Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. В 1857 г. в Казанском приходе числилось 1722 чел. Указом Синода в сент. 1876 г. при церкви было открыто земское училище. В 1890-1916 г. настоятелем был свящ. Евгений Васильевич Знаменский. После 1917 г. Казанский храм не был разорен: сохранились 5-ярусный позолоченный иконостас, почти все росписи и несколько икон XIX в. Ок. 1930 г. богослужения были прекращены, помещение церкви переоборудовано под зернохранилище. Псаломщик Петр Федорович Виноградов был расстрелян, вероятно в янв. 1930 г. В нояб. 1941 г. Папоротка была захвачена нем. войсками, 15 дек. освобождена, но храм в период Великой Отечественной войны не пострадал, и 27 мая 1946 г. в нем возобновились богослужения. По решению Тульского облисполкома от 9 апр. 1969 г. здание церкви было поставлено на гос. охрану, на фасаде зап. притвора прикреплена доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». В 50-60-е гг. XX в. настоятелями были священники Сергей Александрович Пересветов, Петр Иванович Карасёв, Николай Иванович Бойко, Порфирий Николаевич Доброхотов, Александр Тихонович Козачинский, В. М. Желудков, в 1972-1990 гг.- Емельян Климентьевич Полищук. По преданию, возникновение мон-ря в с. Папоротка предсказал старец схиархим. Иринарх (Попов Степан Сергеевич; 1871-1950), который после возвращения из ссылки в Северном крае и Казахстане проживал в соседнем с. Левинка (ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 2746. Л. 21; УФСБ по Архангельской обл. Д. П-11397). В 2001 г. могилу старца Иринарха близ левинского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 90-х гг. XX в. при Казанском храме сложилась монашеская община, к-рой руководил настоятель (1998-2001) прот. Иоанн Титов. 21 июля 2001 г., в день престольного праздника, 12 сестер Щегловского тульского мон-ря во главе с игум. Игнатией (Сидоровой) были переведены в с. Папоротка, где образовалась новая жен. обитель. Ее духовником стал прот. И. Титов, принявший монашеский постриг с именем Кирилл (возведен в сан игумена). 14 янв. 2002 г. Тульской епархией РПЦ утвержден устав мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1319844.html

Он был дипломированным архитектором Императорской Академии Художеств. Весь комплекс монастыря был построен в течение 6 лет. 20.05.1860 г. был заложен первый камень Соборного храма в честь иконы Божией Матери " Млекопитательница " , как и прочие здания: колокольня над въездными воротами, братские корпуса, стены с угловыми башнями, настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. 09.06.1863 г. была совершена первая Божественная литургия в новом храме. В том же году строительство обители прерывается из-за угрозы обрушения центрального купола храма " Млекопитательницы " . Но по ходатайствам влиятельных людей, в числе которых был управляющий Тульской казенной палатой Н.И. Ждановский, строительство было продолжено. 08.09.1864 г. главный монастырский храм был торжественно освящён. Верхний храм (холодный) имел 3 придела: центральный - Божией Матери " Млекопитательница " . К 1864 г. все здания Щегловского монастыря были достроены. Всего на возведение обители было пожертвовано В.И. Макарухиным 500 тысяч рублей серебром плюс к этому 30 тысяч серебром на содержание. В мае 1865 г. купец М.М. Струков пожертвовал 42 десятины пахотной земли в с. Глухие Поляны в пользу обители. 14.05.1865 г. состоялось решение Тульского городского общества - ходатайствовать перед Епархией и Святейшим Синодом об учреждении Богородичного монастыря в Щеглове. Главным инициатором был городской голова Н.Н. Добрынин и с ним еще 100 человек. 16.06.1865 г. решение было отправлено Преосвященному епископу Никандру, но владыка отложил ходатайство по причине финансовых разногласий на год. К 1867 г. все разногласия были улажены и было решено приурочить утверждение монастыря к чудесному избавлению Императора от грозившей ему опасности покушения 04.04.1866 г. Высочайшим соизволением и определением Святейшего Синода 30.09.1868 г. монастырь был учреждён. Г.В. Бочарников принял монашество с именем Герман в 1866 г. и привозит с Афона святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, часть Камня Гроба Господня, частицы мощей вмч.

http://sobory.ru/article/?object=00878

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь. 2. Утвердить иеромонаха Никона (Анненкова) наместником Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русском в городе Владивостоке. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об освобождении архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области и о назначении на эту должность иеромонаха Герасима (Гавриловича). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. 2. Утвердить иеромонаха Герасима (Гавриловича) наместником Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона об открытии в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском и о назначении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить архимандрита Власия (Тюрина) наместником обители. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429493/

  ЖУРНАЛ 93 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых. Справка: 31 марта 1999 года (журнал 27) Священный Синод назначил секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых клирика Московской епархии протоиерея Максима Максимова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразив благодарность протоиерею Максиму Максимову за труды, понесенные в качестве секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых, освободить его от этой должности с сохранением за ним членства в комиссии. 2. Секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых назначить игумена Дамаскина (Орловского), клирика Московской епархии, члена комиссии.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященных митрополита Тульского и Белевского Алексия, архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана об утверждении их в должности настоятелей (игуменов) особо значимых обителей их епархий. Справка: Освященный Архиерейский Собор, прошедший в Москве в феврале 2011 года, постановил, что «правящие архиереи могут быть настоятелями (священноархимандритами) исторически значимых или крупнейших монастырей епархий в порядке исключения» (п. 25 Определения «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Тульского и Белевского Алексия в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря города Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области. 2. Утвердить Преосвященного архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона в должности настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя Архистратига Михаила села Козиха Новосибирской области. 3. Утвердить Преосвященного архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана в должности настоятеля (игумена) Кирилло-Белозерского мужского монастыря города Кириллова Вологодской области и Спасо-Прилуцкого мужского монастыря города Вологды. 4. Наместников прочих мужских монастырей Тульской, Новосибирской и Вологодской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов).

http://patriarchia.ru/md/db/text/1586153...

16) преобразование Важеозерского Спасо-Преображенского женского монастыря в поселке Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелии в мужской монастырь (3.04.2001), 17) преобразование архиерейского подворья в честь Спаса Нерукотворенного Образа в селе Клыкове Козельского района Калужской области в мужской монастырь Спаса Нерукотворенного Образа пустынь (17.07.2001), 18) преобразование Николаевского Клобукова мужского монастыря в городе Кашине Тверской области в Николаевский Клобуков женский монастырь (17.07.2001), 19) преобразование Богородично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря в городе Зея Амурской области (6.10.2001), 20) преобразование прихода во имя преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь (6.10.2001), 21) открытие Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском в Ставропольской епархии (6.10. 2001), 22) преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь (6.10.2001), 23) преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь (6.10.2001), 24) открытие Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области (6.10.2001), 25) открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске (26.12.2001), 26) открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области (26.12.2001), 27) открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области (26.12. 2001), 28) открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгеи (26.12.2001), 29) открытие Ильинского женского монастыря в Тюмени (12-13.03.2002), 30) преобразование бывшего кафедрального собора Кишинева с храмом во имя святого великомученика Феодора Тирона в Феодоро-Тироновский женский монастырь в Кишиневе (17.07.2002), 31) открытие Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области (17.07.2002),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

Богородицу венчают ангелы в диаконских коротких стихарях, в нижних углах помещены медальоны с образами свт. Николая Чудотворца и св. Иоанна Предтечи ( Любартович В. А., Юхименко Е. М. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. М., 2004. С. 121). Благодаря прекрасному качеству живописи иконописцу удалось передать тесную связь Матери с Младенцем; лику Богоматери придано скорбное выражение, реалистически написана обнаженная грудь, которую обнимает Младенец. Этим икона отличается от копий, на которых св. плоть почти прикрыта, а Божия Матерь показана улыбающейся («Благословение Св. Афонской горы»: К 1000-летию рус. монашества на Афоне: Иконы, рукописи и графика из музейных, библиотечных и частных собр./Ред.: М. А. Бересенева, Я. Э. Зеленина. М., 2016. С. 69). Подобные иконы могли заключать в себе мощи, как икона ок. 1898 г. из ГЭ ( Пятницкий. 2014). Извод «М.» указывается в каталогах печатных икон, к-рые в нач. XX в. можно было приобрести через подворья афонского Ильинского скита в России. Копия XIX в. афонской иконы «М.» из Богоявленского собора является храмовым образом в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском тульском мон-ре в честь иконы «М.» Почитание афонских списков «М.» могло вызвать новый интерес к изводу, что привело к появлению икон «М.» на рубеже XIX и XX вв., напр. иконы в окладе ок. 1908 г. (частное собр., С.-Петербург). Лит.: Шевырев С. П. Афонские иконы визант. стиля в живописных снимках, привезенных в С.-Петербург П. И. Севастьяновым. М., 1850; Собр. гравированных изображений икон Божией Матери и сказания о них. СПб., 1878. С. 26-28. (ОЛДП; 2); Лавров А., прот. Описание иконы Чердацкой Божией Матери и летопись церкви Чердацкой//Томские ЕВ. 1881. Ч. неофиц. 19. С. 286-291; 20. С. 316-319; Забелин И. Е., предисл. Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому патр. Иоакиму с купцом Василием Позняковым и Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным св. местам 1558 г.//ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XII, 1-32 (отд. паг.); он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

В нижнем теплом этаже храма было предположено устроить три престола, но в настоящее время имеются два: в середине – св. Иосифа Песнопевца и св. Георгия иже в Малеи (в память 4-го апреля 1866 года), и в северном пределе – во имя Рождества Христова. – Нижний храм ни в устройстве, ни в убранстве своем не представляет чего-либо особенно примечательного. На юго-восток от главного храма Богородицы-Млекопитательницы на расстоянии 20 сажен от него находится небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Зданием каменная, малого размера, без колокольни; покрыта листовым железом, крыша окрашена медянкою; крест на куполе железный, вызлащен. В куполе два окна, а в самой церкви девять окон с двойными рамами и железными решетками. Вход в церковь один с западной стороны через парадное крыльцо, находящееся при флигеле, назначенном для помещения настоятеля монастыря. При ходе в сию церковь первая дверь створчатая, деревянная, столярной работы, глухая, окрашена белилами, навешана на медных шолнерных петлях, с внутренним замком и с двумя медными простыми скобами; за нею другая дверь, створчатая же, до половины снизу глухая, а к верху с стеклами, навешана на медных шолнерных петлях, с внутренним замком. Этот, по времени первый, храм был устроен вместе с монастырской оградой и прямо в юго-восточной ее башне, к которой непосредственно примыкают и настоятельские келлии, так что с башней и церковью составляют одно здание; иначе говоря – Успенская церковь есть домовая, или келейная. Примечательно, что при заложении этой церкви, а следовательно, при самом начальном основании монастыря, первыми на его фундаменте положены были четыре кирпича, привезенные здателем иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Успенской лавры и там освященные. Таков дух русского благочестия и до того простирается связь новоустрояемых русских обителей с их общей родоначальницей Киевской Лаврой! – По той же тесной, веками утвердившейся связи каждого монастыря с Лаврой преподобных Антония и Феодосия, и по их примеру, и новоустроенная первая церковь Щегловского Богородичного монастыря освящена во имя Успения Пресвятые Богородицы. Из Киево-Печерской Лавры привезена и небольшая икона Успения – копия киевской, знаменитой чудотворной, и, по подобию той, помещена непосредственно над царскими вратами. Это священный дар великой церкви киевской в благословение новозданному монастырю тульскому. – Антиминс Успенской церкви освящен преосвященным Никандром, епископом тульским и белевским, июня 9-го дня 1863 года. С этого времени и началось богослужение в Щегловском монастыре, первоначально при самой скромной обстановке. Вначале здесь служил только один иеромонах Никандр со своим послушником. Но благословение Божие почило на Богородичной обители, и вот теперь ее храмы наполняются уже и ликами иноков, и сонмами богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В Соборе Тульских святых преподобному традиционно отводится почетное место. На иконе «Святые и подвижники благочестия, в Тульской земле просиявшие» (1987, собор Всех святых в Туле) М. изображен в центре: в схиме, с посохом, благословляющим десницей. На иконе «Образ святых Тульских» из Успенского собора бывшего жен. Успенского мон-ря М. представлен в верхнем регистре обращенным в молении к Казанской иконе Божией Матери, возносимой ангелами в полукруглом небесном сегменте. Изображен М. (в 1-м ряду) и на иконе Собора Тульских святых из Щегловского тульского Богородицкого мон-ря. На иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святых, в земле Российской просиявших» 1934 г., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ) и кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) образ М. находится рядом с группой Калужских святых - в зеленой схиме и коричневом одеянии, руки повиты мантией, атрибуты отсутствуют. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Церковно-ист. исслед. о древней области вятичей//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 87. Примеч. 161; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18854. Ч. 1. С. 150; Чествование памяти прп. Макарию Жабынскому//Рус. паломник. 1888. 18. С. 214-216; Фирсов А. И. Белёвская Жабынская пуст.//Тульские ГВ. 1898. 87; 88; Знаменский И. В. Полузабытый подвижник Рус. Церкви кон. XVI и нач. XVII ст.: Прп. Макарий Жабынский//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Вып. 28. С. 37, 46; Вып. 30. С. 26, 27; Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 1-6; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157-158; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Никишов В. Д. Жабынь: История Свято-Введенской Макариевской Жабынской пуст. М., 2011. Э. В. Шевченко, О. С. Кантинова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Главная святыня обители – чудотворная Тихвинская икона Богоматери, принесенная в монастырь в 1708 году. 26 июня ежегодно устраивается крестный ход при большом стечении богомольцев. При монастыре имеется училище для девиц духовного звания. Монастырь многолюден. Управляет им игуменья. Троице-Пятницкий монастырь в Весьегонском уезде. Близ села Чистой Дубравы, Весьегонского уезда, расположен Троице-Пятницкий общежительный монастырь. Монастырь этот недавнего происхождения; в 1899 году на этом месте была устроена женская община, которая затем была преобразована в монастырь (1906 г.). Обитель пока не многолюдна. Управляет ею игуменья. Успенская единоверческая община в Твери. Успенская община находится в самом г. Твери. Она недавнего происхождения и учреждена, по определению Св. Синода, 26 января 1905 года. В ней один храм в честь Успения Божией Матери. Община пока только устраивается и потому немноголюдна. Шестаковская Вознесенская община в Кашинском уезде. Эта община расположена при реке Сити, близ Боженок, в 70 верстах от уездного города Кашина. Основана она в 1887 году; при ней устроено училище для девочек и богадельня для призрения престарелых женщин. В настоящее время количество сестер общины довольно значительно. Управляет ею начальница-монахиня. Тульская губерния Обителей мужских 5, женских 7. Мужские обители Богородичный монастырь, что в Щеглове Тульского уезда. Эта обитель получила начало свое сравнительно очень недавно, в 1868 году. Учреждена она по просьбе жителей города Тулы, в память избавления императора Александра II от угрожавшей ему 4 апреля 1866 года опасности. Неизвестным благотворителен, имя которого обнаружилось только значительно позднее, – это был схимонах Варсонофии, в мире Василий Иванович Манарухин, богатый московской купец, – были построены здесь сначала 2 храма, колокольня, братские кельи и ограда. Им же был внесен на содержание обители капитал в 30000 рублей, а тульский купец Струков пожертвовал ей 42 десятины земли в четырех верстах от Тулы, недалеко оп архиерейской Щегловской дачи, откуда и получил монастырь свое нынешнее наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

За исполнительность многочисленных подобных поручений он был награжден набедренником 6-го декабря 1864 года. – О. Иоанн, по выражению пр. Никандра, был человек «не книжен», но в своем деле незаменимый. Отличная распорядительность о. Иоанна открыла ему доступ к лучшей должности и высшему званию: именно, по предложению, данному преосвященным Никандром тульской консистории, о. Иоанн определен казначеем тульского архиерейского дома 19-го января 1866 года, а в 1868 году 8 января он был определен исправляющим должность эконома архиерейского дома, и, наконец, 1-го января 1869-го года утвержден в этой должности. За усердное исполнение своих обязанностей в этих и других должностях о. Иоанн Всемилостивейше был пожалован золотым наперсным крестом 8-го апреля 1873 года. – Постепенно приобретенная опытность в хозяйственных делах, а также знание людей и уменье с ними обращаться открыли о. Иоанну переход к новой должности – благочинного всех монастырей тульской епархии (20-го августа 1876 г. – 5-е апреля 1886 г.). По вниманию к весьма ревностному исполнению всех обязанностей, насколько сложных, крайне хлопотливых, настолько же и трудных и ответственных, о. Иоанн по ходатайству архиепископа Никандра указом Св. Синода от 18–22 марта 1886 года за 691-м возведен в сан архимандрита, каковой сан и возложен на него 20 апреля 1886 года. – Будучи архимандритом и состоя в должности архиерейского эконома, он был избран братией Щегловского Богородичного монастыря в настоятели онаго на место бывшего о. Нафанаила, в каковой должности по указу Св. Синода и утвержден был 24-го апреля 1886 года с оставлением его в должности эконома архиерейского дома. – Эти должности он и проходил с примерным усердием до своей кончины, последовавшей 23-го февраля 1890 г. 5. Иеромонах Сергий (в мире – Иннокентий Иванов). Из крестьян, сын унтер-офицера иркутской губернии. Женат не был. По распоряжению иркутского епархиального начальства вследствие прошения определен в Посольский Спасоперображенский второклассный монастырь послушником в 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002   003     004    005