323 По сообщению архимандрита Антонина, на Синае, кроме главного храма в честь великомученицы Екатерины, было еще 16–17 «малых церквей», из них вблизи главного храма – церковь Архангелов, церковь Трех святителей и церковь св. Моисея («итак, на протяжении 50 сажен 4 церкви» (Записки. С. 369). А. С. Норов уточняет расположение церкви пророка Моисея: «В полуденной стороне ограды находятся приделы св. Николая, пророка Моисея, св. Димитрия и Трех иерархов» (Иерусалим и Синай. С. 117). 325 Судя по упоминанию в литийном прошении имени Георгия Победоносца, описываемая лития совершалась в храм его и храм Симеона Чудотворца. Такие храмы были в монастыре Симеона Дивногорца, устав которого излагает Шио-Мгвим-ская рукопись. Однако это не дает нам основания видеть в обоих памятниках устав одного и того же монастыря Симеона Дивногорца, так как рукопись 311 говорит в этом же чине бдения еще о храмах апостола Иакова, брата Господня, и Пресвятой Троицы, о чем не упоминает вовсе Шио-Мгвимская. Более вероятно, что рукопись 311 имеет в виду какой-то другой монастырь, быть может, находившийся под влиянием обители Симеона Дивногорца и имевший храмы, как и тот, в честь преп. Симеона и великомученика Георгия. Влияние на неизвестную обитель славного монастыря преп. Симеона Дивногорца вполне возможно, как было и влияние лавры преп. Саввы Освященного на монастырь самого преподобного столпника, отражением чего в Шио-Мгвимской рукописи является упоминание в литийных прошениях имени преп. Саввы. 329 Дмитриевский. Описание, III. С. 411. О месте, где покоятся мощи великомученицы Екатерины, А. С. Норов говорит: «По окончании литургии мы введены были в алтарь, где покоятся мощи великомученицы Екатерины. Я поражен был великолепием алтарного свода, который весь состоит из превосходной мозаичной картины, изображающей Преображение Господне и современной построению храма. Мощи св. Екатерины заключены в небольшой раке из белого мраморалЛевая часть этой раки находится в алтаре, а правая сторона выходит из алтаря, так что можно прикладываться к святыне, не входя в алтарь» (Иерусалим и Синай. С. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Этот эпизод со всей ясностью показывает как ревность преп. Саввы к соблюдению установленного им в лавре чина всенощного бдения, так и то значение, какое он сам и эконом лавры придавали вопросу питания иноков во время агрипнии. Преподобный, считая вескими доводы эконома лавры к отмене всенощного бдения за отсутствием в обители какой-либо пищи для вкушения во время бдения и в то же время горя ревностью к церковной службе и, отсюда, не желая отменять богослужение, предпочел послать в город с каким-либо ценным сосудом или ризой, чтобы продали их и купили необходимые для совершения всенощного бдения продукты питания. Обряд хлебоблагословения совершается, по всем памятникам, чтением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов», причем по рукописи 1096 Синайской библиотеки, отражающей практику лавры преп. Саввы, в этой молитве упоминается его имя 351 , а по рукописи 1097 той же библиотеки, отражающей практику Синайского монастыря, здесь упоминаются пророки Моисей, Аарон, Илия и Елисей и великомученица Екатерина 352 . Рукопись 1097 указывает иерею взять один из благословляемых хлебов в руки и начертать им образ креста 353 , по рукописи 1096, иерей левой рукой держит корзину, а правой трижды благословляет 354 . По Шио-Мгвимской рукописи, «священник берет один из хлебов, осеняет крестообразно и говорит» 355 . Рукопись 311 Иерусалимской патриаршей библиотеки уточняет Шио-Мгвимскую: иерей берет в руки один из хлебов и им делает образ креста 356 . Непосредственно после молитвы, по всем памятникам, читается 33-й псалом до слов «не лишатся всякаго блага», священник становится перед Святыми Вратами и, благословляя крестообразно, говорит: «Благословение Господне на вас»; по рукописи 1096 Синайской библиотеки: «Благословение Господне да приидет на нас» 357 ; то же по рукописи 1097 той же библиотеки 358 . О раздаче и вкушении хлеба рукопись Шио-Мгвимского монастыря говорит: «Келарь разламывает один из благословенных хлебов и дает братии, а также и по чаше вина „ради усталости», как это предано нам отцами» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Католикос, услышав о таком событии, отправился в монастырь, сопровождаемый иереями и диаконами и множеством народа, вынес святые мощи из склепа, и с возжженными свечами и фимиамом и со славословием все пошли на гору в упомянутую пещеру святого, где и положили его тело. Тогда же прекратилось землетрясение вокруг нижнего монастыря. По погребении святого стали истекать бесчисленные чудеса от его святого гроба: одно прикосновение ко гробу исцеляет от душевных и телесных недугов до нынешнего дня. По прошествии многих лет святой Климент, католикос Мцхетский, построил на южной стороне пещеры, где лежало тело святого, церковь в честь Иоанна Крестителя, в приделе которой у самого жертвенника и покоятся святые мощи Иоанна. Таковыми благодатными деяниями просветил и украсил страну Иверскую всехвальный Иоанн. Он научил народ служению Господу не только собственным примером, но и через учеников своих, поэтому святая Церковь Иверская празднует память преподобного вместе с двенадцатью учениками его седьмого мая. Кончина святого последовала между 557 и 560 годами при католикосе Макарии. МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ИОАННУ Зедазнийскому чудотворцу О отче отцев и величие монахов Иоанне, явивыйся ради украшения рода Грузинскаго! О преблаженне причастниче небеснаго царствия! Предстоя престолу Пресвятыя Троицы, призри с высоты небес на ны, недостойныя рабы твоя. Отжени от нас врагов душ наших, умоли свободитися нам от всех душевных и телесных страстей, да от многотревожных греховных вожделений очищеннии, обретем и мы упокоение и да сподобимся славословити в веце будушем Безначальнаго Отца и Единороднаго Его Сына, Всесвятаго Благаго и Животворящаго Его Духа, ныне и присно, и во веки веков! Аминь. Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства Память его 7 мая , с его двенадцатью учениками. Святой и богоносный отец наш Шио происходил из Сирийской страны, из города Антиохии, который был некогда славен многими великими и святыми мужами. Преподобный родился от благочестивых и богатых родителей, имена которых остались для нас неизвестны. Других детей, кроме сего святого Шио, они не имели. Он был единственным утешением их старости и наследником их огромного имения. Счастливые родители воспитывали этот плод своей благочестивой супружеской жизни с великим старанием: сами руководили его в изучении слова Божия и тщательно наблюдали, чтобы он хорошо понимал изучаемое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

За время моего общения с отцом Парфением я никогда не видел его раздраженным, рассерженным или впавшим в уныние. Есть выражение " выйти из себя " , а отец Парфений, казалось, всегда пребывал умом в своем сердце и никогда не выходил из него, как из своей келии. К сожалению, я мало знал о внешних обстоятельствах жизни отца Парфения. Шестнадцати лет он пришел в Шио-Мгвимский монастырь, где настоятелем тогда был архимандрит Ефрем (Сидамонидзе), будущий Патриарх Грузии. Были тяжелые революционные годы. На Церковь обрушились кровавые гонения, перед которыми меркнет черная слава Нерона и Диоклетиана. Из Шио-Мгвимского монастыря вывезли всех монахов и заперли их в метехском храме, превращенном в тюрьму. Часть из них расстреляли, других сослали, остальных же - и в их числе был отец Парфений - после допросов и издевательств выпустили на свободу. Так началась для него одиссея странствий из одного заброшенного монастыря в другой, где ему приходилось скрываться, как зверю от охотников, и там его ловили, избивали, изгоняли или бросали в тюрьму. Однажды ко мне подошел житель Мцхета и сказал: " Я гуриец, а гурийцы общительны, как испанцы; они вступают в разговор даже не познакомившись, поэтому я хочу рассказать вам один случай из моей жизни. Недавно умер мой брат, которого я очень любил, он умер в приюте для сумасшедших. Мой брат был полковником императорской гвардии и был предан императору всей душой, как иногда можем быть преданы мы, гурийцы, которые в душе всегда романтики. Хотя Гурию считали революционной, но, однако, она дала людей, которые шли на смерть, защищая трон. Когда мой брат узнал о свержении и убийстве царя, то это так поразило его, что он сошел с ума, но, может быть, это безумие спасло ему жизнь - как больного его не трогали. Он ходил по улицам нашего села в Гурии и повторял: " Император, восстань, император, выйди из могилы! " . Он был действительно сильный духом и в безумии сохранил свое благородство. А я испорчен и отравлен, я хочу верить в Бога и не могу " . " Мне запомнился один случай, - продолжал он.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

390. Преображенский , мужской, 1-го класса, в гор. Тифлисе. Устроен в 1822 г. при дворцовой церкви во имя св. Ираклия и Дарии, построенной в 1790 г. царицею Дариею, супругою ц. Ираклия II. К м-рю была приписана Шио-Мгвинская пустынь, отчисленная от него в 1887 г. “Жур. Мин. Вн. Д.”, 1844 г., V, 112; “Обз. вл. за Кавк.”, I, 184; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1851 г., 89 (покупка дома для м-ря); 1887 г., 161 (об отчислении от м-ря Шио-Мгвимской пуст.). 391. Преображенский – Моздокский , мужской, упраздненный в заштат. гор. Моздоке, Терской обл., Грозненского у. Основан в полов. XVIII ст. при занятии края для распространения христианской религии. В 1763 г. в настоятели его назначен в сане архимандрита инок Троице-Сергиевой лавры Никанор Николаев. Упразднен в 1799 году. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1025; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 315; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1879 г., II, “Опис. Тр. Серг. лавры”, 115. 392. Преображенский – Ржищевский или Иржищевский , женский, общежительный, Киевской губ. и уезда, в 83 вер. к юго-зап. от Киева и в 3 вер. ниже мест. Ржищева, на берегу р. Днепра. Существование его становится известным с 1649 г., но он был основан значительно раньше предками дворян Вороничей для поддержания правос- лавия и был мужским. В 1687 г. приписан к Кирилловскому Киев. мон., в 1710 г. к митроп. Софийскому дому; впоследствии он был доведен до убожества и в нынешнем столетии считался самым бедным монастырем; наконец, в 1852 г. обращен в женский. При м-ре находится школа. “История Росс. Иер.”, V, 669; Ратшин, 141; Евгений, “Опис. Киево- Софийск. соб.”, в прибавл., 189; Похилевич, “Сказание о насел. мест. Киев. губ.”, 51; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1852 г., 10 (обращ. в женский); 1884 г., 243 (школа); “Акты Зап. Р.”, V, 171 (Гр. 1687 г. Кириллову м-рю о предоставл. ему в управл. Ржищев. м-ря), 239 (Универсал 1692 г. о пожалов. Кириллов. м-рю озер, принадлежав. Иржищев. м-рю). 393. Преображенский – Спасский – Брагинский – Селецкий , мужской, ныне село Селец, Минской губ., Речицкого у., Брагинской волости, в 79 вер. к югу от Речицы и в 5 вер. к сев. от мест. Брагина, на прав. берегу р. Брагинки. Основан в 1609 г. кн. Адамом Вышневецким и супругою его Александрою Ходкевич для укрепления православия против унии. В 1742 г. кн. Мих. Вишневецкий отдал м-рь базилианам; в 1830 г. приписан к Благовещ. Лядинскому м-рю, а в 1842 г. закрыт и обращен в приход. “Минск. губ. вед.”, 1864 г., 50 (год основания); Строев, “Спис. иер. и наст.”, 548; Архим. Николай, “Ист. стат. оп. Мин. еп.”, 163; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1882 г., III, Отд. 1, 449 (дополн. к “Дворц. разряд.”; архим. Панкратий 1626 г.); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Митрополит Зиновий сказал молодому монаху: " Бойся горячо молиться о тех, к кому ты питаешь плотское пристрастие; такая молитва неугодна Богу: в ней содержится тайный блуд. Вверь этого человека Промыслу Божию, а сам забудь о нем. Если исполнишь это, то за твою решимость Господь не оставит его Своей милостью и примет твое забвение как молитву " . Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) [ VII ] долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: " Ты архиепископ, а я Патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу Патриарха " . Патриарх Кирион (Садзаглишвили) [ XIII ] сказал: " Я испытал голод и поэтому храню в своем патриаршем доме сухари " . У игумена Луки [ 13 ] из Сенаки украли крест. Он, узнав, кто это сделал, послал ему цепь со словами: " Я давно хотел подарить тебе этот крест " . Рассказывал архимандрит Парфений (Апциаури): " Когда я был отроком, то мать (мачеха) сама привела меня в Шио-Мгвимский монастырь. Там мне дали послушание пасти коров. Когда я громко молился, то коровы не уходили далеко, не разбегались в стороны, они паслись вблизи меня, как будто слушали молитву " . Рассказывал отец Парфений: " В 20-е годы настоятелем Шио-Мгвимской обители назначили молодого иеромонаха Ефрема ([Сидамонидзе] будущего Патриарха Грузии). Однажды он спросил у меня: " Ты знаешь, что значит открывать и закрывать монастырские ворота? " . Я ответил, что делаю это уже несколько лет. Он сказал: " Ложась спать, повторяй в уме какой-нибудь стих Псалтири и засыпай с ним, этим ты закроешь от диавола свое сердце. Утром, просыпаясь, прежде всего произнеси Иисусову молитву, а затем наизусть какие-нибудь стихи из псалма, этим ты посвятишь начаток своего дня Богу. С Его именем начинай день: открывай ворота монастыря " . Эти слова я принял как благословение игумена и, каким бы я не был уставшим, перед сном читал Псалтирь, затем повторял один из прочитанных стихов и так погружался в сон. Я чувствовал, что и во сне читаю молитву " . Сказал отец Парфений: " Монах за трапезой должен брать столько пищи, чтобы покрыть дно тарелки " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Об иеговистах и сектантах старец говорил так: «Они видимые демоны, сатанисты. Споры и дискуссии с ними вести нельзя. В Евангелии написано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас» ( Мф. 7, 6 ). Однажды профессор Гоги Бочоришвили с семьёй побывал в монастыре. Старец лежал в шезлонге перед своей кельей. Гости подошли к нему, с почтением поздоровались и сказали, что могут пригласить к нему врача. Старец отверг это предложение: «Извините, но я монах, и мне не положено поступать так, как я хочу. Сначала Господь меня лечит, а потом уже врач». Профессор удивился. Слово за слово разговор старца с профессором перерос в спор. Я извинилась перед сыном профессора и сказала, что старец Гавриил – необычный монах. Он засмеялся и ответил, что его отец тоже чудак и они хорошо поймут друг друга. Однажды в знак благодарности старец подарил своему лечащему врачу Зурабу Варазашвили барана, которого пожертвовали в монастырь, со словами: «Труженик достоин награды. Кто не благодарит врача, не благодарен перед Богом». Бескорыстный доктор вежливо отказался от подарка. В тот же день баран издох. При встрече старец упрекнул врача: «Ближний, почему ты оказался непослушным? Впервые в монастыре пожертвованный баран издох». В следующий раз он всё-таки подарил Зурабу другого барана, и врач уже принял его. Двадцать второго мая 2000 года, в день преподобного Шио Мгвимского 17 , сестры Самтаврийского монастыря по традиции побывали в Шио-Мгвимском монастыре. Литургию отслужил владыка Даниил, а вечером в монастырь приехал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и отслужил молебен у гробницы преподобного. Потом все поднялись в трапезную. С балкона хорошо были видны иконостас и фрески храма. Я стояла и молча молилась, потом начала думать об отце Гаврииле, оглянулась и своим глазам не поверила: передо мной была фреска преподобного Гавриила Иверского, Святогорца. Он держал образ Иверской Божией Матери, рядом с ним я увидела иконы великомучениц Шушаники и Кетевани 18 . «Любимые святые отца Гавриила», – невольно подумала я. Необычное чувство овладело мной. Сколько раз бывала раньше здесь, но никогда не замечала этих икон. Я не могла скрыть своей радости. Так через преподобного Гавриила Святогорца, имя которого носил наш старец, мне было послано утешение. Протоиерей Вахтанг (Асатиани):

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово «Зедазени» означает «ввысь и ввысь». Зедазенский монастырь похож на орлиное гнездо, свитое на вершине горы. Как молодые орлы, первыми покинули это гнездо два монаха – Исе и Авив, которые по воле Католикоса и царя были рукоположены в епископы двух древних епархий – Цилканской и Некресской. Исе прославился даром чудес, Авив – борьбой с огнепоклонством, которая окончилась для него мученическим подвигом. Прочих своих учеников преподобный Иоанн после вторичного явления ему Божией Матери разослал во все концы Карталинии и Кахетии, а сам остался на Зедазени вместе с диаконом Илией. Как двенадцать пламенно горящих светильников, двенадцать учеников Иоанна озарили Карталинию и Кахетию неугасимым духовным светом евангельской проповеди – от Триалетских до Кавказских гор. Грузинская Церковь прославляет преподобного Шио как анахорета и пустынника, духом подобного пророку Илие и преподобному Антонию Великому. Он имел власть над дикими зверями и понимал их язык, как Адам в Эдеме. Его монашеская мантия разверзала волны Арагви как милоть пророка Илии – Иордан. Он основал Шио-Мгвимскую обитель в ущелье гор, как преподобный Савва – Лавру близ Иерусалима, с кельями, высеченными в скале, спускающимися уступами вниз на дно глубокого оврага. Скалы около Мгвимского монастыря испещрены пещерными кельями, словно гора стала ульем пчелиных сот, где монахи собирают мед благодати с цветов молитвы и безмолвия. В конце своей жизни преподобный заточил себя, как судья узника, в каменное подземелье, похожее на глубокий колодец. Во тьме затвора душа его созерцала Божественный Свет. Он встретил смерть в своем каменном гробе как вечную жизнь. Церковь называет его «стеной и защитником Грузинского Царства». Преподобный Давид Гареджийский поселился на горе, возвышающейся на западе Тбилиси. У него был особый дар молитвы. Казалось, что он приносил покаяние за всех жителей Тбилиси, даже за тех, кто отступал и отвращался от Христа, и своими молитвенными слезами, похожими на мученическую кровь, хотел угасить огни в капищах Зороастра, которые по ночам сверкали, как глаза волчьей стаи, собравшейся у подножия горы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

904 Серафим (Алексиев), архимандрит; Сергий (Язаджиев), архимандрит. Почему православному христианину нельзя быть экуменистом.– СПб., 1992.– С. 93. 906 Обращение Шио-Мгвимского монастыря от 14/27 апреля 1997 г подписали настоятель архимандрит Георгий ()и архимандрит Иоанн (Шеклашвили); обращение Лавры преподобного Давида Гареджийского от 17/30 апреля 1997 г. было подписано настоятелем архимандритом Григорием (Губахидзе); обращение Зарзмского монастыря от 2/15 апреля 1997 г. было подписано настоятелем архимандритом Георгием (Хабеишвили); обращение Бетанского монастыря от 18 апреля/1 мая 1997 г. было подписано настоятелем иеромонахом Аггеем (Чохели). 907 Обращение Шемокмедской епархии от 6/19 мая 1997 г. подписали настоятель Шемокмедского монастыря архимандрит Николай, настоятель Джихедского монастыря архимандрит Андрей, совместно с отдельными клириками епархии. 909 Григорий (Бербичашвили), епископ. Принципиальность без духовности и любви превращается в фанатизм/Метафрасис. Информационное обозрение.– М.: ОВЦС МП.– 1997.– 9(76).– С. 12. 916 Грузинские монастыри призвали патриарха разорвать евхаристическое общение со всеми Православными Церквами/Метафрасис. Информационное обозрение.– М.: ОВЦС МП.– 1997.– 8 (75).– С. 31. 920 Заявление для прессы и других средств массовой информации/Православная Церковь Грузии [Электронный ресурс].– 2006.– Режим доступа: – Дата доступа: 25.07.2006. 923 Архимандрит Иоанн (Шеклашвили), лишенный сана в ИПЦ Грузии, перешел в Грузинскую Патриархию/Вертоград-Информ. [Электронный ресурс].– 2006.– Режим доступа: http://ww.vertograd.ru/lst/02/06/270d.html – Дата доступа: 15.11.2006. 924 Directory of parishes, missions and monasteries/The Holy Orthodox Church in North America. [Электронный ресурс].– 2007.– Режим доступа: http://spp-tucson.org/aboutus.html – Дата доступа: 30.03.2007. 927 Калоев Б. А. Осетины/СИЭ.– М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1967.– Т. 10.– С. 641–642. 928 Перфильева Л. А. Аланская епархия/Православная Энциклопедия.– М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2005. – Т. 1.– С. 442.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полные Иерусалимские типиконы появляются на Афоне с 13 в. В 1172 г. Иерусалимский устав направляется с Афона в Грузию, в монастырь Шио Мгвимского (сохранилась копия 13 в.). Ряд рукописей этого устава, датируемых 13–14 вв., имеется в России. В 1319 г. архиепископ Никодим, ранее – архимандрит афонского Хиландарского монастыря, переводит Иерусалимский устав на сербский язык. Все это свидетельствует о широком распространении Иерусалимского устава на всем православном Востоке. Начиная с 13 в. в Типиконе складываются т.н. Марковы главы (приписываются Марку, епископу Отрантскому [ум. ок. 911]) – на основе обширных уставных замечаний и приписок на полях к текстам древнейших рукописей 9–10 вв. Один из первых примеров сведенных воедино уставных замечаний дает греческая рукопись 456 Московской Синодальной библиотеки (13 в.), содержащая «Марка грешного иеромонаха свод, составленный на недостающее Типикона». Большое количество типиконов собрал А.А. Дмитриевский , включая Устав Великой константинопольской церкви (имеющийся в рукописях Патмосского монастыря 266, к. 9 в.; бывшей Королевской библиотеки в Дрездене 140, не позднее 1–й пол. 11 в.; Иерусалимской патриаршей библиотеки, ранее – библиотеки Крестного монастыря, 40, 950–970 гг., опубликована о. X. Матеосом), Типикон константинопольского Евергетидского монастыря (имеется в рукописи библиотеки Афинского университета 788, 12 в.) и др. Типикон Великой церкви издан в Афинах в 1913 г. В 1969 г. о. Арранц издал Типикон монастыря Спасителя в Мессине (Cod. Messanensis gr. 115) 1131 г. (см. также: Mancini A. Codices graeci monasterii messanensis S. Salvatoris. Messina, 1907). 961 См.: [ Фикара, святогорец] . Вертоград душевный, сиречь собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных, блаженной памяти иноком Фикарою святогорцем/Переклад [архим.] Леонтия Карповича. Вильно, 1620; Плач кающегося грешника: Покаянные молитвенные размышления на каждый день седмицы инока Фикары, подвизавшегося на святой горе Афонской. 7–е изд. М., 1896 (репр.: СТСЛ, 1994; ряд переизданий). См. также: Ляушун Л. Tpaдыцыi icixaзmy i беларускае праваслаунае адраджэнне канца 16 – пачатку 17 ст.: Да пытання пра агульную мemaдaлariчhyю аснову старажытнай усходнеславянскай khuiжhacцi/Xpыcцiяhcmba i беларуская культура. Мн., 2001. С. 87 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010