Став императором, Константин Погонат продолжил курс на политическое сближение с Римом, однако в церковной сфере никаких подвижек не происходило. Чтобы исправить это, Константин пригласил к себе папских легатов, которые привезли в Константинополь послание от папы, призывавшего Восток вернуться к православному учению о двух волях. Здесь они встретились с новым константинопольским патриархом Георгием, антиохийским епископом Макарием (он находился в Константинополе, поскольку Антиохия была захвачена арабами) и представителями Александрийской церкви, которая в то время не имела епископа, так как тоже оказалась под властью арабов. Так, как бы сам собой, составился Шестой Вселенский собор. Шестой Вселенский собор Императорский дворец в Константинополе представлял собой не одно, а целый комплекс самостоятельных дворцовых зданий с огромным количеством помещений и комнат. В одном из них было всего два зала, Большой и Малый. Оба они имели форму чаши, по – латыни – trullo, поэтому и дворец назывался Трулльским. Под этим чашеобразными сводами – труллами и проходили все восемнадцать заседаний Шестого Вселенского собора, продолжавшегося десять месяцев: с 7 ноября 680 года по 16 сентября 681 года. Собор открылся под председательством императора, который заявил, что созвал его ради одной цели – выяснения истины. По правую сторону от него сидели римские легаты, по левую – все остальные епископы и представители светской власти. Содержание собора свелось к дискуссии между монофелитами – представленными Макарием Антиохийским, Георгием Константинопольским и некоторыми другими иерархами Церкви, – и дифелитами, во главе которых стояли папские легаты. Как обычно, для выяснения вопроса были зачитаны деяния предыдущих соборов, причем обнаружилось, что акты V собора были подделаны: в них вставили несколько подложных писем (как позже выяснилось, подлог устроил Макарий Антиохийский). В деяниях соборов ничего определенного касательно двух воль и энергий обнаружить не удалось, поэтому спорящие стороны перешли к доказательствам из патристики и собственным рассуждениям. Макарий Антиохийский настаивал на том, что во Христе было одно, не человеческое и не божественное, а богомужнее действие и что одна личность Христа не могла иметь две воли. Он заявил, что никогда не признает две природных воли или два природных действия, «хотя бы меня разрубили на мелкие части и бросили в море». |
Шестой Вселенский Собор подобным же образом воспоминает о Великом посте, в 29 правиле так говоря о нем: " Некоторые из отцов в день Божественной Вечери приносили Бескровную Жертву после употребления пищи " . Шестой Вселенский Собор нашел неприемлемым и несообразным ни во Святую Четыредесятницу, ни в четверг последней седмицы оставлять пост и тем умалять великое значение Святой Четыре десятницы. Тот же Шестой Вселенский Собор в 52 правиле так рассуждает: " Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров " . И еще, тот же Собор в 56 правиле говорит: " Армяне в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницы едят сыр и яйца; Собор же сей повелевает от таковых снедей удаляться. Если же кто не будет сего соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне будут отлучены " . Первый Поместный Гангрский Собор в 19 правиле, говоря о посте, предостерегает: " Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою " . На этот же предмет есть ясные указания и в правилах Поместного Лаодикийского Собора (см.: правила 45, 49, 50 и 52). Все сии святые Соборы говорят о Великом посте как об уже известном и принятом установлении апостольском, которое необходимо твердо хранить и исполнять. б) Свидетельства Святых Отцов об установлении Святой Четыредесятницы Священномученик Игнатий Богоносец, почти современник апостолов, в послании своем к Филиппийцам так говорит о важности Великого поста: " Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она (Святая Четыредесятница) содержит чин и устав общества Господня " . Святитель Василий Великий в Слове 1-ом о посте рассуждает о том же: " Глава всех нас Господь наш, когда вооружил постом плоть, ради нас воспринятую, то победил самого диавола. Постился же Господь для того, чтобы научить и нас вооружаться постом во время подвига в искушениях " . |
Правило 15 Неокесарийского Собора о семи только диаконах в одном городе шестой Вселенский Собор 16 своим правилом отменил. К установлению Лаодикийского Собора, в 58 его правиле изложенному, о неслужении литургии в доме, оный же шестой Вселенский Собор в 31 правиле своём прибавил, что сему не быть, кроме позволения Епископского. Правило 41 Карфагенского Собора, которым позволяемо было в великий четверток страстной недели литургию служить, вкусив прежде того другой пищи, помянутый же шестой Собор 29 правилом своим отменил. Вы сами признаёте и показываете, что Макарий со своим собором погрешил. Ибо для чего вы ему, повелевающему в 41 своей главе праздновать субботу, не повинуетесь? Для чего не верите вы ему, учащему: «что святые Апостолы и святые отцы предали, и заповедали, и уставили всем православным Христианам в пять дней делать, а в субботу и в неделю на молитву упражняться и праздновать»? Поскольку знаете вы, что он в сем лжёт. Откуда же знаете, что он лжёт? Знаете от учения церкви и от самых дел, которые вам показывают, что святая церковь сего не наблюдает. Видите бо, что из православных никто субботы не празднует. И сие воистину весьма изрядно. Но та же самая святая церковь словами и делами вас учит, что Макариева собора 31 глава о сложении перстов, и глава 42 о глаголании Аллилуйя содержит ложь. Вы видите, что из православных никто не говорит Аллилуйя дважды, никто не крестится и не благословляет, слагая персты так, как собор Макариев повелевает. Почто же вы о непраздновании субботы верите церкви, а не Макарию, о сложении же перстов, и о Аллилуйя церкви верить не хотите, но верите Макарию? По тем ли свидетельствам, которые приводит он на утверждение своего мнения о перстном сложении и о сугубой Аллилуйи? Но он важнейшие предлагает свидетельства на уставление празднества в субботу. «Понеже сие, – говорит, святые Апостолы и святые отцы предаша, и заповедаша, и уставиша всем православным Христианам Апостолов же святых и святых отцов предание, заповедание и повеление без сравнения имеет большую силу и важность, нежели свидетельство Мелетиево, неизвестного списателя жития Евфросинова, и Зизаниево. |
Святого Мартина, папу Римского, и святого Максима Исповедника велегласно прославили и в память вечную ублажать и восхвалять их определили. Благочестивый царь Константин, прибыв на собор, воссел посреди святых отцов. Главный патриарший секретарь, по сану архидиакон, взял хартию правой веры и громогласно прочитал следующее: «великий сей и вселенский шестой собор, созванный по воле и благодати Божией и по приказанию верующего и благочестивого царя Константина»... см. Вероопределение VI всел. собора (т. VI, стр. 228, Казань, 1882 г.) до слов: «богодухновенно запечатлел» (229). Далее – «Ныне мы, составившее сей шестой собор, исповедуем веру, проповеданную на этих соборах и взываем: Веруем во единого Бога Отца».., символ Константинопольский, до слов – «быть под анафемой» (229–232, с той разницей, что собор этот принял по рукописи послания не только Льва Римского и блаженного Кирилла, но и Софрония Иерусалимского . Далее – «Благочестивейший император Константии сказал... до слов – «...Христа Бога нашего, анафема 239–240. Затем: «Царю православному Константину вечная память! Богоносному Мартину, папе Римскому, вечная память! Блаженному Максиму, отцу нашему, исповеднику Христа Бога нашего вечная память! Софронию, патриарху Иерусалимскому, вечная память! Всем православным иерархам и отцам, право правящим слово истины, вечная память!» Благочестивый царь Константин, сказал: хотя святость ваша»... до слов – «вашей святости» (241). «После этого благочестивый царь собственноручно написал киноварью согласие свое и утверждена на «Столпе веры», и таким образом установилось единение католической церкви, сделалась радость великая, и все вознесли благодарность Богу. Царь почтил всех епископов, каждого из них он одарил от щедрот своих и отправил их по своим церквам. Этот святой шестой собор совершил большая благодеяния и установил много правил и канонов церковных, которые написаны в Номоканоне, на пользу верующим и украшение церкви. Для совершения всех этих божественных дел, на утверждение веры правой и противодействие злой ереси с самого начала Бог воздвиг святого и блаженного Максима, ибо, благодаря его стараниям и учению, познали все соблазн ереси, он возбудил божественную ревность в первосвященниках Римских и до самой смерти трудился за истину и правую веру. |
7. Шестой вселенский собор. – Константинопольский третий, собирался в 680 г., при императоре Константине Погонате против монофелитов, которые для примирения евтихианского учения с православным признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали лишь одну волю, обусловливаемую единством ипостаси (т. е. единством личного самосознания) во Христе 589 . На этом соборе присутствовало 170 епископов и легаты папы Агафона 590 . Собор составил определение истинного учения и осудил многих восточных патриархов 591 и папу Гонория за их монофелитский образ мыслей, несмотря на то, что папа и некоторые другие патриархи умерли за 40 лет до собора. Осуждение Гонория вместе с другими определениями собора, за смертью Агафона, было признано папой Львом II 592 . Правил этот собор тоже не издавал 593 . 8. Пято-шестой собор. – Так как пятый и шестой вселенские соборы правил не издавали, а между тем в употреблении церковных правил, изданных прежними соборами, замечалась шаткость и неопределенность, при чем явились даже подделки и «корчемствование истиной», то в 692 году, при Юстиниане II Ринотмите, был собран собор в Константинополе для дополнения деятельности пятого и шестого соборов изданием нужных правил. На нем присутствовало 227 епископов, в числе которых несомненно был епископ Василий Гортинский с острова Крита, подписавшийся в качестве представителя собора Римской Церкви. Он был и на 6-м соборе, где он подписался как легат апостольского престола 594 . Заседания происходили в зале с круглыми сводами, Труллоне (τρολλον), почему этот собор и называется Трулльским. Он называется также пято-шестым (πενϑκτη, Quini-Sexta) или просто шестым вселенским собором. Шестым он называется в 1-м правиле седьмого вселенского собора 595 . Догматических определений он не издавал, но издал 102 правила 596 . Нужно заметить, что Трулльский собор в истории права Восточной Церкви имеет совершенно особое выдающееся значение. На нем была сделана ревизия действующих источников канонического права. Вследствие этой ревизии правилами этого собора: во-первых, отвергнуты источники права испорченные, именно, Апостольские Постановления (2-е пр.); во-вторых, утвержден состав канонических правил, собранных трудами частных лиц в сборники (2-е пр.); в-третьих, исправлены и дополнены прежние правила (14, 16, 25, 29, 30 и др.), в-четвертых, изданы новые постановления, как напр., 12-е правило, при чем некоторые из этих новых прямо направляются против обычаев и практики римской церкви (13, 55, 67, 73, 82) и армянской (33, 56). Сверх того, вообще было этим собором воспрещено «подделывать, или отвергать, или принимать другие правила, кроме предлежащих, с ложными надписаниями составленными какими-то людьми, дерзнувшими торговать истиной». |
Благочестивый царь Константин, прибыв на собор, воссел посреди святых отцов. Главный патриарший секретарь, по сану архидиакон, взял хартию правой веры и громогласно прочитал следующее: „великий сей и вселенский шестой собор, созванный по воле и благодати Божий и по приказанию верующего и благочестивого царя Константина“... см. Вероопределение VI всел. собора 243 до слов: „богодухновенно запечатлел“ 244 . Далее – „Ныне мы, составившие сей шестой собор, исповедуем веру, проповеданную на этих соборах и взываем: Веруем во единого Бога Отца“..., символ Константинопольский, до слов – „быть под анафемой“ 245 . Далее – „Благочестивейший император Константин сказал...“ до слов – „...Христа Бога нашего, анафема“ 246 . Затем: „Царю православному Константину – вечная память! Богоносному Мартину, папе Римскому вечная память! Блаженному Максиму, отцу нашему, исповеднику Христа Бога нашего, вечная память! Софронию, патриарху иерусалимскому, вечная память! Всем православным иерархам и отцам, право правящим слово истины, вечная память“! Благочестивый царь Константин сказал: „хотя святость ваша“.... до слов – „вашей святости“ 247 . „После этого благочестивый царь собственноручно написал киноварью согласие свое и утверждение на „Столпе веры“, и таким образом установилось единение кафолический церкви, сделалась радость великая, и все вознесли благодарность Богу. Царь почтил всех епископов, каждого из них он одарил от щедрот своих и отправил их по своим церквам. Этот святой шестой собор совершил большие благодеяния и установил много правил и канонов церковных, которые написаны в Номоканоне, на пользу верующим и украшение церкви. Сей блаженный был при Константине, прозванном Погонатом, внуке Ираклия, убитом в Сицилии в бане от своих людей. Блаженный Максим, исполненный всякой мудрости и разумения, великий словом и делом, при первых царях был протоасинкритом, как добрый советник и во всем добрый учитель. Видя, что учение нечестивого Северия, проповедывавииого одно естество во Христе, до того распространяется, что, будучи написано на хартии, оно вывешено было даже в притворе святой Софьи, он оставил столицу и, удалившись, принял монашество в монастыре Хризопольском, где впоследствии сделался игуменом. |
Шестой Вселенский Святой Собор также лишь упоминает о святом Великом посте и в правиле 29 гласит следующее: «Некоторые Отцы приносили Бескровную Жертву в день Божественной Вечери, после Вечери. Собор постановляет не делать этого и не разрешать приносить Бескровную Жертву в последнюю неделю Четыредесятницы и бесчестить весь пост». Смотри Кормчую книгу, лист 186. И снова этот же Шестой Вселенский Собор в правиле 52 гласит: «В течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья и дня святого Благовещения, да совершается служба Преждеосвященных Даров». Смотри Кормчую книгу, лист 194, на обороте. И снова этот же Собор в правиле 26 гласит: «Армяне в святой Великий пост едят по субботам сыр и яйца. Собор повелевает не делать этого. Если же кто не послушает этого, да будет отлучен. Если это сделает церковнослужитель, да будет извержен». Смотри Кормчую книгу, лист 195, на обороте. Поместный Собор, состоявшийся в Гангре, в правиле 18 гласит: «Если кто из воздерживающихся, за исключением телесной необходимости, возгордится и нарушит установленные и соблюдаемые Церковью общие для всех посты по собственному усмотрению, да будет проклят». Смотри Кормчую книгу, лист 59. Этот Святой Собор после Первого Никейского был первым. Поместный Лаодикийский Собор в правиле 44 гласит: «Не должно в первую неделю Великого поста принимать на крещение. Разумно сделают те, кто станут поститься самого начала поста». Кормчая книга, лист 81. И снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 48 гласит: «В течение сорока дней Великого поста не совершать проскомидию, кроме субботы и воскресенья». Кормчая книга, лист 82. Снова тот же Собор в правиле 49 гласит: «Не должно нарушать пост в четверг последней седмицы четыредесятницы последние дни и тем самым бесчестить весь пост, но должно поститься весь Великий пост с сухоядением». Кормчая книга, лист 83, на обороте. Снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 51 гласит: «Не должно в Великий пост совершать ни брака, ни поминовения (то есть обедов) по мертвым, ни иного какого пира устраивать». Смотри Кормчую книгу, лист 84. |
1917 И Тарасий при одном случае заявляет о себе: «κα ατα μες γραφικς κα ρευνητικς κα συλλογιστικς κα ποδικτεκς ξετσαντες κα τας πατρικας διδασκαλαις μαθητεθεντες». 1918 Автор трактата пред изложением 82-го правила пято-шестого собора говорит следующее: «святой шестой вселенский собор изрек свое определение против утверждающих, что во Христе, Боге нашем, одна воля; это было во дни тогдашнего императора Константина. Когда же вскоре после этого Константин скончал свою жизнь, и царство досталось сыну его Юстиниану, то отцы, собиравшиеся на этом соборе, опять по божественному внушению, спустя года четыре или пять, собрались единодушно и изложили правила, касающиеся устройства церковных дел, числом до ста двух». 1919 Тарасий после прочтения 82-го правила в 4-м заседании говорил: «некоторые по незнанию соблазняются относительно этих правил (пято-шестого собора), говоря: неужели они принадлежат шестому собору? Пусть же они знают, что святой великий шестой собор был открыт при Константине, против тех, кои говорили, что во Христе одно действие и одно хотение. На нем отцы амафематствовали еретиков и провозгласили православную в веру: а затем возвратились домой в 14-й год царствования Константина. Спустя года четыре или пять, собрались те же при Юстиниане, сыне Константина, и изложили упомянутая правила». 1920 В этих отрывках останавливает на себе внимание одинаковое определение времени созвания Трулльского собора: «спустя четыре или пять лет» после 6-го вселенского собора. Эта —462— однаковость, конечно, ничего бы не говорила в пользу нашего предположения, если бы показанная дата была верна: истинные показания могут повторяться многими и оставаться неизменными. Но в том и дело, что эта дата представляет собою грубейшую ошибку, явившуюся без всяких оснований. Шестой вселенский собор продолжался с 7-го ноября 680-го года до 16-го сентября 681-го г., 1921 а Трулльский собор имел место не «спустя четыре или пять лет», а в 692-м году. 1922 Одинаковость произвольной ошибки в обоих случаях и есть по нашему мнению яснейшее доказательство принадлежности трактата Тарасию. |
Чем же восхищался Вильям Твисс, чем его поразил Мид? «Прежде всего кембриджский профессор предложил новый принцип «синхронизации» видений Апокалипсиса с историческими событиями: одному и тому же событию, по Миду, могут отвечать несколько эпизодов Откровения. Например, 1260 дней пребывания женщины в пустыне ( Отк. 12, 6 ) включают в себя и те три с половиной дня, когда божьи свидетели были мертвыми ( Отк. 11, 6–12 ), или, по крайней мере, эти эпизоды хронологически смыкаются, ибо сказано ( Отк. 11, 3 ), что свидетели пророчествовали 1260 дней». 154 Мид, следуя своим принципам, отнес снятие первых шести печатей ( Отк. 6 ) к событиям, происшедшим в хронологический период, расположенный между распятием Христа и крещением императора Константина. Затем происходят исторические события, которым в Откровении соответствуют трубные гласы. Звук первой трубы ( Отк. 8, 7 ) раздался в год смерти римского императора Феодосия Великого (395 год). Между седьмой печатью и первым трубным гласом и случилось торжество Зверя, т. е. торжество христианской идолатрии, которая в 381 г. (I Вселенский собор) заменила идолатрию языческую. Отрезок времени с 381 по 395 годы соответствует получасовому молчанию, начавшемуся после снятия седьмой печати ( Отк. 8, 1 ). Раздавшиеся следующие пять трубных гласа (начиная со второго и кончая шестым) Мид увязал с разными эпизодами борьбы со Зверем, который у него ассоциировался, как и у других протестантов, с римско-католической церковью. Сам же шестой глас ( Отк. 9, 13–14 ) совпадает по времени с пролитием первой чаши ( Отк. 16, 2 ). «Протестантские богословы, как правило, совмещали во времени пролитие первых шести чаш с шестой трубой, причем первой чаше отвечали события 410 г. (взятие Рима полчищами Аллариха), второй – 476 г. (падение Западной Римской империи), третьей – события второй половины VI в. (в частности, лангобардские завоевания), четвертой – войны с сарацинами (начиная с VIII в.), пятой – борьба с турками в XI в., шестой – торжество Антихриста в образе римской католической церкви». 155 |
Суждение H. С. Суворова было бы совершенной истиной, если бы канон шестой имел в виду действительно тот собор (диэцезный), о котором говорит наш уважаемый профессор. Между тем – это еще большой вопрос! Дело в том, что константинопольский шестой канон говорит не просто о диэцезальном соборе, а о большем диэцезальном соборе. А ведь это большая разница. Все это заставляет нас обратиться к детальному изучению шестого канона константинопольского собора 381 г. Едва ли во всей нашей Книге правил имеется канон, который был бы более загадочен, чем шестой константинопольский канон и которым бы так мало занимались исследователи. Самое происхождение его спорно. Из отсутствия его в древних латинских переводах, именно prisca 2627 , Дионисия Малого и Исидора 2628 , а также в луценском кодексе 2629 уже Беверидж 2630 и Баллерини 2631 , а за ними и Гефеле 2632 пришли к заключению, что этого канона, как и предшествующего ему канона пятого, не было в древних греческих списках и на том будто бы основании, что каноны эти принадлежат не константинопольскому собору 381 г., а следующему за ним константинопольскому собору 382 г. С этим однако трудно согласиться. Дело в том, что канон этот, не говоря уже о своей наличности во всех древних греческих рукописях 2633 и об официальной рецепции его в первой половине VI в. Иоанном Схоластиком в его Συναγων καννων κκλησαστικν ες ν’ ττλους διρημνη, в качестве канона, именно второго вселенского собора, имеется уже в древнейшей дошедшей до нас сирийской рукописи от 501 г. 2634 Благодаря необыкновенной любезности академика Π. К. Коковцева, взявшего на себя труд ознакомить меня с этой ценной рукописью, мы можем поделиться с читателями полученными от высокоуважаемого профессора и академика сведениями. Каноны второго вселенского собора находятся на fol. 87а – 95а знаменитой сирийской рукописи британского музея Add. 14.528, писанной в 501 году 2635 . По сообщению Π. К. Коковцева, сирийский переводчик необыкновенно точно передает свой греческий подлинник, не насилуя вместе с тем строя сирийской речи. Отсюда перевод читается чрезвычайно легко, также легко и приятно, как известный сирийский перевод церковной истории Евсевия 2636 , изучая который иногда забываешь, что имеешь дело не с оригинальным сирийским текстом, а с переводом. От всего сирийского текста веет глубокой древностью. Подобно тому, как это мы видим в актах халкидонского собора 2637 , также и в сирийской рукописи константинопольские каноны нераздельно следуют один за другим и отмечаются цифрами лишь на полях рукописи. Как и в арабском парафразе, явившемся переводом с сирийского, порядок канонов отличен от порядка греческих рукописей 2638 . Соответствие сирийского и греческого текстов таково: |
| |