Таким образом, эпоха Фотия должна считаться поворотным пунктом в характере отношений между востоком и западом. Право усматривать именно здесь начало средневекового периода заключается в том, что перемена позиции восточной церкви в отношении западной, прежде оборонительной, с этого времени наступательной, совершилась при Фотии (867), причем догматическая разность (Filioque), как мотив для разделения, указана именно Фотием. Правда, самого разделения с западом в это время не состоялось, но уже определились стороны, по которым можно заключать, что церковная жизнь теперь потечет в новых границах. Что вскоре затем полемический тон изменился,— дело от этого нисколько не изменилось: после папы Иоанна VIII на престол папский вступали разные ничтожества, а когда вступило лицо достойное — Лев IX, произошел окончательный разрыв между церквами.    Если ставить вопрос о внешних границах церквей, то этот вопрос уже был разъяснен. Объем восточной церкви ко времени Фотия окончательно определился границами константинопольского патриархата. Но в то же время характерным обстоятельством является то, что это время было временем развития миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия, которая представляет собой как бы выход восточной церкви из стесненного положения греческого патриархата.    На догматической почве, как было уже сказано, шестым вселенским собором заканчивается длинный спор христологичес-кий,— определен был догмат о двух волях. Затем наступает эпоха иконоборческая, которая, по-видимому, не имеет связи с предшествующей эпохой, и возникает вопрос: не следует ли шестой вселенский собор считать заканчивающим древнюю эпоху? Однако седьмой вселенский собор должен принадлежать еще древней эпохе. Но ко времени Фотия вопрос об ико-нопочитании должно считать законченным, и с этой стороны церковная жизнь ко времени Фотия получила совершенно определенную физиономию. Затем, пято-шестой Трулльский собор в правилах о дисциплине и обрядах имел огромное значение в истории греческой церкви; в них заметно является тенденция обособиться от других церквей и по обряду, и смотреть на чужие обряды как на нечто предосудительное. Здесь, на Трулльском соборе, нанесено было несколько ударов обрядам армянской церкви и задета римская церковь; была попытка возбудить вопрос о целибате. Таким образом, ко времени VII вселенского собора отношения между греческой церковью и западом и в этом отношении достаточно определились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

29. Епископа низводить на пресвитерскую степень — святотатство. Если же некая праведная причина отстраняет его от епископского действа, то не должен он занимать и пресвитерского места. Но если без всякой вины отстранен от своего достоинства, то да будет восстановлен в достоинство епископа. Ср. 6 Всел. 3 и 26; Василия Вел. 27. 30. Поскольку благоговейнейшие египетские епископы в настоящее время воздержались от подписания послания святейшого архиепископа Льва — не потому, что противятся Кафолической вере, но потому, что следуют обычаю, существующему в египетской области, а именно: ничего такого не делать без соизволения и определения своего епископа, и просят отсрочить им до поставления будущого епископа великого города Александрии — поэтому за праведное и человеколюбное дело мы признали: оставить их в своем сане в царствующем городе и дать им нужное время до поставления архиепископа великого города Александрии. Поэтому, пребывая в своем сане пусть они: или да представят поручителей, если это им возможно, или клятвенным обещанием да отвратят сомнение. Александрийская Церковь в то время не имела главы, потому что на третьем заседании Халкидонского Собора был осужден Архиепископ Александрийский Диоскор, председатель т. н. Разбойничьего Собора в Ефесе в 449 г. Пято-Шестой Вселенский Собор Святые отцы Пятого Вселенского Собора, собравшиеся в Константинополе преимущественно для утверждения Халкидонского Вселенского Четвертого Собора, особенных правил, относящихся к церковному благочинию, не составили, как это явствует из второго правила шестого вселенского собора, в котором, при указании на правила прочих святых соборов, о правилах пятого вселенского собора не упоминается. Составивший 102 правила Шестой Вселенский Собор называется также Пято-Шестым или Трулльским. Пято-шестым он называется потому, что явился непосредственным продолжеием Пятого Собора, созванного императором Юстинианом II. Собор начал свои заседания 7 ноября 680 г. и закончился в сентябре следующего года. Т. к.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Очевидно, они оставили бы послание Льва в покое, если бы не было всеобщего убеждения в том, что послание Льва сходно с Халкидонским вероопределением, и что первое имело влияние на состав последнего. Еще факт. Умертвивши Александрийского архиепископа Протерия, монофизиты осудили собор Халкидонский и прокляли послание Льва. Явно, что они ставили это послание в тесную связь с собором Халкидонским и его вероопределением и ставили это послание настолько важным, что признали за нужное проклинать его на ряду с самим собором. Вот факты, убеждавшие нас в том, что послание св. Льва папы Римского имело большое влияние на состав Халкидонского вероопределения. Не имея возможности согласиться с мнением профессора Лебедева об отношении послания Льва к Халкидонскому вероопределению, мы вынуждены также разойтись и со взглядом его на значение Халкидонского четвертого Вселенского собора. По нашему крайнему разумению, он слишком преувеличивает значение этого собора, как в сравнении с прочими соборами, так и безотносительно к ним, – в отношении к богословской науке вообще. Говоря о том, что последующие Вселенские соборы были продолжением и необходимым следствием собора Халкидонского и доканчивали его дело, что, следовательно, изучение их не представляет особенной важности, если уже изучен четвертый Вселенский собор, автор как бы оправдывает себя в том, что он исследовал историю только четырех, а не всех семи вселенских соборов. Мы согласны с ним в том, что последующие соборы, в особенности шестой Вселенский стояли в значительной зависимости от вероопределения собора Халкидонского, что напр. шестой Вселенский собор развивал и доканчивал то, что положено было, как основание, на четвертом Вселенском соборе; но это не дает ни малейшего права слишком возвышать значение четвертого Вселенского собора. Истина всегда раскрывается постепенно, и всегда предыдущие моменты её развития служат семенем, из которого с необходимостью и последовательно развиваются последующие моменты её, а за ними с той же постепенностью и необходимостью обнаруживаются дальнейшие фазы её развития и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   Пресвитер, если вступит в брак, да низвержен будет от своего чина... (Неокесарийский Собор, правило 1).    Поскольку объявлено в Апостольских правилах, что из производимых в клир безбрачных только чтецы и певцы могут вступать в брак, то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеют позволения, по совершении над ними рукоположения, вступать в брачное.сожительство; если же посмеет так поступить, да будет низвержен. Но если кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака, таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или в пресвитера (Шестой Вселенский Собор, правило 6).     Безбрачие епископов    Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучившись с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойной будет, да возведется и в достоинство диакониссы (Шестой Вселенский Собор, правило 48).     Благословение Церкви    Отношение к усыновлению детей в древности было скорее безразличным, и в том, что оно совершалось без молитв и сакраментального акта, не видели никакого нарушения. Не будучи в состоянии предписать какую-нибудь строгую формальность относительно брака, допускали случаи, когда он оставался без согласования. Но даже если будет найдено объяснение положению дел в древности, все равно нет оправдания тому, что мы, достигшие, по милости Божией, более высокого и более святого уровня социальной жизни, пренебрегли одним из этих двух учреждений.    У нас поэтому есть предписание, чтобы усыновление детей совершалось со святыми молитвами (новелла 24). Мы в настоящее время также повелеваем, чтобы браки утверждались священным благословением и, если супруги с пренебрежением будут относиться к этому, их сожительство во всякое время не будет считаться браком и они не будут пользоваться законными правами брака. Ибо существует либо целибат, либо брак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3283...

На церковную политику того времени больше других повлиял Юстиниан II, позже прозванный Ринотметом (по – гречески – «Безносым»). Юстиниан обладал трезвым умом, безмерным честолюбием и личной храбростью, но при этом был одним из самых жестоких правителей, каких знала история. Невероятная свирепость, в которой он превосходил даже печально известного Фоку, соединялась в нем с бешеной энергией и яростной силой, помогавшей ему побеждать врагов и беспрепятственно сеять смерть и разрушения. Сам он, впрочем, считал себя благочестивым христианином, подписывал свои изображения не иначе как «слуга Христов», заботился о делах Церкви и даже начал чеканить монеты с изображением Христа. Одним из проявлений этой заботы стал Пятошестой (Qinisextum) собор, созванный по инициативе императора. Своим необычным названием этот собор обязан амбициозному замыслу Юстиниана Ринотмета дать жителям империи строгие и ясные канонические правила, освященные авторитетом вселенского собора. Поскольку V и VI соборы не оставили таких канонов, напрашивалось их дополнение с конкретными предписаниями для православной жизни. Подчеркивая преемственность собора, Юстиниан устроил его в том же Трулльском зале, где проходил Шестой Вселенский собор, как бы продолжив недавно прерванные заседания. Пятошестой собор длился ровно год, с 1 сентября 691 года до 31 августа 692 года. Результатом его стали 102 канонических правила, составивших основу православного церковного права. Каноны были призваны искоренить недостатки и пороки церковной жизни, которая в этих правилах представала во всей ее неприглаженной сложности и пестроте. В них говорилось про женатых епископов и продажу церковных должностей, про евхаристию за деньги и посещение клириками светских зрелищ, про ростовщичество священников – все это было повседневной практикой, требовавшей строгого запрета. На заседаниях собора рассказывали, как в одних храмах служители Церкви ставили скот, а в других сами «пели козлами» во время службы. Вопреки всем нормам и запретам, миряне и даже женщины проповедовали в церкви, монахи бросали свои монастыри и бродили где попало, а монахини перед пострижением наряжались в красивые платья, изображая «невест Христовых». Упоминались и совсем удивительные вещи: например, некоторые пресвитеры завели обычай причащать умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, здесь на главе Бога Отца изображена схима, а на плечах омофор в знамение будто бы того, что Он царь и святитель, как объясняет сказание. Но схима показывает не царя, а раба покорного — инока; царя же показывают диадима и порфира. И Бог Отец нигде в Писании не именуется святителем или архиереем, как именуется только Сын Божий Иисус Христос... и пр.» Крылошане: «Но ты прежде укорял Косого за хуление икон, а ныне сам не похваляешь иконы Саваофа в образе Давидове». Зиновий: «Я укорял Косого за то, что он вообще хулит иконы и отвергает почитание их, а я отнюдь не хулю икон, а не одобряю только неразумного и чуждого православной мысли изображения на иконе Бога Отца». Крылошане: «В ростовских книгах есть правило Шестого Вселенского Собора, где говорится, что отцы Неокесарийского Собора нехорошо поняли написанное в Деяниях о седьми диаконах и неправильно постановили, что должно иметь только семь диаконов. Здесь есть похуление на Неокесарийский Собор». Зиновий: «В ростовских правилах, которые писаны недавно на бумаге, а не на коже, вероятно, кто-либо из не боящихся Бога исказил истину. Но вот в книге правил, писанной на коже при Изяславе, сыне Ярослава, внуке Владимира, крестившего землю Русскую, сказано, что отцы Шестого Вселенского Собора, рассмотрев правило Неокесарийского Собора о седьми диаконах, объяснили, что Собор этот повелел быть седьми диаконам на служение трапезам, а не на служение алтарю. И таким образом, тот и другой Собор оказываются в согласии как руководившиеся одним и тем же Духом Святым». Крылошане: «Некоторые говорят, что Шестой Собор повелел писать иконы, а до Шестого Собора иконы не были писаны». Зиновий: «Это ложь. Шестой Собор запретил только писать на иконах Христа в виде агнца, прообразовавшего Его в Ветхом Завете, а повелел изображать Христа, как Он явился в новой благодати. Иконы же писались и прежде Шестого Собора, еще в Ветхом Завете, при Моисее, Давиде и Соломоне, и в Новом от дней апостолов, из числа которых Лука написал икону Богородицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

невежеством и безрассудством, якоже восхотели, сами собою не согласяся с греческими и с древними харатейными славянскими книгами, ниже со вселенскими святейшими патриархи о том советывались“. „Удивляемся этому мы не мало, как это так могло случиться, что один собор запрещает и проклинает тех, кто не изображает на себе крестного знамения двуперстно, а другой собор эту клятву разрешает и ни во что ставит, да и положивших клятву отцов собора осуждает и порицает, что они сделали это по простоте и невежеству; а ведь кажется, по нашему мнению, отменять нельзя соборного определения другому собору“, проговорил начетник. Для вас кажется это удивительным потому, что вы, друзья мои, малосведущи в писаниях. В древней греческой церкви по важнее этих соборные узаконения и определения были изменяемы другими соборами. Многие есть примеры и доказательства на это, но я приведу вам хотя немного таковых свидетельств сокращения ради беседы. Св. церковь наша всегда, стремилась и стремится преуспевать на лучшее. В ней неоднократно были переменяемы не только обряды и обычаи, как перстосложение, но по важнее сих предметов или обычаев. Так, например, в Новой Кесарии собор святых отцов 15 правилом узаконил, чтобы в каждом городе было не более семи диаконов, хотя бы город был и великий. Но на шестом вселенском соборе святые отцы заметили о сем Неокесарийском соборе, что оный недобре разумел слова сказанные в деяниях апостольских о седьми диаконах. Подобно сему тот же шестой вселенский собор отменил законоположение карфагенского собора, который в свое время заповедовал вечером, т. е. покушавши причащаться Святых Христовых Таин. Отменив это постановление, шестой вселенский собор повелел совершать бескровную службу днем, и мирянам, ничего не вкушавшим, Святых Таин причащаться. Тем же шестым вселенским собором отменены были даже некоторые постановления самих Апостолов. Вот именно что говорит правило этого собора: „Аще и речено есть в апостолских правилах не пустити жен епископом, но мы на лучшее поспешение промышляюще, поставляемому епископу уже к тому не жити с женою заповедуем“.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

    V. История богословской мысли аа) преимущественно на востоке. – a) Завершение «богословской» стадии. 1. Первый вселенский собор. 2. Второй вселенский собор. 3. Заблуждения, возникшие под влиянием борьбы против арианства. α) Доктрина Маркелла анкирского. β) Доктрина Фотина сирмийского. γ) Доктрина Аполлинария лаодикийского. – δ «Христологическая» стадия. 1. Третий вселенский собор. 2. Четвертый вселенский собор. 3. Спор о догматическом авторитете вселенского четвертого собора, α) Твердая политика Маркиана и Льва I. Codex encyclius. β) Униональные попытки. «νωτικον» Зенона. схизма». γ) Распадение монофиситства на толки, δ) Торжество православия при Юстине. Осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима, ε) Спор о выражении: «Един святыя Троицы пострада», ς) Униональные стремления Юстиниана I. η) Спор о «трех главах». 4. Пятый вселенский собор, α) Итоги церковной политики Юстиниана I. β) Церковная политика его преемников, γ) Завершение «христологической» стадии; αα) Причины, объясняющие возникновение монофелитства, ββ) История спора. 5. Шестой вселенский собор, а) Следствия шестого•вселенского собора на западе и на востоке.—с) Иконоборчество. 1. Причины явления. Его характер. 2. Иконоборцы первой генерации – «христианообвинители». 3. Седьмой вселенский собор. 4. Причины возобновления иконоборчества. 5. Иконоборцы второй генерации. 6. Торжество православия. 7. Отношение запада к седьмому вселенскому собору. —бб) История богословской мысли на западе. – а) Споры «христологические». 1. Заблуждение пресвитера Лепория. 2. Адоптиане. – b) Спор о приснодевстве Богоматери. 1. Гельвидий. 2. Боноз. – с) Споры о взаимном отношении свободы и благодати. 1. Пелагианство. – d) Спор оригенистический между Иеронимом и Руфином. – е) Споры по вопросам церковного обряда и аскетики. 1. Иовиниан. 2. Вигилянтий. – f) Спор sui generis. 1. Прискиллиан. – вв) Борьба церкви против заблуждений с дуалистическою основою. 1. Манихеи. 2. Дуалистический элемент в заблуждениях Евстафия севастийского. 3. Ипсистарии. 4. Евхиты (мессалиане). α) в IV–V веке; β) в XI веке. 5. Павликиане. 6. Афинганы. 7. Аревурды. 8. Приложение: Богомилы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Предисловие Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора Первый вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–381) Второй вселенский собор 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский Фотин, еп. Сирмийский II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 1. Время до возникновения несторианского спора Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский Христология противников Аполлинария. Феодор Мопсуэстийский Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и начале V века 2. Несторианский спор Догматическая основа спора Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора Третий вселенский собор Продолжение спора после собора и примирение Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского 3. Монофизитский спор История спора до четвертого вселенского собора Четвертый вселенский собор Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I Распадение монофиситства на толки Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» Юстиниан I и его униональная политика. 4. Спор о трех главах Эдикты Юстиниана о трех главах Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах Пятый вселенский собор Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников 5. Монофелитский спор Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе Вторая стадия: спор о волях Шестой вселенский собор Марониты III. Иконоборческий спор Мотивы иконоборческого движения История иконоборства Седьмой вселенский собор Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Иконоборчество на западе  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

B своей церковной политике Юстиниан II встал на твердую почву VI Вселенского собора. Узнав, что акты собора имеются и в частных руках, и учитывая возможность новых фальсификаций, Юстиниан списался с папами, собрал иерархов и после торжественного исследования приказал акты запечатать и перенести в надежное место в своем дворце. Это было сделано в 687 г. Юстиниан решил не только твердо стоять на почве VI Вселенского собора, но хотел еще развить и дополнить творчество VI собора. Как властолюбивый человек, он внял замечаниям иерархических кругов, что разброд в церковной среде и слабость дисциплины зависят отчасти от отсутствия нужных авторитетных узаконений. Подсказывалась идея униформировать церковный уклад различных частей империи не по римскому, a по константинопольскому образцу, но не иначе, как авторитетом вселенского собора. Указывалось, что ни V, ни VI вселенские соборы не издали никаких канонов. B дополнение к ним следовало бы издать таковые. Эта «патриотическая» идея своего рода централизации церковных порядков в духе Константинополя очень понравилась Юстиниану II. И он собрал в 691-692 гг. большой собор византийских епископов с участием восточных патриархов и апокрисиариев папы. Собор был собран в той же зале, что и VI Вселенский собор, представляя с наглядностью как бы его продолжение, и с тем же вселенским значением. Для заседаний его отведена была та же зала со сводами, так называемыми «труллами,» и всему собору официально в документах присвоили название Трулльского. A задача восполнения им канонами двух вселенских соборов — V и VI — обозначена прибавкой к его названию: «Пято-Шестой — πενθεκτη» (Quinsextus). Ho римская церковь, как мы сейчас же это увидим, такого значения за этим собором не признала, и римские богословы часто называли его «консилиум erraticum.» 102 канона Трулльского собора откровенно рисуют широкую картину непорядков церковных и нравственных и стремятся все их устранить, напоминая этим задачи наших русских соборов: Владимирского 1274 г. и Московского 1551 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435353/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010