С Афона были посланы святыни, удостоверенные надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата — части Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя (потому Щегловская обитель была именована еще и Пантелеимоновой) и преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия. А Глинская пустынь прислала иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из которых некоторые были настоятелями и духовниками обители. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни. Иеромонахи Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский монастырь по праву считался духовным центром Тульской епархии. Особенно известен был праведной жизнью и силой молитвы старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский. Люди приезжали в монастырь сотнями, дожидались от него слова утешения, сидя под деревьями, которые во множестве росли в ограде монастыря. И он, бывало, несколько часов шел после службы из храма до своей келии, останавливаясь возле каждой группы ожидающих его людей, выслушивая нужду и просьбу о молитве за них, беседуя со страждущими. Похоронен старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский» под папертью храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», согласно его завещанию, чтобы люди, по его же словам, после смерти попирали его ногами - «за грехи». В 1921 году Щегловский монастырь, как и все другие монастыри в Туле и Тульской губернии, был закрыт. Весной 1922 года монахов разогнали, церковную утварь вывезли, земли национализировали. В помещениях бывшего монастыря запретили жить остававшимся там больным и состарившимся монахам, которые зачастую не имели ни родных, ни какого-либо жилья. Почти восемьдесят лет на месте Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушало время. В 1990 году, через сто лет после смерти схимонаха Варсонофия, Богородичный Щегловский монастырь вновь был открыт.

http://sobory.ru/article/?object=00878

В нач. 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому мон-рю для организации подворья, 1 нояб. того же года обращенного в сестричество. Указом Свящ. Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Алексия (Бажина). В 1999-2004 гг. в В. м. был отремонтирован храм, в нижней церкви освящен сев. придел во имя прп. Пафнутия Боровского, построены 3 келейных корпуса, хозяйственные помещения. К марту 2004 г. в В. м. живут 9 сестер. В особой каменной нише Никольской ц. в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пимена, над ними находится икона с изображением святителя. В обители чтится память прот. Афанасия Реутова, рядом с могилой к-рого в 1996 г. был погребен др. почитаемый тульский старец схиархим. Христофор (Никольский) , инициатор подготовки канонизации о. Афанасия. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 463 [Описание Венева мон-ря]; Ф. 3 [Тульская духовная консистория]. Оп. 10. Д. 5452; Оп. 17. Д. 1047. Л. 576; Ф. 55 [Тульская провинц. канцелярия]. Оп. 2. Д. 3098; Ф. 291. Оп. 14/58. Д. 3; Ф. 562. Оп. 5. Д. 51. Л. 11; Ф. 1735. 1 ед. хр. 1749-1764. Оп. 1; Ф. 2139 [Успенская ц. с. Богоявленское, Венев мон-рь (1809-1907)]. Ист.: Калачов Н. Писцовые кн. Московского гос-ва. СПб., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 1209-1210; ПСПиР. 1888. Т. 5. 1919; ОДДС. 1885. Т. 7. С. 63-64; Базилевич В. М. Несколько док-тов к истории веневских засек в XVII в.//Тр. Тульской губ. учен. арх. комис. 1915. Кн. 2. С. 157-161; Белоцерковский Г. М. Из тульской старины//Там же. С. 163-173; Тульский край: Док-ты и мат-лы. Тула, 1966. Ч. 1, 44; Яковлев В. В. Новгородско-Псковская летопись 1630 г.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 436, 442. Лит.: Русский временник, сиречь Летописец, содерж. Российскую историю от лета 862 до лета 1681. М., 1790. Ч. 1. С. 220; Сахаров И. П. Достопамятности Венева мон-ря. М., 1831; Снегирёв И. Достопамятства Венев-монастыря. М., 1834; Гедеонов Д. Г. Венев мон-рь и княжия ворота//Изв. имп. археол. об-ва. 1861. Т. 3. Вып. 4. С. 271-273; Шумов В. И. Муж. Николаевский Венев мон-рь//Тульские ЕВ. 1862. 21, 23, 24; Олсуфьев Ю. Памятники церк. искусства Тульской епархии//Тульские ЕВ. 1914. 7. 15 февр.; Памятники искусства Тульской губ.: Мат-лы. М., 1914; Богуславский В. В. Тульские древности. Тула, 1995. С. 37-38, 90, 115; Захарова Л. М. Свящ. А. Д. Реутов (старец о. Афанасий): 1829-1904//Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1996. С. 58-60; Красное знамя: Газ. Веневского р-на. 1999. 10 февр.; Юркин И. Н. Развитие форм благотворительности в предпринимательской среде рус. города XVIII в.//Благотворительность в России: Ист. и соц.-экон. исслед. СПб., 2003. С. 64-77.

http://pravenc.ru/text/150203.html

Веневский: благочиннические округа: Веневский у.: 1, 2, 3, 4, 5 и 6; Епифанский у.: 1, 2, 3, 4 и 5 и Каширский у.: 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Ефремовский: благочиннические округа: Ефремовский у.: 1, 2, 3, 4 и 5; Богородицкий у.: 1, 3 и 4; Новосильский у.: 1, 4-го села: Богоявленское-Киселево, Вышняя Пшев, Михайловское-Мансурово, Моховое, Паньково, Плосское, Подтолстое, Покровское на Раковке, Спасское на Раковке, суры, Судбищи и Троицкое-Журавлинка, 5-го села: Воиново, Голунь, Малиново, Ново-Воскресенское, Ново-Михайловское, Ново-Успенское, Никольское-Бредихино, Перестряжи, Подъяковлево и Корсаково; Чернский у.: 5-го села: Алексеевское на Ситовой Мечи, Ивановское на Ситовой Мечи, журавлво-Одинцово Никольское-Языково. Тульский: благочиннические округа: 1 и 2 г. Тулы, Тульский у.:1, 2, 3, 4 и ; Алексинский у.: 1, 2, 3, 4 и 5; Богородицкий у.; 2; Одоевский у., 2-го села: Бабошин, Березово, Веигино, Воскресенское на Уне, Ильинское-Кононовское, Карачево, Лошачи, Любень, Никольское на Крюку, Опочня,: Поречье, Протасово, Ясеновое и Якшино и Крапивенский у.: 1, 2 и 5. 15. Монастыри Благочинный монастырей Игумен Лазар. Тульский Богородичный общежительный, что в Щеглове,– настоятель Преосвященный Евдоким (г.Тула). Наместник–Игумен Сила. Покровско-Пантелеимоновское Подворье Щегловского Монастыря в г. Тула на Никитской ул. Белевский Спасо-Преображенский общежительный – настоятель Архимадрит Петр (гор. Белев). Белевская Введенская Макариевская Пустынь – настоятель Игумен Кирилл (г. Белев). Новосильский Свято-Духов – Игумен Лазарь (г.Новосиль). Тульский Успеский женский – настоятельница Игумения Херувима (г. Тула). Каширский Никитский женский – настоятельница Игумения Сергия (г. Кашира). Белевский Крестовоздвиженсий женский – настоятельница Игумения Евгения (гр. Белев). Успенско-Иверский общежительный женский – настоятельница Игумения Флавиана (гор. Венев). Богородице-Владимирская Пустынь при с-ц Липов, Крапивенского уезда – настоятельница Игумения Ольга (ст. Сумароково М.К. жел. дор.) Спасо-Казанская женская Община, при с-ц Дворянинов, Алексинского уезда – и. д. начальницы Надежда Димитриевна Давыдова (ст. Димитриевское).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прп. Серафим Саровский называл Г. п. «великой школой иноческой жизни». Глинский устав был заимствован мн. мон-рями (ок. 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя свт. Николая Чудотворца , Святогорского Зимненского , Щегловского тульского , Оптина болховского , бузулукского в честь Преображения Господня , Чуркинского и др мон-рей. Прп. Филарет составил также уставы для 8 жен. мон-рей, в т. ч. екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери , Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери , челябинского в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», Казанского мон-ря в г. Троицке Оренбургской губ., мензелинской во имя прор. Илии общины Уфимской губ. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игум. Филарета прилагалось к уставам мн. жен. мон-рей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 г. разослано во все 37 епархий «для руководства в управлении монастырями и братией» (РГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д.1000). В Г. п. поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо. Братия До иером. Филарета (Данилевского) обителью управляли строители, с 1839 г.- игумены, с 1887 г.- архимандриты. После кончины прп. Филарета, т. е. с 1841 г., Г. п. управлял игум. Евстратий (Яковлев), с 1855 г.- игум. Авксентий, с 1857 г.- игум. Иоасаф, с 1861 г.- игум. Иувеналий (Половцев), с 1862 г.- игум. Иннокентий (Степанов), с 1888 г.- схиархим. Иоанникий (Гомолко), с 1912 г.- архим. Нектарий (Нуждин). По ходатайству прп. Филарета перед имп. Александром I с 1821 г. настоятели избирались из числа братии. К 1817 г. в Г. п. проживало ок. 25 насельников, в 1823 г.- более 40 чел., в т. ч. 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 монаха. В 1837 г. игум. Филарет писал имп. Николаю I, что «братство, получив твердое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось» и составляло ок. 100 чел. В 1885 г. в Г. п. проживало ок. 340 чел., в т. ч. игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников, в 1903 г.- 481 чел., в т. ч. 3 архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1910 г.- 507 чел., в т. ч. архимандрит, 28 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 96 монахов, 100 послушников. В 1909 г. выходцы из крестьянского сословия составляли до 75% братии, насельники в возрасте до 40 лет - 65% братии.

http://pravenc.ru/text/165143.html

В дек. 1857 г. Н. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и, видимо, произвел благоприятное впечатление на митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) , способствовавшего его дальнейшему карьерному росту. В 1858 г. Н. была поручена ревизия Оренбургской консистории и оренбургских духовно-учебных заведений и уфимских муж. и жен. мон-рей. По окончании ревизии 17 мая 1859 г. Н. назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Митр. Григорий предполагал поставить Н. викарием С.-Петербургской епархии. Но из-за скорой кончины митрополита (17 июня 1860 г.) это назначение не состоялось. 22 окт. 1860 г. в столичном Казанском соборе Н. был хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского, в нояб. прибыл в Тулу. При нем велось строительство Щегловского тульского в честь Пресвятой Богородицы монастыря . В обители архиерей освятил 9 июня 1863 г. первую (домовую) ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (в нее перенесли копию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение»), а 8 сент. 1864 г.- 2-этажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Высочайшим соизволением и определением Синода от 30 сент. 1868 г. мон-рь был учрежден. 24 мая 1886 г. в честь 25-летия служения Н. на Тульской кафедре в Щегловской обители заложен теплый храм во имя прп. Никандра Псковского, освященный 24 сент. 1889 г., в день памяти этого святого. Н. особо заботился о жен. обителях. В 1861 г. он выдал Каширской жен. богадельне (см.: Каширский во имя великомученика Никиты женский монастырь ) «сборную книгу» и благословил одну из сестер отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 44-45). По ходатайству Н. указом Синода богадельня была обращена в общежитие, открытие к-рого епископ возглавил 27 июля 1862 г. Когда в 1884 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, Н. возглавил его торжественное открытие. В 1893 г. Н. поддержал инициативу вдовы полковника Г. К. Голикова по устроению в имении Липово Крапивенского у. Тульской губ. жен. общины (см.: Липовская в честь Владимирской иконы Божией Матери женская пустынь ).

http://pravenc.ru/text/2565278.html

Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы - настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма. Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма. Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом. Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901 г. и «Скоропослушница» начала XX века. Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930 г. Чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него. Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах. В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001 г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).

http://sobory.ru/article/?object=06946

В 1998 году по благословению Тульского митрополита Серапиона (Фадеева) Успенский храм села Венев-монастырь был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, а 1 ноября того же года он был обращен в сестричество. Год спустя указом Священного Синода от 19 июля 1999 года сестричество было преобразовано в женский монастырь, настоятельницей которого была назначена монахиня Алексия (Бажина). За сравнительно короткий срок с 1999 года в Веневе монастыре произошло много созидательных событий: отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нем же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в Веневе монастыре проживает 10 насельниц. Монастырское хозяйство – скотный двор, молочная ферма, огород, парники, маленькая пасека, восстанавливаемый фруктовый сад — все это на хрупких плечах небольшой женской монашеской общины. Небольшими группами и поодиночке приходят в это святое место паломники, которым всегда покажут и расскажут историю Венева монастыря поистине являющегося жемчужиной земли Тульской. Архитектура [ править править код ] Архитектурный ансамбль Свято-Никольского Венева монастыря занимает видное место среди немногих в Тульской области памятников церковного искусства, созданных до XVIII-ro века. Каменный храм, построенный в конце XVII века вместо обветшавшей деревянной церкви, сохранился с внешней стороны почти нетронутым. Как свидетельствует издание «Приходы и церкви Тульской Епархии» 1895 года (с.672) нижний храм во имя свт. Николая был освящен в 1696, верхний Успенский — в 1701 году. С северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже которой располагалась настоятельская келья. Как и большинство памятников этого периода, Венев монастырь является творением неизвестного архитектора, потрудившегося с весьма талантливым коллективом. Усилием многих был создан исключительно цельный архитектурный памятник, в котором удачно сочетались гармония, красота и простота.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_жен...

Венев-монастырь в XV веке вместе с Веневом вошел в состав московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI века, Венев также находился в Засечной черте. Город Венев в церковном отношении в первое время своего существования зависел от Рязанской епархии, с 1662 г. и до открытия Тульской епархии причислялся к Коломенской кафедре, а после открытия Тульской епархии в 1799 г. вошел в ее состав. Первое упоминание о монастыре встречается в «Книге степенной царского родословия» в 1407 г. в рассказе о кончине и погребении в Венев-монастыре смоленского князя Юрия. А по легенде, записан¬ной в середине XIX века Д. Г. Гедеоновым, монастырь был основан в XIII веке на ме¬сте, где остановились греческий священник Евстафий и его спутники, перено¬сившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. В начале XV столетия здешняя обитель была в особенном уважении московского князя, за благоденствие иноков и просвещенную ревность к пользам земли русской. Надо заметить, что первоначально монастырь был мужским, но в 1782 г. был упразднен. Монастырский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского и использовался как приходской. И только в начале 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, 1 ноября того же года обращенного в сестричество. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в Свято-Никольский женский монастырь. Само расположение монастыря среди когда-то дремучих лесов говорит о том, что первоначальными поселенцами могли быть благочестивые отшельники и сторожевые люди русского государства. По преданию, в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер.

http://sobory.ru/article/?object=02415

Сначала для новоназначенного тульского владыки среди прекрасной природы бывшей Щегловской засеки в 1810 году был построен архиерейский вместительный загородный дом-дача. В связи с тем, что в штат архиерейского дома входило несколько монашествующих, на даче был освящен домовый храм и заведен монашеский уклад жизни. В середине XIX века по инициативе и на средства Московского купца Василия Ивановича Макарухина (основателя монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного монастыря.В мае 1860 г. состоялась закладка центрального собора, который через четыре года (8 сентября 1864 г.) был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. Одновременно с храмом строили колокольню, два корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550 м с угловыми башнями и хозяйственные постройки. Весь комплекс зданий был построен в течение 6 лет. Был отремонтирована и архиерейская дача, теперь это были настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. Ранее в соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями. Судьба его неизвестна. Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи. Место указал схимонах Варсонофий. На колодце была плита с надписью: «Почерпите с веселием от источника спасения». Основатель монастыря преподобный Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу " Млекопитательницы " в Москве, где принесенный с Афона список с иконы пребывал два месяца. Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы он получил укрепление в вере и задумал употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело - построить монастырь в честь иконы Божией Матери " Млекопитательница " . В устроении духовной жизни Богородичному Щегловскому мужскому монастырю в XIX веке помогали Русский Пантелеимонов на Афоне монастырь и Глинская пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=00878

Ограда на основательном фундаменте из каменных столбов с деревянной решеткой была украшением храма и всей этой местности. Внутреннее пространство Казанской церкви было расписано, пол был каменный. Дубовые алтари, резной и точеный иконостас из липы, множество старинных икон в дорогих окладах, серебряная утварь и напрестольные кресты говорили о том, что церковь в Мясново, по своему статусу сельская, была красивой и благолепной, с любовью обустроенной. Надпись на одном из крестов гласила: «В 1770-м году…построен сей крест мирским подаянием в село Клин в церковь Казанския Богородицы рачением священнослужителей и старосты». В советское время храм был закрыт. Постановление «О закрытии Казанской церкви поселка Мясново» подписано 17 января 1933 года. Закрытая, оскверненная и разграбленная церковь разделила судьбу церквей по всей России, из уникальных церковных ценностей и святынь почти все утрачено. Храм вскоре и снесли. Прихожане Казанской церкви некоторое время продолжали собираться на богослужения в доме у священника. Богадельня для инвалидов была закрыта. Уцелел старинный намоленный образ святого Николая. Надпись с обратной стороны гласит: образ написан иноками Святой горы Афон Благовещенского скита русской Пантелеимоновой обители по заказу тульского купца, который заказал икону для Казанского церкви. Сегодня икона Николы чудотворца из мясновской Казанской церкви хранится в верхнем храме Всехсвятского кафедрального собора Тулы, видеть образ и помолиться перед ним может каждый – он расположен слева от царских врат. Восстановить прежний облик церкви в новое время помогли архивные документы, в том числе, «Главная церковная и ризничная опись Тульской епархии и уезда села Мяснаго Казанской церкви за 1857 год». Современное состояние [ править править код ] История нового храма началась в ноябре 2001 года в Богородичном Щегловском Пантелеимоновом монастыре на официальной встрече епископа Тульского и Белевского Кирилла и мэра Тулы Сергея Казакова. Обсуждение реконструкции монастыря перешло в разговор о судьбе Мясново, в котором более 24 тысяч жителей были лишены приходского храма. Мэр не возражал против строительства и выделил участок земли.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Казански...

   001   002     003    004    005