде Арсения, Паисия Лигарида, архимандрита Дионисия и других, так как большинство этих образованных или полуобразованных друзей, а потом врагов патриарха учились на Западе и поэтому они были, скорее, представителями западной, по преимуществу, итальянско-латинской, а не греческой православной культуры. В модах, одежде и украшениях польское влияние быстро проникает и растет с каждым годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Мишенское и Тула Ока берет начало несколько южнее Орла. Худенькая еще в Орле и скромная, скромно восходит прямо на север, к Калуге. Там возрастает Угрой. Медленно, неустанно пронизывает извивами зеркальными Русь через Рязань до Волги — светлая душа страны. На полпути между Орлом и Калугою протекает через уездный городок Белев. Он небогат, незнатен. Чем ему похвалиться?. Собором, острогом, убогой гостиницей да садами над Окой, с яблонями и вишнями? Ничего выдающегося, но хороший край, Окою украшенный. Как бы перепутье между лесами Брянска, Полесьем и хлебно — степными просторами за Орлом, к Ельцу. Ни леса, ни степи. В меру полей, перелесков, лугов, деревень, барских усадеб. Ничего дикого и первобытного. В необъятной России как бы область известной гармонии — те места Подмосковья, орловско — тульско — калужские, откуда чуть не вся русская литература и вышла. А всего в трех верстах от Белева, в том же соседстве Оки неторопливо — прозрачной, село Мишенское, в конце XVIII века принадлежавшее Афанасию Ивановичу Бунину, одно из многих его поместий. Все здесь широкого размаха: огромный дом с флигелями, оранжереи, пруды, парк, роща дубовая. Недалеко сельская церковь — как бы своя. Речушка, конечно в Оку впадающая, вид на далекие пышные луга. Просторная, бессвязная, во многом бестолковая помещичья жизнь. Сам Афанасий Иваныч человек добрый и благородный, ничего в нем сурового, несмотря на суровое крепостное время. Конечно, все довольно просто: охота, водочка, развлечения деревенские. И слабость явная — по женской части. Он женат на Марии Григорьевне Безобразовой. Нередкое вообще в русской жизни сочетание, в те времена особенно: мужа неплохого, но распущенного и женщины, несущей бремя покорно и безответно, «подымающей» дух дома. Одиннадцать раз рожала Марья Григорьевна, шесть раз, за короткое время, пережила горе смерти детей, среди них единственного сына, уже студента Лейпцигского университета. Но остались четыре дочери, в Мишенском и возраставшие: Авдотья, Наталия, Варвара и Екатерина.

http://azbyka.ru/fiction/zhukovskij-zajc...

Материалы с сайта http://www.hramtula.ru/ Село Мясново, составляющее пригородную слободу г. Тулы, разделяется от неё речкой Воронкой и лежит при большой Тульско-Калужской дороге. Местоположение села низменное, болотистое и во всех отношениях неблагоприятное для здоровья. Приход села Мяснова состоит из одной слободы, в числе 1161 душ муж. и 1353 жен. пола. По различию поселков, входящих в состав означенной слободы, в ней различаются: Слобода Клин (первое поселение Мяснова), Выселки, Кулига, Солдатская Слобода, Студенка, Савостин проулок. Нижняя Студейка и вне черты села - Тульская станция Московско- Курской ж. дороги. Занятия жителей разнообразны. Большая часть из них занимается огородничеством и сбытом своих произведений на рынки г. Тулы. Но этот род промышленности составляет почти исключительную привилегию женщин. Большая же часть мужчин, мало отдаваясь обработке земли, находит для себя более выгодный заработок в мастерских тульской ст. жел. дороги, еще более на Тульском оружейном и патронном заводах, на частных фабриках и заводах. Есть и в самом селе две фабрики для выработки дверных петель, доставляющие подручный и недешёвый заработок мастеровым крестьянам. Особый вид промысла составляют также езда биржевых извощиков, рыболовство и торговли полотном в разноску в пределах южной России и на Кавказе. Первоначальная история и время образования Мясновского прихода достоверно неизвестны, но из одной сохранившейся записи, данной предтечеву тульскому монастырю (ныне тульское архиерейское подворье) в 1689 году, видно, что в это время село Мясново, под именем Блина (первого поселении между Воронкой и Упой) уже существовало. Позднейшее название „Мясново” это село получило от бывших своих владельцев, гг. Мясново. Существующий ныне в Мяснове каменный, трехпрестольный, храм, как видно из хронологических данных церковных письменных актов. Построен неодновременно. А именно: в трапезной части храма придельные алтари оснащены в 1739 году, в правом во имя пророка Даниила и в левом во имя св. Великомуч. Екатерины: а в главном храме, устроенном во имя иконы Казанской Божией Матери, алтарь оснащен только в 1782 году. Кто был строителем храма, достоверно неизвестно. Но имея в виду, что особенною благотворительностью церкви отличался местный помещик Никита Феодорович Мясново. погребенный в самой церкви, нужно полагать, что устройство её в окончательном виде принадлежит ему, как начальная постройка ёя могла принадлежать его предкам. К последующим, более капитальным переделкам в храме, нужно отнести устройство новаго иконостаса в главном храме в 1815 году. Особо-чтимою в приходе иконою почитается изображение Божией Матери „Всех Скорбящих Радость” в серебряной ризе.

http://sobory.ru/article/?object=30829

Во тьме гражданской войны теряю тебя, не вижу и не знаю. По каким степям ты кочевала с лазаретами своими, чьи стоны слышала, кого напутствовала, я не знаю. – Но что замужем была, в Киеве, знаете? АХ, лучше не вспоминать! Его убили через несколько месяцев. Это я как раз и знал. Да, ее нет, но как будто слышу ее голос, все такой же, быстро-восторженный. Это и есть разговор с тенью – в тени этой часть прежней жизни, прежнего очарования. Ты явилась затем не как тень, просто Зинаидой – из Югославии, в Париж двадцатых годов. Так же бросилась к нам на шею и душила в объятиях, такая же полоумная, как прежде. Десять лет закалили тебя. Ты прошла ад войны, революции, междоусобицы, беженства. Не была уже той беззаботной девчонкой из барской семьи, какой носилась со мной верхом по полям тульско-каширским. Руки твои загрубели, руками этими ты теперь умела делать шляпы, разрисовывать платочки, шить, убирать, стряпать. Все это ты сама знаешь. Но мне хочется вслух вспомнить, и я обращаюсь к тебе. Но вот этого, может, не знала тогда: в тебе сидел уже тонкий яд – злой яд болезни, возбуждавший и отравляющий, зажигавший и подтачивающий: легкий кашель, смех, румянец, острота и упадок. Ты и по Парижу металась, как раньше по полям российским. Полюбила ли кого по-настоящему? Полковника давно уже не было. Ты вышла в Париже замуж за знакомого своего по Загребу, – из «стрелков императорской фамилии». Хороший человек, простой и немудрящий, слабый. Как и император и все в полку его, носил небольшую бородку. Но теперь заведывал гаражом. Русские шоферы ставили туда свои машины. Был среди них и командовавший армией Западного фронта. Хорошо ли ты жила здесь со своим стрелком? Не знаю. Думаю, так себе. Не знаю подлинных романов и влюбленностей, но думаю, что всего этого было немало. Ну, да черта вечности отделила уже от всего «такого». Стрелка, впрочем, иногда дико ревновала и вскипала на него. Выкидывала штуки, вполне на тебя похожие: поссорившись, могла уйти утром на целый день, заперев в шкафу его ботинки: пусть посидит дома! И стрелок со своей императорской бородкой так и просидел весь день дома, в бессильной ярости (глупость и пустяк, вспомнившиеся из твоей бурной жизни).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

   001    002    003   004     005