Став императором, Константин Погонат продолжил курс на политическое сближение с Римом, однако в церковной сфере никаких подвижек не происходило. Чтобы исправить это, Константин пригласил к себе папских легатов, которые привезли в Константинополь послание от папы, призывавшего Восток вернуться к православному учению о двух волях. Здесь они встретились с новым константинопольским патриархом Георгием, антиохийским епископом Макарием (он находился в Константинополе, поскольку Антиохия была захвачена арабами) и представителями Александрийской церкви, которая в то время не имела епископа, так как тоже оказалась под властью арабов. Так, как бы сам собой, составился Шестой Вселенский собор. Шестой Вселенский собор Императорский дворец в Константинополе представлял собой не одно, а целый комплекс самостоятельных дворцовых зданий с огромным количеством помещений и комнат. В одном из них было всего два зала, Большой и Малый. Оба они имели форму чаши, по – латыни – trullo, поэтому и дворец назывался Трулльским. Под этим чашеобразными сводами – труллами и проходили все восемнадцать заседаний Шестого Вселенского собора, продолжавшегося десять месяцев: с 7 ноября 680 года по 16 сентября 681 года. Собор открылся под председательством императора, который заявил, что созвал его ради одной цели – выяснения истины. По правую сторону от него сидели римские легаты, по левую – все остальные епископы и представители светской власти. Содержание собора свелось к дискуссии между монофелитами – представленными Макарием Антиохийским, Георгием Константинопольским и некоторыми другими иерархами Церкви, – и дифелитами, во главе которых стояли папские легаты. Как обычно, для выяснения вопроса были зачитаны деяния предыдущих соборов, причем обнаружилось, что акты V собора были подделаны: в них вставили несколько подложных писем (как позже выяснилось, подлог устроил Макарий Антиохийский). В деяниях соборов ничего определенного касательно двух воль и энергий обнаружить не удалось, поэтому спорящие стороны перешли к доказательствам из патристики и собственным рассуждениям. Макарий Антиохийский настаивал на том, что во Христе было одно, не человеческое и не божественное, а богомужнее действие и что одна личность Христа не могла иметь две воли. Он заявил, что никогда не признает две природных воли или два природных действия, «хотя бы меня разрубили на мелкие части и бросили в море».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шестой Вселенский Собор подобным же образом воспоминает о Великом посте, в 29 правиле так говоря о нем: " Некоторые из отцов в день Божественной Вечери приносили Бескровную Жертву после употребления пищи " . Шестой Вселенский Собор нашел неприемлемым и несообразным ни во Святую Четыредесятницу, ни в четверг последней седмицы оставлять пост и тем умалять великое значение Святой Четыре десятницы. Тот же Шестой Вселенский Собор в 52 правиле так рассуждает: " Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров " . И еще, тот же Собор в 56 правиле говорит: " Армяне в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницы едят сыр и яйца; Собор же сей повелевает от таковых снедей удаляться. Если же кто не будет сего соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне будут отлучены " . Первый Поместный Гангрский Собор в 19 правиле, говоря о посте, предостерегает: " Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою " . На этот же предмет есть ясные указания и в правилах Поместного Лаодикийского Собора (см.: правила 45, 49, 50 и 52). Все сии святые Соборы говорят о Великом посте как об уже известном и принятом установлении апостольском, которое необходимо твердо хранить и исполнять. б) Свидетельства Святых Отцов об установлении Святой Четыредесятницы Священномученик Игнатий Богоносец, почти современник апостолов, в послании своем к Филиппийцам так говорит о важности Великого поста: " Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она (Святая Четыредесятница) содержит чин и устав общества Господня " . Святитель Василий Великий в Слове 1-ом о посте рассуждает о том же: " Глава всех нас Господь наш, когда вооружил постом плоть, ради нас воспринятую, то победил самого диавола. Постился же Господь для того, чтобы научить и нас вооружаться постом во время подвига в искушениях " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Правило 15 Неокесарийского Собора о семи только диаконах в одном городе шестой Вселенский Собор 16 своим правилом отменил. К установлению Лаодикийского Собора, в 58 его правиле изложенному, о неслужении литургии в доме, оный же шестой Вселенский Собор в 31 правиле своём прибавил, что сему не быть, кроме позволения Епископского. Правило 41 Карфагенского Собора, которым позволяемо было в великий четверток страстной недели литургию служить, вкусив прежде того другой пищи, помянутый же шестой Собор 29 правилом своим отменил. Вы сами признаёте и показываете, что Макарий со своим собором погрешил. Ибо для чего вы ему, повелевающему в 41 своей главе праздновать субботу, не повинуетесь? Для чего не верите вы ему, учащему: «что святые Апостолы и святые отцы предали, и заповедали, и уставили всем православным Христианам в пять дней делать, а в субботу и в неделю на молитву упражняться и праздновать»? Поскольку знаете вы, что он в сем лжёт. Откуда же знаете, что он лжёт? Знаете от учения церкви и от самых дел, которые вам показывают, что святая церковь сего не наблюдает. Видите бо, что из православных никто субботы не празднует. И сие воистину весьма изрядно. Но та же самая святая церковь словами и делами вас учит, что Макариева собора 31 глава о сложении перстов, и глава 42 о глаголании Аллилуйя содержит ложь. Вы видите, что из православных никто не говорит Аллилуйя дважды, никто не крестится и не благословляет, слагая персты так, как собор Макариев повелевает. Почто же вы о непраздновании субботы верите церкви, а не Макарию, о сложении же перстов, и о Аллилуйя церкви верить не хотите, но верите Макарию? По тем ли свидетельствам, которые приводит он на утверждение своего мнения о перстном сложении и о сугубой Аллилуйи? Но он важнейшие предлагает свидетельства на уставление празднества в субботу. «Понеже сие, – говорит, святые Апостолы и святые отцы предаша, и заповедаша, и уставиша всем православным Христианам Апостолов же святых и святых отцов предание, заповедание и повеление без сравнения имеет большую силу и важность, нежели свидетельство Мелетиево, неизвестного списателя жития Евфросинова, и Зизаниево.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Святого Мартина, папу Римского, и святого Максима Исповедника велегласно прославили и в память вечную ублажать и восхвалять их определили. Благочестивый царь Константин, прибыв на собор, воссел посреди святых отцов. Главный патриарший секретарь, по сану архидиакон, взял хартию правой веры и громогласно прочитал следующее: «великий сей и вселенский шестой собор, созванный по воле и благодати Божией и по приказанию верующего и благочестивого царя Константина»... см. Вероопределение VI всел. собора (т. VI, стр. 228, Казань, 1882 г.) до слов: «богодухновенно запечатлел» (229). Далее – «Ныне мы, составившее сей шестой собор, исповедуем веру, проповеданную на этих соборах и взываем: Веруем во единого Бога Отца».., символ Константинопольский, до слов – «быть под анафемой» (229–232, с той разницей, что собор этот принял по рукописи послания не только Льва Римского и блаженного Кирилла, но и Софрония Иерусалимского . Далее – «Благочестивейший император Константии сказал... до слов – «...Христа Бога нашего, анафема 239–240. Затем: «Царю православному Константину вечная память! Богоносному Мартину, папе Римскому, вечная память! Блаженному Максиму, отцу нашему, исповеднику Христа Бога нашего вечная память! Софронию, патриарху Иерусалимскому, вечная память! Всем православным иерархам и отцам, право правящим слово истины, вечная память!» Благочестивый царь Константин, сказал: хотя святость ваша»... до слов – «вашей святости» (241). «После этого благочестивый царь собственноручно написал киноварью согласие свое и утверждена на «Столпе веры», и таким образом установилось единение католической церкви, сделалась радость великая, и все вознесли благодарность Богу. Царь почтил всех епископов, каждого из них он одарил от щедрот своих и отправил их по своим церквам. Этот святой шестой собор совершил большая благодеяния и установил много правил и канонов церковных, которые написаны в Номоканоне, на пользу верующим и украшение церкви. Для совершения всех этих божественных дел, на утверждение веры правой и противодействие злой ереси с самого начала Бог воздвиг святого и блаженного Максима, ибо, благодаря его стараниям и учению, познали все соблазн ереси, он возбудил божественную ревность в первосвященниках Римских и до самой смерти трудился за истину и правую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

7. Шестой вселенский собор. – Константинопольский третий, собирался в 680 г., при императоре Константине Погонате против монофелитов, которые для примирения евтихианского учения с православным признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали лишь одну волю, обусловливаемую единством ипостаси (т. е. единством личного самосознания) во Христе 589 . На этом соборе присутствовало 170 епископов и легаты папы Агафона 590 . Собор составил определение истинного учения и осудил многих восточных патриархов 591 и папу Гонория за их монофелитский образ мыслей, несмотря на то, что папа и некоторые другие патриархи умерли за 40 лет до собора. Осуждение Гонория вместе с другими определениями собора, за смертью Агафона, было признано папой Львом II 592 . Правил этот собор тоже не издавал 593 . 8. Пято-шестой собор. – Так как пятый и шестой вселенские соборы правил не издавали, а между тем в употреблении церковных правил, изданных прежними соборами, замечалась шаткость и неопределенность, при чем явились даже подделки и «корчемствование истиной», то в 692 году, при Юстиниане II Ринотмите, был собран собор в Константинополе для дополнения деятельности пятого и шестого соборов изданием нужных правил. На нем присутствовало 227 епископов, в числе которых несомненно был епископ Василий Гортинский с острова Крита, подписавшийся в качестве представителя собора Римской Церкви. Он был и на 6-м соборе, где он подписался как легат апостольского престола 594 . Заседания происходили в зале с круглыми сводами, Труллоне (τρολλον), почему этот собор и называется Трулльским. Он называется также пято-шестым (πενϑκτη, Quini-Sexta) или просто шестым вселенским собором. Шестым он называется в 1-м правиле седьмого вселенского собора 595 . Догматических определений он не издавал, но издал 102 правила 596 . Нужно заметить, что Трулльский собор в истории права Восточной Церкви имеет совершенно особое выдающееся значение. На нем была сделана ревизия действующих источников канонического права. Вследствие этой ревизии правилами этого собора: во-первых, отвергнуты источники права испорченные, именно, Апостольские Постановления (2-е пр.); во-вторых, утвержден состав канонических правил, собранных трудами частных лиц в сборники (2-е пр.); в-третьих, исправлены и дополнены прежние правила (14, 16, 25, 29, 30 и др.), в-четвертых, изданы новые постановления, как напр., 12-е правило, при чем некоторые из этих новых прямо направляются против обычаев и практики римской церкви (13, 55, 67, 73, 82) и армянской (33, 56). Сверх того, вообще было этим собором воспрещено «подделывать, или отвергать, или принимать другие правила, кроме предлежащих, с ложными надписаниями составленными какими-то людьми, дерзнувшими торговать истиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Благочестивый царь Константин, прибыв на собор, воссел посреди святых отцов. Главный патриарший секретарь, по сану архидиакон, взял хартию правой веры и громогласно прочитал следующее: „великий сей и вселенский шестой собор, созванный по воле и благодати Божий и по приказанию верующего и благочестивого царя Константина“... см. Вероопределение VI всел. собора 243 до слов: „богодухновенно запечатлел“ 244 . Далее – „Ныне мы, составившие сей шестой собор, исповедуем веру, проповеданную на этих соборах и взываем: Веруем во единого Бога Отца“..., символ Константинопольский, до слов – „быть под анафемой“ 245 . Далее – „Благочестивейший император Константин сказал...“ до слов – „...Христа Бога нашего, анафема“ 246 . Затем: „Царю православному Константину – вечная память! Богоносному Мартину, папе Римскому вечная память! Блаженному Максиму, отцу нашему, исповеднику Христа Бога нашего, вечная память! Софронию, патриарху иерусалимскому, вечная память! Всем православным иерархам и отцам, право правящим слово истины, вечная память“! Благочестивый царь Константин сказал: „хотя святость ваша“.... до слов – „вашей святости“ 247 . „После этого благочестивый царь собственноручно написал киноварью согласие свое и утверждение на „Столпе веры“, и таким образом установилось единение кафолический церкви, сделалась радость великая, и все вознесли благодарность Богу. Царь почтил всех епископов, каждого из них он одарил от щедрот своих и отправил их по своим церквам. Этот святой шестой собор совершил большие благодеяния и установил много правил и канонов церковных, которые написаны в Номоканоне, на пользу верующим и украшение церкви. Сей блаженный был при Константине, прозванном Погонатом, внуке Ираклия, убитом в Сицилии в бане от своих людей. Блаженный Максим, исполненный всякой мудрости и разумения, великий словом и делом, при первых царях был протоасинкритом, как добрый советник и во всем добрый учитель. Видя, что учение нечестивого Северия, проповедывавииого одно естество во Христе, до того распространяется, что, будучи написано на хартии, оно вывешено было даже в притворе святой Софьи, он оставил столицу и, удалившись, принял монашество в монастыре Хризопольском, где впоследствии сделался игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Шестой Вселенский Святой Собор также лишь упоминает о святом Великом пос­те и в правиле 29 гласит следующее: «Некоторые Отцы приносили Бескровную Жертву в день Божественной Вечери, после Вечери. Собор постановляет не делать этого и не разрешать приносить Бескровную Жертву в последнюю неделю Четыредесятницы и бес­честить весь пост». Смотри Кормчую книгу, лист 186. И снова этот же Шестой Вселенский Собор в правиле 52 гласит: «В течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья и дня святого Благовещения, да совершает­ся служба Преждеосвященных Даров». Смотри Кормчую книгу, лист 194, на обороте. И снова этот же Собор в правиле 26 гласит: «Армяне в святой Великий пост едят по субботам сыр и яйца. Собор повелевает не делать этого. Если же кто не послушает этого, да будет отлучен. Если это сделает церковнослужитель, да будет извержен». Смот­ри Кормчую книгу, лист 195, на обороте. Поместный Собор, состоявшийся в Гангре, в правиле 18 гласит: «Если кто из воз­держивающихся, за исключением телесной необходимости, возгордится и нарушит ус­тановленные и соблюдаемые Церковью общие для всех посты по собственному усмотре­нию, да будет проклят». Смотри Кормчую книгу, лист 59. Этот Святой Собор после Первого Никейского был первым. Поместный Лаодикийский Собор в правиле 44 гласит: «Не должно в первую неделю Великого поста при­нимать на крещение. Разумно сделают те, кто станут поститься самого начала поста». Кормчая книга, лист 81. И снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 48 гласит: «В течение сорока дней Великого поста не совершать проскомидию, кроме субботы и воскресенья». Кормчая книга, лист 82. Снова тот же Собор в правиле 49 гласит: «Не должно нарушать пост в четверг последней седмицы четыредесятницы последние дни и тем самым бесчестить весь пост, но должно поститься весь Великий пост с сухоядением». Кормчая книга, лист 83, на обороте. Снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 51 гласит: «Не должно в Великий пост совершать ни брака, ни поминовения (то есть обедов) по мертвым, ни иного какого пира устраивать». Смотри Кормчую книгу, лист 84.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

1917 И Тарасий при одном случае заявляет о себе: «κα ατα μες γραφικς κα ρευνητικς κα συλλογιστικς κα ποδικτεκς ξετσαντες κα τας πατρικας διδασκαλαις μαθητεθεντες». 1918 Автор трактата пред изложением 82-го правила пято-шестого собора говорит следующее: «святой шестой вселенский собор изрек свое определение против утверждающих, что во Христе, Боге нашем, одна воля; это было во дни тогдашнего императора Константина. Когда же вскоре после этого Константин скончал свою жизнь, и царство досталось сыну его Юстиниану, то отцы, собиравшиеся на этом соборе, опять по божественному внушению, спустя года четыре или пять, собрались единодушно и изложили правила, касающиеся устройства церковных дел, числом до ста двух». 1919 Тарасий после прочтения 82-го правила в 4-м заседании говорил: «некоторые по незнанию соблазняются относительно этих правил (пято-шестого собора), говоря: неужели они принадлежат шестому собору? Пусть же они знают, что святой великий шестой собор был открыт при Константине, против тех, кои говорили, что во Христе одно действие и одно хотение. На нем отцы амафематствовали еретиков и провозгласили православную в веру: а затем возвратились домой в 14-й год царствования Константина. Спустя года четыре или пять, собрались те же при Юстиниане, сыне Константина, и изложили упомянутая правила». 1920 В этих отрывках останавливает на себе внимание одинаковое определение времени созвания Трулльского собора: «спустя четыре или пять лет» после 6-го вселенского собора. Эта —462— однаковость, конечно, ничего бы не говорила в пользу нашего предположения, если бы показанная дата была верна: истинные показания могут повторяться многими и оставаться неизменными. Но в том и дело, что эта дата представляет собою грубейшую ошибку, явившуюся без всяких оснований. Шестой вселенский собор продолжался с 7-го ноября 680-го года до 16-го сентября 681-го г., 1921 а Трулльский собор имел место не «спустя четыре или пять лет», а в 692-м году. 1922 Одинаковость произвольной ошибки в обоих случаях и есть по нашему мнению яснейшее доказательство принадлежности трактата Тарасию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чем же восхищался Вильям Твисс, чем его поразил Мид? «Прежде всего кембриджский профессор предложил новый принцип «синхронизации» видений Апокалипсиса с историческими событиями: одному и тому же событию, по Миду, могут отвечать несколько эпизодов Откровения. Например, 1260 дней пребывания женщины в пустыне ( Отк. 12, 6 ) включают в себя и те три с половиной дня, когда божьи свидетели были мертвыми ( Отк. 11, 6–12 ), или, по крайней мере, эти эпизоды хронологически смыкаются, ибо сказано ( Отк. 11, 3 ), что свидетели пророчествовали 1260 дней». 154 Мид, следуя своим принципам, отнес снятие первых шести печатей ( Отк. 6 ) к событиям, происшедшим в хронологический период, расположенный между распятием Христа и крещением императора Константина. Затем происходят исторические события, которым в Откровении соответствуют трубные гласы. Звук первой трубы ( Отк. 8, 7 ) раздался в год смерти римского императора Феодосия Великого (395 год). Между седьмой печатью и первым трубным гласом и случилось торжество Зверя, т. е. торжество христианской идолатрии, которая в 381 г. (I Вселенский собор) заменила идолатрию языческую. Отрезок времени с 381 по 395 годы соответствует получасовому молчанию, начавшемуся после снятия седьмой печати ( Отк. 8, 1 ). Раздавшиеся следующие пять трубных гласа (начиная со второго и кончая шестым) Мид увязал с разными эпизодами борьбы со Зверем, который у него ассоциировался, как и у других протестантов, с римско-католической церковью. Сам же шестой глас ( Отк. 9, 13–14 ) совпадает по времени с пролитием первой чаши ( Отк. 16, 2 ). «Протестантские богословы, как правило, совмещали во времени пролитие первых шести чаш с шестой трубой, причем первой чаше отвечали события 410 г. (взятие Рима полчищами Аллариха), второй – 476 г. (падение Западной Римской империи), третьей – события второй половины VI в. (в частности, лангобардские завоевания), четвертой – войны с сарацинами (начиная с VIII в.), пятой – борьба с турками в XI в., шестой – торжество Антихриста в образе римской католической церкви». 155

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Суждение H. С. Суворова было бы совершенной истиной, если бы канон шестой имел в виду действительно тот собор (диэцезный), о котором говорит наш уважаемый профессор. Между тем – это еще большой вопрос! Дело в том, что константинопольский шестой канон говорит не просто о диэцезальном соборе, а о большем диэцезальном соборе. А ведь это большая разница. Все это заставляет нас обратиться к детальному изучению шестого канона константинопольского собора 381 г. Едва ли во всей нашей Книге правил имеется канон, который был бы более загадочен, чем шестой константинопольский канон и которым бы так мало занимались исследователи. Самое происхождение его спорно. Из отсутствия его в древних латинских переводах, именно prisca 2627 , Дионисия Малого и Исидора 2628 , а также в луценском кодексе 2629 уже Беверидж 2630 и Баллерини 2631 , а за ними и Гефеле 2632 пришли к заключению, что этого канона, как и предшествующего ему канона пятого, не было в древних греческих списках и на том будто бы основании, что каноны эти принадлежат не константинопольскому собору 381 г., а следующему за ним константинопольскому собору 382 г. С этим однако трудно согласиться. Дело в том, что канон этот, не говоря уже о своей наличности во всех древних греческих рукописях 2633 и об официальной рецепции его в первой половине VI в. Иоанном Схоластиком в его Συναγων καννων κκλησαστικν ες ν’ ττλους διρημνη, в качестве канона, именно второго вселенского собора, имеется уже в древнейшей дошедшей до нас сирийской рукописи от 501 г. 2634 Благодаря необыкновенной любезности академика Π. К. Коковцева, взявшего на себя труд ознакомить меня с этой ценной рукописью, мы можем поделиться с читателями полученными от высокоуважаемого профессора и академика сведениями. Каноны второго вселенского собора находятся на fol. 87а – 95а знаменитой сирийской рукописи британского музея Add. 14.528, писанной в 501 году 2635 . По сообщению Π. К. Коковцева, сирийский переводчик необыкновенно точно передает свой греческий подлинник, не насилуя вместе с тем строя сирийской речи. Отсюда перевод читается чрезвычайно легко, также легко и приятно, как известный сирийский перевод церковной истории Евсевия 2636 , изучая который иногда забываешь, что имеешь дело не с оригинальным сирийским текстом, а с переводом. От всего сирийского текста веет глубокой древностью. Подобно тому, как это мы видим в актах халкидонского собора 2637 , также и в сирийской рукописи константинопольские каноны нераздельно следуют один за другим и отмечаются цифрами лишь на полях рукописи. Как и в арабском парафразе, явившемся переводом с сирийского, порядок канонов отличен от порядка греческих рукописей 2638 . Соответствие сирийского и греческого текстов таково:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010