Подготовка к посту начиналась под знаком пасхальной трапезы. Вспомните притчу о блудном сыне. Она завершается трапезой, ради которой закалается откормленный телец. Поэтому притча о блудном сыне – на самом деле притча о Евхаристии, о последнем и непрекращающемся пире Царствия, на который позван каждый из нас. Это пир не для каждого лично. Пасха – праздник для всех. Поэтому и притча о мытаре и фарисее, и блудный сын, и описание Страшного суда, и многие другие сюжеты, через которые мы проходили Великим постом – о трапезе, которую мы должны разделить не просто с Богом, но и с людьми, которые рядом. Однако не я звал их на этот пир и не от моего желания зависит, с кем посадит меня Господь за эту таинственную трапезу вечности. В пасхальном богослужении замыкается круг образов и знаков, которые мы созерцали Великим постом. Помогает собрать все эти образы воедино Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, уже не одно столетие читаемое в пасхальную ночь. К чтению и слушанию этого важнейшего текста следует готовиться. И даже если вы хорошо знаете Писание, все же, отправляясь на пасхальную всенощную, перечитайте притчу о работниках в винограднике из двадцатой главы Евангелия от Матфея. «Царство Небесное подобно хозяину, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой» (Мф. 20:1). Так начинается притча. Хозяин выходит на торжище еще в третий час, в шестой, девятый и, наконец, в одиннадцатый, и всякий раз нанимает работников, которые отправляются возделывать виноград. Вечером управитель по повелению хозяина выплачивает каждому по динарию, начиная с пришедших позже всех. Работники первого часа ропщут: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20:11). Как же эти слова напоминают обиду «правильного» брата из притчи о блудном сыне! Но в отличие от кроткого отца этой притчи хозяин дает обидчивым работникам жесткую отповедь: «Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:14-15).

http://pravmir.ru/noch-svyatyih-ogney-i-...

Преодолевая страх, Пилат хотел напомнить Христу о своем великом положении, и тем расположить Его к ответу: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Господь отвечает на эти горделивые слова с Божественной мудростью: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Посему более греха на том, кто предал Меня тебе.» Иными словами, то, что Я в твоих руках, это по попущению Божию. Отдав иудейский народ в подчинение римской власти, Бог тем самым дал тебе власть надо Мной, как Человеком. Однако и ты будешь виновен в Моем распятии, ибо против совести осуждаешь; но большая ответственность ложится на тех, кто добился этого беззаконного приговора — на иудейских начальников. Мудрые слова Господа расшевелили в Пилате его лучшие чувства, и он еще настойчивее стал искать возможности отпустить Его. Тогда враги Христа перешли к крайнему средству: к угрозе обвинить самого прокуратора в измене Римскому императору: «Если отпустишь Сего, ты не друг кесарю.» Это испугало Пилата, ибо императором тогда был подозрительный и жестокий Тиверий, охотно принимавший доносы. Этой угрозой иудейские начальники решили дело. Пилат искренне хотел спасти Христа от распятия, но не ценой своей карьеры. Тогда, воссев на судейское место, он формально оканчивает суд. Это была пятница перед Пасхой, около «шести часов,» — по нашему счету около 12 часов дня. (Евангелист Марк говорит: «Был час третий и распяли Его» (15:25), а от шестого до девятого часа была тьма по всей земле (Матф. 27:45). Сутки делились на четыре части по три часа в каждой. Новом Завете упоминаются часы 1-ый, 3-ий, 6-ой и 9-ый. Шестой час это период времени между 9-ю часами утра и полуднем. Мстя иудеям за вынужденный приговор, Пилат говорит им с раздражением: «Се, Царь ваш!» Этим он бросает жестокий упрек и как бы говорит им: вы мечтаете о возвращении себе самостоятельности, о каком-то высоком звании среди народов мира. Эту задачу никто не способен так успешно исполнить, как этот Человек, называющий Себя духовным Царем Израиля. Как же это вы, вместо того, чтобы преклониться перед Ним, требуете, чтобы я, ненавистный вам римский правитель, отнял у вас вашего Царя, который может осуществить ваши заветные мечтания?

http://pravicon.com/info-862

На самом деле и здесь и там говорится об одном — только по-разному. В Евангелии от Марка подчёркивается, что Крест связан с тремя определёнными моментами дня: «Был час третий и распяли Его… В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: " Элои! Элои! ламма савахфани? " что значит: " Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? " … Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (выделено мной. —  Г.Ч.) (Мк 15:25, 33-34, 37). До сих пор утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы, а перед наступлением вечера совершается девятый час. Евангелие от Марка навсегда связало Крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня. В Евангелии от Марка есть ещё одна деталь, на которой не останавливаются другие евангелисты. После смерти Иисуса к Пилату приходит Иосиф из Аримафеи с просьбой отдать ему Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и спросил, давно ли (Мк 15:44). «Удивился, что Он уже умер» — это важное сообщение для нас сохранил только Марк. Очень богато деталями, каких нет в других Евангелиях, и Евангелие от Луки. Пётр отрёкся от Иисуса уже в третий раз, «и тотчас, когда ещё говорил он, запел петух» (Лк 22:60). «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде, нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды. И, вышед вон, горько заплакал» (Лк 22: б 1-62). Момент, когда Иисус смотрит на Петра, зафиксировал только евангелист Лука. Нигде больше об этом взгляде, брошенном Учителем на ученика в тот страшный момент, не рассказывается. Вторая деталь, которая есть только в Евангелии от Луки, — это встреча с женщинами на дороге ко кресту. Иисус, обращаясь к рыдающим женщинам, говорит: «…дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших» (Лк 23:28). В Иерусалиме богатые женщины готовили одурманивающий напиток, который помогал обречённым на смерть легче умереть. Вероятно, они несли сосуды с этим питьём к месту казни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Так в кончину века вне страны благочестия (христианской Церкви), в среде нечестивых, особенно в среде народов, отпавших от христианской веры и от ее спасительной силы, злые духи снова проявят свою полную власть. В народах и в сердцах, отвергших Христа, найдут место демоны. Здесь в большей мере можно разуметь мусульманские народы, проживающие в тех местах. Откр.9:15 . И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. В предвечном плане Божием от века определено это страшное время, когда силы ада будут выпущены на волю. Точно определён год, месяц, день и час этого события. Тысячелетиями долготерпит Бог восставшее человечество. Но преисполнится чаша Его гнева и опрокинется на землю. Горе, горе, горе живущим тогда на земле! По действию выпущенных злых духов начнутся страшные бедствия, которые унесут в могилу треть человечества. Это будет при антихристе. Мы видим, что всюду поражается одна треть. Так поражены были: третья часть деревьев (8,7), моря (8,8–9), рек (8,10), небесных светил (8,12). Здесь же указано, что погибнет третья часть людей. Возможно, это соответствует отпадению от Бога третьей части ангелов. Смерть будет настигать не только нечестивых людей, но и всех вообще. Множество истинных христиан прольют кровь в исповедании своей веры, окажутся жертвами антихристовых бедствий. Нелегко себе представить, как умерщвлен будет каждый третий. Но вот в малом сатана репетицию уже провел. В течение неполных четырех лет в небольшом государстве Кампучия с населением 8 миллионов собственным правительством уничтожено 3 миллиона своего же народа! Не дыхание ли это преисподней? Связаны еще четыре евфратских ангела, но уже расправляют крылья... Откр.9:16 . Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. Сразу по освобождению четырех ангелов Иоанн видит великое многочисленное конное воинство. Тьма – это десять тысяч. Так что Иоанн видит 200 миллионов всадников. Интересно, что это число воинов ада соответствует числу ангелов предстоящих престолу Божию и виденных пророком Даниилом ( Дан.7:10 ) и Иоанном (5,11). Вряд ли во всех этих случаях следует разуметь конкретное число, скорее это указание на несметность и многочисленность этих воинств. Откр.9:17–18 . Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и cepa. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И когда он молился, то начал испытывать голод. И пришел он, – сказано, – в страх; и видит сходящий с неба сосуд, как бы светлое полотно, привязанное за четыре угла; в нем находился всякий род четвероногих, пресмыкающихся, хищников и птиц небесных. И был, – сказано, – глас к нему: Петр, встань, заколи и ешь. Но он сказал: Нет, Господи, никогда ничего скверного или нечистого не входило в мои уста. И был глас к нему: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это, – сказано, – случилось трижды; и сосуд опять поднялся на небо. И вот, – сказано, – мужи, посланные Корнилием, остановились у дома Симона, спрашивая, здесь ли живет Петр? Дух сказал Петру: Сойди и иди с этими мужами, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» 179 . Это откровение было дано Господом Петру потому, что Христос должен был всех язычников призвать к Своей благодати, чтобы тот не считал уверовавших язычников нечистыми и недостойными, ведь многие иудеи, имея Закон, были большими преступниками, чем разные язычники, которые грешили, не имея Закона. Очевидно, что было бы несправедливо, если пришествие Христово одарило бы спасением одних только иудеев, ибо для того Он и пошел на то, чтобы пострадать, – Он, Кто был Творцом мира и Господом вселенной, – чтобы весь род человеческий был спасен к жизни, ведь смерть Христова стала искуплением всего мира. 5 . Но рассмотрим уже время и тайну этого явления. Не без причины сообщается, что Петр поднялся на крышу для молитвы в шестом часу. Неужели Петр не мог помолиться в доме, где жил? Или неужели он оказался нетерпеливым в еде, так что в шестой час, в час молитвы, захотел есть, хотя постоянно усердствовал в постах? 180 В поступках его есть тайный и духовный смысл. Рассмотрим по порядку каждую деталь по отдельности. Святой Петр для молитвы поднялся на верх дома. На верх, очевидно, потому, что стремился при помощи веры своей достичь горнего. Ведь он и не мог находиться внизу, поскольку его жительство было на небесах, как говорит апостол: «Наше же жительство – ни небесах " 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

48:17); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныя в дом " Бог одиноких вводит в дом " (Псал. 67:7); также: " Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей " (Псал. 118:164); и опять: " В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои " (Псал. 118:62); также: " Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня " (Псал.48:16); и еще: " Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной " (Псал.22:4); и опять: " Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень " (Псал.90:5, 6); и опять: " считают нас за овец, [обреченных] на заклание " (Псал.43:23), – тогда выражал пламенную свою любовь к Богу. А когда опять они поют вместе с ангелами (потому что и ангелы тогда поют), говоря: " Хвалите Господа с небес " (Псал. 148:1), между тем как мы в это время зеваем, чешемся, храпим, или просто лежим навзничь и придумываем тысячи обманов, то какое благо приносит им то, что они в этом проводят всю ночь? Когда же начинает рассветать, тогда они, наконец, отдыхают, и в то время как мы начинаем свои дела, они имеют час отдыха. С наступлением дня, каждый из нас, позвав другого, ведет с ним речь о дневных расходах; затем один выходит на общественную площадь, является к начальнику, дрожит, боится наказаний; другой идет на зрелище; иной к своим занятиям. Между тем они, окончив утренние молитвы и песнопения, обращаются к чтению Писаний. Есть между ними и такие, которые научились списывать книги. Каждый из них, заняв одно отдельное жилище, по­стоянно упражняется в молчании, никто не суесловит, никто ничего не говорит. Потом совершают они третий, шестой, де­вятый час и вечернее молитвословие, и, разделив день на че­тыре части, по окончании каждой из них прославляют Бога псалмопениями и гимнами. Тогда как все прочие обедают, смеются, забавляются, преисполняют себя излишними яствами, они занимаиотся пением гимнов, не имея времени ни для тра­пезы, ни для чувственных удовольствий. И после обеда опять принимаются они за те же упражнения, подкрепив себя сперва сном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Не предай нас навсегда ради имени Твоего и не разрушь завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего ( Дан. 3, 34–35 ). Святой Боже… по Отче наш… Кондак праздника. Если нет праздника, а также в Четыредесятницу следующие, гл. 8: Разбойник, видя Начальника жизни, пригвожденным на крест воскликнул: «Если бы Распятый с нами не был Бог во плоти, то солнце не скрыло бы своих лучей и земля в трепете не тряслась бы. О, Господи, все терпящий, вспомни меня в царстве Твоем». Слава: Посреди двух разбойников Твой крест послужил мерою правосудия, одного низводя в ад за жестокую хулу; другого же чрез познание богословия облегчая от прегрешений, Христе Боже, слава Тебе. И ныне: Тебя Агнца и Пастыря и Спасителя мира, видя на Кресте, Родившая Тебя со слезами восклицала: «Мир радуется, принимая избавление; сердце же мое горит, видя Твое распятие, которое Ты терпишь за весь мир, Сын и Бог мой». Господи, помилуй (40 раз). Во всякое время и каждый час принимающий поклонение и прославление на небе и на земле, Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый и милосердный, любящий праведников и милующий грешников, всех призывающий ко спасению обещанием будущих благ! Ты Сам, Господи, прими наши молитвы в этот час и направь нашу жизнь по Твоим заповедям; освяти наши души, очисти тела, сделай правыми наши помышления, очисти наши мысли и избавь нас от всякой скорби, зла и страданий; огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы мы, сохраняемые и руководимые ополчением их, пришли к соединению в вере и к познанию Твоей неприступной славы, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. Господи помилуй (трижды). Слава и ныне. Честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов, девственно родившую Бога Слово, Истинную Богородицу, Тебя величаем. Именем Господним благослови, отче. Священник: Боже, сжалься над нами и благослови нас, освети нас лицом Твоим и помилуй нас ( Пс. 66; 2 ). В Четыредесятницу молитва Ефрема Сирина с поклонами

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

(Мф.20:1-16) « Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных » (Мф.20:1-16). Господь, как хозяин виноградника, зовет всех, кто хочет трудиться для Царства Божия и предлагает им духовное делание в Церкви Христовой. Разные часы в притче (третий, шестой, девятый, одиннадцатый) могут быть пониматься двояко. С одной стороны, это различные эпохи в истории Церкви, когда одни народы раньше откликнулись на призыв Божий, как еврейский, другие позже, а с другой – различные периоды индивидуальной жизни человека (детство, юность, зрелый возраст, старость), когда он слышит и принимает призыв Божий. Эта притча Господня говорит всем грешникам, стоящим вне Церковной ограды, что и для них есть возможность спасения в любое время, даже в последний час их жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

На заре истории Церкви, призывающее к Царству Небесному, Божественное Слово прозвучало прежде всего в среде еврейского народа. Древний Израиль, устами ветхозаветных пророков, вплоть до Иоанна Крестителя, а в конце веков устами Самого Богочеловека, первым был призван к работе в винограднике Господа Бога. Затем Слово Божие пронеслось проповедью по всему миру. Оно все время, «с раннего утра до захождения солнца», призывает отдельных людей и целые народы к работе на ниве Христовой, зовет к Божьему труду «всех, стоящих на торжище праздно», т.е. духовно-безработных. «Часы» – третий, шестой, девятый, одиннадцатый – могут означать или различные эпохи в истории Церкви, когда те или иные народы впервые призываются к участию в строительстве Царства Божия, или же различные моменты в индивидуальной жизни человека (ранняя юность, зрелый возраст, старость), когда сердце впервые слышит и принимает призыв Слова Божия. Вернее же, – и то и другое. И, во всяком случае, первыми в истории были призваны евреи, как Богоизбранный народ. «Раннее утро» призыва принадлежит именно ему. Вторая часть притчи говорит о расплате хозяина с работниками виноградника. «Когда же наступил вечер», – сказал Христос, – то «говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». «Вечер» – это конец трудового дня, т.е. символически – конец земной истории Церкви или же конец индивидуальной жизни человека, смертный час его. «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тяжесть дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: «Друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? – Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

48:17); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныея в дом « Бог одиноких вводит в дом »(Пс. 67:7); также: « Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей » (Пс. 118:164); и опять: « В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои » (Пс. 118:62); также: « Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня » (Пс. 48:16); и еще: « Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной » (Пс. 22:4); и опять: « Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень » (Пс. 90:5, 6); и опять: « считают нас за овец, [обреченных] на заклание » (Пс. 43:23), — тогда выражал пламенную свою любовь к Богу. А когда опять они поют вместе с ангелами (потому что и ангелы тогда поют), говоря: « Хвалите Господа с небес » (Пс. 148:1), между тем как мы в это время зеваем, чешемся, храпим, или просто лежим навзничь и придумываем тысячи обманов, то какое благо приносит им то, что они в этом проводят всю ночь? Когда же начинает рассветать, тогда они, наконец, отдыхают, и в то время как мы начинаем свои дела, они имеют час отдыха. С наступлением дня, каждый из нас, позвав другого, ведет с ним речь о дневных расходах; затем один выходит на общественную площадь, является к начальнику, дрожит, боится наказаний; другой идет на зрелище; иной к своим занятиям. Между тем они, окончив утренние молитвы и песнопения, обращаются к чтению Писаний. Есть между ними и такие, которые научились списывать книги. Каждый из них, заняв одно отдельное жилище, постоянно упражняется в молчании, никто не суесловит, никто ничего не говорит. Потом совершают они третий, шестой, девятый час и вечернее молитвословие, и, разделив день на четыре части, по окончании каждой из них прославляют Бога псалмопениями и гимнами. Тогда как все прочие обедают, смеются, забавляются, преисполняют себя излишними яствами, они занимаются пением гимнов, не имея времени ни для трапезы, ни для чувственных удовольствий. И после обеда опять принимаются они за те же упражнения, подкрепив себя сперва сном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010