Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е. В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа . Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв) . А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, , Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия ). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства , в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова) , чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть VI Часть V > > ОТНОШЕНИЕ С ДУХОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ Фотографии из тюремного дела архиепископа Николая Могилевского С 1937 года, времени, когда был расстрелян архиеп. Тихон (Шарапов), Алма-Атинская кафедра вдовствовала. В 1944 году Казахстан был включен в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии, а 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиеп. Николай (Могилевский). Скорее всего, впервые архиеп. Николай узнает о преп. Севастиане из письма, в котором верующие Большой Михайловки ходатайствуют об открытии молитвенного дома. «Его Высокопервосвященству Архиепископу Алма-атинскому и Казахстанскому Николаю. Ваше Высокопервосвященство Во имя Отца, и Сына и Св. Духа. Аминь. Мы, члены православно-церковной общины Больше-Михайловской во имя Рождения Пресвятой Богородицы церкви обращаемся к Вам, Владыко Святый, со слезной и горячей просьбой не отказаться возбудить ходатайство пред высшей гражданской властью о немедленном разрешении продолжать богослужение в нашем молитвенном доме, впредь пока не будет проведена полное оформление регистрации нашей церковной общины. Ведь больше года тому назад нами подавалось заявление со списком «двадцатки» нашему областному уполномоченному по вопросам религиозного культа, но до сего дня мы никакого результата по данному вопросу не имеет. Теперь мы опять вынуждены были возбуждать вопрос об оформлении регистрации нашей церковной общины. Но дело с подачей нашего заявления задержалось из-за того, что уполномоченный зам. Председателя Карагандинского Облсовета тов. Ткаченко заявил нам, что до окончания выборов он вряд ли сможет послать санитарно-техническую комиссию (о чем мы его просили для осмотра нашего молитвенного дома). А затем неожиданно последовало распоряжение о прекращении богослужений впредь до оформления регистрации общины. Но чем же мы виноваты, что местные власти тормозят дело с регистрацией нашей общины. Велико наше горе, как верующих, что мы лишены возможности посещать богослужение.

http://pravoslavie.ru/2275.html

Тихон (Шарапов), еп.Алма-Атинский Родился в 1885 году. Был иеромонахом в Почаевской Лавре. Участвовал в издании журнала «Русский Инок». 9 марта 1925 года хиротонисан во епископа Гомельского, вик. Могилевской епархии. С 17 марта 1934 года назначен епископом Череповецким, но на епархию не поехал, а проживал на покое в г.Самарканде. 17 июля 1936 года назначен епископом Алма-Атинским, но в управление этой епархией вступил только 17 января 1937 года, и был там до 3 октября 1937 года. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: ФПС I, 218, стр.8. ФПС II, стр.5. ФПС IV, стр.7. ФПС V, 186. ФАМ I, 255, стр.20. «Списки архиереев 1897–1944 гг., Патр.Алексия», стр.23, 30. Als Mönch des Klosters PoÖaev wurde er im Zusammenhang mit dem ukrainischen Aufstand Anfang 1919 verhaftet und in das unierte Kloster Bua gebracht. Bevor der polnische General Haller Bua eroberte, floh er nach Wolhynien, geriet dabei in die Hände von Banden und hatte viel zu leiden (M Evlogij, Put‘ moej izni 325). – Als Archimandrit des Klosters irovicy war er das Haupt des Widerstandes gegen den von den polnischen Behörden eingeführten neuen Kalender. Er wurde von den polnischen Behörden in die Sowjetunion ausgewiesen. Auch als Bvon Gomel hat er die orthodoxe Kirche in Polen stark beeinflußt, besonders das Kloster in irovicy. Er unterrichtete auch Patr. Tichon und seine Nachfolger über die wahre Lage der orthodoxen Kirche in Polen. Literatur: Regel‘son 366: Ansprache des Patr. Tichon bei seiner B-Weihe. 390: 10.12.1925 verhaftet. M. Pol " skij, Novye mueniki I, 138; II, 129: 1937 erschossen. M Evlogij, Put’ moej izni (Paris 1947), 323. AE Aleksij (Gromadskij), К istorii pravoslavnoj cerkvi v Pol‘še za desjatiletie prebyvanija vo glave eja Bl. Mitr. Dionisio (Warszawa 1937) 65f. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 58, 62, 142, 143. Orientalia Christiana Nr. 15, S. 100. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения на Соловецких островах, и он был отправлен в пересыльный лагерь, располагавшийся в городе Кеми, где встретился с преподобным Никоном. Первое время они жили вместе, но затем монах Агапит попал на одну из лагерных командировок на побережье Белого моря. По окончании срока заключения монах Агапит был приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Архангельск. Во время этапирования он снова смог встретиться со старцем Никоном. Однако вскоре после прибытия в Архангельск старца Никона перевели в Пинегу, а отца Агапита – в село Заостровье рядом с Архангельском. Многое о жизни отца Агапита в ссылке, о его встречах с преподобным Никоном стало известно благодаря воспоминаниям духовной дочери преподобного старца монахини Амвросии (Оберучевой), которая посетила ссыльного монаха в Заостровье, привезла ему посылку с продуктами и сапоги, необходимые для работ в лесу. Архиепископ Тихон (Шарапов)      В архангельской ссылке отец Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и другими ссыльными епископами и священниками, в частности, проживавшим по соседству епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; впоследствии – архиепископ Алма-Атинский, расстрелян 10 ноября 1937 года). 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, и вместе с ним двадцать один человек, среди которых оказался и монах Агапит. Впоследствии отцу Агапиту было предъявлено обвинение в том, что он «являлся ближайшим сторонником епископа Тихона, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян за мученика и невинного страдальца за веру Христову». 2 декабря 1931 года монах Агапит был приговорен к очередным трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области. Вернувшись из заключения, он поселился в Орле, где в то время жили многие ссыльные и отбывшие заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался с прежними знакомыми по Оптиной.

http://pravoslavie.ru/122489.html

Несмотря на запрет совершать богослужения, отец Тихон продолжал служить в кладбищенском Георгиевском храме (возле Жировичского монастыря). Характерно, что авторитет его был настолько высок, что практически вся паства обители приходила на богослужение именно к нему, а не в монастырь. Хотя в монастыре тоже шли службы и был назначен новый наместник. Усилия архимандрита Тихона увенчались частичным успехом. 16 августа 1924 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше благословил сохранение юлианского календаря по усмотрению местных приходских общин (6). Но остаться в Жировичах отстраненному настоятелю не позволили. 15 октября 1924 г. представители гражданской власти вывезли его в Варшаву, откуда через два дня депортировали в Германию (7). На протяжении двух месяцев после высылки он жил при бывшей посольской Владимирской церкви в Берлине, а затем получил возможность переехать в СССР. Вскоре после прибытия в Советскую Россию, архимандрит Тихон (Шарапов) был рукоположен во епископа Гомельского с наделением правами попечения о православных христианах Польши, сохраняющих верность Патриарху Московскому.  В мае 1925 г. произошел его арест по обвинению в «активной контрреволюционной пропагандистской деятельности». После осуждения владыка отбывал срок в Казахстане, на Соловках, в Архангельской области. В августе 1937 г. вновь арестован по обвинению в руководстве «антисоветской монархической террористическо-повстанческой организации церковников» и расстрелян 10 ноября 1937 г. , реабилитирован в 1990 г. . От редакции Как нам сообщили в Митрополичьем округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, преосвященного Тихона в Казахстане помнят и почитают. На полигоне Жаналык, где расстреляно более 4 тыс. человек, покоится и владыка, там регулярно совершаются панихиды и молебны, туда приезжают паломники. Однако вопрос о возможном прославлении владыки пока остается открытым, так как с его следственного дела в архиве еще не снят гриф «секретно». Справка Архимандрит Тихон (Константин Иванович Шарапов) родился 7 апреля 1886 г.

http://e-vestnik.ru/analytics/girovichi_...

Алавердская 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Пирр Окропиридзе 1916–1917. 1917–1922: Пирр Окропиридзе, паки Алатырская 01(14).07.1912–09(22).02.1918: Назарий Андреев 1918–1919: Тихон Василевский, в. у. –1920: 26 .1(08.02).1920–07.1923: Гурий Степанов 27 .06(10.07).1921 –1925: Иоаким Благовидов 1925–1926: Герман Коккель, в. у. 1926–: – 1928: Аркадий Ершов 16(29).09.1927 –16(29).10.1930: Митрофан Гринёв 1930–1933: Иоанникий 1933–1934: Иннокентий Поспелов 16(29).06.1934–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. Алатырская (обн.) 27 .04(10.05).1924–02(15).10.1925: Феодор Преображенский 1925–1934: 11 .1934–10(23).01.1935: Викентий Никипорчук Алданская (обн.) 22 .10(04.11).1928–1929: Константин Знаменский Александрийская (обн.) 03(16).07.1923–05.1925: Иоанн Славгородский 1925–1935: 1935–1936: Софония Яскевич Александровская (Владим. вик.) 09 .1932–1935: Леонид Антощенко Александровская (Владим. вик.)(обн.) 28 .04(11.05).1924–1928: Алексий Рождественский 10 .1929–1931: Александр Введенский 2 1931 – 1935: 04 .1935–27.08(09.09).1935: Андрей Расторгуев 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Николай Автономов Александровская (Ставроп. вик.) 03(16).07.1911–1919(7): Михаил Космодемьянский 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев 1922–1924: 10(23).09.1924–1925: Рафаил Гумилевский 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко Алексинская (обн.) 14(27).01.1925–07(20).11.1925: Христофор Сокольский 1925–09(22).09.1926: Пётр Данилов 1926–1932: 08 .1932–09.1932: Пётр Горбатов Алма-Атинская 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Иннокентий Пустынский 21 .01(03.02).1917–1917: Сергий Лавров 1917–1918: Пимен Белоликов 10(23).06.1919– 1920: Софроний Арефьев 1921–04 (05).1922: Леонид Скобеев 1923–24.01(06.02).1927: Сергий Лавров, паки 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко 1929–1930: Лев Черепанов 03(17)04.1930–05(18).12.1932: Герман Вейнберг 21 .08(03.09). 1933–03.1936: Александр Толстопятов 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Тихон Шарапов 1937–1945: 23 .05(05.06).1945–12(25).10.1955: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вот эти имена. Игумен Арсений (Алексеев), А.И.Дубровин, Н.Е.Марков, В.М.Пуришкевич, В.А.Грингмут, протоиерей И.И.Восторгов, епископ Макарий (Гневушев), епископ Гермоген (Долганов), митрополит Антоний (Храповицкий), протоиерей М.В.Митроцкий, протоиерей Т.И.Буткевич, П.Н.Дурново, князь В.П.Мещерский, генерал Е.В.Богданович, адмирал Ф.В.Дубасов, граф С.Д.Шереметев, И.Г.Щегловитов, генерал А.А.Киреев, генерал И.А.Думбадзе, князь А.А.Ширинский-Шихматов, Н.А.Маклаков, Д.А.Хомяков, С.Ф.Шарапов, А.С.Вязигин, Б.В.Никольский, Д.И.Иловайский, П.Ф.Булацель, В.Л.Величко, М.Я.Говорухо-Отрок, А.А.Римский-Корсаков, Г.А.Шечков, А.Т.Соловьев, Н.Н.Тиханович-Савицкий. Прочитав книгу, уверен: каждый отдаст низкий поклон этим людям. Хочу назвать и тех, благодаря кому память о преданных забвению наших предках возвращена сегодняшнему поколению жителей России. Это: А.Д.Степанов и А.А.Иванов, составители сборника и авторы многих из очерков, И.Е.Алексеев, Д.Д.Богоявленский, А.Д.Каплин, Ю.В.Климаков, М.В.Медоваров, Е.М.Михайлова и Д.И.Стогов. Огромная признательность авторам — нашим современникам! Конечно, публикация не свободна от мелких огрехов (так, датой смерти протоиерея Михаила Митроцкого указан 1937 г., но в самом очерке говорится, что в 1937 г. он был арестован, а расстрелян 1 октября 1939 г.), но это реально МЕЛОЧИ по сравнению с масштабностью сделанной работы. Не хочу здесь пересказывать исторически корректно и ёмко, литературно талантливо, душой и сердцем написанные очерки. Восхищает научная скрупулезность авторов! Надеюсь, книга дойдет до читателя. А это жизненно необходимо! Судите сами: И это только 7 из 33. Люди очень разные, но какие ГИГАНТЫ ДУХА! Нам есть, по кому равняться. Кем гордиться. Кому подражать. Ошибки кого учитывать в нашей сегодняшней борьбе за Россию. Сергей Николаевич Бабурин От редакции. Напомним, что сегодня, 13 ноября, в 18 часов в Православном драматическом театре «Странник» (Санкт-Петербург, улица Цветочная, д. 16) состоится презентация книги « Правая Россия. Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века », выпущенной издательством «Царское Дело». Во встрече с читателями примут участие: Степанов Анатолий Дмитриевич, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», председатель общественного движения «Русское Собрание» (Санкт-Петербург); Иванов Андрей Александрович, доктор исторических наук, профессор кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург); Стогов Дмитрий Игоревич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (Санкт-Петербург); Астахов Сергей Игоревич, директор издательства «Царское Дело»; Знахур Владимир Васильевич, координатор крестного хода «Царский путь», алтарник храма святого Цесаревича Алексия.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/13/iz...

и Т. е. В Гомельской губ. насчитывалось ок. 370 правосл. общин, в 1923 г. они составили обновленческую Гомельскую епархию (см. Обновленчество ). В 1923-1925 гг. значительная часть общин вернулась в Патриаршую Церковь, особенно способствовал этому процессу Гомельский еп. Тихон (Шарапов) , хиротонисанный 22 марта 1925 г. В кон. 1926 - нач. 1927 г., после того как Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский уезды расформированной Гомельской губ. отошли Брянской губ. (в 1923 в Брянскую губ. вошел Почепский у.), церковные общины на этой территории стали частью Брянской епархии РПЦ (учреждена в кон. 1920). До нач. 1994 г. правосл. приходы на территории совр. К. и Т. е. (как и на территории всей Брянской обл.) входили в Орловскую и Брянскую епархию РПЦ, в 1994-2013 гг.- в Брянскую и Севскую епархию. Правосл. общины особенно пострадали от гонений на Церковь в 30-х гг. XX в. В 2005 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских были прославлены стародубские священники, погибшие в 1937 г.: протоиереи Александр Левицкий и Митрофан Корницкий , иереи Алексий Тютюнов, Корнилий Удилович и Иоанн Никольский . В Собор Брянских святых включена подвизавшаяся в Каменском Успенском монастыре юродивая мон. Херувима (Оськина ; † 5 дек. 1884). Церковь во имя Св. Троицы в с. Гринёво. 1802 г. Фотография. 2013 г. Церковь во имя Св. Троицы в с. Гринёво. 1802 г. Фотография. 2013 г. В 1926 г. была учреждена обновленческая кафедра с центром в Стародубе, первоначально названная Гомельская и Стародубская, которая объединила ок. 25 приходов. Вследствие упразднения Гомельской губ. за епископом был закреплен титул «Стародубский». Инициатором создания кафедры был организатор раскола на Стародубщине бывш. иером. Евстафий (Сафран). В 1922 г. он уклонился в обновленчество и женился, вскоре стал настоятелем Новониколаевского собора в Стародубе, в 1923 г. возглавлял 2 раскольнических прихода в городе. Стародубская кафедра первоначально подчинялась обновленческому Белорусскому синоду, по распоряжению которого в нач.

http://pravenc.ru/text/1841431.html

Геополитические изменения, произошедшие в Европе после окончания Первой мировой войны, создали условия для восстановления независимости польского государства. Прямым следствием этих процессов стало провозглашение автокефалии Православной Церкви в Польше, что было неоднозначно воспринято местным православным населением. Одним из очагов церковного сопротивления автокефалии и предшествовавшего ее провозглашению перехода на новый календарный стиль стал Успенский Жировичский монастырь, настоятелем которого в 1922–1924 гг. являлся архимандрит Тихон (в миру Константин Иванович Шарапов) (1886–1937). История кампании по изъятию церковных ценностей получила достаточно широкое и обстоятельное освещение в церковно-исторической науке. Однако до сих пор остаются неизученными события 1922 г. в некоторых отдельно взятых регионах. Вспоминаем статью доцента Минской духовной академии, кандидата богословия (ныне доктора церковной истории) Александра Валерьевича Слесарева, который восстановил одну из таких белых страниц, описывая обстоятельства проведения кампании в пределах Гомельского уезда. Возникновение украинского и белорусского автокефальных движений в ХХ в. сопровождалось попытками построения системы идейных обоснований стремления к отделению от Русской Православной Церкви. Важной составляющей этих концепций явилось утверждение о якобы неканоничном переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви, утвержденном решением Константинопольского Собора 1686 г. Первоначально дистанцируясь от предложений сторонников украинской автокефалии поддержать развитие Украинской автокефальной Православной Церкви, Константинопольский Патриархат в 1924 г. изменил свою позицию. Дезавуировав соборные деяния 1686 г., Вселенская патриархия фактически поддержала украинский и белорусский церковный сепаратизм. По этой причине притязания Константинопольского Патриархата на территории исторической Киевской митрополии спровоцировали развитие схизматических движений и в конечном итоге привели к глубокому кризису межправославных отношений.

http://bogoslov.ru/person/2468957

Арестованным архипастырям НКВД предъявляло те же бредовые и фантастические обвинения, что и партийным вождям, военачальникам, инженерам, врачам, крестьянам. Архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова) обвинили в том, что он возглавлял банду контрреволюционеров и террористов. Архиепископа Орловского Иннокентия (Никифорова) арестовали вместе с 16 священнослужителями города «за клерикально-фашистскую заговорщическую деятельность». Митрополиту Нижегородскому Феофану (Тулякову) ставилось в вину, что по его указаниям, основанным на директивах московского церковно-фашистского центра, клерикальные банды проводили поджоги, диверсии и осуществляли террористические акты: совершили более 20 поджогов в Лысковском районе, уничтожали заготовленный пиломатериал и лес на корню, сожгли салотопный завод, принадлежавший Лыськовскому райпотребсоюзу 355 . Епископа Ветлужского Неофита (Коробова) обвинили «в проведении активной контрреволюционной работы, направленной на свержение советской власти и реставрацию капитализма в СССР», «в создании церковно-фашистской, диверсионно-террористической, шпионско-повстанческой организации с общим числом свыше 60 участников», и в личном руководстве «подготовкой терактов, сбором шпионских сведений, поджогами колхозов, уничтожением колхозного поголовья», в том, что он переправлял «шпионские сведения митрополиту Сергию (Старгородскому) для передачи разведывательным органам одного из иностранных государств» 356 . В 1937– 1939 гг. был истреблен почти весь российский православный епископат. Помимо уже упомянутых архиереев погибли митрополиты Серафим (Александров) и Павел (Борисовский), архиепископы священномученик Фаддей (Успенский) , Питирим (Крылов), Прокопий (Титов), Гурий (Степанов) , Ювеналий (Масловский), Серафим (Протопопов), Софроний (Арефьев), Глеб (Покровский), Никон (Пурлевский), Феофил (Богоявленский), Борис (Шипулин), Андрей (Солнцев), Максим (Руберовский), Тихон (Шарапов) – и это только малая часть сонма святителей-священномучеников, проливших кровь за Христа в годы большого террора. Всего же с 1917 по 1940 г. погибло более 250 православных архипастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010