Новокрещеный приносится или приводится в церковь . Священник читает над ним особые молитвы, в которых просит Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благословить отроча, возрастить его, освятить, вразумить, уцеломудрить. В другой молитве Святая Церковь просит Господа Бога: «Благослови отроча сие вкупе с родители и восприемники его... сопричти е Святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего». По прочтении молитв священник вносит или вводит мальчика в Святой Алтарь к Жертвеннику, а если приносится девочка, то подносит или подводит ее к Царским Вратам со словами: «воцерковляется раб Божий такой–то или раба Божия такая–то во имя Отца и Сына и Святого Духа», и творит обычный отпуст. Так обряд воцерковления заканчивается. С этого момента новокрещеные становятся полноправными членами Святой Церкви, участниками в совершении всех Таинств Церковных, необходимых для их духовного роста. В народе, не посвященном в сущность церковных священнодействий, установился не совсем правильный взгляд на этот обряд. Принято думать, что в сороковой день читается молитва только для матери-родильницы. Да, в двух молитвах священник просит Господа Бога, чтобы Он очистил мать новорожденного от всякого греха и сподобил ее «неосужденно причаститися Святых Христовых Таин». Но кроме этих молитв, особо читаются три молитвы над новокрещеным. Значит, этот обряд нужен не только для матери-родильницы, но и главным образом для новокрещеного ребенка, который нуждается для своего духовного роста в благодати Божией, подаваемой в Святых Таинствах Церковных и особенно в Таинстве Святого Причащения Пречистых Тела и Крови Христовых. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и питъ Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. – говорит Христос. – Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:53–55 ). Слышите ли вы, родители новорожденных и новокрещеных детей, что говорит Спаситель: если ваши новокрещеные дети еще не причислены к Святой Церкви через обряд воцерковления и не причастились Плоти и Крови Иисуса Христа, то они не имеют в себе духовной жизни, они духовно мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Об этом мире Сам Спаситель в прощальной Своей беседе говорит ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ). Благодатный мир Христов, возрождающий душу человека, ставит его выше временных превратностей судьбы, делает сердце его неустрашимым при всяких испытаниях и лишениях. «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Такого мира, при котором человек всегда чувствовал бы себя довольным и радостным, ничем бы не смущался и ничего не страшился, – такого мира люди дать не могут. При обычных пожеланиях мирной, спокойной жизни всегда имеется в виду жизнь, свободная от всяких бед и скорбей, чего в действительности никогда не бывает. Следовательно, пожелание мирной, спокойной жизни так и останется только пожеланием и может свидетельствовать лишь о благосклонном, благожелательном к нам отношении наших родных и знакомых, но не может оградить нас от ожидающих нас неизбежных для всякого человека скорбей и страданий. И Спаситель наш, оставляя Своим ученикам, а в их лице и всем христианам Свой благодатный мир, не только не обещает им спокойной безмятежной жизни, но и прямо предупреждает их: «В мире скорбны будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир» ( Ин.16:33 ). Мало того, расставаясь со Своими учениками, Христос говорит им: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ). «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16:20 ). Для того и оставил Христос всем нам, верующим во имя Его, Свой благодатный мир, чтобы мы без всякого смущения и страха бодро и спокойно переносили испытания и в скорбях и в страданиях своих находили для себя духовную радость, которую никто у нас не может отнять. Особенно это нужно сказать о таких страданиях, которым подвергается человек за имя Христово. Из истории Христианской Церкви мы знаем, каким ужасным мучениям предавались христиане первых веков за веру во Христа и с какой неземной радостью они переносили страдания за имя Христово. Благодатный мир Христов давал христианским мученикам силы без страха и смущения не только страдать, но и с радостью умирать за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Об этом учил ещё преподобный Силуан Афонский . Один молодой архимандрит, занимавшийся миссионерством среди инославных (вероятно, среди католиков), проповедовал им так: «Я им говорю: «Ваша вера – блуд; у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь». Узнав об этом, старец спросил: «А скажите, отец архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?» – «Это-то они веруют». – «А Божию Матерь чтут они?» – «Чтут, но они неправильно учат о Ней». – «И святых почитают?» – «Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?» – «Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?» – «Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы Вы, что это за службы после наших; какой холод и бездушие». – «Так вот, отец архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах, так что, когда Вы говорите им, что их вера – блуд, то они Вас не послушают... Но вот если Вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что её надо исправить, и тогда всё будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасёмся милостью Божией... Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает Вас, и не будет пользы " » 248 . Разуму Церкви не соответствует безмерное пуританство, которое старается всячески оградиться от целого мира, считая в нём всё «нечистым». Показательно в этом смысле, что деление людей на духовных, душевных и материальных (пневматики, психики и гилики (λη – материя, вещество)), которое имело место в недрах манихейства и было обусловлено дуализмом и спиритуализмом этой ереси 249 , отцы наполнили новым содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Основываясь на знании о вещах обычного плана, мы не дерзаем вносить в реалии внутритроичной божественной жизни что-то страстное, временное и изменчивое. И в отношении догмата Приснодевства не примешиваем, подобно еретикам, худых и хульных мыслей. Просто и в том, и в другом случае мы понимаем, что с обычными словами (Отец, Сын, рождение; зачатие, Материнство и т.д.) в богословии связывается необычный смысл. Мы верим, что Отец предвечно и бесстрастно рождает Сына, во всём равного Себе и существующего всегда с Отцом и Духом. Мы верим, что Дева зачинает бессеменно и рождает без разрушения Девства. Как видим, мы в отношении возвышеннейших вещей употребляем обычные слова. Но при этом единство слов не обязывает нас отождествлять совершенно различный смысл земного отцовства и предвечного отцовства, страстного зачатия и зачатия бессеменного; не заставляет смешивать понятия обычного материнства и Богоматеринства, сопряжённого с уникальной тайной Приснодевства. В отношении евхаристических терминов необходимо соблюдать тот же закон. У нас просто нет никаких оснований и никакого права ограничивать смысл терминов «преложение», «преобразование», «претворение» одним лишь духовным смыслом. Ведь применительно к Литургии эти слова означают изменение субстанциональное. Мы уже ознакомились с подтверждениями этой истины, рассматривая евхаристическое богословие святых отцов Церкви. Видели мы при этом те нелепые выводы, которые становятся неизбежными в случае нашего согласия с еретическими протестантскими концепциями интересующего нас Таинства. В Священном Писании термин μεταβολ означает сущностное изменение – пресуществление. Так, в книге Исход термином «преложение» именуется превращение воды в кровь. Вполне понятно, что, превратившись в вино, вода перестала быть водой, то есть она пресуществилась. «Так говорит Господь: «Из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь (κα μεταβλει ες αμα)» (слав. – «и преложится в кровь» – «et vertetur in sanguinem» ( Исх. 7:17 )». Далее повествуется, что «поднял [Аарон] жезл [свой], и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь (κα μετβαλεν πν τ δωρ τ ν τ ποταμ ες αμα)» (слав. – «и преложи всю воду речную в кровь») (versa est (превратилась. – В.Ш.) in sanguinem) ( Исх. 7:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Повествование книг Паралипоменон об Амасии и Иосии параллельно повествованию кн. Царств и сравнительно с последним не даёт ничего нового; но в других местах сообщает много определённых указаний на целый состав Пятокнижия. В первых главах I-я книга Паралипоменон повторяет родословные списки книг Бытия, Исхода, Числ; при описании распоряжений Давида касательно богослужения (гл. 23) передаёт содержание книги Левит в таких выражениях, которые не оставляют никакого сомнения в том, что автор разумел именно эту книгу: и исчислены левиты.., чтоб они были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, для наблюдения за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепёшками, за печёным, жареным и за всякой мерой и весом, и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы,, в новомесячия, и в праздники по числу, как предписано о них 3393 , – без сомнения, в книге Левит. Не менее ясные указания на книги Исход, Левит и Числ повторяются во 2-й книге Паралипоменон, при описании царствования Соломона, Авии, Иосафата, Иоаса и Езекии (в особенности). Книги Ездры и Неемии представляют столь великое множество ссылок на Пятокнижие, как на писанный закон Моисеев, что приводить их значило бы выписать половину содержания книг названных писателей. Для примера укажем только на речь Неемии в 9-й главе, где вкратце передано содержание всего Пятокнижия. Ещё следует заметить (Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1912 год//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 561–668 (7-я пагин.) —561— Ездры. II-я часть – исследование о содержании и происхождении её. В I части 6 глав: в 1-ой главе г. Шарапов говорит о надписании 2-ой книги Ездры и её месте в древних кодексах и в печатных изданиях Библии, доказывает, что она была написана с самого начала автором по-гречески, а не переведена с еврейского, доказывает, что ею пользовался Иосиф Флавий в своей Археологии, указывает древние переводы её на разные языки. В главах 2–4 он рассматривает вопрос о том, на каком языке читал автор канонические источники 2 Ездры, – в еврейском ли подлиннике, или в переводе LXX, – и высказывается в пользу первого предположения. В 5-ой главе он говорит о текстуальных особенностях 2 Ездры по сравнению с текстом её канонических источников: о перестановках, опущениях, сокращениях и прибавлениях. В 6-ой главе он указывает на важность 2 Ездры для критики текста книг канонических, – как еврейского, так и греческого в переводе LXX; язык 2 Ездры определяет как более чистый по сравнению с языком перевода LXX; делает догадки об источниках апокрифической вставки (2 Е. III–V, 6); первоначальным языком её он считает также греческий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православный. – Ты, друже, берешь вопрос весьма сложный и обширный – подробно его нам сегодня не разобрать, если хочешь беседовать сегодня же, то будем кратки, коснемся только существенных сторон этого вопроса. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой действительно сказал: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет себе ( Ин.4:21–23 ). Слова эти направлены против иудеев и самарян, которые, имея два храма, одни – в Иерусалиме, другие – у себя, в Самарии, на горе Гаризине, – спорили между собою, который из этих двух храмов есть законное место совершения Богослужения. Отцы наши поклонялись на этой горе, – говорит самарянка Спасителю, – а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (ст. 26). В ответ на это Спаситель предсказывает, что Его последователи будут поклоняться Отцу в духе и истине не в одном каком-либо городе или храме, а на всяком месте. И действительно, когда вера Христова распространилась по всей вселенной и принята была целыми народами, то везде, во всех концах земли, возникли храмы Божии; и теперь, на всяком месте «поклоняются Богу духом и истиною» и везде приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Видишь ли, что Спаситель указанными словами не осуждал и не мог осуждать их, ибо и Сам Он, и святые Апостолы Его, как тебе известно, посещали храм Иерусалимский для молитвы и поклонения Богу. Однажды Господь Иисус Христос, изгнав из храма производивших в нём беспорядок иудеев, сказал им: Написано: дом Мой дом молитвы наречется; вы же сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:17 ). Итак, храм, по слову Господню, есть «дом Божий», «дом молитвы». Молоканин. – Если храмы суть «домы Божии», то почему же апостол Павел сказал, что Бог не в рукотворенных храмах живет ( Деян.17:24 )? Православный. Бог вездесущ, и, по выражению Соломона, даже небо, и небо небесе не довлеют Ему ( 3Цар.8:27 ), тем паче храм, созданный руками людей… Но, по милости Своей и снисхождению к людям, Господь благоволит посещать особенною Своею благодатию храмы, которые верующие посвящают Его святому имени и предназначают для молитвы; и храмы эти становятся местами особенного присутствия Божия, «домами Божиими». Клянущийся храмом, – сказал Спаситель, – клянется им и Живущим в нём ( Мф.23:21 ). Хотя Бог везде, и на всяком месте владычествия Его можно благословлять Его святое имя ( Пс.102:22 ), но в храмах особенно угодно Ему принимать молитвы верных. Господь сказал Соломону, создавшему храм: Освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Моё тамо во веки: и будут очи Мои ту и сердце Моё во вся дни ( 3Цар.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6/19 августа Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил . Лк.9:33 Такими словами святой апостол Петр выразил свой духовный восторг под действием Божественной славы Спасителя нашего Иисуса Христа, преобразившегося перед Своими учениками на горе Фавор. Что же пережил он в это время вместе с двумя другими апостолами – Иаковом и Иоанном? На этот вопрос не только мы, грешные, но и сами апостолы не могли бы дать ответа. На языке человеческом нет слов для выражения духовного блаженства, которое испытывает человек под действием благодати Божией. Никакая земная радость, никакое временное счастье не может сравниться с блаженным состоянием духовного единения человеческой души и Бога. Святой апостол Павел говорит о себе, «что он был восхищен до третьего неба, в рай, и слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:4 ). Он сам не мог дать себе отчета в том, что он пережил, что перечувствовал. " Знаю, – говорит он, – человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» ( 2Кор.12:2 ). Так и святой апостол Петр в состоянии духовного блаженства от лицезрения Божественной славы преобразившегося Господа только и мог сказать: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» ( Лк.9:33 ). Что же, собственно, значат эти слова, как их понять? На этот вопрос святой евангелист Лука отвечает так: «не зная, что говорил», то есть апостол Петр сам не знал, что говорил. Никогда он в своей жизни не переживал такого возвышенного отрадного чувства, которое теперь охватило все его существо. И это исключительное, никогда прежде не испытанное состояние духовного восхищения и блаженства настолько было сильно, что вытеснило из его сознания все другие потребности и желания, кроме одного, чтобы это блаженное состояние было постоянным, чтобы оно никогда не прекращалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Св. апостол Павел не оставляет в этом для нас никакого сомнения. Только Церковь в своей вере, учении, таинствах и священноначалии представляет собою Христа на земле, только Церковь есть, по словам апостола, «полнота Христа, наполняющего всё во всём ( Еф.1:23 )», т. е. только Церковь и только она одна есть вполне достаточный для всех в мире и во всех отношениях источник присущей Христу Божественной силы. Эта проявляемая в Церкви полнота Христа, или действующая в Церкви Его Божественная сила, уже сама по себе достаточна, как источник нравственной христианской жизни, для членов Церкви, но св. апостол, в объяснение значения церковного единения со Христом в нравственном отношении, указывает еще на существующие в Церкви «взаимно скрепляющие связи», т. е. догматы, правила и уставы церковные, и на «действие в свою меру каждого члена», т. е. на определенное положение и действие каждого члена Церкви, как на условие нравственного христианского преуспеяния. «Из Главы Христа, говорит св. апостол, всё тело, т. е. вся Церковь, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:16 )». И мысль о том, что только Церковь находится в тесном и живом союзе со Христом, с одной стороны, и что только Церкви Христос отдает Свою Божественную силу, с другой, была для св. апостола настолько ясна и несомненна, что он пользуется этим живым и благодатным исключительно для Церкви союзом Христа с Нею, как Главы со Своим Телом, чтобы дать наставление для мужей и жен в их супружеской жизни. «Муж есть глава жены, учит нас св. апостол, – как и Христос Глава Церкви. Мужие, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить её славною Церковью, не имеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна… Любящий свою жену любит самого себя, ибо никто не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф.5:23, 30 )».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6/19 января Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное . Мф.4:17 Только что раздался в пустыне Иудейской голос великого подвижника и последнего из пророков Крестителя Иоанна: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ), как тот же самый призыв к покаянию мы слышим теперь уже из уст Самого Господа нашего Иисуса Христа в Капернауме. И как к Иоанну Крестителю толпами шел народ, чтобы креститься от него во Иордане во оставление грехов, так и в стране Галилейской многочисленный народ следовал за Христом, чтобы слышать учение Его и подготовить себя к крещению Духом Святым и огнем в возрождение к новой духовной жизни благодатью Животворящего Духа Божия. Итак, покаяние, сознание своей греховности – вот с чего начинается духовная жизнь человека. Без покаяния нет спасения; нераскаянный грешник не может войти в Царствие Небесное. Понятно теперь, почему и Иоанн Креститель, и Сам Иисус Христос , этот «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ), начал свою проповедь о Царстве Божием с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Только через покаяние лежит путь в Царство Небесное. А между тем сколько наших отцов, братьев и детей умерло, да и теперь еще умирает без покаяния и причащения Святых Таин Христовых?! Заболел человек тяжелой болезнью. С грустью ожидают его смерти близкие к нему, родные. И не подумают о том, что умирающего необходимо причастить, дать ему возможность соединиться со Христом и иметь жизнь вечную. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:53, 56 ). Очистив себя от грехов в Таинстве Покаяния, человек в Таинстве Святого Причащения теснейшим образом соединяется со Христом и становится, по словам Спасителя, наследником вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровъ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома , Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. Книга Деяний апостольских 1:9-14 ПОЧИТАНИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Толкование сомнений апостола Фомы: неверие, происходящее от жажды веры К сожалению, об апостоле Фоме мы знаем немного. Евангелие — самый главный и авторитетный источник — подробнее и больше говорит о Петре и Иоанне; Новый Завет в целом очень много говорит об апостоле Павле и многое — устами самого Павла. А имя апостола Фомы прежде всего приводит на память эпизод, когда он сначала не поверил в воскресение Христа, а потом получил уверение в истинности совершившегося от Самого Спасителя.  «Фома неверующий» стал распространенным художественным образом. Правда, как это нередко бывает, его интерпретации в культуре оказались весьма далеки от глубины Евангельского смысла, скажем, как в известном в советские времена стихотворении «Фома». Стихотворный Фома «ни дома, ни в школе, нигде, никому — не верил» и был за свое неверие съеден аллигатором. Правда, лишь во сне, поэтому конец стихотворения все-таки более поучительный, чем трагический. Неверие Фомы здесь — бессмысленное упрямство, идущее против очевидных фактов. То есть то, что в фильме «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов припечатал афористичным: «Упрямство, Шарапов, первый признак тупости»…  Неверие апостола Фомы в последнюю очередь можно назвать упрямством. Напротив, это неверие, происходящее от жажды веры. Вспомним ситуацию: ученики — ближайшие друзья Спасителя — напуганы, растеряны и рассеяны после страшных событий Страстей Господних. До конца еще не понимающие, с Кем они находились рядом, апостолы в те дни живут надеждой встречи с Христом, но при этом считают, что встреча эта — нечто совершенно невероятное. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010