В 1667 г. он был избран в епископы и для видимости опять перешел в православие. Однако против этого избрания выступил Перемышльский епископ Антоний Винницкий и отказался постричь и посвятить его, а также запретил и духовенству Львовской епархии совершить над ним пострижение. Почти силой Шумлянский добился своего пострижения от игумена Креховского монастыря и был посвящен в сан диакона и иерея Луцким епископом; рукоположения же в епископы он успел добиться (1668) лишь от греческих изгнанников — Филиппопольского митрополита Софрония и др. Против Шумлянского восстало и Львовское Ставропигиальное братство, выставившее своим кандидатом на Львовскую кафедру Свистельницкого, который и был посвящен Винницким. Между обоими кандидатами возникла ожесточенная борьба, продолжавшаяся 5 лет. Лишь с восшествием на Польский престол Яна Собесского, личного друга Шумлянского, последнему удалось победить своего соперника. В1675 г., оставаясь епископом Львовским, он был назначен и администратором Киевской митрополии. Будучи в душе униатом и ревностным поклонником шляхетских идеалов, Шумлянский с пренебрежением смотрел на православное духовенство, и, неудивительно, что он склонился на сторону латино-униатской партии и стал действовать в ее духе. К Шумлянскому примкнул кандидат на епископию Перемышльскую Иннокентий Винницкий, один архимандрит и один игумен, и все они изъявили готовность принять унию и привлечь к ней прочее духовенство. Всеми ими руководил материальный расчет. Шумлянский, стоявший во главе этого движения, еще в 1677 г. писал папе Иннокентию XI, выражая в письме готовность отречься от православия и вновь присоединиться к унии. Папа потребовал от Шумлянского открытого присоединения к унии, но Шумлянский пока не нашел возможным решиться на это. У него зародились более широкие планы. Он и его единомышленники хорошо понимали, что при всех вещественных благах им будет очень неудобно, если они одни примут унию без паствы, в силу чего Шумлянский составил целую программу действий совращения православных в унию, основным требованием которой была тайна, ибо он полагал, что еще не наступило время действовать открыто.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Церковное воссоединение Малороссии с Москвой имело для Киевской Церкви крайне важное значение: на Левобережье окончательно нормализовалась и стабилизировалась церковная жизнь. Однако на Правобережной Украине подобное было невозможно по причине ее возвращения под власть Польского короля. В 1686 г. был заключен вечный мир между Москвой и Польшей, при этом 9 статья мирного договора подчеркивала, что верующие, принадлежащие к православным епархиям - Львовской, Перемышльской, Луцкой и Мстиславской - не должны быть утесняемы и принуждаемы к перемене православной веры на унию и латинство. Но хотя польское правительство и признало каноническую зависимость этих епархий от Киевского митрополита Московской юрисдикции, здесь с неизбежностью следовало ожидать нового наступления католиков на права православных, что вскоре и произошло. В 1691 г., Иннокентий Винницкий открыто объявил о принятии унии подчинил свою Перемышльскую епархию папскому Риму. К 1694 г. Иннокентию удалось сломить сопротивление последних противников унии в своей епархии. Иосиф Шумлянский, будучи тайным униатом, нескоро объявил о своем переходе в юрисдикцию Рима. Долгое время он продолжал поддерживать сношения с Патриархом Московским и всея Руси Адрианом, лицемерно убеждая его в своей верности Православию. Шумлянский даже выступил с проектом возобновления Галицкой православной митрополии, которая была бы независимой от Киевской и находилась в юрисдикции Московского Патриархата. В 1694 г. Шумлянский собрал во Львове епархиальный собор, на котором призвал свою паству к соединению с Римом. Но Иосифу был дан решительный отпор: против унии наиболее резко выступили православные монахи и шляхта. Это возымело действие, и Шумлянский вновь отложил свое намерение открыто объявить о своем униатстве и стал поддерживать отношения с православным Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским, преемником скончавшегося в 1690 г. Гедеона. Чтобы подвигнуть Иосифа к окончательному переходу в униатство, католики решились в 1697 г. обнародовать акт католического исповедания веры, подписанный Шумлянским. После этого от него, как от предателя, отвернулись многие православные верующие. Власти Речи Посполитой положили конец колебаниям Иосифа, запретив ему войти в управление приходами освобожденной от турок по Карловецкому миру Подолии, входившей в состав его епархии, но временно переданной под начало униата Иннокентия Винницкого. Стремясь сохранить свой контроль над Подолией, Шумлянский наконец согласился открыто объявить о своем переходе в унию, что и было им сделано в Варшаве в 1700 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

Хотя И. Шумлянский в молодости не отличался христ. ревностью, именно его после смерти осенью 1666 г. Львовского правосл. еп. Афанасия (Желиборского) местное духовенство и шляхта избрали в янв. 1667 г. кандидатом на Львовскую кафедру. И. Франко и З. Лисевич писали, что незадолго до избрания И. Шумлянский был униатом, но еще при жизни еп. Афанасия (Желиборского) он отрекся от унии и присоединился к правосл. Церкви. Избрание И. Шумлянского состоялось на «партикулярном сеймике» с участием правосл. шляхы и духовенства Галичины, прошедшем в Галиче между 24 янв. и 1 февр. 1667 г. 27 февр. того же года Шумлянский получил грамоту кор. Яна II Казимира на Львовскую епископию «за услуги, оказанные Речи Посполитой под Чудновом и за Днепром». Эта номинация вслед. начавшегося в янв. 1668 г. противостояния Шумлянского с др. кандидатом на Львовскую кафедру - Иеремией (Свистельницким) неоднократно подтверждалась королем. В марте-июле 1667 г. в разных местах - в Галиче, в Рождество-Богородицком мон-ре в с. Сварычев (ныне Ивано-Франковской обл.) (15 марта), в Гошевском Преображенском мон-ре в с. Гошев (12 апр.) и во львовском Свято-Юрском соборе состоялись элекционные (выборные) собрания, в к-рых участвовали правосл. шляхта, протопопы, приходское духовенство и члены братств, поддержавшие кандидатуру Шумлянского; были приняты декларации о его «вольном избрании-элекции». Одновременно Шумлянский заручился протекцией неск. влиятельных правосл. деятелей. В частности, Феофил, игум. Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , 22 июня 1667 г., при посещении И. Шумлянским скита, дал ему свидетельство о том, что тот достоин епископства; последний в свою очередь принял присягу на сохранение верности Православию. В нач. осени 1667 г. И. Шумлянский в Креховском Преображенском мон-ре принял монашеский постриг с именем Иосиф, 4 нояб. того же года был рукоположен во иерея Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в церкви мест. Степань Луцкого повета. В связи с оппозицией по отношению к И. членов Львовского братства , части правосл. шляхты и приходских священников, администратора Киевской митрополии в пределах Речи Посполитой митр. Антония (Винницкого) и избранного по его протекции 11 янв. 1668 г. на Львовскую кафедру Иеремии (Свистельницкого) И. не смог получить епископскую хиротонию от Ясского митрополита и др. румын. архиереев, поскольку противники И. распространяли слухи о его склонности к унии. Впосл. И. добился епископской хиротонии от 3 странствующих греч. архиереев. 1 февр. 1668 г. в ц. свт. Николая в с. Висучка на Зап. Подолье (ныне с. Высичка Борщёвского р-на Тернопольской обл.) И. был хиротонисан во епископа Львовского Софронием, митр. Филиппопольским и экзархом Македонским, Феофаном, митр. Хиосским и Кикладским, и неким Даниилом, экзархом К-польского патриарха. По др. сведениям, названные архиереи совершили хиротонию И. по повелению польск. короля в Яссах в кон. янв. 1686 г. ( Петрушевич. 1873. С. 598).

http://pravenc.ru/text/578563.html

1022 Афанасий умер в 1666 г. По смерти Желиборского, на епископскую кафедру были два претендента: Евстафий Свистельницкий и Иван Шумлянский . Шумлянский прежде служил в военной службе под хоругвию гетмана, впоследствии короля, Яна Собиесского, часто жил при его дворе и там хорошо был принят по своему веселому нраву. Свистельницкий также принадлежал к шляхте. Народ разделился на партии. Шумлянский, имея большое родство в шляхте и привлекши на свою сторону несколько лиц низшего сословия, тайно собрав где-то свою партию, которая и избрала его в епископы. Но митрополит Антоний Винницкий, духовенство, большая часть шляхты и братство, не признавая его правильно избранным, избрали другое лицо – Свистельницкого, который и посвящен в 1668 г., приняв имя Иеремии . Между тем Шумлянский прибегнул к покровительству латинского архиепископа и, по ходатайству его и своей родни, получил королевскую привиллегию на львовское епископство; но, не надеясь на посвящение киевским митрополитом, отправился заграницу и посвящен был в Яссах греческим епископом Софронием, митрополитом филиппопольским, и Феофаном митрополитом хиосским, 1023 как впоследствии оказалось – по винам своим лишенными сана; 1024 а возвратившись в Львов, силой завладел епископской резиденцией, склонив на свою сторону соперника Антония Винницкого, митрополита Нелюбовича-Тукальского. 1025 Таким образом в Львове стали два епископа, и хотя оба выдавали себя за православных, но народ уже разделился на две стороны. Иеремия Свистельницкий, последний православный епископ львовский, умер в 1676 г. Иосиф Шумлянский , оставшись один львовским епископом, тотчас же принял унию и в 1677 г. 1 марта дал клятву в оной в королевском дворце в Варшаве. (Присяга его на латинском языке находится в архиве греко-униатских митрополитов, кн. XVII, 741). Несмотря на то, в 1679 г. королевской привиллегией поручена была ему администрация православной киевской митрополии, так как Иосиф скрывал свое отступничество. В 1680 году он разослал по своей епархии, в наставление священникам, составленную им и напечатанную в Уневе книжку, под заглавием: «Зерцало до предзрения и латвейшего разумения веры святой». В 1687 г. разослал также напечатанную в его собственной типографии во Львове «Метрику албо реестр для порядку церкви святой», причем, в окружном послании, увещевал священников ревностно исполнять пастырские обязанности, вести трезвенную жизнь и носить одежду приличную сану. (А. 3. Р. V, 167–169).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

По смерти м. Иосифа Тукальского, когда обе стороны Малороссии упрочились за Самойловичем, и когда, видимо, настало более или менее удобное время для подчинения Киевской митрополии московскому патриарху, старый номинальный митрополит Антоний Винницкий через своего секретаря в г. Львове начал тайком просить совета у русского варшавского резидента Тяпкина, как бы получить от великого государя Киевскую митрополию, потому что Тукальский умер, а он Антоний имеет на нее привилегию от двух королей. «Получит, если заслужил», ответил Тяпкин. В своем письме Антонию резидент подробнее выразил свое удивление, что епископ только теперь припомнил милость великого государя, за которую не известно заплатил ли хотя одной молитвой или одной бескровной жертвой и слишком поздно заявляет желание служить московскому царю 1079 . Антоний после такого ответа едва ли еще осмеливался просить о митрополии. Его сосед львовский владыка Иосиф Шумлянский 1080 также не прочь был занять митрополичью кафедру и добился большего, чем перемышлский владыка. Он еще в 1673 г. получил в администрацию Киевскую митрополию при Львовской епископии, а в 1677 г. – некоторые митрополичьи имения. Шумлянский, будучи сторонником польского короля, действовал всецело в интересах Польши. Он и кандидат на перемышльскую кафедру Иннокентий Винницкий вошли даже в тайные сношения с польским правительством, изъявив готовность принять унию. Материальные интересы в проекте соединения стояли на первом плане. Шумлянский требовал, чтобы средства Львовской епископии и Киевской митрополии были соединены и, конечно, отданы ему. В 1680 г. состоялся Люблинский сейм по вопросу о соединении православия с унией. На собор явился Шумлянский, хотя на этот раз ничего не вышло. Но искатель митрополичьей чести и богатства не остановился перед неудачей. Он и Винницкий, жаждавший перемышльской кафедры, в 1681 г. поспешили в Варшаву. Оба искателя тут же перед папскими нунциями приняли унию. Новые сановитые прозелиты настойчиво предлагали созвать новый съезд и составили план соединения. Все это оказалось преждевременным. Шумлянский и Винницкий сами должны были скрывать свое униатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Однако ж они, сколько их мочи будет, никогда добровольно в унию быть не желают». Бывшие в то же время в Варшаве, архимандрит Дионисий Жабокрицкий, номинат луцкой епископии, да игумены Почаевского монастыря Иосиф Исаевич и Бельского монастыря Сильвестр Тронцевич, говорили посланнику, что «ныне благочестивым горше прежнего чинится гонение и ко унии принуждение, а за них-де кроме царского величества стоять иным не кому». В Троицын день состоялось присоединение Шумлянского к унии. «В капуцинском костеле, что построил бывший король, во время мши (обедни), которую отправлял кардинал примас, Шумлянский учинил пред престолом присягу на униатство, чтоб благочестивых греко-российской веры людей в русских краях привесть ему до унии: при которой его присяге были все сенаторы и водили его убранного до алтаря в мантии бискупской; и по той явной присяге и отступлении от благочестия, ради удоверствия его, подписался он, Шумлянский, на престоле, на все статьи, которые до унии надлежат. И сенаторы все ему Шумлянскому поздравляли; а потом он Шумлянский, отступя от престола, сидел в лавке и слушал мшу». Прибыв в Львов, Шумлянский начал насильно отбирать православные церкви и принуждать благочестивых на унию. Коронный гетман Яблоновский, каштелян краковский, придал ему на устрашение благочестивых свою гвардию. Из Львова с плачем писали об этом к русскому посланнику. По настоянию посланника король дал указ Шумлянскому прекратить насилия и возвратить православным отнятые церкви: но бискуп перемышльский, канцлер великий коронный, который был тогда номинатом бискупства краковского, наровя Шумлянскому, не приложил к королевскому листу коронной печати, и так оный королевский лист затем препятствием в действо не произведен». 562 Безуспешное домогательство русского правительства о возвращении православным галицких епархий. Обращение луцкой епархии в униатскую При начале великой северной войны, Петр назначил в Варшаву чрезвычайным посланником и полномочным министром князя Григория Федоровича Долгорукого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Обнажив сабли, они приказали ему собираться в путь. «Одевайся приятель, – говорили они, – не быть тебе более владыкой в Луцке; мы тебя свезем туда, куда нам приказано, там тебя возведут в сан архиепископа Сибири». Жабокрицкий успел укрыться в лагерь гетмана Сенявского и выхлопотал себе охранный лист от короля, но противники в следующем году успели снова захватить его. Дионисий отправлен был в ссылку, где и умер в 1715 году. 987 После низложения Дионисия, православные дворяне волынского и киевского воеводств собрались еще раз для избрания нового православного епископа: под влиянием рекомендации короля и униатского митрополита Винницкого, выбор их в 1711 г. упал на Кирилла Шумлянского , сына бывшего епископа Афанасия Шумлянского, тайного униата, и племянника львовского епископа Иосифа Шумлянского, открытого униата. Польское правительство уже торжествовало в полной уверенности, что семейные предания укажут новому епископу прямую дорогу к унии. Но Кирилл отправился на посвящение не к униатскому митрополиту, а к православному киевскому. «Прибыв в Луцкую епархию, принят от жителей тамошних честно; но, мало в том чести быв, великое от тамошних жителей претерпел гонение и бедное состояние; ибо у него не токмо хлеб в замках отняли, но и самому ему обиды чинили, грозя заточением за то, что в Киеве посвящен». 17-го октября того же года король польский, в бытность его в Померании, по проискам униатского митрополита, перемышльского епископа, Георгия Винницкого, выдал универсал, несмотря на прежде данный, ко всем жителям духовным и мирским, дабы его, Шумлянского, за епископа луцкого не принимали и не признавали, и никакой службы и послушания, как в духовных, так и в мирских делах, являть и исполнять ему не дерзали, под жестоким наказанием, за то, что он поставлен в Киеве, будто, против уложения и обыкновения». Кирилл удалился в Киев и обратился с жалобой к Петру I-мy. В 1714 году Государь отправил к польскому королю грамоту, которая и подана князем Александром Долгоруким в Варшаве 7-го апреля, «дабы, по договорам вечного мира, Шумлянскому, яко невинно изгнанному, паки в оной епархии Луцкой не только свободное пребывание и отправление веры греческого исповедания, но и достойное почтение от всех без препятствия позволено было. Но по той грамоте не только никакого удовольства не показано, но и ответа на оную не учинено». 988 Кирилл остался в Киеве в качестве митрополичьего коадъютора, с званием епископа переяславского, сохраняя, впрочем, до смерти (1726 г.) титул епископа луцкого и острожского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Однако и те документы, которые Величко получил в свое распоряжение, во время их составления вовсе не предназначались к обнародованию. По разным причинам король Ян Собеский был заинтересован, чтобы Иосиф (Шумлянский) и Иннокентий (Винницкий) после принятия унии продолжали считаться православными. Однако, по-видимому, на землях Речи Посполитой нашлись люди, которые разыскали и передали Величко такие документы. О наличии у Величко каких-то контактов с духовенством Львовской епархии говорит помещенный в “Летописи” универсал Яна Собеского от 19 июля 1686 г. об освобождении православного духовенства Львовской епархии от “дворских... тяжаров” и постоев военных. Универсал был внесен “в книги замковые воеводства Галицкого” 27 . Начиная с рассказа о событиях 1680-х гг. Шумлянский становится в повествовании Величко центральной фигурой, с которой оказались связаны происки сторонников унии в Речи Посполитой. Внимание к Шумлянскому не в последнюю очередь было связано с тем, что с течением времени действия этого иерарха стали наносить прямой ущерб и Киевской кафедре, и киевским обителям. Пока Иосиф (Шумлянский) был Львовским архиереем, его деятельность с интересами киевского духовенства практически не пересекалась. Характерно, что в “Летописи” даже не отмечено, когда Шумлянский занял Львовскую кафедру. Положение изменилось, когда 10 марта 1675 г. Ян Собеский назначил Шумлянского администратором Киевской митрополии, подчинив его власти все духовенство Киевской епархии на землях Речи Посполитой. В декабре 1679 г. король еще раз подтвердил это распоряжение 28 . 30 июня 1678 г. Ян Собеский передал Львовскому архиерею имения Киево-Печерского монастыря в Великом княжестве Литовском и на Волыни 29 , а в 1684 г. и саму Киево-Печерскую архимандритию со всеми владениями 30 . Все эти документы остались неизвестны Величко. Очевидно, в той среде, где он вращался, о них не знали или не придавали им серьезного значения, считая их временными распоряжениями, связанными с отсутствием на митрополичьем столе законного митрополита.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

После смерти Афанасия Шумлянского, львовский епископ Иосиф Шумлянский, как администратор митрополии (хотя в Киеве уже был митрополит), взял Луцкую епархию в свое управление и все имущество ее вывез во Львов. 981 Между тем православное духовенство и дворяне Луцкой епархии избрали в епископы светское лицо – знатного и заслуженного в короне, волынского шляхтича, православного и ученого человека, Дмитрия Жабокрицкого . Новоизбранный епископ был родом из Луцка, происходил от отца православного, матери католички, обучался в Кракове; пред избранием в 1695 году в епископы, занимал должность писаря земского луцкого. Польский король Ян Собиесский старался привлечь его к унии, но Жабокрицкий остался непреклонен и даже отказывался от епископства, чтобы только не отступить от благочестия. Опат римский, Виповский, бывший, вероятно, секретарем при короле, убеждал Собиесского не выдавать Жабокрицкому грамоты, указывая на то, что Шумлянский обещает внести в Луцке унию и произвести там элекцию униатского епископа. Но король, отозвавшись о Шумлянском, что он «шалвер, на все стороны поступает неправдой», выдал Жабокрицкому универсал на луцкую епархию. Жабокрицкий занес королевский универсал в луцкие градские книги, а возный воеводства волынского ввел его в управление и во владение епископскими имениями. В это, кажется, время он принял монашеский сан и наименован Дионисием . Между тем Шумлянский, видя, что луцкая кафедра, вместе со всей епархией, ускользает из его рук, отправил к Жабокрицкому львовского игумена Ступницкого, поручив ему выставить на вид луцкому номинату, будто бы, ненравильность в его избрании, состоящую в том, что оно произошло без его ведома и участия, что, конечно, должно огорчать и беспокоить его, как администратора митрополии. Но, поручив своему посланцу заметить это Жабокрицкому, хитрый Шумлянский не настаивал на неправильности избрания, тем более, что оно уже утверждено королем, а намекал только, что нареченному, принимая духовный сан, следовало бы по крайней мере сказать чрез кого-либо: прости и благослови, так как он, администратор, не со вчерашнего дня пастырь в церкви Христовой, и предшественник номината им же, Шумлянским, был рукоположен на луцкую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

—289— лось в обязанность при выборе депутатов на сеймы включать в депутатские инструкции статьи, направленным к защите интересов православия. 1727 Но все усилия православных братств и духовенства спасти чистоту православия в королевстве Польском были тщетны. Львовский епископ Иосиф Шумлянский, назначенный королем в качестве администратора Киевской митрополии в областях короны, вместе со своими многочисленными клевретами, как замечено выше, решил действовать в пользу унии сначала тайно. В марте месяце 1681 года Иосиф Шумлянский, Иннокентий Винницкий и другие духовные лица съехались в Варшаве и в присутствии нунция торжественно присягнули на унию. Вместе с униатским митрополитом Киприаном Жоховским, Иосиф Шумлянский выработал программу для окончательного водворения унии в России. По этой программе ставропигиальные братства отдавались под власть местного епископа. Особо назначенная королем комиссия выработала пункты, определявшие права и льготы, жалуемые униатам, а униатские епископы представили на письме польскому правительству свои соображения о том, чтобы до более удобного времени держать в тайне вновь проектированные меры о насильственном введении унии, и чтобы приготовить к этим мерам постепенно народ и православное духовенство, опасаясь в противном случае восстания и вмешательства соседних держав во внутренние дела польского королевства. 1728 Этой программы стало с того времени держаться польское правительство, и, как увидим ниже, дружные действия католиков, униатов и польского правительства, привели к тому, что к концу XVII века и в начале XVIII века Львовская, Перемышльская, Владимиро-Брестская, Холмская и Луцкая епархии сделались униатскими. В этой неравной борьбе с католическо-униатской силой южнорусские братства не могли уже отстоять своей самобытности и защитить православие. Эти братства, будучи ослаблены нарушением своих вековых связей с Кон- —290— стантинопольским патриархом и с остальною Русью, были подкопаны в своих устоях. Об этом печальном падении наших южнорусских братств и обращении некоторых из них в униатские учреждения мы ниже сообщим краткие сведения, а пока только напомним, что из всех православно-русских епархий в королевстве польско-литовском сохранилась до самого падения речи-посполитой только одна, именно Белорусская епархия. Сохранение православия в Белоруссии, а равно и в некоторых округах польской Украины, явилось следствием воздействия русского правительства на польское правительство в целях защиты православия и русской народности; такое воздействие осуществлялось на основании известного договора с Польшей, заключенного в 1686 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010