Затем, как говорит Писание, Иисус молился: «...если возможно, да минует Меня чаша сия в час сей» ( Мф 26. 39 ). Мы это понимаем так, что, если ум хочет взойти на крест, ему нужно много молиться и плакать много, и ежечасно повергаться пред лицом Божиим. Он должен просить помощи у Его благости, дабы она укрепляла и хранила его до тех пор, пока не восставит его в непобедимости и святости нового естества. Потому что велика бывает опасность в час распятия – и тому, кто молится, нужны Петр, Иаков и Иоанн, то есть здравая вера, стойкая надежда и совершенная любовь: ими он обретет благодать свыше и сможет взойти на крест. Все это происходило с нашим Владыкой Христом, дабы Он стал нам примером во всем, как сказал Апостол: «чтобы познать» нам Его, «и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп 3. 10–11 ). (Он вкусил ради нас желчь: это учит нас отвергать все) злые вожделения в себе, хранить свои уста и не давать этим помыслам исходить из тела и воплощаться на деле. Уксус принял он ради нас – надлежит и нам подавлять в себе всякое своенравие и суетное смущение. Он принял заплевания нас ради, дабы мы презирали всякое человекоугодие и славу мира сего. Терновый венец внушает нам переносить порицания во всякое время и без смущения претерпевать всякие укоризны. Ради нас ударяли Его по главе тростью: так и мы должны непрестанно носить шлем смирения, угашая вражескую гордыню. Прежде чем распять, Его бичевали – ни во что вменим оскорбления и людской позор. Делили одежды Его – он сохранял спокойствие: это учит нас отвергать мирское, прежде чем взойдем на крест. Был шестой час, когда его распинали: укрепимся и мы против нерадения и малодушия, пока не умрет грех. Ибо написано, что посредством креста Он «убил вражду на нем» ( Еф 2.16 ). Когда же пришел девятый час, «возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани?» ( Мф 27. 46 ). И это учит нас тому, что нужно терпеть скорбь от страстей, пока они не угаснут, а после смиренно и с дерзновением вопиять к Богу. А что Он предал дух после того, как солнце померкло, есть указание на то, что грех в человеке умер, когда ум избавился от всякой надежды на этот видимый мир. Тогда раздирается завеса – после того, как ум освободится, – то есть исчезает средостение, которое было между ним и Богом. И тогда раскалываются камни и отверзаются гробницы. И это значит, что когда грех в нас умрет, все, что отягощало, ослепляло и теснило душу, расторгается, а чувства, которые умерли и принесли в смерти плод, исцеляются и восстают непобедимыми. А то, что Он был обвит плащаницею чистой с ароматами, прообразует освящение ума. В святость облекается ум после такой смерти – и в бессмертие, которые даруют ему покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Равным образом в шестой час совершай молитвы с пением псалмов, плачем и молением, потому что в этот час был подвешен на Кресте Сын Божий. В девятый час, со слезами исповедуя грехи свои, опять молись Богу в песнопениях и славословиях, потому что в этот час Господь, подвешенный на Кресте, испустил дух 43 . А после молитвословия девятого часа ешь хлеб свой, благодаря Бога перед трапезой таким образом: «Благословен Бог , милующий и питающий нас от юности нашей, даяй пищу всякой плоти» ( Пс. 135:25 ). Исполни радости и веселия сердца наши, чтобы мы, «всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2Кор. 9:8 ) во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Тебе слава, честь, держава и поклонение со Святым Духом во веки веков. Аминь. 13. А когда сядешь за трапезу и начнешь преломлять хлеб, трижды запечатлев его печатью крестного знамения, говори так: «Благодарим Тебя, Отче наш , за святое воскресение Твое, ибо через Иисуса, Отрока Твоего, Ты явил нам его. И как хлеб этот, лежащий сверху трапезы сей, был [раньше] рассеян, а [теперь], будучи собран, стал единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царство Твое, потому что Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь» 44 . И эту молитву ты должна говорить при преломлении хлеба, намереваясь вкушать [его]. Полагая же его на трапезу и собираясь съесть, произноси «Отче наш», а названную выше молитву «Благословен Бог» мы произносим [обычно], уже угостившись и вставая от трапезы. Если вместе с тобой присутствуют две или три девы, пусть и они возносят благодарения на предлежащем хлебе и молятся вместе [с тобой]. А если на трапезе окажется оглашаемая, то она не должна молиться вместе с верными; и ты также не садись вкушать часть свою вместе с ней 45 . Также не садись за трапезу с женщинами нерадивыми и смешливыми без нужды, ибо ты посвящена Господу Богу: пища твоя и питие твое освящены, потому что они освящаются молитвами и святыми речениями. [Лишь] девы богобоязненные и благочестивые пусть вкушают вместе с тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня… и Духом владычественным утверди меня» (Пс.50, 12–14); и в другом месте: «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142, 10); и таким образом опять приниматься за дела. И если некоторым по свойству дел или мест, придется быть где–нибудь очень далеко, то необходимо обязаны, нимало не медля, исполнять все сообща установленное, потому что «где двое или трое собраны во имя Мое», говорит Господь, «там Я посреди них» (Мф.18, 20). В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Пс.54, 18); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и девяностый Псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян.3, 1). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, — за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс.4, 5). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый Псалом. А что и полунощь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» (Деян.16, 25). И псалмопевец говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс.118, 62). И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс.118, 148).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Последняя из этих рек – Евфрат, имеет особое место в священной истории. Там находилась родина Авраама, по ней проходили самые дальние границы царства Израильского при Давиде и Соломоне. У Евфрата связаны четыре Ангела, «приготовленные на час и день, и месяц, и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей» ( Апок. 9, 14–15 ). Они будут освобождены при звуке шестой трубы карающего Ангела перед самым наступлением последней катастрофы, «шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» ( Апок. 16, 12–16 ). Так иссякнет связь меж Едемом и погибающим миром, разорванная прежде в сердцах человеческих. Благодаря этому и станет возможным последний бунт людей, обольщенных бесами против Бога. Он завершится последней битвой в Армагеддоне, где зло будет сокрушено навсегда ( Апок. 16, 12–16 ). У многих возникает вопрос: почему мы, найдя истоки этих рек, не нашли рая? Нам отвечает преподобный Ефрем: «Хотя известны нам места, откуда истекают реки сии, но неизвестно начало источника; потому что рай находится на великой высоте. Вблизи рая реки сии поглощаются и нисходят в море, как из высокого какого-либо водоема, и, проходя в земле под морем, изливаются». Можно добавить, что мы не знаем, как сообщаются пространство нашего падшего мира и пространство, огражденное вращающимся пламенным мечем. Постигнуть эту тайну мы сможем лишь тогда, когда, миновав поток смерти, приступим к древу жизни и выпьем из источника райских вод. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». Эти чудесные растения представляют собою те же виды, которые мы знаем на Земле, но избавленные от действия проклятия и особо почтенные Божией благодатью и освящением. Это и означают слова «насадил Бог», ибо означает это – особое Господне попечение, а не то, что Всемогущий вскапывал райскую почву лопатой, сажал семена и поливал их из лейки. Последняя мысль противоречит православному пониманию Писания и страдает нечестивым антропоморфизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Соломон восседает на великолепном троне, престоле Давидовом. Архангел Гавриил возвещал Пречистой Деве, что Ее Сын: «будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). К трону ведут шесть ступеней, указывая на шестидневное творение мира и на воссоздание падшего человека Христом, Царем Иудейским, на Голгофе в шестой день и шестой час. На ступенях перед престолом справа шесть львов и слева – пять. В Библии говорится о шести львах с обеих сторон. На фреске [Я-П] надпись гласит, что «двенадесят льва стоят». Эти двенадцать львов – указание на двенадцать колен царства Соломонова, а также на двенадцать апостолов, проповедью и учением которых утвердилось в мире царство Христово, Нового Израиля. Если только изображение двенадцатого льва не утрачено, то, естественно, возникает вопрос, а почему львов все-таки только одиннадцать, хотя и Священное Писание, и сама надпись говорят о двенадцати? Не потому ли, что двенадцатый лев – сам Соломон (!), как представитель одного из двенадцати колен – колена Иудина. С одной стороны, царь Соломон стоит над царством, а с другой – он и сам из этого царства. Лев как царь зверей является символом царя. И Христос – Царь Небесный, «лев от колена Иудина» ( Откр. 5:5 ), как Бог, Он стоит над Своим царством, но как Человек, Он и Сам из этого царства. Тайновидец Иоанн Богослов слышал ангела, вопрошающего о таинственной книге Божией: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» И не нашлось никого ни на небе, ни на земле, ни под землею. И много плакал о том тайновидец. Тогда ему было указано: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу» ( Откр. 5 гл.). На фреске мы видим в левой руке Соломона, сына Давидова, Льва от колена Иудина, победителя, раскрытую книгу! Подобно тайнозрителю, и мы желаем приникнуть к этой книге, посмотреть и прочитать ее. Никто не был достоин этого, кроме самого Царя, Льва Иудина от корня Давидова, Божественного Соломона. Тайна этой книги есть, по св. Андрею Кесарийскому , «домостроительство испытующаго глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может». Тайны божественных судеб сосредоточиваются на тайне домостроительства нашего спасения через воплощение превечного Слова, через рождение от пречистого ребра Спасителева Его Невесты-Церкви. Сия есть тайна Христа и Церкви. А сокровеннейшее сей тайны и заключает в себе божественная Песнь Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани (Мк.: Елои! Елои! ламма савахфани), т. е. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ) 1366 . «Надлежало же быть сему, – заме­чает св. Епифаний Кипрский , – дабы на Нем исполнились Божественные Писания, провозвещенные о Нем Его собствен­ными пророками» 1367 , а именно «Господь исполнил» в этом случае то, «что пророчествовал Давид, изрекши на еврейском языке»; при этом «началом Он воспользовался так, как было преднаписано о Нем, изрекши прореченные о Нем слова: «Или, Или» на еврейском языке, (чтобы) показать, что ска­занное пророком сказано о Нем, а остальное в сказанном им (Давидом) переложил на иной язык, произнесши сле­дующие затем слова на сирском языке: лима савахфани, чтобы удостоить и другие языки послужить к исполнению сказанного о Нем» 1368 . «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбу­дется Писание, говорит: жажду! Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» ( Ин.19:28–29 ; Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:35 ). Предсказания об этом свв. Отцы Церкви находят у Псалмопевца, который в словах, от лица Христа сказанных, изображает как жажду Его на кресте, когда говорит: «изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему» ( Пс.21:16 ) 1369 , так и последую­щее за возгласом действие воинов, которые поднесли Ему уксуса, когда говорит: «в жажду Мою напоиша Мя оцта» ( Пс.68:22 ) 1370 . Таким образом, по замечанию св. Златоуста, «Спаситель претерпел страдания в те самые часы, которые провел Адам от вкушения (запрещенного плода) до суда (именно) от шестого до девятого, (ибо) в шестой час он вкусил и сокрылся от Бога, а вечером пришел к нему Бог» 1371 . Теперь то, – говорит св. Киприан Карф., – и «сдела­лось явно, что шестой и девятый часы, посвящавшиеся пра­ведниками (Даниилом и тремя отроками) молитве, заключали в себе (именно те) таинства, (что) в шестом часу Господь распят, а в девятом – Он Своею кровию омыл грехи наши и страданием Своим совершил победу» 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Не сказал утвердительно: было шесть часов, но как бы нерешительно и не с уверенностью: «час шестой». Посему нисколько не должно быть важно для нас, что евангелисты, по-видимому, не совершенно согласны друг с другом, если даже допустим это разногласие. Ибо смотри, не все ли они сказали, что Иисус был распят; а что о часе говорят: один, что это был третий, а другой, — шестой, то вредит ли это сколько-нибудь истине? Но весьма достаточно доказано, что разногласия даже и нет.     И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и другую сторону, а посреди Иисуса. Мы много раз говорили, что Пилат более слаб и боязлив, чем злостен. Вот и теперь, смотри: делу он придает вид исследования и суда, а во всем действует слабо. «Се», говорит, «Царь ваш»: ни Иисуса не осуждает, ни иудеев прямо не обличает, но как бы прикровенно упрекает их в клевете. Вот, говорит, какого человека вы оговариваете в домогательстве царства над вами, человека бедного и не думающего искать этого. Обвинение — ложное. Ибо, что у Него свойственного похитителю власти? воины? богатство? благородство? «се Царь ваш». Что пользы, если вы убьете Его, Человека, Который не может причинить ни малейшего вреда? Так говорит Пилат, но без настойчивости и твердости, и без борьбы за истину. А они говорят: «возьми, возьми, распни»; вынуждают и требуют креста, потому что желают придать Христу дурную славу. Ибо такая смерть была самою позорною и проклятою, как сказано: «проклят всякий висящий на дереве» (Втор. 21, 23). А не знали они, что как древом было падение, так древом будет и исправление. Примечай и то, как они сами заявляют, что у них нет иного царя, кроме кесаря, и чрез то сами добровольно подчиняются власти римлян и отторгаются от Царства Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

XIII. Был уже ей шестой месяц, и вот Иосифвозвратился от плотничных работ своих, и вшедши в дом свой, заметить ее имеющею во чреве. И ударил себя в лицо Елизавета зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, хотя она называется бесплодной. и пал на вретище долу и горько плакал, говоря: каким лицом буду я взирать к Господу Богу моему, как буду молиться о сей отроковице, ибо я принял ее из храма Господня девою и не соблюл? Кто уловил меня (коварством), кто сделал это зло в дому моем и опорочил деву? Не повторилось ли со мною то, что было с Адамом ? Ибо как в тот час, когда Адам занимался славословием своим, пришел змий и застал Еву одну и прельстил, так случилось и со мною. И встал Иосиф от вретища и призвал Мариам и сказал ей: удостоенная попечения Божия, что это ты сделала и забыла Господа Бога твоего? Для чего ты уничижила душу твою, ты, которая воспиталась во Святом Святых и принимала пищу от руки Ангела? Она же горько заплакала и сказала, что я чиста и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф : откуда же имеющееся во чреве твоем? Она же сказала: жив Господь Бог мой, что я не знаю, откуда это у меня. XIV. И весьма убоялся Иосиф , и успокоен был от нее, и размышлял о том, как поступить с нею. И сказал Иосиф : если я скрою грех ее, то окажусь противником закону Господню, а если объявлю о ней сынам Израилевым, боюсь, может быть, обретающееся в ней есть свято, и я сделаюсь предающим неповинную кровь на осуждение смерти. Итак что мне сделать с ней? Отпущу ее от себя тайно 35 . И застигла его ночь. И вот Ангел Господень является ему во сне и говорит: не страшась за отроковицу сию; ибо находящееся в ней есть от Святого Духа: родить Сына, и ты дашь Ему имя Иисус. Ибо Он спасет народ свой от грехов. И восстал Иосиф от сна и прославил Бога Израилева, давшего ему сию благодать, и сохранял ее. XV. Тогда пришел в нему Анна книжник и сказал ему: почему ты не явился в наше собрание? И отвечал ему Иосиф: потому, что я утомился от пути и захотел отдохнуть первый день (в доме своем).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Глава 3 Чудесное исцеление Св. ап. Петром хромого от рождения (1–11). Речь по сему поводу к народу (12–26) Деян.3:1 .  Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. «В час молитвы девятый», επ τν ραν τς προσεχς τν ενντην, слав. не столь правильно «на молитву в час девятый». Греческий текст и русский перевод предполагают формой своего выражения еще другие часы молитвы, кроме девятого: эти другие часы – были третий и шестой (по нашему 9-й и 12-ый). Между тем славянский перевод выражается так, что можно допустить случайность совпадения молитвы Апостолов с девятым часом (по нашему 3-м по полудни). Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются в еврейской истории весьма рано: еще Давид в одном из псалмов указывает на молитву вечером, утром и в полдень ( Пс. 54, 18 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском ежедневно три раза преклонял колена для молитвы ( Дан. 6, 10 ). В храме утренний и вечерний часы (3-й и 9-й) освящались особо узаконенными утренним и вечерним жертвоприношениями, и на один из этих-то часов молитвы и шли апостолы, чтобы вознести свои молитвы Богу установленными от Него и до времени не терявшими своего значения для них храмовыми Богослужениями. Деян.3:2 .  И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, про­сить милостыни у входящих в храм. «Хромой от чрева матери его» – Деян. 4:22 – ему было теперь более сорока лет. О «Красных вратах» храма, названных так, вероятно, по их красоте, нигде не упоминается более. Вероятно, это были главные восточные врата (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий описывает, как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма (Иуд. война 5:5, 3). Деян.3:4 .  Петр с Иоан­ном, всмотрев­шись в него, сказали: взгляни на нас. Деян.3:5 .  И он при­стально смотрел на них, надеясь по­лучить от них что-нибудь. Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга Апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. Христос), еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; подите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать. б) Часы великого пятка. – Последний день важен и в жизни каждого человека; тем более важен в жизни Богочеловека: поэтому все четыре евангелиста особенно занимаются описанием событий этого последнего дня. По указанию их, в нем преимущественно знаменательны и важны четыре времени: утро – время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть; час третий – время осуждения Его на суде Пилата; час шестой – время крестных страданий и час девятый – время смерти Господа и необыкновенных явлений в природе. Времена эти церковь освятила ежедневным воспоминанием, и, еще в первые века христианства, она учредила повседневную службу, известную под именем часов, которая состоит из псалмов, тропарей, кондаков и молитв, и которую иноки в обителях, а особенно пустынножители совершали по частям, отделяя для известного часа дня ту часть ее, которая соответствует ему своим наименованием и содержанием. Служба эта особенно важна, трогательна и поучительна в тот день, который своими чрезвычайными событиями и подал повод к установлению ее, т. е. в Великий пяток. Самое время этого дня – время смерти Богочеловека, невольно располагающее к скорби и сетованию, придает ей умилительный тон и необыкновенно высокое значение. К тому же и сама она в этот день в своем составе и отправлении имеет много особенного, как со стороны внешней, так и со стороны внутренней. Со стороны внешней она имеет высшую степень торжественности. В древней греческой церкви часы Великого пятка, равно как часы в навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня, отпевались в придворной церкви в присутствие государя. Оттуда и получили часы эти название часов царских, которое они и ныне сохраняют в нашей православной церкви, потому что совершаются торжественно и посещаются нашими благочестивыми царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010