Весьма изящна резьба, на внешних стенах храма Самтавийского, особенно виноградные лозы и крест, изваянный со стороны алтаря, с надписью: «да утвердит Господь в век века». Местное предание указывает самое углубление, отколе исторглось пламя, во дни Тамерлана, когда свирепый завоеватель хотел сокрушить на стене большой крест, досель ее осеняющий. Как утешительны такие предания и как отрадно для народа молиться в храме, ознаменованном столь чудным событием! С такою твердою вкрою прошла и устояла бедная Грузия, сквозь все завоевания, огнепоклонников персов, арабов, сельджуков, монголов Батыя и татар Тамерлана, оттоманов и новых персов Шах-Исмаила, Шах-Аббаса и Надира, до наших времен. Каменная ограда, уже обветшавшая, с башнями и бойницами, свидетельствует о бранной эпохе; еще недавно, без укрепления, не могла держаться никакая обитель, потому что шайки лезгин беспрестанно скитались по большим дорогам, и тут лежал главный путь их в Ахалцых, где продавали они своих пленных. Церковь Самтавийская величественна внутри, хотя уже приходит в ветхость и почти обнажена: она празднует Вознесению Господню и имеет еще один придел, во имя Предтечи. Замечательна древняя икона Спасителя, при которой хранится несколько драгоценных складней и крестов, с частицами святых мощей. Живопись её напоминает Цилканскую, светлыми красками, хотя не столь густыми, по ее почитают современною царю Вахтангу, жившему в V веке. Иконостас новый, деревянный, прислонен к старому каменному, весьма низкому. В алтарь, кругом горнего места, сохранились отчасти лики апостолов и двадцати четырех святителей, имена коих трудно разобрать. Помост весь устлан гробницами Амилахваровых, благодетелей обители. В жертвеннике каменная плита знаменует место погребения св. Исидора, пришедшего из Сирии, вместе с аввою Иоанном, но житие коего совершенно неизвестно. Это был последний из отцов сирийских, могиле коего я поклонился. В Кахетии посетил я гробы Давида Гареджийского в его пустыни, Стефана в обители Хирской, епископа Иосифа в кафедральном соборе Алавердском, Зинона в уединенной церкви Икальто и Антония Марткобского, среди развалин его монастыря, ныне обновляемого. В Мцхете мне указали, под алтарем, место упокоения св. Авива мученика, епископа Некреского, и в пещере Мгвимской пустыни могилу её основателя св. Шио, а на горе Зедазенской, в оставленной всеми церкви, самый гроб великого аввы Иоанна, главы 13 отцов сирских. И вот, оставляя Грузию, успел я еще помолиться, над гробами св. епископа Иессея, в Цилкане, и отшельника Исидора в Самтависе. Остальные три гробницы сирские были мне недоступны; только издали увидел я церковь , где почиет Пирр Бретский; Михаил же Улумбийский и Фаддей Степан-цминдский были слишком далеки от моего пути; но для меня утешительно и то, что из числа тринадцати, я мог по крайней мере поклониться десяти. Гори, Уплисцихе, Атене, Сион

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ГРУЗИНСКИЙ СТАРЕЦ, ПРЕПОДОБНЫЙ ГАВРИИЛ УРГЕБАДЗЕ. В 1997 году Грузинская Православная Церковь оказалась в трудном положении. (Духовенство и прихожане нескольких монастырей и церквей Грузии, обратились к Патриарху и Синоду Грузинской Православной Церкви с письменной просьбой о выходе из состава Всемирного Совета Церквей, о разрыве с ней всяких отношений). Патриарх Илия II, благословил священников неусыпно читать Евангелие. Я должен был читать 23-ю и 24-ю главы от Луки. Когда я раскрыл книгу, то обнаружил фотографию отца Гавриила. Я уверен, что старец молится вместе с нами…. После этого по молитвам святой равноапостольной Нины, тринадцати преподобных сирийских отцов, преподобного Гавриила, и прочих грузинских святых Грузинская Православная Церковь вышла из ВСЦ " . (архимандрит Михаил (Габричидзе), настоятель Шио-Мгвимского монастыря) ================================================= НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКА ГАВРИИЛА УРГЕБАДЗЕ. - Когда при тебе ругают твою Веру и ты молчишь – ты хуже того хулителя. - Лучше быть стократ блудником, чем еретиком. - Когда необходимо защищать Веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая Веру, - попадешь в Царствие Небесное. - Экуменизм – сверхересь. - Православная Церковь, – это корабль, плывущий по бурному океану. Мы, православные, находимся на этом корабле, а люди других исповеданий плывут сами. - Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиняться. Но если духовник учит ереси, – беги от него, как от огня. - Горе монаху или монахине, которые не болеют о недугах своего народа. - Христианину не подобает ныть. - Не зная духовного состояния ближнего, не давай ему советы. Твой совет может его погубить. - Печатать иконы в светских газетах – преступление. - Старец постоянно был радостен и благодушен. Но однажды монахиня, которая ухаживала за ним, нашла его заплаканным. Она спросила отца Гавриила о причине слез. Он сказал, что видел на месте Тбилиси развалины, над которыми кружили вороны. В другой раз Старец сказал: Грузия воскреснет, как Лазарь. Пока в Грузии не будет коронованного царя, ничего хорошего не будет. В последнее время Грузия воссияет; Это будет духовный подъём, а не размахивание долларами, как думают некоторые. Много верующих соберутся в Грузии.

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=21...

Еще одним важнейшим монашеским очагом был на протяжении нескольких веков основанный в Болгарии Григорием Пакуриани Петрицонский (ныне Бачков) монастырь. Здесь подвизался Иоанэ Петрици (ум. ок. 1125), а позднее – богослов и переводчик преподобный Иоанн Чимчимели (конец XII – начало XIII в., память 10/23 февраля). Он перевел «Толкование на книгу Екклесиаста» Митрофана Смирнского, «Толкование на книгу Екклесиаста» Олимпиодора Александрийского, Толкования Евангелия от Марка и Евангелия от Луки Феофилакта Болгарского . Постоянная молитва , иноческие подвиги и уединение являются древними формами монашеской жизни в Грузии. О существовании этой традиции начиная уже с VI века свидетельствуют и жития первых известных монахов, «сирийских отцов», и сами их имена и названия основанных ими монастырей: по крайней мере, Антония Марткопского, 18 лет проведшего на столпе (от марто к’опа – в одиночестве находиться, уединяться), Давида Гареджийского (по трактовке царевича Вахушти 14 .205) от груз. слов гаре еджа – удаленно подвизаться) и Шио Мгвимского, который по месту нахождения и по образу жизни был назван Анахоретом и подвизался в пещере – мгвиме. У зачинателей этой традиции в Грузии всегда были последователи. Не случайно именно здесь, по всей Грузии, старцы Глинской пустыни, изгнанные из своего монастыря, нашли прибежище и смогли продолжить свое служение. Характерной чертой грузинского монашества было соединение разных форм аскезы. Они сочетались одни с другими без конфликта, без внутрицерковной борьбы и крайностей в духовных делах. Немаловажную роль здесь сыграло то обстоятельство, что развитие и расцвет грузинского монашества в самой Грузии и за ее пределами пришлись на эпоху, когда все стороны духовного развития находились в гармонии, и внутреннее делание сочеталось с внешними подвигами и строительством. Еп. Кирион 144 в своей книге «Культурная роль Иверии в истории Руси» отмечает, что когда примерно с 961 г., по инициативе византийских венценосцев Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия и почитаемаго ими Афанасия Афонскаго , началось преобразование монастырской жизни на Афоне и «когда, вместо анахоретской жизни, был заведен быт общежительный с определенным уставом, то исихасты сочли это за ограничение своих прав и восстали против Афанасия как главного виновника и насадителя на Афоне общежительного монашества» 145 . Однако, как заключает еп. Кирион, «в 971 го­ду умиротворены были все афониты, исихасты и монастырники, уставом императора Иоанна Цимисхия» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Кроме того, здесь на литии предлагалось чтение из творений Феодора Студита . Последнее составляло собственно принадлежность константинопольского Студийского монастыря. Появление его в чине бдения Дивногорской обители, как и ограничение литии исхождением в притвор, было, очевидно, нововведением XII века в Иерусалимский устав. Сам порядок литии по Шио-Мгвимской рукописи представляется следующим: «По окончании утрени выходим на литанию, поя вышеописанные стихиры самогласны; при пении стихир св. Иоанна Златоуста мы входим в притвор церкви; „Слава, и ныне», Богородичен; диакон кадит братий и произносит вышеописанную великую ектению, мы же – „Господи, помилуй» (25 раз); обычные моления и чтения относящегося к тому дню поучения Феодора Студита ; после поучения диакон (sic!) возглашает: „Услыши ны, Боже», „Мир всем», „Главы наша»; когда мы преклоняем колена, священник молится: „Влады-ко многомилостиве», – и таким образом заканчиваем всё» 402 . Исхождение в притвор, а равно и чтение «Оглашения Сту-дитова», указываются также в рукописи Иерусалимской патриаршей библиотеки; 311. Кроме того, памятник предписывает совершать в конце литии после молитвы «Владыко многомилостиве» чин прошения: «Исходим в притвор; „Слава, и ныне», Богородичен; иерей кадит братий и говорит великое прошение (разумеется „Спаси, Боже, люди Твоя»); „Господи, помилуй» (30 раз) и обычные прошения; и читается дневное „Оглашение Студита»; по исполнении же его возглашает иерей: „Услыши ны», „Мир всем», „Главы наша»; нам же преклоншим колена на землю, молится иерей: „Владыко многомилостиве», – и отпускаемся; затем иерей творит поклон, говоря: „Помолитеся о мне ко Господу, отцы и братия, да избавлюся от страстей и соблазнов злаго»; братия же, стоя на коленях, отвечают: „Бог да спасет и будет с тобою, честный отче, помолися и о нас, отче святый, да избавимся от страстей и соблазнов злаго»; и предстоятелю рекшу: „Бог молитвами отцев наших спасет и сохранит нас», – говорят братия: „Аминь»; и, встав, отходим в келии свои и отдыхаем» 403 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Недостающие в ней тропари: «Просвети очи мои», «Заступник души моея» и — вместо «Яко не имамы» — «Преславная приснодево», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас», выделившись из состава первой части, в соединении с псалмами предыдущего (Син. 868) «почасия повечерия» (50, 66, 69), образуют вторую часть. Третья часть составляется из великого славословия, молитв царей Езекии (книга Исаии 38, 9–20) и Манассии, трех особых тропарей (гл. 2, «Архистратизи Божии», «Память праведнаго», «Апостоли, мученицы и пророцы») с Богородичным («Милосердия сущи источник») и трех молитв — двух нынешних («Иже на всякое время» и «И даждь нам») и одной особенной «Господи Боже небесе и земли, прости ми вся елика согреших». В Синайском часослове XIII b. впервые является малое повечерие в нынешнем его составе, но не как самостоятельная служба с теперешним названием, а как третья часть повечерия, причем во время Четыредесятницы эта часть заменяется другою, вполне соответствующею третьей части нынешнего великого повечерия с молитвою» владыка Многомилостиве» [ 146 ]. В качестве самостоятельной службы малое повечерие выступает впервые в слав. Иерусалимских уставах XIV b. Великое и будничное повечерия Типикон Шио-Мгвимского монастыря XIII b. дает чин для великого повечерия (малое не упоминается) почти буквально тождественный с нынешним; разница в 1-й части: «Господи помилуй» 40 раз, священник говорит: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Пред тропарями «Невидимых враг» замечено «есть впрочем еще и иные тропари повечерия»; пред второй частью замечено: «и начинаем ночную службу великого повечерия» [ 147 ]. Рядом с теперешними двумя видами повечерия славянские Иерусалимские уставы XIV–XVI b. и первые печатные часословы (Краковский 1491 г., Московский 1652 г.) имели еще 3-й вид, средний между великим и малым, под именем «обычной павечерницы». Состав его: первая часть нынешнего великого повечерия от пс. 90 и все нынешнее малое повечерие без символа веры; на первом тропарь из Минеи с Богородичным, на втором седмичные тропари и нынешние «Боже отец наших», вместо «Иже на всякое время» во 2-й части молитва «Нескверная, неблазная».

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Недостающие в ней тропари: «Просвети очи мои», «Заступник души моея» и – вместо «Яко не имамы» – «Преславная приснодево», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас», выделившись из состава первой части, в соединении с псалмами предыдущего (Син. 868) «почасия повечерия» (50, 66:69), образуют вторую часть. Третья часть составляется из великого славословия, молитв царей Езекии (книга Исаии 38:9–20) и Манассии, трех особых тропарей (гл. 2, «Архистатизи Божии», «Память праведнаго», «Апостоли, мученицы и пророцы») с богородичным («Милосердия сущи источник») и трех молитв – двух нынешних («Иже на всякое время» и «И даждь нам») и одной особенной «Господи Боже небесе и земли прости ми вся елика согреших». В Синайском Часослове 806 XIII в. впервые является малое повечерие в нынешнем его составе, но не как самостоятельная служба с теперешним названием, а как третья часть повечерия, причем во время Четыредесятницы эта часть заменяется другою, вполне соответствующею третьей части нынешнего великого повечерия с молитвою» владыка Многомилостиве» 1720 . В качестве самостоятельной службы малое повечерие выступает впервые в слав Иерусалимских уставах XIV в. Великое и будничное повечерия Типикон Шио-Мгвимского монастыря XIII в. дает чин для великого повечерия (малое не упоминается) почти буквально тождественный с нынешним; разница в 1-й части: «Господи помилуй 40 раз, священник говорит: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Пред тропарями «Невидимых враг» замечено «есть впрочем еще и иные тропари повечерия»; пред второй частью замечено: «и начинаем ночную службу великого повечерия» 1721 . Рядом с теперешними двуми видами повечерия славянск. Иерусалимские уставы XIV-XVI в. и первые печатные Часословы (Краковский 1491 г., Московский 1652 г.) имели еще 3-й вид, средний между великим и малым, под именем «обычной павечерницы». Состав его: первая часть нынешнего великого повечерия от пс. 90 и все нынешнее малое повечерие без Символа веры ; на первом тропарь из Минеи с богородичным, на втором седмичные тропари и нынешние «Боже отец наших», вместо «Иже на всякое время» во 2-й части молитва «Нескверная, неблазная».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Он тихо почил 13 августа 1978 г. во время чтения отходных молитв. Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе; 1896-1972) родился в Карталинии в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное Училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную Семинарию. Обучаясь в Семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей - Кватахебского, Шио-Мгвимского и других, - в которых читал, пел и иподиаконствовал. В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет местного университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Каллистратом возведен в сан митрополита. Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности на восстановление храма на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Мцхетского собора, а также перенесены святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол. В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную Семинарию, издан Новый Завет на грузинском языке, полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Каллистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках. Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе; 1866-1952) родился в семье священника. Учился в Кутаисском Духовном Училище, затем - в Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Памятники периода распространения агрипнии в палестинских и тяготевших к ним монастырях или вовсе не говорят о совершении каждения на «Господи, воззвах» (рукопись Синайской библиотеки 1097), или замечают очень кратко о нем «кадит по чину» (рукопись Шио-Мгвимского монастыря), что дает основание предполагать, что каждение в этот момент богослужения не составляло повсеместного явления. Отсутствие его в данном случае тем более понятно, если учесть совершавшееся незадолго перед тем каждение храма и притвора перед началом всенощного бдения, а в лавре преп. Саввы – всех храмов обители. Уставы же XIII-XVI столетий предписывают каждение алтаря и всего храма. Диатаксис поручает совершение его диакону: «Во время пения диакон, взяв кадильницу и положив в нее фимиам, пЬдходит к иерею, стоящему перед святым алтарем, и говорит: „Благослови, Владыко, кадило». Иерей благословляет кадило, говоря: „Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Диакон кадит святилище и весь храм и, возвращаясь, полагает кадило» 424 . Возможно, что в указаниях на совершение каждения сказалась практика храмов, совершавших прежде песненную вечерню, где шествие к алтарю с пением светильничных псалмов сопровождалось каждением. Вечерний вход, о порядке отправления которого памятники периода действия Иерусалимского устава в Палестине говорят кратко: «Во время „Яко утвердися» иерей делает поклон игумену и облачается и исходит в храм в преднесении ему лампады без Евангелия, и все обнажают головы; и оба хора, соединившись, поют „Слава, и ныне», Богородичен гласа; если же есть самогласен, то его (поют) на „Славу»; иерей: „Премудрость, прости», монахи: „Свете тихий " " 425  – в период повсеместного распространения Иерусалимского устава в Греческой Церкви подвергается детальной разработке в смысле подробного описания всех действий иерея и сослужащего ему диакона. Эта разработка, сделанная на основе практики торжественных входов песненных чинопоследований, получила в Диа-таксисе следующее изложение: «Когда же поют „Слава, и ныне», исходит иерей (разумеется из своей стасидии), надевает епитрахиль и фелонь и бывает вход.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Панихида может быть совершаема вне связи с другими чинопоследованиями как самостоятельное богослужение: она может следовать непосредственно за литургией Преждеосвященных Даров, в непосредственной связи с повечерием и даже с полунощницей. Во всех случаях, будет ли она начата до полуночи, в полночь или после полуночи, в идее она оправдывала свое название как всенощное богослужение. Агрипния должна начинаться вечером и оканчиваться утром. В типиконах XII-XIII веков, например Синайской библиотеки 109 Шио-Мгвимского монастыря XIII века без номера 157 , указывается начало агрипнии после захода солнца, а рукописи Синайской библиотеки 1094 XII-XIII веков 158  и 1097 1214 года 159 , а также Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 XVI века 160  уточняют это время: по малом заходе солнца, или, что то же, вскоре по заходе солнца. В уставах с особой тщательностью указывается время окончания агрипнии: «Должно екклисиарху иметь тщание в псалмопении и в чтении, дабы отпуст был при восходе солнца. Должно знать, что так принято в Палестине оканчивать агрипнию при восходе солнца, утрени же прочих дней седмицы – еще во тьме» 161 . Поскольку агрипния начиналась с заходом солнца и оканчивалась при его восходе, в нее входили вечерня и утреня. Таким образом, агрипния представляла в подлинном смысле бессонное бодрствование. Столь продолжительное богослужение, к тому же без вечерней трапезы, вызывало необходимость подкрепления сил. С этой целью между вечерней и утреней, обычно в притворе храма, совершалось благословение хлебов и их вкушение. Таким образом, в агрипнию входили: вечерня, обряд благословения хлебов и их вкушение и утреня. В таком виде агрипния становится известной уже из «Повествования о путешествии отцов Иоанна и Софрония 162 », в котором описывается посещение ими на Синае аввы Нила и беседа их по поводу агрипнии с последним 163 . Если панихида, по крайней мере до X века, представляла соборно-приходское богослужение, то агрипния возникла в Палестине; на основе иноческого правила псалмопения и, таким образом, представляла собственно монастырское богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Подобно Шио Мгвимскому, преподобный Зенон поначалу жил отшельником в непроходимой горной пустыне в верхней Кахетии, а спустя несколько лет основал монашескую обитель в местечке Икальто. В обители был возведен храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в котором и был впоследствии погребен святой Зенон под спудом. Эта обитель со временем была расширена и украшена духовником святого царя Давида III Агмашенебели святым Арсением. Было построено обширное здание школы, в которой училась кахетинская молодежь. Игумен Арсений собирал жития грузинских святых и для многих составил службы. Вокруг монастыря возникло несколько монашеских скитов. Позднее персы разрушили все, кроме главного храма. Место это одно из самых памятных в Кахетии. Святой Тате (Фаддей) Пещерник Один из двенадцати учеников преподобного Иоанна иеромонах Фаддей (в грузинском варианте Тате), как мы уже знаем, основал по благословению своего учителя монастырь при подошве горы Зедазени. После кончины святого Иоанна отец Фаддей отправился в горы с проповедью Евангелия. В разных местах построил он несколько церквей, в том числе в городе Урбниси, первом грузинском городе, куда на пути в Мцхету пришла святая Нина, – здесь были залечены ее израненные ноги. Он обошел всю Карталинию и наконец остановился неподалеку от впадения реки Ксани в Куру, на горе Цлеви, где выкопал себе пещеру, и там стал в одиночестве предаваться посту и молитве. Одиночество его вскоре было нарушено: местные жители стали его посещать, а некоторые и оставались жить рядом с ним по его благословению. Так возник монастырь с храмом в честь первомученика архидиакона Стефана. Число иноков быстро умножалось. Но преподобный Фаддей – или отец Тате – по-старому жил в своей пещере, ничего не меняя в своей монашеской жизни. По его завещанию здесь он и был погребен. Преподобный Исидор (Издериос) Как и преподобный Фаддей, иеромонах Исидор проповедовал долгое время в горах, а потом основал монастырь невдалеке от обители Фаддея – на берегу речки Рехулы, впадающей в Куру. В этом монастыре был построен великолепный храм в честь Нерукотворенного Спаса. Здесь и упокоился святой – близ алтаря, под спудом. До начала XIX века здесь имел свое местопребывание епископ Самтавийский. При упразднении кафедры монастырь был закрыт, а храм сделан приходским. Но никем не было забыто, что в этом храме почивают святые мощи удивительного подвижника отца Исидора, доброго старца и пастыря. Преподобный Пирр Бретский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010